Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ПОЛНОМОЧИЯ / ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайын-Оол С.С.

В статье рассматриваются основные проблемы и тенденции развития системы государственного управления. Рассматриваются основные причины неэффективности государственного управления, дисфункции системы государственного управления и преобладающие направления институциональной реформы. В статье описывается междисциплинарный подход к вопросу создания современной системы государственного управления и определения ее функциональных подразделений, обладающих различными компетенциями и полномочиями на горизонте планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL RISKS OF MODERN PUBLIC ADMINISTRATION

The article discusses the main problems and trends in the development of the public administration system. The main reasons for the inefficiency of public administration, the dysfunction of the public administration system and the prevailing directions of institutional reform are considered. The article describes an interdisciplinary approach to the creation of a modern system of public administration and the definition of its functional units with different competencies and powers on the planning horizon.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

С.С. Сайын-оол, студент

Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-140-143

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы и тенденции развития системы государственного управления. Рассматриваются основные причины неэффективности государственного управления, дисфункции системы государственного управления и преобладающие направления институциональной реформы. В статье описывается междисциплинарный подход к вопросу создания современной системы государственного управления и определения ее функциональных подразделений, обладающих различными компетенциями и полномочиями на горизонте планирования.

Ключевые слова: система государственного управления, институциональная реформа, полномочия, горизонт планирования.

Реформа государственного управления — это мощная концепция. Если мы оглянемся на правительственные институты любой эпохи, мы обнаружим примеры движений внутри политической системы, стремящихся перестроить, обновить или пересмотреть существующие институты. В эти разные времена лидеры, ответственные за управление государственными делами, поддерживали особые подходы к переменам в качестве общих принципов организации того, как должны вестись государственные дела.

Реформаторы принимают новые модели для современных экономических и политических условий, но государственные деятели неизбежно сталкиваются с трениями и конфликтами, когда принципы и ценности организации применяются на практике [2].

Так в чем же важность изучения государственного управления? Основные функции, которые попадают под сферу государственного управления определяют важность государственного управления как человеческих ресурсов, человеческого развития, защиты прав людей, охраны и усиления развития через партнерские отношения между государственным и частным секторами.

Испанский исследователь В. Вильсон заявил, что государственное управление

вносит свой вклад в общество, демократию, управление государственным сектором и выработку политики. Отсюда и то, почему он имеет множество общих функций и считается одной из наиболее важных форм управления сегодня, в развивающихся, развитых и современных государствах.

Государственное управление помогает работникам государственных органов эффективно осуществлять государственную политику и контролировать ее. Это показатель эффективного осуществления политики и обеспечивает политическую дихотомию между выборными должностными лицами и государственными служащими. Государственные администраторы проводят оценку рисков от имени правительства и снижают риски по определенным проектам [1].

Современное государственное управление должно быть тем, что отличает частное от публичного. Это не связано с получением прибыли, следовательно, люди из разных секторов экономики: богатые, бедные и средний класс пользуются бесплатными услугами, предоставляемыми в области здравоохранения, безопасности, развития, консультирования и управленческих обязанностей.

Основные принципы государственного управления:

1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость во всех управленческих процессах следовать требованиям объективных закономерностей (естественнопри-родных и общественно-исторических) и реальным возможностям.

2. Принцип демократизма понимается как народовластие в государственном управлении. Предполагает приоритет прав, свобод, интересов граждан во всех сферах государственного управления.

3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления - необходимость законодательного определения и закрепления основных элементов государственного управления (целей, функций, структур, процесса, принципов).

4. Принцип законности государственного управления - установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов, вся деятельность органов государственной власти подзаконна.

5. Принцип разделения власти в государственном управлении подразумевает разделение на исполнительную, законодательную и судебную ветви [4].

В большинстве стран выдача паспортов, водительских прав и иммиграционные целевые группы находятся в ведении государственного сектора. Следовательно, это могут быть критически важные отделы, которые нуждаются в особой заботе и эффективности, чтобы обеспечить равное удовлетворение широкой общественности.

Прежде чем приступить к реализации государственной политики, одним из наиболее важных аспектов является анализ затрат и их эффективности. С помощью опросов и запросов государственные служащие узнают об основных потребностях. Это отличается от государственного управления с точки зрения важности и того, насколько эффективно оно будет служить людям [2].

По сравнению с частным сектором, большинство разрабатываемых стратегий зависят от получения прибыли и в меньшей степени учитывают потребности людей. Одним из наиболее важных выводов современного государственного управле-

ния, который следует извлечь из этого, является то, что оно сокращает перерасход средств и соотносит затраты с потребностями людей.

Другим элементом важности государственного управления является его способность обеспечивать посредством осуществления политики равный доступ к ресурсам и их распределение среди населения [3].

Среди общих функций государственного управления одной из них, которую нельзя игнорировать, является предоставление ресурсов и их использование. Государственные органы помогают в обеспечении продовольствием нуждающихся людей в случае голода и т.д. Они отвечают за подготовку, прогнозирование и планирование заранее, чтобы обеспечить надлежащее использование предметов первой необходимости.

По словам Э.Н. Гладдена, существует три характеристики эффективного государственного управления:

- Государственное управление должно соответствовать функциональным целям.

- Государственное управление должно быть способно удовлетворять долгосрочные потребности, которые могут возникнуть в связи с изменением административных методов или изменениями в социальной среде, которые являются более важными и влиятельными.

- Государственное управление должно соответствовать централизованному плану, но также учитывать конкретные и особые требования конкретных подразделений департамента [2].

Государство в целом, и его отдельные институты, борясь с рисками, обязаны перестраивать структуры принятия решений, определять зоны вероятных катастроф и кризисов, отслеживать стратегические и тактические угрозы, анализировать понесенный ущерб.

Главная задача государства не игнорировать и драматизировать риски, а осознание меры опасности, которую несут определенные решения, а также установление границ своей активности.

Ориентирами деятельности государства являются защищенность и безопасность

населения и аппарата управления, обеспечение надежности функционирования структур и институтов государственной власти.

Государство должно устанавливать тройственную систему безопасности: личную, коллективную, общенациональную, и подкреплять эти мероприятия повышением устойчивости структур.

Государству необходимо создать систему предупреждения основных рисков, от которых зависит развитие и самосохранение населения. Например, в социальной сфере, это снижение средней продолжительности жизни населения и черты бедности, в экономической - недопущение техногенных кризисов, предупреждение падения производства, в политической -обеспечение стабильности правления легитимного режима и т.д.

Ориентируясь на такие базовые параметры, государство может взять на вооружение концепцию оправданного риска.

Такая программа превентивной политики по устранению рисков помимо специфических задач позволяет сохранять уровень общей эффективности управленческих действий.

Среди системных изменений в параметрах государственного управления наибольшее значение в рамках анализа политического риска имеет беспрецедентное развитие внетерриториальных сетевых форм взаимодействия.

Сетевой механизм подменяет собой иерархические схемы и создает особое пространство для распространения политических рисков.

В современных условиях они возникают как побочный эффект действий бесконечного числа акторов, которые не обязательно связаны между собой напрямую, но тем не менее вовлечены в общий клубок взаимосвязей, не ограниченный пространством отдельных государств.

Более того, «сетевая революция» обусловливает многократное усиление эффекта домино практически для любого политического решения. Такая ситуация провоцирует расширение зоны случайности

для политических рисков, возникающих в виде косвенного эффекта взаимодействия различного рода субъектов, что затрудняет, а подчас исключает релевантную оценку их последствий.

В результате меняется как сама схематика формирования и развития политических рисков, так и направленность их последствий и эффектов. При этом особую сложность в восприятии политических рисков вызывает их функционирование в сетевом ландшафте транснациональных взаимосвязей, обладающих возможностью быстрого хаотического воздействия на широкий круг объектов.

Например, локальные конфликты, в которые изначально вовлечено лишь несколько групп интересов, имеют потенциал практически одномоментного развития в глобальном формате, где политический риск станет отражением взаимодействия десятков различных узлов и сетей влияния, руководствующихся сложным комплексом зачастую противоречивых целей [3].

Подводя итоги, следует отметить возможности снижения уровня управленческих рисков в современном государственном управлении:

1. Подготовка кадров, способных использовать технологии, снижающие риски

2. Страхование рисков

3. Предварительное увеличение достоверной информации о возможных рисках

4. Уклонение от рисков

5. Контроль над рисками [3].

На сегодняшний день среди граждан РФ растет осведомленность об их правах и обязанностях правительства. Таким образом, роль и функции государственного управления также приобрели довольно динамичный характер и постоянно развиваются в ответ на меняющиеся потребности и запросы общества.

Технологическое вмешательство, внедрение новых принципов управления, учет потребностей и чаяний конечного потребителя - вот некоторые из новых тенденций в области государственного управления.

Библиографический список

1. Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров). - М.: КноРус, 2017. - 128 с.

2. Бондарева, Л.В. Государственное управление: английский для академических целей: Учебное пособие / Л.В. Бондарева, Т.В. Валентей, С.В. Зимина и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 с.

3. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография. - М.: Юнити, 2019. - 544 с.

4. Монгуш, О.Н. Система функций и принципов государственного управления / О.Н. Монгуш, О.О. Каржал // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 марта 2019 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 116-118. - EDN MFCXDR.

GLOBAL RISKS OF MODERN PUBLIC ADMINISTRATION S.S. Sayyn-ool, Student

Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The article discusses the main problems and trends in the development of the public administration system. The main reasons for the inefficiency of public administration, the dysfunction of the public administration system and the prevailing directions of institutional reform are considered. The article describes an interdisciplinary approach to the creation of a modern system ofpublic administration and the definition of its functional units with different competencies and powers on the planning horizon.

Keywords: public administration system, institutional reform, powers, planning horizon.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.