Кочурова Л. И., Сурмай З. А.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ В РОССИИ И РЕГИОНАХ
Статья посвящена причинам и последствиям глобального финансового кризиса не только для мировой экономики, но и для России и ее регионов. В статье приведена статистика влияния глобального финансового кризиса на экономику Российской Федерации и ряда областей Сибирского Федерального округа, приведен рейтинг финансовой устойчивости всех регионов, который показывает влияние финансового кризиса на их экономическое положение.
Ключевые слова: глобальный кризис, общие причины финансового кризиса, функционирование экономики, дефолт, Рейтинг финансовой устойчивости, индекса промышленного производства.
Глобальный кризис, о возможности которого говорили экономисты, разрастается. О том, какие размеры он примет, когда падение индексов достигнет дна, насколько сильной будет рецессия и когда начнется новый подъем, остается только гадать. Не исключено даже, что по экономическим показателям не только отдельные страны, но весь мир окажется отброшенным на несколько лет назад. Тем не менее, некоторые предположения о природе и значении данного кризиса уже можно высказать. Правда, каждый кризис так же, как и каждая революция, крупный социальный перелом, всегда имеет множество причин. Общими причинами бушующего финансового кризиса, являются [1]:
- Цикличность динамики мировой и национальных экономик развитых стран и усиление синхронизации этих процессов в основных центрах мировой экономики (в «Великой триаде»).
- Глобализация мировой экономики и мировых финансов на общем фоне роста политической нестабильности и угроз вооруженных конфликтов в разных регионах мира - это усиливает неустойчивость мировой экономики и глобальное движение потоков капитала.
- Специфическое воздействие высоких цен на нефть на движение ссудного капитала, «отрыв» ценообразования на этот продукт от «классического» формирования цены и «давление» огромных массивов «свободных денег» на мировые финансовые центры, создание «мыльных пузырей» и соответственно необычайный рост масштабов фиктивного капитала.
- Формирование процессов, ведущих к уничтожению конкуренции в сфере крупного финансового капитала, рост глобального монополизма, подавляющего конкуренцию.
- Снижение эффективности и качества менеджмента в США, ЕС и Японии, неоправданные риски, допускаемые им в погоне за сверхприбылями.
- Кризис Бреттон-Вудских финансовых учреждений, созданных еще в конце Второй мировой войны для регулирования мировой финансовой системы, отсутствие адекватных современной обстановке наднациональных институтов регулирования движения финансовых потоков.
- Неадекватность методологической базы (либерально-монетарные подходы), находящейся в основе современной финансово-экономической политики большинства стран мира (развитых и переходных экономик).
Отметим и то обстоятельство, что во всей сфере общественно-экономической глобализации она наиболее мощно вторглась в область международных финансов, создавая обстановку крайней неустойчивости не только самой финансовой системы, но и общей глобальной экономической системы.
Что касается России, то официальную точку зрения руководства высказал Президент России Д. Медведев. По его оценке проблемы, с которыми столкнулись большинство стран, являются следствием грубых ошибок, совершенных рядом государств (прежде всего Америкой) [5]. Удельный вес американской экономики и финансового рынка в мировой экономике очень велик, поэтому кризис, разразившийся в США, рикошетом ударил по экономике практически всех стран. В условиях, когда доллар США остается основной резервной валютой и главным платежным средством в международный расчетах, резкое снижение доступности международных кредитов приводит к аналогичным процессам в национальных экономиках. В результате сокращается спрос,
© Кочурова Л. И., Сурмай З. А., 2009
Экономика образования ♦ № 4, часть 2, 2009
115
сжимаются рынки сбыта, снижается использование производственных мощностей, и происходят увольнения работников, что вызывает новое уменьшение спроса. Приостанавливается реализация инвестиционных программ, откладываются планы расширения производства. Последняя администрация США в этом свете является ответственной за глобальный кризис. С этим трудно не согласиться. Американская экономика действительно имеет долговой характер [6].
Приближение кризиса не было неожиданным. Многие отечественные и зарубежные экономисты, от либералов до социалистов, не просто предсказывали его наступление, но и достаточно точно описывали его сценарий [2, 4, 7]. Насколько адекватным было восприятие угроз, создаваемых кризисом для экономики России, в какой степени государственная политика соответствовала их характеру? До самого последнего срока руководители финансового блока российского правительства отказывались признать возможность серьезнейших последствий мирового кризиса для экономики России, которую многолетний министр финансов и нынешний вице-премьер А. Кудрин оценил как «островок финансовой стабильности». Возложить вину за все негативные последствия мирового кризиса только на Америку - значит отказаться от учета ошибок собственной экономической политики, как финансовой, так и структурной.
После дефолта 1998 года, вызвавшего резкое повышение курса доллара, отечественное производство стало конкурентоспособным и начало расти, обеспечивая импортозамещение. Одновременно на мировом рынке стали повышаться цены на нефть и газ, обеспечивая приток твердой валюты в экономику России. Это открывало потенциальные возможности создания экономики крупных современных корпораций по примеру тесно интегрированных с государством южнокорейских экономических гигантов, обеспечивших Южной Корее лидерство в области автомобильной, судостроительной, сталелитейной промышленности, производстве бытовой техники и электроники. Опираясь на внутренние финансовые ресурсы и не допуская их вывода из страны, Республика Корея смогла практически «с нуля» построить всемирно известные «чеболи», такие как Samsung, LG и Hyundai, подойдя к последующему развитию среднего и мелкого бизнеса. Существенной особенностью этих корпораций было
отсутствие финансовой самостоятельности и полная зависимость от государства. Их финансирование осуществлялось через государственные банки в обмен на точное следование правительственным планам развития национального производства. Особенно примечательно, что страна смогла в короткие сроки преодолеть последствия финансового кризиса 1997-1998 годов, подтвердив конкурентоспособность своей экономики.
Распорядители российских финансов действовали так, будто не видели предпосылок экономического кризиса, угрожающего сегодня России. Если в 90-е годы в целях макроэкономической стабилизации проводилась политика ограничения рублевой массы путем ее привязывания к золотовалютным резервам, «настоящим» деньгам, то в конце первого десятилетия XXI века либеральные теоретики реформ объявили инфляционной и вредной для экономики и твердую валюту - доллары и евро, проигнорировав принципиальные различия между национальной и резервными валютами, разный характер их обеспечения. Их умами овладела идея оправдать проблемы отечественной экономики тем, что России повезло с ценами на нефть [6].
Вместо того чтобы превратить нефтегазовые доходы в источник развития экономики, власть «стерилизовала» идущий в Россию поток нефтедолларов, не столько сдерживая инфляцию, сколько возвращая долларовую массу в США. Разумное предложение Торгово-промышленной палаты РФ вложить эти деньги в несколько крупных российских банков не было принято. Средства, которые могли пойти на создание государственных банков развития, способных обеспечить реальный сектор долгосрочными кредитами, предоставляемыми в рамках программ государственной промышленной и сельскохозяйственной политики, оказались выведенными из экономики России. Вложенные в американские ценные бумаги, они обесценивались из-за падения курса доллара и фактически отрицательной доходности облигаций казначейства США. В результате к 2007 году эффект дефолта 1998 года оказался утрачен, производство в Российской Федерации стало нерентабельным, быстрыми темпами стал расти импорт, а оставшееся производство - перемещаться в Китай.
Размещение денежно-валютных резервов страны и средств Стабилизационного фонда, преобразованного в 2008 году в Резервный фонд и
Фонд будущих поколений, на счетах зарубежных банков, вложение части этих активов в иностранные долговые бумаги заставило регионы, банки и предприятия, испытывающие дефицит финансовых ресурсов, прибегать к зарубежным заимствованиям для финансирования текущих расходов. Миллиарды долларов, полученных Россией от экспорта нефти и газа, попали в финансовую систему Запада, который из этих же денег выдавал отечественным банкам и компаниям «длинные кредиты». На фоне сокращения федерального государственного внешнего долга стал быстро расти внешний корпоративный долг. В течение нескольких лет российские предприятия брали дешевые кредиты под залог собственных акций и тратили эти средства на скупку стремительно дорожающих активов, а банки осуществляли заимствования для того, чтобы заработать на перепродаже этих денег по более высокой цене российским внутренним заемщикам. На Запад за «длинными» кредитами пошли и крупные компании -«Газпром», «Роснефть», Сбербанк. В самые сжатые сроки российские компании набрали на Западе долгов втрое больше, чем Российская Федерация за годы правления Ельцина.
Привлекать прямые инвестиции казалось менее выгодным, чем получать дешевые кредиты и вкладывать их в стремительно растущие в цене акции. С мая 2005 года по май 2008 года индекс РТС вырос почти в 4 раза (с 650 пунктов до 2487). Фундаментальных причин для такого роста курса акций российских предприятий не было, даже если учесть беспрецедентное повышение мировых цен на углеводороды, но на какое-то время он стал предметом национальной гордости и расценивался как симптом начавшегося возрождения экономики страны. Спекулятивный рост фондового рынка создавал предпосылки его будущего крушения. В то время как мировые развивающиеся рынки наращивали прямые инвестиции, российские компании на каждый доллар прямых инвестиций привлекали три доллара заимствований. На долю России приходилось около 30% всех кредитов, предоставленных компаниям развивающихся рынков, и только 9% прямых инвестиций. Поощряемое активной рекламой, к жизни «в долг» потянулось и население. Быстро расширяющееся потребление привело к беспрецедентной ситуации, когда прирост кредитов населению превысил прирост банковских вкладов, население становилось чистым заемщиком, должником.
Функционирование экономики, получившей необоснованные и легкие денежные доходы, имеет ту неприятную особенность, что в период такого потребительского благополучия начинает деградировать и разрушаться собственная воспроизводственная структура. В стране преимущественно развиваются и переоснащаются производства, ориентированные на конечное потребление, а также торговля. В то же время происходит старение производственных фондов в машиностроении, нарастает его технологическое отставание, продолжается массовый отток квалифицированной рабочей силы из промышленного сектора, излишне дорогими и избыточными представляются наука и система образования. Когда рост промышленности составляет немногим более 4% в год, а импорт расширяется на 25-27%, очевидно, что большая часть прироста потребления обеспечивается за счет финансирования импорта, а не собственного производства.
Внешнеэкономическим фактором, способствовавшим стремительному росту капитализации российских компаний, стал приток долларов на российский фондовый рынок, как за счет доступного кредита, так и в результате роста цен на сырьевые товары, формирующие основу российского экспорта и подкрепляющие надежность отечественных заемщиков в глазах международных кредиторов. Цены на нефть марки WTI на мировом рынке достигали максимума в 148 долларов за баррель. Почти четыре года Россия стояла под долларовым дождем, а когда в результате разразившегося финансового кризиса в США он закончился, осталось возложить на них всю ответственность за сложившееся положение вещей, то есть за невозможность жить на природную ренту и в долг, привлекая «длинные деньги» из-за рубежа. Из-за кризиса на фондовом рынке США западные финансисты перестали кредитовать российские банки. После ипотечного кризиса для расчета по собственным обязательствам американцам самим долларов не хватает. Этим объясняется временный рост мирового спроса на американскую валюту, ее укрепление по отношению к евро на первом этапа развития кризиса. Сокращение мирового производства вызвало падение цен на углеводородное сырье - основу российского экспорта и бюджетных доходов.
Чем это угрожает отечественной экономике? Разрушением финансовой стабильности,
которую выстраивали в 2000-2008 годах, ростом вывоза капитала из страны и банковским кризисом, сокращением производства и повышением безработицы, ослаблением рубля и подорожанием импортных товаров - закупаемого продовольствия, медикаментов, машин и оборудования. Под угрозу могут быть поставлены планы реконструкции ЖКХ, развития авиапрома, судостроения и военно-промышленного комплекса [6].
Несомненно, что глобальный финансовый кризис отразился на каждом регионе, о чем свидетельствует падение индекса промышленного производства (см. рис. 1).
Если говорить о финансовой устойчивости регионов, то, по данным Рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов, публикуемому в журнале «Эксперт» с 1996 года, то она изменилась следующим образом (см. таблицу 1).
120 л 100 80 60 40 20 0
Л»'
77,8
О
СГ
2008 -2009
Рис. 1. Значение индекса промышленного производства в 1 кв. 2009 г. к 1 кв.2008 г. [3]
Таблица 1 .
Рейтинг финансовой устойчивости регионов в I квартале 2009 г. к I кв. 2008 г. [8]
Индекс финансовой
Группы и регионы устойчивости в I кв. 2009 г. к I кв. 2008 г.
Группа А (рост)
Сахалинская область 3,116
Чукотский АО 2,084
Магаданская область 1,505
Республика Тыва 1,429
Республика Калмыкия 1,428
Республика Дагестан 1,297
Тамбовская область 1,282
Республика Адыгея 1,227
Ставропольский край 1,222
Еврейская автономная область 1,159
Карачаево-Черкесская Республика 1,146
Тверская область 1,132
Республика Бурятия 1,124
Тульская область 1,115
Астраханская область 1,075
Курганская область 1,07
Псковская область 1,059
Продолжение табл.
Индекс финансовой
Группы и регионы устойчивости в I кв. 2009 г. к I кв. 2008 г.
Группа В (стагнация)
Амурская область 1,05
Воронежская область 1,026
Саратовская область 0,987
Алтайский край 0,98
Брянская область 0,975
Ульяновская область 0,957
Приморский край 0,952
Группа С (умеренный спад)
Мурманская область 0,948
Московская область 0,94
Кабардино-Балкарская республика 0,937
Забайкальский край 0,933
Пензенская область 0,925
Владимирская область 0,922
Республика Калерия 0,92
Ростовская область 0,914
Тюменская область 0,911
Архангельская область 0,902
Республика Алтай 0,874
Волгоградская область 0,871
Республика Мордовия 0,871
Калужская область 0,87
Камчатский край 0,866
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,863
Хабаровский край 0,86
Краснодарский край 0,856
Группа D1 (значительный спад)
Ивановская область 0,846
Новгородская область 0,842
Республика Марий Эл 0,84
Республика Башкортостан 0,84
Ленинградская область 0,827
Омская область 0,822
Санкт-Петербург 0,814
Орловская область 0,799
Иркутская область 0,799
Чеченская Республика 0,798
Костромская область 0,788
Кировская область 0,782
Республика Северная Осетия - Алания 0,779
Смоленская область 0,773
Удмуртская Республика 0,77
Курская область 0,769
Новосибирская область 0,768
Рязанская область 0,759
Оренбургская область 0,759
Ярославская область 0,758
Республика Ингушетия 0,758
Группа D 2 (глубокий спад)
Красноярский край 0,749
Самарская область 0,743
Окончание табл.
Индекс финансовой
Группы и регионы устойчивости в I кв. 2009 г. к I кв. 2008 г.
Республика Хакасия 0,732
Пермский край 0,728
Чувашская Республика 0,719
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,688
Республика Коми 0,683
Свердловская область 0,674
Нижегородская область 0,665
Республика Татарстан 0,662
Калининградская область 0,656
Кемеровская область 0,636
Томская область 0,635
Челябинская область 0,627
Белгородская область 0,559
Республика Саха (Якутия) 0,545
Липецкая область 0,522
Вологодская область 0,468
Как видно из таблицы 1, только ограниченное количество регионов за 1 кв. 2009 г. имеют рост и стагнацию, при этом по большинству регионов наблюдается спад от умеренного до значительного. Таким образом, как и любое социально-экономическое явление, кризис в России имеет ярко выраженную региональную составляющую. Кризисные процессы в регионах происходят с разной скоростью и в неравной мере затрагивают финансовую, экономическую и социальную сферу в различных регионах.
Библиографический список
1. Бекетов Б. Н. Мировой финансовый кризис и проблемы глобализации мировой экономики. // Проблемы современной экономики. 2009. № 2.
2. Делягин М. Крупный бизнес ведет страну к очередному кризису. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.patriotica.ru/actual/delyagin_krisis.html
3. Значения основных экономических показателей регионов за 1 кв. 2009 г. Сайт министерства регионального развития РФ. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http: minregion.ru/
4. Кучеренко В. Опять дефолт в России? [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://gazetanv.ru/ article/?id=5138
5. Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ekb.spravedlivo.ru/press/first_face/334.smx
6. Тумашев А. Н. Мировой финансовый кризис: причины и последствия. // Проблемы современной экономики. 2009. № 1.
7. Хазин М. Через три года большинство наших олигархов разорятся. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/24189/396671/
8. Финансовая устойчивость регионов. // Бюллетень антикризисной устойчивости регионов. 2009. № 1.
Kochurova L. I, Surmaj Z. A.
GLOBAL FINANCIAL CRISIS: THE REASONS AND CONSEQUENCES
IN RUSSIA AND REGIONS
Article is devoted the reasons and consequences of global financial crisis not only for economic, but also for Russia and its regions. In article the statistics of influence of global financial crisis on economy of the Russian Federation and of some areas of the Siberian Federal district is resulted, the rating of financial stability of all regions which shows influence of financial crisis on their economic situation is resulted.
Keywords: global crisis, the general reasons of financial crisis, economy functioning, a default, the Rating of financial stability, an industrial production index.