Научная статья на тему 'ГОРОД БИРОБИДЖАН: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ'

ГОРОД БИРОБИДЖАН: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНССИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ / СЕЛЕНИЕ ТИХОНЬКОЕ / ГОРОД БИРОБИДЖАН / ЗАСЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуревич В.С.

Второго марта 1937 г. на карте Советского Союза появился город Биробиджан, преобразованный из одноименного рабочего поселка. В это время он уже был административным и культурным центром созданной тремя годами назад Еврейской автономной области. Вскоре Биробиджан стал одним из промышленных центров Дальнего Востока с развитым машиностроением, представленным заводами по производству рисо-зерноуборочных и силосоуборочных комбайнов на гусеничном ходу, трансформаторов и комплектных трансформаторных подстанций. Продукция легкой промышленности - верхняя одежда, бельевой и верхний трикотаж, зимняя и летняя обувь - поставлялась во все населенные пункты дальневосточного региона. В настоящее время в экономике города после глубокого кризиса девяностых годов наметились тенденции устойчивого развития, роста инвестиций, объемов производства и отгрузки продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIROBIDZHAN TOWN : FORMATION AND DEVELOPMENT

On March 2, 1937, the town of Birobidzhan appeared on the map of the Soviet Union, transformed from the workers' settlement of the same name. At that time, for the Jewish Autonomous region, created three years before, it was already the administrative and cultural center. Soon Birobidzhan became one of the industrial centers of the Far East with a developed mechanical engineering, represented by factories for the production of rice-grain and forage harvesters on caterpillar tracks, transformers and complete transformer substations.Light industry products - outerwear, upper knitwear and underwear, winter and summer shoes - were supplied to all settlements of the Far East region. At present, after the deep crisis of the nineties, the town's economy has seen trends in sustainable development, growth in investment, production volume and shipment of products.

Текст научной работы на тему «ГОРОД БИРОБИДЖАН: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ»

Региональные проблемы. 2023. Т. 26, № 2. С. 6-12. https://doi.org/10.31433/2618-9593-2022-26-2-6-12.

Научная статья УДК 94(571.621)

ГОРОД БИРОБИДЖАН: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

В.С. Гуревич

Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН,

ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: gurevichv.48@mail.ru, https://orcid.org/0009-0005-1512-1459

Второго марта 1937 г. на карте Советского Союза появился город Биробиджан, преобразованный из одноименного рабочего поселка. В это время он уже был административным и культурным центром созданной тремя годами назад Еврейской автономной области. Вскоре Биробиджан стал одним из промышленных центров Дальнего Востока с развитым машиностроением, представленным заводами по производству рисо-зер-ноуборочных и силосоуборочных комбайнов на гусеничном ходу, трансформаторов и комплектных трансформаторных подстанций. Продукция легкой промышленности - верхняя одежда, бельевой и верхний трикотаж, зимняя и летняя обувь - поставлялась во все населенные пункты дальневосточного региона.

В настоящее время в экономике города после глубокого кризиса девяностых годов наметились тенденции устойчивого развития, роста инвестиций, объемов производства и отгрузки продукции.

Ключевые слова: Транссибирская железнодорожная магистраль, селение Тихонькое, город Биробиджан, заселение и развитие.

Образец цитирования: Гуревич В.С. Город Биробиджан: становление и развитие // Региональные проблемы. 2023. Т. 26, № 2. С. 6-12. DOI: 10.31433/2618-9593-2022-26-2-6-12.

История города Биробиджана берет свое начало с 1912 г. Именно тогда в ходе проектирования и строительства восточного участка Амурской железной дороги в дремучей тайге, в условиях полного бездорожья на территории будущей области были образованы новые населенные пункты, в которых жили строители и обслуживающий персонал дороги.

В архивных документах, периодической печати начала двадцатого века удалось найти некоторые материалы, в которых указывается, как добирались сюда, в том числе на Тихонькую, рабочие для прокладки дороги, как доставлялось продовольствие и грузы. Некоторые строители, жители селения попадали сюда водным путем по Амуру и Бире, другие - по просекам и тропам, проложенным проектировщиками строительства дороги [8].

Кто же эти первые в Тихонькой, будущем Биробиджане? Одним из первых жителей селения Тихонькое, как свидетельствуют архивные данные, является демобилизованный из царской

армии Август Данилович Оттер. Вместе с молодой женой он добрался до сопки Тихонькой, построил свою первую землянку. И уже 11 августа 1912 г. у них родился сын Сергей. Пока по нашим данным это первый родившийся биробиджанец. В 1914 г., когда в селении насчитывалось уже около 30 домов, у самого Оттера было уже двое сыновей, родившихся в Тихонькой. По предложению жителей, обратившихся с письмом к губернатору, было введено общественное управление. Старостой этого населенного пункта, приобретшего самостоятельность, и стал Август Оттер.

В конце декабря 1921 г. восточная часть территории региона становится местом ключевых сражений с наступающими частями белопо-встанцев, нарушившими перемирие. Ожесточенные бои между гражданами одной страны велись практически у всех населенных пунктов нынешнего Смидовичского района. До Тихонькой они не дошли. Но к их встрече здесь подготовились. На разъезде были вырыты окопы, установлена колючая проволока.

©Гуревич В.С., 2023 6

Завершение Волочаевской операции и боевых действий на территории современной области, освобождение г. Хабаровска 14 февраля 1922 г. привели к завершению Гражданской войны.

Оценив сложившуюся после Гражданской войны и периода НЭПа ситуацию, вполне отдавая себе отчет о бедственном пока еще положении евреев в Советском Союзе, руководство страны начало широкомасштабные мероприятия по решению еврейского вопроса, передаче им территории (которой они, в отличие от других национальных меньшинств империи, никогда не имели) и предоставлению возможности сохранить свою, как в дальнейшем ее называли, «национальную по форме и социалистическую по содержанию» культуру, свой язык. А также приняло поистине революционное решение: «посадить евреев на землю» [3].

Были попытки создания еврейских земледельческих поселений на других территориях, которые выглядели привлекательнее дальневосточных. Но они по различным причинам, в том числе политическим и национальным не были реализованы.

Летом 1927 г. экспедиция КомЗЕТа, возглавляемая Б. Бруком, обследовала территорию Бирско-Биджанского района и установила, что она пригодна для земледелия и отвечает предъявляемым требованиям для создания здесь государственного образования евреев [1].

В апреле 1928 года правительством страны было начато еврейское переселение на Дальний Восток. Быть бы и сейчас селению Тихонькая соответствующей своему названию, если бы не родилась идея создания в Приамурье первого в мире еврейского национально-государственного образования. В последние дни апреля 1928 г. Тихонькая стала местом приема еврейских переселенцев, направляющихся строить социалистический Биробиджан, осваивать свободные и благодатные земли. Преобразованный в 1937 г. из рабочего поселка в город, он стал административным, хозяйственным и культурным центром автономии.

С первых дней начала еврейского переселения, в котором участвовали и люди других национальностей, в Биробиджане создавались кустарные производственные объединения. Это мебельные артели «Биробиджан» и «Мехмебе-лыщик», обозостроительная кузнечная артель «Колесо революции», деревообрабатывающая фабрика «Деталь», фанерный и кирпичный заводы. Из кустарей-одиночек была создана артель «Свой труд», которая занималась пошивом швейных и

трикотажных изделий, обуви.

Долгие годы после зарождения промышленности базовым сырьем оставалась древесина. Было создано более десяти промысловых артелей, которые выпускали для строительных нужд брус, доску, штакетник, дранку, фанеру.

Артель, выпускавшую гнутую мебель - венские стулья, основали в 1930 г. мебельщики из украинского местечка Малин. Сырья для изготовления 25 дюжин стульев в день было достаточно, а торговые организации Хабаровска готовы были получать любое их количество.

В конце 1932 г. недалеко от вокзала начала действовать швейная фабрика - первое государственное промышленное предприятие в городе. Около 60 человек шили простые хлопчатобумажные женские платья.

Строительство обозного завода - будущего флагмана машиностроения автономии завода Дальсельмаш - началось в октябре 1935 г. и шло в исключительно трудных условиях: на необжитой заболоченной земле, вдали от баз снабжения, без электричества. Завод, основным назначением которого было обеспечение ближних и дальних сел пароконными и одноконными повозками, вступил в строй 1 января 1938 г.

«Прародителями» Биробиджанского завода силовых трансформаторов стали механические мастерские по изготовлению несложных металлоизделий, жестяной посуды (ведра, тазы, ванны), выполнению заказов по ремонту механического оборудования и вулканизации резины.

Активное жилищное, коммунальное и промышленное строительство вызвало необходимость образования строительных организаций, развития промышленности строительных материалов.

В эти годы Биробиджан становится уже не только административным, но и хозяйственным и культурным центром автономии, а также распределительным железнодорожным центром, куда поступали грузы для всей области.

Организация промышленного производства в Биробиджане сопровождалась строительством дорог, жилых домов, школ, больниц, объектов культуры и коммунально-бытового обслуживания.

В городе были открыты педагогический, медицинский, горно-металлургический (позже преобразованный в железнодорожный) техникумы, государственный театр и звуковой кинотеатр. В канун 15-летия Октябрьской революции в сентябре 1932 г. свои наименования получили первые улицы Биробиджана - нынешние Октябрьская, Ленина, Советская и Шолом-Алейхема [7].

К делу создания в Биробиджане центра еврейской культуры были привлечены ведущие советские еврейские литераторы. Будучи сами первостроителями, они в своих произведениях рассказывали о суровых буднях создания еврейской автономии.

Первым литературным произведением, напечатанным в биробиджанской типографии, стала книга стихов «Биробиджанстрой» молодого поэта Эммануила Казакевича. В октябре 1930 г. был начат выпуск тиражом 2 тыс. экземпляров газет «Биробиджанская звезда» на русском и «Биробиджа-нер штерн» на еврейском языках, стал издаваться литературный альманах «Форпост».

В 1935 г. в Биробиджане было построено одно из первых каменных зданий - железнодорожный вокзал с фонтаном на привокзальной площади.

Самым массовым и любимым видом искусства в советской стране в 1930-е гг. было кино. Поэтому вскоре в городе был построен первый в области звуковой кинотеатр вместимостью зрительного зала 450 мест.

В 1934 г. в городе был открыт Государственный еврейский театр, основу творческого коллектива составили выпускники московской группы народного артиста СССР Соломона Михоэлса.

Чтобы поддержать биробиджанский проект и вдохнуть в него жизнь, 4 мая 1934 г. ЦК ВКП(б), а затем 7 мая республиканское и союзное правительства приняли решение о преобразовании Биробиджанского национального района в Еврейскую автономную область [2]. Естественно, с центром в Биробиджане. На учредительном съезде Советов ЕАО были созданы автономные органы управления.

Область была разбита на 5 районов. Даль-крайисполком в 1934 г. указал, какие населенные пункты в какой район входят. А рабочему поселку Биробиджан предложил дать статус города.

В предвоенный период Биробиджан пережил годы политических репрессий, когда канули в лету сотни невинных людей, практически все руководители города, предприятий. За этот период репрессировано 503 человека, расстреляно 185 человек [5]. С 1939 г. в область как в приграничную было прекращено переселение.

В годы Великой Отечественной войны Биробиджан стал частью боевого лагеря, в который превратилась вся страна. Промышленность города перестроилась на выпуск продукции, необходимой фронту. На фронт ушли около 7 тыс. биро-биджанцев, имена 3,5 тыс. погибших увековечены на пилонах в сквере Победы.

В послевоенный период в областном центре благодаря вливанию в экономику новых людских и материальных ресурсов также удалось обеспечивать экономический рост, дальнейшее поступательное развитие. Вошли в строй обувная фабрика мощностью 30 тысяч пар обуви в год, пимокатная или, как ее в дальнейшем стали называть, фабрика валяной обуви. На базе биробиджанской хлебопекарни № 2 была организована кондитерская фабрика мощностью 1 тысяча тонн кондитерских изделий в год.

А артель «Ширпотреб», объединившись с артелью «Работница», организовали трикотажную фабрику, которой первой и единственной в области было присвоено в 1962 г. звание коллектива коммунистического труда. Наращивало в послевоенные годы выпуск одежды старейшее предприятие области - швейная фабрика. Здесь организовали текстильное производство. Я думаю, что женщины «бальзаковского» возраста и чуть старше хорошо помнят шубы из искусственного меха, пальто с воротниками из соболя, норки и другого зверя, производившиеся на фабрике (фото).

На будущем флагмане сельскохозяйственного машиностроения Дальнего Востока заводе «Дальсельмаш» освоили производство автомобильных и тракторных прицепов с гидравлическими подъемниками, а затем самоходных рисо-зер-ноуборочных и кормоуборочных комбайнов на гусеничном ходу. Серьезную научную работу осуществляло созданное при заводе Головное специализированное конструкторское бюро по машинам для зоны Дальнего Востока.

Недостаток энергетических ресурсов города решался во многом вводом в эксплуатацию Биробиджанской ТЭЦ, наращиванием ее мощности.

Это позволило построить тепличный комбинат на 6 га круглогодичного действия, Биробиджанский авторемонтный завод для нужд Байкало-Амурской магистрали, завод железобетонных конструкций на 65 тыс. куб. метров сборного железобетона в год [4].

Вплоть до конца 1980-х гг. молодые биро-биджанцы для того, чтобы получить высшее образование, вынуждены были уезжать в Хабаровск и другие города. Ведь Биробиджан, в отличие от других автономных областей, не говоря о краях и областях России, не имел ни педагогических институтов, ни академических центров по изучению истории, литературы и языка. Поэтому принятие в конце 1980-х гг. решение об образовании в Биробиджане высшего учебного заведения было вы-страданно биробиджанцами.

Приближались 1990-е годы. В отличие от большинства дальневосточных регионов, обладающих структурой промышленности, ориентированной в первую очередь на поставки сырьевых ресурсов, в предреформенный период для Еврейской автономной области (наряду с Хабаровским краем) был характерен повышенный удельный вес обрабатывающих отраслей промышленности: машиностроение, промышленность легкая, пищевая, деревообработка, производство строительных материалов.

В Биробиджане производилось 97% зерноуборочных комбайнов на гусеничном ходу, пятая часть российских силовых трансформаторов. 100% чулочно-носочных, 32% трикотажных, 25% швейных изделий и 46% обуви, произведенных в Дальневосточном экономическом районе, были изготовлены на предприятиях легкой промышленности города. Областной центр по праву называли центром легкой промышленности Дальнего Востока.

Таким образом, следует еще раз отметить, что экономика Еврейской автономной области, ее областного центра с начала 1980-х гг. и до старта реформ развивалась устойчиво. «Застойные» в стране годы были для биробиджанцев годами промышленного роста, строительства новых и реконструкции действующих предприятий, увеличения объемов гражданского, в том числе жилищного, строительства. С 1985 по 1990 гг. объем промышленного производства в области вырос на 27,8%,

сельскохозяйственного - на 31,2%, объемы оказываемых населению услуг и розничного товарооборота увеличились соответственно на 120% и 59% [6] (табл. 1).

К концу 1990-х - началу 2000-х гг. в соответствии с общегосударственными тенденциями нарастали проблемы в обществе, вызвавшие изменения общественно-политической и экономической ситуации в стране.

Являясь (как и весь Дальний Восток) периферийной территорией, ЕАО и ее областной центр испытали на себе все стороны кризисных явлений последнего времени в их особо разрушительном виде.

С 1990 г. было практически парализовано выделение централизованных ресурсов. Резкий рост транспортных тарифов и цен на энергоносители, демпинг импортных продовольственных и потребительских товаров сказались на конкурентоспособности местной продукции. Образовался тромб хронических неплатежей между предприятиями, рост задолженности государства по зарплате перед работниками бюджетной сферы. Государство в этот период фактически отказалось от активной поддержки своего удаленного региона -Дальнего Востока (табл. 2).

Какова экономическая ситуация в городе сегодня? Анализ основных макроэкономических показателей показывает, что ситуация в экономике города в 2022 г. была в основном устойчива. При этом она характеризуется постепенным ослабле-

Таблица 1

Производство основных видов продукции в 1960-1990-е гг.

Table 1

Production of the main types of products in the 1960s-1990s.

Наименование продукции Ед. изм. 1960 г. 1970 г. 1980 г. 1990 г.

Самоходные гусеничные комбайны шт. 50 2529 3903 3572

Силовые трансформаторы тыс. кВА 301 4697 7544 7999

Пиломатериалы тыс. куб. м. 249 424 377 381

Бельевой и верхний трикотаж тыс. шт. 761 10293 12708 13968

Чулочно-носочные изделия тыс. пар 24782 30649 36417

Обувь кожаная тыс. пар 65 283,2 3426 3409

Мясо (промпереработка) тонн 1580 3449 5019 6936

Колбасные изделия тонн 993 1650 2674 3117

Кондитерские изделия тонн 3755 5491 7460 9959

Основные показатели социально-экономического развития Еврейской автономной области в 1991-1999 гг.

Main indicators of the Jewish Autonomous region socioeconomic development in 1991-1999

Таблица 2

Table 2

Год Индекс промышленного производства (в % к 1990 г.) Индекс продукции сельского хозяйства (в % к 1990 г.) Индекс потребительских цен (увеличение в разы) Внешнеторговый оборот(доллары США)

1991 95 78 - -

1992 74,5 77,8 21,4 89,9

1993 51,1 71,5 15,2 53,4

1994 36 60,8 3,2 22,2

1995 25,6 52,9 2,4 13,2

1996 22,2 48,1 1,3 10,3

1997 16,9 41,4 1,15 9,1

1998 14,4 46,1 1,66 7

1999 16,6 68 1,3 7,6

нием динамики развития ряда показателей. От- 3. рицательную тенденцию имеет демографическая ситуация. За счет миграционного оттока и естественной убыли сокращается численность населения, которая на 1 января текущего года составила всего 67,2 тыс. чел. Это самая низкая численность 4. после начала 1990-х гг. В 2022 г. сократились объемы инвестиций крупными и средними организациями.

Из положительного: увеличились объёмы 5. отгрузки товаров собственного производства, услуг в транспортном комплексе. Снизился уровень регистрируемой безработицы. Выросшая 6. более чем на 10% среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций составляет в городе 57564,4 руб. (табл. 3). 7.

Как видим, область и г. Биробиджан выжили 8. и сегодня в труднейших условиях, при некоторой поддержке государства развиваются и надеемся, 1. что область и город станут регионом, из которого не уезжают, а куда едут жить, учиться и трудиться.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бирско-Биджанский район Дальневосточного края: труды экспедиции 1927 года. Вып. 1: Предварительный сводный отчет экспедиции / сост. Б.Л. Брук; под ред. В.Р. Вильямса. М.: Эмес, 1928. 116 с. 2.

2. ГА ЕАО. Ф.189. Оп.1.Д.2.Л.6.

Гуревич В.С. Еврейская автономная область: из прошлого в настоящее. История становления и развития Еврейской автономии на Дальнем Востоке / отв. ред. П.А. Минакир. Хабаровск: 2020. 524 с.

Гуревич В.С. Еврейская автономная область: история административно-территориального устройства в картах, документах и фотографиях. Биробиджан, 2019. 117 с. Книга памяти жертв политических репрессий на территории Еврейской автономной области. Биробиджан, 2011. 476 с. Корсунский Б.Л. Депрессивный район в переходной экономике / Б.Л. Корсунский, С.Н. Леонов. Владивосток: Дальнаука, 1999. 155 с. РГИА ДВФ.2413. Оп. 1019. Л.19. РГИА ДВФ.702. Оп. 5. Д.770. Л. 120.

REFERENCES: Birsko-Bidzhanskii Raion Dal 'ne-Vostochnogo Kraya: trudy ekspeditsii 1927 goda. Vyp. 1: Pred-varitel'nyi svodnyi otchet ekspeditsii (Birsko-Bi-jan District of the Far Eastern Region: the works of the expedition of 1927, no. 1: Preliminary summary report of the expedition), B.L. Brook comp., V.R. Williams Ed. Moscow: Emes Publ., 1928. 116 p. (In Russ.).

GA EAO. F.189. Op.1.D.2.L.6. (In Russ.).

Таблица 3

План создания новых инвестиционных объектов в Биробиджане на 1 марта 2023 г. и источники финансирования

Table 3

Plan for the creation of new investment facilities in Birobidzhan on March 1, 2023, and sources of financing

№ п/п Наименование объекта Год реализации Стоимость, млн. руб. Источники финансирования

1 Строительство перерабатывающего комплекса мощностью 60 тыс. т соевых бобов в год с возможностью увеличения до 100 тыс. т в год с целью получения соевого пищевого шрота, соевого масла 2023-2024 800,0 частные инвестиции

2 Создание и развитие индустриального парка «Шалом» 2023-2024 12000,0 частные инвестиции

3 Строительство здания автовокзала 2023 нет данных частные инвестиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Строительства дома-интерната для престарелых и инвалидов общего типа на 50 мест 2021-2023 300,0 федеральный и областной бюджеты

5 Строительство школы на 1275 мест 2023-2025 1148,5 федеральный и областной бюджеты

6 Благоустройство территорий дошкольных образовательных учреждений (не менее 6) 2023 43,669 федеральный бюджет

7 Ввод в эксплуатацию модульной конструкции спортивного зала средней школы № 6 2023 40,0 федеральный бюджет

8 Завершение капитального ремонта пришкольных территорий, спортивных залов ряда учебных заведений 2023 15,995 федеральный бюджет

9 Создание модельных муниципальных библиотек 2023 5,0 федеральный бюджет

10 Модернизация наружного освещения города Биробиджана 2023-2033, 1650,547 федеральный бюджет

11 Приведение в нормативное состояние автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений 2023-2024 318,447 федеральный, областной и городской бюджеты

12 Ремонт и обустройство автобусных остановок, ремонт тротуаров и дворовых проездов 2023 423,396 федеральный, областной и городской бюджеты

13 Приобретение модульных гаражей для службы скорой медицинской и неотложной помощи (не менее 16) 2023 44,3 федеральный бюджет

3. Gurevich VS. Evreiskaya avtonomnaya oblast': iz proshlogo v nastoyashchee. Istoriya stanov-leniya i razvitiya Evreiskoi avtonomii na Dal 'nem Vostoke (Jewish Autonomous Region: from the past to the present. The history of the formation and development of Jewish autonomy in the Far East), P.A. Minakir Ed. Khabarovsk, 2020. 524 p. (In Russ.).

4. Gurevich V.S. Evreiskaya avtonomnaya oblast': istoriya administrativno-territorial 'nogo us-troistva v kartakh, dokumentakh i fotografiyakh (The Jewish Autonomous Region: the history of the administrative-territorial structure in maps, documents and photographs). Birobidzhan, 2019. 117 p. (In Russ.).

5. Kniga pamyati zhertv politicheskikh repressii na territorii Evreiskoi avtonomnoi oblasti (The Book of memory of the victims of political repression on the territory of the Jewish Autonomous Region). Birobidzhan, 2011. 476 p. (In Russ.).

6. Korsunsky B.L. Depressivnyi raion v perekhod-noi ekonomike (A depressed area in a transitional economy), B.L. Korsunsky, S.N. Leonov. Vladivostok: Dal'nauka Publ., 1999. 155 p. (In Russ.).

7. RGIA DVF.2413. Op. 1019. L.19. (In Russ.).

8. RGIA DVF.702. Op. 5. D. 770. L.120. (In Russ.).

BIROBIDZHAN TOWN: FORMATION AND DEVELOPMENT

V.S. Gurevich

On March 2, 1937, the town of Birobidzhan appeared on the map of the Soviet Union, transformed from the workers' settlement of the same name. At that time, for the Jewish Autonomous region, created three years before, it was already the administrative and cultural center. Soon Birobidzhan became one of the industrial centers of the Far East with a developed mechanical engineering, represented by factories for the production of rice-grain and forage harvesters on caterpillar tracks, transformers and complete transformer substations. Light industry products - outerwear, upper knitwear and underwear, winter and summer shoes - were supplied to all settlements of the Far East region. At present, after the deep crisis of the nineties, the town's economy has seen trends in sustainable development, growth in investment, production volume and shipment of products.

Keywords: Trans-Siberian Railway, the village of Tikhonkoe, the town of Birobidzhan, settlement and development.

Reference: Gurevich V.S. Birobidzhan Town: formation and development. Regional'nyeproblemy, 2023, vol. 26, no. 2, pp. 6-12. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-9593-2022-26-2-6-12.

Поступила в редакцию 22.05.2023 Принята к публикации 13.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.