Научная статья на тему 'ГОРОД БУДУЩЕГО В АНТИУТОПИЯХ XX ВЕКА'

ГОРОД БУДУЩЕГО В АНТИУТОПИЯХ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
805
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИУТОПИЯ / ГОРОД БУДУЩЕГО / КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДОВ / АНТИУТОПИЧЕСКИЕ РОМАНЫ XX ВЕКА / ОБРАЗ ГОРОДА В ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малова Екатерина Денисовна

Всё большую часть современных исследований занимают работы, проведённые на стыке нескольких наук. Они позволяют изучить тот или иной вопрос с различных сторон и предложить наиболее эффективные и часто неожиданные решения тех или иных задач. Изучение представления города в литературных произведениях способно сформировать многогранный и сложный образ города в зависимости от исторического и социального контекста, в котором произведение было написано. Представленная в статье работа является первым этапом этого эксперимента, благодаря ей удалось структурировать образ города в определённом литературном жанре. В исследовании анализируется образ города в ряде антиутопических произведений ХХ века. При этом раскрываются особенности описания городов в зависимости от центральной проблематики произведения. Автором формулируется классификация антиутопических городов будущего на основе выявленных отличительных черт городов в произведениях со схожей проблематикой. Так, были выделены: «Идеалистический город», «Город потребления», «Альтернативный город» и «Город, не претерпевший видимых изменений». Созданная классификация была апробирована и смогла стать основой для последующего изучения описания города в других литературных произведениях антиутопического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CITY OF FUTURE IN DYSTOPIAS OF THE 20TH CENTURY

Most of modern research is occupied by work carried out at the intersection of several sciences. They allow you to study a particular issue from various angles and offer the most effective and often unexpected solutions to certain problems. Studying the representation of the city in literary works can form a multifaceted and complex image of the city depending on the historical and social context in which the work was written. The work presented in the article is the first stage of this experiment, thanks to which it was possible to structure the image of the city in a certain literary genre. The study analyzes the image of the city in a number of dystopian works of the 20th century. At the same time, the features of the description of cities are revealed, depending on the central problems of the work. The author formulates the classification of dystopian cities of the future on the basis of the identified distinctive features of cities in works with similar problems. Thus, the “Idealistic city”, “The city of consumption”, “The alternative city” and “The city that has not undergone visible changes” were singled out. The created classification was tested and could become the basis for the subsequent study of the description of the city in other literary works of the dystopian genre.

Текст научной работы на тему «ГОРОД БУДУЩЕГО В АНТИУТОПИЯХ XX ВЕКА»

Культурология | Culturology

Е.Д. Малова, студент

Научный руководитель — А. Е. Гашенко, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова

E. Malova, student

Scientific advisor A. Gashenko, Associate Professor

KryachkovNovosibirsk state University of architecture, design and arts named after A. D. Kryachkov

Город будущего в антиутопиях XX века

City of future in dystopias of the 20th century

Всё большую часть современных исследований занимают работы, проведённые на стыке нескольких наук. Они позволяют изучить тот или иной вопрос с различных сторон и предложить наиболее эффективные и часто неожиданные решения тех или иных задач. Изучение представления города в литературных произведениях способно сформировать многогранный и сложный образ города в зависимости от исторического и социального контекста, в котором произведение было написано. Представленная в статье работа является первым этапом этого эксперимента, благодаря ей удалось структурировать образ города в определённом литературном жанре. В исследовании анализируется образ города в ряде антиутопических произведений ХХ века. При этом раскрываются особенности описания городов в зависимости от центральной проблематики произведения. Автором формулируется классификация антиутопических городов будущего на основе выявленных отличительных черт городов в произведениях со схожей проблематикой. Так, были выделены: «Идеалистический город», «Город потребления», «Альтернативный город» и «Город, не претерпевший видимых изменений». Созданная классификация была апробирована и смогла стать основой для последующего изучения описания города в других литературных произведениях антиутопического жанра.

Ключевые слова: антиутопия, город будущего, классификация городов, антиутопические романы XX века, образ города в литературе

Most of modern research is occupied by work carried out at the intersection of several sciences. They allow you to study a particular issue from various angles and offer the most effective and often unexpected solutions to certain problems. Studying the representation of the city in literary works can form a multifaceted and complex image of the city depending on the historical and social context in

which the work was written. The work presented in the article is the first stage of this experiment, thanks to which it was possible to structure the image of the city in a certain literary genre. The study analyzes the image of the city in a number of dystopian works of the 20th century. At the same time, the features of the description of cities are revealed, depending on the central problems of the work. The author formulates the classification of dystopian cities of the future on the basis of the identified distinctive features of cities in works with similar problems. Thus, the "Idealistic city", "The city of consumption", "The alternative city" and "The city that has not undergone visible changes" were singled out. The created classification was tested and could become the basis for the subsequent study of the description of the city in other literary works of the dystopian genre.

Keywords: dystopia, city of the future, classification of cities, dystopian novels of the 20th century, the image of a city in literature

Введение

Художественная литература, наряду с фотографией и живописью, является мощным транслятором исторических событий. Она способна вбирать быт, переживания и тревоги целых поколений, отражать их жизнь, осмысливать её, хранить то информационное пространство, в котором она протекала. Нередко мысли автора вкладываются в слова и поступки действующих лиц, а физическое пространство, которое окружает автора — в описание той среды, где происходит действие. Более того, художественная литература способна отразить не только существующий уклад, она способна продемонстрировать представления о прошлом и будущем, имевшие место во время написания произведения.

Объектом исследования является ряд произведений антиутопического жанра ХХ века, изучаемых на предмет описания городов будущего. Описание городов в антиутопиях ХХ века и в целом в произведениях данного жанра недостаточно изучено. При этом его изучение могло бы расширить представления о направлениях эволюции города как феномена социокультурного развития.

Антиутопические произведения могут подразделяться в зависимости от ключевой проблемы, поднимаемой автором. Гипотеза состоит в том, что возможно выявить и классифицировать представления о городах будущего, главенствующие в антиутопических произведениях с той или иной проблематикой.

Целью исследования является выявление и интерпретация характерных черт, присущих городам в литературных произведениях для классификации городов будущего в данном жанре. Для этого в исследовании поставлено несколько задач:

1) рассмотреть понятие антиутопии как литературного жанра и предпосылки, приведшие к резкому росту его популярности в ХХ веке;

2) выявить ряд основных писателей ХХ века, активно работавших в антиутопическом жанре, и соответствующие литературные произведения нескольких периодов ХХ века;

3) провести исследование каждого из выбранных произведений на предмет описания городов будущего;

4) структурировать полученные результаты с выявлением схожих и различных черт в описании городов;

5) на основе проведённого анализа построить классификацию городов будущего в антиутопиях ХХ века.

Проблема исследования состоит в сложности определения основных черт городов будущего в антиутопиях ХХ века, необходимых для формирования их классификации.

Методы и инструменты

Антиутопический жанр в литературе. Антиутопии — литературное направление, расцвет которого пришёлся на конец Х1Х и весь ХХ век. Антиутопии транслируют опасения авторов о будущем, служат предупреждением для следующих поколений. Также антиутопии стали сатирами на утопические идеи, изобразив реализацию «идеального» мира с абсолютно счастливыми людьми [17]. «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» [1. с. 190] — прекрасный лозунг для утопистов, но настоящее опасение для их оппонентов.

Советский литературовед В.В. Виноградов, обращаясь к антиутопиям, также отмечал их провидческую функцию. Он утверждал, что создание моделей будущего способствует выявлению тенденций и линий развития настоящего. Более того, В.В. Виноградов подчёркивал значение применения отчасти интуитивного метода прогнозирования, в особенности прогнозирования социальных явлений [16]. Прогностическая функция каждой антиутопии зависит от уровня профессионализма автора и степени схематизации им действительности. Интересно, что около 33,6% прогнозов писателей-фантастов, опубликованных в 1890-1940-х годах, полностью сбылись [15]. Таким образом, утопическая литература позволяет предвосхитить вероятное отдалённое будущее, которое не может быть научно предсказано, и предостеречь от некоторых нежелательных тенденций, существующих в обществе [15].

Среди всех антиутопических предсказаний возможно выявить и проанализировать те из них, которые обращаются к внешнему облику и внутренней структуре городского пространства будущего. Материально-предметная составляющая футуристического мира, представленного писателями, способна транслировать современному читателю некоторые переживания о будущем, беспокоящие авторов, а также представить передовые технологии ХХ века, которые легли в основу моделей городов будущего.

Ключевые авторы и произведения. На протяжении ХХ века создаётся большое количество антиутопических рассказов, романов, новелл и других произведений. События, потрясавшие мир на протяжении всего ХХ века — многочисленные военные конфликты и общественно-политические события: первая мировая война, революция, установление советской власти, вторая мировая война, катастрофы общемирового масштаба — требовали проведе-

ния глубокой общественной рефлексии. Жанр антиутопии стал одним из таких инструментов. В ХХ веке антиутопическую направленность произведений выбирают авторы по всему миру Евгений Замятин, Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, Рэй Брэдбери, Энтони Берджес. Позднее авторами целой серии антиутопий становятся Аркадий и Борис Стругацкие.

Произведения указанных авторов уникальны и обладают особенными качествами, которые позволяют отнести их к культовым великим произведениям отечественной и зарубежной художественной литературы. Каждая история ярко демонстрирует ту или иную проблему, способную возникнуть в обществе будущего при условии сохранения уже существующих тенденций. Обратившись к каждому из произведений, можно изучить образ города будущего в антиутопических мирах, выявить схожие и отличительные черты города в зависимости от проблематики антиутопического произведения.

Алгоритм изучения каждого выбранного произведения включал в себя шесть основных этапов. Первым этапом стало изучение истории написания произведения: причин, побудивших автора или авторов к написанию данного произведения. Затем необходимо было обратиться к тексту произведения с выявлением и фиксированием отрезков, посвящённых описанию пространства, государственного и городского устройства, технологий, а также способов взаимодействия в обществе. Для каждого текста выявлялись специфика, основная проблема и второстепенные проблемы, которые были подняты автором произведения. На следующем этапе происходило сведение разобщённых данных о городе будущего в рассматриваемом произведении в целостное представление и создание набросков получившегося города с гиперболизацией его ключевых элементов. В завершении полученная картина была сопоставлена с основной проблематикой произведения, с его настроением.

Результаты и обсуждение

Роман «Мы». Произведение русского писателя Евгения Замятина стало первым крупным произведением ХХ века в антиутопическом жанре. Поводом для его написания стали события, развернувшиеся в России в начале ХХ века. Именно возрастающая популярность идеалистических взглядов, склонность к всемирным идеям переустройства, страстная мечта о будущем и беззащитность перед громадой власти нашли своё отражение в романе Е. Замятина «Мы». Это произведение было написано, как сатира на идеальное общество, рай на земле, который пытались построить большевики в Советской России. Кроме того, роман является сатирой на идеи технократизма, воплощённые в социальной жизни, на регламентацию существования человеческой личности [10. с. 5].

В романе «Мы» город будущего становится замкнутым и пространственно расчленённым элементом, основной задачей которого является реализация интересов тоталитарного государства. При этом замкнутость пространства также ощущается за городскими границами — населённые пункты не связаны между собой транспортом, единым информационным пространством, а также системой озеленения. Более того, озеленение не является

приоритетом в рамках идеологии правящей партии. Оно объявляется стихийным элементом и исключается из городского пространства, тем самым, не формируя необходимый «зелёный щит».

Евгений Замятин создаёт в своём произведении образ идеологического города будущего — строгой системы, подчинённой единому расписанию, регламентирующему всю человеческую деятельность. При этом автор антиутопии ограничивает развитие и свободу городских процессов не только жёсткими механизмами управления, но и физически — обрамляя города стеклянной стеной. Единственное, что не видоизменяет автор, это принципы формирования улично-дорожной сети в городе будущего. Улицы, проспекты, автомобили и пешеходы существуют в современном привычном понимании. Однако автор исключает возможность применения общественного транспорта в тоталитарном городе будущего, намекая на реализацию пешеходной доступности жителя ко всем необходимым элементам повседневности. Также к автомобилям автор добавляет аэромобили — личный транспорт, способный передвигаться по воздуху.

В антиутопическом романе «Мы» всеобщая коллективизация и тотальный контроль государства порождают новый вид жилья — многоквартирные дома с крошечными квартирами-капсулами, стены которых выполнены из прозрачного стекла. Личная жизнь гражданина или полностью становится публичной, или строго регламентируется государством, а свобода мысли и передвижения считается тяжким преступлением, влекущим за собой серьёзное наказание.

Роман «Мы» стал не только первым крупным произведением в антиутопическом жанре, он также раскрыл одно из его направлений, связанное с описанием тоталитарного города будущего в обществе «единой идеи».

Роман «О дивный новый мир». Менее чем через десять лет публикуется антиутопический роман, который описал противоположную картину мира и представил читателям антипод общества «единой идеи» — общество тотального потребления. В своём романе Олдос Хаксли представил мир, в котором реализовалась современная писателю тенденция к резкому увеличению объёмов потребления и производства.

Книга, написанная в 1932 году, представляет мир будущего как сверхтехнологичный, генетически программируемый мир общества прогрессирующих потребительских отношений и абсолютного счастья.

Жители этого мира не знают своих родителей, потому что появились на свет в специальном инкубатории, выпускающем людей с чётко запрограммированными психологическими наклонностями и физическими данными, задаваемыми нуждами промышленности. Именно потребление становится основой этого мира: рост населения поддерживает тенденцию к увеличению промышленных мощностей.

Наука работает на промышленность, при этом философия, история, социология и другие гуманитарные науки признаны малозначимыми. Культура

находится в упадке. «Ощущательные фильмы» и «синтетическая музыка» заменили литературу, живую музыку и кинематограф. Поэзия деградировала до рекламных четверостиший и политических лозунгов правительства. Институт семьи полностью разрушен, духовные ценности «вынесены за скобки» ввиду отсутствия их полезного содержания для производства. Однако люди искренне счастливы. Жители «дивного мира» не знают болезней, не знают старения (здоровый и до конца своих дней активный человек оказался более выгоден для промышленности и экономики), они не ведают психологических травм, связанных с детством и родителями, их детство наполнено размеренной учёбой, игрой и общением со сверстниками. Жители не испытывают проблем самоопределения, они рождаются, «выведенные» для определённого рода занятий, с психикой, наполненной любовью к определённому делу. Каждый человек нового мира счастлив, потому что все его желания и потребности быстро реализуются, а желать то, что промышленность и государство не могут дать человеку, становится невозможно с научной, генетической точки зрения.

Также, как и социум, городское пространство претерпевает множество изменений. Город будущего с обществом тотального потребления предстаёт собой огромные агломерации. Центр ядра, многомиллионный город, опоясывают кольца расходящихся городов-спутников. Города связаны воздушными трассами вертопланов, монорельсовой сетью скоростных электричек, а также ракетным сообщением, заменившим самолёты. Городское пространство представляет смешение промышленности, селитьбы и озеленённых элементов. Промышленности удалось свести к минимуму вредное воздействие на окружающую среду, поэтому теперь заводы и фабрики равномерно рассредоточены внутри города. Парки и скверы являются местами развлечения, местами активного потребления, а не отдыха в классическом, разностороннем понимании. Селитьба представляет собой высотную застройку, в среднем 70 этажей, с ярко выраженным вертикальным зонированием. На крыше располагаются взлётно-посадочные полосы для вертопланов, несколько верхних этажей отдано под хранение личного транспорта. Основной блок занимают квартиры, каждая из которых рассчитана на одного жителя, первые этажи отданы под хозяйственные нужды и инженерные коммуникации. При этом воздух в квартиры на верхних этажах подаётся сжиженным с помощью специального трубопровода. Вместо поквартирных кухонь и гостиных, в жилом доме предусмотрены этажи со столовыми залами. Фасады зданий сокрыты под рекламными щитами, а ночное небо закрывает плотная завеса рекламных огней.

В романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли сумел ярко и полно изобразить город будущего, к которому может привести сохранение тенденции тотального потребления внутри общества ХХ века. Автор подробно описал мир, противоположный идеалистической утопии Евгения Замятина. Таким образом, первая половина ХХ века с помощью романов «Мы» и «О дивный новый мир» задаёт две основные тенденции, вокруг которых развивается антиутопический жанр. Идеалистический мир и мир потребления, доведённые

до абсурда, стали двумя основными направлениями, в рамках которых мы рассмотрим следующие антиутопические произведения ХХ века.

Роман «1984» автора Джорджа Оруэлла стал первым крупным антиутопическим произведением, изданным сразу после второй мировой войны. Так же, как и в романе «Мы», он придерживается концепции описания идеалистического мира с тоталитарной властью.

В романе «1984» происходит поиск ответа на вопрос: что, в сущности, страшнее — доведённое до абсурда «общество потребления» или доведённое до абсурда «общество идеи» [11. с. 2]. Автор видит общество будущего подчинённым строгой идеологии и тотально лишённым свободы и права выбора. Мир будущего контролируется "полицией мысли, старшим братом, министерством правды", неустанно переписывающим историю под сиюминутные нужды государства. Жители любого города находятся под тотальным контролем власти, а сокрытие чувств, владение лицом и соответствие продиктованным нормам поведения становятся инстинктами для выживания. Самыми удобными и почётными для государства стали люди «ошеломляюще глупые, но деятельные» — преданный «сгусток слабоумного энтузиазма». Правоверный гражданин не мыслит и не нуждается в мышлении. Правомерность — состояние бессознательное.

Города идеологического мира вынуждены приспосабливаться к современным реалиям. Так же, как и в антиутопическом романе «Мы», города обособлены, не связаны между собой транспортными и информационными связями. Однако, в отличие от действительного описания города в романе Замятина, город в «1984» активно применяет «подмену понятий» в интересах государства. Партия представляет себе город в виде прекрасно слаженного механизма из стали и бетона с исполинскими зданиями и монументальными сооружениями. Однако реальность рисует иную картину. Города превратились в трущобы с ветхими домами и грязными улицами. Жители, включая рядовых партийцев, часто не имеют возможности купить товары первой необходимости, получают сахар и некоторые другие продукты по карточкам исходя из расчёта граммов на человека. При этом на фоне всеобщей разрухи города резко выделяются монументальные здания министерств и властей. Ступенчатые, возвышенные, белоснежные — они молчаливо и неприступно возвышаются над человеческими судьбами.

Идеалистический мир Дж. Оруэлла во многом схож с миром, представленным в романе «Мы». Однако существуют несколько серьёзных различий, связанных с описанием городского пространства. Евгений Замятин видит город застывшей стеклянной глыбой, монументально вздымающейся над горизонтом. Жильё в романе «Мы» показано современными многоэтажными домами, выстроенными из стекла и стали. Дж. Оруэлл описывает жилые здания идеалистического города будущего иначе. Он противопоставляет белоснежные возвышенные административные здания управления жилым районам трущоб с ветхими домами.

Роман «451 градус по Фаренгейту». Интересен тот факт, что идеалистическая антиутопия «1984» сменяется новым антиутопическим произведением, описывающим общество тотального потребления.

Философская антиутопия Рэя Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества. Это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются отрядом пожарных, а хранение книг преследуется по закону. Интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пёс [12, с. 4]. Особенно автор показывает то, как спокойно и приветливо общество принимает эти изменения. Развитие индустрии лёгких развлечений, появление сильных антидепрессантов и другие факторы легко и безболезненно изменяют жизнь общества, расслабляют и демобилизуют человеческий разум.

Город антиутопического романа «451 градус по Фаренгейту» является крупным, неоднородным и развитым мегаполисом. Он представляет собой многофункциональный общественно-деловой и производственный центр, опоясанный жилым малоэтажным пригородом. Сообщение между центром и жилыми районами происходит с помощью развитой и усовершенствованной сети метро, оборудованной бесшумными пневматическими поездами, и с помощью развитой сети скоростных дорог, по которым передвигаются реактивные автомобили. Средняя скорость автомобилей для движения внутри населённых пунктов составляет от 140-160 километров в час и более. Общественный транспорт, за исключением метро, не предусмотрен. Однако при этом автор сохраняет привычные для современного человека понятия — тротуар и газоны, обращая внимание на частую гибель пешеходов под колёсами автомобилей и на существующие штрафы, предусмотренные не для водителей, а для медлительных пешеходов. В связи с увеличением скорости автомобиля, размеры рекламных щитов существенно увеличились и заполнили собой городской и пригородный пейзаж. Внешнее сообщение происходит посредствам скоростных шоссе и авиасообщения, а между городами остаётся зелёная буферная зона. Сами города также не лишены парков, скверов, садов и иных видов озеленения.

Роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» оказался ярким примером произведения рассматриваемого жанра, раскрывающего проблему тотального потребления в обществе. Наряду с другим, ранее рассмотренным романом «О дивный новый мир» он описывает открытый и крупный город, обладающий развитой транспортной сетью, активной деловой, экономической, производственной деятельностью. Так же, как и в романе Олдоса Хаксли, Рэй Брэдбери описывает город потребительских отношений, используя ядерную систему формирования городской структуры, выделяя центр и периферию с применением высокоскоростного общественного и личного транспорта для их прочной связи. Также формируется отличительная черта

города будущего по версии антиутопий с потребительской направленностью — наличие, в отличие от городов из идеологических утопий, внешнего общедоступного транспорта.

Роман «Заводной апельсин». После второй мировой войны становится заметно изменение вектора развития антиутопического жанра в литературе. Обращавшиеся ранее к обществу тотального потребления или к миру единой идеологии, теперь писатели-антиутописты углубляются в суть психологических метаморфоз отдельного человека, реже общества, обращаются к их причинам и описанию возможных последствий. Также частым становится обращение к событиям жестокого военного времени. Так, следующим крупным антиутопическим произведением ХХ века становится психологический роман Энтони Бёрджесса, «Заводной апельсин», опубликованный в начале 1960-х и явившийся отражением пережитых автором потрясений во времена Второй мировой войны.

Роман пронизан жестокостью и насилием, порождаемым подростковым максимализмом и ощущением вседозволенности. При этом автор размышляет над возможностью насильного перевоспитания преступников и приходит к отрицательному выводу — насильственное воздействие, порождаемое благой целью, не способно установить мир во всём мире. Автор не гиперболизирует потребительские или идеологические тенденции общества, он обращается к конкретному человеку, портрет которого становится собирательным образом молодого солдата фашистской армии.

Поражённый событиями военного времени, автор оставляет в стороне размышления о городе будущего. В своём повествовании он использует привычные для большинства городов улицы и бульвары, автомобили и велосипеды, кафе и рестораны, библиотеки и дома науки. Автор углубляется в морально-этические вопросы будущего, отодвигая тему внешнего вида города на последнее место. С этого произведения начинается новый виток в развитии антиутопического жанра, обращённого не столько к технологиям будущего и их влиянию на общество, сколько к эволюции человеческих взаимоотношений на фоне глобальных нематериальных социальных процессов. В антиутопиях данного направления город не претерпевает серьёзных изменений.

Рассказы Братьев Стругацких, роман «Хищные вещи века». Энтони Бёрджесс не предсказывает новые виды транспорта, технологий и жилья. Он глубоко обеспокоен тем, что может произойти внутри человека будущего и общества в целом. Такой же направленностью обладают многочисленные антиутопические произведения братьев Стругацких. В одном из интервью братья Стругацкие признались, какое произведение считают самым значимым в своей карьере. Антиутопия «Хищные вещи века» стала основным трудом, созданным писателями.

Фантастический детектив, написанный в 1965 году, транслирует некоторые опасения авторов по поводу мира будущего. Братья Стругацкие обращают внимание на проблему перенасыщенности, полного изобилия мира будущего, когда

он становится сытным, тёплым, пьяным и скучным для человека. Тогда, опасаются авторы, возможно создание абсолютно нового вида источника сильных и неограниченных удовольствий — иллюзорного мира. «И когда в иллюзорные миры уйдут все — а ты знаешь, этим может кончиться, — история человечества прекратится...» [6] — обращаются авторы словами главного героя к читателю.

Авторы, как и Э. Берджес, углубляются в описание психологии и социальных отношений, отводя на последний план описание города будущего. Авторы подробно описывают «сытый мир», однако они видят его не в обновлённом средовом окружении общества, а в серьёзных изменениях, протекающих внутри самого общества, внутри человека. При описании города будущего авторы скорее склоняются к «потребительскому» типу, изображая его как город с развитой сетью скоростных дорог, быстрыми, со скоростью не менее 200 км/ч на территории населённых пунктов, беспилотными автомобилями, малоэтажными жилыми домами, оборудованными системой «умный дом», кафе и ресторанами с автоматизированным приготовлением пищи. Также в описании городского пространства встречаются привычные для современного человека автобусы, площади, аэропорты, киоски, административные здания с ленточным остеклением, скверы, тенистые аллеи и парки. Авторы упоминают интересное мощение городских тротуаров — «гладкие матовые шестиугольники под ногами и колёсами ... едва заметно пружинящие, заглушающие шаги» [6]. Более подробно братья Стругацкие описывают ночную жизнь города. Город будущего вяло живёт днём, но расцветает ночью. Население всех возрастов высыпается на улицы, площади, размещается группами на газонах и в ночных кафе. Ночь — это время развлечений, которых так не хватает пресытившемуся обществу будущего. Кричащая реклама, яркая ночная подсветка, еда и развлечения на любой вкус, включая устройства для перехода к иллюзорному прекрасному миру. Средовое описание иллюзорного прекрасного мира авторы не приводят, однако на протяжении всего произведения выстраивают к нему острую неприязнь со стороны читателя.

Таким образом, роман-антиутопия братьев Стругацких тяготеет к «потребительской» направленности, однако не выделяет её так нарочито, как это происходит в «... Дивном новом мире» Олдоса Хаксли. Стругацкие стараются изучить тенденцию к возрастающему и бездумному потреблению с иной, более тонкой и сложной стороны, пытаются изучить причину её появления, сокрытую глубоко в человеческом подсознании, в психологии общества.

Роман «Кысь». Опасения Аркадия и Бориса Стругацких подхватывает известная русская писательница Татьяна Толстая, при этом её произведение резко отличается от романов, рассмотренных ранее. Роман-антиутопия Т. Толстой «Кысь» был издан в 2000 году. Толстая рассуждает о мире, полном изобилия, о мире, в котором технический прогресс достиг невероятных высот. Однако человеческая мораль не успела за прогрессом, и мир изобилия рухнул в одночасье, отбросив мощным ядерным взрывом всех жителей планеты на много веков назад, вернув их к средневековой жизни в глухих деревнях

без отопления, света, связи, продуктовых магазинов и образования. В своём романе Татьяна Толстая выступает с предупреждением об опасности, поджидающей современное общество, о возможной гибели.

Интересные, совершенно неожиданные метаморфозы происходят и с городами. Город будущего, а именно — Москву, в которой происходят главные действия в романе, автор описывает после ядерной войны, прогремевшей по всему земному шару. «На семи холмах раскинулся Фёдор-Кузьминчск, родная сторонка» — вздыхает о своём славном городе главный герой. На месте Москвы расположился типичный древнерусский острог с деревянными избами, заборами, пешими тропками и грязью от конных повозок. Вместо жилых многоэтажных районов, метро и скоростных трасс — бескрайние холмы, «поля необозримые, земли неведомые». Вместо центра города, исторических зданий и современных небоскрёбов — несколько деревянных изб, общественная столовая, городской продовольственный склад и здание администрации, грубо сложённые из леса. Между городами отсутствует налаженное сообщение, в самом городе жители передвигаются пешком, а зажиточное население — на конных повозках и санях. Отопление печное, нецентрализованное. Канализация, водоснабжение и электричество отсутствуют. Жизнь наполнена мифами, легендами, страшилками и сказками о некогда существовавших «могозинах», «фелософии» и «илиминтарных основ марали».

Несмотря на гротескную манеру, Татьяне Толстой удалось в достаточно лёгкой форме продемонстрировать серьёзную ситуацию, возникшую в современном мире. Не успевание морально-нравственного уровня развития общества за техническим прогрессом является одной из проблем, рассматриваемой в современной философии. Также Т. Толстая изобразила город будущего, совершенно противоположный «стандартам» фантастики. Она отказалась от классической для фантастики идеи технологического процесса и представила читателям максимально альтернативную историю развития человеческой цивилизации.

Классификация городов будущего в антиутопиях ХХ века

В ходе работы были проанализированы ключевые антиутопические произведения ХХ века. При этом были выделены несколько направлений, в рамках которых рассуждали авторы: описание мира «единой идеи» с гиперболизацией технократических идей и тоталитарным уклоном, представление мира общества тотального потребления, обращение после событий второй мировой войны к первопричинам тех или иных изменений, происходящих в обществе, с плавным отказом от гиперболизации единственной и ярко выраженной проблематики произведения, создание миров альтернативного будущего. В зависимости от направления антиутопии, менялся и облик города, описываемого в произведениях. Результатом исследования стала классификация городов в антиутопиях ХХ века. С рассмотренных позиций города будущего возможно разделить на четыре категории.

1. Идеалистический город. Общество в этом городе поддерживает единую идею, власть является тоталитарной или имеет исключительное влияние на процессы, протекающие в этом городе. Транспорт не развит, сообщение между городами закрыто, города условно или буквально ограждены друг от друга.

2. Город общества потребления. Открытый, скоростной и пёстрый, с развитой индустрией развлечений. Он имеет концентрический вид с центром — городским ядром, и окраинами — жилыми районами. Он оснащён скоростными трассами, а реклама — неотъемлемая часть городского пейзажа.

3. Город альтернативный. Он порождён серьёзными мировыми изменениями, может быть представлен после атомной катастрофы, массового вымирания или иного события, имеющего тотальные последствия. Он может быть не похож ни на что ныне существующее, может использовать новые технологии, не схожие с современными и не наследующие ключевые принципы существующих технологий.

4. Город, не претерпевший видимых изменений. Будущее в таких городах схоже с настоящим — привычные дороги, улицы, сады и скверы, жильё и транспорт. Авторы таких городов рассуждают о внутренних изменениях в обществе, нежели об улучшении или об ухудшении технического оснащения и физического наполнения окружающей среды.

Заключение

Антиутопия — это литературный жанр, обладающий возможностью интуитивного предвидения направлений развития общества. Данные направления гиперболизированы и не могут рассматриваться отдельно от социального, экономического прогнозирования, однако способны послужить дополнением к ним. Антиутопия способна послужить дополнительным инструментом для науки и общества, демонстрируя уязвимые места существующих социальных и государственных систем. В некотором роде антиутопия — это совесть науки и политики, даже в случае, когда, выявив порок общества, она не даёт решения борьбы с ним [15]. Также антиутопии, как ответвление жанра фантастики, способно представить физическое окружение общества будущего, его техническое оснащение и уровень экологизации как уровень взаимосвязи человека и окружающей среды.

Изучение культовых антиутопических произведений ХХ века позволило выявить и проанализировать опасения о будущем, которые были свойственны обществу в разное время. Также был изучен ряд изменений, происходивших в представлениях о городах будущего.

В процессе этого анализа было выявлено четыре типа направлений жанра антиутопии: «мир единой идеи», «общество тотального потребления», «психологическая антиутопия», «представление альтернативного будущего».

Обобщение выявленных описаний городов будущего по четырём направлениям жанра позволило сформулировать классификацию антиутопи-

ческих городов будущего: «город идеологический», «город потребительский», «альтернативный город будущего», «современный город без изменений».

Список литературы

1. Стругацкий А.Н. «Пикник на обочине» / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. - Москва: Астрель, СПб.: Terra Fantastica, 2013. — 189 с.

2. Стругацкий А.Н. «Волны гасят ветер» [повести] / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. — Л.: Сов.писатель, 1990. — 656 с.

3. Стругацкий А.Н. «Гадкие лебеди» / Аркадий и Борис Стругацкие — Москва: Издательство АСТ, 2018 — 320 с.

4. Стругацкий А.Н. «Понедельник начинается в субботу» / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. — Москва: Издательство АСТ, 2016 - 320 с.

5. Стругацкий А.Н. «Трудно быть богом. Попытка к бегству. Далекая радуга» / Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий; предисл. С. Переслегина. — М.: АСТ; СПб; Terra Fantastica, 2006. — 491 с.

6. Стругацкий А.Н. «Хищные вещи века» / Аркадий и Борис Стругацкие. -Москва: Издательство АСТ, 2015 — 224 с.

7. Адамс Д. «Автостопом по галактике» / Дуглас Адамс. — Москва: Издательство АСТ, 2019. — 317 с.

8. Хаксли О. «О дивный новый мир» / Олдос Хаксли; пер. с англ. О.Сороки. — Москва: Издательство АСТ: «Э», 2017. — 350 с.

9. Бёрджесс Э. «Заводной апельсин» / Энтони Бёрджесс; пер. с англ. В.Бошняка. — Москва: Издательство АСТ, 2018 - 252 с.

10. Замятин Е.И. «Мы» / Евгений Замятин. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. — 224 с.

11. Оруэлл Дж. «1984» / Джордж Оруэлл; пер. с англ. В.Голышева. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 318 с.

12. Брэдбери Р. «451° по Фаренгейту» / Рэй Брэдбери; пер. с англ. В.Бабенко. — Москва: Эксмо, 2018. — 256 с.

13. Оруэлл Дж. «Скотный двор. Эссе» / Джордж Оруэлл. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 256 с.

14. Толстая Т.Н. «Кысь» / Татьяна Толстая. — Москва: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2019. — 352 с.

15. Филатов В.И. «Антиутопии ХХ века как метод предвидения будущего» / Филатов В.И. — Вестн. Ом. Ун-та. 2014. — №4. 84-86 с.

16. Виноградов В.Г. Научное предвидение. М. : Мысль, 1973.

17. Солдатов В.Е., Тузовский И.Д. «Социокультурное пространство в антиутопиях: основные черты моделируемого социума» / Вестн. Челябинской государственной академии культуры и искусств 2010. — №3. 40-49 с.

References

1. Arkadij Strugackij, Boris Strugackij: Piknik na obochine [Roadside Picnic]. Moscow, 2013, 189 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arkadij Strugackij, Boris Strugackij: Volny gasyat veter [Waves extinguish the wind]. St. Petersburg, 1990, 656 p.

3. Arkadij Strugackij, Boris Strugackij: Gadkie lebedi [The Ugly swans]. Moscow, 2018, 320 p.

4. Arkadij Strugackij, Boris Strugackij: Ponedel'nik nachinaetsya v subbotu [Monday begins on Saturday]. Moscow, 2016, 320 p.

5. Arkadij Strugackij, Boris Strugackij: Trudno byt' bogom [It's hard to be a god]. St. Petersburg, 2006, 491 p.

6. Arkadij Strugackij, Boris Strugackij: Hishchnye veshchi veka [The Final Circle of Paradise]. Moscow, 2015, 224 p.

7. Adams Duglas: Avtostopom po galaktike [The Hitchhiker's Guide to the Galaxy]. Moscow, 2019, 317 p.

8. Oldos Haksli: O divnyj novyj mir [Brave new world]. Moscow, 2017, 350 p.

9. Anthony Burgess: Zavodnoj apel'sin [A clockwork orange]. Moscow, 2018, 252 p.

10. Evgenij Zamyatin: My [We]. St. Petersburg, 2018, 224 p.

11. George Orwell: 1984. Moscow, 2016, 318 p.

12. Ray Bradbury: 451 gradus po Farengejtu [Fahrenheit 451]. Moscow, 2018, 256 p.

13. George Orwell: Skotnyj dvor [Animal Farm: A Fairy Story]. Moscow, 2018, 256 p.

14. Tat'yana Tolstaya: Kys' [Kys]. Moscow, 2019, 352 p.

15. V.I. Filatov: Antiutopii HKH veka kak metod predvideniya budushchego [Dystopias of the 20th century as a method of foreseeing the future]. Omsk, 2014, pp. 84-86.

16. V.G. Vinogradov: Nauchnoe predvidenie [Scientific foresight]. Moscow, 1973.

17. V.E. Soldatov, I.D. Tuzovskij: Sociokul'turnoe prostranstvo v antiutopiyah: osnovnye cherty modeliruemogo sociuma [Sociocultural space in dystopias: the main features of a modeled society]. Chelyabinsk, 2010, pp. 40-49.

Малова Екатерина Денисовна, студент 5 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: e.malova22@mail.ru

Гашенко Антон Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: antongashenko@yandex.ru

Для цитирования | For citation:

Малова Е.Д. Город будущего в антиутопиях XX века // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2021. — № 1. — С. 139-152.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 23.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.