Научная статья на тему 'Год в университете на острове тайвань'

Год в университете на острове тайвань Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паженский Роман Николаевич

Студент-китаист Восточного института Школы региональных и международных исследований ДВФУ Роман Паженский провёл почти год на Тайване, совершенствуя китайский язык в Тамканском университете. Роман инвалид 1 группы, передвигается на инвалидной коляске. Поездка на Тайвань стала возможной благодаря финансовой и иной поддержке, которую оказали Роману ДВФУ и неравнодушные люди. Вернувшись недавно во Владивосток, Роман рассказал о своих впечатлениях от пребывания на китайском острове

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Паженский Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Year at the University on the Island of Taiwan

A sinologist student at the Oriental Institute School of Regional and International Studies, FEFU, Roman Pazhenskiy spent almost a year in Taiwan, improving his Chinese skills at Tamkang University. Roman is a disabled person, group 1, moving in a wheelchair. Roman’s trip to Taiwan was made possible thanks to the financial and other support provided by FEFU and caring people. On his return to Vladivostok, Roman told about his impressions of his stay on the Chinese island.

Текст научной работы на тему «Год в университете на острове тайвань»

ПАЖЕНСКИЙ Роман Николаевич

Студент бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика» Восточного института - Школы региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток) Электронная почта: funti2f@gmail.com

Год в университете на острове Тайвань

асш dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-2/123-129

Студент-китаист Восточного института - Школы региональных и международных исследований ДВФУ Роман Паженский провёл почти год на Тайване, совершенствуя китайский язык в Тамканском университете. Роман - инвалид 1 группы, передвигается на инвалидной коляске. Поездка на Тайвань стала возможной благодаря финансовой и иной поддержке, которую оказали Роману ДВФУ и неравнодушные люди. Вернувшись недавно во Владивосток, Роман рассказал о своих впечатлениях от пребывания на китайском острове.

Коротко о себе: Я Паженский Роман Николаевич, студент 3 курса ВИ-ШРМИ, направление «Востоковедение и африканистика», специализация «экономика Китая», изучаю китайский язык. Главная моя особенность - это то, что я инвалид 1 группы. Но благодаря тому, что кампус ДВФУ - это комплекс современных зданий с безбарьерной средой, я получил возможность учиться.

После 3 курса я решил поехать на стажировку в страну изучаемого языка - Китай. Я обратился в международный отдел университета. Мне предложили как вариант город Харбин, с университетами которого у ДВФУ налажены тесные связи. Я собрал необходимые документы, для обучения за границей, департамент отправил их в Харбин, но спустя три недели пришёл отказ. Основная причина - отсутствие доступной среды для инвалидов: нет пандусов и лифтов. Тогда специалисты международной службы университета предложили следующий вариант - это Тайвань, с университетами которого у ДВФУ тоже существуют партнёрские отношения. Я согласился попробовать, хотя меня такой вариант не совсем устраивал из-за дороговизны. На Тайвань тогда можно было добраться самолётом с пересадкой в Корее или Японии (сейчас уже появился прямой рейс Владивосток-Тайбей). К тому же получить визу можно только в Москве, и одно из требований получения визы - это депозит 100 000 рублей на случай непредвиденных обстоятельств. Вскоре Тамканский университет в Тайбэе подтвердил готовность меня принять. Осталось найти необходимые финансовые средства. От ДВФУ я получил трэвел-грант, который покрыл стоимость билетов туда и обратно. Многие для цитирования: сотрудники и преподаватели университета приняли уча- Павженский Р.Н. 1од в

- т. „ университете на острове

стие в сборе средств, организованном Иваном Писаревым. Тайвань // ИзвестияВос-

Тайваньцы также приняли в этом участие, самую большую точного института. 2019.

й п Т/Г № 2. С. 123-127. doi: сСхЛш.

долю денежных средств собрал «Ротари Интернэшнл», между- сг^до 248бб/2542-1б11/2019-

народная благотворительная организация. 2/123-129

31 августа 2018 г. я прибыл в Тамканский университет, поселился в одном из его общежитий. Студенты университета очень помогли мне при заселении и оформлении документов, которых было немного - вообще бюрократии на Тайване, на мой взгляд, очень мало, всё делается быстро, не нужно бегать по бесчисленным кабинетам за подписями. На следующий день пришли сотрудники, которые занимаются делами инвалидов, с инспекцией. Выяснилось, что мне нужно переделать душевую кабину и кровать. Буквально на следующий день пришли мастера и сделали мне кровать и душ. Также они предложили электрическую инвалидную коляску, совершенно бесплатно на весь период обучения. Поначалу я отказался, так как в повседневной жизни в России пользовался протезами, но вскоре согласился так как рельеф университета гористый, плюс жаркая погода и главное, что я с лёгкостью получил доступ в бассейн университета, для этого не требовалось медицинских комиссий, только символическая единоразо-вая оплата около 1000 рублей за семестр. Коляску мне дали дорогую. К сожалению, наше государство если и даёт электрическую коляску, то гораздо худшего качества. Вскоре я осознал всю прелесть использования этого транспортного средства на Тайване. В стране практически повсеместно установлены пандусы и лифты: в кафе, ресторанах, кинотеатрах, железнодорожных вокзалах, всех станциях метро, магазинах. Коляска развивала скорость 10 километров в час: из маломобильного я превратился в супермобильного, плюс в жару я не тратил усилия и не уставал, больше оставалось сил на обучение.

Близилось время начала занятий, можно было выбирать предметы, правда я совершенно этого не умел делать, так как в России отсутствует такая возможность. Я выбрал историю Тайваня, поскольку у меня всегда хорошие оценки по истории; японский язык, так как моим соседом по комнате был японец, думал, если что, можно будет спрашивать; и международные отношения, потому что один из студентов, который мне помогал, тоже выбрал этот предмет. В вечернее время с 6 до 8 часов, каждый день, кроме среды, были занятия по китайскому языку для иностранцев, на которые приходили даже тай-ваньцы, которые хотели улучшить навыки письменного китайского: эти навыки у них утрачиваются из-за использования смартфонов, где нужно только печатать иероглифы, а не писать их.

У местного студенчества развиты различные клубы и сообщества. В начале семестра была организована ярмарка, где студенты рекламировали свои клубы: это и любители походов, танцев, песен, конструкторов, спорта, иностранных языков. Я записался в студенческие клубы «Войс» и «Чаткорнер». Впоследствии я ходил в «Чаткорнер» каждый день, где я практиковал китайский, английский и японский языки.

Конечно, выявились, на мой взгляд, существенные минусы занятий, которые чаще и чаще появляются в России: это то, что студенты на Тайване не имеют голоса, говорит только преподаватель, а знания оцениваются посредством тестов и докладов. Только один раз за весь год обучения попался преподаватель, который много работал с нами на занятиях, она поделила группы на команды, затем мы должны были отвечать на вопросы, за которые начислялись баллы. Если команда проигрывала, она должна была готовить песню на китайском

языке и петь. На этих занятиях было весело, хотя и нелегко, учитель был строгий, нужно было много учить (рис. 1).

Конечно, были и плохие преподаватели или курсы, которые студент мог не осилить. Тогда у студента есть возможность уйти с занятия и оставить отзыв о преподавателе, который сильно влияет на его рейтинг. Если у учителя плохие отзывы, университет может не продлить контракт и уволить преподавателя. На Тайване не принято говорить об этом заранее, зачастую говорят об увольнении только за день до увольнения. Два раза в семестр организовывали экзамены по всем выбранным дисциплинам. На период проведения экзаменов занятия не проводились. Большую часть экзаменов я сдавал в специальном офисе для инвалидов, что было очень удобно. Также этот офис собирал инвалидов и организовывал различные развлекательные мероприятия, в одном из которых я участвовал, это мастер-класс плавания на байдарке. Специально для занятия предоставили бассейн на четыре часа и выделили инструкторов.

Вообще инвалиды Тайваня хорошо социализированы, ходят в обычные школы и все работают. Даже с тяжёлыми умственными пороками, такими как синдром Дауна, обучаются для работы на автомойках и тому подобное, где не требуется наличие серьёзных навыков. Все инвалиды-колясочники, с которыми я был знаком, жили самостоятельно и отдельно от родных - и работали, что в России является крайней редкостью. На улицах Тайбэя, благодаря безбарьерной среде, я часто видел инвалидов и людей, которые ухаживают за

Рис. 1. На занятии китайского языка в Тамкангском университете. На фотографии наш преподаватель китайского языка Ян Кэсинь, одногруппники из Японии, Индонезии, Франции и Польши. Ну и я из России. Источник: архив автора.

Рис. 2. В бассейне города Тайчжуна. На тренировке дети обучались помогать маломобильным. Мне помогли одеть купальную шапочку. Источник: архив автора.

больными стариками. Кроме того, очень удобно для прогулок мам с маленькими детьми. В нашем общежитии жили в основном иностранцы из Японии, Кореи, различных стран Европы, Северной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии. В основном для общения использовался английский, так как редко приезжал подготовленный в плане китайского языка студент. Были и звезды в изучении китайского: испанец Хектор и кореянка Хьюн, оба приехали с нулевым китайским и закончили на уровне уверенного владения языком, но в подавляющем числе случаев прогресса практически не было. Видимо, это связано с тем, что иностранные студенты не имеют необходимой базы в китайском, знаний грамматики. К тому же тайваньцы в Тайбее неплохо владеют английским и, видя иностранца, сразу переключаются на английский. Знал одного финна, который за семестр выучил только такие фразы: «как зовут», «как дела» и «до свидания». Самое поразительное, что практически все европейцы имели большую стипендию, которой им хватало на путешествия в соседние с Тайванем страны, такие как Филиппины, Япония, Таиланд и Вьетнам.

Помимо учёбы я занимался плаванием (рис. 2), участвовал в соревновании по этому виду спорта и в двух представлениях по синхронному плаванию для инвалидов, которые проходили в тайваньском городе Тайчунг. Там же я читал лекции местным школьникам на китайском языке о том, что нужно учиться преодолевать трудности (рис. 3), и участвовал в новогоднем утреннике, который был организован представительством РФ для русских иммигрантов и их семей,

в качестве Деда Мороза (рис. 4). Русские на Тайване в основном трудятся преподавателями английского, программистами и в компаниях, работающих с техническим оборудованием. Немало смешанных семей, в которых русские женаты на тайваньках или замужем за тай-ваньцами.

Мой японский, благодаря студенческому клубу «Чаткорнер», быстро прогрессировал, и на зимних каникулах я впервые съездил в страну Восходящего солнца, где провёл неделю в Токио. Во втором семестре, благодаря праздникам, получилась одна неделя весенних каникул, я на это время поехал в самый южный тайваньский город Гаосюн, жители которого очень гостеприимные и общительные. Считается, если человек хочет быстро выучить китайский язык, то надо ехать в Гаосюн. Я тоже согласен с этим мнением.

От японцев я узнал, что пейзажи Тайваня запечатлены в знаменитом японском аниме режиссёра Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками». Сам Миядзаки очень любит Тайвань и часто там бывает. В июне в Тайчунг приехали инвалиды из Японии, чтобы продемонстрировать водный балет, я даже участвовал в качестве переводчика с японского на китайский и наоборот. Искусство плавания японцев меня удивило - очень высокий уровень. Сами инвалиды хорошо социализированы, уровень их интегрированности в общество намного выше, чем на Тайване, и недосягаем для российских инвалидов. Помню, у девушки-японки с ДЦП был сделан дорогой маникюр. Поразило, что она одна приехала без мам и пап, со своей подругой. Девушка держалась

Рис. 3. Выступление в средней школе тайваньского города Тайчжуна. Я рассказывал детям, что несмотря на трудности нельзя сдаваться и нужно учиться. Рассказывал на китайском языке. Источник: архив автора.

Рис. 4. Новогодний утренник в городе Тайчжун. Мероприятие организованно дипмиссией и российскими гражданами и иммигрантами. Я приглашён в качестве Деда Мороза. Источник: архив автора.

на равных, и её все уважали как личность. На тренировке тренеру показалось, что она филонит, он стал говорить с ней на повышенных тонах. Меня это очень поразило. Уровень общественной и личной культуры японского общества несопоставимо выше нашего, видимо, поэтому они богатый народ. Вчера я возвращался из ДВФУ и тут же жалостливый человек подбежал и сунул мне в карман 100 рулей, что совершенно недопустимо для тайваньцев и японцев, которые больше смотрели на меня с уважением, а не с жалостью и состраданием.

25 июня я сдал последний экзамен и последнюю неделю провёл в Тайчунге. Правительство этого города активно развивает общественный транспорт, к примеру 20 километров проезда в неделю для горожанина бесплатные, автобусы ходят по расписанию, также в городе много светофоров, парков и дорожек для велосипедистов, в отличие от Владивостока - города победивших автомобилистов. В городском бассейне бесплатный билет для инвалидов, да и для обычных граждан билет намного дешевле, чем в России, к тому же в бассейне есть баня,

сауна и гидромассаж, и это все включено в стоимость билета. Время прошло незаметно, 30 июня я вернулся в Россию.

Тайвань меня культурно и духовно обогатил, я стал более открытым и общительным. Значительно улучшился китайский и английский, начал учить новые языки: японский и немного корейский, который возможно буду изучать в будущем. Страна очень комфортная для проживания всех членов общества, реализована доступная среда для инвалидов, что позволяет им учиться и работать, а не сидеть дома, как в России. Я впервые за десять лет инвалидности жил как здоровый человек - куда хотел, туда и ездил, что хотел, то и делал. Конечно, в России это тоже может появиться, но нужно, чтобы у людей изменить сознание, чтобы люди смотрели вперёд, а не назад.

Roman N. PAZHENSKIY

Student of Oriental and African bachelor degree program, Oriental Institute - School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia) E-mail: funti2f@gmail.com

A Year at the University on the Island of Taiwan

doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-2/123-129

A sinologist student at the Oriental Institute - School of Regional and International Studies, FEFU, Roman Pazhenskiy spent almost a year in Taiwan, improving his Chinese skills at Tamkang University. Roman is a disabled person, group 1, moving in a wheelchair. Roman's trip to Taiwan was made possible thanks to the financial and other support provided by FEFU and caring people. On his return to Vladivostok, Roman told about his impressions of his stay on the Chinese island.

For citation: Pazhenskiy R. P. A year at the University on the island of Taiwan // Oriental Institute Journal. 2019. № 2. P. 123-127. doi: dx.doi.org/10.24866/2542-1611/2019-2/123-129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.