Тима Ч.Б. 1958. Материалы по корму дуплогнездников в сосновых насаждениях Латвийской ССР. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Рига.
Титаева H.H., Поливанов В.М. 1953. О методике изучения питания мелких насекомоядных птиц в гнездовой период // Бюл. МОИП. Новая сер. Отд. биол. 58, 2: 35-38.
Ткаченко В.И. 1966. Птицы Тебердинского заповедника Ц Тр. Тебердинского заповедника 6: 145-230.
Хватова Л.П. 1956. Питание большой синицы, полевого воробья и вертишейки // Пути и методы использования птиц в борьбе с вредными насекомыми. М.: 40-44.
ю оз
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2001, Экспресс-выпуск 159: 789-791
Гнездование красношейной поганки Podiceps auritus в Санкт-Петербурге
С.Г.Лобанов
Кафедра зоологии позвоночных, биолого-почвенный факультет, Санкт-Петербургский универститет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Поступила в редакцию 31 августа 2001
В Ленинградской области красношейная поганка Podiceps auritus относится к числу гнездящийся перелётных птиц и не имеет специального природоохранного статуса (Кондратьев 2000). Она не принадлежит, на наш взгляд, к редким птицам, но и обычной её едва ли можно считать. Вероятно поэтому сведений об этой птице в литературе немного.
По данным А.С.Мальчевского и Ю.Б.Пукинского (1983), красношейная поганка гнездится преимущественно в северных районах Ленинградской области. Её гнёзда найдены на озёрах Карельского перешейка и на Ладожском озере. На юге области эту птицу наблюдали летом на озёрах Вялье и Борковское, а также на Нарвском водохранилище. Эти авторы отмечают, что к началу 1980-х в Ленинградской обл. произошло повсеместное снижение численности вида. Колониальное гнездование красношейных поганок, обычное в середине 1930-х на Раковых озёрах (Карельский перешеек), в настоящее время не наблюдается. Несмотря на снижение численности, граница ареала вида в течение XX в. несколько продвинулась к северу. При этом в Европе происходит постепеное уменьшение численности этой поганки в южный частях ареала и увеличение в северных (Курочкин 1982).
Исследования С.В.Меньшиковой (1999) существенно изменили наши представления о характере распределения красношейной поганки на западе Ленинградской обл. Обследование водоёмов по южному берегу Финского залива, проведённое ею в 1987-1999, показало, что здесь эта поганка распространена на гнездовании значительно шире, чем считали раньше.
Данные о нахождении красношейной поганки в ближайших окрестностях Петербурга ограничивались лишь указаниями Е.А.Бихнера (1884).
В.М.Храбрый (1991) обнаружил её гнездование на Сестрорецком разливе и предположил возможность гнездования на Лахтинском разливе. В качестве исчезающей из пределов современной территории города птицы он включил красношейную поганку в список птиц Санкт-Петербурга.
Так или иначе, нам показалась крайне интересной находка в 2001 году гнездящейся пары красношейных поганок в Выборгском районе Санкт-Петербурга, на небольшом водоёме на улице Ивана Фомина. Не имея возможности наблюдать за птицами постоянно, мы всё же решили проследить судьбу их гнезда. Приводим выдержки из записей наших наблюдений.
23 апреля 2001. Пара красношейных поганок строит платформу в северо-восточной части пруда в 50 м от берега, практически не обращая внимания на людей, проходящих по тропинке вдоль водоёма.
24 апреля. Одна из птиц исчезает по непонятной для нас причине. Оставшаяся продолжает строительство платформы.
28 апреля. К утру на водоёме появляется вторая птица. Обе поганки продолжают активно строить платформу и в первой половине дня неоднократно на ней спариваются. После того, как самка приносит и укладывает на платформу строительный материал, она забирается на неё и ложится, вытягивая шею вперёд. При приближении самца она начинает гнусаво кричать и ещё сильнее прижимается к платформе, практически положив голову на воду. Следует спаривание, продолжающееся не более 10-15 с. Остаток дня птицы провели в южной части пруда.
2 мая. Западный ветер, дующий порывами со скоростью до 16 м/с, срывает платформу с места и разрушает её.
Через несколько дней поганки начинают строительство новой платформы в южной части водоёма на удалении не менее 100 м от берега, но вскоре оставляют её.
7 мая. Третья по счёту гнездовая платформа располагается на месте первой в северо-восточной части пруда. Птицы приступают к насиживанию (как выяснилось потом, в полной кладке было 5 яиц). В насиживании принимают участие оба партнёра. Они сменяют друг друга через 3-4 ч. Обновление строительного материала в гнездовой платформе — процесс постоянный. Свободный от насиживания партнёр подносит различные части водных растений, а насиживающая птица укладывает их в гнездо.
19 мая. Обращаем внимание на то, что весь день поганки активно достраивают гнездо. К вечеру становится хорошо виден воздвигнутый высокий бортик. Эта работа оказалась своевременной. На следующий день дул сильный западный ветер, достигавший порывами скорости 14-15 м/с. Гнездо при этом не пострадало. На водоёме появляется вторая пара красношейных поганок (!). Они активно строят платформу в южной части пруда. В ход идут даже небольшие тряпки. Неоднократно наблюдаем конфликты между двумя парами.
3 0 мая. Первая пара продолжает насиживание. Вторая пара по прежнему держится на водоёме.
3 июня. Впервые замечаем птенца, которому едва ли более суток. Он прячется на спине у насиживающей птицы и показывается из-под крыльев,
когда к гнезду подплывает вторая птица с кормом. Дважды наблюдаем, как птенчик падает в воду и благополучно возвращается на спину взрослой птицы, под крылья.
Конфликты между парами поганок продолжаются. Большинство из них ограничивается демонстрациями, но несколько раз мы становимся свидетелями настоящих схваток, во время которых птицы даже взлетают над водой (4 и 5 июня). Негнездящиеся поганки настойчиво стремятся приблизиться к гнезду. Если одной из них это удаётся, она начинает щипать сидящую на гнезде птицу, явно стремясь согнать её. Однако вторая птица размножающейся пары обеспечивает охрану гнезда и прогоняет чужака за пределы гнездовой территории. Мы обратили внимание, что наиболее агрессивно поганки из негнездящейся пары вели себя в первые дни после вылупления птенцов у первой пары.
11 июня. Поганки продолжают насиживать 3 яйца (из них птенцы так и не вылупились) и активно кормят 2 птенцов, находящихся по прежнему на спине насиживающей птицы.
17 июня. Птицы оставили гнездо и продолжают выкармливать птенцов, плавая по всему водоёму.
1 июля. Родители поделили между собой птенцов и плавают каждый со своим в разных частях водоёма. Молодые птицы кричат, выпрашивая корм. Вторая пара красношейных поганок по прежнему держится на пруду.
15 июля. Отмечаем на водоёме только двух молодых поганок. Взрослые птицы покинули пруд.
30 июля 2001. Наблюдаем на пруду только одну молодую красно-шейную поганку.
Таким образом, наша находка доказывает возможность гнездования красношейной поганки в черте мегаполиса. Примечательно, что по сообщению жителей этого микрорайона, пара этих поганок успешно гнездилась здесь и в прошлом, 2000 году.
Автор очень благодарен своей маме Е. Ф.Лобановой за активную помощь в работе.
Литература
Бихнер Е.А. 1884. Птицы С.-Петербургской губернии: Материалы, литература и критика //
Тр. С.-Петерб. общ-ва естествоиспыт. 14, 2: 359-624. Кондратьев A.B. (ред.) 2000. Ключевые орнитологические территории Балтийского региона
России (Калининградская и Ленинградская области). СПб. Курочкин E.H. 1982. Красношейная поганка — Podiceps auritus (Linnaeus, 1758) Ц Птицы
СССР: История изучения. Гагары, Поганки, Трубконосые. М.: 312-320. Мальчевский A.C., Пукинский Ю.Б. 1983. Птицы Ленинградской области и сопредельных
территорий: История, биология, охрана. Л., 1: 1-480. Меньшикова C.B. 1999. Красношейная поганка Podiceps auritus на южном берегу Финского залива (Ленинградская область) // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 80: 18-20. Храбрый В.М. 1991. Птицы Санкт-Петербурга: Фауна, размещение, охрана // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 236: 1-275.
Ю G&