Региональные проблемы. 2021. Т. 24, № 2-3. С. 227-232. DOI: 10.31433/2618-9593-2021-24-2-3-227-232
УДК 908(571.621)
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
В.С. Гуревич
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, ул. Шолом-Алейхема 4, г. Биробиджан, 679016, e-mail: [email protected]
В статье на основе систематизации и широкого использования документальных архивных материалов рассмотрена история создания, административного и территориального устройства Еврейской автономной области, изменения границ автономии и ее муниципальных образований.
Ключевые слова: административно-территориальное устройство, Еврейская автономная область, переселенческая политика.
Образец цитирования: Гуревич В.С. Основные вехи в истории Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2021. Т. 24, № 2-3. С. 227-232. DOI: 10.31433/2618-95932021-24-2-3-227-232.
За свою не такую уж долгую историю Еврейская автономная область несколько раз меняла статус, а в поддержку ее развития были приняты десятки законов и подзаконных актов.
Начнем с освоения территории, на которой в 1934 году была образована Еврейская автономия.
Активное заселение территории началось немногим более 160 лет назад, когда в ходе амурских сплавов под руководством губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева на берегу Амура было образовано шестнадцать казачьих селений. А спустя полтора года вышло «Высочайше утвержденное Положение об управлении Амурской области» - именной указ [1], который гласил:
«... Амурскую область составить из всех земель, находящихся на левом берегу Амура, начиная от соединения рек Шилки и Аргуни или от границ Забайкальской и Якутской областей, по всему течению Амура до устья реки Уссури и до новой границы Приморской области. Областным городом Амурской области назначается город Благовещенск.».
29 декабря 1868 года указом императора России было создано Амурское казачье войско «для охранения юго-восточной границы ... и содержания сообщения по рекам Амуру и Уссури». Территория, которую занимало войско, была выделена в особую административную единицу. В нее входили
и 24 станицы, расположенные в границах нынешней ЕАО.
16 июня 1884 года Государственный совет Российской империи учредил Приамурское генерал-губернаторство. В него вошла и Амурская область [2]. Резиденция генерал-губернатора разместилась в Хабаровске.
Спустя четыре года еще одним императорским указом на территории Амурской области был образован Амурский округ, куда вошли земли будущей ЕАО.
Двадцатый век начался с новой волны переселения на Дальний Восток - «столыпинского призыва». Он проходил по «Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях». Всего таких участков было создано десять, пять из них - на территории нынешних Смидовичского и Биробиджанского районов.
Для освоения территории необходимо было надлежащее транспортное сообщение. Первые дороги на территории будущей ЕАО появились в конце XIX - начале ХХ века. В основном это были колесные тракты или вьючные тропы. Самая известная из них - «Амурская колесуха» - капитальная насыпная дорога между Благовещенском и Хабаровском, длина которой составила 800 км. Более 300 км тракта проходило по территории будущей ЕАО.
Дорога строилась с 1898 по 1909 гг. каторжанами, как уголовными, так и политическими заключенными. Участок на территории нынешней ЕАО проходил между селами Пашково и Заречное, шел в район Сутарских приисков, далее на с. Биджан к Амуру вблизи нынешне-
го с. Ленинского, затем на реку Биру в районе сел Надеждинское и Головино, далее вдоль реки Амур до Хабаровска. По дороге осуществлялись почтовые и другие перевозки.
При этом «колесуха» и открытие сквозного слабо используемого почтового тракта не сыграли заметной роли в развитии экономики Приамурья.
В 1891 г. было принято решение о сооружении Транссибирской железной дороги. Ее строительство началось одновременно из Владивостока и Челябинска, велось на государственные средства и продемонстрировало невиданные для того времени темпы железнодорожного строительства - за 10 лет было проложено 7,5 тыс. км новой железнодорожной магистрали. С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы затормозились необходимостью возведения огромного моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья.
К началу двадцатого века с организацией крестьянского переселения в Приамурье начался новый этап экономического освоения территории. 22 июня 1900 г. царское правительство утвердило новые «Временные правила для образования переселенческих участков» [3].
С 1901 по 1909 гг. между реками Тунгуской и Амуром было выделено 10 переселенческих участков. Под условным названием «Бирско-Биджанский район» без достаточно определенных границ был организован переселенческий район к востоку от горного хребта Малого Хингана, возобновилось пере-
селение русских крестьян. В границах района были образованы селения Деж-невка, Самаро-Орловка, Волочаевка, Даниловка. Территория Малой Биры и Бирского Опытного Поля начала осваиваться с 1909 года. Переселенцы-крестьяне на этих землях в 1910 г. образовали села Русская Поляна, Беловодское, Александровка, Алексеевка, в 1911 г. -Назарово, Михайло-Архангельское, в 1912-1913 гг. - Почаевка, Казанка, Романовское, Угловое, Степное.
Дальнейшее хозяйственное развитие дальневосточной окраины неразрывно связано со строительством восточного участка Амурской железной дороги (1908-1916 гг.).
Его строительство на территории будущей области, линия которой по большей части своего протяжения проходила по совершенно незаселенным местам, труднодоступным вследствие полного бездорожья, послужило началу освоения ее северной части. Были образованы новые населенные пункты Аур, Бира, Ин, Икура, Лондоко, Облу-чье, Ольгохта и другие, в которых жили строители и обслуживающий персонал железной дороги. А в конце 1912 года на этой железнодорожной трассе появился и полустанок Тихонькая, предвестник нашего областного центра -г. Биробиджана.
12 февраля 1914 года у небольшой станции Кимкан на территории нынешней области произошла смычка восточного и западного участков Амурской железной дороги. А в 1916 г. с окончанием постройки железнодорожного 2600-метрового моста у г. Хабаровска завершилось одно из величайших строительств Российской империи
- прокладка великой Транссибирской магистрали, которая соединила сквозным железнодорожным путем столицу Российского государства Петербург на Балтике с городом Владивостоком на Тихом океане [4].
После революции Дальний Восток, как и вся страна, стал жить по другим, советским законам. Но административные реформы здесь, на окраине России, задерживались из-за затянувшейся Гражданской войны.
6 апреля 1920 года в городе Верх-неудинске было провозглашено создание демократической Дальневосточной республики, центром которой стал город Чита. В состав ДВР вошла и территория будущей ЕАО, находившаяся тогда в составе Амурской области. Казачьи округа были ликвидированы, вместо них появились волости. Управлять ими стали волостные комитеты.
В октябре 1922 года Гражданская война на Дальнем Востоке закончилась победой народно-революционных сил, а 14 ноября Народное собрание Дальневосточной республики приняло решение о самороспуске, провозгласив установление на дальневосточной территории советской власти.
Буквально на следующий день, 15 ноября 1922 года, ВЦИК РСФСР принимает Декрет о вхождении бывшей ДВР в состав РСФСР в статусе Дальневосточной области. Область была разделена на шесть губерний - Амурскую, Забайкальскую, Камчатскую, Приморскую, Прибайкальскую и Приамурскую.
Высшим органом власти на территории Дальнего Востока Советской России стал Дальневосточный рево-
люционный комитет (Дальревком). В те же годы были образованы первые сельсоветы. На территории будущей автономии их насчитывалось больше пятидесяти. А вот населения по сравнению с 1917 годом стало почти на треть меньше - в основном большие потери понесли казачьи станицы.
14 июня 1924 года при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР был создан Комитет по земельному устройству трудящихся евреев (КомЗЕТ). Политбюро ЦК поначалу приняло решение о переселении еврейских трудящихся в Крым, Приазовье и на Алтай. И только спустя четыре года КомЗЕТ принял постановление, в котором ходатайствовал о закреплении за ним около четырех с половиной миллионов гектаров приамурской полосы Дальневосточного края.
28 марта 1928 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о выделении в районе рек Биры и Бид-жана в составе Дальневосточного края территории для земельного устройства трудящихся евреев [5].
20 августа 1930 года был образован Биро-Биджанский район с центром в селении Тихонькая. Границы района были установлены постановлениями Дальневосточного краевого исполнительного комитета и ВЦИК по реке Амуру западнее города Хабаровска до устья реки Хинган и по реке Хин-ган до железнодорожной линии, далее севернее железнодорожной полосы на восток до реки Урми и по рекам Урми и Тунгуске. Через год Тихонькая была переименована в рабочий поселок Биробиджан.
Первые эшелоны с еврейскими пе-
реселенцами прибыли в Тихонькую весной 1928 года, а уже в сентябре 1930 года Дальневосточный крайисполком утвердил названия возникших в Биро-Бид-жанском районе переселенческих сел Бирофельд, Валдгейм, Амурзет.
7 мая 1934 года Биро-Биджанский район Постановлением ЦИК СССР был преобразован в Еврейскую автономную область. Постановление называлось так: «О преобразовании Биро-Биджан-ского еврейского национального района Дальневосточного края в Еврейскую автономную область» [6].
20 июля 1934 года Президиум ВЦИК РСФСР принял Постановление «Об административном устройстве Еврейской автономной области». В ее состав вошло пять районов - Бирский, Биробиджанский, Ленинский, Сталинский и Смидовичский.
18 декабря 1934 года состоялся первый областной съезд Советов ЕАО, который завершил оформление новой национальной области как советской государственной единицы, утвердил план хозяйственного и культурного строительства и избрал руководящие советские органы.
ВЦИК РСФСР своим постановлением от 2 марта 1937 года удовлетворил ходатайство Дальневосточного крайисполкома и облисполкома ЕАО о преобразовании рабочего поселка Биробиджан в город, сохранив за ним прежнее наименование.
2 июня 1942 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР был организован самостоятельный Биробиджанский район областного подчинения. До этого он подчинялся городу Биробиджану.
Новые общественно-политические условия, связанные с образованием на территории бывшего СССР независимого государства - Российской Федерации, являлись предпосылкой к преобразованию системы управления всех регионов, включая Еврейскую автономную область.
Еврейская автономная область, выйдя из состава Хабаровского края на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1991 г., перешла в непосредственное подчинение республиканского правительства. В декабре 1991 года под занавес нового года областной Совет народных депутатов ЕАО принял Декларацию о государственно-правовом статусе ЕАО. А вскоре постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР область была выделена из состава Хабаровского края в самостоятельный субъект РФ. В том же декабре 1991 года первым губернатором ЕАО стал Николай Волков.
На следующий год 31 марта 1992 года был подписан Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти ЕАО».
18 октября 1997 года Законодательным Собранием был принят Устав Еврейской автономной области, который обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам Еврейской автономной области, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на территории Еврейской автономной области.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ГА ЕАО. Ф. Р-186. Оп. 2. Д. 2. Л. 3.
2. ГА ЕАО. Ф. 186. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.
3. Гуревич В.С. Еврейская автономная область: из прошлого в настоящее. Биробиджан, 2020. 524 с.
4. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. - февраль1917 г.). М.: Наука, 1991. 469 с.
5. Полное собрание законов Российской империи. 2-собр.: 1858. СПб., 1860. Т. 33. № 33862. 596 с.
6. Полное собрание законов Российской империи. 3-собр.: 1884. СПб., 1887. Т. 4. № 2324. 1257 с.
REFERENCES:
1. GA EAO. F. R-186. Op. 2. D. 2. L. 3. (In Russ.).
2. GA EAO. F. 186. Op. 1. D. 2. L. 6. (In Russ.).
3. Gurevich V.S. Evreiskaya avtonom-naya oblast': izproshlogo v nastoyash-chee (Jewish Autonomous Region: from the past to the present). Birobidzhan, 2020. 524 p. (In Russ.).
4. Istoriya Dal'nego Vostoka SSSR v epokhu feodalizma i kapitalizma (XVII v. - fevral '1917 g.) (History of the Far East of the USSR in the era of feudalism and capitalism (XVII century-February 1917)). Moscow: Nauka Publ., 1991. 469 p. (In Russ.).
5. Polnoe sobranie zakonov Rossiis-koi imperii (Complete Collection of Laws of the Russian Empire). 2-sobr.: 1858. Saint-Petersburg, 1860, vol. 33, no. 33862. 596 p. (In Russ.).
6. Polnoe sobranie zakonov Rossiis-koi imperii (Complete Collection of Laws of the Russian Empire). 3-sobr.: 1884. Saint-Petersburg, 1887, vol. 4, no. 2324. 1257 p. (In Russ.).
MAJOR MILESTONES IN THE HISTORY OF THE JEWISH AUTONOMOUS REGION
V.S. Gurevich
The article contains the history of the Jewish Autonomous region formation, its administrative-territorial system, changes in the autonomy borders and its municipalities. The author analyzes the Jewish population migration processes in the Russian Far East.
Keywords: administrative-territorial system, Jewish Autonomous region, frontier, resettlement policy.
Reference: Gurevich V.S. Major milestones in the history of the Jewish Autonomous Region. Regional'nyeproblemy, 2021, vol. 24, no. 2-3, pp. 227-232. (In Russ.). DOI: 10.31433/2618-95932021-24-2-3-227-232.