Научная статья на тему 'ГОРНЫМИ МАРШРУТАМИ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЗРОСЛЫХ К ПОХОДУ'

ГОРНЫМИ МАРШРУТАМИ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЗРОСЛЫХ К ПОХОДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПОХОД / ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА / TOURISM / CAMPING / TRAINING / PRACTICAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базук Александр Викторович

Содержание подготовки вожатых к туризму. Сценарий обучения. Организация похода. Поведение на природе. Технические навыки и умения вожатого в походе. Содержание практической работы при подготовке. Памятка для однодневного похода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOUNTAIN ROUTE: HOW TO PREPARE ADULTS FOR A HIKE

The content of training counselors for tourism. Training script. Campaign organization. Behavior in nature. Technical skills and counselor skills in the campaign. The content of the practical work in preparation. Memo for a day trip.

Текст научной работы на тему «ГОРНЫМИ МАРШРУТАМИ: КАК ПОДГОТОВИТЬ ВЗРОСЛЫХ К ПОХОДУ»

УДК 37.08

ГОР НЫМИ МАРШРУТАМИ:

как подготовить взрослых к походу

Александр Викторович Базук,

педагог-организатор лагеря «Комсомольский» Всероссийского центра «Орлёнок», Краснодарский край

Залог успеха похода — подготовка вожатых. Дети хотят всегда. А что делать со взрослыми? Подготовка взрослых к походу строится на основе результатов предварительного опроса воспитателей и выявленного уровня имеющихся знаний по основам туризма. В ходе обучения предполагается выполнение групповых заданий, для чего формируются микрогруппы, в состав которых входят воспитатели с разным уровнем знаний. Задания позволят продемонстрировать знания тем, кто уже раньше занимался этой деятельностью, а также научиться начинающим принимать правильные решения и эффективно работать в команде.

• туризм • поход • обучение • практическая работа

О

бучение проводится перед началом смены, так как походы начинаются сразу после завершения организационного периода. Используя широкий комплекс полученных знаний и умений по туристскому делу, воспитатели вместе с инструкторами по туризму смогут быть организаторами походов и уверенно себя чувствовать как в период подготовки похода, так и в ходе прохождения маршрута. Цель — обучение умениям и навыкам по основам туристской деятельности через практическую деятельность. Участники приобретают специальные знания по вопросам организации турпохода в ВДЦ «Орлёнок», интерес к занятиям туризмом как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности. В то же время создаются условия для сплочения вожатского отряда. Среди педагогических возможностей:

• проверка готовности воспитателей к организации и проведению детей по туристскому маршруту;

• пополнение знаний по основам туристской подготовки, технике безопасности при проведении туристских походов;

• совершенствование мастерства (табл. 1).

В начале обучения инструктор приветствует участников, знакомит с маршрутами, требованиями к участникам похода, эко-правилами, правилами разведения костра, организует практическую работу (сбор рюкзака, спального мешка и установка палатки). Предлагаю дополнительно прочесть несколько источников1. Обычно обучение проводится по стандартному сценарию. Предлагаю ознакомиться с ним.

1 Бардин К.В. Азбука туризма. — М.: Просвещение, 2003; Константинов Ю.С. Туристская игротека. — М.: Владос, 2000; Шкенёв В.А. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации. 8—9 классы. — Волгоград: Учитель, 2009.

Таблица 1

Образовательные результаты

Показатели результата Способы оценки и фиксации результата

Участники знают о маршрутах походов для своего отряда, знают алгоритм подготовки отряда к походу, умеют ставить палатку, собирать турснаряжение в рюкзак, знают правила разведения костра Наблюдение за практической деятельностью

Участники высказывают мнение о желании идти в поход с детьми, проявляют интерес к предложенной литературе по основам туризма Наблюдение за практической деятельностью

Участники действуют сообща, проявляют взаимовыручку, хорошо работают в своих командах Наблюдение за практической деятельностью

1. Вступительное слово: приветствие, объявление темы и цели проведения занятия

— Добрый день! Все мы стали участниками самой интересной туристской смены, где

от каждого понадобится знания по туристскому делу и организации похода, а также хорошая выкладка и умение работать в команде. Именно в походах, которые нам предстоит пройти в течение смены, проявляются все лучшие и в то же время худшие качества человека. Но даже если таковые будут иметь место, не стоит отчаиваться, надо просто сделать вывод и работать над собой более настойчиво, совершенствуя качества, которые вам обязательно пригодятся в жизни.

Отличительная особенность смены в том, что каждый отряд сможет сходить в поход. Старшие отряды пойдут в двухдневные походы, а младшие — в одновневные. Сегодня мы познакомимся с маршрутами походов, правилами организации похода и поведения во время него. А ещё я вам расскажу и покажу, как укладывать в рюкзак турснаряжение, проведём некоторые туристские мини-конкурсы. Но обо всём по порядку.

2. Основная часть: знакомство с туристскими маршрутами, подготовка к походу, требования к участникам похода, знакомство с эко-правилами, практическая работа (сбор рюкзака, спального мешка и установка палатки)

— Кому-то из вас (называю номера отрядов) предстоит пойти в однодневный поход с одной ночевкой, а тем, кто помладше (называю номера отрядов), и вашим детям ещё рано взвали-

вать на свои плечи все тяготы горных переходов, будет возможность ощутить туристскую романтику путём вечернего выхода с ночевкой на турстоянке в районе агрогородка.

Далее ведущий пишет на флипчарте маршрут.

— Общая протяжённость однодневного маршрута составляет 15 км. Стартуем мы от стелы д/л «Комсомольский» сразу после завтрака, в 8:30. На маршрут выходим возле дома вожатых, спускаясь под мост, и уходим в Золотое ущелье. Далее отрядам предстоит подъём на гору черепах и спуск в долину «Пляхинские поляны», где планируются привал и приготовление обеда на костре, а также практическое занятие по вязке узлов, разведению костров, ориентированию

на местности без карты. После всего мы стартуем на место нашей ночевки на автогороде через Пляхинские сады, где и поужинаем. А после ужина нужно организовать вечернее дело для всего отряда. Какое оно будет, зависит от вас, об этом мы тоже поговорим. В 7:00 следующего дня — подъём, и к 8:00 отряды возвращаются в лагерь. На этом заканчивается основная часть похода.

Есть ли вопросы по маршруту?

В случае их возникновения ведущий отвечает на них.

— Прежде чем отправиться в поход, нам предстоит пройти ещё путь подготовки.

Первое, что нам нужно сделать, — это получить всё снаряжение у туринструктора. Получение туристского снаряжения проходит у бочки № 16 (нанайский тупик) с 13:30 до 14:00 (для всех типов похода).

Каждый участник однодневного похода должен получить:

• рюкзак;

• спальный мешок;

• туристский коврик;

• кружку и тарелку (ложки получаем в столовой) .

На отряд получаем:

• палатки (1 шт. х 5 чел.)

• котлы (3 шт.) (половники получаем в столовой) .

Каждый участник выхода на ночёвку получает:

• спальный мешок;

• туристский коврик;

• чашку.

На отряд получаем:

• рюкзаки (5 шт.);

• палатки (1 шт. х 5 чел.);

• котёл (половники получаем в столовой).

Второе, что мы делаем, — это собираем вещи. В однодневный поход мы берём с собой один запасной комплект одежды (майку, штаны или шорты, носки) и на вечер — тёплую кофту или толстовку, на всякий случай дождевик. Можно обойтись без запасной обуви, но убедитесь перед отправлением, что ваша обувь и детей не начала расклеиваться или рваться.

Из средств личной гигиены необходимо взять стандартный набор: полотенце, мыло, зубную щётку, пасту. Для тех, кто выходит на ночёвку, запасаемся тёплой кофтой или толстовкой. Обувь так же закрытая.

Третье — это продукты питания. Их вы получаете вечером после ужина (19:15 ч) в столовой, за день до похода (для тех, кто идёт на ночёвку в день выхода, забираем второй ужин).

Ваша основная задача — заранее распределить продукты между детьми отряда так, чтобы ваш ответственный за питание знал, у кого что лежит. Определите заранее, что вы будете есть в обед, на ужин, и разделите продукты таким образом, чтобы не приходилось во время обеда вываливать все продукты, а потом снова их рассовывать по рюкзакам.

По возращении из похода необходимо привести в порядок туристское оборудование и инвентарь (чистим, чиним, моем). Как только убедились, что всё находится в надлежащем состоянии, сдаём всё туринструкто-ру с 11:00 до 12:00 там же, где и получали.

Сейчас проговорим единые требования ко всем участника похода во время движения по маршруту и на стоянках.

1. С учётом того, что количество ребят

в отрядах до 30 человек, для лучшего контроля за движением колонны следует заранее разделить отряд на три отделения, которые могут возглавить: туринструктор, воспитатели, командир отряда.

2. В колонне ребята двигаются строго друг за другом, на расстоянии 1—1,5 метра.

3. Между отделениями расстояние от 10 до 20 метров.

4. Если колонна начинает растягиваться и появляются отстающие, нужно остановиться и дождаться отстающих. Постоянно отстающих ребят следует поставить в самое начало колонны и подстроиться под их темп движения.

Также заранее советую распределить обязанности между отделениями, например: кто готовит обед, ужин, кто разбивает или собирает лагерь, кто разводит и следит за костром, кто контролирует чистоту на стоянке, кто моет посуду и котлы.

Все ребята должны быть строго проинструктированы о том, что не следует без разрешения руководителей колонны срывать какие либо растения (они могут быть ядовиты или занесены в Красную книгу) и тем более употреблять в пищу ягоды, фрукты,

встретившиеся в пути или на стоянках, даже если это сливы и яблоки. Как минимум их следует помыть в проточной воде, или вы рискуете сорвать свой поход из-за массовой диареи (в лучшем случае).

Поговорим об экологии. Как пройти маршрут максимально красиво по отношению к окружающему пространству, гостеприимством которого мы пользуемся? Ответ простой. Нужно сделать так, чтобы не осталось никаких следов нашего пребывания. Для этого достаточно соблюсти несколько нехитрых правил.

1. Не рубить живой лес. Если стоит высохшее, на первый взгляд, деревце, убедитесь в отсутствии на его ветках почек или зелёных листиков (их может быть не более 5%, остальное — сухие). Если они имеются, стоит поискать более достойные дрова — это дерево гореть не будет.

2. Не оставлять после себя мусор — ни

на маршруте, ни на стоянке. В каждой группе найдётся особый любитель чистоты, которому будет симпатична почётная роль главного эколога. Упаковка (20—30 шт.) полиэтиленовых пакетов средних размеров, с ручками не отяготит его рюкзак. Съела группа на привале по конфетке, эколог пробежался со своим пакетиком и собрал все бумажки. И так — со всеми отходами. По ходу движения, кому не трудно наклоняться, можно подбирать кое-какой мусор вдоль тропы (к счастью, его всегда немного). Он тоже попадает в действующий «мусорник», который, кстати, совсем не обязательно нести в руках, а можно за ручки привязать к рюкзаку. По приходу на стоянку «мусорник» приобретает постоянную прописку, скажем, «у дерева», «адрес» которого сообщается всем участникам группы. Минут за 15—20 до ухода с места стоянки, дежурные забрасывают остатки дров в костер, и на получившийся большой огонь ложится весь накопившийся за предыдущий день мусор. Предупреждение: не бросайте полиэтиленовый мусор в огонь во время вечернего дела у костра или в период приготовления пищи — неприятный запах может подпортить эмоциональную окраску вашего дела.

3. Не берите с собой продукты в стеклянной

«а «а

таре. Стекло — самый страшный загрязнитель леса — будет лежать вечно, рискуя быть разбитым и ранить проходящих.

4. Непосредственно перед уходом

со стоянки осмотрите её, соберите весь случайный мусор и сожгите его. Этот беглый осмотр часто помогает обнаружить забытые кем-то мелкие вещи, например ложку, шарфик. Кстати, консервные банки не горят. Но расплющить их и кинуть в огонь нужно. После того как температура уничтожит антикоррозийное покрытие, влажность «съест2 банку за несколько лет. Конечно, для этого хорошо бы её закопать.

5. Не отмечайте пребывание в красивых местах высеканием надписей «Тут был Я» в камне и дереве или завязыванием на ветках деревьев разноцветных лоскутков и полиэтиленовых мешочков. Практика показала, что этот ритуал никак не влияет на ваше будущее возвращение в то же место. А вот выглядят последствия таких действий очень печально. Лучше потратьте это время на то, чтобы выбрать удачный ракурс и сделайте несколько хороших фотографий, которые станут замечательным подтверждением присутствия вашего отряда.

Правила туриста мы ещё раз друг другу напомнили, а сейчас пора перейти к вечернему отрядному делу.

Представьте, что наступил вечер, мы все сыты и довольны, чем же заняться теперь? Попеть песни под гитару возле костра — это хорошо, но если гитары нет, да и разве гитара — это единственный вечерний досуг? Сейчас вам предстоит разделиться микрогруппы (по типу походов) и разработать идею вечернего дела для своих детей. Вы уже знаете их способности и возможности. Время для работы — 5 минут. Время пошло...

Итак, начнём аукцион идей.

На флип-чарте каждый выступающий прикрепляет карточку дела, на которой указывает форму, название, краткое содержание.

— Спасибо вам за ваши интересные идеи! Предлагаю вам их доработать с вашими ребятами и 15-го числа по отдельному графику вместе с вашей инициативной группой защитить их.

Пришло время перейти к практике, которая будет состоять из двух этапов. На первом этапе мы попробуем с вами собрать рюкзак, спальный мешок и поставить палатку. Второй этап пройдёт для тех отрядов, которые идут в однодневный поход. Мы с вами пройдём по всему маршруту, который нам предстоит преодолеть вместе с детьми.

Практический этап

— Предлагаю сейчас двоим участникам занятия собрать за минуту рюкзак из тех вещей, которые лежат на столе.

Идёт выполнение задания. После этого ведущий занятия называет плюсы и минусы, которые участники продемонстрировали в период сборки рюкзака.

— У каждого со временем вырабатывается способ укладки рюкзака, но в целом желательно соблюсти следующие правила (сопровождение объяснения показам действий).

1. Перед тем как начать укладывать рюкзак, вложите в него большой полиэтиленовый мешок, который послужит защитой всего, что вы несёте, от намокания, в случае сильного дождя.

2. Важно стремиться к максимально плотно-

«а п «

му размещению вещей в рюкзаке. Заполняйте все пустоты мелкими, мягкими вещами. Избегайте крупных, объёмных пакетов с вещами или продуктами. К примеру, не стоит 5 кг картофеля класть в один мешок и потом пытаться засунуть в рюкзак получившуюся бесформенную аномалию. Лучше разделите её на столько маленьких мешочков, сколько у вас будет приёмов пищи. И с укладкой проблем не будет, да и выдавать картофель дежурным будет легче.

3. Вещи, которые могут понадобиться

на предстоящем отрезке маршрута (кружку, аптечку, дождевик, смену одежды на случай резкой перемены погоды), положите сверху и в карманы рюкзака, чтобы к ним был лёгкий и быстрый доступ.

4. То, что будет нужно лишь в конце дня на стоянке, и продукты смело кладите

в более труднодоступные места. Исключения составляют те продукты, которые будут доставаться вами во время обеда или на привалах. А у кого лежат какие продукты, вы уже заранее договорились и распределили по рюкзакам.

5. Самые тяжёлые предметы расположите максимально близко к спине и не слишком низко. В противном случае вам придётся сильно наклоняться вперёд, чтобы компенсировать низкий и сильно удалённый от вашего тела центр тяжести рюкзака.

6. Обратите внимание на то, чтобы в спину вам не упирались углами неудобные

и жёсткие предметы (консервные банки, посуда и т.д.).

Правило переноски рюкзака: переносить рюкзак следует исключительно за ручку, либо за наплечные ремни. Все остальные способы переноски могут привести к тому, что у рюкзака что-нибудь оторвётся или поломается пластмассовая фурнитура, т.к. все вспомогательные ремни и фурнитура не рассчитаны на большие нагрузки. Поэтому выкраиваем пару дополнительных секунд на то, чтобы взять рюкзак правильным образом, т.е. за ручку или за лямки (показывает).

Надевание рюкзака

— Туристский рюкзак обычно получается несколько тяжелее привычных для нас городских рюкзачков. Поэтому не стоит лихо забрасывать его за спину. Причин тому три: чтобы не повредить себе спину; не потерять равновесие (это может быть важно на местности со сложным рельефом); чтобы у рюкзака не отлетела лямка, за которую вы его поднимаете для заброски за спину.

Поэтому поступаем следующим образом (показываю). Берём рюкзак за ручку (лямки) и сначала ставим его на бедро согнутой в колене ноги. Затем по очереди просовываем руки в наплечные ремни, как бы подлезая под рюкзак. Сразу после надевания рюкзака застёгиваем и затягиваем пояс. Удобно делать это в наклонённом вперёд положении, когда рюкзак свободно лежит на спине. Тогда пояс рюкзака не нагружен, и его легко затянуть на нужную величину.

Затем подтягиваем наплечные ремни рюкзака (показываю). Они должны всей поверхностью прилегать к плечам, однако не следует чрезмерно затягивать их, т.к. в этом случае вы снимаете вес рюкзака с пояса и перемещаете его на плечи, увеличивая тем самым нагрузку на позвоночник. Поэтому ищите «золотую середину» в натяжении лямок рюкзака.

Важно! Все регулировки должны быть выполнены абсолютно одинаково слева и справа. Проверить это можно, сняв с себя рюкзак и сравнив длины всех регулировочных ремней слева и справа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть ли вопросы по укладке и надеванию рюкзака?

При необходимости ведущий отвечает на вопросы.

А сейчас я покажу, как собирать спальный мешок.

Ведущий занятия рассказывает об этапах складывания, показывая всё в действии.

Этапы складывания:

1. Застегните молнию и сложите спальник вдоль пополам.

2. Тщательно подровняйте края.

3. Плотно сверните спальный мешок в рулон, начиная с низа....

4. Сверните наружу края компрессионный сумки и вложите в неё мешок.

5. Затяните сумку ремешками (тесёмками, шнурками), которые обычно входят в комплект.

Переходим к установке палатки.

Для постановки палатки желательно найти площадку поровнее, хорошо защищённую от ветра,

и убрать с неё камешки, ветки и прочие посторонние предметы. Если уклон всё же присутствует, ставьте палатку так, чтобы головой лежать вверх по склону. Во время сна на уклоне вы обязательно будете съезжать вниз, вместе со своим спальным мешком, рискуя завалить палатку. Чтобы этого не происходило, подоприте снаружи нижнюю стенку палатки большими камнями либо ровным бревном (необходимо укрепить его деревянными колышками).

И ещё, с момента установки и обустройства держите палатку закрытой для доступа разной лесной живности: пауков, муравьев, комаров и пр. Ночью, скорее всего, будет хотеться спать, а не сражаться в полной темноте с теми, кто будет жужжать или пищать в ночной тишине, нарушая сон ваших детей.

Прошу всех пройти со мной (переход на открытую ровную площадку около Комсомольской площади). Рассмотрим установку одного из самых популярных видов — полусферической каркасной туристской палатки.

Посмотрите. У куполообразной туристской палатки растяжек немного, и все они сделаны так, что колышки можно втыкать недалеко от неё, благодаря чему о растяжки практически невозможно споткнуться. Многие «полусферы» вообще могут обойтись без растяжек, т.к.форму отлично держит каркас. Однако растяжки придают тенту дополнительную упругость и оттягивают его от внутренней туристской палатки. (Тент не должен соприкасаться с внутренней туристической палаткой.) Кроме того, растяжки добав-

«л «

ляют ветроустойчивости. А теперь давайте закрепим всё на практике.

Ведущий произносит порядок установки, а его помощники выполняют поэтапную установку палатки.

1. Расстелите внутреннюю туристскую палатку.

2. Соберите дуги каркаса, плотно вставив трубки одну в другую.

3. Следующий этап установки может проходить в двух вариантах, в зависимости от конструкции туристской палатки:

• дуги поочерёдно вставляются в тканевые желоба, затем их концы укрепляются в отверстиях угловых строп, превращая бесформенную ткань в правильной формы туристскую палатку;

• дуги сначала вставляются в стропы и к уже готовому каркасу специальными зацепками крепится внутренняя туристская палатка.

4. Накиньте тент, пристегните его по углам

к туристской палатке. Откройте вентиляционные отверстия.

Я специально не упомянул о пришпиливании дна и о растяжках. Форма полусферической туристской палатки не зависит от растяжек. Собранную, но не прикреплённую к земле «полусферу» легко переносить с места на место. Причём нередко одной рукой... После того как подростки соберут туристскую палатку и накинут тент, пришпильте дно и «входы» тента, образующие тамбуры, воспользуйтесь растяжками. Процесс завершён.

В связи с высоким уровнем пожароопасности, до особого распоряжения, к сожалению, мы не сможем развести костер, но навыки кострового могут пригодиться любому, поэтому предлагаю вспомнить несколько основных правил разведения костра: Для этого каждой группе нужно вспомнить эти правила и их озвучить.

1. Из чего разжечь костёр в лесу?

2. Как быстро разжечь костёр?

3. Как правильно разжечь костёр?

Время — одна минута. Время пошло.

Идёт работа в группах.

Прежде чем ответить на вопросы, как правильно разжечь костёр, стоит озаботиться тем, где развести костёр. Место для костра должно быть по возможности укрыто от ветра и дождя; не стоит разводить огонь под кронами хвойных деревьев и на участках с сухой травой; костёр должен располагаться с подветренной стороны от палаток и не ближе трёх-пяти

метров от них, чтобы разлетающиеся искры не прожгли ткань; заглубить и с наветренной стороны соорудить защитную стенку. В зимнее время надо полностью расчистить снег до поверхности земли.

А сейчас давайте озвучим общие правила кострового.

Представители групп озвучивают мнение команды, ведущий корректирует по необходимости.

Из чего разжечь костер:

• сухие дрова из лиственных пород деревьев практически не дают дыма, а сырая или гнилая древесина выделяет мало тепла, зато очень сильно дымит;

• дрова из лиственных деревьев с тяжёлой плотной древесиной, таких как дуб, граб, дают хороший жар, небольшое пламя и могут гореть до двух часов, поэтому они хорошо подходят для приготовления пищи;

• мелкий сухой хворост даёт сильное пламя, выгорая за несколько минут;

• хвойный сухостой хорошо горит и образует много углей, но и много дыма и разбрасывает большое количество искр;

Условия в лесу бывают разные и не всегда подходят для разведения костра. Как же быстро и правильно разжечь костёр в любых условиях? Для этого необходимо собрать и сложить растопку (показывает) Растопка, сложенная пирамидкой, поджигается непосредственно спичкой либо «зажигательной палочкой», дающей большое количество искр.

Существуют разные типы костров, но мы с вами научимся правильно разводить костёр-шалаш: дрова укладываются в виде домика или сруба. Внизу между поленьями помещается растопка. Назначение такого типа костра, кроме того что на нём очень удобно готовить пищу, ещё и освещение в ночное время. Я уже сделал заготовку костра и прошу вас прокомментировать мою работу. Надеюсь, эти знания вам помогут в дальнейшем. О других кострах можно узнать в методической папке «Туристские знания и умения» (показывает).

Подведение итогов

— На этом обучение закончено, и мне хочется с вами создать картину. Перед вами лист ватмана, на который я прошу наклеить палатки (бумажные листочки зелёного цвета) тем, кто сегодня научился ставить палатку, листок с изображе нием компаса пусть приклеят те, кто знает маршрут похода и как к нему готовиться, а на листочках с изображением книги напишите то, что вам ещё неясно и о чём бы вы хотели ещё узнать.

Участники выполняют задание. Ведущий под■ водит итог полезности обучающего занятия и выдаёт памятку по организации похода.

Спасибо всем за активное участие.

1. За день до похода получаем весь инвентарь с 13:30 до 14:00 в бочке № 16 (рюкзак, спальный мешок, туристский коврик, тарелку, кружку, котлы, палатки).

2. После ужина, с 19:00 до 19:30 в столовой получаем продукты питания с расчётом на обед и ужин, а также ложки, половники, ножи).

3. С вечера собираем рюкзаки, распределяем продукты питания. Обозначаем количество отделений и старших в них. Распределяем обязанности отделений (кто готовит обед, ужин, кто разбивает или собирает лагерь, кто разводит и следит

за костром, кто контролирует чистоту на стоянке, кто моет посуду и котлы и т.д.).

4. 7:45 — завтрак (на завтрак приходим уже с собранными рюкзаками).

5. 8:00 — выход на маршрут.

6. 12:00 — остановка на привал (готовка обеда).

7. 13:00-13:30 — обед.

8. 13:30-15:30 — тематические занятия.

9. 16:00 — сборка лагеря выход на новую стоянку.

10. 19:00 — остановка на ночлег (разбивка лагеря, готовка ужина).

11. 20:00 — ужин.

12. 20:30 — вечернее мероприятие.

13. 22:30 — отбой.

14. 7:00 — подъём, сборка лагеря.

15. 8:30 — возращение в лагерь.

16. 9:00 — завтрак в столовой лагеря.

17. 10:00-11:00 — приведение в порядок всего инвентаря.

18. 11:00-12:00 — сдача инвентаря в бочку № 16.

Ночёвка

1. В день выхода на ночёвку получаем инвентарь с 13:30 до 14:00 в бочке № 16 (спальный мешок, туристский коврик, кружку, котел, 4—5 рюкзаков, палатки).

2. После ужина с 19:00 до 19:30 получить второй ужин и чай (шиповник)

в столовой.

3. 19:30 — выход на стоянку (автогород).

4. 20:00 — разбивка лагеря, готовка на костре.

5. 21:00 — вечернее мероприятие.

6. 22:30 — отбой.

7. 8:30 — возращение в лагерь.

8. 9:00 — завтрак в столовой лагеря.

9. 10:00-11:00 — приведение в порядок всего инвентаря.

10. 11:00-12:00 — сдача инвентаря в бочку № 16. НО

Памятка для вожатого, идущего в однодневный поход и ночёвку

Однодневный поход

Mountain Route: How To Prepare Adults For A Hike

Alexander V. Bazuk, teacher-organizer of the camp «Komsomolsky» of the all-Russian center «Orlyonok», Krasnodar territory Abstract: The content of training counselors for tourism. Training script. Campaign organization. Behavior in nature. Technical skills and counselor skills in the campaign. The content of the practical work in preparation. Memo for a day trip. Keywords: tourism, camping, training, practical work. Spisok ispol'zovannykh istochnikov

1. Bardin K.V. Azbuka turizma. — M.: Prosveshcheniye, 2003.

2. Konstantinov Yu.S. Turistskaya igroteka. — M.: Vlados, 2000.

3. Shkenov V.A. Sportivno-prikladnoy turizm: programma, razrabotki zanyatiy, rekomendatsii. 8—9 klassy. — Volgograd: Uchitel', 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.