УДК 93/94
Калашник Вячеслав Валерьевич
аспирант кафедры современной отечественной истории и историографии
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им Ф.М. Достоевского»,
г. Омск, Россия
644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55а, e-mail: [email protected]
«ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В 1946-1953 ГОДАХ
Vyacheslav V. Kalashnik
Postgraduate of the Department of Modern Russian History and Historiography
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Omsk state University named after F. M. Dostoevsky' 644077, Omsk, Russia, prospectMira, 55а, e-mail: [email protected]
«JOURNAL OF THE MOSCOW PATRIARCHATE» AS A SOURCE STUDYING THE PUBLICIST ACTIVITY OF ORTHODOX CLERGY IN 1946-1953 YEARS
Аннотация. рассматривается публицистическая деятельность православного духовенства в 1946-1953 гг.; выявляется и изучается типология (виды) публицистических материалов православного клира, опубликованных преимущественно на страницах «Журнала Московской патриархии»; показывается жанровая разнородность публицистических текстов православного духовенства.
Ключевые слова: «Журнал Московской патриархии», духовенство, публицистика, православие, Церковь, религия.
Abstract. The journalistic activity of the Orthodox clergy in 1946-1953 is considered; the typology (types) of publicistic materials of the Orthodox clergy, published mainly on the pages of the "Journal of the Moscow Patriarchate", is revealed and studied; The genre diversity of journalistic texts of the Orthodox clergy is shown.
Key words: "Journal of the Moscow Patriarchate", clergy, journalism, Orthodoxy, Church, religion.
© Калашник В.В., 2018
Первые послевоенные годы в истории страны, характеризующиеся сложным сочетанием триумфа Великой Победы и очередной полосы тяжких испытаний, являются весьма важным периодом в истории Русской православной церкви. Именно в период Великой Отечественной войны она получила недоступные в предыдущие два десятилетия возможности своего развития. Это не могло не отразиться в публицистических материалах православного духовенства.
Материалы эти характеризуются различным жанровым и содержательным наполнением. Их можно разделить на следующие виды:
1. Статьи описательно-повествовательного характера.
2. Статьи церковно-исторического характера.
3. Материалы биографического характера.
4. Статьи сравнительно-аналитического и религиозно-философского характера.
5. Материалы межконфессиональных разногласий.
6. Публикации общественно-политической направленности.
К первому виду относятся материалы, авторство которых принадлежит митрополиту Варфоломею. Основным содержанием в них является рассмотрение догматического вопроса о деле спасения мира, в котором центральное место отводится Христу - Сыну Божиему. Автор задается вопросами: что являлось целью сошествия на Землю Сына Божиего, а также каково значение смерти Христа, - и приходит к выводу, что «разрушение дела дьявола» являлось ответом на первый вопрос, а всемирное спасение являлось результатом достижения первоначальной цели - «прихода в материальный мир» и принятия мученической смерти как искупления грехов всего человечества [14]. Статья повествует о пути спасения мира, избранном Христом с целью искупления первородного (адамова) греха. Раскрываются проповедническая деятельность Христа, его противодействие духовным и физическим искушениям, опровержение и критика фарисейского учения, что стало одной из причин появления серьезной оппозиционной силы по отношению к Христу в лице иудеев [20]. Статьи митрополита Варфоломея подробно исследуют значение страданий и смерти Христа. Основываясь на текстах канонических Евангелий, автор рассматривает главные символы победы Христа над грехом, опираясь преимущественно на Евангелия от Матфея и Марка [16]. В статье о начале воскресения и прославления Христа автор также опирается на вышеназванные источники, а также на деяния апостолов. Начало воскресения описывается с явления Христа Марии Магдалине, а начало прославления - с его крестной смерти, «когда он открыл разбойнику рай...» [15, с. 35].
50
Большое внимание заслуживают статьи митрополита Варфоломея, посвященные сибирским святителям-чудотворцам [21]. Автор не ставит целью рассказать подробно о жизненном пути первого иркутского епископа Иннокентия, но яркими примерами из его жизни пытается воссоздать образ этого святителя. Основными источниками подобных статей являются материалы преимущественно назидательного характера: «Жизнь Святителя Иннокентия», архиепископа Волынского Модеста (1888 г.), «Святитель Иннокентий» священника И. Дроздова (1903 г.), «Смоленск со дня открытия мощей Святителя и чудотворца Иннокентия» (1901 г.), «Поучение Святителя Иннокентия, первого святителя Иркутского» (1906 г.). Среди других сибирских святителей, которым Варфоломей уделяет внимание, следует назвать св. Софрония, епископа Иркутского, св. Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири. Завершая свое повествование о сибирских святителях-чудотворцах, автор отмечает общую черту, которая объединяет всех трех сибирских святителей: они своими проповедями учат сибиряков хранить заветы основателей монашества в России, любовь к евангелию, к чистой христианской жизни.
Варфоломеем дается характеристика проповеднической и литературной деятельности святителя Димитрия. Характеризуя проповеднический аспект, автор отмечает, что «его проповеди без каких-либо схоластических приемов и ораторствования производят неотразимое впечатление своею жизненностью, заботливостью о том, чтобы его слушатели стали на путь, ведущий к вечному спасению» [17, с. 54-55]. Оценивая литературное творчество святителя, Варфоломей подробно останавливается на таком его произведении, как «Алфавит Духовный», в котором с психологических позиций разбираются пороки и указывается такое средство борьбы с ними, как исполнение заповедей.
К статьям, описывающим различные праздники, можно отнести и работу протоирея Д. Боголюбова, в которой подробно раскрывается история праздника Сретения Господня, символизирующего принесение младенца Христа в Иерусалимский храм и берущего свое начало в царствовании византийского императора Юстиниана (527-565 гг.), а также объясняется образно-символичное значение Сретения как встречи человечества в лице праведного Симеона с Богом в лице младенца Иисуса [12]. Аналогична по содержанию другая статья этого автора, раскрывающая суть Великого поста, его духовный смысл: «Великий пост -это благодатное время очищения души от греховных страстей» [6, с. 62]. В других работах протоирея Д. Боголюбова, опубликованных на страницах «Журнала Московской патриархии», основное внимание акцентируется на описании предания о благовещении Деве Марии от самого Бога (до собственно
51
вести от архангела Гавриила), о рождении Христа [4], а также на основании евангелия от Луки и Деяний Апостолов кратко, но ярко повествуется о вознесении Господнем [8].
Важное значение придает Боголюбов описанию праздника «Святой Троицы» как времени, символизирующего «завершение строительства Христовой Церкви, представляющей собой христианскую внутреннюю сорганизованную общину...» [9, с. 32], а также описанию личности Девы Марии. При ее описании автор ссылается на таких ранних Отцов Церкви, как св. Епифаний Кипрский, Константинопольский патриарх Никифор, св. Амвросий и Дионисий Ареопагит [13]. Обращаясь к теме Воздвижения Креста Господня, автор подчеркивает, что она имеет не только важное религиозно-апологетическое значение [7], а рассматривая формирование образа святителя Николая, отмечает его роль как «сопричастника Христа», неустанного проповедника, исповедника православной веры [11].
Следует также упомянуть работы Д. Боголюбова, в которых предпринимается попытка объяснить значение крещения Христа от Иоанна Крестителя, известного как Богоявление. Повествование основывается на рассказе евангелиста Матфея, который не только описывает форму крещения, но и «удостоверяет Иоанну и лицо Крещаемого» [10, ^ 40]. Уделяется внимание и рассказу о начале молитвенного пути (служения) Девы Марии в одном из храмов Назарета [5].
Описательно-повествовательный характер имеют также статьи, автором которых является протоирей И. Дзичковский, который повествует о Свято-Духовской обители как «древнейшей святыне, оплоте и твердыне православия, средоточии религиозной жизни в Прибалтике». При этом история православия в г. Вильнюсе трактуется как время «его вековых страданий, гонений со стороны латинства, иезуитов, прибывших в Вильну для уничтожения здесь православия и русской народности» [40, с. 55].
В статьях протоирея, профессора С. Савинского рассматривается учение православной церкви об иконопочитании, описывается праздник Рождества Христова, раскрывается смысл первородного, или адамова, греха. Рассматривая учение об иконопочитании, Савинский акцентирует внимание на так называемых основаниях, которые он приводит в пользу почитания икон, подразделяя их на три группы: основания метафизические, или догматические (здесь автор рассматривает как антипод иконопочитания иконоборчество, выступавшее как наследие монофизитства и монофелитства, отвергавшее непреложность двух естества в Иисусе Христе, божественной и человеческой,
52
и допускавшее ассимиляцию в Христе человеческой природы божественной); основания психологические (чувство любви к Богу и миру духовному); основания исторические (вещественные или письменные свидетельства об употреблении и почитании икон в первые три века) [63].
Праздник Рождества Христова рассматривается Савинским как время триумфа «разума света». Для понимания данной религиозно-философской категории автор в статье «Свет Рождества Христова» стремится воспроизвести общую картину жизни дохристианского мира, преимущественно описывая его религиозно-нравственное состояние. Опираясь на свидетельства апостола Павла, автор приходит к выводу, что упадок религии стал главной причиной деградации языческого мира. Данный вывод автор проецирует на примере описания жизни римлян: «Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия.» [61, ^ 37]. Характерными особенностями данной статьи являются демонизация языческого мира как времени «исторического безнравия», апатии в области нравственности и идеализация Рождества Христова, которое «положило конец прежней жизни и сделалось началом новой - христианской эры» [Там же, ^ 38].
В другой статье С. Савинского рассматриваются отличительные черты «спасения» как религиозной категории, заключающиеся в «избавлении человека от греха и его следствий и возвращении человека в такое состояние, в каком он находился до грехопадения» [60, с. 41]. Статья подробно раскрывает смысл первородного греха, его внутреннюю природу и его инфернальный, разрушительный характер.
Священник А. Ястребов живописует преображение Христа [82], а также описывает христианский храм и его символику [83]. Богословские воззрения архиепископа Луки характеризует статья «Искушение Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне». По мнению автора, «история его искушения в пустыне опровергает ересь монофизитов Евтихия и Диаскора, которые учили, что в Христе естество человеческое было поглощено естеством Божественным... В нем были и все чувства человеческие, и воля человеческая. У него были и страдания человеческие» [51, с. 37].
Описание Троице-Сергиевой лавры как «символа объединения Руси», ее Михайловского храма, оценка деятельности лаврских святителей, начиная от эпохи Сергия Радонежского вплоть до XX столетия, как деятельности, направленной на просветление народного самосознания и религиозного чувства русского населения, характеристика личности архимандрита Лавры преподобного Дионисия Зобниковского как пламенного ревнителя
53
национальной самостоятельности русского народа, патриота, сыгравшего важную роль в изгнании польских интервентов из Москвы в 1612 г., - всё это содержится в статьях архиепископа Вениамина [22-24].
Содержанием других статей описательно-повествовательного характера являются характеристика прощальной беседы Христа с его учениками; повествование о родителях Богородицы Иоакиме и Анне как идеальной супружеской паре; описание и разъяснение сущности пятничных и субботних богослужений, на которых выносится плащаница, раскрытие значения их канонического аспекта в Русской православной церкви; раскрытие смысла и значения Таинства Покаяния; описание праздника Христовой Пасхи как «праздника жизни, обновления»; характеристика «человеческой» и «божественной» (духовной) сторон христианской церкви [3; 25; 58; 70-72].
Примером второго, церковно-исторического, типа статей является исследование протоирея, профессора В. Верюжского. При рассмотрении процесса эллинизации болгарского населения Верюжский выделяет два этапа: первый - до середины XVIII в. (данный этап характеризуется национальным возрождением греков и постепенным культивированием «великой греческой идеи», стремлением греков ограничить славян в управлении религиозными вопросами) и второй: - со второй половины XVIII в. до 30-х годов XIX в., когда централизация Турции предоставила Константинополю большие возможности в управлении болгарскими провинциями [26]. Автор выявляет причины болгарского раскола и описывает церковно-историческое развитие Терновской и Орхидской епархии, на которое существенное влияние оказал греческий субстрат. Полной противоположностью этому явилось состояние Печской патриархии, носившее ярко выраженный национально-сербский характер.
Протоирей Н.А. Харьюзов рассматривает исторический процесс развития и распространения христианства в Грузии, оценивая его безусловно положительно, так как, по мнению Харьюзова, «христианство возродило Грузию от варварства, пробудило лучшие силы народа и дало немало богословов, философов, проповедников, историков, поэтов и других деятелей, с честью послуживших своей героической Родине в ее беспрерывной борьбе за веру и независимость» [77, с. 23]. В работе этого же автора дается оценка патриотической деятельности православного духовенства во время Отечественной войны 1812 г. Он приводит конкретные примеры данной деятельности: организация при монастырях многочисленных лазаретов, духовно-нравственная и материальная помощь: «жертвы Церкви равнялись
54
пожертвованиям купечества - свыше 50 000 рублей серебром, 760 000 рублей ассигнациями, 53 пуда серебра, около 11 фунтов золота» [76, с. 16].
Повествованием исторического плана является и рассказ архиепископа Сергия (Королёва) об иконе Казанской Божией Матери, о процессе ее становления в качестве оплота православия в Казанском крае (1579 г.), в котором было довольно сильно магометанское влияние. Царствование Ивана Грозного оценивается положительно, так как именно благодаря ему Казанский край был успешно христианизирован, где «святая икона явилась знаменем победы христианства и русского величия среди иноплеменников» [64, с. 48]. Ряд статей архиепископа Гермогена также посвящен истории Казанской епархии [33; 35].
Характеристику периодов, которые оказали то или иное историческое влияние на жизнь г. Смоленска, от языческих времен до XVII века - периода национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции, встречаем в статье протоирея В. Поликарпова, высоко оценивающего экономическое и военно -политическое значение этого русского города [56]. В истории Нижегородской епархии с конца XVI до середины XX века основное внимание уделено миссионерской деятельности. Епископ Зиновий дает характеристику основных ее направлений: выписывания книг для подготовки православных пастырей и миссионеров, борьбы с расколом и сектантством [44].
Третий, «биографический», тип публицистики православного духовенства представлен опубликованным в четырех номерах журнала трудом священника, доцента Московской духовной академии Н. Никольского, посвященным жизни и деятельности святого апостола Павла [54]. При описании его жизни и деятельности Н. Никольский большое внимание уделяет духовно-нравственной трансформации личности Павла - от гонителя христиан до последователя Христа и защитника христианского учения. Церковный исследователь обращает внимание на историю четырех миссионерских путешествий апостолов в Малую Азию и Европу, ознаменовавшихся произношением проповедей о спасении и оправдании человека. Помимо утверждения христианства в Малой Азии именно здесь учебно-литературная деятельность апостола Павла достигла высшего проявления, в котором раскрывается догматическое и нравственное учение христианства.
В других статьях содержится информация биографического характера о святителе Тихоне Задонском, деятельность которого оценивается положительно («Он по евангельски "учил" и "творил", наставляя паству свою "словом" и "житием"») [57, с. 49], описание личности митрополита Исидора
55
(Никольского), внесшего существенный вклад в развитие народного образования и школьного обучения среди крестьян в середине - конце XIX века, в духовное развитие юношества [55], характеристика Феофана Затворника как человека, «отличившегося усердием в вере, обладавшего добрым, легким характером и исключительным благонравием» [49, с. 49] и немало занимавшегося учебно-педагогической деятельностью.
Священник М. Архангельский характеризует личность великого учителя Церкви III в. н. э. Оригена, отмечая его «обширнейшую ученость, изумительную энергию». В писательской деятельности Оригена выделяются несколько разделов: библейско-критический (сопоставление еврейского текста Библии с его греческими переводами); библейско-экзетический (богослужебные проповеди с изъяснением нравственно-практического характера и комментариев, в которых Ориген задался целью представить научную интерпретацию Священного Писания); догматический (как некоторые начала и принципы рассматриваются основные истины христианства); назидательный (сочинения Оригена «О молитве», «Увещание к мученичеству»); апологетические и полемические сочинения (защита христианства посредством философской основы) [2].
Статья иеромонаха Иннокентия рисует образ игумена и Почаевского чудотворца Иова как ревностного защитника и апологета православия, борца с протестантскими сектами и «главными врагами православия - воинствующими католиками» [46]. В статье архиепископа Д. Градусова подробно освещается жизнь и деятельность рязанского митрополита Стефана Яворского. Его проповеди автор подразделяет на три группы: догматические (против распространявшихся в русском обществе лютеранских взглядов); нравственные (по мнению Градусова, эти проповеди являлись лучшими: «Здесь митрополит Стефан не отходит от предмета в сторону, не вдается в мистику, не прибегает к туманным аллегориям...» [39, с. 52]); торжественно-панегерические (произносились по особым случаям, например, по случаю войны со Швецией или Турцией): в них Стефан объявлял себя последователем Петра I, убежденным сторонником всех его реформ).
Среди биографических статей мы встречаемся также с характеристиками жизнедеятельности святителя Московского Алексия (Бяконта, 1292/1305-1378), святителя Мелентия Леонтовича (1784-1840, епископ Русской православной церкви), святого Саввы (1169-1236, Сербская православная церковь) [67; 74; 81]. Как проповедники-богословы оцениваются Ростовский митрополит Димитрий (1651-1709) и митрополит Московский Филарет (1782-1867). Профессором
56
А. Ветелевым [27] и священником В. Ганецким [28] рассматривается тематика проповедей, раскрывается их видовая классификация (догматические, исторические и нравственно-практические). Священник И. Сильвестров в статье, посвященной Цареградскому патриарху Афанасию III (1580-1654), «рисует» образ патриарха как «неумолимого и страшного противника еретиков, иезуитов, католиков и мусульман. С ними он вел беспощадную борьбу, обличал, опровергал ложные мнения и учения.» [68, с. 26].
К авторам статей сравнительно-аналитического и религиозно-философского характера отнесем прежде всего уже упоминавшегося митрополита Варфоломея, солидное исследование которого посвящено святому апостолу Павлу [19]. Основные источники, на которые ссылается автор, это так называемые творения Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского, а также толкования Феофана Затворника, Димитрия Ростовского, Григория Богослова, собрание сочинений Иоанна Кронштадского. Варфоломей в своих работах предпринимает попытку анализа советов и мыслей Отцов и учителей Церкви, их наставления относительно пастырской деятельности [18].
В статьях протоирея, профессора С. Савинского посредством сравнительно-аналитического метода рассматривается догматический элемент в проповедях митрополита Николая (Ярушевича), которые излагаются, по мнению автора, «простым и выразительным языком, отдавая преимущественно внимание раскрытию истин христианского учения.» [59, с. 48]. Кроме того, С. Савинский путем сопоставления данных евангелистов предпринимает попытку установить хронологическую последовательность отдельных моментов Воскресения Христова. По мнению автора, данная попытка имеет большое значение, так как помогает проследить процесс постепенно изменения душевного настроения ближайших последователей Христа, «переход от их мрачной скорби к неописуемой радости, от сомнения и колебаний - к твердой вере и несокрушимому убеждению в действительности Воскресения Христова» [62].
К статьям религиозно-философского характера можно отнести работу протоирея Н.А. Харьюзова, размышляющего о вере не как стремлении объективировать свое идеальное «я», а как основе, на которой зиждется стремление человека к Богу, «компасе, указывающем путь к богообщению, к борьбе со злом, греховностью, ложной свободой от Бога.» [79, с. 21].
В статье епископа Исидора анализируются подходы к «природе» рождения Божией Матери, трактуемой в православной и в римско-католической церквях с большими расхождениями. Автор приходит к выводу, что «римско -католическое учение о непорочном зачатии Богородицы противоречит
57
Священному Писанию, не согласно со Священным Писанием (крещением Богоматери) и снижает нравственную ценность величия Богоматери. Православное же учение о рождении Богородицы надлежащим образом обосновывает и утверждает ее величие и славу» [48, с. 37]. Антикатолическая направленность статьи позволяет отнести ее также и к пятой группе.
Активно обсуждались межконфессиональные проблемы. В статьях архиепископа Гермогена приводятся факты захватнической политики Ватикана по отношению к Русской православной церкви: организация и проведение миссионерской деятельности, восстановление восточного монашества с целью его последующего реформирования для быстрого и эффективного проникновения католичества в массы. Автор нелицеприятно характеризует католическую пропаганду, рассматривает историю «старокатолического» движения. Деятельность римских пап также оценена отрицательно [29-32; 34; 36-38]. Критика современной автору внешнеполитической деятельности Ватикана содержится также в статье архимандрита Алексия (Дехтерёва) [1].
В статье архимандрита Иннокентия (Просвирнина) кратко рассматривается история сопротивления православия в образе Свято-Успенско-Почаевской Лавры католицизму в образе Ватикана, начиная с XVII в. и заканчивая двадцатыми годами XX в. Раскрывается форма борьбы лавры с Ватиканом, которой являлась периодика, или обличительно-полемичные писания, послания к верующим, проскомидийные листы, молитвы и иная литература, которая издавалась в защиту православия [47]. Попытка изучения истории взаимоотношений между Ватиканом и Румынской православной церковью предпринята в исследовании священника, профессора Богословского института в Бухаресте Ливица Стана. Устремления Ватикана насадить католические порядки в православной Румынии автор оценивает отрицательно [73].
Критическую риторику мы можем найти и в тексте статьи епископа Сергия, в которой он критикует раскольническую деятельность митрополита Анастасия (Грибановского), первоиерарха Русской православной церкви за границей. Особое внимание в статье уделено критике посланий митрополита, в которых содержался призыв к «преодолению раскола и непризнанию Московского и Всея Руси Патриарха» [66].
Среди публикаций общественно-политической направленности обращают на себя внимание статьи священника М. Зернова, для которых характерны формирование образа русского народа как народа-богоносца, прославление Сталина, советских государственных деятелей, военачальников, критика обновленческого раскола, положительное оценивание правового положения РПЦ и ее взаимоотношений с советским государством [41-43].
58
Критика царского режима за его «средневековый абсолютизм, ослабление народа крепостничеством», идеализация «эры Советской власти» [80], положительное отношение к закону об отделении церкви от государства, предоставившему, по мнению автора, полную свободу и независимость РПЦ, идеализация государственно-церковных взаимоотношений [75], описание Москвы как «центра чистого православия, отвергающего аристократический деспотический католицизм и анархический протестантизм» [78, с. 25] характерны для статей, авторство которых принадлежит протоирею Н.А. Харьюзову.
В статьях архиепископа Луки повествуется о Нюрнбергском процессе, международном военном трибунале. Основное внимание акцентируется на образах военных преступников [50]. С позиций «холодной войны» проанализированы вероятные мотивы ожидавшейся третьей мировой войны. Следует отметить явные прокоммунистические позиции автора, которые выражаются в его противопоставлении коммунизма и демократии. Архиепископ Лука критикует империалистическое стремление США к экономическому и политическому господству. Выражена вполне четкая позиция православного духовенства в его отношении к советскому правительству: «Русское духовенство живет в полном мире с нашим правительством, и у нас невозможно благословение священников на участие в контрреволюционных и террористических бандах. У нас нет никаких поводов к вражде против правительства.» [52, с. 63].
Положительно оценивает отношения между РПЦ и государством митрополит Никодим (Пиперов): «.имеется искренность и желание превозмогать все недоразумения и трудности. Большую заслугу в этом отношении имеет Председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпов» [53, с. 12]. Демонизация бывших союзников по антигитлеровской коалиции, критика Фултонской речи Черчилля содержится в публикации протоирея А. Смирнова [69].
Положительная оценка патриотической деятельности православных священников на Украине в первые послевоенные годы, выражавшаяся в уборке общественного урожая, помощи обеспечению детей и семей бойцов Красной армии, личных материальных пожертвованиях, содержится в статье протоирея И. Ивлева. Образ противников этих процессов рисуется как образ врага - «врага святыни, врага культуры и всего самого возвышенного.» [45, с. 46].
Небольшая автобиографическая статья архиепископа Сергия кратко рассказывает о посещении Москвы автором в качестве православного
59
священника-репатрианта после окончания Великой Отечественной войны. Автор делится своими впечатлениями, отмечая «прекрасное внешнее благоустройство, ставящее Москву впереди других европейских столиц» [65, с. 28]. Здесь же высоко оценено также общее религиозно-нравственное состояние население города Казани, его стремление к устроению духовной жизни.
Представленный анализ позволяет сделать следующие выводы. Характерной особенностью публицистической деятельности духовенства Русской православной церкви является ее широкий жанровый плюрализм. Особое внимание при описании или объяснении того или иного события, какой-либо личности священнослужители уделяли аллегории. Это делалось с целью наилучшего понимания или интерпретации той проблемы, которой была посвящена та или иная статья. Исторические события тем самым актуализировались. Лучшие традиции российской православной публицистики были сохранены.
Следует также отметить характерную для данного периода некоторую идеализацию взаимоотношений Православной церкви и Советского государства. Впереди была хрущевская оттепель с новыми разочарованиями.
Список литературы
1. Алексий (Дехтерёв), архимандрит. Именем Божиим (О деятельности Рима в наши дни) // Журнал Московской патриархии (далее - ЖМП). 1950. № 1. С. 51-52.
2. Архангельский М., свящ. Учитель Церкви Ориген (к 1700-летней годовщине его смерти) // ЖМП. 1953. № 12. С. 28-32.
3. Афанасий (Кудюк), иеродиакон. Радость Воскресения // ЖМП. 1951. № 5. С. 45-46.
4. Боголюбов Д., прот. Благовещение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1952. № 4. С. 42-44.
5. Боголюбов Д., прот. Введение во храм Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1951. № 11. С. 38-39.
6. Боголюбов Д., прот. В неделю Крестопоклонную // ЖМП. 1952. № 3. С. 62-63.
7. Боголюбов Д., прот. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня // ЖМП. 1952. № 9. С. 53-54.
8. Боголюбов Д., прот. Вознесение Господне // ЖМП. 1952. № 5. С. 41-42.
9. Боголюбов Д., прот. День Святой Троицы // ЖМП. 1952. № 7. С. 32-33.
10. Боголюбов Д., прот. Крещение Господне // ЖМП. 1953. № 1. С. 39-40.
11. Боголюбов Д., прот. Святитель Николай // ЖМП. 1952. № 12. С. 28-29.
12. Боголюбов Д., прот. Сретение Господне // ЖМП. 1952. № 2. С. 45-47.
13. Боголюбов Д., прот. Успение Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1952. № 8. С. 50-52.
60
14. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Воплощение Сына Божьего в плане домостроительства нашего спасения // ЖМП. 1952. № 1. С. 51-53.
15. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Воскрешение и прославление воплотившегося Слова // ЖМП. 1952. № 4. С. 35-39.
16. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Искупительное значение страданий и крёстной смерти Господа Иисуса Христа // ЖМП. 1952. № 3. С. 51-61.
17. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. О пастыреводительском характере творений Святителя Димитрия, митрополита Ростовского // ЖМП. 1949. № 1. С. 54-58.
18. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. О пастырском благовествовании // ЖМП. 1950. № 6. С. 25-28.
19. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. О пастырском служении по св. апостолу Павлу // ЖМП. 1950. № 1. С. 43-50.; № 4. С. 54-59; № 5. С. 54-60.
20. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Подвиг земной жизни Спасителя // ЖМП. 1952. № 2. С. 41-44.
21. Варфоломей (Городцов), митрополит Новосибирский и Барнаульский. Сибирские святители -чудотворцы // ЖМП. 1948. № 2. С. 31-39; № 3. С. 26-33.
22. Вениамин (Федченков), архиепископ Алеутский и Североамериканский. Памяти великого русского патриота // ЖМП. 1948. № 8. С. 76-80.
23. Вениамин (Федченков), архиепископ Алеутский и Североамериканский. Троице-Сергиева Лавра - символ единения Руси // ЖМП. 1947. № 10. С. 13-19.
24. Вениамин (Федченков), архиепископ Алеутский и Североамериканский. Церковь во имя преп. Михея // ЖМП. 1947. № 9. С. 17-18.
25. Верюжский В., проф.-прот. О церкви Христовой // ЖМП. 1949. № 11. С. 31-36.
26. Верюжский В., проф.-прот. Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы // ЖМП. 1948. № 7. С. 23-32; № 11. С. 47-59.
27. Ветелев А,. проф.-свящ. Митрополит Московский Филарет, как проповедник-богослов // ЖМП. 1951. № 12. С. 50-57.
28. Ганецкий В., свящ. Св. Димитрий. Митрополит Ростовский (из истории Русской Церкви XVII ст.) // ЖМП. 1947. № 6. С. 42-48.
29. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Ватикан и крестовые походы // ЖМП. 1953. № 3. С. 58-64.
30. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Восточная церковная политика римских пап - Бенедикта XV, Пия XI, Пия XII // ЖМП. 1949. № 4. С. 48-52.
31. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за 40 лет (1908-1948 гг.) // ЖМП. 1948. № 8. С. 71-75.
32. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Методы католической пропаганды в Грузии // ЖМП. 1948. № 9. С. 50-51.
33. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Очерки из истории Казанской епархии // ЖМП. 1946. № 6. С. 48-57; 1947. № 1. С. 34-39.
34. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Папство и Православная церковь // ЖМП. 1948. № 4. С. 29-37.
35. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в Отечественных войнах 1812 г. и 1941-1945 гг. // ЖМП. 1947. № 3. С. 44-46.
36. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Попытки Ватикана подчинить своему влиянию православные Церкви южных славян на Балканах // ЖМП. 1946. № 9. С. 65-73.
37. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Старокатолическое движение // ЖМП. 1953. № 9. С. 44-50.
38. Гермоген (Кожин), архиепископ Краснодарский и Кубанский. Характеристика деятельности Ватикана за последние двадцать лет // ЖМП. 1949. № 9. С. 43-51.
39. Градусов Д., архиепископ. Гордость Рязани - митрополит Стефан Яворский // ЖМП. 1946. № 6. С. 45-50.
40. Дзичковский И., прот. Свято-духовская обитель в г. Вильнюсе // ЖМП. 1952. № 6. С. 55-57.
41. ЗерновМ., свящ. Десятое февраля // ЖМП. 1946. № 1. С. 30-31.
42. Зернов М., свящ. Митрополит Ливанский Илия и архимандрит Антиохийского Патрархата Василия в гостях у Патриарха Московского и всея Руси Алексия // ЖМП. 1948. № 1. С. 45-47.
43. ЗерновМ., свящ. Уродливое явление // ЖМП. 1947. № 8. С. 32-34.
44. Зиновий (Красовский), епископ Горьковский и Арзамасский. К истории Нижегородской епархии // ЖМП. 1947. № 7. С. 63-67.
45. Ивлев И., прот. Внимая ужасам войны // ЖМП. 1946. № 5. С. 45-47.
46. Иннокентий (Леферов), иеромонах. Преподобный Иов - борец за Святое Православие // ЖМП. 1949. № 10. С. 43-47.
47. Иннокентий (Просвирнин), архимандрит. Свято-Успенско-Почаевская Лавра в борьбе с католицизмом // ЖМП. 1953. № 10. С. 28-32.
48. Исидор (Богоявленский), епископ Таллиннский и Эстонский. Рождество Богородицы // ЖМП. 1949. № 9. С. 34-37.
49. Клавдиан (Моденов), архимандрит. Преосвященный Феофан, затворник // ЖМП. 1953. № 1. С. 49-54.
50. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольски и Крымский. совершилось // ЖМП. 1946. № 1. С. 28-29.
51. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольски и Крымский. Господа Иисуса Христа диаволом в пустыне // ЖМП. 1953. № 2. С. 37-41.
52. Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольски и Крымский. призвал нас Господь // ЖМП. 1948. № 1. С. 61-64.
53. Никодим (Пиперов), митрополит Сливенский. Некоторые впечатления от России // ЖМП. 1949. № 7. С. 11 -14.
54. Никольский Н., доц.-свящ. Святой апостол Павел (его жизнь и деятельность) // ЖМП. 1950. № 8. С. 60-67; № 9. С. 46-54; № 10. С. 40-51; № 11. С. 43-48.
55. Петухов Н., свящ. Высокопреосвященный митрополит Исидор (к 60-летию со дня его смерти) // ЖМП. 1952. № 7. С. 34-40.
56. Поликарпов В., прот. Смоленск, его историческое прошлое и значение его в истории Русской Церкви, и государства // ЖМП. 1947. № 6. С. 49-54.
57. Попов Т., проф.-прот. Святитель Тихон Задонский // ЖМП. 1952. № 2. С. 48-50.
62
Вышенский Возмездие Искушение К миру
58. Потапов И., свящ. Рождество Пресвятой Богородицы // ЖМП. 1951. № 9. С. 34-37.
59. Савинский С., проф.-прот. Догматический элемент в проповедях митрополита Крутицкого и Коломенского Николая // ЖМП. 1952. № 5. С. 48-50.
60. Савинский С., проф.-прот. Крест Христов // ЖМП. 1953. № 3. С. 41-46.
61. Савинский С., проф.-прот. Свет Рождества Христова // ЖМП. 1953. № 1. С. 36-38.
62. Савинский С., проф.-прот. Утро и вечер Великого дня Воскресения Христова // ЖМП. 1951. № 5. С. 29-39.
63. Савинский С., проф.-прот. Учение Православной церкви об иконопочитании // ЖМП. 1952. № 8. С. 53-60.
64. Сергий (Королёв), архиепископ Казанский и Чистопольский. Казанская икона Божьей Матери // ЖМП. 1952. № 6. С. 47-49.
65. Сергий (Королёв), архиепископ Казанский и Чистопольский. Опять на Родине // ЖМП. 1951. № 1. С. 28-29.
66. Сергий (Ларин), епископ Одесский и Кировоградский. Несколько слов по поводу раскольнической деятельности Митрополита Анастасия // ЖМП. 1946. № 3. С. 26-31.
67. Сергий (Петров), иеродиакон. Святитель Алексий как церковно-государственный деятель // ЖМП. 1951. № 5. С. 47-52.
68. Сильвестров И. свящ. Святой Афанасий, патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец // ЖМП. 1947. № 10. С. 25-27.
69. Смирнов А., прот. Демонический дух новой агрессии, угрожающий миру народов // ЖМП. 1947. № 12. С. 28-30.
70. Смирнов А., прот. Последние часы земной жизни Христа Спасителя // ЖМП. 1951. № 4. С. 27-34.
71. Сокаль И., прот. Богослужения Великих Пятка и Субботы // ЖМП. 1951. № 3. С. 34-36.
72. Сокаль И., прот. Покаянное чувство в молитвах и песнопениях св. Четыредесятницы // ЖМП. 1950. № 3. С. 34-37.
73. Стан Л., проф.-свящ. Ватикан и Румынская Православная Церковь // ЖМП. 1950. № 6. С. 29-33.
74. Стефан (Шоков), архиепископ Софийский. Харьковский Святитель Мелентий Леонтович // ЖМП. 1948. № 11. С. 60-67.
75. Харьюзов Н.А., прот. Кесарево - Кесарю, и Божие - Богу // ЖМП. 1947. № 11. С. 27-29.
76. Харьюзов Н.А., прот. Ко дню Бородинской битвы // ЖМП. 1947. № 8. С. 15-17.
77. Харьюзов Н.А., прот. Многострадальная Грузия // ЖМП. 1947. № 10. С. 20-24.
78. Харьюзов Н.А., прот. Москва // ЖМП. 1947. № 1. С. 25-26.
79. Харьюзов Н.А., прот. О вере // ЖМП. 1947. № 2. С. 20-21.
80. Харьюзов Н.А., прот. О нашей армии (23 февраля 1918 - 23 февраля 1948 гг.) // ЖМП. 1948. № 2. С. 15-16.
81. Харьюзов Н.А., прот. Святой Сава Сторожевский - Звенигородский чудотворец // ЖМП. 1948. № 1. С. 43-44.
82. Ястребов А., свящ. Преображение Господне // ЖМП. 1953. № 8. С. 28-31.
83. Ястребов А., свящ. Храм, его символика и значение в жизни христианина // ЖМП. 1953. № 11. С. 34-36.