Научная статья на тему 'Влияние форм организации учебного процесса на функциональное состояние организма первоклассников'

Влияние форм организации учебного процесса на функциональное состояние организма первоклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
162
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна

Проводились исследования по оценке влияния разных форм организации учебного процесса (развивающей и традиционной) на функциональное состояние организма первоклассников. В результате было установлено, что наиболее благоприятные изменения весовых и ростовых прибавок от октября к маю наблюдались у детей, обучающихся по традиционной программе, у них же отмечено более высокое качество выполнения работы. У детей гимназического класса изменение качественных и количественных показателей умственной работоспособности указывало на появляющиеся признаки утомления, а уровень креатинина и величина Na/K-коэффициента свидетельствовали о напряжении энергетических и функциональных систем детского организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шарлаева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FORMS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON A FUNCTIONAL CONDITION OF AN ORGANISM OF FIRST-GRADERS

Researches were carried out according to influence of different forms of the organization of educational process (developing and traditional) on a functional condition of an organism of first-graders. In result it been established, that optimum changes weight and height increases from October by May were observed at children training under the traditional program, at them higher quality of performance of work is marked. At the children gymnasium a class change qualitative and quantity indicators of intellectual serviceability specified appearing attributes of exhaustion and a level creatinin and size of Na/K-factor testified to a pressure of power and functional systems of a children's organism.

Текст научной работы на тему «Влияние форм организации учебного процесса на функциональное состояние организма первоклассников»

УДК 612.014.41/45; 612.015

Е.А. Шарлаева

Влияние форм организации учебного процесса на функциональное состояние организма первоклассников

Вопросам социальной адаптации детей при поступлении их в школу в последние годы уделяется большое внимание, так как такого рода адаптации могут нести в себе черты соматических и психологических отклонений, длительность которых будет зависеть от возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья школьников [1]. Напряжение адаптивных процессов определяется состоянием метаболизма, динамикой отдельных соматических признаков и психологических характеристик.

Вопросы адаптации при поступлении детей в школу приобретают важное значение еще и потому, что в последнее время в школах используются новые методы обучения, разрабатываются разнообразные формы организации учебного процесса, которые не всегда положительно сказываются на здоровье ребенка из-за учебных нагрузок, не соответствующих возможностям детского организма. Особенно это актуально для детей, только начинающих обучение, когда организм развивающегося человека еще не готов к чрезмерным учебным и эмоциональным нагрузкам.

За последнее десятилетие в городе Барнауле также открыто множество лицеев и гимназий, в которых, начиная с первых классов, наряду с традиционной программой обучения, практикуется применение программ развивающего обучения. В связи с этим целью работы явилась оценка влияния разных форм организации учебного процесса на функциональное состояние первоклассников.

В работе представлены данные обследования 155 первоклассников г. Барнаула, из них 57,4% обучались в классе развивающего обучения (по программе Эльконина, Давыдова), 42,6% -в традиционном классе. У первоклассников изучалась динамика показателей физического раз-

вития, умственной работоспособности и некоторых показателей обмена от начала к концу учебного года. Первые замеры проводились в начале октября - через месяц после начала обучения, затем определение тех же показателей проводилось в конце учебного года - в конце апреля.

Динамика показателей физического развития представлена в таблице 1. Как видно из предложенной таблицы, дети из гимназического и традиционного классов достоверно не отличались по антропометрическим показателям ни в начале, ни в конце учебного года.

Изучение годовых изменений рассматриваемых показателей показало, что у большинства обследованных первоклассников наблюдалась их положительная динамика. При этом все антропометрические показатели у детей обоих классов увеличились за год достоверно. Однако наиболее благоприятные изменения весовых и ростовых прибавок от октября к маю наблюдались у детей, обучающихся по традиционной программе. Если дети гимназического класса в среднем подросли на 1,9 см, то рост детей традиционного класса в среднем увеличился на 2,8 см. При этом дети гимназического класса прибавили по массе тела около 0,9 кг, а масса тела первоклассников традиционных классов увеличилась в среднем на 1,2 кг. В обхвате грудной клетки дети обоих классов прибавили практически одинаково: 2 см - дети гимназического класса, 1,8 см -традиционного класса.

Таким образом, дети гимназического и традиционного классов по физическому развитию существенно не различались между собой во все периоды наблюдения, у большинства из них наблюдалась положительная годовая динамика всех антропометрических показателей. Однако более значимое увеличение роста и веса было

Таблица 1

Динамика антропометрических показателей у детей в зависимости от формы организации учебного процесса (М±т)

Показатели Рост, см Масса тела, кг ОГ, см

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

Гимназический класс 125,9±0,5 127,8±0,5* 23,2±0,4 24,1 ±0,4* 60,8±0,4 62,8±0,5*

Традиционный класс 124,5±0,7 127,3±0,8* 22,5±0,5 23,7±0,6* 60,1±0,6 61,9±0,5*

Примечание: * - достоверное изменение показателя от начала к концу учебного года, р<0,05

Таблица 2

Динамика показателей умственной работоспособности обследованных первоклассников (М±т)

Показатели V,знаков знаков/мин ПТ ПЧП ПВ

Нач. года Конец года Нач. года Конец года Нач. года Конец года Нач. года Конец года Нач. года Конец года

Гимн, класс 81,1±3,1 106,4±2,7* 38,0±1,5 47,2±1,5 0,93±0,01 0,94±0,01 75,3±2,9* 100,0±2,7* 23,3±1,6 24,3±1,9

Трад. класс 78,7±3,7 97,96±2,3 38,1±2,1 46,9±1,9 0,88±0,03 0,94±0,02 69,1±3,9 90,2±3,62 22,03±2,1 27,6±2,2

Примечание: * - достоверные различия между группами, р<0,05

отмечено у первоклассников, обучающихся по традиционной программе.

Из литературы известно, что в период адаптации детей к систематическому обучению в школе нарастание массы тела и изменение других антропометрических показателей могут претерпевать значительные отклонения от типичных изменений. Может наблюдаться снижение интенсивности нарастания массы тела и даже ее падение. Уменьшение интенсивности нарастания годичных приростов по этому показателю у коллектива детей дает основание говорить о неблагоприятных изменениях физического развития [2]. Следовательно, полученные нами данные дают возможность предположить, что дети из классов с традиционной программой обучения значительно легче перенесли переход от воспитания в детском саду к систематическому обучению в школе, тогда как у школьников из классов развивающего обучения, по-видимому, более высокие учебные нагрузки привели к замедлению темпов нарастания веса и роста.

Одним из важнейших критериев адаптации учащихся является их умственная работоспособность, которая имеет не менее выраженную периодичность, чем многие вегетативные функции. Умственная работоспособность может изменяться не только в течение суток, но также в недельном и годовом цикле, она отражается в каждый данный момент функционального состояния центральной нервной системы.

Как видно из приведенных данных (табл. 2), показатели умственной работоспособности у первоклассников гимназических классов немного выше, чем у детей традиционных классов. Однако достоверные различия (р<0,05) в начале учебного года между школьниками из разных классов наблюдались только по показателю чистой продуктивности.

В принципе полученные данные закономерны, так как в классы дети отбирались с учетом уровня развития их психических функций, и изначально показатели умственной работоспособности были выше у детей, попавших в гимназические классы.

К концу года наблюдалась положительная динамика умственной работоспособности у уча-

щихся обоих классов (табл. 2). Однако если количественные характеристики: объем выполненной работы и скорость выполнения - в большей степени увеличились в гимназическом классе, то качественные характеристики больше повысились в классе традиционной формы обучения. В результате в конце года объем выполненной работы у детей гимназического класса стал достоверно выше, чем у учащихся из класса с традиционной формой обучения - 106,4 и 97,96 знаков соответственно (р<0,05). Скорость переработки информации и в конце года между ними существенно не различалась. Показатель чистой продуктивности и в конце года оказался достоверно (р<0,05) выше у детей гимназического класса по сравнению с детьми традиционного. Несмотря на то, что показатели точности и внимания в течение года у детей традиционного класса повысились значительно больше, чем у детей гимназического, их значения существенно различаться не стали (табл. 2).

Судя по тому, что количественные показатели в гимназическом классе повысились значительно больше, чем у детей традиционного, а качественные характеристики у них существенно не различались, качество выполнения работы у детей традиционного класса в конце учебного года оказалось выше, чем у детей из класса развивающего обучения.

Таким образом, несмотря на положительную динамику изучаемых показателей, у большинства обследованных детей «стоимость» обучения при высоком качестве выполнения работы в традиционном классе оказалась ниже, чем в гимназическом, так как у детей гимназического класса увеличение интенсивности работы (V, Б и ПЧП) произошло на фоне увеличения количества ошибок. Подобный факт говорит об ухудшении функционального состояния ЦНС, о нарушении подвижности основных нервных процессов, преобладании возбудительного процесса над тормозным, т.е. об изменениях, характерных для первой фазы утомления [3].

Данные по изучению годовой динамики уровня мочевины представлены в таблице 3. Как видно из данной таблицы, достоверных различий по

Таблица 3

Динамика показателей белкового обмена у детей в зависимости от величины учебных нагрузок (М±т)

Показатели Креатинин, ммоль/сут Мочевина, ммоль/сут

Начало года Конец года Начало года Конец года

Гимназический класс 11,4±0,8* 10,0±0,5 407,3±19,0 415,3±14,8

Традиционный класс 9,14±0,5 8,5±0,5 409,4±22,7 407,4±11,2

Примечание: * - достоверные различия между классами, р<0,05

уровню мочевины и по направлению динамики между детьми обоих классов на протяжении всего учебного года не наблюдалось. К концу учебного года уровень данного метаболита в обоих классах изменился незначительно.

Известно, что уровень экскреции мочевины тесно связан с поступлением экзогенных белков в организм человека. Следовательно, отсутствие достоверных различий по уровню мочевины у детей из классов с различной учебной нагрузкой, возможно, связано с отсутствием существенных различий в их питании.

Одним из механизмов метаболической адаптационной перестройки является изменение уровня показателей креатинкиназной системы, в частности креатинина, следовательно, креати-нин является важным показателем не только белкового, но и энергетического обмена [4, 5].

Результаты изучения годовой динамики кре-атинина представлены в таблице 3. У детей гимназического класса во все периоды наблюдения уровень креатинина был выше, чем у детей из класса с традиционной программой обучения. При этом в начале года различия между ними были достоверными (р<0,05). Уровень экскреции креатинина не связан с поступлением экзогенных белков в организм человека и остается постоянным у одного и того же человека, независимо от объема выделяемой мочи [6], следовательно, различия в уровне креатинина не связаны с питанием обследованных школьников.

Долгое время считалось, что уровень экскреции креатинина с мочой связан с обменом мышечной ткани и отражает величину мышечной массы, но некоторыми авторами было показано, что в детском возрасте экскреция

креатинина велика и не пропорциональна мышечной массе [7]. О связи же экскреции креатинина с активацией окислительного метаболизма говорят факты, полученные при индивидуальных исследованиях людей в разных физиологических состояниях: при физических нагрузках, лихорадке, на первой стадии адаптации к высоте и т.д. [8, 9].

Таким образом, на основании имеющихся данных мы предположили, что уровень экскреции креатинина зависит в основном от интенсивности процессов окислительного фосфорилирова-ния и отражает энергетические затраты обследованных школьников. Следовательно, более высокие значения уровня креатинина у детей гимназических классов указывают на повышенную интенсивность окислительных процессов, возможно, связанных с активацией АТФ-АДФ цикла во время функциональных энергозатрат [5] детей этого класса при адаптации к учебному процессу и большим их утомлением.

Начало занятий в школе как существенный стрессирующий фактор обусловливает целый комплекс адаптивных перестроек, связанных с изменением гормонального фона организма, в частности, меняется характер минерального и водно-солевого обменов. Результаты изучения уровня и годовой динамики кальция как важного показателя минерального обмена и Ыа/К-коэф-фициента, отражающего функциональную активность надпочечниковой системы, представлены в таблице 4.

Как видно из предложенной таблицы, экскреция кальция с мочой в течение учебного года у большинства обследованных школьников вне зависимости от величины учебной нагрузки, су-

Показатели Са, ммоль/сут Ка/К-коэф.

Начало года Конец года Начало года Конец года

Гимназический класс 3,1±0,2 3,9±0,2 2,3±0,1 2,3±0,1*

Традиционный класс 3,4±0,25 3,4±0,1 2,6±0,2 2,96±0,2

Примечание: * - достоверные различия между классами, р<0,05

Таблица 4

Динамика кальция и Ыа/К-коэффициента у детей в зависимости от формы организации учебного

процесса (М±т)

щественных изменений не претерпевает. Причем достоверной разницы по уровню данного элемента между детьми из классов с разной учебной нагрузкой также выявлено не было ни в начале, ни в конце учебного года.

По Ма/К-коэффициенту в начале года существенных различий между детьми их классов с различной учебной нагрузкой также выявлено не было (табл. 4). Изменения величины коэффициента от начала к концу учебного года в обеих группах детей в среднем были также несущественны. Однако даже незначительное повышение величины Ма/К-коэффициента у детей традиционного класса от начала к концу года привело к тому, что его величина у детей гимназического класса стала достоверно ниже (2,96 и 2,3 соответственно, р<0.05).

Ма/К-коэффициент - чувствительный показатель выделения альдостерона (минералокор-тикоид коры надпочечников), который вызывает реабсорбцию натрия и усиливает выведение калия с мочой. Усиленное выделение альдосте-рона и повышение симпатического тонуса наблюдается при интенсивных умственных нагрузках [10]. Следовательно, полученные данные по изучению Ма/К-коэффициента указывают на то, что у первоклассников, обучающихся по развивающим программам, минералокортикоидная

активность коры надпочечников выше, чем у детей из классов с традиционной программой обучения, особенно в конце учебного года. Возможно, это адаптивная реакция организма детей к более высоким учебным нагрузкам и эмоциональному напряжению, либо следствие появляющегося утомления.

Таким образом, оценка влияния разных форм организации учебного процесса на функциональное состояние организма первоклассников показала, что «стоимость» обучения детей в классе развивающего обучения выше, чем детей из класса с традиционной программой, так как наиболее благоприятные изменения весовых и ростовых прибавок от октября к маю наблюдались у детей, обучающихся по традиционной программе. У детей гимназического класса качественные и количественные показатели умственной работоспособности изменялись таким образом, что можно говорить о появляющихся признаках утомления. Уровень креатинина и величина Ма/ К-коэффициента у учащихся гимназического класса указывают на напряжение энергетических и функциональных систем детского организма в начале учебного года - первый период адаптации к учебным нагрузкам, и в конце года, когда возможно развитие утомления.

Литература

1. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А. и др. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М., 1980.

2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М., 1990.

3. Коринская Е.П. Работоспособность и состояние здоровья учащихся, начинающих обучение в школе с 6 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. 1977. №1.

4. Демин В.И. Возрастные изменения креатин-ки-назной системы // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. №1.

5. Маслова Г.М., Пронина Т.С. Связь энергетических показателей и физиологическое состояние мальчиков 7 и 16 лет // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. №2.

6. Мак-Мюррей У. Обмен веществ у человека: Пер. с англ. В.З. Горкина. М., 1980.

7. Schwartz G.I., Haycock G.B., Spitzer A. Plasma creatinine and urea concentracion in children: Normal ralues for age and sex // J. of Pediatrics, 1976. V. 88, №5.

8. Rohl A.P., O'Halloran M.W., Pannall P.R. Biochemical and phisioligical changes in fottball players // J. Austral. 1981. V. 1, №9.

9. Маслова Г.М., Демин В.И. Экскреция креатина и креатинина и ее связь с утомляемостью организма // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. №2.

10. Кузнецова Л.М. Динамика показателей экскреции электролитов со слюной у учащихся 7-8 классов при углубленном дифференцированном обучении // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.