Н. Бекетова
«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО...» Презентация Творческого Центра «Рахманинов - Лосев» при Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова
Я1та рождения Творческого Центра «Рах манинов-Лосев» официально помечена 1 ноября 2002 года. Объединение двух мен в его названии многое объясняет человеку, хотя бы в общих чертах знакомому с историей культуры Дона. Имя великого Рахманинова украшает нашу консерваторию, и это представляется глубоко символичным. Композитор несколько раз бывал в Ростове в 1911-1917 годах. Пять его приездов в наш город оставили незабываемые воспоминания ростовчан, познакомившихся с грандиозным искусством Рахманинова-пианиста. Консерваторцам же дороги и факты его причастности к развитию музыкального образования на Дону, в частности, к истории предшественницы нашего вуза Донской консерватории, к истории Ростовского музыкального училища, которое по заданию главной дирекции Императорского Русского Музыкального общества дважды инспектировал Рахманинов. Пребывание Рахманинова в Ростове, его дружба с М. Пресманом, Н. Авьерино, М. Шагинян, его контакты с ростовчанами, места жительства, встречи, события, люди - это волнующие страницы истории культуры Дона, вписанные в широкую панораму истории и культуры России. Бесконечно увлекательной представляется задача выявления этих связей в их краеведческом, историческом, культурологическом, нравственно-этическом аспектах.
Что касается имени великого русского философа А. Ф. Лосева - оно, можно сказать, составляет «генетическую» славу донской земли. Последний русский мыслитель серебряного века, наследие которого имеет мировое значение, родился и становился личностью в столице донского казачества Новочеркасске, получая классическое образование в знаменитой тогда на всю страну Платовской гимназии. Первые 18 лет жизни философа связаны с Доном, что многое определило в его жизни. Характерна реакция молодого Лосева на начало первой мировой войны (он находился тогда в Германии):
«Я новочеркасский казак... И покажу, на что способна русская философия». Родина и жизненное призвание в сознании философа всегда составляли неразрывное целое.
Полное название центра - «С. В. Рахманинов -А. Ф. Лосев: музыка - философия - история Дона» - соответствует направленности его творческой деятельности. Лосев и Рахманинов - два великих символа русской культуры. Неслучайно они сегодня рядом, и интерес к ним все возрастает. Лосев -единственный русский философ, оставивший в наследство музыкознанию метод исследования «тонкой материи искусства». Очевидно, что наследие его, как стратегия восстановления утраченной родовой памяти отечественной культуры, обеспечивает принципиальные открытия будущей музыкальной и философской науки. То же можно сказать и о наследии Рахманинова, которого, как и Лосева, можно назвать «последним звонарем» русской культуры. Их сближает и время, и то место в отечественной истории, которое довелось занять обоим - место великих «завершителей» на их глазах уходящей эпохи русской православной культуры, основам которой они сохранили верность в годину лихого безвременья: один - на чужбине, другой - в моральной оппозиции режиму, само существо которого предполагало опалу духовных начал личности.
Судьбы Рахманинова и Лосева при всей своей разности очень похожи и глубоко поучительны как судьбы гениев, переживших крах своего духовного Отечества, но в истории русской культуры оставшихся победителями. Более того, сегодня их имена символизируют тенденцию возвращения нации к своим культурным истокам, потребность «воспоминания» и нового обретения собственных духовных корней. А это - огромный и порой тяжкий труд, предполагающий объединение всех здоровых сил общества, способных к восстановлению исторически прерванных связей с национальной Традицией. Изучение и популяризация наследия
Лосева и Рахманинова и связанного с ними огромного и доселе неизученного пласта явлений российской и мировой культуры - главное направление деятельности Центра, точно сформулированное словами Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»...
История создания центра связана и с историей нашего вуза, и с отечественной музыкальной культурой. В 1992 году Ростовская консерватория получила имя Рахманинова, обозначив тем самым свои глубокие корневые связи с отечественным наследием. В апрельские дни 1993 года (юбилеи Лосева и Рахманинова, с разницей в 20 лет, совпадают) проводились юбилейные конференции: лосевская в Московской консерватории, рахманинов-ская в Тамбове и Ростове. На празднование 100-летнего юбилея Лосева в Московской государственной консерватории в апреле 1993 года, организованное профессором. Ю. Холоповым и теперешним министром культуры РФ профессором А. Соколовым, была приглашена «лосевская делегация» из Ростова-на-Дону (М. Гамаюнов, Н. Демин и автор этих строк). А 29 сентября 1993 года в стенах Ростовской консерватории, может быть, впервые в стране, заработала секция философии музыки Вторых Донских Лосевских чтений, на которой достаточно широко для того времени были представлены доклады консерваторцев (Н. Бекетовой, М. Буровой, С. Васильевой, М. Гамаюнова, Н. Демина, Н. Мещеряковой, М. Саямова), продемонстрировавшие возможности конкретного приложения лосевской методологии к анализу музыкальных произведений1.
Слева направо: Ю. Н. Холопов, Н. В. Бекетова, И. П. Гуржиева, В. П. Троицкий, Н. В. Демин
1 Об этом можно прочесть в Известиях СКНЦ ВШ 1 4 за 1993 год и в апрельском номере газеты РГК «Камертон» того же года.
И очень символично, что в год тридцатилетия нашего вуза, в котором в рамках III Всероссийского философского конгресса проводились «Лосевские беседы», их участник и гость, патриарх отечественного лосевоведения Ю. Холопов высказал мысль о назревшей необходимости создания научно-практического центра изучения и популяризации наследия великого русского мыслителя Лосева при Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова. И тем самым снова связал два великих имени... Участники Круглого стола «Лосевские беседы», проходившего 18 сентября 2002 года в Камерном зале консерватории, завершили свою работу официальным обращением в оргкомитет Конгресса, в котором утверждается необходимость создания Лосевского центра именно в РГК - учитывая неповторимость местоположения Донского музыкального вуза на родине философа, уже сложившуюся в РГК многолетнюю традицию изучения музыкально-философского наследия Лосева и огромные профессиональные возможности нашей консерватории.
Этот рубеж обозначил рождение Творческого Центра, деятельность которого с тех пор осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, - это ставшие традиционными для Ростовской консерватории ежегодные «Лосевские беседы», где, помимо музыкально-философских вопросов, связанных с творчеством Лосева, поднимаются проблемы современной интерпретации выдающихся явлений отечественной культуры, создаются условия для дальнейшего развития музыкально-философской методологии в современной практике искусствознания и гуманитарных наук. Отдельная забота - практическое применение обретаемого синтетического знания в конкретном образовательном процессе, чему была посвящена серия научно-практических семинаров для специалистов разных уровней гуманитарно-эстетического профиля. Чтения обязательно сопровождаются юбилейной концертной программой, а в перспективе -музыкальными фестивалями, исполнительскими конкурсами, нацеленными на открытие и продвижение молодых талантов, выставками, экскурсия-
о о 2
ми, широкой издательской деятельностью2.
Бстественными воплощением этих творческих намерений стали юбилейные события - праздно-
2 В настоящий момент подготовлены к публикации материалы юбилейной научной конференции, посвященной 130-летию Рахманинова и «Лосевских бесед в РГК им. С. В. Рахманинова» - 2002 г.
вания 130 лет со дня рождения С. В. Рахманинова и 110 лет со дня рождения А. Ф. Лосева, а также 200-летие М. И. Глинки, которые широко отмечались в стране и за ее пределами в 2003 и 2004 году. К этим датам были приурочены ростовские форумы, оказавшиеся значительными событиями донской и отечественной культуры. В них сосредоточились современная научно-практическая мысль и неповторимый художественный опыт, нацеленные на восстановление духовного потенциала отечественной культурной традиции.
Слева-направо: С. В. Фролов, Н. В. Бекетова, Н. И. Тетерина, Е. М. Левашов
Приведем программы круглого стола III Всероссийского философского конгресса «Лосевские беседы в Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова», продолжившего традицию Лосевских чтений 1993 года, а также программы названных акций ТЦ. Все они, ориентированные на практические нужды культурно-образовательной среды, не ограничиваются только научной частью, но включают обязательные научно-практические семинары для педагогов гуманитарно-эстетического цикла общего и специального образования, мастер-классы и концерты.
Лосевские беседы в Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова Круглый стол III Всероссийского философского конгресса (18 сентября 2002 года) Бекетова Н. В. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова, полномочный представитель общества «Лосевские беседы» (г. Москва) на Дону. Вступительное слово
Троицкий В. П. - ст. науч. сотрудник Дома-музея А. Ф. Лосева, г. Москва
Презентация издания А. Ф. Лосева «Диалектика мифа (с дополнениями)». М., 2001
Холопов Ю. Н. - докт. искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского
Метафизика музыки в философии А. Ф. Лосева Зенкин К. В. - докт. искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского
Судьба рационализма в философии музыки А. Ф. Лосева
Бекетова Н. В. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
«Религиозный материализм» А. Ф. Лосева как методология смыслопостижения Демин Н. В. - и. о. доц. РГК им. С. В. Рахманинова Категория становления у А. Ф. Лосева и Б. В. Асафьева
Калошина Г. Е. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
Проблемы мифа и символа в трудах А. Ф. Лосева и Фр. Шеллинга
Тараева Г. Р. - канд. искусствоведения, проф. РГК им. С. В. Рахманинова
Теория символа А. Ф. Лосева и проблемы музыкального языка
Рудиченко Т. С. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
Образно-поэтическое начало в трудах А. Ф. Лосева
Данцев А. А. - докт. философских наук, проф. Южно-Российского (Новочеркасского) политехнического университета
Новочеркасские истоки творческого феномена А. Ф. Лосева
Бойко П. Е. - канд. искусствоведения, доц. Кубанского университета
Идея интегрализма в философии истории А. Ф. Лосева
Спиридонова П. Ю. - аспирантка РГУ
Античный рационализм в трудах А. Ф. Лосева и французская антропология.
Лосевские беседы в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова «Искусство в поисках смысла» (4-5 декабря 2003 года) Бекетова Н. В. - председатель оргкомитета, руководитель Творческого Центра «Рахманинов -Лосев», канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова. Вступительное слово
Приветствия от Дома-музея А. Ф. Лосева и КПО «Лосевские беседы» (г. Москва), Министерства Культуры и Министерства Образования Ростов-
ской области.
НАУЧНАЯ ЧАСТЬ Яковлев В. П. - докт. философских наук, проф. каф. философии и философской антропологии РГУ
Эстетический смысл философии Ерыгин А. Н. - доктор философских наук, проф., зав. каф. соц. философии и философии права РГУ
Поэзис в религии, искусстве и философии Стопченко Н. И. - канд. философских наук, доц. каф. теории культуры и эстетики РГУ
Искусство в философских построениях А. Ф. Лосева Бекетова Н. В. - канд. искусствоведения, доц. каф. истории музыки РГК им. С. В. Рахманинова
Музыко-ведение как становление смысла Балашова И. А. - докт. филологических наук, проф. каф. истории рус. литературы РГУ
А. Ф. Лосев об ощущении Зенкин К. В. - докт. искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского
А. Ф. Лосев и музыкальная наука Демин Н. В. - и. о. доц. каф. фортепиано РГК им. С. В. Рахманинова
«Античный космос» А. Ф. Лосева и современная музыкальная наука
Лосева И. Н. - докт. философских наук, проф. каф. социально-гуманитарных дисциплин РГК им. С. В. Рахманинова
А. Ф. Лосев о месте искусства в онтологической иерархии Платона
Шаповалова Л. В. - канд. искусствоведения, проф. каф. теории музыки Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского
Христианская антропология музыки в трудах А. Ф. Лосева
Шабунова И. М. - канд. искусствоведения, доц. каф. теории музыки и композиции РГК им. С. В. Рахманинова
Число, символ, миф: античность об инструментарии своей эпохи
Жабинский К. А. - ст. библиограф РГК им. С. В. Рахманинова
«Поэтика» Аристотеля в зеркале «семиотического романа» Умберто Эко
Николаевская Ю. В. - аспирантка Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского
Символ зеркала в Восьмой симфонии Г .Малера Рощенко Е. Г. - канд. искусствоведения, доц. каф. истории музыки Харьковского института искусств им. И. П. Котляревского
Ономатологический метод анализа музыки Калошина Г. Е - канд. искусствоведения, доц. каф. истории музыки РГК им. С. В. Рахманинова
Проблема мифа и символа во французской музыке ХХ века
Лобзакова Е. Э. - аспирантка РГК им. С. В. Рахманинова
Православный символ в авторской интерпретации С. В. Рахманинова
Шапарчук О. В. - аспирантка РГК им. С. В. Рахманинова
Оперный миф Арриго Бойто Чаплина Е. Н. - и. о. проф. каф. фортепиано РГК им. С. В. Рахманинова
Образ исполнителя в философской прозе А. Ф. Лосева
Мещерякова Н. А. - канд. искусствоведения, доц. каф. истории музыки РГК им. С. В. Рахманинова В поиске единого смысла культуры
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Бекетова Н.В. - руководитель ТЦ «Рахманинов -Лосев», канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова, зав. каф. эстетического цикла Классического Лицея 1 1 при РГУ
А. Ф. Лосев и проблемы современного эстетического образования (Вступительное слово) Нейслос Т. М. - методист МОУ Методический центр образования г. Ростова-на-Дону
Задачи образовательной области «Искусство» на современном этапе
Палецких Е. В. — преп. эстетических дисциплин СШ 111
Современные методики преподавания искусства и пути возможных инноваций
Волкова П. С. - докт. философских наук, канд. филологических наук, проф. каф. философии и истории культуры МЧС (г. Иваново)
Проблема смысла в контексте синтеза искусств. Демонстрация результатов творческого метода Москвичева Н. А. - врач, зам. директора по здоровью Классического Лицея 1 1 при РГУ
Синтез науки и искусства в методике преподавания
Сбитнева И. Н. - гл. спец. Муниципального Управления отд. образования адм. Октябрьского р-на
Эволюция жизни от возникновения до ноосферы. Из опыта реализации интегративного модуля в об-
разовательном процессе
Бекетова Н. В. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова, зав. каф. эстетического цикла Классического Лицея 1 1 при РГУ
Гуманитарно-эстетический синтез как стратегия целостности
Лобзакова Е. Э. - аспирантка РГК им. С. В. Рахманинова, преп. Ростовского училища искусств, преп. ДМШ им. П. И. Чайковского, Губская Л. А. - преп. Ростовского училища культуры
«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова: музыкальный миф и его педагогическое моделирование Стешакова Л. В. - преп. Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусств
Фольклорный театр как способ восстановления родовой памяти
Бастанжиева М. В. - преп. Муниципальной гимназии 1 35
Художественно-прикладное творчество как процесс постижения смыслов
Скрябина Н. Ю. - преп. Классического Лицея 1 1 при РГУ
Интегративный подход в изучении предметов эстетического цикла и процесс личностного становления
Научно-практический форум «М. И. Глинка и мировая культура» (11-17 мая 2004 года) Бекетова Н. В. - председатель оргкомитета, руководитель ТЦ «Рахманинов - Лосев», канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
М. И. Глинка: Преображение русского мира (Вступительное слово).
Жданов Ю. А. - председатель Совета Северо-Кавказского научного центра высшей школы, член-корреспондент РАН, проф.
М. Глинка и русская идея Черноус В. В. - директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН, председатель Южно-Российского отделения АКИРН
Формирование национальной идеологии в российской империи первой половины XIX века Фролов С. В. - президент гуманитарного фонда им. М. И. Глинки, канд. искусствоведения, доц. Санкт-Петербургской консерватории
Глинкинские пути русской музыки Левашов Е. М. - докт. искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского
Изучение творчества Глинки: современное со-
стояние и перспективные направления Яковенко С. Б. - докт. искусствоведения, проф. Театрального института им. Б. В. Щукина (Москва) и РГК им. С. В. Рахманинова
М. И. Глинка и отечественная вокальная исполнительская культура
Тетерина Н. И. - канд. искусствоведения, доц. МГК им. П. И. Чайковского
Принципы античного театра в «Руслане» М. И. Глинки
Секция: Проблемы музыкального театра Левашов Е. М. - докт. искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского
Проблемы сценической интерпретации опер Глинки
Бекетова Н. В. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
Глинка и Римский-Корсаков: символизация оперного жанра
Лобзакова Е. Э. - аспирантка РГК им. С. В. Рахманинова
Преломлениерусской церковно-певческой традиции в «Жизни за царя» М. И. Глинки Куценко Е. Д. - аспирантка РАМ им. Гнесиных
Духовные сочинения А. Алябьева: метод работы композитора
Калошина Г. Е. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
Символические аспекты драматургии в операх Глинки и его западноевропейских современников Предоляк А. А. - аспирантка РГК им. С. В. Рахманинова
Сказочные мотивы в творчестве Глинки и современных ему оперных композиторов
Секция: М. И. Глинка: прошлое и настоящее Тетерина Н. И. - канд. искусствоведения, доц. МГК им. П. И. Чайковского
Судебная тяжба: Л. И. Шестакова против Ф. Т. Стел-ловского
Шабунова И. М. - канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова
Теория оркестра в трудах М. И. Глинки и композиторов XIX века Иваненко Л. А.
Онтологизм вокально-педагогического мышления М. И. Глинки
Жабинский К. А. - ст. библиограф РГК им. С. В. Рахманинова
«Мексиканский дивертисмент» И. Бродского:
союз музыки и слова в контексте историко-культурных диалогов глинкинской эпохи Масанов Э. Г. - аспирант РГК им. С. В. Рахманинова
Сюжет композиции произведений романтической эпохи: от «Вальса-фантазии» М. Глинки к «Ме-фисто-вальсу» Ф. Листа.
В студенческой секции прозвучало 18 докладов по проблемам «Творчество Глинки в свете традиций эпохи», «Традиции Глинки в музыке XIX века», «Традиции Глинки в музыке ХХ века», представленных учащимися всех курсов.
Научно-практический семинар «Национальная традиция как культурный архетип. Педагогические аспекты» по проблематике сопрягался с Мастер-классами докт. искусствоведения, проф. МГК им. П. И. Чайковского Е. М. Левашова - «Теологические основания знаменного пения» и «Отражение русской истории в „Хованщине" М. П. Мусоргского».
Продолжением глинкинского форума был научно-практический семинар для педагогов общего гуманитарно-эстетического образования (2 июня 2004 года) - «Поэты православного царства», посвященный 200-летию Глинки и Тютчева, и 205-летию Пушкина.
Лосевские беседы в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова «Искусство в поисках смысла. Работа с культурным архетипом» Научно-практический семинар для педагогов гуманитарно-эстетического цикла общего и специального образования (в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение-2004» 22 ноября 2004 года) Бекетова Н. В. - руководитель ТЦ «Рахманинов -Лосев», канд. искусствоведения, доц. РГК им. С. В. Рахманинова, член-корр. Международной академии биоэнерготехнологий
Задачи и возможности современного эстетического образования (Вступительное слово) Власова Т. И. - докт. педагогических наук, проф., зав. каф. педагогики и психологии Волгодонского филиала РГПУ, действит. член Международной Славянской Академии образования им. Я. А. Комен-ского
Педагогика духовности: миф или реальность? Бекетова Н. В. - канд. искусствоведения, доц. РГК
им. С. В. Рахманинова.
Культурный архетип как педагогическая проблема
Агеева Ю. К. - канд. искусствоведения, преп. РУИ
Современные педагогические технологии постижения смысла
Лобзакова Е. Э. - аспирантка РГК им. С. В. Рахманинова, преп. РУИ, преп. ДМШ им. П. И. Чайковского
Интерпретация культурного архетипа в курсе музыкальной литературы в условиях ДМШ и музыкального училища
Гамаюнова М. Т. - преп. Классического лицея 1 1 при РГУ
Вокал в творческом пространстве музыканта-профессионала
Стешакова Л. В. - преп. Ростовского филиала Санкт-Петербургского университета культуры и искусств
Праздничный обряд как феномен фольклороте-рапии
Милютина Э. В. - студентка V курса РГК им. С. В. Рахманинова
Мифопоэтические аспекты оперы Н А. Римско-го-Корсакова «Садко»: расширение смыслового поля Губская Л. А. - преп. Ростовского училища культуры
Возможности синтеза искусств в моделях «умного проживания»
Красноскулов А.В. - канд. искусствоведения, зав. каф. информационных и образовательных технологий, ст. преп. каф. фортепиано РГК им. С. В. Рахманинова
Компьютерные технологии: новые пространства музыки
В рамках указанных юбилейных акций осуществлялись широкие контакты Ростовской консерватории с отечественными центрами культуры. Ростовчане приглашались на Рахманиновские торжества в Москву (Научные чтения в РГГУ «Рахманинов и Россия», апрель 2003 года - Н. Бекетова), в Тамбов, на родину С. В. Рахманинова (Научно-практическая конференция «Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры», май 2003 года - Н. Бекетова, Г. Калошина, А. Селицкий, А. Цукер), на Лосевские юбилейные чтения в Московскую консерваторию («А. Ф. Лосев и музыка», октябрь 2003 года - Н. Бекетова, К. Жабинский, Г. Калошина). Под знаком года русской культуры на Украине в рамках очередных
Харьковских Ассамблей Творческим Центром Участники юбилейной лосевской секции Харьковских Ассамблей
«Рахманинов - Лосев» была подготовлена и проведена юбилейная лосевская секция в Харьковском государственном институте искусств им. И. П. Кот-ляревского (октябрь 2003 года - Н. Бекетова, К. Жа-бинский, Г. Калошина). На апрельское чествование М. И. Глинки в Московской консерватории и сентябрьское - в Санкт-Петербургской консерватории - были приглашены Н. Бекетова и Е. Лобзакова.
Столь же значимо присутствие в стенах Ростовской консерватории выдающихся ученых и деятелей отечественной культуры - гостей из столиц, ближнего и дальнего зарубежья, донских вузов. Налаживание творческих взаимоотношений Рос-
товской консерватории с российскими мемориальными научно-культурными центрами, с рахмани-новским и лосевским «зарубежьем», возникающее при этом общее поле творческой деятельности - и в форме крупных культурных акций, и в форме постоянного творческого обмена профессиональным опытом (здесь и мастер-классы, и педагогические семинары-смотры, и студенческие конференции, конкурсы студенческих работ) содержит в себе мощный образовательный, но прежде всего - воспитательный, духовный потенциал (что в традиции российского образования, впрочем, никогда не разделялось). Восстановление духовного здоровья нации - «сверхзадача» российского образования, особенно образования гуманитарного, художественного, обладающего прямым доступом к сокровищам духовного опыта культуры. Осуществима она лишь в плодотворном диалоге с культурной традицией прошлого и современности.