Краткий курс
Споры вокруг гомеопатии не утихают уже более 200 лет, с тех пор как немецкий врач Самюэль Гане-ман в своем фундаментальном труде “Органон врачебного искусства” изложил основные принципы гомеопатического лечения. В то время — в конце XVIII века — в Европе господствовала так называемая “римская медицина”, в арсенале которой имелись довольно радикальные средства: кровопускания, очистительные клизмы, прижигания каленым железом и другие приемы, испробовав которые, больному человеку ничего более не оставалось, как выздороветь (скорее вопреки лечению) или отправиться в мир иной. Фармакология тоже не слишком учитывала запасы прочности организма: сифилис лечили ртутью, мигрень — мышьяком...
Дело принципа
Такая терапия, направленная на подавление симптомов или предполагаемых механизмов болезни, называется “аллопатия”, что означает “лечение противоположным”. В современной медицине также доминируют аллопатические принципы — воспаление лечат противовоспалительными средствами, спазмы снимают спазмолитиками, полипы и аденоиды удаляют и т.д. Конечно, нынешние лекарства гораздо безопаснее и эффективнее тех, что использовались во времена Ганемана, но принцип их действия остался тем же.
Гомеопатия провозгласила иной подход, который был известен еще с античных времен, но не был реализован: “БтШа бшШЬш сигеПиг” — “Подобное лечи подобным”. Гомеопатические лекарства, как известно,
Александр АВЕРЬЯНОВ
Гомеопатия:
за и против
Мало кто не пробовал принимать от какой-нибудь хвори гомеопатические шарики, а уж слышал про них точно каждый. Однако мнения по поводу подобного лечения часто совершенно противоположны: от полного неприятия до признания единственным действенным методом лечения.
назначаются в микродозах. В больших дозах эти вещества вызывают у человека симптомы, похожие на то или иное болезненное состояние. Например, укус пчелы вызывает отек и покраснение кожи и подкожной клетчатки, а гомеопатический препарат Apis mellifica, приготовленный из сушеной пчелы, успешно используется в лечении аллергического отека Квинке, имеющего сходную клиническую картину.
Поэтому в гомеопатии так много лекарств, приготовленных из ядовитых змей, насекомых, растений и химических веществ. Они применяются чаще и действуют сильнее, так как симптомы, вызываемые ими в материальных (обычных) дозах, ярче и многообразнее. Болиголов, дурман, свинец, яд гремучей змеи сурукуку, азотная и серная кислоты — вот лишь малая толика тех лекарств, которые используют в своей повседневной практике гомеопаты. Однако все эти средства совершенно безопасны, поскольку степень разведения гомеопатического препарата такова, что в нем остаются лишь единичные молекулы действующего вещества.
В фокусе внимания -человек
Главная задача врача-гомеопата — найти подобие между симптомами, беспокоящими пациента, и симптомами, которые вызывает лекарство в токсических дозах. Причем под симптомами в гомеопатии понимают не только проявления болезни, но и особенности личности человека, его поведения, реакций на окружающую среду (модальности). Поэтому врач-гомеопат, работающий
по классической методике, задает вопросы, касающиеся не только болезни, но и других тем, которые помогают выявить индивидуальность пациента. Чем больше обнаруживается ярких симптомов и личностных характеристик, тем легче врачу найти подобие и подобрать нужный препарат. Таким образом, в гомеопатии психологические черты человека и яркие симптомы (даже не относящиеся к причине визита к врачу) имеют большее значение, чем симптомы самой болезни.
Философия гомеопатии говорит о том, что конституция человека (то есть совокупность его индивидуальных характеристик) определяет собой развитие тех или иных заболеваний. Другими словами, болезнь ложится только на “подготовленную почву”, и лечить нужно не столько болезнь, сколько пациента. Но если в традиционной медицине, провозглашающей тот же принцип, отсутствуют реальные пути воздействия на пациента в целом (а лекарства назначаются в соответствии с диагнозом), то в гомеопатии основной объект исследования и лечения — человек.
Описано около 40 конституциональных типов гомеопатических препаратов. Конституция включает в себя психологический портрет, модальности, ощущения, совокупность физических симптомов. Определить конституцию больного человека — значит найти высшее подобие и назначить конституциональный препарат, который поможет восстановить “жизненную силу” и преодолеть физическую проблему. Поиск конституционального лекарства — наиболее сложный, но и самый увлекательный процесс в гомеопатии
ПСТМПи АЛЛЕРГИЯ 2007/1
Краткий курс
(который, к сожалению, далеко не всегда заканчивается успехом).
Гомеопатические типы легко запоминаются, и их можно обнаружить среди знакомых или ярких литературных персонажей. Например, тип, соответствующий лекарству Sulfur (сера), — человек философского склада ума, равнодушный к собственной внешности, быту, здоровью. Растрепанные волосы, помятая, расстегнутая одежда (ему всегда жарко), полный беспорядок на рабочем месте и дома, сухая потрескавшаяся кожа — таков типичный образ типа сульфур. Представители типа Lycopodium (плавун булавовидный) — люди с внутренней неуверенностью в себе, которую они всю жизнь стараются преодолеть путем интеллектуального развития и карьерного роста, подавляя тех, кто находится рядом. Pulsatilla (прострел луговой) — дама, склонная к полноте, горячая, рыдающая по малейшему поводу, с постоянной потребностью в сочувствии и любви. Хотя такие яркие гомеопатические типы встречаются нечасто, назначение им конституционального лекарства приводит к хорошему эффекту независимо от возникшей болезни.
И всё же конкуренция...
Надо отдавать себе отчет, что гомеопатия позволяет добиваться успеха при функциональных расстройствах, когда нет грубой органической патологии. Нельзя ожидать, что гомеопатическое лечение растворит рубцы, ликвидирует катаракту или грыжу позвоночного диска. Тем не менее если состояние потенциально обратимо, гомеопатия способна помочь.
Если конституцию человека установить не удается, гомеопату приходится искать подобие на более низком уровне — болезненных симптомов. Такое лечение может быть полезным, но, как правило, требует времени, строгого соблюдения режима приема лекарств, отказа от курения, употребления спиртного, кофе. Антагонистами гомеопатических средств являются и многие “обычные” лекарства (психотропные, гормоны, стимуляторы и др.). Механизм действия гомеопатических препаратов до сих пор окончательно не установлен, но считается, что гомеопатия — это регулирующая терапия, которая приводит в равновесие расстроенные
функции и помогает организму собственными силами преодолеть болезнь. Поэтому употребление лекарств и продуктов, нарушающих собственные регуляторные механизмы, препятствует эффектам гомеопатической терапии.
С другой стороны, и врачи-аллопаты зачастую негативно относятся к гомеопатии, хотя сами используют методы, основанные на принципе “лечения подобным” (например, специфическую иммунотерапию малыми дозами аллергенов или вакцинацию от инфекций). Безусловно, традиционная медицина (аллопатия) со времен Ганемана достигла огромных успехов, появилось множество высокоэффективных лекарств, практически гарантирующих положительный результат (например, ингаляционные глюкокортикостероиды в лечении бронхиальной астмы). Но несмотря на это гомеопатия не сдает своих позиций. Впрочем, для пациента главное — найти хорошего врача, и неважно, представителем какого направления он является. А один мой знакомый гомеопат говорит так: “Хороший аллопат не хуже хорошего гомеопата, но плохой гомеопат лучше плохого аллопата”.