ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1267: 1111-1114
Гнездовья белощёкой казарки Branta leucopsis на Новой Земле
С.М.Успенский
Второе издание. Первая публикация в 1951*
Белощёкая казарка Branta leucopsis относится к редким и сравнительно слабо изученным видам нашей фауны. Ареал её в пределах СССР очень невелик и ограничен лишь частью западного побережья южного острова Новой Земли+. Как позволяют судить небольшие наблюдения и опросные сведения, собранные нами на Новой Земле в 1948-1950 годах, самое северное гнездовье белощёких казарок известно на территории Новоземельского филиала заповедника «Семь Островов» в губе Грибовой (73° с.ш.). Небольшая колония казарок, в которой в 1948 году гнездились 7, а в 1949 - 9 пар птиц, расположена здесь на южной оконечности острова Гольца^ В 1950 году оставшиеся с зимы песцы Alopex lagopus заставили казарок покинуть остров. Одна пара, очевидно, ранее гнездившаяся на острове Гольце, в 1950 году поселилась на острове Топорикове, где до того казарки не гнездились. Далее к югу, до пролива Костин Шар, эти птицы гнездятся, но всюду немногочисленны.
По сообщению промышленника В.М.Шаньгина, в губе Безымянной, на прибрежной скале, невдалеке от избы, до 1940 года гнездились 6-8 пар белощёких казарок, гнёзда которых располагались вблизи гнезда сапсана Falco peregrinus. Жившие в избе промышленники казарок не беспокоили, но после того, как здесь были убиты сапсаны, колония прекратила своё существование. 17 июня 1950 на этой же скале наблюдалась пара казарок, выстилавшая стеблями растений гнездовый лоток. Птицы держались здесь несколько дней, после чего, оставив постройку гнезда не оконченной, исчезли. По-видимому, несколько пар казарок гнездятся на двух обособленных скалах в приустьевой дельте реки Безымянной (впадающей в одноименную губу). 8 июня 1948 лаборант заповедника «Семь островов» В.А.Сушко наблюдал подлетавшую к этой скале пару казарок. 3 августа того же года вблизи скалы нами была поднята стайка из 8 птиц.
По сообщению промышленника К.М.Зазина, в Пуховом заливе (Горбунов, 1929, считает широту этого залива северной границей распро-
* Успенский С.М. 1951. Гнездовья белощёкой казарки на Новой Земле // Охрана природы 13: 124-127.
+ Гнездовье белощёкой казарки на острове Колгуев, как это предполагают Г.П.Дементьев и С.А.Бутурлин (1935-1948), вряд ли возможно ввиду отсутствия здесь соответствующих гнездовых стаций.
* В 1947 году Л.О.Белопольским было найдено на острове лишь одно гнездо.
странения на Новой Земле белощёких казарок) несколько пар казарок гнездятся в устье реки Пуховой. Гнёзда их здесь расположены также вблизи гнезда сапсана. В губе Большой Кармакульской, с юга граничащей с Пуховым заливом, птицы, вероятно, также гнездятся.
По сообщению начальника полярной станции П.Н.Ярова, из добытых полярниками 15 июля 1950 по берегам губы 200 линных гусей, шесть оказались белощёкими казарками. В районе становища Малые Кармакулы гнездовья белощёких казарок известны на острове Храм-цова — в одноименной губе, где гнездятся 5-6 пар птиц, на острове Рудакова — в губе Тройной и на острове Лагунном — в губе Обседьей. По сообщению промышленника П.Н.Торопова, на двух последних островах колонии казарок состоят из 8-10 пар каждая.
По полуострове Гусиная Земля белощёкие казарки очень редки, но далее к югу, по сообщению промышленников П.А.Журавлёва, А.Г. Пы-рерко, А.П.Ледкова и фельдшера А.Г.Ильина, птицы отдельными парами и различной численности колониями гнездятся всюду на крутых скалистых берегах и островах, часто в непосредственном соседстве с гагами ЗотаЬвпа тоШввта и кайрами. Особенно велика численность казарок на самом юге Новой Земли — в районе Карских Ворот, где эти птицы составляют подавляющее большинство среди добываемых пролётных и линных гусей.
Как можно заключить, основные новоземельские гнездовья белощёких казарок расположены по морским берегам и прибрежным островам. Значительно реже гнёзда их встречаются в глубине острова — по скалистым берегам рек. На низменном восточном побережье южного острова Новой Земли белощёкие казарки не гнездятся.
Весенний прилёт казарок на Новую Землю совпадает обычно с появлением первых проталин. В 1949 году наблюдателем заповедника В.А.Сушко прилёт казарок в губу Грибовую отмечен 18 мая — одновременно с прилётом гуменников Лпввг /аЬаНв.
В 1950 году на острове Топорикове пара казарок приступила к гнездованию в середине июня. 14 июня на скалистом северном мысу острова найдено гнездо с кладкой из 4 яиц. Лунка гнезда была выстлана стеблями трав, мхом и небольшим количеством светло-серого пуха. При нашем приближении к гнезду одна из взрослых птиц несколько раз пролетела вблизи с тревожным криком и опустилась на воду в нескольких сотнях метров от берега. 16 июня это гнездо, благодаря большому количеству выстилающего его пуха, стало заметно издали. Обе взрослых птицы находились рядом с гнездом и без особого беспокойства подпустили к себе на 60-70 м. В последующие дни птицы подпускали ещё ближе; самка каждый раз находилась на гнезде, самец ходил или сидел рядом. Дата оставления выводком гнезда не установлена, но 17 июля гнездо было пустым, а вокруг лежали остатки скорлупы.
На острове Гольце гнёзда в 1948 и 1949 годах располагались по краю берегового обрыва - на расстоянии 2-6 м одно от другого. Гнёзда находились невдалеке от небольшого пресного озерка и поросшей травой и ивняком низины. По наблюдению В.А.Сушко, 17 июля 1949 во всех 9 гнёздах казарок были яйца в количестве от 4 до 7. В двух гнёздах было по одному яйцу гаги.
24 июля 1949 мы застали эти гнёзда уже пустыми, но вблизи на травнике наблюдалась стайка из 8 пуховых птенцов разного возраста и 6 взрослых птиц. Гусята, при попытке поймать нескольких из них, оказались значительно более подвижными, чем одновозрастные птенцы гуменников. Несколько гусят бросились бежать к береговому обрыву и, не останавливаясь на краю его, спрыгнули вниз. Высота обрыва достигала здесь 50 м. Падая, гусята несколько раз ударялись об выступы скал, но, достигнув воды, уверенно поплыли по направлению к берегу, сопровождаемые севшими на воду взрослыми птицами.
8 июля 1948 В.А.Сушко нашёл на острове три гнезда с яйцами и четырьмя необсохшими птенцами.
Линька взрослых птиц начинается вскоре после вывода птенцов. 24 июля 1949 выводок белощёких казарок, состоявший из нелётных родителей и 4 начинавших оперяться птенцов, в сообществе нескольких линных гуменников, был встречен нами на озере, невдалеке от побережья губы Безымянной. Как уже указывалось, 15 июля 1950 в губе Большой Кармакульской были добыты 6 линных птиц.
По сообщению Л.А.Портенко (1931), 29 июля 1930 в его присутствии на Гусиной Земле была добыта, наряду с линными белолобыми гусями и гуменниками, одна белощёкая казарка. Горбуновым (1929) линные белощёкие казарки были встречены в Чёрной губе в 1927 году 26 июля и 2 августа.
Отлёт белощёких казарок с Новой Земли, по-видимому, совпадает с отлётом гуменников*, так как в губе Безымянной белощёкие казарки ещё наблюдались 27 августа 1950, а в губе Грибовой - 16 августа 1949. По мнению промышленников А.П.Ледкова, А.Г.Пырерко и фельдшера А.Г.Ильина, количество гнездящихся на Новой Земле казарок местами заметно сократилось. Этому в значительной мере способствует демаскирующая окраска птиц и гнездового пуха, а также лёгкость добывания птиц, гнездящихся колониями из года в год на одних и тех же местах. Небольшие запасы белощёких казарок на территории Советского Союза и ценность этих птиц как объекта зоологических заготовок, указывают на необходимость ограничения и даже полного запрещения их промысла на Новой Земле.
* За три года первый отлетающий на юг косяк гуменников (губа Грибовая) наблюдался 19 августа (1950), а последний косяк — 10 октября (1949).
Литератур а
Бутурлин С.А., Дементьев Г.П. 1935. Полный определитель птиц СССР. М., 2: 1-280. Горбунов Г. А. 1929. Материалы по фауне птиц и млекопитающих Новой Земли // Тр.
Ин-та по изучению Севера 40: 169-239. Дементьев Г.П. и др. 1948. Определитель птиц СССР. М.
Портенко Л.А. 1931. Производительные силы орнитофауны Новой Земли // Тр. Биогео-хим. лаб. АН СССР 2, прил.: 3-52.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1267: 1114-1115
Рябинник Turdus pilaris в большом городе: особенности размножения и репродуктивные потери из-за хищников
Н.С.Морозов, В.В.Худяков, И.М.Панфилова
Второе издание. Первая публикация в 2015*
В последние десятилетия у ряда видов птиц формировались городские популяции, отличающиеся от «природных» более высокими плотностями населения. Механизмы этого повышения плотности пока изучены слабо. Согласно одной из гипотез (Tomialojc 1995), у птиц ведущую роль в данном процессе играет снижение репродуктивных потерь и увеличение выживаемости взрослых особей благодаря отсутствию или малочисленности в городах основных хищников. Ситуация в Москве представляет особый интерес. Видовое богатство хищников в этом городе значительное. Многочисленная городская популяция серой вороны Corvus cornix и группировка тетеревятника Accipiter gentilis сформировались в 1960-е — начале 1970-х и в 1980-е годы. Если гипотеза верна, пресс хищничества должен мешать образованию городских группировок видов-жертв.
Хотя рябинники Turdus pilaris жёстко обороняют гнезда от хищников, исход противостояния бывает разным. В 2013 и 2014 годах мы исследовали особенности размножения вида соответственно на 2 и 6 (добавились 4) модельных территориях города Москвы площадью от 0.39 до 1.43 км2 с различной плотностью гнездования серой вороны (от 0 до 41 пары/км2). На протяжении обоих циклов размножения рябинника (в апреле и мае и конце мая - июне) картировали гнёзда, неоднократно
* Морозов Н.С., Худяков В.В., Панфилова И.М. 2015. Рябинник в большом городе: особенности размножения и репродуктивные потери из-за хищников // 14-я Международ. орнитол. конф. Северной Евразии. 1. Тезисы. Алматы: 342-343.