Научная статья на тему 'ГОРОД И ДЕРЕВНЯ ПО АРИСТОФАНУ'

ГОРОД И ДЕРЕВНЯ ПО АРИСТОФАНУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
146
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИСТОФАН / ГОРОД / ДЕРЕВНЯ / ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спирина Полина Николаевна

Комедии древнегреческого писателя Аристофана представляются таким же важным источником для изучения античности, как, например, археологические находки и различного рода документы. Сквозь призму этих работ можно в некоторой мере, с учетом особенностей жанра, накладывавшего неизменный отпечаток на произведение, понять, каким видел Древнюю Грецию современник - человек, живший в то время, бывший свидетелем как важнейших политических событий, так и сцен повседневного бытия горожанина и крестьянина. Вообще город и деревня являются неотъемлемыми составляющими местности, где обитали древние греки. Благодаря изучению этих населенных пунктов, можно сделать выводы о социально-экономическом развитии Древней Греции, об изменении материальной и духовной культуры. При этом заранее нужно отметить, что город и деревня в нашем современном представлении существенно разнятся с теми населенными пунктами, которые существовали в V веке до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY AND THE VILLAGE ACCORDING TO ARISTOPHANES

The comedies of the ancient Greek writer Aristophanes seem to be as important a source for the study of antiquity as, for example, archaeological finds and various kinds of documents. Through the prism of these works, it is possible to some extent, taking into account the peculiarities of the genre, which left an invariable imprint on the work, to understand how a contemporary saw Ancient Greece - a man who lived at that time, who was a witness of both the most important political events and scenes of everyday life of a citizen and a peasant. In general, the city and the village are integral components of the area where the ancient Greeks lived. Thanks to the study of these settlements, it is possible to draw conclusions about the socio-economic development of Ancient Greece, about the change in material and spiritual culture. At the same time, it should be noted in advance that the city and the village in our modern view differ significantly from those settlements that existed in the V century BC.

Текст научной работы на тему «ГОРОД И ДЕРЕВНЯ ПО АРИСТОФАНУ»

Город и деревня по Аристофану The city and the village according to Aristophanes

Спирина Полина Николаевна

Студент, МГУ Россия, Москва polina_spirina2000@mail.ru

Spirina Polina Nikolaevna

Student, MSU Russia, Moscow polina_spirina2000@mail.ru

Аннотация.

Комедии древнегреческого писателя Аристофана представляются таким же важным источником для изучения античности, как, например, археологические находки и различного рода документы. Сквозь призму этих работ можно в некоторой мере, с учетом особенностей жанра, накладывавшего неизменный отпечаток на произведение, понять, каким видел Древнюю Грецию современник - человек, живший в то время, бывший свидетелем как важнейших политических событий, так и сцен повседневного бытия горожанина и крестьянина. Вообще город и деревня являются неотъемлемыми составляющими местности, где обитали древние греки. Благодаря изучению этих населенных пунктов, можно сделать выводы о социально-экономическом развитии Древней Греции, об изменении материальной и духовной культуры. При этом заранее нужно отметить, что город и деревня в нашем современном представлении существенно разнятся с теми населенными пунктами, которые существовали в V веке до н.э.

Annotation.

The comedies of the ancient Greek writer Aristophanes seem to be as important a source for the study of antiquity as, for example, archaeological finds and various kinds of documents. Through the prism of these works, it is possible to some extent, taking into account the peculiarities of the genre, which left an invariable imprint on the work, to understand how a contemporary saw Ancient Greece - a man who lived at that time, who was a witness of both the most important political events and scenes of everyday life of a citizen and a peasant. In general, the city and the village are integral components of the area where the ancient Greeks lived. Thanks to the study of these settlements, it is possible to draw conclusions about the socio-economic development of Ancient Greece, about the change in material and spiritual culture. At the same time, it should be noted in advance that the city and the village in our modern view differ significantly from those settlements that existed in the V century BC.

Ключевые слова: Аристофан, город, деревня, Древняя Греция.

Key words: Aristophanes, city, village, Ancient Greece.

Комедии Аристофана, многогранные по своей сущности, не только позволяют филологу выявить особенности жанра комедии, но и дают возможность историку окунуться в прошлое для изучения истории Древней Греции. Аристофан, как человек восприимчивый к событиям своего времени и неравнодушный к окружающей действительности, не оставляет и интересующие нас город с деревней без внимания.

О деревне у Аристофана мы можем сказать немного. Она состояла из домов (например, в «Облаках» упоминается дом старика-земледельца Стрепсиада), но об их высоте, окружающей местности ничего неизвестно. Другой постройкой, встречающейся в трудах древнегреческого комедиографа, является крытый загон для домашних животных. «Мир» начинается с того, что два раба замешивают корм в хлеву, который стоит во дворе перед домом виноградаря Тригея. По Аристофану, деревня, кроме домов, дворов и хлевов - это сплошная земля, поле. Показателен следующий эпизод. Когда в разговоре ученика Сократа со Стрепсиадом речь заходит о геометрии, первый объясняет, что эта наука нужна для измерения земли. На что старик-земледелец спрашивает: «Понял я. Надельную?». То есть земля для этого жителя деревни - это в первую очередь его надельный участок, клочок земли, где выращиваются хлеб, овощи, одним словом, то, благодаря чему он живет. В.И. Кузищин в своей

работе «Античное классическое рабство» пишет, что ведущим экономическим типом в это время было «хозяйство среднезажиточного земледельца, обеспеченное собственной рабочей силой и замкнутое на собственное производство». Подобные хозяйства мы наблюдаем в комедиях Аристофана. Так, например, земледелец Дикеополь говорит, что в селе все своё и что там нет покупателей.

Главным представителем населения деревни является крестьянин. Из Аристофана нам практически ничего неизвестно о деталях одежды этого человека, его телосложении, походке и взгляде. Все, что представляет нам автор - это краткие, еле уловимые описания внешности. Так, например, Аристофан пишет о дырявых лохмотьях Телефа, в которые переодевается Дикеополь в комедии «Ахарняне», и о накидке, без которой из дома вышел Стрепсиад в «Облаках». Но подобные моменты встречаются настолько редко, что создать схематичный рисунок с изображением типичного представителя греческой деревни не представляется возможным. Однако при этом автор в полной мере представляет современному читателю возможность составить представление о внутренних качествах крестьянина, его мышлении, ценностях и волнующих их проблемах. Неспроста исследователь Радциг в своей статье пишет: «...все свои симпатии Аристофан отдает «простым людям», живущим трудами своих рук хотя бы и с помощью небольшого числа рабов, — т. е. крестьянам- середнякам и городским жителям среднего состояния...». На мой взгляд, древнегреческий комедиограф неспроста останавливает свой выбор на этих людях. Будучи ярым сторонником мирного существования, он понимал, что для земледельца также неприемлемы постоянные затяжные войны, от которых страдает его хозяйство. Поэтому некоторые его главные герои - те же крестьяне - становятся носителями близкой ему идеи - идеи мира.

Эти люди имеют ряд отличительных особенностей. Для них характерна находчивость, а для некоторых, отдельно взятых героев, даже хитрость. Стрепсиад, старик-земледелец из произведения «Облака», не желая отдавать долги кредиторам, строя планы обвести их вокруг пальца и одержать победу в суде, отправляет своего сына осваивать новые навыки к Сократу, ученики которого овладевают ораторским искусством. Главный герой комедии «Мир» Тригей, чтобы подняться к богам на Олимп, седлает навозного жука. Другая черта, на которую стоит обратить внимание - храбрость. Дикеополь из «Ахарнян» не боится выступить против города, отстаивает свои требования мира. В смелости ему не уступает другой персонаж аристофановских трудов - уже упоминавшийся Тригей. Ему, как и его дочерям, нечего есть («В доме нет ни полушки, ни крошки...» (Pax., 307)). Однако он отправляется к греческим богам на Олимп не только по личным причинам, Тригея волнуют общенародные проблемы. Это путешествие он почитает своим долгом («я не могу иначе...» (Pax., 307)). Третьей особенностью земледельцев комедий Аристофана является твердость намерений, особенно в отношении вопросов, касающихся всего народа. Это глубоко религиозные люди, труженики, занимающие активную позицию и принимающие непосредственное участие в общественной жизни.

Однако сразу стоит отменить, что приведённые выше черты не имеют отношения к идеализации образа крестьянина. С.И. Соболевский в своем труде «Аристофан и его время» писал, что в отличии от большинства римских сатириков Аристофан высмеивал vitia civium - страсти, слабости и увлечения афинских граждан (с. 87). В образе крестьянина могут смешиваться высокие моральные качества и самые настоящие людские пороки. Так, например, не стесняющийся высказать своё мнение, затеявший великое дело по заключению мира Дикеополь отказывается помочь крестьянину, лишившемуся собственных волов. По словам второго полухория: «Прекрасно в мире он живет/ И миром, видимо, ни с кем / Не думает делиться» (АЛ., 59). Но Аристофан, которому безусловно симпатизируют собственноручно созданные главные персонажи, лишь посмеивается над их слабостями. При этом эти герои порой не преминут блеснуть едким словцом. В речи Тригея потрясающим образом смешиваются, создавая яркий контраст, высокопарные выражения («Легковеющих крыльев полет напряги.» (Pax., 309)) и грубые, стилистически низкие слова («Но в лицо не воняй мне, прошу об одном.» (Pax., 306)). Данный пример,

приведённый из произведения «Мир», далеко не единичен. Конечно, использование подобных слов в речи героев комедии обусловлено особенностями жанра, однако людей оно тоже характеризует.

Если обрисовывать картину в целом, население древнегреческой деревни составляют земледельцы, ведущие хозяйство с помощью небольшого числа рабов. Постоянное упоминание в тексте комедий последних, выведение их на сцену в качестве полноценных персонажей с собственными репликами позволяет говорить о рабах как о другой, не менее значимой прослойке населения и о их месте в крестьянском хозяйстве. Торгово -ремесленные полисы V—IV вв. до н. э. внедряли рабство в сферы производства и жизни, постепенно рабы стали неотъемлемой частью домашних хозяйств. Рабство, отойдя от патриархальных форм, стало явлением развитым и широко распространённым. Беотиец к Дикеополю в «Ахарнянах» приходит не один, а с рабом. Неслучайно и основные персонажи аристофановских произведений являются рабовладельцами, хоть и небольшими (2-3 раба). «Мир» начинается с разговора двух рабов земледельца Тригея, замешивающих корм в хлеву. Стрепсиад из «Облаков» в первой же своей реплике произносит фразу «Храпят рабы» (Nub., 146). У виноградаря Дикеополя, естественно, выполняющие его поручения рабы тоже были. Таким образом, население деревни у Аристофана составляли земледельцы -энергичные и деятельные, занимающие активную позицию, и находившиеся в их подчинении рабы.

В отличии от деревни город обрисовывается более четко. Кроме домов, есть площадь для народных собраний, так называемый Пникс. Сцену подобного собрания с участием прибывших из Персии послов мы можем наблюдать в «Ахарнянах». Вообще агора - рыночная площадь, где проходила торговля и народные собрания - является одним из обязательных атрибутов греческого полиса. Также город по Аристофану- это улицы с домами друг напротив друга (как в тех же «Ахарнянах», например), дороги и общественные здания. У древнегреческого комедиографа таким общественным зданием выступает суд, многократно упоминающийся в «Осах». Представитель города - городской житель - как и крестьянин, обладает находчивостью. В «Осах» Филоклеон, пытающийся добраться до суда, не попавшись при этом на глаза не пускающему его туда сыну, находит все новые способы побега - то по трубе, то по стене спустится. Горожанин находит выход из затруднительной ситуации, применяя смекалку и ловкость. Однако, по мере углубления в эту тему, становится понятно, что образы земледельца и горожанина больше разнятся, чем сходятся. Согласно Аристофану, городской житель представляется то ищущим выгоду льстецом, то просто откровенным обманщиком. Один из наиболее ярких персонажей подобного типа - кожевник Клеон из комедии «Всадники». По словам раба Демосфена, он постоянно пытается услужить, при этом подставляя других слуг. Клеон то преподносил господину сваренную Демосфеном кашу как свою, то клеветал на рабов, то требовал взятки с них (Equ.,75-76).

Основываясь на данных комедий Аристофана, можно выявить различные социальные группы жителей города. Широкое поле для изучение городского контингента предоставляют комедии «Ахарняне» и «Осы». В первой из них мы встречаем глашатого, объявляющего народу официальные известия, афинских послов, вернувшихся из Персии, Феора, посла, прибывшего из Фракии. И это ещё не все, перечисление можно продолжить, добавив пританов (членов дежурной секции Совета пятисот), доносчиков, евнухов, флейтистов. В «Осах» особую категорию составляют гелиасты, выборные судьи. Также отдельно хочется выделить рабов и слуг. Несмотря на то, что, как мы уже говорили, они были заняты в сельском хозяйстве, значительная часть рабов, работающих в мастерских и задействованных в строительстве, проживала в городе. Наглядный пример городского раба - уже знакомый нам Кожевник. Будучи рабом, он занимался выделкой или продажей кож, тем же ремеслом, одним словом. Образ городского раба по характеру несколько схож с горожанином. Ему свойственны изворотливость и поиск личной выгоды. Иногда они даже не отказывались от возможности что-нибудь украсть. Филоклеон в «Осах», обращаясь к рабу, говорит: «...Иль не помнишь, как за кражей в

винограднике тебя/ Я застал, к маслине старой поволок и отстегал?» (Vesp.,250), а раб Никий во «Всадниках» незаметно от хозяина стаскивает бутылку вина (Equ.,77).

Таким образом, несколько схожие во внутренней жизни, город и деревня отличаются друг от друга не только внешним обликом, как мы разобрались выше, но и атмосферой. Это противопоставление духа города и деревни неоднократно встречается в комедиях. Так, например, Дикеополь говорит: «А мыслями я в поле, мира жажду я./ Мне город мерзок. О село желанное!». Его вовсе не привлекает рыночный шум и это место, где каждый продаёт и покупает, в целом. В произведениях Аристофана шум и гам города резко контрастирует со спокойствием и тишиной деревни. Неслучайно Стрепсиад говорит: «Чудесной, тихой жил я жизнью сельскою,/ В уюте, и в навозе, и в безделии,/ Средь пчел, вина, оливок и овечьих стад». Если город - место, где кипит жизнь, где люди постоянно взаимодействуют друг с другом, где решаются важные общественные вопросы, то деревня -место уединения, гармонии человека, природы и труда. Также стоит отметить, что деревня представляет собой закрытое, ограниченное пространство, то есть нам ничего неизвестно о контактах с другими селениями и т.п., в то время как город предстаёт в совсем ином свете. Он открыт для внешних связей - афинские послы вернулись из Персии, посол Феор - из Фракии, в Афины прибыли уполномоченный персидского царя Лже-Артаб и жители других городов - мегарец и беотиец («Ахарняне»). Этот пример демонстрирует, что крупный греческий город трудно представить без коммуникации и постоянных контактов.

Таким образом, город и деревня действительно противопоставляются Аристофаном. Однако было бы в корне неправильно сводить их отношения исключительно к противопоставлению. Город и деревня связаны между собой, как и люди, живущие в этих населенных пунктах. Жаждущий мира Дикеополь ведь из деревни приходит в город, как и потерявший волов крестьянин, который к нему потом обратится за помощью. Одно без другого представить сложно, да и, наверное, не нужно.

Список используемой литературы:

1. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система.-М, 1990

2. Кузищин В.И. Трудовая этика и античный полис // Вопросы истории № 8. М., 1996. С.31 -45

3. Андреев В.Н. Аграрные отношения в Аттике в V-IVвв. до н.э. / Античная Греция. Проблемы развития полиса. Под ред. Е.С. Голубцовой. Т. 1. Становление и развитие полиса. М., 1983.

4. Кошеленко Г.А. Греческий полис и проблемы развития экономики // Античная Греция. Т.1., М., 1983. С.217-247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.