Научная статья на тему 'Гоинфографика - инновационное средство обучения в школьной географии'

Гоинфографика - инновационное средство обучения в школьной географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОГРАФИКА / GEOINFORMATICA / НАГЛЯДНОСТЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / VISUALIZATION / ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ILLUSTRATION / ГЕОГРАФИЯ / GEOGRAPHY / ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCHOOL EDUCATION / PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е.Ю.

В современном мире существует огромный поток информации, которую необходимо усвоить, сложился своеобразный информационный «хаос». В такой ситуации находится школьник, на уроках ему дается много информации в плохом формате подаче. Также происходит в школьном географическом образовании. Данная работа раскрывает особенности геоинфографики для повышения уровня знаний и их усвоения в рамках школьного предмета география.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOINFORMATICA - AN INNOVATIVE LEARNING TOOL IN THE SCHOOL GEOGRAFII

In modern world there is a huge flow of information that is necessary to adopt, formed a kind of "information chaos." In such a situation is the student, the lessons he is given a lot of information in a poor format filing. Also taking place in the school of geographical education. This work reveals the features of geoinformatiki to increase the level of knowledge and learning within the school subject of geography.

Текст научной работы на тему «Гоинфографика - инновационное средство обучения в школьной географии»

ГОИНФОГРАФИКА - ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В

ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

Е.Ю. Кузнецова, студент

Курский государственный университет

(Россия, г. Курск)

Аннотация. В современном мире существует огромный поток информации, которую необходимо усвоить, сложился своеобразный информационный «хаос». В такой ситуации находится школьник, на уроках ему дается много информации в плохом формате подаче. Также происходит в школьном географическом образовании. Данная работа раскрывает особенности геоинфографики для повышения уровня знаний и их усвоения в рамках школьного предмета география.

Ключевые слова: геоинфографика, наглядность, иллюстрация, визуализация, география, школьное образование.

Одной из главных проблем современного общества, в том числе и образования, является информационная перегруженность. Человек находится в бесконечном потоке различной информации, необходима четкая ориентация в ее выборе. В такой же ситуации находится и современный школьник. Необходим поиск нового способа наглядности, новой визуализации информации в географическом образовании. Для этого пригодна геоинфографика.

Геоинфографика - это графический визуализированный способ представления информации, данных и знаний географического, и связанного с ним, содержания.

Геоинфографика - это производное ин-фографики. Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний. Основным назначением инфогра-фики является информирование о какой-либо проблеме, явлении, фактах. Родоначальницей инфографики является журналистика, где она первоначально выполняла роль иллюстрации [1].

Инфографику можно охарактеризовать как попытку упорядочить информационный массив и хаос. Существует несколько определений инфографики. Эдвард Тафти

дал следующее определение термину ин-фографика: «это графический способ подачи информации, данных и знаний». Уже более точное определение дает В. Лаптев: «Инфографика - это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». Бельгийского учёного Поль Луи считает, что инфографика может быть определена как «перевод чисел в форму рисунка, эскиза или поясняющего плана или иллюстрации». В. Тулупов не выделяет инфографи-ку как явление, но обращает внимание на значимость визуальной коммуникации в современной журналистике. Инфографику он определяет как карты, таблицы, схемы и прочее, при этом уточняя, что ее цель -наглядно иллюстрировать публикацию [2].

Инфографика представляет собой «синтетическую форму организации информационного материала», это сообщение, включающее в себя, во-первых, визуальные элементы, а во-вторых, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы. Таким образом, инфографика или информационный дизайн используется для быстрой и чёткой передачи вербальной информации с формированием связанных с ней визуальных образов [3].

- Педагоигка

чивотные Курской облает

Ареалы животных

биогеографи ческие зоны

Лес и степь

голоарктическии, европейский, евразийский, евро-сибирский

Я-

Беспозвоночные

несколько тысяч видов

Проблемы ихтиофауны

сокращение речной сети, загрязнение и замусоривание

Заказники: •-

8-пушных,

6-боброво-выхухолевых, 1-бобровый, 1-выхухолевый

* Рельеф

расчлененный, овражно-балочный

{IT}

Позвоночные

432 вида

ВИДЫ:

рыбы - 32 вида земноводные-12 пресмыкающиеся - 8 птиц-265

-«ПРОБЛЕМЫ

уничтожение местообитаний диких х<ивотных

М фоприятия:

На территории области создано 16 государственных видовых заказников (8-пушных, 6-боброво-выхухолевых, 1-бобровый, 1-выхухолевый)

Рис. 1. Геоинфографика «Животные Курской области»

Сегодня используются два противоположных подхода к дизайну инфографики. Первый, исследовательский, берет начало в вековых традициях оформления научных работ, его основатель Эдвард Тафти. Принципы этого подхода заключаются в минимализме, при котором все несущест-

венное для передачи информации должно быть опущено, а сама информация должна быть передана максимально точно. Такой подход приемлем в научной работе, анализе данных, бизнес аналитике, т.к. рассчитан на целевую аудиторию.

Формальдегид Свинец ^ ~ СО

Рис. 2. Геоинфографика «Загрязнение атмосферного воздуха Курской области»

Второй подход, сюжетный, или повествовательный, начавшийся с Найгела Холмса, который создавал иллюстрации к ре-

дакционным колонкам в Time с 1978 по 1994 год. Такой подход более привлекательных, т.к. создает образ у читателя [4].

Рис. 3. Геоинфографика «Нарушения почвенного покрова Курской области»

Хотелось бы внести уточнение, что геоинфографика - это не иллюстрация слов или предметов, это визуализация данных и явлений. Т. е. она может выступать как дополнение к основному источнику знаний (например, слов учителя), так и как самостоятельный источник добычи знаний. Это характерная особенность, способная помочь современному школьнику в быстром и качественном поиске информации.

На современном этапе развития гуманитарных наук ученые пытаются разделить понятия «наглядный» и «визуальный». Понятие «наглядный» означает демонстративный, т. е. в процессе обучения учитель показывает (демонстрирует) готовый материал: предмет, явление. А «визуальный» предполагает образное представление, следовательно, в процессе обучения

предполагается осмыслить информацию и представить ее в виде фигуры, объекта, картинки. Необходимо, уточнить, что из себя представляет процесс визуализации -это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; воспринятый образ может быть развернут и послужить опорой для мыслительных и практических действий [5].

По мнению учителей-новаторов, инфо-графика обладает рядом достоинств, т.к. совмещает сразу несколько видов работы. Она направлена на формирование визуального мышления. В психологии визуальное мышление - это синтез понятийного мышления и образного. Его компонентами являются процессы: восприятие визуальных образов, их анализ, сравнение, оценивание, интерпретация, преобразова-

- Педагоигка

ние, создание индивидуального образа предмета, объекта или явления [1].

Таким образом, инфографика (геоинфо-графика) являются результатом визуализации данных. В упрощенном варианте гео-инфографика представляет собой любое сочетание текста и графических символов, целью которых является организация данных, демонстрация фактов, динамики и зависимостей [6].

Новые подходы и технологии в современном школьном географическом образовании определили потребность в усовершенствовании наглядных средствах обучения. Для того чтобы ученик, находящийся в пространстве информационного «хаоса», разобрался и усвоил материал урока, материал должен быть представлен в удобной и доступной форме для современного школьника. Осуществить это может актуальное и доступное средство наглядности - геоинфографика.

Геоинфографика особенно актуальна при изучении краеведческого материала, т.к. она конкретизирует учебную наглядность относительно своей местности. Кроме того, она повышает успеваемость, в сложных условиях преподавания географического краеведения: отводится малое количество часов и изучить сложную по компонентам структуру современной

мическую географию региона и его экологическое состояние) необходимо в краткие сроки. В данном случае, как нельзя лучше, подходит геоинфографика, она, являясь средством наглядности и дополнением, может стать также источником географических и экологических данных. Не будем забывать, что геоинфографика - это визуализация данных. Правильно разработанная она сократит время на объяснение каких-то статистических данных и позволит углубиться в вопрос изучения.

Таким образом, использование геоин-фографики в процессе обучения географии решает многие вопросы, так как она обладает набором необходимых для этого параметров: информационной нагрузкой; красочным представлением; позволяет повышать интерес и развивать познавательные качества и выявлять причинно-следственные связи.

Из всего выше сказанного, можно сделать выводы, что принцип наглядности -один из основных в обучении географии и развитии восприятия окружающего мира. Геоинфографика, являющаяся примером этого принципа, позволяет сориентироваться ученику в огромном современном потоке информации, выделить главное и усвоить в доступной форме, что наиболее важно для современного школьника.

школьной географии (физическую, эконо-

Библиографический список

1. Кондратенко О.А. Развитие визуального мышления студента средствами инфогра-фики -// Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2013. №8 (75). -С. 93-96. Режим доступа: www.gramota.net/materials/1/2013/8/31.html (дата обращения: 31.04.20160

2. Лаптев В. Изобразительная статистика.- М.: Эйдос, 2012. - 180 с.

3. Швед О.В. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный ресурс] / О.В. Швед // Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe. Режим доступа: http://scaspee.eom/6/post/2013/10/ infographics-as-means-of-visual-communication-shved-o-v.html. (дата обращения: 10.05.2016)

4. Воробьёв В.В. Инфографика, как средство геометрической информации. / Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием «Россия молодая». Кузсбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева. - Кемерово, 2015. - Режим доступа http://science.kuzstu.ru/wpcontent/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/FFP/6/1.p df (дата обращения: 13.05.2016).

5. Ермолаева Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. - 2014. - № 11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sposob-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii (дата обращения: 06.05.2016)

6. Федорова Е.И. Инфографика как метод визуализации данных // Организационная коммуникация: материалы междунар.науч.- практ. конф., 23-24 апр. 2014 г. / О.В. Терещенко (отв. Ред.) [и др.] - Минск: Изд. центр БГУ, 2014. - С. 145-149. Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/110801 (дата обращения: 04.05.2016)

GEOINFORMATICA - AN INNOVATIVE LEARNING TOOL IN THE SCHOOL

GEOGRAFII

E.Yu. Kuznetsova, student Kursk state university (Russia, Kursk)

Abstract. In modern world there is a huge flow of information that is necessary to adopt, formed a kind of "information chaos." In such a situation is the student, the lessons he is given a lot of information in a poor format filing. Also taking place in the school of geographical education. This work reveals the features of geoinformatiki to increase the level of knowledge and learning within the school subject of geography.

Keywords: geoinformatica, presentation, illustration, visualization, geography, school education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.