Г. П. Веселов
Годы студенческие
В то время, когда началась моя студенческая жизнь, директором государственного пединститута им. С. М. Кирова был профессор истории СССР Пантелеймон Прокофьевич Михайленков. Он очень уважал тех студентов, которые выполняли общественные поручения по улучшению условий для деятельности института. Ему принадлежит крылатая фраза: " За одного общественника-студента отдам десять отличников". П. П. Михайленко внушал, что учитель должен все уметь делать не только в школе, но и вести политико-массовую работу с населением за ее пределами. В годы Гражданской войны он служил в кавалерии и воевал под командованием С. М. Буденного, а после Великой Отечественной войны под его руководством было сделано очень много по возрождению института.
Сменил замечательного директора Иван Андреевич Мельников, доцент, кандидат педагогических наук. Стиль руководства вузом у И. А. Мельникова отличался медлительностью во всех направлениях, в результате накопились проблемы, требовавшие неотложного решения. Конечно, преподаватель он был талантливый, мы любили его лекции по современной педагогике, но администратором он был слабым.
Видной фигурой в институте был заместитель директора Иван Николаевич Лагун, который к тому же читал историю педагогики. Он нравился нам тем, что читал лекции свободно, почти не пользовался конспектами и точно цитировал главные мысли мировых светил педагогики. На семинарских занятиях добивался развернутых, обоснованных ответов на поставленные вопросы. При этом часто замечал, что будущий учитель должен владеть умением говорить перед слушателями, а для осуществления этой цели важно целенаправленно читать литературу и источники по будущей профессии. К этому преподавателю и администратору можно было обратиться с любым вопросом не только в кабинете, но и в здании, на улице.
Веселов Георгий Петрович - выпускник 1953 г., в 1980-х гг. министр просвещения РСФСР
Близость Пскова к Ленинграду позволяла руководителям нашего вуза приглашать профессоров для чтения лекций из Ленинградского университета и пединститута имени А. И. Герцена. Все приглашаемые ученые читали лекции прекрасно, и эта мера, несомненно, способствовала лучшей подготовке каждого из нас по избранной специальности.
Изумлял глубиной знаний по истории средних веков Г. М. Дейч, который впоследствии издал немало научных статей и книг о
В. И. Ленине, изучал положение крестьян Псковщины в XIX веке. Но особенно запомнился его метод приема зачетов и экзаменов. Во время подготовки студента по билету перед ответом он никогда не обращал внимания на то, какими источниками (легальными и нелегальными) пользуется будущий отвечающий. Скажем прямо, некоторые студенты заготавливали ответы на все вопросы по соответствующему курсу истории. Генрих Маркович, видимо, хорошо знал о бытовавшей практике, а потому, только отвечавший начинал рассказывать по первому вопросу, затем по второму, он мигом говорил "достаточно" и осыпал множеством мелких вопросов по всему предмету В результате пользоваться скрытыми шпаргалками было просто невозможно. Таким образом он давал нам наглядный урок проверки знаний у обучающегося.
Методику преподавания истории на нашем факультете вел опытный педагог, в прошлом директор Псковской городской школы № 9 Павел Семенович Вознесенский. Лекции он читал в тесной связи с программным материалом по истории в средней школе. Не могу не заметить, что многие преподаватели читали лекции сухо, академично, отвлеченно от практики. Павел Семенович же преломлял все положения дидактики и особенно методы обучения детально и ясно. Запомнились его семинарские занятия, на которых рассматривались виды уроков, лекций, бесед, дискуссий и т.д. И когда мы пришли на педагогическую практику в школу, то каждый из нас, хотя и волновался, чувствовал определенную уверенность в себе, и в итоге уроки и воспитательные мероприя-
тия проводились на нужном педагогическом уровне.
Мне довелось проводить педагогическую практику в авторитетной 1-й средней школе г. Пскова. Забегая вперед, скажу, что практика в общем прошла довольно успешно, но расскажу об одном рискованном эксперименте. Однажды на уроке истории в 9-м классе мне сообщили, что учительница, к сожалению, заболела. Причем она должна была вести урок на эту тему в 9-а классе, а я в 9-б. Павел Семенович старался, чтобы мы вначале прослушали урок у опытного педагога. В данном случае обстановка из-за болезни учителя круто изменилась. Об этом доложили директору школы А. И. Никольскому. Тот, прядя к студентам-прак-тикантам и побеседовав с нашим методистом П. С . Вознесенским, попросил меня провести урок не только в своем 9-б, но и 9-а классе. Вся сложность оказалась в том, что в школе было четыре девятых класса, и директор предложил мне провести уроки во всех, т.к. иначе у учащихся будет прогул, ибо заменить отсутствующего учителя было некем. К тому же директор школы и методист знали, что после окончания педучилища я почти три года работал учителем в начальной школе. Одновременно моим сверстникам по курсу хотелось увидеть все сложности преподавания в четырех девятых классах. Уроки прошли весьма удачно, по ходу их ведения пришлось корректировать домашние заготовки по методике, т. к. уровень подготовки учащихся был в классах различным. В результате все сошлись во мнении, как это физически непросто, и убедились в необходимости разумного составления расписания уроков в школе. После окончания практики П. С. Вознесенский по секрету сказал мне, что из меня получится способным педагог.
С глубоким уважением вспоминаю имена сильнейших преподавателей вуза моего периода обучения - М. Н. Свердлову, А. Д. Давидовича, А. И. Голышеву, М. М. Ниценко, Л. А. Вершинина и многих других, работавших с нашей группой. Разве можно забыть заместителя директора института Т. К. Подсосову, которая очень мне помогла, когда я заболел гепатитом. Столь же внимательна она была ко всем студентам. Все мы очень уважали декана физико-математического факультета Я. Н. Перши-ца - за умные и дружеские рекомендации по
многогранной проблеме подготовки к учительской работе. Он говорил, что вуз дает основы научных знаний по соответствующей специальности, а мы должны самостоятельно углублять профессиональную подготовку, и только тогда будет интересно работать с детьми, которые зададут учителю очень много вопросов "Почему?" И помните, говорил он, что авторитет учителя в школе зависит прежде всего от его научно-педагогической подготовки, способности увлечь и организовать детей.
Студенческий коллектив института осенью 1949 г. составлял менее тысячи человек, а когда я оканчивал вуз в июне 1953 г. - около полутора тысяч. Среди студентов почти 90% было девушек, и только 10% юношей. Среди последних около четверти были участниками Великой Отечественной войны. Учились все студенты старательно, большинство активно участвовало в работе общественных организаций. Комсомольскую организацию института возглавлял фронтовик Павел Кузин, студент литературного факультета, затем его сменил Владимир Сусленников. Профсоюзную организацию продолжительное время студенты и преподаватели доверяли возглавлять мне. Наши обязанности в основном сводились к созданию нормальных жилищно-бытовых условий для студентов в общежитиях, организации досуга, физкультурно-оздоровительной деятельности и др. Сотни студентов за время учебы побывали в домах отдыха в санаториях страны за счет профсоюза учителей. Волейбольные мужские и женские команды, пловцы и лыжники неоднократно занимали призовые места в областных соревнованиях, участники художественной самодеятельности многократно выступали перед псковичами с концертами. Дело прошлое, но, по отзывам самих комсомольцев, профсоюзные организации в начале 1950-х гг. работали более инициативно и интересно, чем комсомольские.
Группа, в которой я учился, была очень дружной. Запомнились своей порядочностью и любовью к будущей профессии Ю. Разумов, Е. Горский, Г. Рафельсон, В. Петрова, Н. Кожина, Н. Андреева, Н. Мурашкина, В. Бальшова,
С. Алешин, Т .Степанова и многие другие.
В марте 1953 г., еще до окончания вуза, каждого будущего выпускника приглашали в комиссию по распределению для назначения
на работу по заявкам школ Псковской области и Прибалтики. Был приглашен в комиссию и я. Списки имевшихся вакансий были заранее вывешены для ознакомления, а комиссия выслушивала желание студента. В связи с тем, что до поступления в институт я уже работал учителем, мне предложили должность директора Черехинской средней школы Псковского района. К сожалению, начать учебный год в этой школе мне не довелось по причине избрания первым секретарем Псковского горкома
ВЛКСМ. Вначале я очень переживал из-за такого крутого поворота в своей жизни, ибо мечтал только об учительской деятельности, но потом убедился, что и на этом поприще предстоит серьезная воспитательная и организационная работа с учащейся и работающей молодежью. Вселяло уверенность и то, что профессорско-преподавательский коллектив института дал нам хорошую научно-педагогическую подготовку для работы не только в школе, но и в общественных организациях.
выпускников