Ц ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ
М.Б. ГЛОТОВ
Головин Н.А. Современные социологические теории: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. — 377 с.
Аннотация. В рецензии представлена краткая характеристика учебника Н.А. Головина «Современные социологические учения». Отмечены характерные особенности и новаторский подход к содержанию и методике изложения материала. Высказаны положительная оценка учебника и замечания относительно неопределенности понятий «современные теории» и «теории среднего уровня».
Ключевые слова: новые социологические теоретические направления и парадигмы; социологические понятия современной зарубежной социологии; состояние российской теоретической социологии.
Для цитирования: Глотов М.Б. [Рец.] Головин Н.А. Современные социологические теории: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во «Юрайт», 2016 // Социологический журнал. 2016. Том 22. № 4. С. 159-165. DOI: 10.19181/socjour.2016.22.4.4813
Во второй половине 1960-х годов, в бытность студентом философского факультета ЛГУ, мы изучали специальный курс «Современная зарубежная буржуазная социология», который читала только что возвратившаяся из ФРГ со стажировки ученица И.С. Кона Р.П. Шпакова. Основу курса составила авторская трактовка социологических воззрений М. Вебера (1864-1920). В то время не было отечественных учебников по данной дисциплине, и для того чтобы расширить кругозор в познании современной зарубежной социологии, студенты пользовались переводной коллективной монографией американских
Глотов Михаил Борисович — доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии и религиоведения, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Адрес: 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 48. Телефон: +7 (953) 342-66-60. Электронная почта: [email protected]
ученых «Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении» (1961, редакторы-составители Г. Беккер и А. Босков) [1].
Когда же в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по социологии, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 1355 от 19.05.1999, был введен предмет «Современные социологические теории», то основными учебными пособиями стали: «Современные зарубежные социологические концепции» В.П. Култыгина (М., 2000) [6]; третье издание «Истории социологии в Западной Европе и США» под редакцией Г.В. Осипова (М., 2001) [3]; пятикратно переизданная монография Дж. Ритцера «Современные социологические теории» (СПб., 2002) [7]; «Критика современной буржуазной теоретической социологии» под редакцией Г.В. Осипова (М., 2001) [5]; «Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире» С.А. Кравченко (М., 2007) [4]. Первый отечественный курс лекций «Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций» для студентов магистратуры по социологии был опубликован ведущим российским социологом В.А. Ядовым (СПб., 2006) [10].
В учебнике и практикуме «Современные социологические теории» [2] Н.А. Головин отдает должное предшествующим изданиям отечественной и зарубежной учебной и научной литературы, в которых освещены теоретические проблемы современной зарубежной социологии. При этом автор заявляет, что содержание его учебника представляет собой, с одной стороны, «первый опыт» учета излагаемого материала в соответствии с требованиями действующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по социологии, а с другой — «итог длительного авторского опыта преподавания теоретической социологии в Санкт-Петербургском государственном университете» (с. 7). Подтверждением этому служит изданное в 2014 году под его редакцией учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов «Изучение теоретической социологии». Н.А. Головин также отмечает, что влияние при подготовке учебника на авторскую теоретическую позицию оказали сотрудничество и дискуссии с коллегами Санкт-Петербургского государственного и Билефельдского (Германия) университетов.
Основное содержание учебника и практикума «Современные социологические теории» Н.А. Головина представлено предисловием, введением и тремя разделами, которые включают 13 глав. В начале каждого раздела сформулированы те компетенции, которыми учащиеся должны овладеть в процессе его изучения. В каждой главе выделены параграфы, а также выводы, в которых кратко изложены основные положения главы, что позволяет студентам более рационально готовиться к выполнению практических заданий, тестированию, зачету или экзамену. Практикум каждой главы включает контрольные вопросы
и задания для самостоятельной работы, темы дискуссий для семинарских занятий, источники, темы рефератов, тест и рекомендуемую литературу. В качестве приложений в учебнике предусмотрены: глоссарий, литература (энциклопедии, словари, справочники, учебники, учебные пособия, монографии и статьи, а также электронные ресурсы) и именной указатель. Для наглядности в учебнике воспроизведены оригинальные фотопортреты известных зарубежных социологов и их «интеллектуальные биографии», а также некоторые специфические фотографии, авторские рисунки и таблицы. В отличие от других авторов учебников по теории и истории социологии Н.А. Головин сопровождает фамилии зарубежных социологов и вводимые ими научные понятия транскрипцией на языке оригинала, а также приводит историю и этимологию некоторых иностранных терминов.
Содержанию основных разделов учебника предшествует «Введение», в котором автор характеризует сложившуюся в современной теоретической социологии ситуацию как конкуренцию парадигм, теоретических направлений, отдельных теорий, школ и научно-теоретических позиций. Среди особенностей авторского подхода к изложению современных социологических теорий Н.А. Головин выделяет:
• установление различий между методологическими подходами: отечественных, европейских и американских социологов;
• акцент на социологические теории, имеющие практическое значение для развития общества;
• разделение теоретического знания на общесоциологический, обобщающий и частный уровни;
• выделение практических аспектов теории: наблюдение и научное описание общества; его конструктивная критика;
• плюрализм социологической теории;
• признание возможности различной интерпретации важнейших социологических понятий (с. 8—13).
Несомненный интерес для настоящих и будущих социологов может представлять раздел учебника «Важнейшие социологические понятия» (главы 1—5), в котором рассмотрены их ныне существующие трактовки. В современной социологии, по мнению Н.А. Головина, к основополагающим относятся следующие социологические понятия: «общество», «социальная система», «социальный институт», «социальная структура», «социальная функция», «социальное неравенство», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «классы», «социальные слои»,«культура», «ценности», «социализация», «воспитание», «адаптация», «фазы социализации», «механизмы социализации», «социальное действие», «социальное поведение»,«социальное взаимодействие», «социальный обмен», «социальная коммуникация».
В отечественных учебниках и учебных пособиях по социологии редко можно встретить определение основных социологических понятий современными зарубежными социологами. Некоторые отечественные социологи, формулируя собственное определение этих понятий, ограничиваются, как правило, теми определениями, которые даны предшественниками и классиками социологии. Н.А. Головин уделяет особое внимание определению важнейших социологических понятий современными зарубежными социологами, а также вводит в отечественный социологический лексикон предлагаемые ими новые понятия, такие как, например: «альтернация», «аутопойэзис», «габитус», «контин-гентность», «объективация», «полипарадигмальность», «сетивизация», «социальное поле», «фигурация», «фреймирование», «хабитуализация».
В разделе «Основные теоретические направления» (главы 6—9) Н.А. Головин демонстрирует многообразие современных социологических теорий и концепций. В качестве «ядра» важнейших теоретических направлений современной социологии им представлены: системно-теоре-тическоенаправление (Т. Парсонс, Н. Луман), критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас), теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гофман), теория социального действия (М. Вебер, Дж. Мид, А. Щюц, Г. Гарфинкель, И. Гофман), теоретико-поведенческая социология (Дж. Хоманс). Изложению этих направлений предшествует анализ их идейных истоков и этапов развития, а завершает рассмотрение авторская критическая оценка. В учебнике предпочтение отдано концепциям немецких и англо-американских социологов. Вне поля внимания автора, к сожалению, остались теоретические концепции таких известных современных французских социологов, как Р. Арон, Ж. Бодрийяр, Р. Будон, М. Крозье, А. Турен.
В разделе «Новые парадигмы и теории» (главы 10—13) представлены те парадигмы теоретической социологии, которые появились в период между двумя мировыми войнами и актуальность которых, с точки зрения Н.А. Головина, возросла в начале XXI века. В качестве новейших социологических парадигм выделены социология повседневности (Н. Элиас, П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, А. Гелен) и историческая социология (Х. Фрайер, Н. Элиас). Рассмотрению этих парадигм предшествует специальная глава, посвященная их мировоззренческим и антропологическим основам в современной социологии.
Заключительный параграф последней 13-й главы «Состояние российской теоретической социологии» посвящен краткому описанию трех периодов «восстановления научной самостоятельности» (с. 350) отечественной социологии в процессе завершающей фазы её институциализации с 1988 по 2014 год. Состояние, сложившееся в современной зарубежной и российской социологии, по мнению НА. Головина, характеризуется «полипарадигмаль-ностью и в то же время интегративной тенденцией» (с. 354).
Оценивая в целом учебник и практикум Н.А. Головина «Современные социологические теории» как оригинальное издание, которому
свойственен новаторский подход в содержании и методике изложения, хотелось бы высказать некоторые замечания.
Во-первых, Н.А. Головин, следуя негласной традиции предыдущих отечественных учебных изданий, посвященных подобной тематике, не дает определения понятию «современная теория». Возможно, это обусловлено тем, что определение данного понятия отсутствует в отечественной социологической энциклопедической и справочной литературе, за исключение словаря «Современная западная социология» (М., 1990) [8], где она определяется как важнейшие теоретические ориентации, направления, школы и концепции крупных представителей «немарксистской западной социологии XIX—XX веков» (с. 3).
Во-вторых, при чтении учебника создается впечатление, что рассматриваемые современные теории зарубежных социологов базируются, с одной стороны, на теориях, авторами которых являются классики зарубежной социологии, а с другой — на психологических, социально-психологических, антропологических и даже биологических концепциях. Это затрудняет понимание социологической сущности рассматриваемых концепций.
В-третьих, вслед за современными отечественными социологами Н.А. Головин переводит введенный в 1947 году Р. Мертоном термин ''middle-range theory'' как теория среднего уровня (с. 11). В англо-русских словарях такого словосочетания не существует. Не вызывает сомнения перевод английского слова ''middle' — «средний» . Что же касается слова ''range'', то, например, в «Англо-русском словаре» (М., 1969), содержащем 70 000 слов и выражений, насчитывается 26 возможных вариантов его перевода (с. 620). Однако в этих вариантах слово «уровень» отсутствует. В «Современном словаре иностранных слов» (М., 1993) слово «ранг», происходящее от немецкого и французского ''rang'' — «ряд», определяется как «степень отличия», «чин», «звание» (с. 510). Вводя в научный лексикон термин ''middle-range theory", Р. Мертон имел в виду выделение «социологии науки» в качестве отраслевой социологии, отличной по степени значимости от теоретической и эмпирической социологии. В отечественной социологии предпринимались попытки обоснования многоуровневого подхода к социологическому знанию (см., например, статью «Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции» (2003) [9]. Однако в каждой науке, в том числе и в социологии, традиционно следует выделять только два уровня: теоретический и эмпирический. А термин «средний уровень» напоминает что-то усредненное, «средненькое».
Высказанные полемические замечания не снижают высокой оценки рассматриваемого учебника и его значимости в педагогическом процессе. Возможно, в какой-то мере академический стиль изложения учебного материала будет трудно воспринимать практическим бакалаврам, зато учебник окажется полезным не только будущим академическим бакалаврам, магистрантам и аспирантам, но также преподавателям и научным работникам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. — 896 с.
2. Головин Н.А. Современные социологические теории: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Изд-во «Юрайт», 2016. — 377 с.
3. Истории социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов. М.: Норма, 2001. — 576 с.
4. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире: Монография / С.А. Кравченко. М.: МГИМО-Университет, 2007. — 264 с.
5. Критика современной буржуазной теоретической социологии / Отв. ред. Г.В. Осипов; АН СССР, Ин-т социологических исследований. М.: Наука, 2001. — 325 с.
6. Култыгин В.П. Современные зарубежные концепции: Учебник / Под ред. Т.Н. Юдиной. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 158 с.
7. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Пер. с англ. А. Бойкова, А. Лисицына. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
8. Современная западная социология: Словарь-справочник / Под ред. Ю.Н. Давыдова. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
9. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции. (Интервью с А. Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) // Социологические исследования. 2003. № 9. С. 3-17.
10. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. СПб.: Интерсоцис, 2006. — 138 с.
Дата поступления: 29.09.2016.
Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal 2016. Vol. 22. No. 4. P. 159-165. DOI: 10.19181/socjour.2016.22.4.4813
M.B. Glotov
Herzen State Pedagogical University of Russia, St Petersburg, Russian Federation.
Mikhail B. Glotov — Doctor of Sociological Sciences, professor, Herzen State Pedagogical University of Russia.
Address: 48, Moika River, 191186, St Petersburg, Russian Federation. Phone: +7 (953) 342-66-60. Email: [email protected]
[Rev.] Golovin N.A. Modern Sociological theory: Text-book and workshop for bachelor and master. Moscow: Urite publ., 2016
Abstract. The review provides a brief description ofthe textbook ofN.A. Golovin "Modern sociological theory". Characteristics and innovative approach to content and method of presentation are noted. A positive assessment of the textbook and comments on the vagueness ofthe concept "modern theory" and the "middle-range theory" are expressed.
Keywords: new directions in theory and sociological paradigm; sociological concepts of modern foreign sociology; state of the Russian theoretical sociology.
For citation: Glotov M.B. [Rev.] Golovin N.A. Modern Sociological theory: Text-book and workshop for bachelor and master. Moscow: Urite publ., 2016. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2016. Vol. 22. No. 4. P. 159-165. DOI: 10.19181/ socjour.2016.22.4.4813
REFERENCES
1. Modern Sociological Theory in continuity and change. Ed. by G. Becker and F. Boskoff. [Russ. ed.: Bekker G., Boskov A. Sovremennaya sotsiologicheskaya teoriya v eepreemstvennostii izmenenii. Moscow: Inostrannaya literatura publ., 1961. 896 p.]
2. Golovin N.A. Sovremennye sotsiologicheskie teorii: Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury. [Modern sociological theory: Text-book and workshop for bachelor and master.] Moscow: Urite publ., 2016. 377 p. (In Russ.)
3. Istoriisotsiologii v ZapadnoiEvrope i SShA: Uchebnik dlya vuzov. [History of sociology in Western Europe and the US: A Textbook for universities.] Ed. by G.V. Osipov. Moscow: Norma publ., 2001. 576 p. (In Russ.)
4. Kravchenko S.A. Sotsiologiya moderna i postmoderna v dinamicheski menyayushchemsya mire. [Sociology of modern and postmodern in a dynamically changing world: Monograph.] Ed. by S.A. Kravchenko. Moscow: MGIMO - University publ., 2007. 264 p. (In Russ.)
5. Kritika sovremennoi burzhuaznoi teoreticheskoisotsiologii. [Criticism of modern bourgeois theoretical sociology]. Ed. by G.V. Osipov. Moscow: Nauka publ., 2001. 325 p. (In Russ.)
6. Kultygin V.P. Sovremennye zarubezhnye kontseptsii: Uchebnik. [Modern foreign concept: Textbook.] Ed. by T.N. Udina. Moscow: MGSU "Union" publ., 2000. 158 p. (In Russ.)
7. Ritzer G. Modern sociological theory. [Russ. ed.: Sovremennye sotsiologicheskie teorii. Transl. from Eng. by A. Boikov, A. Lisitsyn. 5th ed. St Petersburg: Piter publ., 2002. 688 p.]
8. Sovremennaya zapadnaya sotsiologiya: Slovar'-spravochnik. [Modern foreign sociology: Dictionary-directory.] Ed. by U.N. Davydov. Moscow: Politizdat publ., 1990. 432 p. (In Russ.)
9. The structure and level of sociological knowledge: traditions and new conceptions (Interview with A. Boronoev, A. Kravchenko, V. Kultigin, G. Tatarova, J. Toshenko, V. Jadov). Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. No. 9. P. 3-17. (In Russ.)
10. Yadov V.A. Sovremennaya teoreticheskaya sotsiologiya kak kontseptual'naya baza issledovaniya rossiiskikh transformatsii: Kurs lektsii. [Modern theoretical sociology as a conceptual base of the Russian transformation Research: Lectures.] St Petersburg: Intersocis publ., 2006. 138 p. (In Russ.)
Received: 29.09.2016.