Научная статья на тему 'ГОРИЗОНТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ РАСТУЩЕГО РЕБЕНКА: ПАРАДОКСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ГОРИЗОНТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ РАСТУЩЕГО РЕБЕНКА: ПАРАДОКСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗРОСЛЕНИЕ / РАСТУЩИЙ РЕБЕНОК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенко В. В.

Введение. Вопрос изучения процесса взросления растущего ребенка в реалиях нашего времени приобретает особую актуальность и значимость. Отчетливо прослеживается ряд противоречий (изменение пространства функционирования ребенка, отсутствие единого трека взросления, наличие тенденций к проявлению дисгармоничных форм поведения). Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка концептуальных основ взросления растущих детей на дистанции детства с учетом специфики разных образовательных сред. Среди ключевых задач мы сделали акцент, во-первых, на том, чтобы описать многочисленный срез отечественных и зарубежных работ, имеющих тесную взаимосвязь с детством и взрослением на фоне постоянно меняющихся социокультурных практик; во-вторых, определить специфические динамические изменения в возникающих в образовательных средах проблемах, заострив внимание на основных противоречиях, порождаемых самим процессом взросления; в-третьих, разработать основные концептуальные положения психолого-педагогического анализа взросления растущего ребенка в образовательных организациях. Материалы и методы. Статья основана на социологических и психолого-педагогических исследованиях проблем взросления растущих детей, выполненных современными российскими и зарубежными учеными. Используемые методы: феноменологический и проблемный анализ. Результаты исследования. Анализ проведенных нами исследований (2015 - 2021 гг.) отечественных и зарубежных специалистов позволил констатировать следующие выводы: - взросление современного ребенка в образовательной среде мы рассматриваем как цикличный процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективныххарактеристик, включающий формирование в онтогенезе у ребенка образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами); - концепция психологии взросления ребенка рассматривается как теоретическая система, включающая в себя структуру, типологию, динамику, методы исследования, модель, развивающие психологические технологии, направленные на благоприятное прохождение обучающимися возрастных и образовательных кризисов (переход от «детства» к «взрослому» состоянию, в котором растущему человеку предстоит самостоятельно определяться с его смысловым содержанием, проявляя независимое от непосредственного воздействия обстоятельств поведение). Обсуждение и заключения. Полученные данные позволили обосновать важность и объективность защищаемых в перспективе научных позиций. В связи с новыми вызовами объективной реальности в современных образовательных средах, поиском предикторов успешного взросления растущих молодых людей, данное направление исследований представляется достаточно актуальным, требующим дальнейшей проработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терещенко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROWING CHILD HORIZONS: PARADOXES AND RESEARCH PROSPECTS

Introduction. The issue of studying the process of growing up of a growing child in the realities of our time is of particular relevance and significance. A number of contradictions can be clearly seen (changes in the space of the child's functioning, the absence of a single track of growing up, the presence of tendencies towards the manifestation of disharmonious forms of behavior). Materials and Methods. The purpose of our study is the theoretical substantiation and development of the conceptual foundations for growing children growing up at the distance of childhood, taking into account the specifics of different educational environments. Among the key tasks, we focused, firstly, on describing the numerous cross-section of domestic and foreign works that are closely related to childhood and adulthood against the backdrop of constantly changing sociocultural practices, and secondly, to identify specific dynamic changes in emerging educational environments. problems, focusing on the main contradictions generated by the very process of growing up; thirdly, to develop the main conceptual provisions of the psychological and pedagogical analysis of the growing child growing up in educational organizations. The article is based on sociological and psychological-pedagogical studies of the problems of growing up of growing children, carried out by modern Russian and foreign scientists. Methods used: phenomenological and problem analysis. Results. An analysis of our studies (2015-2021), studies of domestic and foreign specialists made it possible to state the following conclusions: - We consider the maturation of a modern child in an educational environment as a cyclical process of constant change in the structure of his subjective and objective characteristics, including the formation of an image of adulthood in a child during ontogenesis, its development and implementation, as well as the reflection of the development of adulthood by children in the psychological and pedagogical space of participants in the educational process (parents, teachers). - The concept of the psychology of growing up a child is considered as a theoretical system that includes structure, typology, dynamics, research methods, a model that develops psychological technologies aimed at the favorable passage of age and educational crises by students (transition from “childhood” to “adult” state, in in which a growing person will have to independently determine its semantic content, showing behavior independent of the direct influence of circumstances). Discussion and Conclusions. The data obtained made it possible to substantiate the importance and objectivity of the scientific positions defended in the future. In connection with the new challenges of objective reality in modern educational environments, the search for predictors of successful maturation of growing young people, this area of research seems to be quite relevant, requiring further study.

Текст научной работы на тему «ГОРИЗОНТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ РАСТУЩЕГО РЕБЕНКА: ПАРАДОКСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Статья/Аг1;1с1е

УДК 159.922

Б01: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-8

ГОРИЗОНТЫ ВЗРОСЛЕНИЯ РАСТУЩЕГО РЕБЕНКА: ПАРАДОКСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В. В. Терещенко1

1 Смоленский государственный университет, Смоленск, Российская Федерация АННОТАЦИЯ

Введение. Вопрос изучения процесса взросления растущего ребенка в реалиях нашего времени приобретает особую актуальность и значимость. Отчетливо прослеживается ряд противоречий (изменение пространства функционирования ребенка, отсутствие единого трека взросления, наличие тенденций к проявлению дисгармоничных форм поведения). Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка концептуальных основ взросления растущих детей на дистанции детства с учетом специфики разных образовательных сред. Среди ключевых задач мы сделали акцент, во-первых, на том, чтобы описать многочисленный срез отечественных и зарубежных работ, имеющих тесную взаимосвязь с детством и взрослением на фоне постоянно меняющихся социокультурных практик; во-вторых, определить специфические динамические изменения в возникающих в образовательных средах проблемах, заострив внимание на основных противоречиях, порождаемых самим процессом взросления; в-третьих, разработать основные концептуальные положения психолого-педагогического анализа взросления растущего ребенка в образовательных организациях.

Материалы и методы. Статья основана на социологических и психолого-педагогических исследованиях проблем взросления растущих детей, выполненных современными российскими и зарубежными учеными. Используемые методы: феноменологический и проблемный анализ.

Результаты исследования. Анализ проведенных нами исследований (2015 - 2021 гг.) отечественных и зарубежных специалистов позволил констатировать следующие выводы:

- взросление современного ребенка в образовательной среде мы рассматриваем как цикличный процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективных характеристик, включающий формирование в онтогенезе у ребенка образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами);

- концепция психологии взросления ребенка рассматривается как теоретическая система, включающая в себя структуру, типологию, динамику, методы исследования, модель, развивающие психологические технологии, направленные на благоприятное прохождение обучающимися возрастных и образовательных кризисов (переход от «детства» к «взрослому» состоянию, в котором растущему человеку предстоит самостоятельно определяться с его смысловым содержанием, проявляя независимое от непосредственного воздействия обстоятельств поведение).

Обсуждение и заключения. Полученные данные позволили обосновать важность и объективность защищаемых в перспективе научных позиций. В связи с новыми вызовами объективной реальности в современных образовательных средах, поиском предикторов успешного взросления растущих молодых людей, данное направление исследований представляется достаточно актуальным, требующим дальнейшей проработки.

Ключевые слова: взросление, растущий ребенок, образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение

Благодарности: Выражаю благодарность за сотрудничество и оказываемую поддержку научного поиска директору МБОУ Сметанинской средней школы Смоленского района Смоленской области Мачульскому Сергею Игоревичу, рецензентам, проявившим интерес к исследованию, посвященному проблемам личностного развития, взросления детей не только разных возрастов, но и разных образовательных сред и их психолого-педагогическому сопровождению.

Для цитирования: Терещенко В. В. Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-8.

GROWING CHILD HORIZONS: PARADOXES AND RESEARCH PROSPECTS

V. V. Tereshchenko1

1Smolensk State University, Smolensk, Russian Federation

АBSTRACT

Introduction. The issue of studying the process of growing up of a growing child in the realities of our time is of particular relevance and significance. A number of contradictions can be clearly seen (changes in the space of the child's functioning, the absence of a single track of growing up, the presence of tendencies towards the manifestation of disharmonious forms of behavior). Materials and Methods. The purpose of our study is the theoretical substantiation and development of the conceptual foundations for growing children growing up at the distance of childhood, taking into account the specifics of different educational environments. Among the key tasks, we focused, firstly, on describing the numerous cross-section of domestic and foreign works that are closely related to childhood and adulthood against the backdrop of constantly changing sociocultural practices, and secondly, to identify specific dynamic changes in emerging educational environments. problems, focusing on the main contradictions generated by the very process of growing up; thirdly, to develop the main conceptual provisions of the psychological and pedagogical analysis of the growing child growing up in educational organizations. The article is based on sociological and psychological-pedagogical studies of the problems of growing up of growing children, carried out by modern Russian and foreign scientists. Methods used: phenomenological and problem analysis.

Results. An analysis of our studies (2015-2021), studies of domestic and foreign specialists made it possible to state the following conclusions:

- We consider the maturation of a modern child in an educational environment as a cyclical process of constant change in the structure of his subjective and objective characteristics, including the formation of an image of adulthood in a child during ontogenesis, its development and implementation, as well as the reflection of the development of adulthood by children in the psychological and pedagogical space of participants in the educational process ( parents, teachers).

- The concept of the psychology of growing up a child is considered as a theoretical system that includes structure, typology, dynamics, research methods, a model that develops psychological technologies aimed at the favorable passage of age and educational crises by students (transition from "childhood" to "adult" state, in in which a growing person will have to independently determine its semantic content, showing behavior independent of the direct influence of circumstances).

Discussion and Conclusions. The data obtained made it possible to substantiate the importance and objectivity of the scientific positions defended in the future. In connection with the new challenges of objective reality in modern educational environments, the search for predictors of successful maturation of growing young people, this area of research seems to be quite relevant, requiring further study.

Keywords: growing up, growing child, educational environment, psychological and pedagogical support

Acknowledgements: I express my gratitude for the cooperation and support of scientific research to the director of the MBOU Smetaninsky secondary school of the Smolensk district of the Smolensk region Machulsky Sergey Igorevich, the reviewers who showed interest in the study on the problems of personal development, growing up of children not only of different ages, but also of different educational environments and their psychological pedagogical support.

For citation: Tereshchenko V. V. Growing child horizons: paradoxes and research prospects // Vestnik of Minin University. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-8.

Введение

Постановка проблемы. Прошло уже более сорока лет, когда в тех условиях социокультурных практик растущие молодые люди активно заявляли о стремлении взрослеть. Начало третьего десятилетия XXI века дает нам основания признать дискуссионным вопрос о том, а хотят ли взрослеть современные молодые люди, как взрослеют дети в тех образовательных средах, в которых они находятся. В рамках исходных допущений по заявленной нами тематике мы согласны с мнением компетентного специалиста в области изучения проблем современного детства профессора К. Н. Поливановой, утверждающей, что «границы между поколениями условны» и детство по сути долго не заканчивается. В связи с констатируемым обоснованием хочется уточнить, что в наши дни практически отсутствует «единый трек взросления». Растущие молодые люди не стремятся к активному профессиональному самоопределению.

Обзор литературы

Возвращаясь к дискуссии по проблеме взросления растущих молодых людей, мы еще больше акцентируем внимание на возросшую актуальность и парадоксальность проводимых в современной психологической науке исследований. Уже точно нет сомнений в том, что современное образовательное пространство характеризуется стремительным изменением детства, динамичностью процессов функционирования ребенка и его взросления, которое эвристично было описано в 2013 году Д. И. Фельдштейном [15]. Нельзя не заметить, что процессы индивидуализации, экономическая нестабильность, достаточно широкие границы информационных технологий привели к отчетливо прослеживающейся педагогике потребления. Как справедливо указывают К. Н. Поливанова [8], А. А. Реан [10], психическое развитие растущего ребенка (дошкольник, младший школьник, подросток, юноша) протекает в чрезвычайно парадоксальных и противоречивых условиях; сегодня риски взросления и трудности социализации порождаются деструктивными молодежными группами, формирующими буллинг, вандализм, противоправные действия, рост психических и поведенческих расстройств на дистанции детства. Обоснование растущей актуальности исследований проблематики взросления мы видим, во-первых, в отчетливо наблюдаемых в психолого-педагогической практике тенденций проявления социально-психологического инфантилизма (работы С. А. Безгодовой [1], С. Н. Майоровой-Щегловой [3], А. В. Микляевой [4], Е. С. Митрофановой [5] и др.), во-вторых, в заметном усилении культа детства в рамках широкого информационного пространства (Н. Н. Толстых [13], J. Arnett [16], L. Cotton [17], de la Fuenta R. [18], M. Pratt [23], J. Peer [22], I. БеИооп [24], H. Skulborstad [25], Е. С. Павленко [7], К. Н. Поливанова [8], Н. Постман [9]); в-третьих, общественное сознание в личностном развитии растущих молодых людей все больше укрепляет приоритетность юношеского возраста над периодом зрелости, стремясь транслировать его как период непозитивного и неценного образа взрослости (G. Parameswaran [21], М. Уле [14]). Исследование С. А. Безгодовой [1] определяет взросление как процесс усвоения подростками не только нормативных эталонов ролевого поведения взрослого, но и стремление воспроизводить их.

В наших многолетних исследованиях и исследованиях коллег последних нескольких лет на выборках растущих молодых людей подросткового возраста было отмечено, что в отличие от своих сверстников других поколений (J. Arnett [16], J. Lane, [20]; S. Schwartz, et al [26]; M. Shanahan [27], Е. С. Митрофанова [5], В. В. Терещенко, И. М. Чуб [12]) современные подростки воспринимают сам процесс взросления неоднозначно. Был замечен переживаемый подростками внутренний конфликт, который по-разному влиял на субъективное их благополучие. Нами было доказано, что в случае понимания подростком взросления как периода негативизма, неопределенности у него возрастает неудовлетворенность жизнью. В то же время, когда речь шла о периоде взросления, где на первый план выступают интересные эксперименты и разнообразные возможности, критерии удовлетворенности жизнью и субъективное благополучие заметно возрастают (J. Lane [20], J. Peer [22], P. Mcauslan [22], В. В. Терещенко, И. М. Чуб, [12]). Зарубежные исследования последнего десятилетия констатируют реакцию «великой рецессии» ценностей в ситуации неопределенности у современных подростков, тем самым провозглашая себя центральной ценностью, при этом существенным образом критикуя и обесценивая ценности коллективного существования (E. Galanaki, G. Sideridis [19]). По мнению авторов, это определяется ценностным плюрализмом и ценностным релятивизмом современного мира,

где в одном социальном пространстве принимаются противоположные ценностные ориентиры и нет правильных ценностных ориентаций; при этом подросток осознает, что ценности должны соотноситься с его возможностями, чтобы придерживаться их (H. Skulborstad [25], A. Hermann [25]). Очевидно, что у подростка возникает конфликт между желаемыми и возможными для него вариантами взрослости, что усугубляет ситуацию и вызывает сопротивление взрослению (J. Arnett, [16], S. Schwartz et al., [26]), принятию роли «взрослого». Также среди последних исследований акцент делается на взаимосвязи процесса взросления с самостоятельностью и независимостью, при этом во многом затрагивается именно экономическая независимость, обозначающая выполнение молодым человеком выбора профессиональной роли. В связи с этим интерес представляют исследования Э. Э. Сыманюк и др. [11].

Наша статья продолжает разговор об активном стремлении и дальнейшей попытке проанализировать изучаемый феномен «взросление растущего ребенка», сделав акцент на анализ современных психолого-педагогических исследований последнего десятилетия, в том числе эмпирических. В связи с этим мы еще глубже стремились понять, каким образом представлены структурно-содержательные характеристики процесса взросления, как в дальнейшем конструировать систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся на дистанции от старшего дошкольного до периода ранней взрослости, у которых процесс взросления протекает внутренне конфликтно, дисгармонично, часто являясь основанием проявления дезадаптации в образовательной среде [2]. Представления К. Н. Поливановой [8] по изучаемой нами проблеме (детство, взрослость) описываются не только как поле возможностей, но и как ландшафт потенциальных изменений.

В современных социологических исследованиях С. Н. Майоровой-Щегловой, С. Ю. Митрофановой [3] прослеживается отчетливая полемика, определяющая парадоксальность развития растущей молодежи; с одной стороны, речь идет о стремлении молодых людей через социальные практики, опыты и жизненные эксперименты ускоренно входить во взрослую жизнь, с другой, представляются убедительные основания, которые мы в том числе поддерживаем, о проявлении позднего, отложенного взросления. Дискутируя по проблемам развития молодежи в рамках представлений о детстве, авторы указывают контекстность решаемых задач через изучение индивидуального детства, многообразие индивидуальных событий конкретных школьников в русле контролируемых взрослых по их правилам и ориентирам. Феномен «зарождающаяся взрослость» рассматривается И. Галански и Дж. Сидиридис [19] в проводимых ими эмпирических, греческих исследованиях.

Учитывая имеющиеся многолетние исследования в данной области, мы предприняли попытку создания собственной концепции понимания взросления растущего ребенка в психолого-педагогическом пространстве современных образовательных сред. Опираясь на многолетний собственный опыт профессиональной психолого-педагогической деятельности в образовательных организациях города и села, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего, высшего образования, в качестве ключевой цели исследования мы выдвигаем стремление теоретически обосновать и разработать концептуальные основы взросления растущих детей на дистанции детства в разных образовательных средах (от дошкольного возраста, к периоду взрослости). Среди важных задач мы сделали акцент, во-первых, на том, чтобы описать многочисленный срез отечественных и зарубежных работ, имеющих тесную взаимосвязь с детством и взрослением на фоне постоянно меняющихся социокультурных практик, во-вторых, определить

специфические динамические изменения в возникающих в образовательных средах, заострив внимание на основных противоречиях, порождаемых самим процессом взросления, в-третьих, разработать основные концептуальные положения психолого-педагогического анализа взросления растущего ребенка в образовательных организациях.

Материалы и методы

Статья основана на социологических и психолого-педагогических исследованиях проблем взросления растущих детей, выполненных современными российскими и зарубежными учеными. Используемые методы: феноменологический и проблемный анализ. В анализ включены исследования (2015 - 2021 гг.) автора статьи, его коллег и междисциплинарные работы отечественных и зарубежных специалистов.

Результаты исследования

В настоящее время нашим исследованием охвачено более 3000 участников образовательных отношений города Смоленска, Смоленского района Смоленской области, городов Пскова, Калуги, Москвы, Санкт-Петербурга (обучающиеся дошкольных образовательных учреждений, образовательных организаций разного уровня: начального общего, основного общего, среднего общего образования, школ городских и сельских, лицея, гимназий, колледжей, университета, их родителей и педагогов). География проводимых нами исследований по-прежнему расширяется. Проведенный сравнительный анализ конструкта взросления у младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах (городская, сельская) показал пониженное восприятие диады «учитель-авторитет» городскими обучающимися. В связи с этим для них в большей степени (равно как гимназия, типовая городская общеобразовательная школа) характерны трудности, нарушения социальной адаптации, обусловленные повышенным уровнем агрессивности, тревожности, гневливости. Психологический портрет взрослеющего младшего школьника из села отличается достаточной адаптацией к его социуму, стремлением активно демонстрировать позитивную самооценку, четко ставить перед собой жизненные цели, демонстрируя перспективные стратегии взросления («Когда вырасту, то пойду по стопам отца, буду водить автомобиль и работать на птицефабрике»). В целом эмпирические данные прошлых лет указывают на проявление негативной тенденции к взрослению, особенно в межвозрастные переходы, что часто сопровождается нарушениями эмоционального развития (грубостью, импульсивностью, протестными реакциями, неконструктивностью позиции при решении поставленных задач). Специфика социокультурного пространства сельской школы (особенно раннее привитие обучающимся интереса к трудовой деятельности) формирует у них более позитивное понимание и стремление к принятию процесса взросления. Это обусловлено еще и его более выраженными мотивационными составляющими. В связи с представленными выше обоснованиями мы не в полной мере согласны с мнением исследователя А. М. Нилопец [6], ссылающейся категорично на отсутствие взаимосвязи перспективы взросления младших школьников и уровня их мотивационного развития. Таким образом, изучение содержания характеристик понимания взросления растущими детьми, живущими в разных социокультурных средах, на сегодняшний день является актуальной психолого-педагогической проблемой. Выявленные нами показатели отношения к перспективе взросления младших школьников пространства города и села являются важным условием

для более глубокого психолого-педагогического сопровождения обучающихся по программам начального общего образования.

Как мы отметили выше, основополагающий фактор влияния социокультурной среды на конструкт взросления очевиден и на дистанции подростничества. На протяжении многих лет (2015 - 2021 гг.) психолого-педагогическому анализу этого возрастного периода нами уделялось достаточно много времени. Так, исследования 2018-2019 учебного года [12] в сельских школах по данным «корреляционного анализа в исследуемой выборке подростков показывают, что самопонимание положительно коррелирует при р < 0,01 с автономностью (r = 0,47), спонтанностью (r = 0,31), аутосимпатией (r = 0,49) и контактностью (r = 0,18). Определены высокие значения по шкалам отраженного самоотношения (х = 6,05), самоценности (х = 6,89) и самопривязанности (х = 5,92). Эти данные отражают представления подростков о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение и понимание; а также указывают на некоторую ригидность их «Я-концепции», консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» на фоне характеристик взросления».

В рамках сотрудничества с коллегами кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена С. А. Безгодовой и А. В. Микляевой [2] нами был осуществлен сравнительный анализ отношения к взрослению старших подростков в контексте их жизнестойкости. Выделив две противоположные стратегии взросления (внутренне согласованная и внутренне конфликтная) мы обнаружили важную тенденцию. Молодые люди из Санкт-Петербурга соответственно выбрали первую, тем самым не имея принципиального желания взрослеть и воспринимать роль взрослого как важнейшую и ключевую. Молодые люди из Смоленска указали противоположное. В связи с этим мы гипотетически считаем, что социокультурная ситуация в крупных городах (городах-мегаполисах), городах областного и районного подчинения, несомненно, влияет на формирование конструкта взросления. Учитывая особенно свойственный для подростничества процесс индивидуализации (Д. И. Фельдштейн) для развития, взросления в пространстве города-мегаполиса, существует множество способов проживать свою жизнь, не уклоняясь при этом и от экономического обоснования изучаемого нами феномена. Заявления подростков из крупных городов («...Зачем мне дальше учиться, получать высшее образование, взрослеть, у меня не стоит вопрос выживания, поэтому я могу себе позволить еще и пожить с родителями и об этом не думать») еще раз подтверждают предположение об отсутствии единого трека взросления в российских семьях.

По данной проблематике мы смогли получить результаты эмпирического исследования уже на дистанции юношеского возраста, которыми смогли подтвердить влияние образовательной среды на личностное развитие обучающихся и их взросление. Выбрав в этом исследовании в качестве ключевой характеристики конструкта формирование социальной зрелости, оказывающей влияние на формирование образа взрослости, мы решили проанализировать качественные динамические характеристики обучающихся в разных образовательных средах. Учитывая возможности социокультурного пространства Смоленской, Псковской и Калужской областей, мы сосредоточились на изучении городских школьников, обучающихся в гимназиях, школьников из типовых образовательных организаций и сельских школ. Проведенная нами работа позволила увидеть устойчивую тенденцию «обретения» характеристик взрослой личности, описав специфику их смысложизненных ориентаций, самоотношения и временной перспективы.

В отношении студентов, переживающих возрастной переход от детства к взрослости, нами тоже было проведено исследование, позволяющее отметить тенденцию взросления. На основной базе исследования (ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», студенты факультета истории и права, психолого-педагогический факультет) мы стремились прежде всего учесть важность влияния на конструкт взросления достаточных ресурсов устойчивого развития, чаще оказывающих позитивное и благоприятное воздействие на их личностное развитие. Мы заметили усиливающуюся тенденцию к развитию самостоятельности, демонстрацию возможности осуществлять свой выбор (быть активным студентом, находиться в бездействии), адекватно оценивать свои возможности, прогнозировать последствия своих решений, стремиться продуктивно анализировать свои жизненные планы, осуществлять глубокую проработку в оценке своих возможностей и их рефлексии. С опорой на полученные данные для растущих молодых людей образовательных сред колледжа и университета нами были сделаны акценты на необходимость реализации дифференцированного подхода в вопросах создания в рамках изучаемых образовательных программ тех учебных дисциплин, благодаря которым возможно осуществление конструктивного и продуктивного взаимодействия в диаде «студент-преподаватель» с целью реализации совместной учебной и познавательной деятельности.

Особо важным в наших исследованиях мы считаем изучение представлений педагогов и родителей о взрослении растущих детей. Полученные результаты указывают на тревожную тенденцию - стремление современных родителей описывать своего ребенка, наделив его часто отрицательными характерологическими свойствами. В 85% случаев родители указывали на агрессивность растущих молодых людей, раздражительность, негибкость, нежелание выстраивать конструктивную позицию в разрешении конфликтов. В восприятии родителями и педагогами детей чаще всего акценты делались на имеющиеся в психологическом анамнезе отрицательные поступки, проявления девиантного поведения, негативное отношение ко взрослым. Также взрослые указывают на преобладание у молодых людей экстернального локуса контроля, недостаточную мотивированность, подвластность внешнесредовым воздействиям, низкие показатели по основным шкалам стиля саморегуляции. В связи с этим в представлениях педагогов и родителей прослеживается устойчивая тенденция в формировании представлений о взрослении растущих молодых людей как противоречивая, указывающая на стремление их к внутренне конфликтной. Несомненно, усиливающаяся тенденция к проявлению негативных явлений в личностном развитии молодежи является следствием ригидных, негибких позиций взрослых по отношению к растущим детям, нарушающим их личностное развитие. Устойчивое стремление частой трансляции негативного образа взрослеющего молодого человека лишь усиливает неготовность их становится самостоятельными, способными преодолевать жизненные трудности, формировать жизненные планы. Без сомнения, важной задачей в психолого-педагогическом сопровождении взросления растущего молодого человека должно являться формирование у взрослых (педагогов и родителей) адекватного социального представления об их личностном развитии и взрослении на разных дистанциях детства.

Обсуждение и заключения

Обоснование постановки перспектив исследования. Учитывая указанные выше позиции, мы полагаем, что взросление современного ребенка в образовательной среде

(на дистанции дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов) можно определить как процесс цикличный, процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективных характеристик, включающий формирование в онтогенезе у ребенка образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами).

Идея концептуализации изучаемого нами феномена «взросление растущего ребенка в психолого-педагогическом пространстве детства», на наш взгляд, носит системный характер. Разработанная нами система позволяет сконструировать прежде всего структуру изучаемого феномена. Его структурное наполнение позволяет определить тип взросления, ключевые динамические характеристики, реализуемые психолого-педагогические технологии, способствующие оптимальному прохождению растущего ребенка от одного периода к другому и более комфортно «переживать» содержание образовательных кризисов, демонстрируя самостоятельность и независимое поведение. Обретение характеристик взросления ребенка осуществляется через реализацию механизмов онтогенеза, социогенеза и субъектогенеза. Становление (генезис) феномена «взросление растущего ребенка» определяется как субъективными, так и объективными оценками. Учитывая имеющиеся ключевые психолого-педагогические условия развития растущего человека, нами анализируются структурно-содержательные характеристики самого процесса взросления (с учетом возрастного периода исследуемого), также и их содержание с учетом описания, оценок основных участников образовательных отношений, среди которых прежде всего родители и педагоги. Проходя основные возрастные периоды (от детства к взрослости), нами изучались вариативные характеристики дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возрастов и периода ранней взрослости. Мы отмечаем здесь важность происходящих в каждом возрастном периоде типологических проявлений именно в структуре психолого-педагогического пространства. Важным считаем отметить проведение качественного психолого-педагогического анализа измерений зрелости как ключевого критериального признака взросления растущего ребенка. Структурно-содержательная модель феномена «взросление растущего ребенка в психолого-педагогическом пространстве детства» состоит из пяти важнейших компонентов (пространственных, временных, информационных, энергетических и субъектных характеристик личности). Их подробное описание мы стремились проанализировать в наших более ранних исследованиях. В рамках решения практико-ориентированных задач при исследовании указанного выше феномена процесс психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений строится с использованием разнообразных психолого-педагогических методов (тренинговые методики, интерактивные упражнения, сюжетно-ролевые игры, индивидуальное сотрудничество студентов вуза и подростков, метод включения в социальную практику, использование методов практической психокоррекции с активным привлечением потенциала семьи и педагогов образовательных организаций). Сам процесс сопровождения включает в себя 4 основных этапа; диагностический, коррекционный, оценочный и прогностический. Результатом деятельности педагогов-психологов по сопровождению личности обучающегося является позитивная динамика формирования процесса взросления растущего ребенка.

Итак, дальнейший наш научный поиск сосредоточен на более глубоком конструировании концепции взросления ребенка на разных возрастных этапах, четком оформлении концептуальных подходов к объяснению данного феномена и обосновании важности и объективности защищаемых в перспективе научных позиций.

Список использованных источников

1. Безгодова С. А. Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода // Интегративный подход к познанию психологии человека / под ред. Е. Ю. Коржовой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 223-233.

2. Безгодова С. А., Микляева А. В., Терещенко В. В. Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. C. 77-84. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77-84.

3. Майорова-Щеглова С. Н., Митрофанова С. Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, № 1. С. 25-39. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102.

4. Микляева А. В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Социально-психологический подход к проблеме инфантилизации личности в условиях современной социальной действительности. Дюссельдорф: Lap Lambert, 2018. 224 с.

5. Митрофанова Е. С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение. 2019. Т. 6, № 4. С. 53-82.

6. Нилопец А. М. Динамика представлений о возрасте и перспективе взросления у детей 6-8 лет // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 20-27.

7. Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. № 2. С. 258-279.

8. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, № 2. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201.

9. Постман Н. Исчезновение детства: пер. с англ. 1988. URL: https://interesi.files.wordpress.com/2011/09/postman-neil deti.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

10. Психология подростка: учебник / под ред. А. А. Реана. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. 312 с.

11. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 192-202. DOI: 10.32744/pse.2019.6.16.

12. Терещенко В. В., Чуб И. М. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, № 3. С. 230-239. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239.

13. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 7-24. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402.

14. Уле М. Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 4(8). С. 75-86.

15. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования. Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 336 с.

16. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and

policy. Oxford: University Press, 2011. Pp. 255-275.

https://doi.Org/10.1093/acprof:oso/9780195383430.003.0012

17. Cotton L., Bynum D.R, Madhere S. Socialization Forces and the Stability of Work Values from Late Adolescence to Early Adulthood // Psychological Reports. 1997. No. 80(1). Pp. 115-124. https://doi.org/10.2466/pr0.1997.80.1.115.

18. de la Fuente R., Jiménez A., Sánchez-Queija I., Lizaso I. Flourishing During Emerging Adulthood from a Gender Perspective // Journal of Happiness Studies. 2020. No. 21. Pp. 1-20. https://doi .org/10.1007/s10902-019-00204-9.

19. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of Emerging Adulthood, Criteria for Adulthood, and Identity Development in Greek Studying Youth: A Person-Centered // Emerging Adulthood. 2019. No. 6(7). Pp. 411-431. https://doi.org/10.1177/2167696818777040.

20. Lane J. A. Attachment, Ego Resilience, Emerging Adulthood, Social Resources, and Well-Being among Traditional-Aged College Students // Professional Counselor. 2020. No. 2 (10). Pp. 157-169. DOI: 10.15241/jal.10.2.157.

21. Parameswaran G. The social historical roots of the concept of emerging adulthood and its impact on early adults // Theory & Psychology. 2020. No. 1(30). Pp. 18-35. https://doi.org/10.1177/0959354319876985.

22. Peer J., Mcauslan P. Self-Doubt During Emerging Adulthood // Emerging Adulthood. 2016. No. 4(3). Pp. 176-185. https://doi.org/10.1177/2167696815579828.

23. Pratt M., Hunsberger B., Pancer S., Alisat S. A Longitudinal Analysis of Personal Values Socialization: Correlates of a Moral Self- Ideal in Late Adolescence // Social Development. 2003. No. 12. Pp. 563-585. https://doi.org/10.1111/1467-9507.00249.

24. Schoon I., Mortimer J. Youth and the Great Recession: Are values, achievement orientation and outlook to the future affected? // International Journal of Psychology. 2017. No. 52. Pp. 18. https://doi.org/10.1002/ijop.12400.

25. Skulborstad H. M., Hermann A.D. Individual Difference Predictors of the Experience of Emerging Adulthood // Emerging Adulthood. 2016. No. 4(3). Pp. 168-175. https://doi .org/10.1177/2167696815579820.

26. Schwartz S., Cote, J., Arnett J. Identity and Agency in Emerging Adulthood: Two Developmental Routes in the Individualization Process // Youth &amp Society. 2005. No. 37. Pp. 201-229. https://doi.org/10.1177/0044118X05275965.

27. Shanahan M. Pathways to Adulthood in Changing Societies: Variability and Mechanisms in Life Course Perspective // Annual Review of Sociology. 2003. No. 26. Pp. 667-692. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.L667.

References

1. Bezgodova S. A. Social psychology of growing up: to the formulation of the problem of research within the framework of the integrative approach. Integrativnyj podhod k poznaniyu psihologii cheloveka / pod red. E. YU. Korzhovoj. St. Petersburg, RGPU im. A.I. Gercena Publ., 2017. Pp. 223-233. (In Russ.)

2. Bezgodova S. A., Miklyaeva A. V., Tereshchenko V. V. Attitude towards growing up among older adolescents in St. Petersburg and Smolensk in the context of their resilience. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2018, no. 3, pp. 77-84, https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77-84. (In Russ.)

3. Majorova-SHCHeglova S. N., Mitrofanova S. YU. Early adulthood or infantilization: the paradox of the eventfulness of modern childhood. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta.

Sociologiya, 2020, vol. 13, no. 1, pp. 25-39, https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.102. (In Russ.)

4. Personal infantilism in post-industrial society. Socio-psychological approach to the problem of personality infantilization in the conditions of modern social reality. Dusseldorf, Lap Lambert,

2018. 224 p. (In Russ.)

5. Mitrofanova E. S. Models of growing up of different generations of Russians. Demograficheskoe obozrenie, 2019, vol. 6, no. 4, pp. 53-82. (In Russ.)

6. Nilopec A. M. Dynamics of ideas about age and the prospect of growing up in children aged 68. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2010, no. 2, pp. 20-27. (In Russ.)

7. Pavlenko E. S. Growing up as a process of identity formation: the possibility of analyzing narratives. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya, 2016, no. 2, pp. 258-279. (In Russ.)

8. Polivanova K. N. Childhood in a changing world. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya, 2016, vol. 5, no. 2, https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050201. (In Russ.)

9. Postman N. Disappearance of childhood: translation from English. 1988. Available at: https://interesi.files.wordpress.com/2011/09/postman-neil_deti.pdf (accessed: 10.11.2022). (In Russ.)

10. Psychology of a teenager: textbook / ed. A. A. Rean. St. Petersburg, Prajm-Evroznak Publ., 2007. 312 p. (In Russ.)

11. Symanyuk E. E., Pecherkina A. A., Zakrevskaya O. V. Peculiarities of professional self-determination of older adolescent students. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 6(42), pp. 192-202, doi: 10.32744/pse.2019.6.16. (In Russ.)

12. Tereshchenko V. V., CHub I. M. Individual-psychological characteristics of growing up in the adolescent period of ontogeny. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya, 2019, vol. 8, no. 3, pp. 230-239, https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239. (In Russ.)

13. Tolstyh N. N. Modern adulthood. Konsul'tativnayapsihologiya ipsihoterapiya, 2015, vol. 23, no. 4, pp. 7-24, https://doi.org/10.17759/cpp.2015230402. (In Russ.)

14. Ule M. Changes in gender stereotypes in the process of growing up. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya, 2011, no. 4(8), pp. 75-86. (In Russ.)

15. Fel'dshtejn D. I. The world of childhood in the modern world. Problems and tasks of the study. Moscow, MPSU Publ., Voronezh, MODEK Publ., 2013. 336 p. (In Russ.)

16. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage. Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford, University Press, 2011. Pp. 255-275. https://doi.org/10.1093/acprofoso/9780195383430.003.0012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Cotton L., Bynum D.R, Madhere S. Socialization Forces and the Stability of Work Values from Late Adolescence to Early Adulthood. Psychological Reports, 1997, no. 80(1), pp. 115-124, https://doi.org/10.2466/pr0.1997.80.L115.

18. de la Fuente R., Jiménez A., Sánchez-Queija I., Lizaso I. Flourishing During Emerging Adulthood from a Gender Perspective. Journal of Happiness Studies, 2020, no. 21, pp. 1-20, https://doi .org/10.1007/s10902-019-00204-9.

19. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of Emerging Adulthood, Criteria for Adulthood, and Identity Development in Greek Studying Youth: A Person-Centered. Emerging Adulthood,

2019, no. 6(7), pp. 411-431, https://doi.org/10.1177/2167696818777040.

20. Lane J. A. Attachment, Ego Resilience, Emerging Adulthood, Social Resources, and Well-Being among Traditional-Aged College Students. Professional Counselor, 2020, no. 2 (10), pp. 157-169, doi: 10.15241/jal.10.2.157.

21. Parameswaran G. The social historical roots of the concept of emerging adulthood and its impact on early adults. Theory & Psychology, 2020, no. 1(30), pp. 18-35, https://doi.org/10.1177/0959354319876985.

22. Peer J., Mcauslan P. Self-Doubt During Emerging Adulthood. Emerging Adulthood, 2016, no. 4(3), pp. 176-185, https://doi.org/10.1177/2167696815579828.

23. Pratt M., Hunsberger B., Pancer S., Alisat S. A Longitudinal Analysis of Personal Values Socialization: Correlates of a Moral Self- Ideal in Late Adolescence. Social Development, 2003, no. 12, pp. 563-585, https://doi.org/10.1111/1467-9507.00249.

24. Schoon I., Mortimer J. Youth and the Great Recession: Are values, achievement orientation and outlook to the future affected? International Journal of Psychology, 2017, no. 52, pp. 1-8, https://doi .org/10.1002/ij op.12400.

25. Skulborstad H. M., Hermann A.D. Individual Difference Predictors of the Experience of Emerging Adulthood. Emerging Adulthood, 2016, no. 4(3), pp. 168-175, https://doi .org/10.1177/2167696815579820.

26. Schwartz S., Cote, J., Arnett J. Identity and Agency in Emerging Adulthood: Two Developmental Routes in the Individualization Process. Youth &amp Society, 2005, no. 37, pp. 201-229, https://doi.org/10.1177/0044118X05275965.

27. Shanahan M. Pathways to Adulthood in Changing Societies: Variability and Mechanisms in Life Course Perspective. Annual Review of Sociology, 2003, no. 26, pp. 667-692, https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.L667.

© Терещенко В. В., 2023

Информация об авторах Терещенко Владимир Валерьевич - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Смоленский государственный университет, соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, педагог-психолог МБОУ Сметанинской средней школы Смоленского района Смоленской области, Смоленск, Российская Федерация, orcid.org/0000-0003-4189-3901, SPIN-код: 6730-8074, Terechenko2007@yandex.ru

Information about the authors Tereshchenko Vladimir V. - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of General Psychology, Smolensk State University, Co-Head of the Department of Psychological Education, Psychology Teachers of the Smolensk Region, Teacher-Psychology, MBOU Smetaninskaya Secondary School, Smolensk Region, Smolensk Region, Smolensk, Russian Federation, orcid.org/0000-0003-4189-3901, SPIN-код: 6730-8074, Terechenko2007@yandex.ru

Поступила в редакцию: 15.07.2022 Принята к публикации: 23.03.2023 Опубликована: 30.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.