Научная статья на тему 'Глобальный город Токио: страноведческий анализ'

Глобальный город Токио: страноведческий анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2992
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихоцкая И. С., Шарыпин Д. Л.

The study deals with the analysis of the genesis and specific features of Tokyo which is a largest city of global, or world, importance. The study is based on the analysis of primary statistical data, scientific articles and monographs published both in Russia and abroad, and the results of field investigations carried out in Tokyo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL CITY OF TOKYO: REGIONAL ANALYSIS

The study deals with the analysis of the genesis and specific features of Tokyo which is a largest city of global, or world, importance. The study is based on the analysis of primary statistical data, scientific articles and monographs published both in Russia and abroad, and the results of field investigations carried out in Tokyo.

Текст научной работы на тему «Глобальный город Токио: страноведческий анализ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 911.3:312(521.27)

И.С. Тихоцкая, Д.Л. Шарыпин

ГЛОБАЛЬНЫЙ ГОРОД ТОКИО: СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Введение. В условиях глобализации, на рубеже XX и XXI вв. охватившей все стороны жизни человечества, сформировался ряд городов, которые по тем или иным параметрам могут быть отнесены к числу глобальных городов (ГГ)1. При изучении этого феномена ученые предлагают разные подходы, принципы выделения, ранжирования и анализа таких городов. Существуют различные рейтинги, но каковы бы ни были критерии отбора — размеры, людность, функциональная нагрузка, — Токио всегда входит в их число, и более того, в группу лидеров2.

Постановка задачи исследования. В статье впервые в российской социально-экономической географии и японистике на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, японской оригинальной статистики, полевых исследований, бесед с ведущими японскими учеными и специалистами токийского муниципалитета проведен страноведческий анализ генезиса и специфики Токио как ГГ.

Трансформация Токио в крупнейшую агломерацию мира. Токио (до 1868 г. — Эдо) вырос из замка, построенного в 1457 г. местным феодалом для защиты своих земель на окраине небольшой рыбацкой деревушки, выгодно расположенной на рупнейшей в Японии равнине Канто, самой удаленной от потенциального врага с континента, вблизи моря и относительно крупной (второй по протяженности в Японии) река Тонэгава.

Наличия благоприятных условий до начала XVIII в., однако, было недостаточно для роста города. Центром японской цивилизации тогда являлся исторический район Кансай, расположенный в 500 км на юго-запад от Эдо, а доступ к северо-восточным землям страны контролировал находящийся западнее Эдо призамковый город Одавара. Эдо находился в "тени" и не имел ни экономических, ни политических импульсов для развития.

Вместе с тем именно благодаря периферийному положению Эдо стал политико-административным центром третьего сёгуната. В 1603 г. Иэясу Токугава создал здесь, вдали от императорской столицы, новый политический центр страны, в котором в целях сохранения единой Японии кроме военного сословия обязаны были находиться семьи крупней-

ших феодалов. Подобное изменение в расстановке политических сил вызвало стремительный рост города: в 1721 г. его население превысило 500 тыс. человек, Эдо значительно опередил Осаку и Киото, население которых не достигало и 400 тыс. [9]. К середине XVIII в., когда численность населения Эдо достигла 1,3 млн человек [7], он превратился в крупнейший город не только в Японии, но и в мире, превзойдя такие города, как Пекин (900 тыс. чел.), Лондон (680 тыс. чел.) и Париж (560 тыс. чел.) [11].

Новым толчком для развития города стал перенос сюда столицы из Киото в 1868 г. Значительное экономическое отставание от наиболее развитых стран подтолкнуло Японию к активному освоению западных технологий. Это обусловило размещение головных офисов компаний, банков, университетов, иностранных посольств и промышленных предприятий в пределах Токио. К 1923 г. город насчитывал 4,5 млн, а к 1940 г. — 6,8 млн жителей [4].

Однако наиболее стремительное развитие Токио относится ко времени роста политической и экономической роли Японии в мире. В апреле 1952 г., после подписания в 1951 г. Сан-францисского мирного договора, закончилась оккупация Японии американскими войсками. За следующие 20 лет страна совершила гигантский рывок и приобрела статус мировой державы, прочно утвердившись на втором месте (после США) по экономическому потенциалу. За 1958—1973 гг. ВВП Японии увеличился почти в 10 раз [3]. Бурное развитие экономики отразилось и на пространственной организации хозяйства. Экспортно ориентированная экономика, главным партнером которой выступали США, определила размещение промышленности в крупных прибрежных городах, выходящих к Тихому океану. Этому способствовали благоприятные физико-географические и климатические условия, выгодно отличающие этот район от побережья, обращенного к Японскому морю. Так сформировался Тихоокеанский промышленный пояс (ТПП) с лидирующими центрами Токио, Осака, Нагоя, один из самых динамично развивавшихся районов мира. За 1955—1970 гг. в эти три города мигрировали около 9 млн человек [16]. Это преврати-

1 В 1915 г. П. Геддесом был введен термин "мировой город", а понятие "глобальный город" ввела С. Сассен, ведущий теоретик феномена мегаполиса. Эти термины часто употребляются как синонимы. В рамках статьи мы не ставим целью анализировать различные теории и схемы ранжирования глобальных городов, тем более что такого рода работы уже есть и в отечественной науке (В.А. Колосов, Н.С. Мироненко, Н.А. Слука, А.И. Трейвиш, А.В. Курасов).

2 См. работы: Р. Коэна, Дж. Фридмана, С. Сассена, Дж. Биверстока, Р. Смита, П. Тэйлора (Ырр://%'%'%'.1Ього.ас.ик^а%'с/гЬ/гЬ32.Ыт1).

ло ТПП в крупнейший по людскому потенциалу хозяйственный район страны.

Наиболее стремительно среди крупнейших городов развивался Токио, население которого в административных границах за 1945—1965 гг. увеличилось с 3,5 до ~9 млн человек (своего абсолютного максимума). Плотность населения превысила 14 тыс. чел./км2 [18]. Перенаселенность повлекла за собой разрастание пригородов, прирост населения в которых порой составлял 30—50%. В период 1935—1955 гг., несмотря на последствия Второй мировой войны, территория Токио увеличилась почти в 3 раза [8]. В конце 60-х гг. в Токийскую агломерацию радиусом 40 км и численностью населения более 20 млн человек вошли и городские поселения трех соседних префектур — Кана-гава, Сайтама и Тиба [18].

В три главные агломерации Японии во время первой волны миграционных потоков, продолжавшейся с середины 1950-х гг. до середины 1970-х гг. и тесно связанной с индустриализацией страны, темпы миграции были примерно одинаковы, но с середины 1970-х гг. Нагоя и Осака превратились в районы оттока населения. И только в Токийской агломерации в течение всего послевоенного периода, за исключением трех лет наиболее кризисных после краха экономики "мыльного пузыря" (1994—1996), сальдо миграций было положительным. Именно с 1970-х гг. можно говорить о бесспорном доминировании Токио над другими городами Японии и появлении предпосылок к формированию у флагмана японской экономики "мировых функций".

В городах столичного региона в 1950 г. проживали около 10 млн человек, в 1980 г. более 30 млн, к 2000 г. — 28% населения страны, а в настоящее время, по разным оценкам, от 36 до 42 млн человек [21]. Такое разночтение в оценке численности населения связано с разными подходами к определению границ Токийской агломерации. В Японии агломерационный подход в официальной статистике не применяется. В переписи населения, например, посредством анализа потоков маятниковых миграций в агломерацию Кэйхинъё было включено 246 населенных пунктов, расположенных на территории 9 префектур. Но для простоты расчетов за Токийскую агломерацию обычно принимают территорию только четырех префектур — Токио, Канагава, Сайтама и Тиба (выделяя при этом отдельно северный г. Канто) или просто указывают территорию всего столичного региона. Попытки ряда японских ученых разработать определения границ Токийской агломерации также построены на анализе трудовых потоков. Но таким образом можно довольно условно судить об элементах агломерации, представляющих собой систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных пунктов, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой.

Авторы статьи склонны считать, что для более корректного выделения локальных систем расселения требуется комплексное изучение особенностей системы расселения региона, анализ опорного каркаса и основных направлений взаимодействия центра с периферией. Необходимо учитывать, что в ареалы интенсивных трудовых потоков не входят замыкающие спутники, агломерации второго порядка, определение которых основано больше на производственных связях (рисунок).

Японская столица стала центром самого крупного урбанизированного ареала в мире.

Формирование "мировых функций" Токио. В результате успешного экономического развития роль Японии в международном разделении труда резко возросла. Натиск японских товаров на мировые рынки был столь мощным, что Япония накопила значительные золотовалютные резервы и приступила к активному экспорту капитала. За 1951-1970 гг. японские инвестиции за рубежом составили около 2,7 млрд долл., в том числе 70% было инвестировано во второй половине 60-х гг. А уже к концу 80-х гг. Япония вышла на первое место среди развитых стран по размерам золотовалютных резервов (лишь недавно ее обогнал Китай). В 1986 г. она стала лидером по объему экспорта капитала и крупнейшим кредитором. Занимая в середине 80-х гг. по размерам зарубежных активов (около 440 млрд долл.) 3-е место (после США и Великобритании), к концу 80-х гг. Япония смогла увеличить их размер до 1 трлн долл. и достичь уровня США.

Превращение Японии, мощной индустриальной державы, выпускающей высококонкурентоспособную продукцию, в крупнейшего мирового кредитора, с одной стороны, и отмена жесткого финансового контроля со стороны государств, формирование единого мирового рынка капитала — с другой, привело к тому, что японская столица стала одним из ключевых финансовых центров мира. С усилением взаимозависимости экономик, благодаря развитию информационных технологий и удачному географическому положению Токио занял место ключевого узла в системе управления мировой экономикой, обеспечивая наряду с Нью-Йорком и Лондоном, проведение финансовых трансакций 24 часа в сутки.

Два энергетических кризиса 1970-х гг., повышение курса иены в 1986 г. стимулировали с посредством автоматизации производства окращение издержек и вынос ресурсоемких предприятий из страны. Модернизация производственной структуры японской промышленности сопровождалась непрерывным нарастанием масштаба зарубежного предпринимательства японских фирм. Для руководства многократно возросшими финансовыми потоками и предприятиями за рубежом многочисленные корпорации создавали свои штаб-квартиры в Токио, в результате чего город стал одним из ведущих центров управления мировой промышленностью.

Тотиги

Уцуномия

Мито

Такас£ки

Ибараки

Цукуба

Сайтама

Кавагоэ

Нарита

Мацудо

Токио

Хатиод (и*

Яманаси

¡Сагам иха]

огама

Канагава

.исарадзу

Одавара,

Фукудза!

агломерация Кэйхин

(зона интенсивных маятниковых миграций) внешняя граница Токийской агломерации

Численность населения

! млн чел.

Столичный регион Японии. В официальной японской статистике для простоты расчетов агломерацию Кэйхин принято определять как префектуры Токио, Тиба, Канагава и Сайтама, а столичную агломерацию — как столичный регион. Данная схема представляет собой авторскую разработку. Границы пространственных уровней определены на базе проведенного Д.Л. Шарыпиным изучения особенностей системы расселения в столичном регионе, анализа опорного каркаса и основных направлений взаимодействия центра с периферией методом, разработанным в Научном центре пространственной информации Токийского университета. Термин "Большой Токио", не имеющий японского эквивалента и трактуемый разными авторами по-разному, в данном исследовании не используется. Курсив — название префектуры

Благодаря развитию деловых услуг и бизнеса, активному инвестированию в человеческий капитал с целью увеличения производительности труда, расширению глобальных профессиональных бизнес-услуг, эффективному управлению системой интеллектуальной собственности и дальнейшему развитию информационных технологий происходит трансформация инфраструктуры Токио. Японская столица становится центром нового роста, в котором сочетаются ос-

новные функции контроля над национальной и мировой экономикой, ключевым узлом мировых деловых связей, а также крупнейшим потребительским рынком с более чем 30-миллионным населением, средний душевой доход которого превосходит 30 тыс. долл. в год.

Место глобального города Токио в мире. В Токийской агломерации, крупнейшем урбанизированном ареале мира, расположенном во второй по эко-

номическому потенциалу стране, сконцентрировано более 60% штаб-квартир национальных ТНК и более 88% находящихся в Японии филиалов международных ТНК [6]. В 2006 г. из 500 крупнейших ТНК мира наибольшее число штаб-квартир было сконцентрировано именно в Токио, в центре управления мировой промышленностью [20].

По экономической мощи агломерация Токио сравнима с крупными государствами мира. Ее внутренний региональный продукт в 2004 г. по текущему курсу валют превышал 1,5 трлн долл. США, что сопоставимо с ВВП таких стран, как Италия или Китай [26].

В отраслевой структуре японской столицы большую роль играет обрабатывающая промышленность (в 2002 г. — 22% [19]), но значение управленческих и торгово-распределительных функций в Токио быстро возрастает.

Токио — крупнейший финансовый центр. Здесь расположены штаб-квартиры главных банков Японии. Токийская фондовая биржа играет существенную роль в транснациональных трансакциях: в 2006 г. она занимала 2-е место после фондовой биржи Нью-Йорка) с общей капитализацией более 4 трлн долл. США [25].

В токийском районе Касумигасэки расположены правительственные учреждения Японии, что также способствует концентрации многочисленных государственных и частных компаний в столице. Однако по числу неправительственных организаций Токио на порядок уступает таким мировым городам, как Брюссель, Париж, Лондон.

С переходом к постиндустриальному обществу в Токио стремительно развивается сфера услуг. Деловые услуги, разработка и внедрение программного обеспечения, потребительские услуги стали неотъемлемой частью токийской отраслевой структуры, создав новые горизонтальные связи между компаниями.

Активное развитие "мирового бизнеса" в Токио привело к превращению аэропорта Нарита, расположенного в 60 км на востоку от японской столицы, в один из крупнейших в мире (более 25 млн пассажиров в год [24]). По значению в системе международных пассажирских авиаперевозок (или, по С. Сассен, по "центральности городов") с 1985 г. Токио занимает второе место после Лондона.

Доминирующая роль ядра агломерации Токио. Агломерация Токио имеет ярко выраженную однопо-лярность, проявляющуюся в концентрации стратегических отраслей хозяйства в ядре столичной системы расселения. На префектуру Токио приходится 46% валового продукта столичного региона3, а доля 23

специальных районов (СРТ) — ядра агломерации4, в столичной префектуре превышает 80%. Здесь сконцентрированы самые передовые отрасли, которые обеспечивают развитие всей национальной экономики.

Центральной части города принадлежит исключительная роль в системе управления. Более половины головных офисов японских компаний с капиталом более 100 млрд иен сконцентрировано в пределах 23 СРТ [2]. В центральном деловом районе (ЦДР) сосредоточено 44,6% всех органов управления японских компаний в сфере телекоммуникаций, транспорта, промышленности, услуг, финансов и страхования [5].

Японская столица является также и главным узлом взаимодействия страны с внешним миром. Здесь сконцентрирована основная политическая элита, в центре Токио размещены представительства иностранных государств, международных некоммерческих организаций. Более 88% офисов всех иностранных компаний, представленных в Японии, сосредоточено в пределах Кэйхинъё, 78 % — в пределах 23 СРТ.

Ядро города — центр науки и высшего образования не только в рамках столичной системы расселения, но и всей Японии. В Токио находится более половины научно-исследовательских институтов и лабораторий компаний страны, более 100 вузов, в том числе многие ведущие университеты Японии.

Торговые функции Токио, как и функции материально-технического снабжения, имеют общенациональное значение. В столичном регионе совершается 47% всех оптовых сделок, причем большая часть (80%) в ядре агломерации.

В центре Токио сконцентрированы и передовые "креативные" отрасли5, т.е. использующие в качестве товара интеллектуальную собственность: в 23 СРТ выпускается 41% национальных газет, 98% журналов, 79% популярных в Японии комиксов (манга). Здесь размещено 79% всех издательских фирм, 89% студий звукозаписи, 100% головных офисов компаний, предоставляющих услуги спутникового телевидения, 67% компаний, разрабатывающих компьютерные игры и игровые приставки. На Токио приходится 41% общего радиовещания и 49% телеэфира [17].

Фирмы, разрабатывающие программное обеспечение, информационные технологии, видеоигры, цифровую анимацию, также тяготеют к центру агломерации Токио. Около 28% всех японских компаний в сфере информационных технологий размещено в 23 СРТ [13]. На Японию приходится более 65% производимой в мире анимационной продукции, причем 90% задействованных в этой сфере японских компа-

3 Включает префектуры Токио, Канагава, Тиба, Сайтама, Ибараки, Тотиги, Гумма и Яманаси.

4 В пространственной структуре Токийской агломерации выделяются три уровня: 1) ядро агломерации (23 СРТ), 2) агломерация Кэйхин (или Кэйхинъё) в виде незамкнутого урбанизированного кольца (ядро и городские поселения трех соседних префектур — Канагава, Сайтама, Тиба), 3) ареал, который кроме зоны интенсивных маятниковых миграций в центр и спутников первого порядка включает спутники второго порядка.

5 Термин был предложен Дж. Хокинсом.

ний (370) размещено в ядре Токийской агломерации [1].

В отличие от Лондона и Нью-Йорка, почти полностью специализирующихся на сфере услуг, Токио продолжает оставаться промышленным городом. Передав часть функций, переставших соответствовать статусу глобального города, периферии агломерации, ее ядро по-прежнему является полюсом инновационной деятельности и управления промышленным производством. Важную роль в Токио играют и индустриальные кластеры (в районах Ота и Сумида), в которых доля занятых в промышленном производстве (автомобилестроение, электронное, общее и точное машиностроение, приборостроение) даже выше, чем в целом по стране. Промышленность, расположенную в ядре агломерации, отличают высокие показатели трудоемкости и низкие затраты на сырье, применение в производственных процессах сложнейших технологий. Многие предприятия контролируют не только большую часть национального, но и мирового рынка узкоспециализированной продукции [12].

О высокой концентрации хозяйственной деятельности в ядре агломерации свидетельствуют и основные направления трудовых потоков в агломерации Токио. Около 70% жителей столичного региона проживают на расстоянии 20—50 км от центра города, а около 10% — на расстоянии 50—100 км [4]. Длительный процесс децентрализации расселения привел к интенсивным маятниковым миграциям. Пространственная дифференциация различий между "ночным" и "дневным" населением внутри локальной системы расселения наглядно демонстрирует тяготение трудовых потоков к ядру агломерации, т.е. к 23 СРТ, которые имеют площадь всего 621 км2, и расположены в пределах восточной части префектуры Токио. По данным правительства префектуры Токио, на 01.01.2007 г. численность населения здесь составляла 8,3 млн человек, а плотность — более 13 тыс. чел./км2. За счет маятниковых мигрантов из пригородных зон в дневное время плотность увеличивается более чем в два раза, а в ЦДР, где проживают всего 325 тыс. человек, — более чем в 6 раз, до 2,08 млн чел. [23].

Площадь территории, для которой доля маятниковых мигрантов6 в ЦДР больше 10%, превышает 5 тыс. км2. Ежедневно служащим приходится преодолевать не менее 65 км, затрачивая только в одну сторону в среднем 72 мин. Менее 5% всех мигрантов, прибывающих в 23 СРТ, проживает в пределах 30-минутной досягаемости от Центра, тогда как почти 1/3 ежедневно затрачивает на дорогу более 3 час [14].

По данным последней переписи населения (2005), в среднем за день периодические поездки до места работы или учебы в 23 СРТ совершают около 3 млн человек. Основные потоки маятниковых миграций приходятся на префектуры Канагава, Сайтама и

Тиба (1080, 990 и 780 тыс. человек соответственно). Около 300 тыс. мигрантов проживают в районах, удаленных от центра более чем на 50 км [22]. Приток маятниковых мигрантов также характерен и для других городов Токийской агломерации: Иокогама (350 тыс. чел.), Кавасаки (200 тыс. чел.), Сайтама (180 тыс. чел.), Тиба (150 тыс. чел.), но, как следует из приведенных данных, их притягательность не идет ни в какое сравнение с Токио. Ярко выраженная одно-полярность Токийской агломерации свидетельствует об исключительной роли центрального ядра в пространственной структуре системы расселения.

Особенности глобального города Токио. Сформировавшаяся пространственная структура агломерации, характеризующаяся высокой концентрацией разнообразных ресурсов на компактной территории, во многом связана с выбранной Японией экономической моделью. Замедление темпов экономического роста страны, возросшая конкуренция, резкие колебания курсов валют и цен на минеральное сырье в 1970-е гг. — все это поставило под сомнение эффективность серийного производства стандартизированной продукции. Изменчивая природа международного рынка предопределила тенденцию к формированию гибкой специализации, т.е. возможности производить разную продукцию для удовлетворения индивидуального спроса в минимальные сроки.

Адаптация крупных компаний к стихии рынка достигается путем размещения штаб-квартир и конструкторских лабораторий вблизи развитой транспортной и коммуникационной инфраструктуры столицы. Токио, являясь высшим звеном в иерархии национальной городской системы, представляет собой крупнейший узел международного обмена информацией. Именно здесь есть быстрый доступ к наиболее полной информации извне, которая после переработки может в виде новой идеи экспортироваться за рубеж. "Сжатие" времени, т.е. возможность эффективно осуществлять разнообразные виды деятельности с минимальными затратами времени благодаря применению электронных технологий, позволяет быстро оценить рыночный спрос. Информационная доступность стала более важным критерием для успешной деятельности, чем пространственная близость к средствам производства. Международная экспансия японских компаний еще больше повысила необходимость в постоянной оценке мирового рынка. Около 13% промышленной продукции Японии производится за ее пределами, а в производстве электроники этот показатель превышает 21,9%, в автомобильной промышленности — 31,1% [12]. Филиалы японских компаний, размещенные в других странах, передают информацию в головной офис в Токио, где ее собирают, перерабатывают и передают в другие филиалы в Японии. Базируются в Токио и такие государственные организации, как ДЖЕТРО (Японская организа-

6 Под долей маятниковых мигрантов понимается отношение служащих и учащихся в ядре агломерации, проживающих в данном населенном пункте, ко всему экономически активному населению данного населенного пункта.

ция развития внешней торговли), которые также собирают разнообразную информацию со всего мира и предоставляют ее японским компаниям.

Сверхконцентрация передовых отраслей хозяйственной деятельности в пределах центра Токио вызывает активное развитие инновационной деятельности, которая эффективно воздействует на развитие экономики страны в целом. Большая армия высококвалифицированных специалистов, взаимодействующих в пределах небольшой территории, создает новые идеи и быстро претворяет их в жизнь. Токио — это узел, в котором пересекаются потоки информации, что позволяет генерировать новые идеи.

Отличительной чертой Японии является то, что инновационная деятельность здесь направлена в основном не на изобретения, а на использование новых технологий для создания или усовершенствования продукта для удовлетворения потребительского спроса. Японские компании находятся в постоянном поиске. Черпая информацию извне, они пытаются предвидеть изменения рынка, совершенствуют используемые технологии и создают новые востребованные коммерческие продукты. В Японии организована уникальная система разработки новых знаний. В отличие от западной модели, которая основана на формализованных знаниях, т.е. систематичных, объяснимых с помощью слов и цифр, легко передаваемых в виде данных, формул или законов, суть японской модели заключается в аккумуляции неформализованных знаний, которые не так легко выявить или объяснить. Эти знания, которые зарождаются в виде навыка или ремесла, исключительно субъективны, интуитивны, основаны на долгом опыте, их довольно сложно формализовать и передать [15]. Акцент на неформализованные знания изменяет подход к инновациям. Изобретение заключается не только в компилировании различных данных и информации, оно представляет собой индивидуальный процесс обновления, в котором личные взгляды служащих и их представления играют очень большую роль. Накопленные неформализованные знания являются ценным капиталом, которые в дальнейшем могут быть представлены в виде патентов и других видов интеллектуальной собственности.

Стремление к накоплению неформализованных знаний, а также переход к более гибкому производству привели к необходимости создания уникальной системы взаимодействия штаб-квартир, конструкторских лабораторий, заводов, выпускающих пробную продукцию, и местных рынков. Этот процесс начинается с анализа рынка, в результате чего компания, имеющая четкую ориентацию на потребителя, вырабатывает стратегию разработки товара. Далее путем взаимодействия разных отделов данной компании и малых специализированных фирм, более гибких и мобильных, особенно в плане принятия радикальных решений, проектируется и выпускается прототип бу-

дущего продукта. В завершение полученный продукт тестируется на местном рынке и в случае успеха ставится на поток для дальнейшей реализации на национальном и мировом рынках. Пространственная близость разных этапов разработки нового товара позволяет повысить координацию работ, что сокращает время и издержки. Попытки совершенствования какого-либо продукта, направленные, например, на миниатюризацию, повышение портативности, увеличение функциональности и снижение цены, требуют тесного взаимодействия фирм.

Подобная система стала возможна только благодаря концентрации передовых отраслей хозяйства в японской столице. Высокоразвитая инфраструктура, концентрация финансовых ресурсов, компаний, предоставляющих специализированные услуги промышленным предприятиям, и разнопрофильных производств позволяют произвести новый продукт за минимальный срок с минимальными затратами. Концентрация крупнейших университетов в Токио обеспечивает рынок труда высокопрофессиональными специалистами, а близость к правительственным органам облегчает доступ к правительственным субсидиям.

Нельзя не отметить, что японская креативность тесно связана с чувствами и воображением, и неслучайно достижения Японии в таких областях, как анимэ и манга, а теперь уже и мода, находят все большее признание в мире. И в этом опять же лидирует Токио. Парижские кутюрье за новыми идеями все чаще отправляются именно сюда. Любой внимательный путешественник сначала удивится моде токийских улиц, а спустя некоторое время обнаружит те же тенденции в основных направлениях мировой моды.

Сегодня именно Япония находит и технологические решения для воплощения большинства культурных инноваций, и трудно не согласиться с В. Гиб-соном, автором термина "киберпространство", в том, что Япония устанавливает по умолчанию глобальное воображение на будущее (цит. по 12). И в этом смысле Япония, безусловно, означает Токио.

Заключение. Функциональность Токио, меняясь во времени, придает последнему все более сложный и неповторимый набор функций глобального города. Токио есть и будет первым не только в Японии, но, по-видимому, еще на долгие годы и в Азиатском регионе, и, сохраняя позиции одного из лидеров в иерархии глобальных городов, будет все больше влиять на развитие регионов мира.

И.С. Тихоцкая выражает искреннюю благодарность Японскому фонду и Университету Хитоцубаси, а Д.Л. Шарыпин — министерству просвещения Японии и Университету Тойо за предоставленную возможность проводить полевые исследования в Токио.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анимэ:сён сан гё: но гэндзё: то кадай. Токио, 2003.

2. Кагаку гидзюцу хакусё. Токио, 2002.

3. Кокумин кэйдзай кэйсан нэмпо. Токио, 1998.

4. Кокусэй тё:са 2000, CD версия, Токио, 2000.

5. Нихон кокусэй дзуэй 2003/04. Токио, 2004.

6. Сютокэн хакусё. Токио, 2002.

7. Фудзита М. То:кё: кёдайку:кан но сёсо:. Токио,

2003.

8. Хаттори К. Дайтоси тиикирон. Токио, 1969.

9. Хитомэ-дэ вакару эдо дзидай. Токио, 2004.

10. Boulton W. Electronic Manufacturing and Packaging in Japan. JTEC, 1995.

11. Chandler T, Fox G. 3000 Years of Urban Growth. Academic Press, 1974.

12. Fujita K., Hill R. Innovative Tokyo. Michigan State University, 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. IT related industries in Japan. Ministry of Land, Infrastructure and Transport. 2002.

14. Metropolitan Transportation Census 2002 (http://www. jrtr.net/jrtr23) (от 17.02.05).

15. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge Creating Company. Oxford, 1995.

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран

16. Takahashi J., Noriyuki S. The Japanese Urban System and the Growing Centrality of Tokyo in the Global economy // Emerging World Cities in Pacific Asia. N.Y., 1996.

17. Tokyo's Content Industry. Tokyo Metropolitan Government, Tokyo Business and Management Services Center, Bureau of Economic Affairs and Labor. Tokyo, 1999.

18. http://www.metro.tokyo.jp/metro/keizai (ot 20.01.2004).

19. http://www.metro.tokyo.jp/metro/keizai (ot 01.03.2005).

20. http://money.cnn.com/magazines/fortune/ global500/ 2006/cities (ot 22.07.2006).

21. http://www.stat.go.jp/data/chouki/zuhyou (ot 15. 11.2004).

22. http://www.stat.go.jpdata/kokusei/2005/sokuhou/ 02.html (ot 29.10.2007)

23. http://www.stat.go.jp/data/kokusei/2005/ichiran/ zuhyou/ 001.xls (ot 05.11.2007).

24. http://www.toshikei.metro.tokyo.jp (ot 11.12. 2003).

25. http://www.tse.or.jp/data/v_and_v/index.html (ot 23.01.2007).

26. www.worldbank.org/data/datatopic/ (GDP.pdf ot 09.05.2005.

Поступила в редакцию 29.01.2007

I.S. Tikhotskaya, D.L. Sharypin

GLOBAL CITY OF TOKYO: REGIONAL ANALYSIS

The study deals with the analysis of the genesis and specific features of Tokyo which is a largest city of global, or world, importance. The study is based on the analysis of primary statistical data, scientific articles and monographs published both in Russia and abroad, and the results of field invest igations carried out in Tokyo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.