Научная статья на тему 'Глобальный фундаментализм и международный терроризм'

Глобальный фундаментализм и международный терроризм Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
280
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кочесоков З.Х.

Автор утверждает, что последствия глобального фундаментализма непредсказуемы и могут привести к таким проблемам, как современный международный терроризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальный фундаментализм и международный терроризм»

М 2 (27), 2008

' Кул ътурная жизн ь Юга России "

тва населения на создание семьи современного типа. Следует отметить, что механический прирост населения не может полностью компенсировать его естественную убыль, тем более что в нем начинает преобладать удельный вес лиц пожилого возраста.

В Адыгее, как и в остальных российских регионах, решение проблем демографической ситуации связывается с необходимостью принятия активной демографической политики, нацеленной на создание эффективной программы управления демографическим развитием в целом.

Литература

1. Жернакова Т. Демографическая ситуация в России в региональном аспекте // Власть. 2003. № 9. С. 25; Капица С. П. Общая теория роста человечества: сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М., 1999. С. 83.

2. Попов В. Ф. Демографическая ситуация на Северном Кавказе: этнорегиональные особенности: автореф. дис. ... канд. эконом, наук. Ростов н/Д, 1998. С. 3.

3. Маяышт Р. В. Демографическая ситуация и демографическая политика в Южном федеральном oкpvгe: автореф. дис. ... канд. эконом, наук. М., 2004. С. 14-15.

4. Население: основные демографические показатели по Республике Адыгея. Вып. 4. Разд. 4.1 // Текущий архив Госкомстата РА; Регионы России. Статист, сб.: в 2 т. Т. 2. М., 2002. С. 38.

5. Демографическая ситуация в Республике Адыгея: аналитическая справка за период 1991-2002 гг. // Текущий архив Госкомстата по РА.

6. Там же.

7. Демографическая ситуация в Республике Адыгея: аналитическая справка за период 1991-2002 гг.

8. Население: основные демографические показатели по Республике Адыгея. Раздел 4.13.

9. Там же. Раздел 4.9.

10. Там же. Разделы 4.15, 4.16.

11. Там же. Раздел 4.16.

12. Полякова Т. М. Адыгея: демография и миграция /Л111р ://с1стоцгар1п. и arod.ru

13. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ... С. 207, 212.

R. A. NAZHEVA. THE PECULIARITIES OF DEMOGRAPHIC CRISIS DISPLAY IN THE REPUBLIC OF ADYGEA (1990-2000 YEARS)

The article is devoted to the study of demographic process in the Republic ofAdygea. General demographic characteristics of the Republic of Adygea are underlined. It is noted that peculiarities of demographic situation are the following-a low level of birth, high death-rate, unfavorable age structure caused by the influence of demographic tendencies that confirms the entry of the republic in the steady depopulation stage.

Key words: demography; demographic policy, demographic crisis, depopulation, population, birth rate, death-rate.

З.Х. КОЧЕСОКОВ

ГЛОБАЛЬНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Автор утверждает, что последствия глобального фундаментализма непредсказуемы и могут привести к таким проблемам, как современный международный терроризм.

Ключевые слова: фундаментализм, терроризм, глобализация.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков сложился ряд взаимосвязанных процессов, усиливших всемирную взаимозависимость индивидов, сообществ и государств. Во главе этих процессов стоят транснациональные (ТНК) и мультнациональные (МНК) корпорации, в том числе транснациональные финансовые структуры (ТНФС), которые организуют и поддерживают сети глобального производства и распределения, сохраняя при этом отчетливую национальную основу, или, иначе говоря, представляют интересы развитых государств. Их сотни тысяч, они контролируют 70% мировой торговли и 30% мирового производства. Эту тенденцию можно обозначить как «глобальный рыночный фундаментализм».

Параллельно ему сложился «глобальный внерыночный фундаментализм». Финансовый капитал и высокие технологии практически выведены

из системы рыночной экономики и переведены в систему жесткого и контролируемого управления со стороны государственных структур ведущих стран мира и транснациональных корпораций.

Внерыночный инструментарий функционирования финансовых структур и высоких технологий дает колоссальные прибыли. Финансовая рента, которую получают США за счет эмиссии доллара и внерыночного управления, составляет по оценке экспертов примерно 1 1.2 трлн. долл. в год. Набирает силу тенденция сращивания глобального фундаментализма и политической деятельности лидирующих в современном мире государств.

Таким образом, становление глобального фундаментализма сопровождается не устранением государства из сферы экономики, а, наоборот, все возрастающим его участием в деятельности

^ "Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

международных экономических и финансовых структур.

Сформулированная в первой половине 1990-х годов парадигма глобализации придает глобальному фундаментализму статус универсальности, единственной альтернативы развития человеческой цивилизации в XXI веке. Но отождествление глобального фундаментализма с так называемой глобализацией неправомерно. Глобальные процессы современного мира и глобальный фундаментализм - это не однопорядковые, а разнопорядковые явления.

Господство глобального фундаментализма уже привело к практическому разделу мира на четыре зоны. В первой из них перераспределяются мировые финансовые ресурсы. Во второй сконцентрирована индустриальная функция. Третья исполняет роль поставщиков сырья и неквалифицированной рабочей силы. Четвертая, не производящая товаров и не имеющая запасов стратегически значимых природных ресурсов, попросту обречена.

Иными словами, идеология и практика глобального фундаментализма отвергает идею равенства народов и обосновывает неоколониализм, возвышает народы лидирующих государств до уровня мировой элиты, а остальные народы низводит до уровня обслуживающих эту элиту масс (1).

«Рыночный фундаментализм» не решает социальные, этические, моральные проблемы, основанные на идее того, что все люди рождаются равными в своих правах и возможностях (2). Его идеология не может продержаться сколько-нибудь длительный срок. Принципы «рыночного фундаментализма» противоречат высшим идеалам и интересам большинства государств (3). Американским глобалистским фундаменталистам все особенности исторического развития совершенно не похожих друг на друга стран кажутся всего лишь препятствием на пути реализации свободной торговли - близорукая оценка процесса модернизации, столь неоднородного и несводимого к единому знаменателю (4).

М. В. Рац считает, что фундаментализм был характерен для западной культуры в эпоху колониализма, а теперь он характеризует отдельных представителей Запада, что в корне меняет картину. Вообще, нет нужды навязывать кому-то западную культуру, напротив, надлежит заботиться о многообразии культур как о биологическом разнообразии. Ученый дает следующую характеристику фундаментализма: «Любая традиция или идеология имеет шанс приобрести форму фундаментализма, теряя толерантность и способность к диалогу, становясь монологичной и агрессивной, начиная осознавать себя единственно верным учением. В современном словоупотреблении фундаментализм обозначает не только и, может быть, не столько возврат к исходным ценностям того или иного вероучения, сколько его монологичную форму. Сторонники фундаментализма всегда оказываются "неудовлетворенцами" по отношению к окружающей чересчур разнообразной действительности. Они настроены на ее унифицирующее преобразование в соответствии со своими взгля-

дами, которые, по существу, не подлежат критике и пересмотру: таков важнейший отличительный признак фундаментализма. Подобные установки накладывают на любое учение особую печать редукционизма: все монологизированные учения стремятся решать сложные вопросы простыми методами, все они в связи с этим оказываются чисто идеологическими. Проблематизация и связанная с ней более глубокая проработка собственных идей (концептуализация и программирование как следующие за разработкой идеологии этапы) для них невозможны. Фундаменталисты видят поэтому только один путь достижения своих идеалов - захват власти. Реализация их идей приобретает в связи с этим насильственный характер, а обеспечивающие ее действия оказываются экстремистскими. Добиваясь власти, фундаменталисты в конечном счете устанавливают в границах ее юрисдикции закрытое общество и тоталитарный режим. Тоталитаризм оказывается политической формой существования фундаменталистской идеологии у власти: и фашизм, и нацизм, и большевизм выступают как разные исторические формы фундаментализма, а исламский фундаментализм дает пример еще одной такой формы, ряд которых, видимо, бесконечен. Можно вспомнить и более локальные примеры: от идей чучхе северокорейского режима до множества так называемых сект» (5).

По мнению Э. Гидденса, в настоящее время идет борьба между различными формами фундаментализма и бережным сохранением принципа космополитизма. «Фундаментализм этот, - пишет он, - не обязательно религиозный. Может быть религиозный фундаментализм, но может быть и этнический, и националистический и т. д. Фундаменталист - это человек, который в принципе отказывается вступать в диалог, считает свой образ совершенным и достойным, а чужой -сравнительно низким и недостойным. Это очень опасно: чем больше нам приходится жить в мире, где необходимо уживаться с людьми, которые на нас не похожи, тем опаснее становится этот принцип. Но одно вытекает из другого: фундаментализм - это продукт современности, поскольку он не просто защищает традицию, но и акцентирует, упрощает ее, подавая в средствах массовой информации. Фундаменталисты были первыми, кто использовал средства массовой информации для пропаганды своих идей. Именно христианские фундаменталисты в США впервые использовали телевидение как средство пропаганды того, во что они верили, а после них уже исламские фундаменталисты стали использовать Интернет и другие современные технологии для осуществления своих целей. Сегодня фундаментализм - это совсем не то, что традиционный фанатизм. Это реакция на возможность более космополитичного социального союза» (6).

Среди порождений глобального фундаментализма можно назвать современный международный терроризм. Когда чуждая тебе безликая сила подавляет национальные традиции, национальную самобытность, грозит окончательно

№ 2 (27), 2008

"Культурная жизнь Юга России " ^

уничтожить национальный суверенитет, то далеко не каждый человек может с этим мириться. Осознавая, что никакие официальные действия не в состоянии противостоять этой силе, человек с высоким чувством национального самосознания и недюжинной волей становится фанатиком и, используя возможности средств массового уничтожения, может нанести огромный ущерб мировому сообществу. Кардинально устранить такую опасность практически невозможно. Только за один год через 3700 терминалов в США въезжают 375 млн. партий товаров. Достижения биогенетики, оказавшись в руках небольшой группы террористов, при весьма ограниченных финансовых затратах порядка 500 тыс. долларов способны уничтожить все живое на целых континентах нашей планеты.

Взаимосвязь глобального фундаментализма с современным международным терроризмом не укладывается в рамки традиционных подходов к изучению социальных явлений. Она имеет свои характерные особенности, в частности, «эффект», полученный от глобального фундаментализма в форме международного терроризма, не был ожидаемым. Речь идет о неоднозначности, непредсказуемости и «нелинейности» этих явлений в развитии. Анализ особенностей проявлений глобального фундаментализма свидетельствует, что он является более «узнаваемым» в рамках синер-гетического подхода.

Напомним, что рассмотрением природы самоорганизующихся систем в науке занимается синергетика. Это научное направление, возникшее во второй половине XX века, ассоциируется с именами И. Р. Пригожина и Г. Хакена. В соответствии с синергетической парадигмой развитие понимается как последовательность эволюционных периодов (соответствующих длительным состояниям системы), которая прерывается короткими периодами хаотического (кризисного) поведения (бифуркациями), после чего происходит переход к следующему устойчивому состоянию, выбор которого определяется флук-туациями (случайными фактами) в области бифуркации.

Согласно синергетической концепции исторического развития, человеческий мир характеризуется микрофлуктуационными процессами, влекущими за собой дестабилизацию всего социального пространства. Во многом изначально понятные и предсказуемые международные отношения за достаточно короткий промежуток времени становятся непредсказуемыми и развиваются в направлении, противоположном ожидаемому. Такого рода отношения можно считать непредсказумы-ми и неуправляемыми в отличие от управляемых организованных систем.

В синергетическом подходе поливариативность развития приходит на смену парадигме детерминистского развития. Главную роль здесь играют не причинно-следственные отношения, а «случайность». Согласно этой концепции, принципиально невозможно предугадать и прогнозировать характер развития изучаемого процесса в

области бифуркации. Потенциальных траекторий развития системы много, и достаточно сложно предсказать, в какое состояние перейдет система после прохождения точки бифуркации. Это связано с влиянием среды, которое носит случайный характер.

Случайность, как это понимается в концепциях классического развития, не есть нечто побочное, второстепенное, а напротив, существенный элемент в развитии общественных систем. Малые воздействия (флуктуации) на микроуровне выступают фактором, влияющим вплоть до макроуровня на всю социальную систему.

Политические отношения, как правило, являются нестабильными: постоянно возникают конфликты из-за распределения властных полномочий и ресурсов на международном и межгосударственном уровнях. Такое состояние социума, несомненно, вызывает у каждого человека экзистенциальные чувства страха, тревоги, неопределенности, абсурда и т. д. - им соответствует привычное монокаузальное мышление, утверждающее линейный характер общественного развития, в то время как обстоятельства диктуют различные способы движения вперед.

Методология социальных исследований, основанная на социальной синергетике, предлагает новое видение развития человеческой истории. Это, по сути, новая парадигма мышления, в корне отличающаяся от предыдущих. В рамках такого подхода можно осмысливать самые непредсказуемые отношения или, по крайней мере, быть готовыми к радикальным изменениям.

Международный терроризм - одно из следствий глобального фундаментализма. Последний негативно отражается на жизни народов, имеющих исторически сложившийся самобытный образ жизни. Насильственное вмешательство в ее уклад чревато катастрофическими последствиями. Как мы пытались показать, последствия глобального фундаментализма непредсказуемы и могут привести к таким проблемам, как современный международный терроризм.

Реализация идей глобального фундаментализма может иметь тяжелые последствия для мировой цивилизации.

Литература

1. Осипов Г. В. Социологическое понимание новых геополитических и социальных реалий в XXI веке // Вестник Российского философского общества. М., 2005. № 3. С. 33.

2. Юрлов Ф. Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 14.

3. Gray J. False Dawn the Delusions of Global Capitalism. N. Y., 1998. P. 16.

4. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль. 2000. № 12. С. 18.

5. Рац М. В. Диалог в современном мире // Вопросы философии. 2004. № 10. С. 30.

6. Гидденс Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность? // Отечественные записки. 2003. № 1. С. 41.

"Культурная жизнь Юга России "

42 —

М> 2 (27), 2008

z. н. kochesockov. the global fundamentalism and international terrorism

The author claims that the consequences of the global fundamentalism are unpredictable and may lead to such problems as the modern international terrorism.

Key words: fundamentalism, terrorism, globalization.

Д. В. МАТВИЕНКО

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Проведен анализ смыслового наполнения терминов «информационный обмен» и «информационное заимствование». Доказано их фундаментальное значение в мироустройстве и развитии цивилизации. Дана характеристика информации как товара и выявлены противоречия складывающегося информационного рынка.

Ключевые слова: информация, информационный обмен, информационное заимствование, информационный продукт, автор, владелец, информационный рынок.

Современные технологии коммуникации способствовали тому, что информация стала одним из самых распространенных и востребованных товаров. Но легкость копирования информационных носителей приводит к несанкционированному их использованию, к нарушению прав собственника и повышению степени криминоген-ности информационной сферы в целом.

В чем истоки деструктивного информационного поведения субъектов? Ответ на этот вопрос содержится в самом феномене информации, в ее природной способности осуществлять информационный обмен.

Информационный обмен - широкое понятие, феномен, проявляющий себя на всех уровнях материи. Он выступает фундаментальной основой мироздания и осуществляется на всех уровнях материи - от микро- до макромира, выполняет важнейшие биологические и социальные функции. Любая коммуникация индивида с окружающей средой осуществляется посредством информационного обмена, и научно-технический прогресс в целом обусловлен его интенсификацией.

Обмен может быть справедливым, когда стороны удовлетворены совершаемыми действиями, и несправедливым, когда одна сторона ущемляет другую. Поэтому заимствование можно рассматривать как специфическую разновидность обмена, предполагающую отсутствие обменного эквивалента и пользование каким-либо предметом (вещью, идеей) без санкции на это его владельца. Широкое распространение заимствований в истории обусловлено тем, что человеку приходится действовать в «поле скудости», т. е. в условиях нехватки средств для удовлетворения своих потребностей, и это делает заимствование перманентным фактором человеческих взаимоотношений.

На первый взгляд, информационное заимствование конфликтно изначально. В истории неоднократно использовались крайне жесткие его формы, когда из человека буквально «выбивали»

информацию. (Достаточно вспомнить камеры пыток.) Сегодняшние методы добывания информации (психотропные препараты, гипноз, детектор лжи и т. д.) более гуманны, но одновременно и более изощренны. К заимствованию, помимо насильственного получения информации, можно отнести и банальную кражу идей и технологий с их воплощением в какой-либо продукт «один к одному», а также кражу информации на носителе, что рассматривается как нарушение вещественных прав владельца. Информационное заимствование не предполагает конфликта в сфере межличностных отношений, если оно не наносит ущерба субъекту-носителю.

Зададимся вопросом: если информационный обмен - фундаментальная основа мироздания, то какова миссия информационного заимствования? В живой природе обмен информацией не предполагает никакого эквивалента. Ребенок учится говорить, ходить, осваивает социальные навыки, заимствуя их у взрослых. Социальное поведение целиком строится на заимствовании. А мода? Что это, как не заимствование? По большому счету, путем информационных заимствований осуществляется культурная интеграция, предполагающая взаимодействие между творцами и потребителями культуры Духовное производство, по сути, является общественным производством, результатом не только частных затрат и усилий, но и всей предшествующей деятельности социума, творческой переработкой и переосмыслением всего, что создано гением человечества. Художник (творец) никогда не имеет дела с «чистым» материалом -последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его произведение никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат. Кто бы ни был творцом идеи, рано или поздно она становится общедоступной. Это касается не только художественного творчества, результаты научной деятельности также рассматриваются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.