---------------------------- © З.Г. Мирзеханова, И.Д. Дебелая,
2009
УДК 911.10 (571.62)
З.Г. Мирзеханова, И.Д. Дебелая
ГОРНОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В ПРОГРАММЕ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК": ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ*
~П последние годы Правительство Российской Федерации
-Я-М реально обратило свое внимание на Дальний Восток, признав необходимость принятия срочных мер по оздоровлению экономики региона, что отражено в направлениях Государственной программы.
Современные тенденции мирового развития, связанные с кризисом, безусловно, внесут определенные коррективы в национальные планы подъема экономики как России в целом, так и ее регионов. В зависимости от специализации той или иной территории в системе географического разделения труда, конъюнктуры мирового спроса на сырье, товары и услуги жесткость регламентов экономической политики будет различной.
В государственной программе, направленной на оздоровление экономической ситуации на Дальнем Востоке до 2025 г., предусмотрен широкий спектр активизации преимущественно ресурсоемких направлений хозяйственной деятельности с учетом региональной специфики. В реализации этих планов заинтересован не только Дальневосточный федеральный округ, Россия, но и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим следует ожидать незначительного снижения инвестиционных проектов в разработанной модели развития Дальнего Востока и Забайкалья. Данный тезис подтверждают материалы III Дальневосточного международного экономического форума и саммита Евросоюза, указывающие на значимость реализации в регионе предложенных проектов в повышении роли России в АТР.
*Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ДВО РАН № 09-ЮНЗ-06
Общепризнано, экономика Дальнего Востока имеет четко выраженную минерально-сырьевую ориентацию. Доля отраслей, базирующихся или тесно связанных с минеральными ресурсами, составляет около 37 %, с тенденцией роста за счет освоения нефтяных и газовых месторождений [1]. Согласно стратегии социальноэкономического развития Дальнего Востока, более 70 % приходится на проекты освоения природных ресурсов, в том числе - 50 % на нефтегазовый комплекс, 11 % на металлургию, 10 % - на лесопромышленный комплекс [2].
Хабаровский край в развитии минерально-сырьевой базы страны занимает одно из лидирующих мест. Поэтому вполне оправдано стремление Правительства укрепить позиции данного сектора экономики в перспективных планах развития.
Анализ территориальной схемы размещения производственных мощностей на период 2008-2025 гг. свидетельствует: практически каждое пятое предприятие в пределах нашего края непосредственно связано с освоением минерального сырья или ориентировано на его первичную переработку. Высокая обеспеченность полезными ископаемыми Хабаровского края, широкий спектр видов минерального сырья - безусловное его конкурентное преимущество, которым нужно умело воспользоваться. Тем более, что основные крупные инвестиционные проекты, призванные стать локомотивами экономического роста, прямо или косвенно связаны с освоением природных ресурсов, и, в первую очередь, недр. В ближайшей перспективе минерально-сырьевые ресурсы будут оставаться основой оздоровления экономики края в целом и особенно его северных районов, обеспечивая возможность реализации генеральной стратегической цели - формирование инновационной модели развития.
Осознавая экономическую значимость развития горнопромышленного комплекса региона, следует отметить, что освоение ресурсов недр является одной из наиболее экологоемких отраслей хозяйства, что противоречит экологической доктрине государства. В последние годы в России, как и в мире в целом, возрастает стремление рассматривать ценность экологических ресурсов в ряду важнейших показателей развития страны и ее регионов.
Одним из требований современного процесса экономического роста выступает разработка адекватной строящимся планам региональной экологической политики, учитывающей особенности фор-
мирования природных комплексов, их эколого-функциональную значимость в поддержании экологического равновесия на территории. Поскольку экологическая политика России декларирует приоритет решения вопросов охраны окружающей среды в разработке и принятии экономических и политических решений, поддержании экологической безопасности государства, как основного элемента национальной безопасности страны, то и стратегические задачи экологический политики регионального уровня должны соответствовать национальным интересам.
Важнейшей особенностью локализации и освоения месторождений минерально-сырьевых ресурсов является их тесная корреляция с геолого-металлогеническими особенностями территории и опосредованная связь с наличием инфраструктуры. Поэтому формирование горнопромышленного комплекса часто является пионерным этапом освоения территории в целом со всеми вытекающими затратными последствиями: создание на неосвоенных пространствах не только новых производств по добыче минеральных ресурсов, но и транспортной, социальной, экологической инфраструктуры для обеспечения функционирования производства. Приуроченность месторождений к конкретным геологическим структурам служит жестким основанием в выборе территории для их освоения: перенос предприятия на другой участок в принципе невозможен. Этот фактор должен служить веским аргументом в разработке экологической стратегии организации территории: четкость выбранных критериев для каждого участка территории, исходя из экономической и экологической целесообразности.
Известно, что экологические возможности и ограничения при экономическом развитии региона можно учесть при условии пространственной организации территории - создании модели землепользования, в структуре которой, несмотря на широкий спектр пользователей, присутствует особая категория землепользования -экологическая. Обоснование системы мероприятий по организации территории производится на основании результатов ее экологофункционального зонирования, предусматривающего территориальную дифференциацию в зависимости от выполняемых каждым участком функций - хозяйственных и экологических (рис. 1).
Экологически значимые земли объединены в экологический каркас территории. Межкаркасные пространства представляют собой площади для потенциального освоения природно-ресурсного
потенциала, имеющегося в их пределах. Ограничения, накладываемые на использование одних земельных участков территории, сочетаются с более интенсивным использованием других. При этом каждый пользователь, имеющий "соседство" с участками, закрепленными за тем или иным элементом экологического каркаса или ведущий хозяйственную деятельность в рамках его регламента, что немаловажно в условиях лицензированного природопользования, заранее должен быть осведомлен об экологической значимости арендуемых площадей.
Следует отметить, что как бы детально не проводилось эколо-го-функциональное зонирование территории, тем более такой слабо изученной как Хабаровский край, проблемы межведомственной координации вопросов использования природно-ресурсного потенциала, в первую очередь, минерально-сырьевых ресурсов, будут оставаться. Причин этому много, прежде всего это - изменение основных тенденций геополитической и ресурсно-экономической ситуации в мире. Для сырьевых регионов она в значительной степени предопределяет избирательную направленность использования ресурсов в зависимости от конъюнктуры спроса и ужесточения экономических регламентов, что отражается на корректировке структуры природно-ресурсного комплекса. На изменение приоритетов в использовании природно-ресурсного потенциала в значительной степени оказывают влияние особенности формирования внутреннего рынка, демографической обстановки, совершенствования природоохранного законодательства и др.
В перспективных планах экономического развития Хабаровского края на период 2008-2025 гг. горнопромышленный комплекс представлен различными крупными объектами. Особого внимания с точки зрения экологической безопасности заслуживают: строительство шахты «Северная» и обогатительной фабрики по переработке углей, освоение золоторудного месторождения Средняя Тем-га и оловорудного месторождения Соболиное, строительство угольных терминалов, отгрузочных терминалов нефти и нефтепродуктов. Планируется строительство предприятий по первичной переработке минерального
Природноэкологические характеристики
Специфика формирования ПК и их компо-
карта
ланд-
шаф-
тов
Уникальные ландшафты
Специфика
формиро-
вания
ПРП*
Ресурсно-
экологи-
ческая
значи-
мость ПК
Биоразнооб-
разие
карта
ООПТ
Ресурсно- экологические Ресурсно- экономические
характеристики характеристики
Экологическая оценка ПРП Экономическая оценка ПРП
Современное использование ПРП
Современная структура хозяйства
карта
совре-
менного
исполь-
зования
ПРП
Экологическое состояние территории
карта
Экологоэкономические основы перспективного освоения ПРП
Социально-
экологические
характеристики
Специфика
формирования
населения
Трудовые
ресурсы
I эконо- I карта I
; мичес- трудо-
; кая ; вых ре-;
[ карта | сурсов |
Перспек-
тивы
развития
экономики
карта
насе-
ления
медико-
экологиче-
ская
оценка
карта интегральной оценки здоровья насе-
* ПРП - природно-ресурсный потенциал; ООПТ - особо охраняемые природные территории; ПК - природные комплексы Рис. 1. Структура исследований для формирования модели организации территории
сырья: ГОК на золоторудном месторождении Албазино. Намечен ввод в эксплуатацию принципиально новых для нашего региона производств: алюминиевый завод, гидрометаллургический комбинат, цементный завод. Для функционирования этих перспективных промышленных объектов потребуется опережающее развитие инфраструктуры, ввод значительных дополнительных мощностей в электроэнергетике, строительство ЛЭП и подстанций, обеспечивающих транспортировку электроэнергии и надежность энергоснабжения объектов (рис. 2). В целом, стратегический план размещения и развития производственных мощностей направлен на формирование промышленного сектора более глубокой переработки минерального сырья; диверсификацию этого сектора экономики путем развития комплексирующих и инфраструктурных производств.
В территориальном отношении намеченные к эксплуатации промышленные объекты тяготеют к районам со сложившейся инфраструктурой, в условиях уже нарушенных техногенезом площадей: районы г. Хабаровска, г. Комсомольска-на-Амуре, г. Амурска, пгт Солнечный, раб. пос. Чегдомын, г. Советская Гавань. Концентрация индустриальных объектов на этих территориях и формирование промышленных узлов позволяет минимизировать транспортные затраты, способствует комплексированию производства, позволяет эффективно использовать квалифицированные кадры. Незначительно расширится зона промышленного воздействия в порту Ванино, поселках Де-Кастри, им. П.Осипенко.
Реализация предлагаемых проектов должна обеспечить новый виток промышленного развития Хабаровского края в течение ближайших 15 лет. Диверсификация экономической структуры позволит в долгосрочной перспективе достичь большей устойчивости и сбалансированности экономической системы края, и, как следствие, более благоприятных условий для закрепления населения и улучшения условий его жизнеобеспечения.
Анализ территориальной схемы размещения производственных мощностей горнорудного комплекса на период до 2025 г. свидетельствует о том, что основная техногенная нагрузка будет приурочена к экосистемам функционирующих промышленных узлов и прилегающим к ним территориям. Результаты совмещенного анализа картографических материалов,
карт размещения основных производств, карт трансформации природных комплексов, карт экологического каркаса территории, показывают, что природные комплексы, которые обеспечивают средоформирующие и средорегулирующие функции в поддержании экологического равновесия в пределах территории края непосредственным влиянием объектов горнопромышленного комплекса не будут затронуты.
Поэтому решение проблемы территориальной организации хозяйства, ее совершенствования в данном аспекте вполне укладывается в стратегию региональной экологической политики. Дальнейшие действия экологических регламентов будут обусловлены спецификой функционирования вводимых промышленных мощностей, их размещением, характером освоения территорий локального и местного уровней. При функционировании новых промышленных объектов и модернизации производства на уже имеющихся предприятиях не удастся избежать трансформации ландшафтов и загрязнения всех компонентов природной среды: в значительной степени увеличатся воздушные выбросы и промышленные стоки. Поэтому основные экологические ограничения должны быть направлены на обеспечение функционирования горнопромышленного комплекса с учётом разработанных природоохранных нормативов. При этом особый аспект приобретает использование регламентов, учитывающих самые современные технические и технологические решения. Это позволит обеспечить экологическую безопасность населения от деятельности предприятий.
В ближайшей перспективе развитие горнопромышленного комплекса Хабаровского края будет регулироваться развитием транспортной инфраструктуры, обеспечением энергетических мощностей, наличием перерабатывающих производств и квалифицированных кадров. При этом, учитывая доминирующую роль добычи минерального сырья в структуре экономики края, инвестиционная политика должна строиться с учетом реализации национальных интересов государства, предусматривающих развитие региона с позиции экологической безопасности и максимально возможной экономической самодостаточности. Для этого предлагается стратегию оздоровления экономики региона в части недропользования осуществлять в рамках следующего алгоритма тактических мер (в приоритетном отношении):
1. Сохранение экологического равновесия. И экономические и экологические составляющие требуют, чтобы выполнялась задача адаптации методов освоения к местным условиям.
2. Предпочтительное освоение уникальных минеральносырьевых ресурсов, имеющих государственное или межрегиональное значение. Сохранение ориентации также на добычу тех видов сырья, которые имеют хорошую экспортную перспективу, поскольку реалии рыночных реформ таковы, что инвестиции -российские и зарубежные - идут, главным образом, на развитие объектов, дающих гарантированный результат.
3. Создание предприятий по переработке первичного сырья с учетом полноценного кластерного анализа.
4. Развитие наукоемких технологий будет способствовать вовлечению в эксплуатацию новых видов минеральных ресурсов, диверсификации горнорудного производства путем развития ком-плексирующих и инфраструктурных производств.
Сопряженный анализ регламентов освоения в пределах земель, входящих в экологический каркас и перспектив экономического развития на межкаркасных участках в рамках обозначенного алгоритма, позволит обеспечить формирование многофункциональной модели землепользования, выделить основные направления совершенствования уже сложившейся территориально-отраслевой структуры хозяйства.
В основе обозначенных выше основных направлений совершенствования территориальной организации хозяйства в новых геополитических и экономических условиях лежат следующие предпосылки, позволяющие реализовать национальную политику государства в региональном развитии:
1) сохранение экологического равновесия в процессе экономического развития, на основе эколого-функционального зонирования территории, снижение экологических рисков;
2) ресурсная и экономическая целесообразность структурного преобразования минерально-сырьевого комплекса региона;
3) обеспечение самодостаточности формируемых и функционирующих территориально-хозяйственных узлов;
4) опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры региона, увязанной с перспективами развития горнорудного комплекса;
5) усиление роли малых населенных пунктов - спутников действующих промышленных центров;
6) обеспечение структурного взаимодополнения территориально-хозяйственных комплексов, с формированием производств конечных этапов промышленных циклов;
7) согласованность оптимальных территориальных и отраслевых пропорций;
8) обеспечение безопасности (экологической, военнополитической, продовольственной, социальной, демографической и др.).
Учитывая тот факт, что предпосылки расширения минеральносырьевой базы края значительны, спектр диверсификации производства на основе новейших технологий обширен, становится очевидным, что влияние предприятий горнорудного комплекса на окружающую среду будет возрастать. Поэтому приоритеты экологически безопасного развития отрасли остаются актуальными на всех уровнях реализации экономической политики.
------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко А.В., Вологин В.Г. Состояние и пути развития минеральносырьевого комплекса Дальневосточного федерального округа // III Дальневосточный международный экономический форум. Эффективное природопользование и экологические аспекты развития регионов: проблемы и пути решения: материалы круглого стола / Правительство Хабаровского края. Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та, 2008. С.41-50.
2. Орлов В.П. Современная и будущая роль природных ресурсов в экономике Дальнего Востока // III Дальневосточный международный экономический форум. Эффективное природопользование и экологические аспекты развития регионов: проблемы и пути решения: материалы круглого стола / Правительство Хабаровского края. - Хабаровск: Изд-во Тихоокен. гос. ун-та, 2008. С. 99-109. шгЛ
— Коротко об авторах -------------------------------------------------
Мирзеханова З.Г. - доктор географических наук, профессор,
Дебелая И.Д. - кандидат географических наук, старший научный сотрудник,
Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, г. Хабаровск.
E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]