УДК 008.009
О. С. Наумова
Гомосфера университета как культурно-историческая и методологическая проблема
Ключевая идея статьи - модернизация современного университета непродуктивна без эстафеты культурных традиций и гуманитарных стимулов. Для доказательства выбраны как методологические аспекты (университет - цивилизационный институт с культурной составляющей), так и историко-культурная типология. Отталкиваясь от экспертных мнений, автор статьи очерчивает круг взаимосвязанных понятий: «гуманитарные пространства университетов», «гомосфера», «магия университета», а также «эстафета традиций и научных школ», «длинное время» и «хронотопия университета». Связи между научно-цивилизационными и гуманитарными аспектами университета позволяют выдвинуть модель университета как социокультурного института - треугольник, в основании которого лежат цивилизационные запросы, а его боковые стороны составляют научно-познавательная деятельность и разные формы гуманитарного пространства. Исследователь расшифровывает данную модель на историко-культурных примерах различных эпох. Автор полагает, что вычленить «дух университета» в чистом виде, как некий дистиллированный и формализованный продукт, отделенный от практических и научных запросов, невозможно. Однако влияние гомосферы в современных университетах не только не уменьшилось, но, напротив, приобрело больший вес. При этом значимость гуманитарных пространств как неотъемлемый стимул развития пока занимает далеко не адекватное место в современных проектах российских университетских реформ.
Ключевые слова: гомосфера и дух университета, гуманитарные пространства, реформы университета, хронотопия и «длинное время университета».
O. S. Naumova
Homosphere of the University as a Cultural-Historical and Methodological Problem
The key idea of the article is that modernization of the modern University is not productive without the relay cultural traditions and humanitarian incentives. To prove it here are chosen methodological aspects (University - civilizational institution with a cultural component), and historical and cultural typology. Starting from experts' opinions, the author outlines the interrelated concepts of «humanitarian space universities», «homosphere», «magic University» and «baton of traditions and scientific schools», «long time» and «chronotope of the University.» Communications between the scientific-civilizational and humanitarian aspects of the University allow us to propose a model of the University as a social and cultural Institute - triangle, which is based on civilizational queries, and its sides are scientific cognitive activities and different forms of humanitarian space. The researcher decodes the model for historical and cultural examples of different eras. The author believes that it is impossible to isolate the «spirit of University» in its pure form as a distilled and formalized product, separated from the practical and scientific queries. The effect of the homosphere in modern universities did not diminish but on the contrary, gained more weight. While the importance of the humanitarian spaces, as an integral stimulus for the development has not an adequate space in the modern Russian University reform.
Keywords: homosphere and spirit of the University, humanitarian space, reform of the University, chronotopia and «long time University».
Миссия университета и его новые форматы -актуальнейшая тема философских концепций ХХ-ХХ1 вв.: от Ортеги-и-Гассета [11] и К. Ясперса [14] до Т. Парсонса [17], Р. Барнетта [15], Ю. М. Лотмана [10], В. А. Конева [6] и других авторов. Отстаивая разные модели университета и концепции его развития в будущем, названные и другие исследователи едины в одном: университет играл и играет ключевую роль в развитии национальной и региональной культуры, определяет атмосферу города, в котором находится. Об этом пишут ведущие эксперты в области образования и сами ректоры разных вузов России: столичных [4]; национальных [5], региональных [3, 7] и др. Примечательно, что даже создатели глобальных инновацион-
ных корпораций широко высказываются по университетской проблематике именно в гуманитарном ключе. Билл Гейтс [16] и Марк Кьюбен [1] произносят вдохновенные речи о гуманитарных курсах университета, казавшихся вроде бы рутинными в студенческие годы, но оказавшими впоследствии значительное влияние на их инновационные проекты в сфере новых технологий.
Парадоксально, что в проектах современных российских реформаторов культурологические аспекты университетов сведены к минимуму: «подключать» студентов к культуре можно после того, как решены основные проектные и кадровые вопросы. В данной статье мы использовали не самые распространенные понятия для
© Наумова О. С., 2017
современных университетских проектов: «гуманитарные пространства университетов», «гомо-сфера», «магия университета», а также «длинное время», «хронотопия университета». Мы убеждены, что данные понятия несправедливо отложены. Это приводит даже самых талантливых менеджеров к заметным погрешностям.
Начнем с проблемы «университет и время». Сравнение разных университетов во времени показывает, что данный социокультурный институт естественно живет в нескольких поколениях: профессор - докторант - студент - это уже три, а то и четыре поколения, связанных эстафетой времени и особым гуманитарным духом.
Вспомним, что ключевым понятием университетской практики России XIX в. была «научная школа», подразумевавшая непрерывную преемственность нескольких поколений. Еще Д. И. Менделеев, выдающийся ученый-энциклопедист, говорил, что ученый живет в своих учениках и гордится ростом посеянных им семян [7]. Эта фраза содержит фундаментальный подтекст: как и многие современники, Менделеев считал, что российские университеты достигли стремительных успехов благодаря преемственности своих научных школ.
Таким образом, проблема времени-и-пространства университетов («хронотопии университетов») и их «длинного времени» (рассчитанного на преемственность нескольких поколений) содержит поучительные прикладные и организационные аспекты.
В недавно изданной монографии «Гуманитарные пространства университета: цивилизацион-ные, культурные и региональные аспекты», одним из исследователей которой является и автор этой статьи, на разнообразных историко-культурных примерах показано, что университет был и остается зеркалом и институтом длительного цивилизационного развития [2]. Тип университета зависит от базовых цивилизационных запросов, а также от веления научных парадигм и гуманитарных стимулов. Самый лучший университет - это глобально-локальный университет: максимально привязанный к своему месту-и-времени и обеспеченный свободным
и мотивированным научным персоналом. Таков опыт тысячелетней истории университетов.
Выделяя типы университетов, характеризующиеся особыми хронотопическими и гуманитарными признаками, мы остановились в названной выше монографии на следующих:
— европейская корпорация знаний, обладавшая многими степенями свободы: привилегированная и глобализированная;
— императорский университет в России, ограниченный патерналистским управлением, однако нацеленный на национальную культуру и демократические социальные лифты;
— российские и советские специализированные вузы, реализовавшие «отечественное ноу-хау» - массовое высшее образование.
В проведенном нами исследовании на разных цивилизационных и культурных примерах показано, что трансформации университетов были успешными только там и тогда, где общие научные запросы сочетались с мощными гуманитарными побудителями. Ни в далеком прошлом, ни в наши дни динамичные университеты никогда не были схоластическими кельями для почтенных мэтров или профессионально -образовательными «фабриками» для юных студентов. Лучшие университеты завоевали право быть пространством свободного научного творчества, просветительства и подвижничества. Не случайно выпускники разных поколений навсегда сохраняют память сердца и вечную признательность своей «а1та mater».
В качестве визуальной модели гуманитарного пространства университета нам видится «треугольник»: в его основании - цивилизационные запросы, а боковые стороны - это научно-познавательная деятельность и разные формы гуманитарного пространства.
Названные особенности университета как специфического социокультурного института фиксируются в понятии «гомосфера», введенном великим ученым Д. С. Лихачевым [9]. В обширной литературе, посвященной «идее университета», гораздо чаще можно встретить родственные и производные понятия: «гуманитарные пространства», гуманитарная среда, гуманитарный дух, «магия» и «символический капитал», а также другие сходные. Гомосфера университета и весь блок связанных с нею понятий, - это попытка указать на что-то существенное, важное и постоянно ускользающее. Гомосфера университета везде: она кристаллизуется в библиотеках, коллекциях и выставках; в объеме и качестве гуманитарных предметов в инженерном или медицинском вузе; в интересе «физиков» к увлекательным концертам и т. д. Гуманитарная среда проявляется в мотивированности одних преподавателей рядом с другими; в сохранности знаний; в температуре дискуссий на заседаниях
студенческого кружка. Вместе с тем она - неуловима, что заставляет исследователей шутить: «Студента воспитывает среда. Но также четверг, пятница и другие дни недели» [13].
Вычленить «дух университета» в чистом виде, как некий дистиллированный и формализованный продукт, отделенный от практических и научных запросов, невозможно. Также как невозможно жестко провести границы гуманитарных пространств университета. Однако, подобное разграничение хорошо известно и представлено в некоторых менеджерских протоколах под названием общекультурных или профессиональных компетенций (ОК-1, ПК-2 и т. п.).
Значение гомосферы в современных университетах не только не уменьшилось, но, напротив, все больше возрастает. Об этом можно судить по многим мировым факторам: увеличение количества вузов и численности студентов, привлеченных неповторимой атмосферой, существующей только за оградой университетов; строительство принципиально новых корпусов в разных университетах мира; современное оформление специальных пространств для коммуникации, оснащенных не только компьютерами, но современными инсталляциями и востребованными библиотеками.
Самые знаменитые университетские технопарки (в Силиконовой долине, в Дюссельдорфе или на севере Израиля) включают музеи, выставки современного искусства и разнообразные коллекции. Каждый инновационный университет уже в вестибюле информирует об обширных дискуссионных и образовательных программах. Повторим, что провести границы гуманитарных пространств современного университета практически невозможно: так много разнообразных предложений, форм и возможностей. При этом каждая форма НишашШ18» имеет свое практиче-
ское назначение.
И еще о знаках «гомосферы» современного университета. На входе практически каждого вуза есть пестрые доски с объявлениями о лекциях, докладах, заседаниях кружков, спортивных и художественных мероприятиях,
о международных конференциях и обменах, выставках в библиотеке, диспутах и проч. Это все -знаки свободно формируемых гуманитарных пространств университета и его длинного времени, в течение которого складывались разнообразные диалоги. Неформализованные акторы времени и открытого пространства университета по-прежнему остаются важным стимулом транс-
формаций мощнейшего института цивилизации -университета.
Библиографический список
1. Авельсник, Н. Через 10 лет спрос на гуманитарные профессии возрастет: считает миллиардер Марк Кьюбен / Н. Авельсник. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://hightech.fm/2017/02/20/liberal_arts (дата обращения 11.04.2017).
2. Бурлина, Е., Наумова, О. Гуманитарные пространства университетов: цивилизационные, национальные и региональные аспекты [Текст] : монография / Е. Бурлина, О. Наумова. - Самара : Изд-во СамНЦ РАН, 2017. - 210 с.
3. Быков, Д. Сверхпроводящие системы. Как проектный подход в обучении позволит вузам подготовить студентов к профессиям будущего [Текст] / Д. Быков // Известия. - 2.04.2017. - С. 7.
4. Волков, А. Е. Университет: концепции и проблемы развития [Электронный ресурс] / А. Е. Волков. - Режим доступа: http://www. gubkin. ru/departaments/educational_activities /advanced_training/retaining_effective_teachers/Shablon/ Volkov %20A. %20E. %20Lecture %2030.05.2016.pdf (дата обращения: 11.04.2017).
5. Галажинский, Э. Ректор ТГУ о закате иерархической системы управления [Текст] / Э. В. Галажинский // Ведомости. - 17.11.2016.
6. Конев, В. А. (ред.) Идея университета и топос мысли [Текст] / В. А. Конев // Материалы научной конференции, посвященной 25-летию кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ / под редакцией В. А. Конева, В. Л. Лехциера, Ю. А. Разинова. -Самара : СамГУ, 2005. - 292 с.
7. Короткова, З. Неизвестный Менделеев [Электронный ресурс] / З. Короткова // Наука и жизнь. -2004. - № 7. - Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/2173/ (Дата обращения: 1.04.2017).
8. Котельников, Г. П. Наука региональная и глобальная [Текст] / Г. П. Котельников // Науки о жизни. Интернациональный информационно-имиджевый альманах. - Самара, 2016.
9. Лихачев, Д. С. Гомосфера - термин наших дней [Текст] / Д. С. Лихачев // Огонек. - 1984. - № 36. -С. 17-19.
10. Лотман, Ю. М. Чему же учатся люди? Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г. [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман. - Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/man/?id=357 (Дата обращения: 11.04.2017).
11. Ортега-и-Гассет, X. Миссия университета [Текст] / пер. с исп. М. Н. Голубевой ; ред. перевода А. М. Корбут; под общ. ред. М. А. Гусаковского. -Минск : БГУ 2005. - C. 47.
12. Сандаков, Д. Как развалить систему образова-
ния: диверсионная программа. - [Электронный ресурс] / Д. Сандаков. - Режим доступа: http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razvalit-obrazovanie.html (дата обращения: 11.04.2017).
13. Фроловская, М. Н. Гуманитарная среда высшей школы [Текст] / М. Н. Фроловская // Формирование гуманитарной среды в высшей технической школе: опыт проектирования и реализации : материалы Всероссийской научно-методической конференции (Москва, 15 ноября 2013 г.) / под общей ред. профессора, д. социолог. н. М. Н. Филатовой. - М. : Издательский центр РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, 2013. - С. 240.
14. Ясперс, К. Идея университета в ХХ в. [Текст] / К. Ясперс // Alma mater. - 1993. - № 4.
15. Barnett, R. Realizing the University in an Age of Super complexity / R. Barnett. - Buckingham: Open University Press, 1999. - 192 p.
16. Bill Gates. Harvard Commencement Address, dated 06.07.2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zPx5N6Lh3sw (дата обращения: 11.04.2017).
17. Parsons, Т. The American University / T. Parsons, J. Platt. - Cambridge: Harvard University Press, 1973. -474 p.
Bibliograficheskij spisok
1. Avel'snik, N. Cherez 10 let spros na gumanitarnye professii vozrastet: schitaet milliarder Mark K'juben / N. Avel'snik. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://hightech.fm/2017/02/20/liberal_arts (data obrash-henija 11.04.2017).
2. Burlina, E., Naumova, O. Gumanitarnye pros-transtva universitetov: civilizacionnye, nacional'nye i re-gional'nye aspekty [Tekst] : monografija / E. Burlina, O. Naumova. - Samara : Izd-vo SamNC RAN, 2017. -210 s.
3. Bykov, D. Sverhprovodjashhie sistemy. Kak proektnyj podhod v obuchenii pozvolit vuzam podgotovit' studentov k professijam budushhego [Tekst] / D. Bykov // Izvestija. - 2.04.2017. - S. 7.
4. Volkov, A. E. Universitet: koncepcii i problemy razvitija [Jelektronnyj resurs] / A. E. Volkov. - Rezhim dostupa:
http://www.gubkin.ru/departaments/educational_activities /advanced_training/retaining_effective_teachers/Shablon/ Volkov %20A. %20E. %20Lecture %2030.05.2016.pdf (data obrashhenija: 11.04.2017).
5. Galazhinskij, Je. Rektor TGU o zakate ier-arhicheskoj sistemy upravlenija [Tekst] / Je. V Galazhinskij // Vedomosti. - 17.11.2016.
6. Konev, V. A. (red.) Ideja universiteta i topos mysli [Tekst] / V. A. Konev // Materialy nauchnoj konferencii,
posvjashhennoj 25-letiju kafedry filosofii gumanitarnyh fakul'tetov SamGU / pod redakciej V A. Koneva, V. L. Lehciera, Ju. A. Razinova. - Samara : SamGU, 2005. - 292 s.
7. Korotkova, Z. Neizvestnyj Mendeleev [Jelektronnyj resurs] / Z. Korotkova // Nauka i zhizn'. -
2004. - № 7. - Rezhim dostupa: https://www.nkj.ru/archive/articles/2173/ (Data obrashhenija: 1.04.2017).
8. Kotel'nikov, G. P. Nauka regional'naja i global'naja [Tekst] / G. P. Kotel'nikov // Nauki o zhizni. Internacion-al'nyj informacionno-imidzhevyj al'manah. - Samara, 2016.
9. Lihachev, D. S. Gomosfera - termin nashih dnej [Tekst] / D. S. Lihachev // Ogonek. - 1984. - № 36. -S. 17-19.
10. Lotman, Ju. M. Chemu zhe uchatsja ljudi? Iz vystuplenija na otkrytii russkoj gimnazii pri Tartuskom universitete, 1990 g. [Jelektronnyj resurs] / Ju. M. Lotman. - Rezhim dostupa: http://www.opentextnn.ru/man/?id=357 (Data obrashhenija: 11.04.2017).
11. Ortega-i-Gasset, X. Missija universiteta [Tekst] / per. s isp. M. N. Golubevoj ; red. perevoda A. M. Korbut; pod obshh. red. M. A. Gusakovskogo. - Minsk : BGU,
2005. - C. 47.
12. Sandakov, D. Kak razvalit' sistemu obrazovanija: diversionnaja programma. - [Jelektronnyj resurs] / D. Sandakov. - Rezhim dostupa: http://obrazovanie.by/sandakov/kak-razvalit-obrazovanie.html (data obrashhenija: 11.04.2017).
13. Frolovskaja, M. N. Gumanitarnaja sreda vysshej shkoly [Tekst] / M. N. Frolovskaja // Formirovanie gumanitarnoj sredy v vysshej tehnicheskoj shkole: opyt proektirovanija i realizacii : materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii (Moskva, 15 nojabrja 2013 g.) / pod obshhej red. professora, d. sociolog. n. M. N. Filatovoj. - M. : Izdatel'skij centr RGU nefti i gaza imeni I. M. Gubkina, 2013. - S. 240.
14. Jaspers, K. Ideja universiteta v HH v. [Tekst] / K. Jaspers // Alma mater. - 1993. - № 4.
15. Barnett, R. Realizing the University in an Age of Super complexity / R. Barnett. - Buckingham: Open University Press, 1999. - 192 p.
16. Bill Gates. Harvard Commencement Address, dated 06.07.2007. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=zPx5N6Lh3sw (data obrashhenija: 11.04.2017).
17. Parsons, T. The American University / T. Parsons, J. Platt. - Cambridge: Harvard University Press, 1973. -474 p.