Научная статья на тему 'Гнездование грачей Corvus frugilegus на опорах и распределительных устройствах высоковольтных линий электропередачи и контактных электросетей железных дорог в Казахстане'

Гнездование грачей Corvus frugilegus на опорах и распределительных устройствах высоковольтных линий электропередачи и контактных электросетей железных дорог в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
98
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Березовиков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гнездование грачей Corvus frugilegus на опорах и распределительных устройствах высоковольтных линий электропередачи и контактных электросетей железных дорог в Казахстане»

Литература

Belles-Isles J.-C., Picman J. 1986. House Wren nest-destroying behavior // Condor 88: 190-193.

Bent A.C. 1964. Life histories of North American woodpeckers. New York. Brackbill H. 1969. Red-bellied Woodpecker taking bird's eggs // Bird-Banding 40: 323324.

Conner R.N. 1974. Red-bellied Woodpecker predation on nestling Carolina Chickadees // Auk 91: 836.

Drilling N.E., Thompson C.F. 1988. Natal and breeding dispersal in House Wrens

(Troglodytes aedon) // Auk 105: 480-491. Dunn M.L. 1984. Red-bellied Woodpecker predation on nestling Nuthatches // Chat 48: 74-75.

Loftin R.W. 1981. Pileated Woodpecker takes Red-bellied Woodpecker nestling // Fl. Field Nat. 9: 41.

Nilsson S.G. 1984. The evolution of nest-site selection among hole-nesting birds: the

importance of nest predation and competition // Ornis scand. 15: 167-175. Watt D.J. 1980. Red-bellied Woodpecker predation on nestling American Redstarts // Wilson Bull. 92: 249.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2011, Том 20, Экспресс-выпуск 657: 981-983

Гнездование грачей Corvus frugilegus на опорах и распределительных устройствах высоковольтных линий электропередачи и контактных электросетей железных дорог в Казахстане

Н. Н. Березовиков

Николай Николаевич Березовиков. Лаборатория орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru

Поступила в редакцию 28 апреля 2011

Во второй половине ХХ столетия в Казахстане произошли значительные изменения в территориальном размещении и численности грача Corvus frugilegus, вызванные промышленным и сельскохозяйственным освоением территории. С одной стороны, положительную роль сыграло масштабное освоение целинных и залежных земель, создавшее для грачей благоприятную кормовую базу. С другой стороны, возникновение множества посёлков в степных районах, где среди безлесных степей и пустынных равнин появились высокоствольные тополе-

вые и карагачевые насаждения в садах и парках, создало удобные места для гнездования и способствовало возникновению множества грачиных колоний. Всё это привело к тому, что грачи стали массовыми гнездящимся птицами сельскохозяйственных ландшафтов Казахстана, особенно в районах развитого зернового земледелия.

Вместе с тем, создание придорожных защитных лесополос и станционных садов вдоль железной дороги между Уральском, Оренбургом, Актюбинском, Кызыл-Ордой, Ташкентом и Алма-Атой и заселение их грачами способствовало проникновению этого вида на юг в глубь пустынной зоны. Сейчас грачи настолько освоили все железнодорожные станции и разъезды, что их шумные колонии в высокоствольных тополях и карагачах около вокзалов являются едва ли не основной приметой пристанционного ландшафта. Подобная же картина наблюдается вдоль железной дороги Кустанай - Астана - Караганда - Алматы, где грачи благодаря придорожным лесополосам проникли в практически безлесные степные и пустынные местности.

Заметный рост численности грачей был отмечен нами на востоке Казахстана в конце 1970-х годов (Березовиков, Щербаков 1990). Подобная тенденция отмечалась тогда и в других регионах республики и сопредельных территорий. Увеличение численности ознаменовалось не только появлением новых колоний в естественных местообитаниях, в придорожных лесополосах, в садах и парках населённых пунктов, но и переходом грачей к гнездованию на опорах высоковольтных линий электропередачи и по контактным сетям вдоль железных дорог. Последнее явление получило широкое распространение в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Уже в 1982 году вдоль Куйбышевской железной дороги между станциями Евлашево и Сызрань множество грачиных гнёзда располагалось на горизонтальных решетчатых фермах, несущих токопроводящие элементы (Давыгора 1984). Особой привлекательностью стали пользоваться мощные металлические опоры ажурной конструкции, являющиеся узловыми пунктами, от которых отходят сразу несколько линий. Одна из таких больших колоний на подобной опоре была известна мне в 1989-1990 годах на железнодорожной станции Кандагач (Кандыагаш) южнее Актюбинска. В начале 1980-х годов грачи стали предпринимать регулярные попытки устраивать свои гнёзда на опорах контактной электросети Кустанайской железной дороги в Семиозёрном районе (Поставной 1984). В апреле-мае 1998 года небольшая их колония существовала на высокой металлической опоре вдоль линии железной дороги между станциями Кушмурун и Аманка-рагай, а на окраине города Рудный более десятка гнёзд грачей было устроено на металлических опорах ЛЭП-500. На станции Тобол колония из 52 гнёзд располагалась на ажурных металлических перекладинах электротяги над железнодорожными путями и ещё две неболь-

ших колонии на металлических вышках с распределительным электрооборудованием и осветительными приборами (Ковшарь, Березовиков 2000). Множество гнёзд грачей в апреле-мае 1998-1999 годов располагалось на конструкциях над железнодорожными путями у вокзала Кустаная, однако в последующие годы это поселение было ликвидировано службой безопасности. В 1999 году группа гнёзд грачей отмечена на одной из ажурных конструкций контактной электросети над линией железной дороги в Караганде. В 2000-2006 годах мы периодически отмечали попытки гнездования небольших групп грачей на этом же участке железной дороги. Самой южной точкой гнездования грачей на высоковольтных линиях является участок автотрассы Балхаш - Караганда в 114 км севернее города Балхаш, где у свёртка к селу Жамшы в 1998 году на 5 металлических опорах ажурной конструкции находилось свыше 20 гнёзд грачей.

Колониальное гнездование грачей на контактных сетях по линиям железных дорог и на распределительных устройствах создаёт серьёзную проблему для энергетиков. Показательным примером, иллюстрирующим возможные последствия, является случай, происшедший в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Ранним утром 19 апреля 2011 весь город и участок Южно-Уральской железной дороги более 20 мин оставался без электроэнергии после короткого замыкания на распределительном устройстве ТЭЦ-2 и автоматического отключения двух турбин на самой ТЭЦ. На линии железной дороги были вынуждены переключаться на резервную систему электроснабжения. Серьёзные проблемы возникли и в других жизненно важных системах городского хозяйства. Виновниками критической ситуации оказались грачи, начавшие строить гнёзда на распределительном устройстве ТЭЦ-2 и замкнувшие провода во время укладки веток на провода.

Литература

Березовиков Н.Н., Щербаков Б.В. 1990. Размещение грача в Восточном Казахстане // Вестн. зоол. 1:75-76. Давыгора А.В. 1984. О гнездовании грачей на фермах ЛЭП железной дороги // Экология, биоценотическое и хозяйственное значение врановых птиц. М.: 57-58.

Ковшарь А.Ф., Березовиков Н.Н. 2000. Орнитологические наблюдения в Наур-зуме (Северный Казахстан) весной 1998 и 1999 гг. // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург: 94-114.

Поставной Г.В. 1984. Необычное гнездование врановых птиц в Кустанайской области // Орнитология 19: 211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.