Общество вчера, сегодня, завтра ===================================================
Ю.В. Ирхин доктор философских наук, профессор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ*
Глобальные тренды развития:
А
новые проблемы и вызовы для России1
"Предвидеть - значить управлять" (Б. Паскаль) Практика управления социально-политическими процессами подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов руководства иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития событий.
В самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть "глазами ума в будущее" (Платон). Прогноз - это целенаправленное проектирование желательного будущего и внедрение этого проекта в сознание акторов политики.
Стратегический анализ представляет собой долгосрочное прогнозирование, в основе которого лежит комплексный анализ динамики решающих связей между многочисленными факторами стратегической ситуации и учетом перспектив ее развития. Составной частью такого анализа являются моделирование долговременных политических процессов, мегатенденций и трендов, значимых для политического развития и геополитики.
* Ирхин Юрий Васильевич, е-таП: irkhine@mail.ru
1 Статья подготовлена в рамках проекта Минобразования РФ и Национального фонда подготовки кадров "Аристотель. Политологическое образование в XXI веке".
Комплексные долговременные прогнозы на конец XX - начало XXI в. представлены в известных трудах Дж. Нейсбита и П. Абурден "Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих нашу жизнь" и "Мегатенденции. Год 2000" 1.
В табл. 1 представлены все эти мегатенденции, сгруппированные по направлениям.
Таблица 1
Мегатенденции конца XX- начала XXI вв.
Мегатенденции постиндустриального развития
_От индустриального общества к информационному_
_От форсированного технологического развития - к передовым технологиям
_От национальных экономик - к мировой экономике_
Управленческие мегатенденции
От централизации к децентрализации и от институциональной помощи к своим силам_
От представительной демократии - к демократии соучастия; от иерархических структур - к сетевым структурам_
От узкого выбора из двух возможностей (либо-либо) - к множественному
выбору; от краткосрочных тенденций - к долгосрочным_
_Приватизация государственного благосостояния_
Мегатенденции глобализации
От безусловного примата Севера - к выравниванию Юга; рост влияния
государств Азиатско-Тихоокеанского Региона_
_Развитие социализма со свободными рыночными отношениями_
_Глобальные стили жизни и культурно-языковый национализм_
Расширение вероятности конфликтов и повышения возможности их урегулирования_
Мегатенденции развития личности, социума, духовности
Возрастание роли личности во всех сферах общественной жизни, принципа
индивидуальной ответственности_
_Широкий приход женщин на руководящие посты_
_Религиозное возрождение_
_Ренессанс искусств_
В 2003 г. началась подготовка "Проекта-2020. Контуры мирового
1 См.: Нейсбит Д. Мегатренды. М., 2003.; Naisbitt J., Aburdene P. Megatrends 2000. N.Y., 2000. Эти книги опубликованы во многих странах мира общим тиражом 14 млн. экземпляров.
будущего" - о глобальных мировых трендах развития на первую четверть XXI в. Подготовкой "Проекта-2020" руководил ряд известных исследователей - Т. Гордон (проект ООН "Миллениум"), Дж. Дьюар (директор Центра по долговременной глобальной политике при корпорации РЭНД), Дж. Дэвис (глава сценарного проекта при "Шелл Интернэшнл"). В работе над "Проектом" приняло участие более тысячи человек 1.
В табл. 2 представлены тренды, разработанные в рамках этого проекта.
Таблица 2
Ведущие 14 мегатенденций мирового развития до 2020 г.
№ п/п Мегатенденции
1. Размах и скорость перемен усилят противоречия глобализации
2. Подъем новых держав: перемены в геополитическом пейзаже
3. Новые проблемы управления и государственности, управление под давлением высоких технологий
4. Замедление темпов демократизации
5. Всеобъемлющее чувство ненадежности
6. Расширение мировой экономики
7. Ускоренные темпы научного прогресса и распространение двойных технологий
8. Сохранение социального неравенства
9. Феномен глобального старения
10. Распространение радикальной исламской идеологии
11. Потенциальная возможность катастрофического терроризма, но не мировой войны
12. Распространение оружия массового поражения
13. Усиление давления на международные институты
14. Расширение политики этнического самоопределения
Ряд рассмотренных выше трендов был определен правильно, хотя наблюдались и такие существенные пробелы, как недооценка международного терроризма в целом, долговременного феномена повышения роли цивилизационного фактора, этнического самосознания (особенно по линии: этнос - этнические государство: Косово, Абхазия, Южная Осетия) и др.
1 См.: Россия и мир в 2020 году. Контуры мирового будущего . М., 2005, с. 172-180.
В мегатенденциях не были использованы идеи о циклических экономических кризисах капиталистического хозяйства и их особенностях в условиях глобализации. В них оказалась проигнорированной современная денежная революция, которая привела к обслуживанию основной части доходов и расходов населения, корпораций и государства электронными платежными средствами. Не был учтен фактор глобальных манипуляций и спекуляций виртуальными платежными средствами и значения их проектируемого, подвижного рейтинга, влияющего на стоимость денег.
В основе современного глобального финансового кризиса лежат следующие причины: отсутствие должного национального и международного контроля за современными глобальными финансовыми механизмами; колоссальный разрыв между реальной стоимостью мирового производства (60 трлн. долл.) и ее многократным, необоснованным превышением в различных вторичных платежных обязательствах; создание многочисленных транснациональных "финансовых пирамид"; огромный необеспеченный государственный долг США (равен размеру его ВВП) и др1. Кризис продемонстрировал ненадежность современной глобальной финансовой системы, ориентированной на не вполне обеспеченный доллар США, "плохие" "ценные бумаги". В результате - крушение ненадежных банков и других финансовых институтов, снижение уровня производства, сокращение доходов значительной части населения, быстрый рост безработицы, увеличение государственного долга и обязательств, обогащение высшей прослойки менеджеров, олигархов, спекулянтов и т.п.
Данные мегатенденции уточнили ряд предшествующих трендов, выдвинули новые идеи, полезные для прогнозирования. Однако в них также оказался упущенным вопрос о возможных мировых финансово-
1
См.: Якунин В.И. Лекция в Лондонской школе экономики 17 февр. 2009 г. М., 2009, с. 22-23.
экономических кризисах и их разнообразных последствиях, в том числе и для России.
В начале XXI в. Российская Федерация занимала промежуточное положение между среднеразвитыми индустриальными обществами и переходными социальными системами крупных стран "третьего мира". Это ставило Россию перед альтернативами:
-- сползание к общественной структуре "третьего мира" - аграрно-индустриально-сырьевые мега-анклавы, ориентированные на глобальный рынок.
-- укрепление и расширение постиндустриального, инновационного научно-технического (технологического) комплекса, формирование социального государства и соответствующей научно-технической базы как подготовки к полноценному участию в переходе к постиндустриальному, информационному развитию.
В соответствии с программой "Стратегия развития. Россия 2020" особое значение должно быть уделено следующим направлениям - построению инновационного общества и формированию мотивации к инновационному поведению; развитию рыночных институтов и конкурентоспособной среды; радикальному повышению эффективности экономики; созданию ориентированной на потребителя системы государственного и муниципального управления на базе современных ИКТ ("электронное управление") и др. 1
Существенным в этой связи является осознание (понимание/признание) России в качестве уникальной мировой цивилизации (державы), реализация ее современной геополитической стратегии.
В создании новой экономики весьма актуален учет пяти известных долговременных ориентиров, выдвинутых Президентом РФ Д.А.
А
1 См.: Стратегия развития. Россия 2020. М., 2008.
Медведевым: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации, интеллект.
Ориентация на постиндустриальные ориентиры и отношения, инновационную экономику, развитое и конкурентоспособное общество, выверенную внешнюю политику может позволить эффективно контролировать и использовать огромную российскую территорию, на которой расположено до 40% природных ресурсов Земли.
Предпочтительность постиндустриального, социального
ориентированного развития не вызывает сомнений, но возможность его реализации в условиях современного этапа глобализации, мирового финансового кризиса и острой политической борьбы за ресурсы и власть представляется сложной и требует выверенной политики.
В 2000 г. перед Россией стояла задача в процессе удвоения ВВП приблизиться к уровню показателей Португалии на душу населения - 600 долл. в месяц (самый низкий экономический индекс среди западноевропейских стран). В 2007 г. Россия практически вышла на этот уровень. В том году ВВП России впервые превысил знаковый уровень в 1 трлн. долл. и она вышла на 10-е место в мире по этому стратегическому показателю. В 2008 г. Россия, опередив ряд стран (Бразилию, Италию, Испанию и др.), вошла по стоимостному объему ВВП в восьмерку ведущих экономик мира (США, КНР, Япония, Индия, ФРГ, Франция, Великобритания) 1.
Однако следует учитывать, что значительная часть российского ВВП "накачана" нефтедолларами (при его расчетах учитывается стоимость экспорта), а содержательно и структурно он не является постиндустриальным. Иначе говоря, наличие определенного золотовалютного запаса еще не означает создания постиндустриальной
1 По данным Всемирного Банка и The World Factbook 2008-2010.
экономики и является лишь стартовой макроэкономической предпосылкой различных вариантов экономического развития.
В табл. 3 представлены сведения об уровне ВВП 40 государств, имеющих наибольшее значение этого показателя.
ВВП 40 стран мира
Таблица 3
№ п/п Страна Объем ВВП в трлн. долл.
Евросоюз в целом 18.852
1. США 14.331
2. Китай 7.800
3. Япония 4.348
4. Индия 3.267
5. ФРГ 2.863
6. Великобритания 2.231
7. Россия 2.225
8. Франция 2.097
9. Бразилия 1.990
10. Италия 1.821
11. Мексика 1.599
12. Испания 1.378
13. Канада 1.307
14. Южная Корея 1.278
15. Индонезия 916
16. Турция 906
17. Иран 842
18. Австралия 800
19. Тайвань 738
20. Нидерланды 670
21. Польша 667
22. Саудовская Аравия 582
23. Аргентина 575
24. Таиланд 553
25. Южная Африка 489
26. Пакистан 453
27. Египет 442
28. Колумбия 400
29. Бельгия 390
30. Малайзия 387
31 Венесуэла 356
32. Швеция 349
33. Гоеция 343
34. Нигерия 338
35. Украина 337
36. Австрия 325
37. Филиппины 320
38. Швейцария 309
39. Гонконг 307
40. Румыния 271
Страны ЕС выделены курсивом
В период с 2001 - по первую половину 2008 гг. Россия, как известно, демонстрировала хорошие темпы экономического развития (до 7% в год), превышавшие как общемировые - 4% , так и постиндустриальных стран - 23%.
Мировой финансовый кризис оказался неожиданным для мирового сообщества и оказал на все страны, включая Российскую Федерацию, крайне негативное воздействие. Во всех государствах, охваченных кризисом, значительно выросла безработица. Серьезные проблемы, связанные с финансовой задолженностью, возникли в Греции, Исландии, Ирландии, Португалии, Испании и др. В целом процесс восстановления может занять несколько лет.
Те государства, которые имели значительные финансовые резервы, емкий внутренний рынок, проводили гибкую, своевременную и эффективную антикризисную политику, пострадали от кризиса в меньшей степени. Так, актуален опыт Китая и Индии, демонстрирующих высокий уровень экономического развития (7-8% прироста ВВП в 2009-2010 гг.).
Ряд авторов обращает особое внимание на то, что нелиберальные модели демократии ("управляемой", "переходной" и т.д.) создают важные условия для экономического развития соответствующих обществ (прежде
л
всего, Востока)1. Речь идет о том, что наряду с западной моделью индустриального и постиндустриального развития (в англо-американской и
1 См.: Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами /Пер. с англ. М., 2004; Gat A. The Return of Authoritarian Great Powers // Foreign Affairs, July/August, 2007, Vol. 86, №34, p. 59-69.
континентально-европейской формах) сформировалась своеобразная консервативно-либерально-традиционистская восточная модель, которая позволяет решать ряд задач индустриального генезиса и перехода к постиндустриальному развитию1.
Применительно к России финансовый кризис вначале снизил ее традиционные конкурентные преимущества (резкое падение цен на экспортно-сырьевую продукцию), высветил и обострил проблемы национальной банковской системы (для ее поддержания пришлось израсходовать около 200 млрд. долл. золотовалютных запасов страны). Были остро поставлены вопросы выживания индустриального сектора, его финансового обеспечения, получения кредитов по разумным процентам, поддержки малого и среднего бизнеса, восстановления рыночного спроса, противодействия растущей безработице, возможностей инновационного курса развития.
Спад производства в России оказался выше, чем в постиндустриальных странах. Темпы выхода ее из кризиса (прирост ВВП в 3,8% в 2010 г.) являются недостаточными, хотя они и несколько выше, чем в большинстве постиндустриальных стран.
Принципиально важным для России является переход от экспортно-сырьевой ориентации экономики к инновационной. В условиях кризиса он может состояться только при соответствующей целенаправленной политике государства. Ученые Института экономики РАН видят две альтернативы развития экономики РФ в среднесрочной перспективе: качественный застой с перспективой дальнейшей потери национальной конкурентоспособности или структурная модернизация за счет государства. Пока в России в экспортно-сырьевые виды производства
1 Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить /Ред. С.А. Караганов. М., 2008, с. 57.
вкладывается большая часть финансов (84%), а в несырьевые (машиностроение, электроника и т.д.) -- лишь 16%.
Как известно, начало XX в. было связано со становлением IV технологического уклада, локомотивными отраслями которого были массовое производство, тяжелое машиностроение,
автомобилестроение, самолеты, электрические машины.
Локомотивами V технологического уклада (с конца 70 -х гг. XX в.) стали компьютеры, малотонная химия, телекоммуникации, электроника, интернет.
Отраслями VI технологического уклада выдвигаются биотехнологии, нанотехнологии, новая медицина, роботика, высокие гуманитарные технологии, полномасштабные системы виртуальной реальности, новое природопользование, "умная" экономика и политика.
Отсюда ясна важнейшая задача российской технологической составляющей российской модернизации - "вскочить в последний вагон
л
уходящего поезда VI технологического уклада"1.
Постиндустриальные страны несмотря на кризис вкладывают огромные суммы в развитие наукоемких проектов, в ряде случаев пытаясь реализовать уже сегодня перспективные планы 2010-2013 гг. (создание сверхскоростных трасс, разработка новых источников энергии, материалов, чипов, перевод государственной службы с бумажных носителей на электронные и т.д.).
В 60-е - 80-е гг. Россия занимала второе после США место в мире по численности персонала, занятого исследованиями и разработками. В 2002г. по этому показателю Россию обошел Китай и, вопреки мировой тенденции, численность научно-исследовательского персонала в Российской Федерации пока не растет. Она существенно уступает
передовым странам по абсолютным показателям финансирования
2
науки 2.
Существенным индикатором благосостояния является достигнутый уровень ВВП на душу населения. Этот показатель в России, хотя и вырос за последнее десятилетие, но пока в два раза ниже, чем в постиндустриальных странах (табл.4).
ВВП на душу населения ряда стран
Таблица 4
Страна ВВП на душу населения в тыс. долл. в
год
Общемировой уровень 10.5
США 47
Канада 39,3
Швеция 38,5
Австралия 38,1
Великобритания 36,6
ФРГ 34,8
Испания 34,6
Япония 34,2
Франция 32,7
Тайвань 31,9
Италия 31
Новая Зеландия 27,9
Республика Корея 26
Саудовская Аравия 20,7
Польша 17,3
Россия 15,8
Аргентина 14,2
Мексика 14,1
Иран 12,8
Турция 12
Бразилия 10,1
Южная Африка 10
Украина 6,9
Китай 6
Индонезия 3,9
Пакистан 2,6
Нигерия 2,3
1 Малинецкий Г.Г. Проектирование будущего и модернизация /Футурологический конгресс: будущее России и мира /Ред. С.С. Сулакшин. М., 2010, с. 121.
2 Наука и власть: проблема коммуникаций /Ред. С.С. Сулакшин. М., 2009, с. 21.
В выборке не представлены экономически развитые страны небольшого размера_
Все большее значение в оценочных характеристиках благосостояния людей и уровня развития общества занимают интегрированные показатели, характеризующие "качество" жизни, управления, демократии, конкурентоспособности и т.д. В этих показателях даются обобщенные оценки соответствующих параметров. К сожалению, в мировых рейтингах Россия пока занимает более низкие позиции (по сравнению с постиндустриальными странами) по таким показателям (индексам), как качество жизни (безопасность, продолжительность жизни, экология, качество образования и медицины, благосостояние), уровень конкурентоспособности общества и государства, транспарентности органов управления, борьбы с коррупцией и др. Учет этих показателей имеет важное значение для проектирования развития страны.
Важную роль в мировой политике играет "Большая восьмерка", включающая глав США, Канады, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии и с 2006 г. - России. На последних по времени саммитах "08" принимают участие и высшие представители 5-9 индустриально развитых стран Азии, Лат. Америки и Африки.
Л
Возрастает роль БРИК в мировой политике '. К 2050 г. экономика БРИК, возможно, превысит суммарный потенциал экономик "Большой семёрки". К этому времени совокупное население БРИК составит 40% мирового и их ВВП - 15 трлн. долл. В ближайшие годы Индия и Китай могут стать крупнейшими поставщиками товаров и услуг в мире, а Бразилия и Россия - основными мировыми сырьевыми источниками.
1 БРИК (англ. BRIC) - устоявшаяся аббревиатура от названия четырёх быстро развивающихся стран (Brazil, Russia, India, China) Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс (один из крупнейших коммерческих банков, штаб-квартира в Нью-Йорке, капитализация 74 млрд. долл.) в ноябре 2001 г.
Мировой и геополитический потенциал БРИК
Таблица 5
Страна Население и место в мире2 Территория и место в мире2 Рейтинг ВВП (в долл.) и место в мире
Бразили я 193 млн. - 5 8.512 тыс. км2 - 5 1.990 млрд. - 9
Россия 142 млн. - 9 17.075 тыс. км2 - 1 2.225 млрд. - 7
Индия 1,16 млрд. - 2 3.287 тыс. км2 - 7 3.267 млрд. - 4
Китай 1,4 млрд. - 1 9.600 тыс. км2 - 3 7.800 млрд. - 2
В мировой политике повышается роль группы 20 ведущих государств мира. G20, или "Большая двадцатка" - группа наиболее развитых индустриальных стран, которая была создана в ответ на финансовые кризисы конца 90-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой (англ. emerging-market countries) не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений.
Учредительная конференция G20 прошла 15-16 декабря 1999 г. в Берлине 1. Группа была создана по инициативе министров финансов семи ведущих промышленно развитых стран (Великобритании, Италии, Канады, США, ФРГ, Франции и Японии) для ведения диалога с развивающимися странами по ключевым вопросам экономической и финансовой политики.
Клуб G20 представляет крупнейшие экономики планеты. В него входят: Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ФРГ, Южная Корея, ЮАР, Япония и
2 Население 15 наиболее населенных стран мира: КНР - 1.380 млн.; Индия - 1.165; США - 301; Индонезия - 246; Бразилия - 193; Пакистан - 173; Бангладеш - 157; Нигерия - 146; Россия - 142; Япония - 127; Мексика - 110; Филиппины - 94; Вьетнам - 87; Германия - 82; Египет - 82 млн. человек.
2 Территория 10 наиболее обширных стран: Россия - 17.075; Канада - 9 976; КНР - 9 596; США - 9 518; Бразилия - 8 511; Австралия - 7 686; Индия -3 287; Аргентина - 2 766; Казахстан - 2 727; Судан - 2 505 тыс. км2.
представительство ЕС. На их долю приходится 90 % мирового ВВП и две трети населения мира.
Антикризисные саммиты G20 прошли 14-15 ноября 2008 г. в Вашингтоне, 2 апреля 2009 г. в Лондоне, 24 октября 2010 г. в Сеуле. Основные цели саммитов: обсуждение необходимых действий по предотвращению глобальной рецессии, дефляции, укреплению финансового сектора и недопущению протекционизма, усилениюглобальной финансовой и экономической системы, мер для перехода мировой экономики к устойчивому росту.
Выступая на рабочем заседании глав государств и правительств "Группы двадцати", Президент России Д.А. Медведев выделил ряд направлений мирового переустройства в связи с необходимостью преодоления мирового финансового кризиса и установления справедливых международных отношений.
"Первое: принципы реформирования международных институтов регулирования надо зафиксировать в формате международных соглашений. Необходимо максимально чётко определить роли глобальных и региональных институтов регулирования, а также механизмы их взаимодействия. По нашему мнению, "большая двадцатка" должна стать основным координатором реформирования и развития мировой финансовой системы. При этом должны сохраниться и другие форматы взаимодействия ведущих стран мира. Прежде всего, по вопросам глобальной безопасности.
Второе: важно создать компетентные международные арбитражные институты.
Третье: системообразующие страны должны придерживаться общих требований в сфере макроэкономической, в том числе
1
Официальное название: Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors.
бюджетной и денежно-кредитной политики. И о них мы должны договориться. Особо это касается стран, являющихся эмитентами резервных валют. Чем больше их появится, тем стабильнее будет мировая финансовая система.
Четвёртое - это управление рисками на принципах максимальной прозрачности, подотчётности и адекватности современным финансовым технологиям. Следует изменить подходы к регулированию деятельности рейтинговых агентств и аудиторских компаний, биржевой торговли и офшорных зон. Стержнем реформирования должна стать гармонизация существующих национальных и региональных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, нормативной оценки финансовой устойчивости и рисков.
Ещё одно важное соображение: МВФ и другие международные организации должны быть обеспечены необходимыми ресурсами для поддержки стран наиболее бедных и потому более сильно пострадавших от кризиса и действовать здесь более решительно и оперативно...Совместно работая, мы преодолеем проблемы" 1.
В Послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации ( 5 ноября 2008 г.) говорится: "Мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, со всеми объединениями, которые рассчитывают, которые хотят укрепления отношений с Россией. Наличие разногласий по отдельным вопросам мы не считаем ограничителем для откровенного обсуждения, для решения самых сложных проблем. При этом любое взаимодействие будем выстраивать предельно прагматично - с учётом реальной отдачи для нашей страны, для всех российских граждан. И география здесь не
1 Выступление Президента России Д.А. Медведева на рабочем заседании глав государств и правительств «Группы двадцати» 15 ноября 2008 г. в Вашингтоне. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/209229.shtml
будет иметь никакого значения. Главное - взаимный позитивный настрой, взаимный интерес".
Учитывая опыт создания предыдущих трендов глобального развития, уроков мирового финансового кризиса и других факторов, можно предложить следующий концепт 18-ти проективных мегатенденций развития на период до 2040 г. ( табл.6).
Таблица 6
18 проективных мегатенденций будущего
№ п/п Мегатенденции
1. Перенос богатства и влияния с Запада на Восток, возрастание роли восточных культур и религий.
2. Перестройка мирового управления в цивилизационно-сопряженной картине мира
3. Всемирное "электронное правительство" и качественно новая глобальная интеграция.
4. Отставание международных институтов от быстрых перемен.
5. Глобальные финансово-экономические кризисы в связи с новыми этапами НТР. Возможность смягчения мировых экономических кризисов при их научном прогнозировании.
6. Увеличение многочисленности явных и латентных субъектов и кластеров противоречивого глобального развития.
7. Формирование национальных и транснациональных сетевых (электрнно-сетевых) миров при доминантной роли национальной и мировых элит.
8. Замедляющаяся демократизация и усиление корпоративных структур. Всемирная тенденция к формальным демократическим структурам, управляемая демократия в крупных странах Востока.
9. Повышение роли низовых самоуправляющихся организаций.
10 Средний класс - тенденция к росту в Азии и "ограничению" на Западе.
11. Взлет пропаганды и "конец идеологии". "Фабрики мысли" и СМИ как факторы мировой политики.
12. Увеличение присутствия женщин и молодежи в ключевых сферах.
13. Рост миграции и небелого населения.
14. Растущий конфликтный потенциал, повышение роли иррегулярных сил в региональных и локальных конфликтах. Вспышки сепаратизма и терроризма. Новые движения и войны за ресурсы, включая космос.
15. Новые возможности человека и человечества в связи с использованием нано- и био-технологий. Технологии как фактор, меняющий правила национальной и глобальной игры. Широкое освоение ближнего космоса.
16. Социокультурный национализм на фоне глобализации и деглобализационые тренды. Стремление этносов к повышению государственного и иного статуса
17. Рост продолжительности жизни.
18. Повышение роли России в ареале евро-азийской цивилизации.
Анализ и проектирование глобальных трендов помогает яснее представить работу всемирных механизмов развития и обосновать ряд соответствующих прогнозов.
Ирхин Ю.В. Глобальные тренды развития: новые проблемы и вызовы для России. В статье анализируется сущность и значение мегатенденций глобального развития с учетом геополитических интересов Российской Федерации. Рассматривается ее потенциал и роль в качестве глобального игрока, возможные тренды мирового развития.
Ключевые понятия; мегатенденции, тренды, прогнозирование, геополитика, финансовый кризис, интересы Российской Федерации, уровень ВВП, "Большая восьмерка", БРИК, "Группа двадцати".
Irhin Y.V. Global trends of the development: new problems and challenges for Russia. The article analysis essence and the significance of the megatrends interrelate in connection with the geopolitical interests of Russian Federation. The author researches its potential and role as the global actor, describes possible variants and megatrends of the world development.
Key words: global megatrends, economic and financial crisis, geopolitica, geopolitical interests of Russian Federation, G8, G20, BRIC.