Научная статья на тему 'ГОФМАН И ШУМАН - ВЕЛИЧАЙШИЕ РОМАНТИКИ 19 ВЕКА. "КРЕЙСЛЕРИАНА"'

ГОФМАН И ШУМАН - ВЕЛИЧАЙШИЕ РОМАНТИКИ 19 ВЕКА. "КРЕЙСЛЕРИАНА" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
410
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Э. Т. ГОФМАН / КРЕЙСЛЕРИАНА / Р. ШУМАН / МУЗЫКАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ / ФИНИСТИМЛЯНЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. Т. ГОФМАНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлова Ольга Александровна

В настоящей статье будут представлены эстетические взгляды и мировоззренческие позиции одного из выдающихся представителей немецкого Романтизма - Э. Т. А. Гофмана. Будет проанализировано литературное наследие автора, получат обобщение взгляды и духовные ценности писателя, его отношение к музыкальному искусству. Важным вопросом, рассмотренным в контексте предпринятой статьи, станет влияние взглядов и идеалов Э. Гофмана на творчество Р. Шумана. Будет изучено содержание и идея цикла, его музыкально - стилистические особенности, касающихся выражению образов литературного наследия Э. Гофмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOFFMANANDSCHUMANN - GREAT ROMANTIES OF THE 19TH CENTURY. "KREISLERIANA"

This article will present the aesthetic views and worldview positions of one of the outstanding representatives of German Romanticism - E. T. A. Hoffman. The author's literary heritage will be analyzed, the views and spiritual values of the writer, his attitude to the musical art will be generalized. An important issue considered in the context of this article will be the influence of the views and ideals of E. Hoffman on the work of R. Schumann. We will study the content and idea of the cycle, its musical and stylistic features related to the expression of images of the literary heritage of E. Hofmann's.

Текст научной работы на тему «ГОФМАН И ШУМАН - ВЕЛИЧАЙШИЕ РОМАНТИКИ 19 ВЕКА. "КРЕЙСЛЕРИАНА"»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ГОФМАН И ШУМАН - ВЕЛИЧАЙШИЕ РОМАНТИКИ 19 ВЕКА. «КРЕЙСЛЕРИАНА»

Павлова Ольга Александровна

преподаватель кафедры «Фортепиано.Орган» Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова

г.Москва

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.4.53.182 HOFFMANANDSCHUMANN - GREAT ROMANTIES OF THE 19TH CENTURY. «KREISLERIANA»

Pavlova Olga

teacher of the Department «Piano.Organ» State musical and pedagogical Institute named after M. M. Ippolitov-Ivanov

Moscow

Аннотация

В настоящей статье будут представлены эстетические взгляды и мировоззренческие позиции одного из выдающихся представителей немецкого Романтизма — Э. Т. А. Гофмана. Будет проанализировано литературное наследие автора, получат обобщение взгляды и духовные ценности писателя, его отношение к музыкальному искусству. Важным вопросом, рассмотренным в контексте предпринятой статьи, станет влияние взглядов и идеалов Э. Гофмана на творчество Р. Шумана. Будет изучено содержание и идея цикла, его музыкально - стилистические особенности, касающихся выражению образов литературного наследия Э. Гофмана.

Annotation

This article will present the aesthetic views and worldview positions of one of the outstanding representatives of German Romanticism — E. T. A. Hoffman. The author's literary heritage will be analyzed, the views and spiritual values of the writer, his attitude to the musical art will be generalized. An important issue considered in the context of this article will be the influence of the views and ideals of E. Hoffman on the work of R. Schumann. We will study the content and idea of the cycle, its musical and stylistic features related to the expression of images of the literary heritage of E. Hofmann's.

Ключевые слова:Э. Т. Гофман, Крейслериана, Р. Шуман, музыкальный Романтизм, финистимляне, эстетические взгляды Э. Т. Гофмана.

Keywords: E. T. Hoffman, Kreisleriana, R. Schumann, musical Romanticism, the finistines, E. T. Hoffman's aesthetic views.

Эстетика музыкального Романтизма неразрывно связана с другими видами искусства и научной мысли, среди которых особое влияние на музыку оказала литература и философия. В этой связи особый интерес представляет изучение творческих параллелей и влияния идей известного писателя-романтика Э. Т. Гофмана и одного из ярчайших представителей музыкального романтизма — Роберта Шумана.

В историю культуры Эрнст Теодор Амадей Гофман (третье крестное имя Вильгельм сменил на Амадей в честь своего кумира Вольфганга Амадея Моцарта) вошёл, прежде всего, как великий писатель-романтик, литературное творчество которого тесно связано с музыкальным искусством. Эрнст Теодор Амадей был выдающимся юристом, художником, театральным режиссёром, критиком.Однако внутренне он чувствовал себя прежде всего музыкантом. Гофман играл на клавесине и скрипке, дирижировал, пел, сочинял оперы, симфонии, мессы, сонаты, романсы, камерные ансамбли.Своим творчеством Гофман оказал сильнейшее влияние на развитие романтического направления в музыке. Он

неизменно подчёркивал, что «романтический вкус» - явление редкое, ещё более редкое -«романтический талант». Своё первое крупное произведение Гофман назвал «Фантазии в манере Калло» («Крейслериана»).

Сборник эссе «Крейслериана» явился вершиной творческого наследия писателя. В нём Гофман объединил 13 статей, отрывков, новелл, в которых постепенно складывается тот образ Крейслера, который впоследствии стал выразителем его собственных мыслей и переживаний.

Музыкально-эстетическое кредо Гофмана было продекларировано во многих его работах и эссе. Являясь представителем немецкой романтической школы, Э. Т. Гофман находит свои идеалы и мировоззренческую позицию в искусстве. Герой литературных произведений Гофмана -музыкант, художник, поэт, который порывом воображения, силой своего таланта творит новый мир, более совершенный, чем тот, где он обречен существовать повседневно.

Особенное отношение сформировалось у автора к музыкальному искусству. Именно музыка,

по мнению писателя не связана с окружающим миром и выражает его стремление к миру прекрасного, чувственного и бесконечного.

Герои Гофмана разделены на 2 группы. Хорошим людям (филистерам), не обладающим внутренней силой и энергией и ограниченным узким кругозором, чтобы вырваться из порочного круга, противостоят музыканты.

Филистеры у Гофмана подвергаются острой сатире. Автор высмеивает их нежелание жить и развиваться, ими руководят деньги и бытовые потребности.

Представленные в его эссе и рассказах музыканты - люди творческие. Автор относит к их числу и себя, ввиду чего некоторые произведения имеют элементы автобиографичности.

Мировоззренческие идеалы Э. Т. Гофмана были заключены в следующих тезисах:

1. Путь к успеху композитора лежит через вдохновение.

2. Общего правила, для достижения успеха музыкального произведения. Однако, автор приводит некоторые рекомендации по достижению поставленной цели:

— певучесть и кантиленности мелодии. Э. Гофман отмечает:«Чудесной волшебной силой потрясает она человеческую душу. Нечего и говорить, что без выразительной, певучей мелодии всякие ухищрения инструментовки и

т.д, - только мишурная отделка: она не служит украшением живого тела. Певучесть в высшем смысле слова есть синоним подлинной мелодии. Мелодия, не обладающая певучестью, остаётся рядом разрозненных звуков»1.

— стремление к чистоте и красочности гармонии. При этом композитор особое внимание следует уделить продуманной логике модуляций, определяя необходимость использования постепенных модуляций (в I степень родства) или внезапных.

— особое внимание автор рекомендует уделить инструментовке. Композитор должен осознавать своеобразие и выразительность звучания как каждого инструмента по отдельности, так и ансамблевых сочетаний.

— не злоупотреблять исполнительскими «излишествами» и необоснованными украшениями.

— выбор тональности и смена динамических оттенков должны определятся внутренним содержанием музыкального произведения.

3. Огромное значение в литературном наследии Э. Т. Гофмана уделяется саморазвитию и творческому росту музыканта и личности в целом. В эпизоде «Аттестат Иоганнеса Крейслера» автор вспоминает о том, что именно окружение писателя, успешные ученики школы, существующие с ним бок о бок способствовали личностному росту персонажа.

4. Немаловажное значение Э. Гофман придает сатире. Именно данное направление способствует развитию образного сюжета и активизирует драматургию произведения.

Мировоззренческие позиции, взгляды и идеалы композитора стали основой для творчества Роберта Шумана— одно из крупнейших представителей зрелого Романтизма, ярчайшей и неординарной фигуре XIX столетия. Наибольшей популярностью пользуются инструментальные произведения автора. Фортепианный цикл «Крейслериана» - по сути «Шуманиана», его композитор всегда ставил на первое место среди своих лучших фортепианных сочинений.

Название цикла связано с именем героя нескольких произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана («Кавалер Глюк», «Крейслериана», «Житейские воззрения Кота Мурра») - с именем «безумного капельмейстера» Иоганнеса Крейслера. Прямых сюжетных связей с новеллами писателя у Шумана нет. Название цикла - скорее литературная аналогия, посредством которой Шуман хотел выразить господствующий дух произведения, подчеркнуть свою творческую связь с Гофманом, истинным продолжателем которого Шуман и стал.

Композитор запечатлел в своей «Крейслериане» облик очаровавшего его Крейслера, благороднейшего музыканта, в котором композитору импонировала постоянная напряжённость душевной жизни, энтузиазм мысли и чувств, становящийся почти непрерывным творчеством.

Фортепианный цикл состоит из восьми пьес, которые Шуман назвал «Фантазиями». Анализируя заглавие пьес, мы изумляет точечное попадание композитора в характеристический тон. Итак, в цикл входят двадцать два тематических раздела — самостоятельных, промежуточных, чаще всего контрастирующих. Главная музыкальная тема возникает из короткого интонационного импульса (первые четыре звука пьесы №1). Эти звуки и есть центральный, музыкально - психологический образ «Крейслерианы». Появляющийся затем в множестве свободных вариантов, он скрепляет цикл в единое целое, создавая образ неисчерпаемости живого чувства, бесконечной активности. В ситуации обилия контрастов, которые как кажется, почти полностью вытесняют черты сходства, для исполнителя важно сосредоточиться не столько на контрастах (они и сами по себе достаточно ярки), сколько на поисках явлений тождества, содержащихся в произведении. Интерпретация целого представляет собой определённую систему связей интонационно -тематического, ладогармонического, метро -ритмического, темпового движения музыки, которое в результате взаимодействия обнаруживает черты целого. Характеризуя

1Дмитриев А. С. (ред.). Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Под ред. а. М., Изд-во Моск. унта,. 639 с.. 1980

своеобразие музыкального языка цикла Цезарь Кюи в рецензии на концерт И. Гофмана в 1897 году писал: «По интересу фактуры, развитию тем, их возвращению в изменённом виде, по деликатности тематических намёков, как видение являющихся мимолётно, «Крейслериана» представляет ещё высший интерес, чем «Карнавал2».

Интерпретирование пьес из фортепианного цикла «Крейслериана» Р. Шумана имеет свои особенности и является довольно не простой задачей, даже для опытного пианиста. Одна из главных проблем, возникающих в ходе интерпретации цикла — стремление к достижению единства и целостности всех пьес цикла. При интерпретации шумановских сюитных циклов, весьма велика опасность возникновения «пустых мест» между эпизодами, пьесами, что может разорвать единую линию развития, целостность формы. Среди различных факторов особенно существенным является продолжительность цезур между пьесами. Возможности исполнителя довольно широки. Он может, к примеру, разделить во времени части или эпизоды, подчеркнув их обособленность, а может резко противопоставить, как бы столкнуть контрастные образы, в случае же близости настроений - создать впечатление преемственности в развитии, плавности, текучести. Перед музыкантом возникает трудная задача - по тонким (иногда тончайшим) композиционным намёткам познать характер связи образов и их последовательность движения.

Подводя итог рассмотрению особенностей произведения, следует отметить, что фортепианный цикл «Крейслериана», как и другие образцы наследия Шумана являются жемчужинами романтического фортепианного наследия. Музыка композитора получала высокую оценку его современников и композиторов последующих эпох. Так, Л. Е. Гаккель отмечал: «Музыка Р. Шумана стала частью духовного мира, и, вообще,

мира, словно бы и частью самого человека Отмечать очередную шумановскую годовщину значит почти то же самое, что отмечать годовщину облаков, деревьев или годовщину человеческой души3».

Список литературы:

1. Асафьев Б. Предисловие // Шуман Р. Собрание песен / Под. Ред. А. Ламма., М.: «Музгиз», 1933 — С. 2.

2. Гаккель, Л.Е. К стопятидесятилетию со дня рождения Р.Шумана. - "Карнавал" Шумана// Гаккель, Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. - Л., 1988. - С. 47-51.

3. Гофман Э. Т. «Об одном изречении Саккини» / Гофман Э.Т.А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. - М.: Худож.лит., 1991.

4. Дмитриев А. С. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Под ред. а. М., Изд-во Моск. унта,, 1980. — 639 с.

5. Житомирский Д. В. Житомирский, Д. Шуман и двадцатый век: [из выступления на симпозиуме в Дюссельдорфе] / Д.Житомирский // Муз. жизнь. - 1988. - № 22. - С. 22.

6. Кюи Ц. Избранные статьи [Текст] / Сост., вступит. статьи «Ц. А. Кюи в борьбе за русскую музыку», и примеч. И. Л. Гусин ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. - Ленинград :Музгиз, 1952. — 692 с.

7. Рубинштейн А. Дни моей молодости (фрагменты)// Исполнительское искусство зарубежных стран. Выпуск 9. М., 1981.

8. Шуман. Р. Письма./Р.Шуман. — М.: изд. Муз. 1982 — 525с.

9. Шуман, К. Из дневниковых записей Клары Шуман: [выдержки из дневника жены Р.Шумана, относящиеся к периоду её замужества] / К.Шуман; пер. с нем. и подгот. публ. Б.Диментмана // Муз. жизнь. - 1994. - № 7. - С. 32-34.

2 Кюи Ц. Избранные статьи [Текст] / Сост., вступит.

статьи «Ц. А. Кюи в борьбе за русскую музыку», и примеч. И. Л. Гусин ; Гос. науч.-исслед. ин-т театра и музыки. - Ленинград :Музгиз, 1952. — 692 с.

3 Гаккель, Л.Е. К стопятидесятилетию со дня рождения Р.Шумана. - "Карнавал" Шумана// Гаккель, Л.Е. Исполнителю, педагогу, слушателю. - Л., 1988. - С. 47-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.