Научная статья на тему 'Годовая динамика показателей белкового и водно-солевого обменов у первоклассников, обучающихся по разным программам'

Годовая динамика показателей белкового и водно-солевого обменов у первоклассников, обучающихся по разным программам Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна, Васильев Валерий Павлович

В течение двух лет изучалась годовая динамика конечных продуктов метаболизма белков мочевины и креатинина, а также натрия и калия у первоклассников, обучающихся по разным педагогическим программам. В ходе исследований выявлена зависимость уровня экскреции креатинина и калия от формы организации учебного процесса, что позволяет использовать эти показатели в качестве критерия функционального напряжения систем организма при адаптации к школе или оценки "стоимости" учебной деятельности в период развития начального утомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна, Васильев Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The annual dynamics of metabolitieses of protein and mineral exchanges of first-form pupils studied according to different methodics

During two jears was being studied the annual dynamics of the final products of metabolism of protein ureas and creatinin, and the dynamics of Na & K among pupils of the first form educated according to different pedagogical programmes. In the course of investigations had been revealed the dependence of the level of excration of criatinin and K from the form of organization of the educational process that allows to use this factor as a criterion of the functional tension of the systems of an organism during the adaptation to school or as a criterion of the evaluation of "the cost" of educational activity at the period of development of initial tiring.

Текст научной работы на тему «Годовая динамика показателей белкового и водно-солевого обменов у первоклассников, обучающихся по разным программам»

УДК 612.015+577.12

Е.А. Шарлаева, В. П. Васильев

Годовая динамика показателей белкового и водно-солевого обменов у первоклассников, обучающихся по разным программам

В связи с разнообразием форм обучения и учебных программ изучение адаптационных возможностей и оценка функционального состояния организма школьников представляют определенную практическую значимость. Адаптационные возможности детей и хорошее усвоение школьного материала связаны не только с состоянием физиологических систем, но и с метаболическим потенциалом организма. Поэтому изучение уровня конечных продуктов обмена веществ в динамике учебного года является, на наш взгляд, вполне оправданным.

Белкам принадлежит ведущая роль в процессах обмена, связанная с выполнением ими ряда важнейших функций. Для обеспечения их потребности, особенно в растущем, развивающемся организме, необходимо постоянное потребление белков с пищей [1]. Однако, учитывая низкое материальное обеспечение большинства семей, можно предположить, что количество потребляемых белков резко снижается. В связи с этим изучение особенностей белкового обмена у детей, начинающих обучение, является очень актуальным. Судить об интенсивности метаболизма белков можно по количеству конечных продуктов данного обмена, в частности, мочевине и креатинину. Кроме того, начало занятий в школе обуславливает целый комплекс адаптивных перестроек, связанных с изменением гормонального фона организма [2] . Зная роль минералокортикоидов в системе адаптивных реакций, авторы посчитали целесообразным исследовать экскрецию с мочой ряда минеральных веществ (натрия и калия) .

В связи с этим целью данной работы явилось

I/ 700

Ц 600

0

! 500

1 400

5

Сй

« 300

0

2 200

л

1 100

со

о

£ 0

□ Гимназический класс ^Традиционный класс

Рис. 1. Динамика уровня мочевины у первоклассников в течение года

начало года середина года

изучение годовой динамики показателей белкового и водно-солевого обменов у первоклассников, обучающихся по разным программам.

Исследования проводились на базе школы- гимназии №25 г. Барнаула. Было обследовано 63 первоклассника: 38 из них обучались в классе с повышенной учебной нагрузкой по программе Эльконина и Давыдова (гимназический класс), 25 - по традиционной программе. Определение биохимических показателей проводили в утренней порции мочи, взятой перед занятиями; мочевину и креатинин определяли колориметрическим методом с помощью специальных наборов три раза за учебный год: в начале (октябрь), середине (январь) и конце (апрель'-май) учебного года, определение натрия и калия проводили методом пламенной фотометрии.

Результаты изучения годовой динамики определяемых биохимических показателей представлены на рисунках 1-4.

Как видно на рисунке 1, достоверных различий по уровню мочевины у детей обоих классов на протяжении всего учебного года не наблюдалось. В направлении же динамики обнаружены некоторые отличия. У детей гимназического класса уровень мочевины значительно не изменялся в течение всего учебного года, у детей же традиционного класса наблюдалось достоверное повышение уровня данного метаболита от начала к середине года.

Известно, что уровень экскреции мочевины тесно связан с поступлением экзогенных белков в организм человека [3; 4] . следовательно, отсутствие достоверных различий по уровню мочевины у детей из классов с различной учебной на-

& 35 1--------------------------------------

ГС

I 20 -

I 15-

Ф

* 10 -.о

I

ф 5 -

Ей 5

о

£ 0 -

начало года середина года конец года

□ Гимназический класс □ Традиционный класс

Рис. 2. Динамика креатинина у первоклассников в течение учебного года

і

і

БИОЛОГИЯ

грузкой, возможно, связано с отсутствием существенных различий в их питании, что согласуется с данными по изучению рациона этих детей, а некоторые различия в динамике данного метаболита, возможно, обусловлены различиями семейных традиций в питании. При этом у детей традиционных классов в начале года уровень мочевины оказался ниже установленных норм, что указывает на низкое потребление белков ими в осенний период. В середине и конце года у этих первоклассников, а у детей гимназического класса в течение всего учебного года уровень данного метаболита находился в пределах нормы, что характеризует белковое питание как достаточное.

Результаты изучения годовой динамики креа-тинина показывают, что у большинства обследованных школьников, вне зависимости от величины учебной нагрузки, уровень креатинина в начале и конце учебного года достоверно выше (р< 0,05), чем в середине (рис. 2). Причем у детей гимназического класса в эти периоды он был значительно выше (в 2 раза - в начале года; в 1,5 раза - в конце года; р<0,05), чем у детей, обучающихся по традиционной программе, и даже выходил за пределы установленных норм (рис. 2) . Известно, что креати-нин - показатель не только белкового, но и энергетического обмена [5], и уровень его экскреции не связан с поступлением экзогенных белков в организм человека [3] . Поэтому более высокие уровни этого метаболита в начале и конце учебного года, по-видимому, связаны в первом случае с высокой стоимостью адаптационного процесса, а во втором - с повышением функциональной стоимости учебной деятельности в период развития начального утомления. При этом как первый процесс (адаптация), так и второй энергетически более затратными (по уровню креатинина) оказались в гимназическом классе. Полученные результаты согласуются с литературными данными о том, что хорошее усвоение школьного материала, а также появление значительного утомления связаны с интенсификацией энергетического обмена [5; 6].

Экскреция определяемых электролитов с мочой регулируется гормонами надпочечников, в частности, альдостероном, поэтому уровень их экскреции является отражением функционального состояния надпочечниковой системы [7; 8] .

Экскреция натрия в начале и середине учебного года достоверно не различалась в сравниваемых группах детей (рис. 3), только в конце года уровень экскретируемого натрия у детей гимназического класса оказался несколько выше, чем у детей класса с традиционной программой обучения.

Как видно из рисунка 4, значительных изменений уровня калия на протяжении всего учебного года не наблюдалось у детей гимназического класса, тогда как у детей из класса с традиционной программой обучения уровень экскреции данного электролита снижался с течением времени. Причем, в середине и конце учебного года уровень калия у детей из классов с различной учебной нагрузкой достоверно различался. У детей гимназического класса уровень калия в середине года был в 1,5 раза, а в конце года - в 1,8 раза (р< 0,05) выше, чем у детей из класса с традиционной программой обучения.

Можно предположить, что более высокий уровень экскреции калия у детей гимназического класса указывает на функциональное напряжение коры надпочечников, которое, возможно, обусловлено утомлением этих детей к концу учебного года. Однако специально проведенная оценка динамики натрий-калиевого коэффициента, который помогает избежать влияния величины диуреза и который обычно используют для выявления напряжения надпочечниковой системы, не выявила значительных изменений функционального состояния коры надпочечников в обеих группах обследованных детей.

Таким образом, результаты изучения годовой динамики показателей белкового и водно-солевого обменов у первоклассников, обучающихся по разным программам, указывают на то, что у детей

^ 400,0-°іі 350,0-„5" 300,0 -а 250,0 -Й 200,0л 150,0® 100,0° 50,0-

* 0,0 -

□ Гимназический класс □ Традиционный класс

Рис. 3. Динамика натрия у первоклассников в течение учебного года

|Ь 1ь

-±- ► ► і

начало года середина года конец года

£ 200,0 150,0

I 100,0

.0

1 50,0 >а 0,0

□ Г имназический класс □ Традиционный класс

Рис. 4 . Динамика калия у первоклассников в течение учебного года

II !■ !■

начало года середина года конец года

гимназического класса в начале и конце года имеет место напряжение функциональных систем организма, вызванное, по всей видимости, более

высокой учебной нагрузкой. Наиболее «чувствительными» показателями напряжения оказались уровень креатинина и калия в моче.

Литература

1. Возрастная биохимия: Учебно-метод. пос./Сост. Н.И. Лапашина, А.Л. Соловьева. Л., 1978.

2. Варпаховская О.Г., Демин В.И., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Показатели энергетического и минерального обмена как критерии адаптации младших школьников к учебным нагрузкам //Новые исследования по возрастной физиологии. 1979. №2. С. 62-67.

3. Дэгли С., Никольсон Д. Метаболические пути / Пер. с англ. М.А. Белозерского. М., 1973.

4. Демина С.Е., Смирнов Н.М., Столярова Л.Г. Некоторые показатели мочевой экскреции продуктов обмена азота у школьников 10-13 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1980. №2. С. 54-57.

5. Маслова Г.М., Демин В.И. Экскреция креатина и

креатинина и ее связь с утомлением организма // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. Ы! 2. С. 40-43.

6. Нарциссов Р.П., Кузнецова М.Н. Психофизиологическое обоснование школьной успеваемости // Физиология человека. 1995. Т. 21. Ы3. С. 60-65.

7. Кузнецова Л.М. Динамика показателей экскреции электролитов со слюной у учащихся 7-8 классов при углубленном дифференцированном обучении // Новые исследования по возрастной физиологии. 1990. Ы1. С. 132-135.

8. Наточин Ю.В. Показатели водно-солевого обмена при некоторых хронических заболеваниях и в экстремальных условиях труда / / Физиология человека. 1993. Т. 19. Ы! 6. С. 60-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.