УДК 37.011.31-051(470)
Е. С. Протанская
Год педагога и наставника: ретроспектива юбилеев в контексте истории национального образования
2023 г. прошел в РФ как Год педагога и наставника в честь 200-летия со дня рождения К. Д. Ушин-ского. Отмечались и юбилейные даты педагогов С. А. Рачинского, И. Я. Яковлева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. В СПбГИК в 2023 г. отметили 105-летие основания вуза. Прослеживается преемственность педагогических идей, форм и методов в трудах и практике великих педагогов в развитии российского образования. Обращается внимание на общность в признании ценности родного языка, приобщении детей к фольклорной традиции в начальном образовании, общедоступности и демократичности образования. Актуальность идей и опыта С. А. Рачинского рассматривается в контексте роли религии как одной из важнейших основ национальной идентичности. Народность образования, воспитание достоинства детей и юношества на основе формирования трудолюбия, творческих, нравственных и эстетических начал личности, умения сотрудничать, самодисциплины характеризуют вектор развития образования в деятельности названных педагогов, развитие ими идей К. Д. Ушинского. Подчеркивается известность и популярность имен, книг, памяти, методов педагогов в научных сообществах, практике организаций России и мира.
Ключевые слова: К. Д. Ушинский, С. А. Рачинский, И. Я. Яковлев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлин-ский, православие, родной язык, национальная идентичность, история образования
Elena S. Protanskaya
The Year of the Teacher and Mentor: a retrospective of anniversaries in the context of the history of national education
2023 passed in the Russian Federation as the Year of the Teacher and Mentor in honor of the 200th anniversary of the birth of K. Ushinsky. The anniversaries of teachers S. Rachinsky, I. Yakovlev, A. Makarenko, V. Sukhomlinsky were also celebrated. In 2023 SPbGIK celebrated the 105th anniversary of the founding of the university. The continuity of pedagogical ideas, forms and methods in the works and practice of great teachers in the development of Russian education is traced. Attention is drawn to the commonality in recognizing the value of the native language, introducing children to the folklore tradition in primary education, universal accessibility and democracy of education. The relevance of the ideas and experience of S. Rachinsky is considered in the context of the role of religion as one of the most important foundations of national identity. Nationality of education, education of the dignity of children and youth based on the formation of challenging work, creative, moral and aesthetic principles of the individual, the ability to cooperate, and self-discipline characterize the vector of development of education in the activities of these teachers, their development of the ideas of K. Ushinsky. The fame and popularity of names, books, memories, methods of teachers in scientific communities, the practice of organizations in Russia and the world are emphasized.
Keywords: K. D. Ushinsky, S. A. Rachinsky, I. Ya. Yakovlev, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky, Orthodoxy, native language, national identity, history of education DOI 10.30725/2619-0303-2024-2-172-180
2023 г. прошел в РФ как Год педагога и наставника, год 200-летия со дня рождения К. Д. Ушинского. В этой связи в стране обращалось внимание на юбилеи других выдающихся педагогов: 190-летие со дня рождения С. А. Рачинского, 175-летие И. Я. Яковлева, 135-летие А. С. Макаренко, 105-летие В. А. Сухомлинского. Эти события упоминались на заседаниях юбилейной VIII Международной научно-практической конференции «Культурное пространство: генезис и трансформация», состоявшейся 25-26 октября 2023 г. в Санкт-
Петербургском государственном институте культуры, также отметившем свое 105-летие.
Имена великих русских педагогов не только известны и уважаемы в России: о них знают, их труды изучают, их идеи воплощают во всем мире. Так, 1988 г. по инициативе ЮНЕСКО на международном уровне был проведен как Год А. С. Макаренко (в связи со столетием со дня рождения А. С. Макаренко и признанием заслуг этого педагога), а 1998 - год 150-летия со дня рождения И. Я. Яковлева - был назван «Годом И. Я. Яковлева».
Среди ярких звезд российской культуры, ее патриотов и подвижников выделяются многие педагоги, но названное созвездие при целостном рассмотрении именно вместе, бесспорно, предстает как определившее направление и ценности ее развития, а их труд и идеи особенно актуальны в настоящий момент. 105-летний юбилей СПбГИК - первого в России и в мире института культуры, созданного в целях эстетического развития и дополнительного образования населения огромной страны, также символичен и является одним из звеньев в развитии российского образования, как будет показано далее.
Этими педагогами было реализовано понимание образования как условия культурного и экономического развития страны, заложенное идеями и усилиями Петра I, М. В. Ломоносова, стоявшими у истоков России как одной из самых образованных наций. В свое время, отвечая на вопрос королевы Англии «Государь, что будет, если твой народ, переняв ремесла, художества и искусства Ев-ропейския, переймет и все то, что послужит истреблению первородного его свойства?», Петр I, в своем «великом посольстве» загоревшийся целью совершенствования жизнеустройства и технологий России, преодоления технического отставания от европейцев, в ответ ей написал: «Отдавая на суд потомства мои дела, скажу россиянам: Сыны России! Естли, научась ремеслам и искусствам, вы обольститесь приманками роскоши европейской, вспомните только, чем занимался Петр. <...> Не для того я странствую, не для того тружусь, чтобы исторгнуть Россию из России, но чтобы укрепить и вознести ее в ней самой» [1]. Как отмечают исследователи, «главное новое, что внес Ломоносов в сферу образования - это национальный тренд, универсальный и фундаментальный характер образования, соединение образования с наукой и развитием промышленности» [2, с. 59].
Сам Год педагога и наставника справедливо связывается с юбилеем Константина Дмитриевича Ушинского - основателя теоретической педагогики в России, блестящего идеолога национальной школы, талантливого практика и смелого реформатора образования. На становление личности Ушинского, на его педагогические взгляды и мировоззрение оказали влияние педагоги, учившие и воспитывавшие его в детстве и юности. К. Д. Ушинский в Новгороде-Север-ском обучался в гимназии, которой руководил известный ученый Илья Федорович
Тимковский, привлеченный в свое время к открытию Харьковского университета, бывший там профессором, отмеченный наградами за свои заслуги перед университетом и Отечеством. В 1789-1797 гг. И. Ф. Тимковский учился на юридическом и философском факультетах Московского университета («по части словесности, физико-математических наук, юриспруденции и политики»). За выдающиеся успехи он был награжден четырьмя медалями: две серебряные медали были вручены ему в 1790 г. и 1792 г. по философскому факультету, а третья серебряная и одна золотая (в 1793 и 1795 гг., соответственно) - по юридическому [3, с. 24].
И. Ф. Тимковский был педагог, прививавший ученикам любовь к словесности [4] и в уже зрелые годы все еще отличавшийся широтой эрудиции, явным педагогическим талантом. К. Д. Ушинский писал о нем: «Почтенный старик, переходивший беспрестанно от Горация и Вергилия к Библии и от постовых молитв. к цитатам из Тацита и Цицерона, был и в то время явлением не совсем обыкновенным, а ныне даже очень и очень редким» [5, с. 310]. В своих воспоминаниях К. Д. Ушинский отмечает привитое И. Ф. Тимковским «благоговейное отношение к науке» и всем, кто ею занимался, и делает вывод: «Вот почему. воспитанники Новго-род-Северской гимназии отличались на экзаменах во всех университетах» [5, с. 310]. Учась на юридическом факультете в Московском университете, «с особенною благодарностью Ушинский вспоминал о П. Г. Редкине и Грановском, под влиянием талантливых лекций которых он увлекся философией и историей» [б]. Именно П. Г. Редкин - инспектор негосударственных учебных заведений в Москве - был сторонником теории воспитания и образования, консолидации педагогов: инициировал организацию Педагогического общества в России, которым руководил в 1859-1874 гг., и Фребелевского общества в Петербурге (1871).
Как практик и педагог К. Д. Ушинский раскрылся в 1854-1858 гг., когда, переехав в Санкт-Петербург, начал преподавать в Гатчинском сиротском приюте, готовившем чиновников для министерств и государственных департаментов. Здесь К. Д. Ушинский увлекся собранием книг по истории педагогики, составленным его предшественником. Результатом осмысления прочитанного стала статья «О пользе педагогической литературы»,
предопределившая его путь теоретика педагогики в России, принесшая ему успех и приглашение сотрудничать в известных журналах - «Современнике», «Журнале для воспитания», «Библиотеке для чтения», даже в качестве редактора «Журнала Министерства народного просвещения». Адресовываясь не только к педагогам, но и к общественности, К. Д. Ушинский создавал прецедент популяризации педагогической литературы, его статьи об обучении и воспитании читали и обсуждали не только учителя, но и члены царской фамилии, родители. Творчески освоив идеи педагогов прошлого, К. Д. Ушинский смог изменить моральный климат в приюте, искоренив распространенные среди воспитанников воровство, вражду, доносы друг на друга. воспитывая в юношах достоинство и дух товарищества, ставших основой его педагогики. Работая затем в Смольном институте благородных девиц, в котором традицией был постоянный надзор над ученицами, чтение их писем, Ушинский увидел, что они (делившиеся на дворянок и мещанок, что принижало последних), учились зачастую слабо. Одной из причин был акцент в преподавании иностранных языков (французского, немецкого, итальянского) при недостаточном владении родным русским языком, рождавший трудности в освоении других предметов. Все это убедило его в необходимости преобразований. Идеи К. Д. Ушинского, его предложения изменений в Смольном институте стали основой для перспектив женского образования в России, что было подхвачено многими последователями. Педагог полагал, что воспитанницы должны обучаться на родном языке и владеть им в совершенстве, проходить курсы по единым расширенным программам, проводить каникулы с близкими, что все воспитанницы должны обучаться. Он добился введения педагогических классов, и для их воспитанниц открылась «возможность попрактиковаться в педагогическом деле... в воскресной школе для горничных» [7, с. 48]. Проект преобразований был одобрен императрицей Марией, но начальница института М. П. Леонтьева в своем письменном докладе обвинила инспектора Ушинского в вольнодумстве - «атеизме и политической неблагонадежности» [7, с. 50]. Прочитав донос на себя, К. Д. Ушинский за три дня написал отповедь по всем пунктам, но поседел и надорвал здоровье.
Одним из сторонников и наиболее влиятельных проводников идей К. Д. Ушинского
был принц П. Г. Ольденбургский (1824-1871). Как председатель Главного совета женских учебных заведений, он направил педагога на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела [8]. Характерно, что дом Ольденбургских принадлежал ранее Бецкому, основавшему по поручению Екатерины II сам Смольный институт, положивший начало женскому образованию в России. Впоследствии он станет главным зданием СПбГИК, где более 100 лет выпускают библиотекарей, педагогов народного пения, народной музыки, просветителей и культурологов.
Поездки К. Д. Ушинского в европейские страны и Северную Америку, наблюдения за устройством в них образования и воспитания способствовали осмыслению научной обоснованности и связей с традицией педагогического влияния на молодое поколение. Отмечая эффективность идей и практик в иностранных образовательных учреждениях, их соответствие менталитету народов, К. Д. Ушинский отрицал простое перенесение в Россию традиций других стран: «Мы твердо убеждены, что в деле общественного воспитания подражание одного народа другому выведет непременно на ложную дорогу» [9]. При этом он, однако, предостерегал от национальной ограниченности: «Но во всяком общественном явлении... есть и своя рациональная сторона, отвергать которую только потому, что она высказалась прежде у другого народа, было бы весьма нелогично» [9]. В зарубежных поездках К. Д. Ушинского кристаллизовались концепции национального образования в России: значимость роли родного языка, развития речи у ребенка, знаний о природе Родины, общего кругозора и наблюдательности. Народность образования и воспитания, трактуемая как сохранение в поколениях нравственных и религиозных традиций, идеалов национального характера и поведения, сложившихся за века, описана в его работах «Вопросы о народных школах», «О необходимости сделать русские школы русскими», «О нравственном элементе в общественном воспитании», оказавших огромное влияние не только на современное ему, но и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Книги «Детский мир», «Родное слово», а также его «Руководство к преподаванию по „Родному слову" для учителей и родителей» до 1917 г. были переизданы более 100 раз и на годы вперед заложили
основы учебников для начальной школы. В них овладение грамотой ребенком происходит на основе народных пословиц и поговорок, сказок, при знакомстве с классикой отечественной литературы идет знакомство с названиями растений и животных родного края, что развивает любознательность и интересы, формирует культуру речи и обогащает словарный запас. К. Д. Ушинский делает акцент на взаимосвязанности обучения и воспитания как условии единства развития и образования ученика, на многосторонности категории «воспитание» самим названием своего главного труда «Человек как предмет воспитания».
Идеи К. Д. Ушинского нашли продолжение и развитие в опыте С. А. Рачинско-го, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, по аналогии с его «Родным словом» писал свою азбуку для чувашей И. Я. Яковлев.
Обязательное обучение в России К. Д. Ушинский называл мечтой всей своей жизни: «Скоро настанет время, когда весь русский народ осознает необходимость грамоты. Тогда будет издан закон об обязательном обучении для каждого русского человека» [10, с. 46].
Одним из выдающихся продолжателей идей Ушинского был Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), чье имя и опыт были незаслуженно забыты в СССР ввиду его особого внимания к православному воспитанию, поскольку в первые послереволюционные годы проводилось искоренение религиозных традиций, дискредитация и разрушение церкви. Дворянин, сын отставного майора, владельца усадьбы в с. Татево, чья мать Варвара Абрамовна (православная и глубоко верующая) была сестрой поэта Евгения Баратынского, Сергей Рачинский вырос в атмосфере музыки, поэзии, среди садов и цветников. Окончив естественно-научный факультет Московского университета со степенью магистра, он продолжал учение в Германии, где ботаник Матиас Шлейден высоко ценил своего ученика и как предисловие к своей книге «Растения» поместил письмо С. А. Рачинского «об отношении искусства и природы» [11]. Затем С. А. Рачинский работал на кафедре физиологии растений в Московском университете. В основу своей педагогической практики С. А. Рачин-ский положил обучение и воспитание в цер-ковно-приходской школе. Образованнейший и верующий человек, знаток европейских языков, талантливый переводчик и меценат, С. А. Рачинский понимал роль культуры и искусства, просвещения в судьбах народа,
видел, что церковь на селе - центр православной культуры, место главных жизненных и праздничных событий каждого крестьянина, а церковнославянский язык - основа грамоты и понимания этих событий. С. А. Рачинский отмечал, что крестьянину, как правило, недоступна полезная для него светская литература, в то же время тексты богослужебных книг, «сокровища поэзии, нравственного и догматического поучения. дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживают в нем способность к тому серьезному чтению, которое одно полезно и желательно» [12, с. 9-10]. И заключал что «лишь те школы, которые устроены при церквах, плодят у нас истинных грамотеев» [12, с. 10].
Рассуждая об учителе сельской школы, который проводит с детьми целый день, педагог отмечал важность для детей полезных занятий вне классов, благодаря которым «отношения его к ученикам становятся живее, ближе, чем в школе, действующей только в определенные часы» [12, с. 36-37]. На свои средства С. А. Рачинский строит большое с пристройкой и широкой террасой здание школы с общежитием на 30 мальчиков, где будут проживать ученики из дальних деревень. Биолог-естественник С. А. Рачинский с учениками перед зданием разбил огромный цветник. Цветы были повсюду в школе, она была окружена вьющимися растениями, сад и огород изобиловали диковинами, выращенными вместе с детьми из присланных отовсюду семян. Увидев, как дети скучают на уроке арифметики у его сестры, С. А. Ра-чинский придумывает и издает задачник «1001 задача для умственного счета», в котором предлагает ребятам решать занимательные жизненные ситуации. С. А. Ра-чинским были открыты более 30 народных школ, больница, подготовлены десятки учителей. Он полагал, что наилучшим следствием продолжения обучения для деревенского юноши будет овладение профессией фельдшера, педагога или иконописца. В школах С. А. Рачинского дети, кроме агрономии, растениеводства и садоводства, учились пению, игре на русских народных инструментах (балалайке, гуслях, баяне), самых талантливых учили иконописи. Именно там открылся талант Н. П. Богданова-Бельского, отточенный в Санкт-Петербургской академии художеств. Жизнь детей школ С. А. Рачинского запечатлена в картинах этого художника - ярких пор-
третах детей, занятых работой или устным счетом, читающих книгу, играющих на балалайке или гуслях. Картины, ставшие классикой детского счастья. Школу С. А. Рачинского окончили многие сельские учителя, протоиерей, духовник царской семьи Николая II Александр Васильев, медик, чл.-кор. АМН СССР И. Л. Богданов, профессор, заслуженный деятель науки и техники России Н. М. Синев.
В этих школах постепенно расширяется срок обучения (до 6 лет) и общеобразовательная программа, практическая часть: учили алгебре, геометрии, геодезии и черчению, физике, естествознанию и отечественной истории. Будущих учителей обучали педагогике.
Стены просторных классов школы в с. Та-тево были увешаны картинами, репродукциями классических произведений, рисунками из библейской и русской истории, сделанными учениками, висели иконы, перед ними горели лампады. Знаток старославянского, сам С. А. Рачинский каллиграфически выписывал слова духовных песнопений, молитв, праздничных церковных хоров, украшая их орнаментами, заставками, и в форме специальных таблиц вывешивал в классах. Как отмечают исследователи деятельности С. А. Рачинского, «он связывал свой идеал русской сельской школы с реальными запросами крестьянских масс... стремясь учитывать интересы и родителей, и самих детей» [13, с. 32].
С. А. Рачинский культивировал правильную речь, отказ от сквернословия, ему удалось не только выучить и воспитать людей, ставших сельской интеллигенцией, живущих в православии, певших в церковном хоре, знающих священные тексты, принесших односельчанам понимание греха и праведности, дух уважения к знанию, мысль о том, что нужно изжить пьянство в деревнях. Опыт С. А. Рачинского был высоко оценен императором Александром III, который в 1884 г. утвердил Правила о церковно-приходских школах, количество которых количество увеличилось с 1880 по 1905 гг. более чем в 160 раз (с 273 до 43 696), а число учащихся в них выросло с 13 036 до 1 782 883 [13]. П. И. Чайковский, знавший С. А. Рачинского, посвятил ему Струнный квартет № 1 (Квартет № 1, ре мажор). А школа в с. Татево сегодня носит имя этого выдающегося человека, о педагогическом опыте которого пишут статьи, защищаются диссертации.
Идеи К. Д. Ушинского о народном образовании подвижнически воплотил Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) - просветитель, создатель чувашской азбуки, родом из де-
ревни Кошки-Новотимбаево Симбирской губернии (ныне Тетюшского района Республики Татарстан). С рождения оставшийся сиротой, он был усыновлен русским крестьянином Гаврилой Пахомовым. Как и большинство чувашей, Иван Яковлев мог бы не получить даже начального образования, если бы не владел русским языком, но, проживая затем в семье также русских Мушкеевых, он с отличием окончил Бурундуковскую школу, затем землемерное училище в Симбирске, работал мерщиком в Сызрани. При дружеской поддержке русских учителей И. Я. Яковлев смог подготовиться и поступить в гимназию в Симбирске (сразу в 5-й класс), которую окончил с золотой медалью. В гимназии ему удалось увлечь идеями просвещения и образования чувашей своих однокашников и соучеников, которые вместе с Иваном Яковлевым стали помогать его землякам овладевать необходимыми знаниями для гимназического обучения. Первыми учениками, основанной И. Я. Яковлевым Симбирской чувашской школы были чуваши Алексей Рекеев, Егор Улюкин и Кашкаров, а также русский юноша Иван Исаев, которые поселились для учебы вместе с И. Я. Яковлевым и жили на его заработки. Школа стала затем и учительской семинарией.
И. Я. Яковлев создавал новый чувашский алфавит и чувашскую азбуку, подготовил первый букварь, в значительной мере состоявший из фольклора чувашей: поговорок, загадок, пословиц, песен, сказок, «ряд рассказов для букваря был составлен самим Яковлевым: „Петушок", „Сорока", „Мельница"и др.» [14, с. 17]. Исследователи отмечают, что благодаря обучению по букварю И. Я. Яковлева «значительно повысился интерес чувашского народа к печатной литературе, усилилась тяга к обучению в школе» [14, с. 18]. И. Я. Яковлев занимался переводами русской классики на чувашский язык, но основной его заботой было образование чувашей, подготовка учителей, развитие чувашского языка. Инициативу И. Я. Яковлева оценил И. Н. Ульянов - инспектор народных училищ Симбирской губернии. Он оказывал ему поддержку в развитии созданного центра чувашской культуры, добился ассигнования на содержание чувашской школы, стипендий для учеников, вкладывал даже собственные средства [14, с. 16].
Педагогический проект И. Я. Яковлева был основан на двуязычии, приобщении чувашей к русской и мировой культуре через образование с опорой на традицион-
ную культуру чувашей, на их трудолюбие, взаимопомощь, православную веру. Чувашская школа в Симбирске отличалась особым устройством жизни учащихся, которые, кроме учебы, построили церковь, лазарет, занимались ремеслами, девушки - вышивкой, вели общее хозяйство, обустроили классы, провели тротуары. «К зданию Симбирской чувашской школы по базарным дням съезжались крестьяне из разных деревень, за десятки верст, чтобы побывать на уроках, познакомиться с постановкой обучения сапожному, токарному, слесарному, переплетному делу, женскому рукоделию, послушать пение на чувашском языке, поговорить с учителями» [15, с. 46-47]. И. Я. Яковлев организовал при школе под руководством опытного кузнеца производство учениками плугов по образцам, заказываемым из европейских городов и Америки. Мастерские выполняли заказы горожан, изделия чувашской школы продавались, экспонировались на выставках в Казани и Нижнем Новгороде. В 1878 г. Иван Яковлев открыл в Симбирской школе женское отделение, преобразованное в 1890 г. в училище, дававшее общее образование, в котором обучали домоводству, рукоделию, уходу за детьми.
В своем Духовном завещании чувашам этот выдающийся просветитель своего народа писал о значении Веры, о ценности семьи и образования, о России и русских: «Веруйте, что есть Высший мздовоздатель за добро и за зло. Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума, сердца и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. <...> Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью» [16].
Преемником Яковлева в развитии идеи народной традиции в воспитании стал чуваш Г. Н. Волков - основатель этнопеда-гогики как науки, писавший: «В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Возьмите. частушки, прибаутки, скороговорки, речитативы, песенки, загадки, пословицы, поговорки, приговорки, моленья, назидания, басни, притчи. И особенно - сказки» [17]. С 1958 г Чувашский педагогический университет, выросший из школы И. Я. Яковлева, носит имя своего создателя, также как и библиотека, и музей, ему открыт памятник в Чебоксарах.
Идеи воспитания, основанного на внутренней самодисциплине, самообслуживании, созидательном труде были близки и земско-
му учителю Антону Семеновичу Макаренко (1888-1939), осуществившему уникальный в педагогической практике опыт массового перевоспитания юных правонарушителей. В 1920 г. А. С. Макаренко было поручено организовать вблизи Полтавы колонию для несовершеннолетних преступников и руководить ею. Воспитанники, с которыми Антону Семеновичу пришлось иметь дело, были подростками и юношами с уголовным прошлым, сиротами, бездомными бродягами, не привыкшими к труду. А. С. Макаренко был человеком, о подобных которым К. Д. Ушинский писал: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [9]. Земский учитель русского языка и литературы широчайшего литературного кругозора, художественно одаренный, учившийся и рисованию, золотой медалист Полтавского пединститута, игравший немного в театре, от природы сильно близорукий и слабого здоровья, но сильной воли захватил воображение мальчишек, дав мечту. Роль, которую поначалу стал «играть» А. С. Макаренко по отношению к воспитанникам, была ролью отца - строгого, требовательного, но и заботливого, внимательного к каждому. Одним из важнейших «приемов» педагогики А. С. Макаренко было полное доверие воспитанникам. Всем здесь верили на слово, но, если замечали неправду, лжецов презирали и осуждали на совете командиров сами ребята. «Этому миру - субкультуре преступников - он противопоставит другие ценности. Страху - бесстрашие, слабоволию - характер. Карточному выигрышу - заработанные средства, выращенный хлеб, шулерству, обману - абсолютное доверие» [18, с. 48]. Ребятам в спальнях перед сном воспитатели читали увлекательные книги о жизни, похожей на их прошлое, все подчинялись режиму, в котором не было ни одной пустой минуты: учеба (как и в школе И. Я. Яковлева) сменялась работой на огороде или в мастерских, после чего шли репетиции оркестра или спектакля. Как и у С. А. Рачин-ского, глаз радовали цветы, ухоженный сад, белые скатерти в столовой. Эта жизнь в одной общей огромной семье, основанная на взаимном уважении, была в диковинку не только ребятам, но и окружению колонии, воспитанников которой уважали в округе - за марши с оркестром по улицам, за субботние каждый раз новые постановки в их театре, за выправку и работящие руки. Колонисты не
только никогда не убегали из колонии, но и опасались изгнания как самого жесткого наказания. В течение 3-4 лет А. С. Макаренко создал Трудовую колонию им. А. М. Горького, в 1926 г. ставшую образцовым воспитательным учреждением с числом воспитанников в 120 человек, тогда же колония переселилась в колонию Куряж вблизи Харькова с 280 воспитанниками, превратившими ее в притон с воровскими нравами. А. С. Макаренко с Советом командиров своей колонии принимает решение усилиями самих колонистов воспитать куряжан, и это у них получилось. В организации им жизни колонистов, принципах формирования атмосферы деятельной взаимопомощи и взаимоуважения в детском коллективе, методах работы, безусловно, просматриваются идеи К. Д. Ушинского. Исследователи отмечают объединяющие К. Д. Ушинского и А. С. Макаренко человечность и любовь к детям, знание истории педагогики, педагогическое мастерство и организаторский талант, это также «педагогическая культура, тонкое понимание человеческой души, ... стремление объединить в общем деле своих коллег» [19, с. 58]. Называлось и присущее обоим чувство юмора, культура речи, а также то, что они оба испытали резкую критику и нападки чиновников. А. С. Макаренко разработал теорию и методику воспитания в коллективе, вопросы семейного воспитания. Его произведения: «Педагогическая поэма» (1935), «Флаги на башнях» (1938) были экранизированы, изданы также «Марш 30 года» (1932), «Книга для родителей» (1937), полное собрание сочинений.
Из воспитанников А. С. Макаренко ни один человек не совершил более правонарушений, он развивал в них взаимопомощь и сотрудничество, умение ценить время и работать, доводя дело до конца, формулировать свои идеи, слушать других, жить в коллективе, уметь подчинять и подчиняться, нести ответственность -то, что сейчас называют «гибкими навыками». Его идеи разновозрастных отрядов до 15 человек легли в основу семейных детских домов, признаны в социальной психологии. А. С. Макаренко воспитывал, не напоминая ребятам о прошлом, увлекая перспективой роста, его целью было формирование самоуважения, научить контролировать себя, уважать других. Егопринцип - «как можно больше уважения и как можно больше требовательности» - был стимулом саморазвития и является идеальной моделью взаимоотношений в образовательном пространстве. В ФРГ, США специалисты
занимаются изучением трудов и опыта А. С. Макаренко, в Японии каждый менеджер, получая повышение по службе, изучает труды А. С. Макаренко [18, с. 49]. Существует международная ассоциация А. Макаренко, музей в Москве.
В. А. Сухомлинский (1918-1970), как и А. С. Макаренко, проживая в СССР на территории, ставшей впоследствии Украиной, все свои педагогические сочинения (более 600 монографий, брошюр, статей) написал на русском языке. Художественные произведения - на украинском. Из всех средств воспитания наиболее значимым В. А. Сухомлинский считает родное слово: «Язык - духовное богатство народа, .но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты» [20, с. 215]. Как и у С. А. Рачинского, и у А. С. Макаренко, которого В. А. Сухомлинский считал своим учителем, вокруг Павлышской школы были цветники, яблоневые, вишневые сады с аллеями и лужайками, где бережно выращивались груши, абрикосы, орех, культивировались кедр, сосна, ель, построены беседки, возникшие на месте изначально 40 га неплодородной земли усилиями директора с коллегами и учениками.
Как и С. А. Рачинский, и И. Я. Яковлев, и
A. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский полагал важными трудовое воспитание, эстетическое развитие и творчество. В Павлышской школе 560 учащихся посещали 80 кружков, выпускающих журналы, ставящих опыты, спектакли, решающих сложные задачи.
В. А. Сухомлинский предпочитал «воспитание красотой». Все его идеи, формы работы, как и у А. С. Макаренко, были направлены на формирование у детей и молодежи ценностей - родной речи, истории своего народа, его святынь, заботы о родной земле, природе Отечества. Существуют Международная ассоциация
B. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей В. А. Сухомлинско-го, педагогический музей В. А. Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Труды издаются, изучаются во многих странах.
Великие русские педагоги создавали народную школу, в которой язык народа, его творчество, фольклор были начальной ступенью становления личности ребенка. Они стремились совершенствовать свои педагогические знания, опыт, преодолевать рутину, унижающую достоинство воспитанников, не жалели сил и подчас собственных средств для нужд образования, были всегда рядом с воспитанниками и учениками. Они были знато-
ками истории мировой педагогической мысли, умели ценить и применять лучшее в своей работе. Полагали обучение неотделимым от воспитания и, всесторонне развивая детей, видели потенциал каждого в творчестве. Это музыканты и художники С. А. Рачинского, рассказчики, рукодельницы и мастера И. Я. Яковлева, цветоводы, технологи, актеры и оркестранты А. С. Макаренко, поэты, садоводы В. А. Сухом-линского. Эти педагоги разрушали каноны догматизма и формализма, строили работу с детьми на доверии, учили сотрудничеству, дружбе, взаимопомощи. Они создали отечественную педагогику, во многом опередившую мировые достижения в воспитании «трудных подростков», формировании детских коллективов, трудовом, эстетическом воспитании детей, обучении математике, рисованию, музыкальном развитии, формировании достоинства и развитии таланта. Благодаря К. Д. Ушинскому, С. А. Рачинскому, И. Я. Яковлеву, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинскому российская педагогика создала идеи и опыт, который востребован во всем мире. Их идеи народной школы стали отличительной чертой образования в России, где используется 58 языков народов страны, но основой образовательной системы является государственный русский язык. Благодаря двуязычию - знанию родного и русского языка - на всей территории СССР сложилось единое образовательное пространство, доступное всему полиэтничному населению страны. На его основе и в диалоге этнокультур народов России сформировалась взаимопонимание и национальное единство россиян, позволившее не только преодолеть технологическое отставание, но и справиться с катаклизмами ХХ в., победить в самой страшной войне и выйти на передовые рубежи цивилизационного развития.
Опыт названных педагогов сегодня значим и ценен в связи с порой поверхностным знакомством детей и молодежи (в особенности городской) с природой, ремеслами своей земли, с воспитанием культуры речи. Идеи, заложенные великими педагогами России, их опыт особенно актуальны в связи с острой геополитической ситуацией, желанием наших оппонентов за рубежом «европеизировать» нашу молодежь, лишить ее идентичности, заразить потребительским отношением к людям и обществу, сделать из них русофобов [21]. Эти педагоги заложили основы отечественного образования, сформировали его ценности - трудолюбия и учения, любви к своей земле, народу, Отечеству, ценности
творчества, сохранения святынь, традиций и созидания будущего. Они видели путь России и ее новых поколений в образовании на родной земле ради развития и благополучия своего народа, при этом избегая изоляции образования и науки России, противопоставления общечеловеческим ценностям и тенденциям развития.
Список литературы
1. Петр I потомкам // Livelnternet. URL: https://www. liveinternet. ru/users/3827271 /postl 27711331/ (дата обращения: 31.05.2024).
2. Богуславский M. B. Отечественное ломоносовове-дение: историография, периодизация, перспективы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2011, № 2. С. 58-71.
3. Помелов В. Б. Илья Федорович Тимковский: первый наставник К. Д. Ушинского: к 250-летию видного российского педагога // Историко-педагогический журнал. 2022. № 4. С. 11-31.
4. Опытный способ к философическому познанию российского языка. Харьков: Имп. Харьков. ун-т, 1811. 310 с.
5. Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Северской гимназии // Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1988. Т. 1. С. 309-316.
6. Песковский М. Л. Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность // Livelib. URL: https://www.livelib.ru/author/513515-matvej-leontevich-peskovskij (дата обращения: 31.05.2024).
7. Гаврилова Т. Н., Паладьев С. Л. Воспитательная система Смольного института благородных девиц // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 45-52.
8. Мазинг Ю. А., Андрюшкевич Т. В. Принцы Оль-денбургские и образование в России // Пространство и время: альманах: электрон. науч. изд. 2015. Т. 8, № 1. URL: http://www.j-spacetime.com/actual%20content/t8v1/ t8v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.33-Мазинг_Ан-дрюшкевич.pdf (дата обращения: 31.05.2024).
9. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Lib.ru/ Классика. URL: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0080. shtml (дата обращения: 31.05.2024).
10. К. Д. Ушинский в портретах, иллюстрациях, документах: пособие для учителей, учащихся пед. училищ, студентов и учител. ин-тов: [альбом] / сост. В. К. Зажурило; ред. и вступ. ст. Н. Г. Казанского. Ленинград ; Москва : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1950. 132 с.
11. Воробьева И. Сельский учитель // Православный портал Покров. URL: https://pokrov.pro/selskij-uchitel/ (дата обращения: 31.05.2024).
12. Рачинский С. А. Заметки по сельской школе // Ра-чинский С. А. Сельская школа: сб. ст. Изд. 6-е. СПб., 1910. С. 3-103.
13. Астафьева Е. Н. Сергей Александрович Рачинский: концепция русской сельской школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2020.
№ 5 (71). С. 25-33.
14. Помелов В. Б. Иван Яковлевич Яковлев: выдающийся просветитель чувашского народа: (к 175-летию со дня рождения) // Историко-педагогический журнал. 2023. № 2. С. 10-25.
15. Сергеев Т. С. Внешкольная работа в педагогической системе И. Н. Ульянова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12, № 3. С. 43-49.
16. Иван Яковлев. Духовное завещание чувашскому народу // Издательский дом «Хыпар»: офиц. портал. URL: http://hypar.ru/ru/ivan-yakovlev-duhovnoe-zaveshchanie-chuvashskomu-narodu (дата обращения: 31.05.2024).
17. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов сред. и высш. учеб. заведений. Москва: Изд. центр «Академия», 1999. 168 с. URL: https://pedlib. ru/Books/1/0078/1_0078-151.shtml (дата обращения: 31.05.2024).
18. Протанская Е. С. Феномен Антона Макаренко в культуре ХХ века: к 130-летию со дня рождения // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 2 (35). С. 45-52.
19. Невская С. С. Развитие идей К. Д. Ушинского о педагогическом мастерстве в теории и практике А. С. Макаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17). С. 54-61.
20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1980. Т. 3. С. 7-297.
21. Технологии русофобии и борьба за идентичность // Изборский клуб. URL: http://www.dynacon.ru/ co nte nt/a rticles/10142/ (дата обращения: 31.05.2024).
References
1. Peter I to his descendants. Livelnternet. URL: https:// www.liveinternet.ru/users/3827271/post127711331/ (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
2. Boguslavsky M. V. Domestic Lomonosov studies: historiography, periodization, prospects. Domestic and foreign pedagogy. 2011. 2, 58-71 (in Russ.).
3. Pomelov V. B. Ilya Fedorovich Timkovsky: the first mentor of K. D. Ushinsky: on the 250th anniversary of the prominent Russian teacher. Historical and pedagogical journal. 2022. 4, 11-31 (in Russ.).
4. Timkovsky I. F. Experimental method for philosophical cognition of the Russian language. Kharkov: Imperial Kharkov univ., 1811. 310 (in Russ.).
5. Ushinsky K. D. Memories of studying at the Novgorod-Seversk gymnasium. Pedagogical works: in 6 vols. Moscow: Pedagogy, 1988. 1, 309-316 (in Russ.).
6. Peskovsky M. L. Konstantin Ushinsky. His life and pedagogical activity. Livelib. URL: https://www.livelib.ru/ author/513515-matvej-leontevich-peskovskij (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
7. Gavrilova T. N., Paladyev S. L. Educational system of
the Smolny Institute for Noble Maidens. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2021. 2 (119), 45-52 (i n Russ.).
8. Mazing Yu. A., Andryushkevich T. V. The Princes of Oldenburg and Education in Russia. Space and Time, almanac: electronic sci. j. 2015. 8 (1). URL: http://www.j-spacetime.com/ actual%20content/t8v1/t8v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.33-Mazing_Andryushkevich.pdf (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
9. Ushinsky K. D. Three Elements of School. Lib.ru/ Classics. URL: http://az.lib.ru/u/ushinskij_k_d/text_0080. shtml (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
10. Zazhurilo V. K. (comp.); Kazansky N. G. (ed., introd.). K. D. Ushinsky in portraits, illustrations, documents: a manual for teachers, students of pedagogical colleges, students and teacher's institutes: [album]. Leningrad; Moscow: State educational and pedagogical publ. house, 1950. 132 (in Russ.).
11. Vorobyova I. Rural teacher. Orthodox portal Pokrov. URL: https://pokrov.pro/selskij-uchitel/ (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
12. Rachinsky S. A. Notes on a rural school. Rachinsky S. A. Rural school: coll. of art. 6th ed. Saint-Petersburg, 1910. 3-103 (in Russ.).
13. Astafieva E. N. Sergei Aleksandrovich Rachinsky: the concept of the Russian rural school. Innovative projects and programs in education. 2020. 5 (71), 25-33 (in Russ.).
14. Pomelov V. B. Ivan Yakovlevich Yakovlev: an outstanding educator of the Chuvash people: (on the 175th anniversary of his birth). Historical and pedagogical journal. 2023. 2, 10-25 (in Russ.).
15. Sergeev T. S. Extracurricular work in the pedagogical system of I. N. Ulyanov. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. 12 (3), 43-49 (in Russ.).
16. Ivan Yakovlev. Spiritual testament to the Chuvash people. Publishing house "Khypar": offic. portal. URL: http:// hypar.ru/ru/ivan-yakovlev-duhovnoe-zaveshchanie-chuvashskomu-narodu (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
17. Volkov G. N. Ethnopedagogy: textbook for students of secondary. and higher. educational. institutions. Moscow: Publishing Center «Academy», 1999. 168. URL: https:// pedlib.ru/Books/1/0078/1_0078-151.shtml (accessed: May 31.2024) (in Russ.).
18. Protanskaya E. S. The Phenomenon of Anton Makarenko in the Culture of the Twentieth Century: on the 130th Anniversary of His Birth. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 2 (35), 45-52 (in Russ.).
19. Nevskaya S. S. Development of K. D. Ushinsky's ideas on pedagogical mastery in the theory and practice of A. S. Makarenko. Domestic and foreign pedagogy. 2014. 2 (17), 54-61 (in Russ.).
20. Sukhomlinsky V. A. I give my heart to children. Selected works: in 5 vols. Kyiv, 1980. 3, 7-297 (in Russ.).
21. Technologies of Russophobia and the Struggle for Identity. IzborskClub. URL: http://www.dynacon.ru/content/ articles/10142/ (accessed: May 31.2024) (in Russ.).