Лавриненко И.А., Лавриненко О.В., Николаева Н.М., Уваров С.А. 2015. Особо охраняемые природные территории Ненецкого автономного округа. Архангельск: 1-80. Спицын В.М., Травина О.В. 2019. Встреча необычно мелкой взрослой самки белолобого
гуся Anser albifrons на острове Колгуев // Рус. орнитол. журн. 28 (1739): 984-985. Тревор-Бетти О. 1897. Во льдах и снегах (путешествие на остров Колгуев). СПб: 1-214.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1760: 1835-1838
Гнездование птиц на опорах линий электропередач на Зейско-Буреинской равнине (Амурская область)
А.А.Тоушкин, О.А.Матвеева, В.А.Отрошко
Второе издание. Первая публикация в 2018*
Материалом для настоящей работы послужили результаты полевых исследований особенностей гнездования птиц на опорах воздушных линий электропередач (ЛЭП), проводимых на Зейско-Буреинской равнине. Обследовано 370 опор ЛЭП трёх типов (общая протяжённость 50 км) и зарегистрировано гнездование 5 видов птиц.
В пределах Зейско-Буреинской равнины, расположенной на юге Амурской области, растительность представлена следующими основными формациями: лесной древесной — в виде небольших «островков» релочных мелколиственных или дубовых лесов (колки) и травянистой — лугово-степной. Наибольшая площадь равнины занята обширными агроландшафтами с преобладанием сельскохозяйственных угодий с посевами зерновых, зернобобовых и овощных культур.
На обширных открытых пространствах опоры ЛЭП выполняют особую средообразующую роль. Из-за отсутствия древесной растительности или низкой плотности распределения высокоствольных участков леса птиц привлекают опоры и провода ЛЭП. Они используются птицами как обзорный охотничий пункт или место укрытия от непогоды, во время отдыха или кормления, а также как места гнездования и др.
В целом гнездование птиц на опорах ЛЭП - довольно распространённое явление среди склерофильных видов птиц, а также видов с высокой степенью экологической пластичности при выборе мест гнездования. Подобные случаи описаны в разных регионах России: в Европейской части (Соловьёв, 2014; Соколов 2015; Карев 2017; и др.), в Си-
* Тоушкин А.А., Матвеева О.А., Отрошко В.А. 2018. Гнездование птиц на опорах линий электропередач на территории Зейско-Буреинской равнины (Амурская область) //Процессы урбанизации и синантропизации птиц. Иваново: 317-321.
бири (Доржиев, Сандакова 2010; Карякин и др. 2017; и др.) и на Дальнем Востоке (Глущенко 1985; Дугинцов, Панькин 1991; Дугинцов 2008; Дорогой 2013; и др.). Кроме того, накоплен огромный материал о гибели птиц на опорах ЛЭП.
Во время работы нами рассматривались опоры ЛЭП трёх типов: деревянные, металлические и железобетонные. Так, на деревянных опорах (n = 229) не зарегистрированы случаи гнездования птиц, хотя известны отдельные случаи гнездования на деревянных столбах дальневосточного аиста Ciconia boyciana (Панькин 1981).
На исследуемом участке нами обследовано 115 промежуточных решетчатых металлических опор ЛЭП, имеющих конструкцию башенного типа. Здесь обнаружено гнездование трёх видов птиц: грача Corvus frugilegus, обыкновенной сороки Pica pica и дальневосточного аиста. В окрестностях ЛЭП располагаются сельскохозяйственные поля, нет полезащитных лесополос и ближайшие релки удалены. Поэтому птицы, сохраняя трофические связи с агроландшафтами, расширяют адаптивные возможности гнездового поведения.
Наиболее часто гнездящимся видом на ЛЭП является грач, который использует металлические опоры в 93% случаев от общего количества гнёзд птиц. Конструкция металлических опор способствует колониальному гнездованию грачей, которое начали отмечать с 1982 года В.А.Дугинцов и Н.С.Панькин (1991) на юге Верхнего Приамурья.
По нашим данным, на металлических опорах расположено около 250 грачиных гнёзд. В среднем на одной металлической опоре башенного типа регистрируется от 3 до 5 гнёзд и в некоторых случаях — до 89. При этом грачи отдают предпочтение металлическим опорам башенного типа (двухцепные) с шириной пояса стойки от 1.5 до 2 м и высотой до 25 м. Так, колониальные гнездовья грачи устроили на 70 промежуточных опорах высоковольтной ЛЭП (61% от всех опор) и только на 4 опорах не было гнёзд. Внутри опоры гнёзда имеют «этажное» расположение и построены на высоте 10-20 м. Гнёзда преимущественно располагаются на широких диафрагмах опор, которые стягивают пояса стоек, образуя эти плоские элементы внутри опоры. Интересно, что гнездо полностью занимает пространство стойки опоры башенного типа и с боков поддерживается металлическими стойками. В некоторых грачиных колониях многолетние гнёзда довольно крупные и плотно «нависают» друг над другом. Всё это защищает гнёзда от воздействия ветров, осадков и солнца. Как правило, в колонии часть гнёзд выглядит разрушенными и заброшенными, т.к. не все заселяются грачами, и некоторые птицы растаскивают гнездовой материал.
Второй тип опор, которые освоили грачи для гнездования, — анкерные и анкерно-угловые металлические опоры ЛЭП-110 (n = 45) с более широкой стойкой (4.5-5.5 м). Мы обнаружили всего 21 гнездо на 11
опорах, которые располагаются в углах соединения металлических перекладин опор. Такие гнёзда не громоздкие, удалены друг от друга и не соприкасаются. Здесь защиту от погодных условий обеспечивают только железные крепёжные пластины по бокам.
Обыкновенная сорока также гнездится на металлических опорах ЛЭП, но из-за конкуренции с грачами устраивает небольшие овальные гнёзда преимущественно с нижней стороны диафрагмы опоры. В.А.Дугинцов и Н.С.Панькин (1991) отмечали, что из-за межвидовой конкуренции в 1982-1990 годах происходило некоторое вытеснение сороки с более удобных горизонтальных мест на опорах. Нами зарегистрировано всего 10% случаев гнездования сороки на металлических опорах, из них только 5 гнёзд были на верхних элементах опор. Следует отметить, что часть гнёзд грачей и сорок находится рядом с гирляндой изоляторов, что создаёт опасность гибели взрослых птиц и птенцов в случае замыкания при попадании на провода строительного материала (проволока, тканый материал и др.) или частей тела самой птицы.
В безлесных сельскохозяйственных районах Зейско-Буреинской равнины металлические опоры привлекают дальневосточного аиста. Опоры становятся для этих птиц аналогом древесной растительности. Этот редкий охраняемый вид располагает массивные гнёзда на длинных и широких боковых траверсах опор и на верхней части опор без тросостойки (верхняя часть) (Андронов 1988; Дугинцов 2008). Так, в районе исследования нами отмечены места гнездования дальневосточного аиста на 6 опорах (3 гнезда заселены: одно на вершине опоры и два — на траверсах) из 110 обследованных металлических решетчатых опор. Аист гнездится также на траверсах полых железобетонных опорах (например, два гнезда в Тамбовском районе). Дальневосточный аист также благополучно заселяет искусственные гнездовья на опорах ЛЭП, сооружённые для безопасного гнездования вида.
На исследуемом участке железобетонных опор ЛЭП (п = 22) в Тамбовском районе учтено 12 случаев гнездования двух видов птиц, а также обнаружены гнёзда аиста. Так, зарегистрировано 10 гнёзд даурской галки Corvus dauuricus, устроенных внутри полой железобетонной опоры круглого типа на внутренних металлических креплениях траверсов (на глубине до 1 м). В меньшей степени наблюдается и открытое гнездование галок на железобетонных опорах (поверх отверстия опоры, на траверсах) на высоте 10-12 м. В целом подобная картина характерна для даурских галок, обитающих в лесостепной и степной зонах или в условиях дефицита или удалённости древесной растительности в сельскохозяйственных районах (Панькин, Дугинцов 1989; Зонов, Букреев, Болдбаатар 2016).
Обыкновенная сорока располагает гнезда ( п = 2) снаружи - на верхней горизонтальной траверсе опоры, которые находятся с подвет-
ренной стороны. Иногда сорока использует верхнюю надстройку на железобетонных опорах, располагая в их ячейках крупное гнездо. Следует отметить, что гнёзда врановых на опорах ЛЭП занимают также и амурские кобчики Falco amurensis - пару с птенцами наблюдали на железобетонной опоре.
В целом гнездование птиц на опорах ЛЭП является следствием толерантности видов к антропогенным ландшафтам и проявлением высокой пластичности их гнездового поведения, которые способствуют увеличению их эврибионтности и приводят к освоению птицами открытых безлесных пространств.
Литератур а
Андронов В.А. 1988. Численность и распространение дальневосточного аиста Ciconia boyciana Swinh. в Амурской области // Редкие птицы Дальнего Востока и их охрана. Владивосток: 60-61.
Бекмансуров Р.Х. 2015. Адаптивные возможности орла-могильника при освоении ЛЭП для гнездования в Республике Татарстан, Россия // Пернатые хищники и их охрана 31: 130-152.
Глущенко Ю.Н. 1985. Проблемы охраны и привлечения дальневосточного аиста на Приханкайской низменности // Редкие и исчезающие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 138-139.
Доржиев Ц.З., Сандакова С.Л. 2010. Особенности экологии синантропных птиц // Учён.
зап. Забайкал. ун-та. Сер. биол. науки 1: 28-35. Дорогой И.В. 2013. Гнездование некоторых видов птиц в антропогенном ландшафте на
северо-востоке Азии // Рус. орнитол. журн. 22 (845): 334-342. Дугинцов В.А. 2008. Дальневосточный аист и пути его сохранения. Благовещенск: 1-96. Дугинцов В.А., Панькин Н.С. (1991) 2012. Гнездование врановых на металлических опорах линий электропередач в Верхнем Приамурье // Рус. орнитол. журн. 21 (783): 1920-1921.
Звонов Б.М., Букреев С.А., Болдбаатар Ш. 2016. Птицы на линиях электропередачи в
Монголии // Рус. орнитол. журн. 25 (1262): 948-954. Карев В.А. 2017. Привлекательность просек воздушных линий электропередачи для
гнездования птиц // Вестн. охотовед. 14, 4: 228-236. Карякин И.В., Николенко Э.Г., Проммер М., Кази Р. 2017. Первый случай гнездования скопы на опоре высоковольтной ЛЭП в Саяне, Россия // Пернатые хищники и их охрана 34: 100-104.
Панькин Н.С. 1981. О редких птицах Верхнего Приамурья // Редкие птицы Дальнего
Востока. Владивосток: 116-117. Панькин Н.С., Дугинцов В.А. (1989) 2018. Биология даурской галки Corvus dauuricus
на Зейско-Буреинской равнине // Рус. орнитол. журн. 27 (1556): 240-242. Соколов А.Ю. 2015. Гнездование клинтуха Columba oenas в бетонных опорах линий электропередачи на юге Центрального Черноземья // Рус. орнитол. журн. 24 (1169): 2613-2617.
Соловьёв А.Н. 2014. Динамика гнездования врановых птиц в урбанизированных ландшафтах Европейского Востока // Изв. РАН. Сер. биол. 25: 529-538.