https://doi.org/10.24412/2412-9062-2024-3-12 УДК 001
ГНОСЕОЛОГИЯ ЖЕНСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ: ДИСКУССИЯ О ВАГИНАЛЬНОЙ И КЛИТОРАЛЬНОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ
Мартынова Н.Д.
Казанский федеральный университет ••••••
EPISTEMOLOGY OF FEMALE SEXUALITY: A DISCUSSION ON VAGINAL AND CLITORAL SEXUALITY
Nadezhda D. Martynova
Kazan Federal University
Данная статья посвящена разбору основных аспектов академических и культурных дебатов, связанных с женской сексуальностью и женской анатомией в XX веке. В центре внимания находится анализ психоаналитических и феминистских подходов к пониманию вагинальных и клиторальных оргазмов. Рассматривается взаимное влияние психоанализа, феминизма и философии на развитие медицинского и социального восприятия женской сексуальности. Методология данной статьи включает в себя историко-критический анализ и литературный обзор работ по философии, сексологии, анатомии, феминистической теории и трудам З. Фрейда, которые были неотъемлемой частью дискуссии о вагинально-клиторальном оргазме в XX веке. Основной вывод статьи заключается в том, что в XX веке в академической среде и массовой культуре произошел переход от нормативных моделей сексуальности к моделям, подчеркивающим разнообразие и вариативность гендерных и сексуальных выражений. Этот переход прервал развивающуюся дискуссию о женской анатомии и сексуальности, оставив вопрос о клиторальном и вагинальном оргазме и половом удовольствии от разных практик незавершённым. В результате нормативные сексуальные сценарии вернулись: вагинальный секс и вагинальный оргазм снова стали рассматриваться как основное, нормальное сексуальное поведение для женщин.
вагинальный оргазм, клитор, психоанализ, феминистическая теория, секс.
This article addresses the key aspects of theoretical and cultural debates related to female sexuality and anatomy in the 20th century. It focuses on the analysis of psychoanalytic and feminist approaches to understanding vaginal and clitoral orgasms. The influence of psychoanalysis, feminism, and philosophy on the development of academic and social perceptions of female sexuality is examined. The methodology of this article includes historical-critical analysis and a literature review of works in philosophy, sexology, anatomy, feminist theory, and the writings of Z. Freud, which were integral to the discussion of vaginal-clitoral orgasm in the 20th century. The main conclusion of the article is that in the 20th century, academic and popular culture experienced a shift from normative models of sexuality to models emphasizing diversity and variability in gender and sexual expressions. This shift interrupted the ongoing discourse on female anatomy and sexuality, leaving the question of clitoral and vaginal orgasms and sexual pleasure from different practices unresolved. As a result, normative sexual scenarios have returned: vaginal sex and vaginal orgasm are once again considered the primary, normal sexual behavior for women. vaginal orgasm, clitoris, psychoanalysis, feminist theory, sex.
Аннотация.
Ключевые слова:
Abstract.
Keywords:
Тема женской сексуальности всегда была идеологически заряженной. В XX веке дискуссия между психоаналитическими теориями и феминистическими концепциями привела к более глубокому пониманию сексуальности, вдохновила на многочисленные исследования в области физиологии и сексологии, но так и осталась неразрешенной. Центральное
место в этой дискуссии занимает дихотомия между клиторальной и вагинальной сексуальностью. Два основных автора, создавшие антитезисы в этой дискуссии, - это З. Фрейд и А. Кёдт.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейд постулирует, что сначала сексуальное развитие девочек и мальчиков идет идентично. З. Фрейд называет клитор «гомологичной генитальной зоной», подобной пенису (что согласуется и с современными научными представлениями [1]) и описывает, что до начала полового созревания сексуальность девочки развивается через мастурбацию клитора [2, с. 220]. «Половое созревание, которое у мальчиков сопровождается значительным увеличением либидо, у девочек характеризуется новой волной подавления, затрагивающей именно клиторальную сексуальность. То, что подвергается этому подавлению, является частью мужской сексуальности» [7, с. 220] (то есть клиторальная сексуальность понимается Фрейдом как аналог мужской сексуальности). С началом половой жизни, согласно З. Фрейду, молодая женщина переходит от клиторальной сексуальности к вагинальной (эротическая чувствительность переходит от клитора ко входу во влагалище), при этом в начале этого перехода влагалище может быть абсолютно нечувствительным. Эта нечувствительность может остаться навсегда в случае, если клиторальная зона не теряет своей чувствительности, например, если эта зона была активно задействована в детстве во время мастурбации. Этот переход от клиторальной к вагинальной сексуальности, устранение остатков детской маскулинности у девочек, определяет предрасположенность женщин к неврозам и истерии, которые, в свою очередь, и представляют собой основу женственности [7, с. 221]. Вагинальную сексуальность З. Фрейд определяет как зрелую сексуальность, а клиторальную - как инфантильную. В качестве основы женственности как психологического состояния З. Фрейд называет пассивность, мазохизм (оговариваясь, что эти черты могут присутствовать и у мужчин), нарциссизм (желание быть любимой больше, чем любить), стыдливость, завистливость и слабость социальных интересов [6, с. 153-185].
Анна Кёдт начинает свою работу «Миф о вагинальном оргазме» (1970) с описания трудов Фрейда и более поздних психоаналитиков. Она соглашается с Фрейдом в том, что многие женщины являются «фригидными» в смысле неспособности испытывать вагинальный оргазм. Приводя доказательства из современной ей сексологии и анатомии, она утверждает, что влагалище является не сексуальным органом, а репродуктивным. В работе также содержится подразумеваемый тезис, что вагинальный оргазм невозможен. Она объясняет, что женщины, которые утверждают возможность вагинального оргазма либо прямо лгут, либо делают это из-за непонимания своей анатомии (называя «вагинальным» оргазм, возникающий от клиторальной стимуляции). Она также упоминает возможность психологически вызванного оргазма - «ментальная стимуляция, в которой воображение стимулирует генитальные корпускулы головки клитора, вызывая оргазм» [14, с. 7].
Таким образом, на поверхности культуры во второй половине XX века образуются два полюса дискуссии относительно женской сексуальности: «нормальная сексуальность - это вагинальная сексуальность» и «нормальная сексуальность - это клиторальная сексуальность» [3] [9].
Идея о том, что женщина, не способная испытывать вагинальный оргазм, является фригидной (в каком-то смысле не полноценной психически женщиной), оставалась доминирующей в академической среде вплоть до 60-х годов [3].
Эссе Кёдт, вероятно, было вдохновлено работами мастодонтов-сексологов А. Кинси, Ма-стерс и Джонсон. А. Кинси в 1953 году в работе «Сексуальное поведение человеческой самки» описал, что 84 % женщин мастурбируют, стимулируя клитор и половые губы и только 20 % стимулируют влагалище (совместно или без стимуляции клитора). При этом часть женщин, стимулирующих влагалище во время мастурбации, делают это из-за социальных причин (рекомендации друзей и врачей, подражание опыту пенетрации, а не из-за удовольствия) [13, с. 162]. Ма-стерс и Джонсон в работе «Сексуальная реакция человека» в 1966 году, изучая сексуальные практики пришли к выводу, что для возникновения оргазма во время секса должна происходить прямая или непрямая стимуляция клитора [17, с. 61]. При этом Кинси и Мастерс так же описали случаи, в которых женщины могли получить оргазм от стимуляции груди [17, с. 54] (что предполагает широкий спектр возможностей для получения оргазма, не ограниченных стимуляцией клитора). Эти исследования стали классикой и на время определили развитие сексологии и анатомии.
По большому счету, на этом научно-теоретическое и идеологическое описание значимости клитора в женской сексуальности и в женском оргазме было завершено как констатация факта. Дальнейшее развитие теорий о сексуальности во многом было сосредоточено на изучении сексуального поведения в рамках социально-политического подхода. Практически одновременно вышли книги «История сексуальности: Воля к знанию» (1976) [«The History of
Sexuality: The Will to Knowledge»], написанная Мишелем Фуко [5], и «Сексуальное поведение» (1973) [«Sexual Conduct»] [8], написанная социологами Джоном Х. Ганьоном и Уильямом Саймоном. Работа М. Фуко представляет собой анализ истории сексуальности: Фуко показывает, что сексуальность не является врожденной, она создается в рамках существующих политических и социальных институтов, она изменяемая и гибкая. Похожая идея, только с точки зрения социологии, видна в работе «Сексуальное поведение» Д. Ганьона и У. Саймона. Авторы вводят концепцию «сексуальных сценариев», подчеркивая, что сексуальное поведение формируется через социальные взаимодействия и культурные нормы. Сексуальные сценарии воспринимаются и интернализируются во время сексуальной социализации и воспроизводятся вовремя, до и после половых отношений.
Поэтому сексология в 70-х и 80-х гг XX века уходит от вопроса изучения нормы и патологии в виде клиторально-вагинальной сексуальности в гетеросексуальных отношениях к вопросу изучения нормы и патологии в целом. Этот переход к изучению сексуальности приходит к своему пику в конце XX, начале XXI века, распространяясь на разные академические дисциплины [19, с. 492]. Если изначально позиция Фрейда и дальнейших психоаналитиков заключалась в тезисе о том, что попытка удерживать клиторальную сексуальность может приводить к «комплексу маскулинности» у взрослых женщин [7, c. 230] и к перверсиям, то 70-е и 80-е годы сексология как бы задает встречный вопрос: а что, собственно, плохого в перверсиях? Если любая сексуальность - это часть социального принуждения и научения, а социальные нормы сексуальности и гендера вариативны в рамках разных культур и исторических периодов, почему сексология должна определять сексуальное поведение как нормальное или патологичное?
С похожими идеями с начала 70-х годов публиковались феминистки: А. Рич («Компуль-сивная сексуальность ...», 1980 - вольный перевод автора) [18, с. 39], Д. Джонстон («Женолюбивая нация: Феминистическое решение», 1973 - вольный перевод автора) [12, с. 169], работа «.Сепаратистская антология» (1988) под редакцией Сары Хоагланд и Джулии Пенелопы [11], Д. Батлер «Гендерное беспокойство» [2], А. Фаусто-Стерлинг «Конструирование тела: Тендерная политика и формирование сексуальности» (2000) [4]. Тема и подходы в этих работах очень похожи между собой. Возьмем для примера работу А. Рич: Основная мысль ее работы заключается в том, что патриархальная культура подавляет, ограничивает естественную женскую сексуальность и через романтизацию социально принуждает единственно приемлемую форму полового поведения. В этой книге «психоаналитические доктрины вагинального оргазма» и «отрицание клитора» рассматриваются как выражение мужской власти в патриархальной системе [18, с. 18]. Однако для А. Рич это не являются ключевым вопросом, требующим разрешения, так как в ее понимании сконструированная социально-одобряемая сексуальность сама по себе является «политическим институтом подавления женщин» [18, с. 11]. В этом смысле проблема-тизация клиторального и вагинального удовольствия не имеет смысла, так как женщины в целом являются «эмоциональной и сексуальной собственностью мужчин». Основная проблема была в сексуальном принуждении и садистичности мужской сексуальности [18, с. 22], а не в техниках получения оргазма. Выход из этой ситуации видится А. Рич и другим феминисткам того времени не в торге с мужчинами за право на удовольствие, а в сепарации от мужчин в целом. Этим же тезисом начинается «Сепаратистская антология»: «.Движение за женское освобождение пытается освобождать женщин без того, чтобы осознать базовую ... структуру [общества], ... [представительницы женского движения пытаются исследовать], как получить более хороший секс, как изменить Его взгляд так, чтобы сделать из него «лучшего мужчину». [эти попытки] расщепляют нашу энергию и обязательства, оставляя нас неспособными сконструировать новые [правила и паттерны], которые действительно могли бы освободить нас» [11, с. 21].
При этом же, в 1982 г. в массовой культуре возникла новая волна интереса к вагинальной сексуальности благодаря книге «Точка G и другие последние открытия в области человеческой сексуальности». Авторы книги - Б. Уиппл, Э. Ладас, Д. Перри. Опираясь на свои исследования, авторы подтвердили исследования работы Грэффинга о чувствительной зоне на передней стенке влагалища, и дали название этой зоне «точка G» [20, с. 256] [15].
Показательно, что работа Э. Грэфенберга «Роль уретры в женском оргазме» в 1950 г. начинается с признания: «Высокий процент женщин не испытывают оргазма во время сексуального акта». Такое начало работы по физиологии, на наш взгляд, демонстрирует культурную и научную тревогу первой половины XX века, вызванную тезисами психоанализа о естественности и нормальности вагинального оргазма. Его работа начинается с попытки изменить понимание «фригидности», поддерживаемое психоанализом. Он утверждает, что женщина, которая способна испытывать клиторальный оргазм не должна считаться фригидной, так как «иногда
она даже более сексуально активна». Однако выдвинув этот тезис, он переходит к описанию того, почему вагинальный оргазм возможен. Он предлагает идею, что огромное число эротических зон распределено по всему телу женщины, и что оргазм может возникнуть при стимуляции любой из них. Грэфенберг особенно исследует зону на передней стенке влагалища, близкую к уретре, которую он считает важной для женского оргазма. Он утверждает, что стимуляция этой зоны, которую Б. Уиппл, Э. Ладас, Д. Перри назвали «точкой в», может привести к интенсивным оргазмам и выделению жидкости, похожей на мужскую эякуляцию [10].
На сегодняшний день существование точки в не доказано научно: некоторые физиологи считают её мифом, а исследования дают противоречивые результаты [21]. Однако в 80-х годах идея точки в быстро проникла и закрепилась в массовой культуре. Несмотря на интерес, вызванный публикацией книги, последующие исследования и дебаты оказались слишком сложными для массовой аудитории. Поэтому концепция точки в осталась в культуре в упрощённом виде: просто как факт ее существования.
Через время часть феминисток-сепаратисток выступили оппонентками феминистической критики вагинального секса и садизма-мазохизма. В работе Джилл Джонстон есть глава Миф о Мифе о вагинальном оргазме. Позиция Джонстон заключается в том, что женщины искали возможность избежать принуждения к сексуальности с мужчинами через бунт в виде идеи о нечувствительном влагалище. Она замечает, что удовольствие не обязательно должно оканчиваться вагинальным оргазмом, а вагинальное проникновение не обязательно означает пенисо-вагинальный контакт, но также и мануальные техники или использование фаллических предметов. ... «[нечувствительность вагины] ... оставляет их только с одной частью базового устройства - с клитором - и с невежеством относительно того, как можно использовать другие части для получения удовольствия» [12, с. 169]. Она соглашается с Фрейдом, что вагинальный оргазм более «зрелый», потому что приносит более глубокое удовольствие [12, с. 169]. В порнографической-эротической работе, под редакцией феминистической организации «Самоис» в 1987 года вышла книга «Приходя ко власти», которая очевидно содержала в себе различные способы вагинальной пенетрации и садизма-мазохизма, в которые добровольно (и предположительно с удовольствием) вовлекались женщины, даже в условиях отсутствия мужчин. Соответственно, «дискуссия» об оргазмах как бы завершилась тем фактом, что женщины, даже без принуждения и влияния мужчин, даже критично настроенные по отношению к патриархальной культуре и к классическому психоанализу, выбирали вовлекаться в садомазохизм и заниматься вагинальной пенетрацией.
Таким образом, в конце XX века феминистские и сексологические дискуссии перешли от критики и переосмысления психоанализа, а также от споров о вагинальных и клиторальных оргазмах, к поддержке разнообразия и вариативности в гендерных и сексуальных выражениях. В таких условиях спор о нормальности или патологии, или преимуществах вагинального и клито-рального секса или оргазма потерял смысл. Темы вагинального или клиторального оргазма и -шире - клиторальной или вагинальной сексуальности просто утонули, став частью индивидуального выбора и решения отдельного человека.
Мы можем предположить, что в феминистическом течении было ощущение, что через время, через распространение информации об анатомии клитора, через развенчание фрейдистского мифа о неполноценности клиторального оргазма, и в целом благодаря снятию табу с сексуальности - культура придет к тому, что социальное принуждение к вагинальному сексу и ожидание вагинальных оргазмов исчезнет само собой. Вероятно, была надежда, что снятие запретов и рамок, появление возможности индивидуального выбора приведет к более сбалансированным сексуальным отношениям.
Это представление, если таковое было, оказалось ложным.
В реальности идея о том, что вся сексуальность женщины может или должна строиться на клиторальной стимуляции, постепенно утратила свою актуальность, растворившись в множестве мнений сексологов и анатомов. Поскольку концепция точки в уже проникла в массовую культуру, мало кто был заинтересован в сложных научных дискуссиях, которые могли бы доказать спорность этой концепции. В результате традиционные сексуальные практики и нормы, рассматривающие секс исключительно как вагинальный, с ожиданием вагинального оргазма, укрепились, несмотря на расхождение с научными данными и радикальную постановку вопроса в 60-х годах [16]. Женщины снова массово оказались в положении сексуально пассивных и фригидных: различия в частоте оргазмов между мужчинами и женщинами укоренились [16], а иллюзия равенства и свободы выбора еще больше закрепила представление о биологических предпосылках разницы в сексуальном поведении у мужчин и женщин.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература / References:
1. Development of the human penis and clitoris / L.S. Baskin, J. Shen, A. Sinclair, M. Cao, X. Liu, G. Liu, D. Isaacson, M. Overland, Y. Li, G.R. Cunha // Differentiation. - 2018. - Vol. 103. - P. 1-8.
2. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. - N.Y. : Routledge, 1990. -221 p.
3. Colson M. Female orgasm: Myths, facts and controversies / M. Colson // Sexologies. - 2010. -Vol. 19. - P. 8-14.
4. Fausto-Sterling A. Sexing the Body: Gender Politics and the Construction of Sexuality. - N.Y. : Basic Books, 2000. - 473 p.
5. Foucault M. The History of Sexuality: The Will to Knowledge. - N.Y. : Pantheon Books, 1978. -168 p.
6. Freud S. Chapter XXXIII: Psychology of Women / S. Freud // New Introductory Lectures on Psycho-analysis. - N.Y. : Carlton House, 1933.
7. Freud S. Three Essays on the Theory of Sexuality (1905) / S. Freud // The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud. - 1953. - Vol. VII. - P. 123-246.
8. Gagnon J.H. Sexual Conduct: The Social Sources of Human Sexuality / J.H. Gagnon, W. Simon. - Chicago : Aldine Publishing Company, 1973. - 369 p.
9. Gerhard J. Revisiting «The Myth of the Vaginal Orgasm»: The Female Orgasm in American Sexual Thought and Second Wave Feminism // Feminist Studies. - 2000. - Vol. 26. - № 2. - P. 449476.
10. Gräfenberg E. The Role of Urethra in Female Orgasm / E. Gräfenberg // The International Journal of Sexology. 1950. February. URL : http://www.andreadrian.de/Sex_und_Arbeitsteilung_ Mann_Frau/1950_Graefenberg_The_Role_of_Ureth
11. Hoagland S.L. (Eds.). For Lesbians Only: A Separatist Anthology / S.L. Hoagland, J. Penelope. -London : Onlywomen Press, 1988. - 596 p.
12. Johnston J. Lesbian Nation: The Feminist Solution. - N.Y. : Simon and Schuster, 1973. - 283 p.
13. Kinsey A.C. Sexual Behavior in the Human Female / A.C. Kinsey // Institute for Sex Research. -Philadelphia : Saunders, 1953. - 869 p.
14. Koedt A. The Myth of the Vaginal Orgasm. B., Mass. : New England Free Press, 1970.
15. Ladas A.K. The G Spot and Other Recent Discoveries About Human Sexuality / A.K. Ladas, B. Whipple, J. Perry. - N.Y. : Holt, Rinehart and Winston, 1982. - 256 p.
16. Martynova N. Biological Sex, Gender Roles, and Sexual Scripts / N. Martynova // Proceedings of the 4th International Conference on Gender Studies and Sexuality. - 2024. - Vol. 1. - № 1. - 11 p.
17. Masters W.H. Human Sexual Response / W.H. Masters, V.E. Johnson. - B. : Little, Brown, 1966. - 366 p.
18. Rich A.C. Compulsory Heterosexuality and Lesbian Existence / A.C. Rich // Journal of Women's History. - 2003. - Vol. 15. - № 3. - 39 p.
19. Robinson V. (Eds.). Introducing Women's Studies. - 2nd ed. / V. Robinson, D. Richardson. -London : Palgrave Macmillan, 1997. - 492 p.
20. Roeckelein J.E. (Ed.). Elsevier's Dictionary of Psychological Theories. - Amsterdam : Elsevier, 2006. - 692 p.
21. G-spot: Fact or Fiction? A Systematic Review / P. Vieira-Baptista, J. Lima-Silva, M. Preti, J. Xavier, P. Vendeira, C.K. Stockdale // Sex Med. - 2021. - Vol. 9. - № 5. - P. 1-15.
Информация об авторе
Мартынова Надежда Дмитриевна
аспирант,
кафедра философии, направление: онтология и теория познания, Казанский федеральный университет [email protected]
Nadezhda D. Martynova
Graduate Student,
Department of Philosophy, Specialization: Ontology and Epistemology, Kazan Federal University [email protected]