Научная статья на тему 'Горнолыжные курорты: туристская эволюция в территориальной организации'

Горнолыжные курорты: туристская эволюция в территориальной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2038
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОЛЫЖНЫЙ КУРОРТ / ГОРНЫЕ РЕСУРСЫ / ГОРНОЛЫЖНЫЙ ТУРИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АЛЬПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крьстев Вилиян

Статья представляет собой ретроспективный обзор эволюции развития туризма горнолыжных курортов с точки зрения их территориальной организации. На примере стран с установленными позициями зимнего туризма (Франция, Австрия, Италия, Швейцария и др.) проиллюстрированы основные зависимости в процессе освоения горных ресурсов по отношению к рыночному спросу. Они находят непосредственное отражение в организационной структуре горнолыжных курортов с начала XX века до наших дней. В соответствии с особенностями территориальной организации дифференцируются четыре поколения горнолыжных курортов, которые маркируют различные стадии в процессе «захватывания» гор со стороны туризма. Каждая из этих генераций характеризует соответствующие типы курортов в определенной пространственной внешности и функциональным профилем (по отношению набора предлагаемых туристских услуг). Знание и понимание подобной эволюции имеет важное значение, чтобы помочь избежать ряда ошибок, а также для того, чтобы наладить адекватную выработку политики и стратегии для будущего курортного планирования или последующей валоризации уже существующих горнолыжных курортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крьстев Вилиян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Горнолыжные курорты: туристская эволюция в территориальной организации»

Горнолыжные курорты: туристская эволюция в территориальной организации

Ski resorts: tourist developments in the territorial organization

Кръстев В.К.

V. Krastev

Статья представляет собой ретроспективный обзор эволюции развития туризма горнолыжных курортов с точки зрения их территориальной организации. На примере стран с установленными позициями зимнего туризма (Франция, Австрия, Италия, Швейцария и др.) проиллюстрированы основные зависимости в процессе освоения горных ресурсов по отношению к рыночному спросу. Они находят непосредственное отражение в организационной структуре горнолыжных курортов с начала XX века до наших дней. В соответствии с особенностями территориальной организации дифференцируются четыре поколения горнолыжных курортов, которые маркируют различные стадии в процессе «захватывания» гор со стороны туризма. Каждая из этих генераций характеризует соответствующие типы курортов в определенной пространственной внешности и функциональным профилем (по отношению набора предлагаемых туристских услуг). Знание и понимание подобной эволюции имеет важное значение, чтобы помочь избежать ряда ошибок, а также для того, чтобы наладить адекватную выработку политики и стратегии для будущего курортного планирования или последующей валоризации уже существующих горнолыжных курортов.

The article is a retrospective review about the evolution of tourism development of mountain resorts in terms of their territorial organization. Following the example of countries with established positions in winter tourism (France, Austria, Italy, Switzerland, etc.) in this article are illustrated

key dependencies about the process of utilization of mountain resources towards the prevailing market demand. They have a direct impact on the organizational structure of the mountain resorts from the early twentieth century until today. Particularities in territorial organization differentiate four generations of mountain resorts that mark the different stages of the "takeover" of the mountains by tourism. Each of these generations characterizes the types of the resorts with specific spatial and functional appearance (compared to the range of offered tourist services) profile. Knowing and understanding this evolution is essential to avoid a number of mistakes along with an adequate development of policies and strategies in the process of planning of future resort planning or subsequent valorization of existing mountain resorts.

Ключевые слова: горнолыжный курорт, горные ресурсы, горнолыжный туризм, территориальная организация, Альпы

Keywords: mountain resort, mountain resources, skiing, territorial organization, Alps

Введение

Традиционно термин курорт идентифицируется с местами, которые развивают лечебные функции (с нем. kur - лечение). Данная аналогия приобрела широкое распространение, поскольку в качестве первостепенного фактора в основе лечения лежат природные ресурсы. Имея в виду их первостепенную важность для реализации лечебного процесса и отдыха, в узком смысле следует считать, что курорт -«антропогенное образование, сильно привязанное к природным ресурсам» [1, с. 374]. По данному факту специализация курортов на основе определенного типа природных ресурсов пользуется как наиболее популярная в их типологии: морские, бальнеологические, горнолыжные.

Внешний вид и стереотипные представления курортов сопровождаются постоянными преобразованиями в пространстве и во

времени в соответствии с изменениями в предпочтениях и настроениях на рынке туризма. Учитывая тот факт, что курортами являются населенные пункты и места, в которых туризм и отдых играют ведущую роль в их территориальном и экономическом профиле, отслеживание процесса их развития с точки зрения изменений в территориальной организации имеет важное значение в понимании микрогеографии туризма. Для объекта исследования в данной статье выбран горнолыжный тип курортов. Внимание к данной теме можно считать особенно актуальным для страны с относительно низкой степенью туристского усвоения горных ресурсов (какой является и Россия), чей высокий экологический потенциал на нынешнем этапе можно считать серьезным преимуществом в процессе предстоящей валоризации для рекреационно-туристской деятельности [2, 3].

С точки зрения исторического процесса концентрированного использования горных ресурсов, появление горнолыжных курортов является сравнительно недавним. Зачатки территориальной организации туризма в горах можно увидеть с начала XIX века в некоторых деревнях в Альпах, когда начал развиваться альпинизм. С созданием альпийских клубов во второй половине XIX века в таких странах, как Франция, Италия и Австро-Венгрия, интерес к покорению горных вершин приобретает все большую популярность. В связи с этим инициируется строительство хижин и приютов в горной местности, которыми пользовались в основном в летнее время. Данная тенденция закрепляется как доминирующая на длительный период из-за преобладающих предпочтений туристского контингента выезжать, прежде всего, в летний период. Даже на позднем этапе освоения горных местностей такие пионерные горнолыжные курорты, как Шамони (Франция) и Санкт-Мориц (Швейцария), посещались в основном летом с целью климатолечения или для эстетического наслаждения девственной

природы (наблюдение горных ландшафтов, посещение ледников). Увлечение зимними видами спорта приобретает массовый характер только после Первой Мировой войны и развивается стремительными темпами роста. Процесс «колонизации» горных местностей за счет строительства лыжных трасс меняет отношение к их эксплуатации как туристского ресурса, а также способа их постепенной антропогенизации, валоризации и территориального планирования. С массовым наращиванием зимних видов спорта горнолыжные курорты поднимаются все выше по высоте в горах, создавая условия для «новой урбанизации, рожденной туристской экспансией» [2, с. 7]. Эта форма урбанизации, одновременно с достигнутым эффектом в отношении удовлетворения туристских потребностей давно начала провоцировать проблемы разного характера: экологические, социальные, экономические. Лыжи постепенно «завоевывают» все больше гор в Европе и по всему миру, направляя миллионы туристов к ним. К концу 60-х годов прошлого века количество горнолыжных туристов опережает за короткий период даже мировой объем туристов купально-пляжного отдыха. Массовое распространение зимних видов спорта развивается параллельно со специфическим трендом территориальной организации тех средоточий, являющихся представителями туристского предложения в горах. Этот тренд позволяет дифференцировать четыре поколения горнолыжных курортов, которые иллюстрируют эволюцию идей и практики для туристского использования гор [9, 6].

Горнолыжные курорты первого поколения. Эти новаторские туристские образования, направленные к лыжам как к спорту и развлечению, задают начало таких горнолыжных курортов мировой известности, как Санкт-Мориц (Швейцария), Червиния (Италия), Шамони (Франция). С повышением интереса к «белому золоту», особенно после первых зимних Олимпийских игр в Шамони в 1924 году,

стимулируется процесс на создание горнолыжных клубов во многих горных населенных пунктах, которые постигают валоризацию своего туристского потенциала благодаря внедрению зимних видов спорта (включая катание на санках и коньках). Многие из этих мест позднее вырастают в горнолыжные курорты: Давос и Кран-Монтана (Швейцария), Кортина д'Ампеццо (Италия), Сен-Жерве и Валь д'Изер (Франция), Отцталь (Австрия), Гармиш-Партенкирхен (Германия), Старый Смоковец и Штрбске-Плесо (Словакия), Ла Молина (Испания). Все они происходят из небольших деревень, расположенных у горного подножия или вдоль горных рек на малой высоте выше уровня моря (600-1000 м). Их удобное расположение находит впоследствии естественное отражение легкой доступности со стороны крупных городов. Территориальная организация объектов туристской инфраструктуры в них, однако, развивается долгое время довольно хаотично из-за отсутствия устройственного плана и механизмов регулирования курортной территории [10].

В начальном структурном развитии ядро курортов первого поколения формирует зона размещения вместе с некоторыми объектами рекреации и развлечений (бальнеолечебница, театр, казино), в то время как периферия составлена вильными постройками и апарт-отелями. Участки и треки для зимних видов спорта находятся на некотором расстоянии (3-10 км) от центральной части курорта из-за большой высоты, на которой идет их построение. С точки зрения современных туристских требований и предпочтений, ежедневное преодоление таких довольно больших физических расстояний создает ряд неудобств для лыжников. Что касается расположения основных транспортных узлов (железнодорожных и автобусных станций), то они находятся на периферии курортной территории, но из-за малой высоты становятся легкодоступными из всех частей курорта. На современном этапе развития

курорты этого типа приобретают все более выраженную гетерогенную структуру в организации туризма, предлагая широкий спектр услуг и привлекая достаточно разнонаправленный в своих предпочтениях туристский контингент (в том числе многих пассивных с точки зрения зимней спортивной деятельности туристов). В территориальном плане из-за малой высоты своего нахождения (у подножия гор), окружающих некоторые курорты, пространство Шамони, Кортина д'Ампеццо, Давос, Гренобль подвергается непрерывному экспансивному освоению -строительство новых отелей, вилл и развлекательных комплексов, увеличивающих их урбанистские черты (Рис. 1).

Рис. 1. Горнолыжный курорт первого поколения (Шамони, Франция)

[14]

Главная угроза горнолыжных курортов первого поколения на сегодняшний день состоит в их превращении в города многофункционального типа со всеми вытекающими из этого развития негативными последствиями: экологическими, эстетическими, экономическими. Такая тенденция приводит к существенной потере

конкурентоспособности, уступая современным курортам, построенным на большой высоте на горных склонах, или таких, ориентированных на семейный горнолыжный отдых с умеренным давлением на курортной территории.

Горнолыжные курорты второго поколения. Они появляются в 30-х годах, но бум их строительства устанавливается в 40-х и 50-х годах прошлого века, когда зимние виды спорта в Европе становятся все более популярными и начинают определять полное содержание зимнего отдыха. Их развитие является предметом целенаправленного строительства искусственных поселочных образований на примере ех тЫ1о (на пустом месте), устанавливающегося на большой высоте - от 1000 до 2000 м над уровнем моря: Межев, Альп д'Юез, Мерибель, Куршевель, Сюпер Лоран (Франция), Сестриере (Италия), Вербье (Швейцария), Церматт (Австрия). Их распространению способствует массовое появление и внедрение специализированной инфраструктуры: канатного оборудования (лифты), фуникулеров, телефериков. Все эти технические инновации стимулируют «подъем» новых участков зимних видов спорта, в том числе на южных склонах, структура которых постепенно окручивает ядро курортной территории. Таким образом, в горнолыжных курортах обеспечивается непосредственная близость к спортивным сооружениям, чье преимущество выражается эффектом «на лыжах с кровати на трассу» (Рис. 2).

Рис. 2. Горнолыжный курорт второго поколения (Сестриере, Италия) [15]

Пространственное планирование горнолыжных курортов второго поколения устанавливается как больше соответствующее желаниям туристов заниматься зимними видами спорта, хотя большинство из них до конца 50-х годов прошлого века (в отношении объема посещаемости) функционирует в качестве курортов летнего отдыха [12]. Зона размещения в них хотя и дополнена разнообразными деятельностями рекреации и развлечений, остается преимущественно однотипной в архитектурном плане. Учитывая жесткую ориентацию на зимние виды спорта, курорты этого типа горнолыжных курортов слишком ограничены по отношению к предлагаемым турпродуктам. Под давлением спроса на туристских рынках массовое их размножение на сегодняшний день значительно маргинализует их влияние на общую организацию горнолыжного туризма. С середины 60-х годов во многих странах Европы территориальная организация горнолыжных курортов второго поколения подвергается непрерывной экспансии из-за стихийного

строительства новых гостиниц, апарт-отелей и вилл, развивающихся «вне всякой логики в сбалансированном планировании землепользования» [12, p. 144]. Эффект этого процесса приводит к потере идентичности и заметно снижает степень привлекательности туристских ландшафтов, что ведет к обезличеванию имиджей курортов. Данная тенденция в дальнейшем вызывает контрреакцию и падение интереса к ним, не оправдавшим инвестиции в туристскую инфраструктуру. С точки зрения имиджевой привлекательности некоторые авторы давно приходят к выводу, что «туристы, отдыхающие в лыжных центрах в Альпах, и так и не могут отличить итальянские и французские от австрийских или немецких курортов" [4, с. 37].

Сходные проблемы в территориальной организации наблюдаются и в такой стране, как Болгария, горнолыжные курорты второго поколения (хотя и с некоторым запаздыванием) в которой появляются в 60-х и 70-х. г.г: Пампорово (в Родопах) и Боровец (в Риле). Их строительство ех тЫ1о основано на предварительно разработанных проектах землеустройства, реализация которых оправдывает проектную туристскую нагрузку (около 3-х тыс. койкомест) и их туристский профиль (лыжный спорт). После демократических перемен в Болгарии на этих курортах наблюдается достаточно хаотичное строительство новых материальных объектов и лыжных трасс, которые серьезно вредят курортной идентичности. Последствия допущенной трансформации являются сегодня преимущественно отрицательными: потеря привлекательности; провоцирование социальных конфликтов в ущерб зимнему отдыху; системное нарушение геоэкологического баланса естественной среды. Об их непрерывном проявление свидетельствует постоянно растущее количество треков для катания на лыжах, что серьезно уменьшает биологическое разнообразие; ухудшает дренаж местности, стимулируя эрозии склонов; увеличивает риск загрязнения водных источников.

Горнолыжные курорты третьего поколения. Они

распространяются в 60-х и 70-х годах прошлого века сначала во Франции, Италии, Швейцарии, Австрии и состоят из двух типов.

Первый тип горнолыжных курортов третьего поколения развивается как подчиненный к массовым туристским требованиям. Данная особенность ориентирует их построение выше лесной полосы на больших высотах (выше 1800 м), распространяясь быстрыми темпами первоначально во Франции (Ла-Плань, Изола-2000, Авориаз, Валь Торанс, Ризуль, Флен, Ле-Менюир и т.д.). Ядро курортов состоит из объектов размещения и торговли, находящихся в нижней части лыжных склонов, расположенных в горном уширении. Возле него построены большие автостоянки из-за невозможности развернуть внутрикурортную транспортную сеть. Благодаря своей близости к склонам и грядам, эти курорты приобретают известность как ледяные станции и корабли среди снегов, чья продолжительность лыжного сезона достигает до 7-8 месяцев. Нацеленные больше на зимние виды спорта, горнолыжные курорты третьего поколения удовлетворяют интересам прежде всего заядлых лыжников, благодаря их полному оснащению в спортивной деятельности на курортной территории: трассы для катания на лыжах, сноуборды, снежный серфинг, спортивные аттракционы. Однако, развиваясь в русле моноспециализации в сочетании с расширением впоследствии многоэтажного строительства и коммерческой спекуляции недвижимости, эти курорты подвергаются «постепенной маргинализации» [7, р. 159]. Поэтому их конкурентоспособность сегодня в значительной степени основана на предлагаемых турпакетах «все включено» и «ультра все включено». Последний турпакет, кроме транспорта, проживания и питания, включает в себя и проходы на канатных дорогах, лыжную школу и полное спортивное оснащение. С точки зрения сезонности эти курорты, хотя и добиваются определенных

экономических эффектов, практически не используются вне зимнего сезона (Рис. 3).

Рис. 3. Горнолыжный курорт третьего поколения (Ле Менюир,

Франция) [16]

Поздней версией первого типа горнолыжных курортов третьего поколения, подчиненных массовым настроениям туристского спроса, являются т.н. туристские анклавы горного типа. Они, как правило, сооружаются на больших высотах за лесной полосой (типа лыжных станции), которые пространственно развиваются в полуизоляции (Изола-2000, Флен). Их преимущество связано с возможностью соединять ближайшие склоны канатными дорогами и подъемниками с большими пропускными возможностями (между 1000 и 2000 лыжников в час). Архитектурный профиль, однако, развивается в преобладающем урбанистском стиле как с точки зрения высотности построения, так и с точки зрения плотности строительства. Туристское предложение ориентировано на лыжников младшего возраста, поскольку большая высота полагает более жесткие условия, которые не подходят для

туристов пожилого возраста. Воспринимаемые как «фабрики для катания на лыжах» [11, р. 105], туристские анклавы значительно ухудшают экологические и эстетические достоинства природной среды в горных местностях. Поэтому, осваивая туристсие ресурсы, следует ограничивать курортное строительство за лесной полосой (Рис. 4).

Рис. 4. Фрагмент туристского анклава (Флен, Франция) [17]

Второй тип горных курортов третьего поколения подчёркивает противоположную пространственную модель, авангард развития которой задает первоначально Австрия. Модель разработана на базе сельских деревень, развивающихся на маленькой высоте у подножия гор, сохраняя при этом естественный вид унаследованного культурного ландшафта (главная улица, церковь, торговые ремесла, старинные гостиницы). Курорты этого типа отличаются сохраненным аутентичным образом своей поселочной структуры (в его традиционном внешним виде с местными жителями), стимулируя одновременно довольно широкое разнообразие туристского продукта. На периферии курорта сконцентрированы участки и трассы для зимних видов спорта, проходящие через естественные лесные массивы. Наличная материально-техническая инфраструктура (в основном объекты размещения) имеет

четко планированный объем, не имитируя структуры больших горнолыжных курортов. При этом развитие курортов позволяет избежать мультипликации разных центров развлечений и помогает сосредоточиться на семейном зимнем отдыхе и «зеленом» туризме. Ориентация последнего направлена, в основном, на летний период, приводя к смягчению сезонных колебаний спроса. Таким образом достигается формирование двуядерных (с точки зрения функционального профиля) горнолыжных курортов: культурный ландшафт и лыжный спорт, который одновременно отвечает нормам экологического развития (не допуская массового наплыва) и баланс туристской специализации (сохраняя традиционную хозяйственную деятельность местного населения). Около половины туристов, посещающих сегодня горнолыжные центры в мире, ориентированы на такого рода курорты, которые развивают альтернативу лыжным рекреациям: горнолыжный туризм дополнен уединением среди природы и аутентичной культурной среды [13, р. 214].

Горнолыжные курорты четвертого поколения. Они приобретают известность как постмодернистские курорты и климатические станции. Их возникновение начинается с начала 70-х годов прошлого века и развивается в настоящее время: Вальморель, Сер-Шевалье (Франция), Обергургль-Хохгургль (Австрия). Курорты этого типа отвечают комплексным развитием туризма, делая ставку на полный спектр услуг в естественной или усвоенной среде, подчеркивая достоинства горного ландшафта. Горнолыжные курорты постигают успешную интеграцию услуг (экотуризм, развлечений и занятий спортом), за счет целенаправленного планирования типа ex тЫ1о путем сепарации курортной территории отдельных секторов. Таким образом достигается реальный эффект физической и психологической «разгрузки» курорта

заодно с расширением туристского продукта, поскольку отдельные сектора развиваются в очень хорошей интеграции между собой.

Первый горнолыжный курорт четвертого поколения - Вальморель, построен компанией «Club Méditeranée» во Франции, делится на пять секторов, располагающихся в гипсометрическом диапазоне высотой 1200-2550 м над уровнем моря (Рис. 5). Другим курортом аналогичного типа является Лез Арк (4 сектора). Строительство инфраструктуры в этих курортах невысокое, простое, подчеркивающее детали пасторальной архитектуры. Впоследствии некоторые курорты из второго и третьего поколения, под давлением конкуренции к более высоким требованиям туристского контингента, также проходят разделение: швейцарский Вербье (4 сектора); французские Тинь (10 секторов), Мерибель (5 секторов) Куршевель (4 сектора), Ла-Плань (11 сектора).

Рис. 5. Горнолыжный курорт четвертого поколения (Вальморель,

Франция) [18]

Заключение

Представленная ретроспекция пространственной организации горнолыжных курортов иллюстрирует своеобразный процесс в их развитии, который показывает наличие тесной взаимосвязи между рыночным спросом и способами его удовлетворения в процессе освоения горных ресурсов. Стремление непрерывного «захватывания» гор на сегодняшний день, однако, все больше и больше связано с высоким регуляторным вмешательством. В этом отношении строительство горнолыжных курортов четвертого поколения подчинено валоризационным процессам, подчеркивающим, с одной стороны, достоинства естественного ландшафта, а с другой - балансирует бережливое осваивание горных ресурсов. Конечной целью подобных действий является бесконфликтное облагораживание горных ландшафтов с минимальными геоэкологическими последствиями. Поэтому является крайне важным, чтобы данная тенденция сохранила свой прогрессивный и ответственный к естественной среде характер (на принципе сотворчества с природой, не превышая ее рекреационной емкости), ограничивая давление капитала и агрессивный потребительский спрос, подвергнутый вкусу массового потребления. Такого рода организация горного пространства должна развиваться с высокой степенью защиты к социокультурной среде, предотвращая аккультурации или падения в «ловушках» монопрофильной экономической зависимости от туризма. Развиваясь таким образом, в тесной зависимости с принципами, так называемого ответственного туризма [5, 8], развитие этой тенденции зависит, в первую очередь, от осознанной потребности со стороны разных субъектов - инвесторов, туроператоров и туристов, где набор предоставляемых туристских услуг на курортах необходимо установить количественно редуцированным, но качественно повышенным. Литература

1. Апостолов Н. Географията на туризма: един век развитие и достижения. Варна: Наука и икономика, 2013 (473 с.).

2. Еврев П. Планински курорти. София: Техника, 1987 (191 с.).

3. Еврев П. Териториалноустройствено планиране на отдиха и туризма. София: УИ „Св. Климент Охридски", 1999 (207 с.).

4. Никанорова Е.Н. Географический и туристский образы территории. // География и туризм: сб. науч. тр. / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008, с. 2738.

5. Casari M. Turismo e geografía. Elementi per un approccio sistemico sostenibile. Milano: HOEPLI, 2008 (241 p.).

6. Delorme F. Du village-station à la station-village. Un siècle d'urbanisme en montagne. // In Situ, 24, 2014. [Электронный ресурс] -http://insitu.revues.org/11243 (дата обращения 12.12.2015).

7. Hoerner J-M. Géopolitique du tourisme. Paris: Armand Colin, 2008 (200 p.).

8. Isaak R. Responsible Tourism and Development in the Context of Peace-Building. // International Handbook on Tourism and Peace. Klagenfurt: Drava, 2014, pp. 87-100.

9. Knafou R. Les stations intégrées de sport d'hiver des Alpes françaises. Paris: Masson, 1978 (319 p.).

10.Kowalczyk A., Derek. M. Zagospodarowanie turystyczne. Warszawa: Wydawnictwo naukowe PWN, 2010 (423 s.).

11.Lozato-Giotart J-P. Geografía del turismo. Dallo spazio consumato allo spazio gestito. Milano: HOEPLI, 2008 (204 p.).

12.Macchiavelli A. Problemi e prospettive del turismo della neve. // Manuale del turismo montano. Milano: Touring University Press, 2002, pp. 141191.

13.Minghetti V. Il turista della neve in Italia. // Manuale del turismo montano. Milano: Touring University Press, 2002, pp. 209-230.

14.http://www.Hvemtemet.ra/users/suri-kata/post120905558/ (дата обращения 12.01.2016).

15.http://www.sestrierehotel.info/wordpress/wpcontent/uploads/2013/03/DSC 0083.jpg (дата обращения 25.02.2016).

16. http: //www.vivaweek.com/IMAGE S_LOC %5C3528%5CAppartement_Dorons_Les%20Menuires_France_10jpg (дата обращения 25.02.2016).

17.http://insitu.revues.org/docannexe/image/11243/img-9.jpg (дата обращения 28.02.2016).

18.http://www.valmorelbookmg.com/images/mfo_pages/copyright-pierre-jacques-valmorel-2012-06-35.jpg (дата обращения 28.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.