Научная статья на тему 'ГОМИЛЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИТРОПОЛИТА ГЕДЕОНА (ДОКУКИНА)'

ГОМИЛЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИТРОПОЛИТА ГЕДЕОНА (ДОКУКИНА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
101
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМИЛЕТИКА / НОВОСИБИРСК / СИБИРЬ / МИТРОПОЛИТ ГЕДЕОН (ДОКУКИН) / ПРОПОВЕДИ / НОВОСИБИРСКАЯ ЕПАРХИЯ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДУХОВЕНСТВО / ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ / HOMILETICS / NOVOSIBIRSK / SIBERIA / METROPOLITAN GIDEON (DOKUKIN) / PREACHING / NOVOSIBIRSK DIOCESE / HISTORY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCH-STATE RELATIONS / CLERGY / CHURCH LIFE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуляев Виталий Владимирович

Гомилетическое наследие митрополита Гедеона (Докукина), дошедшее до нашего времени, представляет собой ценный материал - как для научного исследования, так и для практиче- ского применения современными пастырями: слова, проповеди, поучения и беседы митро- полита не только прекрасные образцы своеобразия таланта этого русского иерарха, но и срез церковной культуры, по которому можно восстановить и с ясностью увидеть главнейшие события эпохи, непосредственным образом повлиявшей на жизнь Русской Православной Церкви. Материалом для статьи послужили порядка 65 гомилетических текстов владыки Ге- деона, написанных за время его пребывания на Новосибирской и Барнаульской кафедре в период с 1972 по 1990 годы.Homiletical heritage of Metropolitan Gedeon (Dokukin), which has survived to this day, is a valuable material both for scientific research and for practical application by modern pastors: the words, sermons, teachings and conversations of the metropolitan are not only excellent examples of the unique talent of this Russian hierarch, but also a cross-section of the church culture, which allows to restore and clearly see the most important events of the era, that directly influenced the life of the Russian Orthodox Church. About 65 homiletical texts of Metropolitan Gideon, written during his stay at the Novosibirsk and Barnaul pulpit over the period from 1972 to 1990 served as material for the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОМИЛЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ МИТРОПОЛИТА ГЕДЕОНА (ДОКУКИНА)»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2018. С. 71-83

УДК 251 Иерей Виталий (Гуляев Виталий Владимирович) Новосибирская Православная Духовная Семинария

Гомилетическое наследие митрополита Гедеона

(Докукина)

Ключевые слова: гомилетика; Новосибирск; Сибирь; митрополит Гедеон (Докукин); проповеди; Новосибирская епархия; история Русской Православной Церкви; церковно-государ-ственные отношения; духовенство; церковная жизнь.

Гомилетическое наследие митрополита Гедеона (Докукина), дошедшее до нашего времени, представляет собой ценный материал — как для научного исследования, так и для практического применения современными пастырями: слова, проповеди, поучения и беседы митрополита не только прекрасные образцы своеобразия таланта этого русского иерарха, но и срез церковной культуры, по которому можно восстановить и с ясностью увидеть главнейшие события эпохи, непосредственным образом повлиявшей на жизнь Русской Православной Церкви. Материалом для статьи послужили порядка 65 гомилетических текстов владыки Гедеона, написанных за время его пребывания на Новосибирской и Барнаульской кафедре в период с 1972 по 1990 годы.

Проповеди в дни церковных праздников

Время, в которое жил, трудился и совершал свое служение Богу митрополит Гедеон, было очень сложным. Лишь теперь, по прошествии двух десятилетий, мы можем более объективно рассмотреть все аспекты архипастырского служения Владыки, среди которых немаловажное значение занимает и его служение словом.

Владыка Гедеон любил проповедовать и проповедовал практически за каждым богослужением, которое совершал. Живое архипастырское слово проникало в души молящихся и напоминало им о сути празднуемого события, о том, что к принятию благодати Божией нужно готовиться молитвою и постом, нужно очищать себя покаянием и освящать принятием Святых Христовых Тайн.

Необходимо помнить, что проповедь в те годы оставалась практически единственным способом донесения до людей благовестия о пришествии в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Современному верующему человеку, а особенно молодому, избалованному множеством литературы на религиозную тематику, сложно представить, с какими трудностями приходилось сталкиваться православным верующим в 60-70-е годы XX века в поисках какой-либо церковной литературы.

По воспоминаниям многих людей, Библию или Евангелие достать было практически невозможно. Небольшие тиражи Священного Писания и молитвословов на русском языке, издаваемые Московской Патриархией в 50-80-е годы, расходились очень быстро, т.к. были ничтожно малы. Поэтому в среде верующих получили рас-

пространение молитвословы и некоторые другие книги религиозного содержания, изготовленные с помощью средств экспресс-полиграфии.

Некоторые лица, занимавшиеся изготовлением и распространением подобной печатной продукции, в начале 80-х годов привлекались к уголовной ответственности. Сборники акафистов, некоторые молитвы и отдельные книги перепечатывались на машинках и/или переписывались от руки.

Из рассказов священников известно, что в духовных учебных заведениях многие воспитанники семинарии и студенты академии, за время обучения переписывали себе несколько богослужебных пособий, акафистов, сборников проповедей и других изданий, необходимых в их будущем служении на приходе.

Находясь в условиях жесточайшего информационного голода, многие прихожане Русской Православной Церкви записывали проповеди, услышанные в храмах, иногда на бумажные носители, иногда на магнитные [5, с. 2].

Доподлинно известно из рассказов духовенства, что в Новосибирском Вознесенском кафедральном соборе был установлен специальный микрофон, который включали во время проповедей митрополита Гедеона и записывали его речь на катушечный магнитофон. Данные записи прослушивались, фиксировались в виде рукописи или машинописи, а затем из этих записей составляли сборники. Но в сборники помещались не все проповеди, по причине того, что Владыка служил, очень часто и говорил проповеди за каждым богослужением, так что за год их набиралось более 180 [5, с. 3].

Пасха

Вся литургическая жизнь православной церкви сосредоточена на воспоминании событий Воскресения Христова — Пасхе. Церковный богослужебный год начинается с этого события, поэтому и анализ проповедей Владыки Гедеона логичнее всего начать с анализа его поучений в дни празднования Светлова Христова Воскресения, а так же в дни Светлой Седмицы.

В нашем распоряжении имеются проповеди и послания на Пасху в интересующих нас временных рамках с 1973 по 1986 годы в количестве 9 единиц. Сказанные им в разных храмах, на просторах Новосибирской и Барнаульской епархии, преимущественно в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска в 1980 году и Покровском кафедральном соборе города Барнаула в мае 1983 года. Одна из проповедей на Пасхальную тематику напечатана в Журнале Московской Патриархии № 7 за 1981 год.

Основными темами, затрагиваемыми митрополит Гедеоном в проповедях пасхального круга являются:

— учение о Воскресении Христовом и воскресении мёртвых;

— память о смерти;

— страдания Христа на Голгофе;

— предательство Иуды и его самоубийство;

— молитва о мире во всем мире.

Кроме того кратко упоминается об абортах и экуменизме.

Во всех проповедях пасхального круга Владыка Гедеон после пасхального приветствия «Христос воскресе!», сердечно поздравляет всех присутствующих с тем, что

они сподобились дожить до сего светлого праздника, но с предостережением, о том, что нужно воздавать за это хвалу Богу, чтобы дожить до следующей Пасхи.

Далее в проповеди, как правило, говорится о том, что сейчас Церковь и народ радуется, но не следует забывать, что Воскресению Христа предшествовали Его крестные страдания и смерть. И у многих Его учеников поколебалась вера. Обращаясь к прихожанам Покровского собора города Барнаула в мае 1983 года, Владыка напоминает, что, когда Христос учил, многие Его слушали, но когда Его распяли, многие отпали, «потому что по-человечески трудно сохранить веру в такой ситуации». Потому, что «вера у нас слабая, едва хватает елея добрых дел, но всё равно нужно хранить веру православную» [6].

«Два ученика идут в Эммаус в сомнениях: верить или не верить? От уныния и сомнения они так смирились, что не узнали Христа, когда Он явился перед ними» [5, с. 30]. И далее в данной проповеди обнаруживается стремление Владыки Гедеона вкладывать свои слова в уста персонажей Библейской истории. Владыка говорит простыми словами, которые отсутствуют в Священном Писании, он как бы читает между строк. Архиерей говорит в данном случае от лица Самого Христа Его ученикам: «Что же вы делаете? Вы же сами всё видели, всё слышали и знаете. Почему же вы не верите? Почему вы так растерялись?» [5, с. 32].

Затем святитель дает объяснение тому, почему ученики сначала не узнали Спасителя, когда Он встретился им по пути в Эммаус, но узнали Его только в преломлении хлеба, «ибо один Христос мог так благословлять». Но после этого стал невидим для них.

В продолжение проповеди архиепископ Гедеон указывает на то, что апостолы после явления им Господа осознали необходимость того, что им придётся идти и проповедовать о Христе Распятом и Воскресшем из мёртвых и снова говорит как бы от лица самих апостолов: «Мы сами видели Христа, мы со Христом беседовали и Сам Господь причащал нас Своим Божественным Телом и Честной Кровью» [5, с. 33].

В одной из проповедей пасхального цикла мысль Владыки переносится из Палестины в Сибирь, и в нравственном приложении он призывает к твёрдому исповеданию имени Христова, на примере жития Георгия Победоносца, перед всеми трудностями, которые в те годы могло измыслить безбожное советское общество. Находя параллели между гонением IV века в Римской империи и негласным гонением в Советском Союзе в 70-80 годы XX века и предлагая пастве, следующий диалог между святим Георгием и императором-гонителем Диоклетианом:

Д: — Георгий! А, что ты действительно веруешь во Христа!

Г: - Да, верую!

Д: - Разве можно такому человеку, как ты, веровать?

Г: — Царь, не обманывайся. Я всем своим существом верую, что Христос есть истинный Бог, Создатель мой и наш Судия! [3, с. 275].

Затем Владыка говорит о мученической смерти Георгия Победоносца и о том, что благодаря его страданиям уверовала императрица Александра жена Диоклетиана и тоже была замучена, давая таким образом понять, что исповедание Господа должно быть нелицемерным и если потребуется, за него нужно и умереть.

По воскресении Своём Господь являлся последовательно жёнам-мироносицам, апостолам и множеству братий на горе (Мф. 28, 16—17). В воскресении Христовом

мы видим, что жизнь человеческая не заканчивается гробом, и об этом много говорит в своих проповедях архиепископ Гедеон.

Христос воскрес, и свидетелями этому являются множество людей, четыре Евангелия и книга Деяний святых апостолов благовествуют об этом, кроме того, все Соборные Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды, а также все Послания апостола Павла не дают повода усомниться в подлинности этого события.

Вера в Воскресение — залог жизни вечной, но наш пытливый, но несовершенный разум вопрошает: «А как может воскреснуть мёртвое тело, которое по смерти разрушается и разлагается на свои составные элементы?» — такой вопрос ставит Владыка Гедеон перед своими новосибирскими прихожанами в один из пасхальных дней 1980 года и даёт на него несколько возможных вариантов ответа [5, с. 38].

Святитель рассказывает пастве случай из жизни великого учёного Исаака Ньютона (1643 — 1727), который, как всем известно, был человеком весьма религиозным. Однажды к нему пришли его ученики и попросили разрешить недоумение: «Учитель! Как может Бог воскресить тела давно умерших людей?», на что учёный показал им простой физический опыт. Смешав металлическую стружку с землёй, предложил ученикам отделить одно от другого, но они не могли, тогда Ньютон с помощью простого магнита проделал это и сказал ученикам: «Смотрите, что делает мертвый металл! А Бог Всемогущий — Бог, Который все сотворил, Который всем управляет, Которым все зиждется — не всесилен ли Он сделать со Своей тварью все, что Ему угодно, и разве не может Он воскресить то, что уже было прежде?! Ведь Сам Христос засвидетельствовал, что Бог наш «не есть Бог мертвых, но Бог живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38) [5, с. 39].

Для прочного усвоения услышанного паствой святитель подкрепляет свою мысль высказыванием прп. Ефрема Сирина: «когда наступил воскресение мертвых, земля представит тело человеческое таким, каким принял его, хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом» [5, с. 40].

Архиепископ Гедеон задаётся вопросом: «Для чего воскреснут люди?» И отвечает на него следующим образом. Праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники — в муку вечную. Но насильно, ни в преисподнюю, ни в Царство Небесное никто никого не погонит. Ибо каждый выберет для себя или жизнь или смерть.

Отдельно в своих проповедях на Пасху новосибирский архиерей вспоминает о са-марянке, женщине, подобной нам во всём, находящейся в водовороте повседневной мирской суеты, среди порока и страстей, но не забывающей о Боге. В награду за это Господь подаёт ей воду жизни. Наряду с самарянкой вспоминается и апостол Фома, он не сразу поверил, ему потребовалось уверение, а она уверовала сразу.

В домостроительстве нашего спасения каждое великое священное событие совершилось однажды, но спасительное значение оно имело для всех людей и во все времена. Нам нужно жаждать этого спасения и усвоять его. Но не все люди идут за Христом, т.к. есть люди:

— подобные апостолу Фоме, т.е. требующие уверения, как и ему потребовалось увидеть Христа воочию и только после этого он поверил в Его Воскресение;

- люди, не желающие верить Христовым словам, но живущие по своим похотям, а безразличие к делу спасении — духовная смерть;

— подобные самарянке — обременённые грехами, но сохранившие веру в Спасителя мира [1, с. 40].

Но наряду с верующими и неверующими людьми есть ещё и предатели. И главным из них за всю человеческую историю был и остаётся Иуда. И эту непопулярную тему не обходит стороной Владыка Гедеон в своих обращениях к народу. По его мысли, Иуда, предав Христа, не убил Его, но сам остался побеждённым Господом Иисусом Христом и мучимый совестью покончил жизнь самоубийством. В одном ряду с ним стоит и Пилат, который хотя и отрёкся от сделанного преступления, но также по церковному Преданию покончил с собою.

Сюда же митрополит Гедеон, как представитель военного поколения, прошедшего страшные годы Великой Отечественной войны 1941—1945, относит и «позорной памяти Гитлера», который уподобился Иуде и покончил с собой, желая избежать людского гнева, думая, что этим всё кончится. Но Господь воздаст каждому по делам его [5, с. 46].

Кроме предателей есть ещё и люди равнодушные, что ещё хуже предательства. Архиерей говорит, что такие люди рассуждают в себе так: «Есть Бог — хорошо; Воскрес Христос — хорошо; но какое отношение все это имеет к моей жизни, что мне-то до этого?» [5, с. 45]. Такое безразличное отношение ведёт к погибели, ибо человек не машина, но призван к уподоблению Творцу, а кому может уподобиться человек, которому ничего не нужно?

Самый простой способ уподобления Творцу, говорит архиепископ Гедеон, заключается в исполнении заповедей: не делай другому зла, не убий — нельзя матери убивать детей во чреве своём (т.е. осуждает аборты, а это 1982 год!), не разжигай военные страсти и психозы как у себя дома, так и во всём мире.

И здесь Владыка переходит на свою излюбленную тему о мире во всём мире, упоминая в данном случае о съезде (имеется ввиду Всемирная конференция «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы») религиозных деятелей со всего мира, собравшихся по инициативе Патриарха Пимена в Москве, ради того чтобы сотворить молитву о мире на земле [5, с. 48].

Часто в проповедях Владыка Гедеон говорит о символизме церковного богослужения. В проповедях на пасхальную тематику он касается темы отверстых на протяжении всей Светлой Седмицы Царских Врат. Открытие Царских Врат символизирует, по словам архипастыря, то, что для всех верующих открылись врата райские, и каждый может войти в радость Господа своего. Закрытие их в конце Светлой Седмицы указывает на апостолов в Сионской Горнице, закрывшихся «страха ради иудейского» (Ин. 20, 19).

Рождество Христово

Рождество Христово — особая веха церковной жизни. Архиепископ Гедеон, как и всякий православный архиерей, всегда совершал божественную службу на праздник Рождества Христова и, как правило, не оставлял своих пасомых без слова назидания. Вследствие чего до нас дошли шесть образцов прекрасных рождественских пропове-

дей, датируемых 1974—1983 годами. Одна их Рождественских проповедей опубликована в Журнале Московской Патриархии № 12 за 1981 год.

Произнесены они были в Вознесенском соборе города Новосибирска и в Спасском соборе города Минусинска.

В проповедях на праздник Рождества Христова обозначивается следующий круг основных тем:

— радость о Рождестве Христовом;

— воспоминание событий Рождества Христова;

— тайна Богорождения;

— исповедь и причащение;

— христианское стремление к совершенству (Мф. 5, 48);

— приветствие гостей из Ленинградской Духовной академии;

— мир во всём мире.

По традиции Владыка начинает практически все свои праздничные проповеди с сердечного поздравления духовенства и мирян с тем, что Господь сподобил всех дожить до празднуемого события. Миллионы людей ныне празднуют, вся Церковь празднует, далее идёт воспоминание о событиях произошедших две тысячи лет назад в Вифлееме.

Люди не знали, когда в мир придёт Спаситель, но ждали Его, а когда он пришёл, Ему поклонились лишь несколько пастухов и иностранные волхвы. В то время старец Иосиф со святым семейством ходит по Вифлеему, просит оказать милосердие, стучит, но никто не открывает. Он просит словами архиепископа Гедеона: «Окажите помощь! Впустите Деву, хотящую родить Отроча младо! Люди добрые, впустите Деву Марию! Она должна родить Спасителя мира!» [5, с. 49].

«Какой жестокий был народ! Как же не оказать милосердия готовящейся к деторождению?» [5, с. 50] — спрашивает Владыка от лица народа у самого народа, а затем предлагает обратить внимание на самих себя. Христос постоянно стучится в наши сердца, Он говорит: «Откройте! Впустите!» — но многие ли пустят? Он не нуждается в царских палатах, Он принял «зрак раба» (Флп. 2, 7), Ему нужно только наше сердце. И ведь выше, дороже и ценнее Бога у человека не должно быть ничего.

Они выходят из города, и только бессловесные животные согревают рождённого Начальника жизни. Пресвятая Богородица, совершив великое таинство Рождения Христа, спеленала Его, и первая поклонилась Ему как Богу Своему. Старец Иосиф до этого момента сомневался в Ней, но теперь познал, что перед ним Богородица и поклонился Ей до земли, рассеивая тем самым всякие недоумения и соблазны, которые, тем не менее, бытуют и доныне среди приверженцев различных сект. «Не знаяше Ея, дондеже роди Сына Своего Первенца», — говорит Святое Евангелие (Мф.1, 25).

Только теперь, по Рождестве Христовом, Иосиф Обручник уразумел пророческие слова, сказанные ему Ангелом: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (Мф.1, 21), только теперь он познал, что Младенец от Духа Святого, Сын Божий, Иисус Христос — Спаситель мира и поклонился Ему как Богу, а Матери Его, как Матери Господа [2, с. 33].

Пришли поклониться Христу пастыри-простецы и волхы-мудрецы, мужчины и женщины, старцы и младенцы до сих пор идут, и будут идти к Нему до сконча-

ния века и несут Господу свои дары, и мы должны принести Христу свои посильные дары: веру, надежду и любовь [5, с. 51].

Но уже хорошо будет, говорит архипастырь своим прихожанам, если хотя бы раз за пост, предшествующий празднику Рождества мы искренне поплакали о своих грехах и неисправной жизни, если хотя бы немного очистились через исповедь и освя-тились через причащение Тела и Крови Господних. Через это мы исполняемся радостью, а через нас она передаётся другим [5, с. 52].

Господь призывает нас к совершенству «итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), а для этого нужно: любить друг друга, никого не обижать, ибо обида — это смертный грех, жить мирно и проповедовать мир. Также не надо забывать, что все мы — дети Божии, а, следовательно, все — родные, братья и сёстры и один у нас Отец — Господь [5, с. 57].

На Рождество 1980 года в Новосибирском Вознесенском кафедральном соборе присутствовали иностранные гости — студенты и преподаватели Ленинградской Духовной Академии (ныне СПбДА):

— «сын американского народа» — отец иеромонах Иов;

— брат Предраг — представитель Югославии, серб по национальности;

— преподаватель ЛДА Андрей Иванович Чижов.

Обращаясь к ним с амвона, Владыка Гедеон выразил надежду на то, что они, вернувшись в родные места, будут вспоминать в своих молитвах о сибирском архиерее и верующих сибиряках. Сказал о том, что наш народ — трудолюбивый, глубоковерующий и миролюбивый. И напоследок перешёл к своей излюбленной теме о международной обстановке на планете, заверив иностранных граждан в том, что русский народ помнит все ужасы войны и не желает их повторения. И в связи с этим просит гостей говорить только правду о нашей стране и народе и проповедовать мир во всём мире [5, с. 60].

Сретение Господне

Статус праздника Сретения Господня определить однозначно весьма трудно. Этот праздник занимает особое место в богослужебном календаре. Споры о нём ведутся уже не одно столетие. Он имеет целый ряд литургических особенностей, указывающих на то, что праздник относится к числу богородичных. Духовенство в облачается в голубое облачение. Во время чтения канона звучат припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а если выпадает на воскресный день, то сретенская служба соединяется с воскресной.

Но общий смысл празднования тесно связан с рождественским циклом. Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова, что явно указывает на его связь с праздником Рождества. В уставных указаниях для этого праздника присутствуют явные атрибуты господского праздника, например, в минее дается стих, который провозглашается на литургии при входе с Евангелием.

Литургический материал, содержащийся в современных богослужебных книгах Русской Православной Церкви, не дает однозначного указания на статус этого праздника. И потому в некоторых исследованиях специально для Сретения был введён искусственный термин «господско-богородичный» праздник.

Поэтому и в данном исследовании праздник Сретения Господня для удобства распределения проповедей митрополита Гедеона по темам будет определён в группу господских двунадесятых праздников.

Что касается основных тем проповедей архиепископ Гедеона на праздник Сретения, то они суть следующие:

— объяснение смысла праздника Сретения;

— история праздника Сретения;

— встреча человека с Господом;

— пророчество о крестных страданиях Христа;

— поручительство Божией Матери рода человеческого;

— о необходимости посещать храм Божий.

В самом начале своей проповеди Владыка Гедеон говорит, что праздник Сретения является торжеством реальной встречи Бога с человеком. И поэтому этот праздник радостный и многозначительный для каждого верующего человека.

Затем проповедник переходит к воспоминанию основных событий праздника. Старец Симеон был одним из 72 толковников, которые переводили Священное Писание для Птолемея II Филадельфа, правителя Александрии, примерно в 270 году до Рождества Христова. Все эти переводчики были людьми высокообразованными и высококультурными, но только один из них стал Богоприимцем.

Тогда ещё молодой Симеон несомненно верил и хотел встретить Мессию, грядущего Спасителя мира, но усомнился в словах Господних «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Ангел сказал ему: «Симеон! Ты усумнился, ты не поверил — теперь будешь жить на земле до тех пор, пока не увидишь пришествие Христа Спасителя мира» [5, с. 65]. И за это прожил более 300 лет, каждый день ожидая Господа в Иерусалимском храме, чтобы сказать Ему: «Владыко, отпусти меня, раба Твоего, из этого мира в мир загробный, в жизнь вечную, но только отпусти меня с миром!» [5, с. 63].

Встреча с Богом неизбежна для всех людей — говорит Владыка далее в своей проповеди — но для одних с миром, а для других со страхом осуждения и наказания. Но чтобы приготовится к этой встрече, необходимо пройти через Таинство покаяния. Ибо старец Симеон принял Бога чистыми руками, а какими руками прикоснёмся к Нему мы? Но опять же «не старец Мене держит, но Аз держу его», говорит Господь словами церковного песнопения. И если мы не покаемся — предупреждает Владыка своих прихожан — то услышим от Бога страшные слова: «Не знаю вас» (Мф. 25, 11).

Человечество всегда верило в существование Бога — Творца мира, Вседержителя, представляя Его себе Великим, Могущественным, Сильным, Грозным, но Далёким и Неприступным, более боясь Его, нежели любя [5, с. 71]. В Сретении с Симеоном Бог явился в виде Человека, и называет людей своими братьями (Евр. 2, 11) и друзьями (Ин. 15, 15). Старец считал своим долгом часто посещать храм Божий, потому что ему хотелось встретиться со Христом, он показал нам, как нужно любить Бога, чтобы встретиться с Ним. Через него человечеству открылась возможность изменить своё отношение к Богу, а именно полюбить Его, человек становится «своим» Богу (Еф. 2, 19) [5, с. 72].

В продолжение своей проповеди архиепископ Гедеон вновь переходит к теме страданий Христовых, а вернее, к пророчеству о них Симеона Богоприимца. Старец, приняв на руки Спаситель мира, пророчески прозревает страдания Господа на Голгофе: «Симеоном бо предреченное в церкви, днесь (то есть на Голгофе) собысться: Кое сердце оружие пройде» (стихира Великой Субботы на утрени). И видя это, восклицает: «Владыко! Отпусти раба Твоего с миром! Отпусти теперь меня из многомятежной жизни временной. Отпусти меня, Царь славы, ибо насладился я зрением Тебя, Свете тихий!

Пусть отъыду я из мира сего с радостию, чтобы не видеть мне зловерия и звероне-истовства людей Твоих, чтобы не услышать мне мерзкого их голоса, когда закричат они: распни, распни Его! Пусть не увижу я Тебя, Живота всех, на кресте распятого, и руки Твои Пречистые, которыми создан первозданный и я сам, гвозьдми пронзен-ныя, и ребра Твои, копьем прободенныя. Отпусти меня, Человеколюбче, чтобы не увидеть мне Пречистую Матерь Твою, скорбию и печалию снедаемую, и сердце Ея, лютым оружием пронзенное» [5, с. 76].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нравственном приложении, которое Владыка никогда не опускает в своих проповедях, говорится о том, что на Голгофе Божия Матерь получила для охранения и спасения весь род людской, все люди стали Её детьми, одни полюбили и стараются жить, как Она велит, а другие забыли Её. Каждый наш грех и порок — всё это опять проходит оружием через сердце Богородицы, Она плачет за каждого из нас. Всё это очень хорошо на себе знают добрые русские матери, чьи дети часто обременены многими грехами и злыми пороками.

Но не нужно отчаиваться, а нужно идти в церковь и падать на колени перед иконой Божией Матери и взывать: «Матерь Божия, прости нас! Прости нас за всё, что мы сделали худого и греховного и скверного!» [5, с. 77].

Служба для всех одна, но воспринимает её каждый по своему: кто-то молится, а кто-то блуждает мыслями по отдалённым уголкам планеты. Кого-то касается благодать Божия, а кто-то остаётся к ней невосприимчивым. Но мы приходим в храм не просто так, а для того чтобы на земле приблизиться к Богу, к Небу, встретиться со Христом, как это сделал старец Симеон Богоприимец.

Вход Господень в Иерусалим

В единственной проповеди на этот праздник, попавшей в наше поле зрения, Владыка Гедеон рассуждает о мотивах, которыми руководствовались люди, сначала приветствовавшие Господа, а через несколько дней кричавшие Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21).

Жители Иерусалима в последний раз встречали Пророка Иисуса, идущего в их город. Они много раз видели Его здесь, слушали Его речи с услаждением, видели великие и неизреченные чудеса, которые Он совершал. Они любили Его и хотели сделать своим царём, чтобы Он жил с ними простой человеческой жизнью царя. Людям было хорошо с Ним, комфортно, как бы мы сейчас сказали, поэтому они радостно приветствовали Иисуса Назорея, постилая на пути свои одежды и пальмовые ветви, т.е. встречали Его как царя. Народ ждал особенного и даже чрезвычайного события, такого, как восстановление Израильского царства.

Господь же увидев город, заплакал о нём (Лк. 19, 41). Он плакал о людях, встречающих Его, о самом городе и о скором его разрушении. Господь Сердцеведец знал, что кричащие Ему сейчас: «Осанна! Благословен грядый во имя Господне!» (Пс. 117, 26), вскоре будут вопить: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21). И здесь архиепископ Гедеон предостерегает нас от того, чтобы такая же перемена не произошла и с нами.

Владыка говорит о времени Божественного посещения, указывая на то, что Иерусалим не смог распознать его. А мы, верующие люди, не должны пропустить его. Все мы хотим быть верными Христу, наши мамы надели на нас нательные крестики — вручили нас Христу Спасителю. Но многие из нас забыли о своём крещении, о благословении материнском, о том, что обещали быть верным Христу. Но у нас есть время на покаяние, в данном случае — это Страстная Седмица.

В конце проповеди, как обычно, Владыка Гедеон призывает людей не отчаиваться от того, что все мы человеки многогрешные, и молитвенно просить помощи у Господа: «Верую, Господи, и исповедую, что Ты наш Спаситель — Христос!»

Вознесение Господне

Проповедь на Вознесение одна из первых из произнесённых епископом Гедеоном по прибытии на новосибирскую землю. Она относится к маю 1972 года. Лишь три месяца назад Преосвященный Гедеон, епископ Смоленский и Вяземский, был назначен епископом Новосибирским и Барнаульским. Других проповедей Владыки на этот праздник не сохранилось. Данная проповедь опубликована в сборнике «Пою Богу моему» [4, с. 248].

В начале, во вступлении, епископ Гедеон говорит о том, что в это день Церковь воспоминает последние явление Господа ученикам. И задаётся вопросом, отчего ученики находились в восторженном состоянии духа, когда Господь возносился на небо? Ведь мы плачем и сетуем, когда с нами расстаются близкие. И отвечает на него так. Господь видимым образом вознёсшийся, невидимо всегда пребывает с учениками Своими, о чём и говорит: «И се Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Далее Владыка обозначает несколько главных мыслей, касающихся празднуемого события. До вознесения ученики находились в заблуждении относительно Царства Христова, полагая, что Он устроит его на земле, и только после вознесения поняли, что Царство Его не от мира сего.

В лице Христа род человеческий возносится на небо, это залог нашего спасения и вознесения, как Пасха — залог воскресения всех людей. Владыка говорит, что апостолы радуются ещё и потому, что Господь обещает низвести Святого Духа, так что теперь нет на земле греха, который бы не отпустил Господь кающемуся грешнику.

В заключении, по обычаю, Владыка Гедеон призывает всех пасомых стремиться к совершенству, ибо путь к нему уже проторён Господом Иисусом Христом.

Слово на тысячелетие Крещения Руси

Слово на празднование 1000-летия Крещения Руси, произнесённое митрополитом Гедеоном, по своим объёмам превосходит все предыдущие проповеди Владыки и вкратце содержит всю тысячелетнюю историю Православной Церкви на Русской земле. Эта проповедь содержится в сборнике «Митрополит Гедеон. К тридцатилетию епископской хиротонии. Жизнь, слова, речи, послания, обращения» [3, с. 210].

Митрополит Гедеон начинает своё слово к народу обращением к древнему преданию о посещении Русской земли апостолом Андреем Первозванным. Затем переходит к святым братьям просветителям славян Кириллу (827 — 869) и Мефодию (815 — 885), и святой равноапостольной Ольге (^969) первой княгине, принявшей святое православие.

С присущей ему любовью к метафорам Владыка Гедеон сравнивает в своей проповеди Днепр в июне 988 года с Иорданом — священной купелью, в которой крестился Сам Господь. И влагает в уста равноапостольного князя Владимира следующие слова: «Боже великий, сотворивый небо и землю! Призри на новые люди сия, дай им, Господи, уведети Тебя, Истиннаго Бога, якоже уведеша другия христианския страны, утверди в них веру правую и несовратную и мне помози на супротивного врага спасения человеческого, да надеяся на Тя и на Твою державу, побеждаю козни его» [3, с. 211].

Затем Владыка Гедеон говорит о том, что принесла на Русь православная вера. Она обновила государственный строй и семейный уклад, страна просветилась и преобразилась, стала святой и богоносной. Вера — основа русского патриотизма, т.к. Русская Церковь всегда была объединяющим началом для русского народа, особенно во времена феодальной раздробленности XII—XV веков и во времена тяжких испытаний: смутного времени начала XVII века, нашествия Наполеона в 1812 году, Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Владыка подчёркивает, что в суровые годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь благословила весь народ на великий подвиг защиты Родины, организовала сбор пожертвований на нужды обороны.

Верующие Вознесенского собора жертвовали на сооружение воздушной эскадрильи «За Родину!»

Захватчики всегда несли с собою свои идеологию и нравы, но Русь Святая, находясь под покровом Божией Матери, хранила православную веру [3, с. 214].

Церковь осветила брачные узы, насадила высокую нравственность, учила детей почитать родителей, правильно воспитывать детей и любить ближних.

Владыка не обходит стороной положительные изменения в жизни Церкви, которые начинают происходить в связи с празднованием 1000-летия Крещения. Прежде всего, он отмечает возрождение монастырей: Свято-Данилова в Москве, Киево-Пе-черской Лавры; Оптиной пустыни в Калужской области и Толгского монастыря в Ярославле. Сообщает о том, что за первые пять месяцев 1988 года было открыто более 60 храмов, Церкви переданы мощи многих святых [3, с. 218]. С 1971 по 1988 год Крещение приняли более 30 млн. человек, в семинариях и академиях обучается более двух тысяч студентов [3, с. 222].

В продолжении этой исторической проповеди Владыка Гедеон упоминает о встрече Патриарха Пимена и членов Священного Синода с М.С. Горбачёвым и о наметившимся, в связи с этим, улучшением отношений между Церковью и государством, о перестройке жизни общества на началах демократизации и гласности [3, с. 227].

В заключение напоминает об исторической и культурной значимости Алексан-дро-Невского собора Новосибирска, построенного в 1899 году, Серафимовского

храма в селе Турнаево, который называют «Сибирские Кижи» и говорит о том, что эти храмы должны быть переданы Церкви. Он констатирует, что жизнь в епархии налаживается и благоустраивается [3, с. 231].

Заключение

Анализ проповедей, слов и поучений показывает, что митрополиту Гедеону приходилось проповедовать перед различной аудиторией. Основным местом его проповедей являлись кафедральные соборы Новосибирска, Томска, Барнаула, Абакана, Красноярска, Кемерова, где владыке приходилось увещать по большей части городское население, среди которого весьма высок процент людей с высшим образованием и повышенными требованиями к личности проповедника. Но не оставались в стороне и сельские храмы, с преобладанием некнижного населения, что предположительно, сказывалось на характере проповеди.

Список тем проповедей Владыки Гедеона был весьма обширным и включал в себя поучения богословского, нравственного и социального направления. Труды Владыки отличаются глубоким знанием Священного Писания и Предания, святоотеческого наследия, богословской эрудицией, ясностью, простотой, доступностью и точностью повествования.

Владыка проповедовал, опираясь на святоотеческую традицию толкования Священного Писания, но стремясь донести смысл Евангельской истории, он использовал и особый гомилетический приём — введение в евангельское повествование эпизодов и диалогов, отсутствующих в оригинале, но помогающих усвоить главный смысл евангельской истории.

Митрополит Гедеон часто путешествовал, и это также находило отражение в его проповедях. За время пребывания на Новосибирской кафедре Владыка сподобился побывать на Святой Земле, посетил Афон, а также многие святыни, находящиеся в Европе и Северной Америке. А в своих проповедях он часто вспоминал об этих паломничествах, тем самым приближая святые места к сердцам верующих сибиряков.

Самой главной темой проповеди, на протяжении всего служения владыки оставался Господь наш Иисус Христос. В проповедях на Пасху владыка говорил о Воскресении Христовом и всеобщем воскресении мёртвых; на Рождество Христово размышлял, главным образом, о тайне Богорождения, когда проповедовал на господские праздники, говорил о необходимости личной встречи с Богом и нравственном преображении человека.

В нравственном приложении, практически каждой проповеди, Владыка Гедеон призывал паству к покаянию и изменению своего греховного поведения, увещал не делать зла ближнему, а в заключении всегда призвал к миру между людьми и к молитве о мире во всём мире. С полной уверенностью митрополита Гедеона можно назвать миротворцем «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).

Учитывая тот факт, что служение митрополита в Новосибирской епархии пришлось на весьма сложное для Русской Православной Церкви время, и ему приходилось приспосабливать свои выступления перед паствой с рекомендациями уполномоченного по делам религии, надо отдать ему должное, владыка был вдохновенным и самоотверженным проповедником.

Среди проповедников того времени немало выдающихся мужей. Это и митрополит Николай (Ярушевич), и преосвященный Антоний (Блум) и митрополит Смоленский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Они вынуждены были нести крест жертвенного служения Богу и ближним, с осторожностью, возвещая истину.

Но творчество митрополита Гедеона, вследствие отмеченных в работе черт, выделяется по-особому, для него всегда характерны нравственные вопросы, составляющие самую существенную сторону христианской жизни, причем самые возвышенные или же отвлеченно-богословские догматические темы, избираемые Владыкой для проповеди, оказываются преломленными через призму личного опыта подвижнического жития. Вместе с достоинством ясного, отчетливого логического мышления, эти сердечная теплота и опытность проповедника сообщают им непреходящую ценность. Слова проповедника оказываются весьма действенными.

Литература

1. Архиепископ Гедеон (Докукин). В Неделю пятую по Пасхе // 1981. № 7. С. 40.

2. Архиепископ Гедеон (Докукин). На Рождество Христово // 1981. № 12. С. 33.

3. Гедеон (Докукин), митрополит. К тридцатилетию епископской хиротонии. Жизнь, слова, речи, послания, обращения. «Фонд духовного просвещения», 1997. 448 с.

4. Гедеон (Докукин), митрополит. Пою Богу моему. Избранные труды. Ставрополь, 1999. 543 с.

5. Послания, слова и речи высокопреосвященнейшего Гедеона, архиепископа Новосибирского и Барнаульского. Книга вторая [машинопись]. Новосибирск, 1984. 343 с.

6. Пасхальные послания Владыки Гедеона 1971—1986 гг.

Priest Vitaly Gulyaev Novosibirsk Orthodox Theological Seminary

Homiletics heritage of Metropolitan Gideon

(Dokukin)

Key words: Homiletics; Novosibirsk; Siberia; Metropolitan Gideon (Dokukin); preaching; The Novosibirsk diocese; history of the Russian Orthodox Church; church-state relations; clergy; church life.

Homiletical heritage of Metropolitan Gedeon (Dokukin), which has survived to this day, is a valuable material both for scientific research and for practical application by modern pastors: the words, sermons, teachings and conversations of the metropolitan are not only excellent examples of the unique talent of this Russian hierarch, but also a cross-section of the church culture, which allows to restore and clearly see the most important events of the era, that directly influenced the life of the Russian Orthodox Church. About 65 homiletical texts of Metropolitan Gideon, written during his stay at the Novosibirsk and Barnaul pulpit over the period from 1972 to 1990 served as material for the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.