DOI 10.21672/1818-510X-2020-64-3-104-110
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: НАУЧНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ1
Бабушок Никита Олегович, бакалавр Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Ленинские горы, 1 E-mail: nicolasspj@icloud.com
Появление и развитие глобальных исследований оказалось адекватным научным ответом на глобальные вызовы современности. В первую очередь, важной областью научного поиска стало осознание процессов глобализации, их тенденций, причин, сущности, а также того, что является наиболее важным, исследования порождаемых ею глобальных проблем и поиск путей их решения. Человечество, вступив в эпоху знаний и прогресса, параллельно с ними столкнулось с глобальными проблемами во всех сферах человеческой жизни. Постепенно фокус исследований смещается на процессы глобализации. Так, становится очевидным существование новых или ранее не исследованных феноменов. Статья посвящена научному и социокультурному контексту глобальных исследований, перспективам развития глобальных исследований и глобалистики. В ней изучены новые тенденции и вызовы глобализации, оценён вклад глобалистики в устойчивое развитие цивилизации. Основное внимание уделено актуальным проблемам XXI в., ответам глобалистики на новые вызовы, социокультурному аспекту глобализации, а также междисциплинарному синтезу в глобальных исследованиях.
Ключевые слова: глобалистика, глобальные исследования, глобализация, глобальные проблемы, футуроглобалистика, коронавирус, безопасность, устойчивое развитие, культура, Китай
GLOBAL STUDIES: SCIENTIFIC AND SOCIOCULTURAL CONTEXT
Babushok Nikita O., bachelor Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russian Federation E-mail: nicolasspj@icloud.com
The emergence and development of global studies has proven to be an adequate scientific response to the global challenges of modern world. First of all, an important area of scientific research has become the awareness of the processes of globalization, the tendencies, causes, essence, as well as the research of global problems generated by globalization and the search for the ways to solve them. Humanity, having entered the era of knowledge and progress, in parallel with them faced global problems in all spheres of human life. The focus of research is gradually shifting to the processes of globalization. Thus, the existence of new or previously unexplored phenomena becomes apparent. The present article is devoted to scientific and sociocultural context of global studies, to the prospects for the development of global studies and globalistics. It considers new trends and challenges of globalization, assessed the contribution of global studies to the sustainable development of civilization. The focus is put on the actual problems of the 21st century, the answers of globalistics to new challenges, sociocultural aspect of globalization, as well as the interdisciplinary synthesis in global studies.
Keywords: globalistics, global studies, globalization, global problems, futuroglobalistics, coronavirus, security, sustainable development
Глобализация в XXI в. - объективное явление, которое проявляет себя как сложный комплексный процесс, сопряжённый с множеством нелинейных связей между субъектами и объектами планетарного массштаба [8, с. 15]. Новая волна глобализации в современном мире характеризуется расширением ареала глобального мира и противоположными процессами, в частности, усилением дезинтеграции и нестабильности глобальных политических и социальных процессов. Рост безработицы, кризис в международных отношениях, ярко проявляющийся в наши дни, нестабильность глобальной экономики, рост числа террористических актов и преступности по всему земному шару, проблема перенаселения планеты - эти и другие явления являются негативными последствиями глобализации, связанные с вышеприведёнными тенденциями. Такие процессы являются стихийными, неуправляемыми. Всё это усиливает социальную напряжённость и приводит к росту социального дискомфорта, что, в свою очередь, влияет на все сферы жизни общества. В этой связи остро встаёт ряд вопрос о том, например, какой вклад могут сделать глобальные исследования
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований («Культурно-философские основания китайско-российского сотрудничества»), проект № 19-511-93002. (The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the research project ("Cultural and Philosophical Foundations of Sino-Russian Cooperation"), project No. 19-511-93002.)
в решение общечеловеческих проблем, обеспечение устойчивого развития и безопасного будущего? Возможно ли предвидеть новые кризисы и найти пути их преодоления, а также какие феномены и тенденции планетарного масштаба требуют более глубокого изучения?
Учёные, изучающие глобализацию, находятся в поиске решения порождаемых глобализацией проблем и их внимание нацелено на поиск устойчивой модели развития, основанной на глобальном сотрудничестве [16, с. 17]. По мнению ряда западных учёных, глобализация является управляемой и достаточно гибкой [17, с. 56]. Однако их внимание сосредоточено в основном на экономической глобализации, которая, согласно исследованиям российских учёных, сильно опережает политическую [13, с. 25]. При этом отмечается также, что тезис об управляемости глобализации даже в экономическом аспекте является довольно спорным, о чём говорят новые экономические кризисы, кризисы производства, торговые войны из-за появления новых экономических лидеров. Не приходится говорить и о становлении механизмов глобального управления в нынешней политической конъюнктуре, а также на фоне новых угроз и вызовов, как и о повсеместном установлении глобальной устойчивости. «Глобальный мир - система без управления... в мировом сообществе (на глобальном уровне) имеет место только регулирование» [10, с. 280].
Таким образом, из поля зрения западных учёных уходят объективные социальные и политические процессы и явления, которые имеют серьёзный вес в нынешней ситуации в мире как на локальном и региональном уровнях, так и на глобальном. Безусловно, очень важно быть готовым к новым вызовам глобализации, иметь возможность предвидеть хотя бы некоторые из её возможных последствий.
В российской глобалистике глобализация рассматривается как объективное многоаспектное явление или феномен, который необходимо изучать, используя весь арсенал современной науки. Российские учёные понимают глобализацию как «социально-интегративный и транснациональный процесс, направленный на обретение единства и целостности человечества, созидание не только планетарной общности цивилизации, но и принципиально новой единой глобальной социоприрод-ной системы "человек - общество - природа" на принципах коэволюции её составляющих, обеспечивающих выживание и дальнейшее непрерывное существование человечества» [3, с. 38]. Рост взаимосвязей и взаимозависимостей предполагает комплексный подход в изучении. В связи с разницей в приоритетах изучения глобализации в России и других странах на первое место выходит наращивание международного сотрудничества в этой области. Так, в сфере образования большую популярность приобретает global studies, связанная с необходимостью подготовки специалистов широкого плана. Эта тенденция наиболее хорошо наблюдается в Северной Америке, Европе и Азии. Она обусловливается появлением новых факультетов и курсов на базе гуманитарных университетов. Кроме того, в феврале 2007 г. был образован Консорциум глобальных исследований (англ. Global Studies Consortium) [15], который объединил более 20 университетов по всему миру. Он призван продвигать изучение глобальных процессов и наращивать международное сотрудничество в сфере глобальных исследований. В эту ассоциацию входят известные университеты США, Германии, Японии, Китая и других стран по всему миру. Россия в этой ассоциации представлена факультетом глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова. Всё это способствует международной кооперации и появлению результатов как в теоретическом осмыслении новых тенденций и трендов, так и в выработке практических рекомендаций по выходу из глобального кризиса и сдерживанию его негативных последствий, а также в формировании у нового поколения соответствующих установок и глобального мышления. Важно создать некие рамки, фильтры для уверенного восприятия новой информации и её дальнейшего осмысления, что является сложным в современной ситуации, где информационный фон является слишком объёмным и неподъёмным.
На современном этапе проявились совершенно новые тренды и тенденции, которые необходимо изучать. Динамично меняющийся мир диктует условия, в которых без должного подхода невозможно найти ответы на глобальные вызовы. Идти в ногу со временем стало как никогда сложно. Именно изучению глобализации, её новым трендам и тенденциям должно уделяться должное внимание. В научных кругах и образовании проводятся всё больше круглых столов, форумов, конференций, посвящённых новым аспектам глобализации и их изучению. В частности, на базе факультета глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова с 2009 г. на постоянной основе проводится международный научный конгресс «Глобалистика», на котором обсуждаются пути выхода из глобального кризиса и пути решения глобальных проблем. На последнем конгрессе, впервые прошедшем в дистанционном формате весной 2020 г., обсуждались множество вопросов, связанных с устойчивым будущим человеческой цивилизации. Пандемия нового коронавируса COVID-19 обнаружила до этого латентные проблемы в политике и здравоохранении, показала неустойчивость мировой экономической системы, заставила весь мир приспосабливаться к совершенно новым условиям. Пандемия, которая проявилась сначала в виде вспышки в китайском Ухане, показала,
в какой степени мир взаимосвязан, насколько глобализирующийся мир многогранен и насколько сильны в нём взаимозависимости. Это в очередной раз доказывает, что последствия кризисов с высокой долей вероятности могут проявиться далеко за пределы одной страны или региона, а для выхода из него нужны усилия всего мирового сообщества. В случае недостаточного ответа на такие события возможна цепная реакция, которая может негативно повлиять на все сферы жизни общества. И точно так же: сначала это может проявиться в отдельном государстве, но потом те же процессы могут проявиться и глобально. Здесь роль глобалистики заключается именно в перманентном изучении данных процессов, аналитике и прогнозах. Определённо, за пандемией, которая длится уже несколько месяцев, может последовать социально-экономический кризис [10, с. 27]. Если исходить из наработок российских учёных-глобалистов, то за социально-экономическим кризисом может последовать кризис политический, что приведёт к глобальной неустойчивости и будет иметь негативные последствия для всего мира. Прогресс глобального развития постепенно становится всё более зависимым от ситуации в мировой политике [9, с. 63].
У пандемии, как и у других кризисных ситуаций такого масштаба, есть и обратная сторона. Развитие информационных технологий дало людям возможность учиться и работать из дома, пользоваться сервисами и услугами дистанционно, создало условия для комфортной жизни даже в тяжёлых условиях закрытых границ и ограничительных мер. Получается, что глобализация на этом не останавливается, не происходит эффекта обратной глобализации, а она приобретает новые формы. Происходит переосмысление глобальных процессов. «Кризис, несомненно, переключит наше внимание на полномочия национальных государств и необходимость их укрепления» [9]. На фоне новых реалий мир обращает большее внимание как на новые проблемы и вызовы, так и на те, которые уже были ранее: проблемы экологии, безопасности, социальное неравенство, бедность и др.
С появлением кризисных и чрезвычайных ситуаций в обществе и природе существенно увеличивается интерес к проблемам безопасности. XXI век, по сути, стал переломным моментом в плане обеспечения безопасности. Умножение вызов и угроз определило безопасность как одну из главных общечеловеческих ценностей. Безопасность стала более комплексным понятием, «глобальный уровень угроз требует такого же уровня обеспечения безопасности» [3, с. 83]. Она начала играть роль не только единоличного сохранения жизни, но и её обеспечения для следующих поколений. Особенно остро проблема безопасности проявляется в своей связи с экологией и демографией. Сохранение биосферы и обеспечение нормальной жизнедеятельности будущих поколений становится серьёзной задачей в современном мире в связи с загрязнением планеты, нехваткой ресурсов и перенаселением планеты, а также новыми вызовами, Перед исследователями становится задача изучения оснований самого феномена безопасности, её генезиса и сущности. Данная тенденция обусловливает появление фундаментального научного знания в этой области. Проблема безопасности в современном мире оказывается междисциплинарной и обусловливает появление новых подходов как к непосредственному изучению безопасности, так и к изучению непосредственно проблем её обеспечения. В глобалистике постепенно назревает тенденция, когда проблема безопасности, как, впрочем, и другие проблемы, становятся эволюционной областью исследования.
XXI век стал особым переходным этапом в развитии цивилизации, так как, по сути, в этом веке решается судьба человечества, в том или ином смысле. Во главу угла ставится обеспечение условий для выживания цивилизации и устойчивости. До этого дальнейшее развитие и прогресс человечества считался неоспоримым, но в связи с новыми явлениями, трендами и тенденциями выяснилось, что глобальный мир является сложной системой взаимосвязей и взаимозависимостей, в которой каждый элемент работает как механизм; если один из них работает недостаточно, а то и вовсе выходит из строя, вся система испытывает турбулентность и нестабильность, что в свою очередь может привести к кризису и к катастрофам. Учёные, занимающиеся глобальными исследованиями, сделали вывод, что если человечество не поменяет свой вектор глобального развития, то это чревато социально-экологическими катастрофами в масштабе планеты [5]. Глобальное развитие всё чаще сопровождают негативные тенденции, которые могут угрожать существованию самой цивилизации. Растут риски и угрозы, мир предстает перед неопределённостью.
«Культура, цивилизация и глобализация являются тремя важнейшими характеристиками общественного организма... которые позволяют увидеть мировое сообщество в трёх изменениях, т. е. "объёмно"» [14, с. 17]. В действительности, культуру, наряду с цивилизацией и глобализацией, можно представить как одну из парадигм, с помощью которой можно взглянуть на современный мир. Культура, в данном случае, стоит у основания пирамиды. Учение о культуре является одним из наиболее важных в предметном поле глобалистики. Это учение базируется на видовых отличиях культур, основных типах мировых культур. Несмотря на великое множество различных культур, за культурную единицу глобалистика принимает те культуры, которые существуют в географическом пространстве и в историческом времени. Благодаря такой типологии появляется возможность
рассмотреть культуру «извне», проанализировать как отдельно взятые, так и целостную, мировую, глобальную культуру, выявить тенденции и перспективы развития различных культур. Для более глубокого анализа культуры следует рассматривать системно, учитывая её генезис, все её ипостаси и взаимосвязанность с другими понятиями, которые также определяют человеческое развитие. Глобализация культуры, феномены глокализации и массовой культуры, процессы гибридизации и анклавизации - важнейшие аспекты развития культуры, которые исследуются в рамках глобальных исследований [2, с. 87].
Кроме того, возрастает внимание учёных к взаимодействию культур и культурному диалогу между странами. В особенности это касается стран с параллельным культурным развитием, в частности, культурного диалога России и Китая. Рост экономических связей и развитие отношений, в целом, сопутствуют и росту культурного взаимодействия обеих стран. Активно развиваются образовательные, научные и культурные связи. Недаром в последние годы внимание многих учёных культурологов приковано к российско-китайским отношениям, а вопросы культурно-цивилизационного диалога приобретают всё большую актуальность. Согласно рейтингу мягкой силы The Soft Power 30 от Portland, Китай занимает восьмое место по показателю «культура», а Россия - 20-е место [19]. В действительности, учитывая богатую культуру Китая (Китай находится на первом месте в мире по количеству объектов всемирного наследия ЮНЕСКО), а также влияние русской культуры (опера, балет, литература), можно говорить о высоком уровне межкультурного диалога между странами. Он обусловливается элементами культурной совместимости, основанными на принципах взаимоуважения культур, на бескорыстном и открытом характере взаимодействий [2, с. 85]. Если сравнивать социокультурный аспект глобализации с политическим, возраст отдельных культурно-цивилизационных формаций уходит в века, тогда как политический аспект фокусируется в основном на нынешней политической конъюнктуре, что делает социокультурный аспект глобализации одним из самых сложных для исследований в рамках глобалистики. В свою очередь, культура сама выступает как «мягкая сила», которая «способна вернуть системе устойчивость и динамизм как условие межцивилизационного взаимодействия» [1, с. 43]. Межкультурный диалог, взаимодействие культур - ещё одна парадигма в рамках изучения сути глобальных процессов современного мира.
В этой связи усиливается интерес к будущему, к его изучению. Различные футурологи дают свои прогнозы на это столетие, связывая с возможными вариантами последствий текущего развития [6, с. 42]. Чаще эти прогнозы являются негативными. Например, Э. Тоффлер в своей книге «Фу-турошок» сделал вывод, что на фоне текущих трансформаций возможен негативный исход в развитии человечества, в частности, цивилизация может погибнуть от экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Автор подчёркивает, что для того, чтобы избежать данного исхода, необходимо преобразовать у человечества его отношение к будущему [18].
Переход глобального мира к новой устойчивой стратегии мирового развития невозможен без разработки новых ориентиров. Во-первых, это, конечно, выработка новых нравственных ценностей у людей. Наиболее значимой проблемой является проблема взаимоотношений между поколениями. Основной смысл этой проблемы заключается в преодолении эгоистических устремлений обеспечить себе благополучие, иррационально используя при этом ресурсы, которые не являются неисчерпаемыми. Таким образом, если ничего не предпринимать, поколение за поколением люди будут нарушать необходимые условия жизни на Земле, и вскоре будущему поколению не останется ничего того, что было у предыдущих поколений. Каждый человек на Земле желает достойной жизни в будущем своим детям и потомкам. Это является общечеловеческой ценностью. Забота о будущих поколениях должна быть неотъемлемым фактором общечеловеческого развития. Как сказал однажды знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, нам следует помнить, что мы не наследуем природу у своих предков, мы берем её взаймы у своих детей.
В глобалистике нашёлся ответ на новые тенденции в виде развития футуроглобалистики, которая схожа по своим принципам с уже существующей и активно развивающейся областью научного поиска «исследования будущего», но более обширна по своему содержанию и охвату. По сути, футуроглобалистика исследует и прогнозирует тенденции будущего глобальных процессов и систем [3, с. 525]. Результатом данных исследований являются прогнозы и сценарии развертывания глобальных процессов и эволюции цивилизации. По мнению учёных, основное внимание в футуро-глобалистике должно быть уделено сценарию глобального перехода к устойчивому развитию цивилизации [5, с. 407].
Небходимо отметить, что для эффективного научного поиска глобалистике необходимы новые подходы, в частности, эволюционный и сопряжённые с ним подходы. Помимо процессуально-системного подхода, в глобалистике впервые появляется глобально-эволюционный подход. Он позволяет более адекватно определить место глобалистики и изучаемых ею глобальных процессов и си-
стем. Также это позволит осознавать место и роль тех или иных глобальных феноменов в эволюционных процессах. Подчёркивается, что эволюционный подход имеет особое значение для глобального образования, которое способно формировать опережающее знание, которое может стать впоследствии важным фундаментом для понимания новых трендов и тенденций глобального мира [4, с. 89].
Таким образом, интерес к будущему у человечества существенно возрастает. Отмечается, что главным вектором научного поиска футуроглобалистики становится общепланетарный переход к устойчивому развитию цивилизации [7, с. 15]. Необходимо разобрать, какой вклад различные науки могут привнести для устойчивого развития цивилизации.
Философия способна рассмотреть жизнь глобального социума как единое целое с природой, создаёт глобальное мировоззрение, необходимое для становления общества устойчивого типа. «Философия вынужденно поворачивается к злободневным проблемам современности, прежде всего в области политики, к анализу и интерпретации катастрофических политических процессов, которые с нарастающей силой происходят в последнее время в мировом развитии» [11, с. 150].
Экономическая теория способна воздействовать на мировую экономику, находить компромиссы между потреблением и использованием ресурсов, соблюдать принцип Парето как баланс во взаимодействиях между нынешним и будущим поколениями.
Право выступает как инструмент поддержания порядков и устанавливает ограничения, необходимые для поддержания глобальной устойчивости.
Этика, как и философия, способна сформировать мировоззрение, основанное на гуманизме, и воспитать в людях правильное отношение к природе и к глобальной безопасности, необходимое для устойчивого развития цивилизации.
Функция социологии состоит в преодолении противоречий в обществе и достижении социальной справедливости.
Политология на уровне отдельных стран и регионов даёт возможность разработать стратегии по переходу каждой отдельно взятой страны или региона к устойчивому развитию.
В рамках демографии проводятся исследования в области решения проблем перенаселения и рождаемости на планете.
Культурология способна рассмотреть коренные основания взаимодействия культур в современном мире и найти точки соприкосновения между различными культурами.
Биология способна раскрыть взаимозависимости флоры и фауны, показать их состояние в обстановке неустойчивости, определить приоритеты концепции в экологическом плане.
В рамках географии проводятся исследования географических изменений под воздействием антропогенного влияния.
Технические науки ведут поиск решений, обеспечивающих такое производство, которое было бы безопасным и не таким затратным с точки зрения ресурсов, в том числе энергетических.
Всё это является наглядным примером междисциплинарного характера глобалистики и глобальных исследований. Помимо наук, различные сферы деятельности общества могут оказывать содействие на пути к устойчивому обществу. Так, СМИ могут информировать людей, ставить на повестку дня проблемы и задачи, которые являются наиболее важными для человечества, неправительственные организации и общественные движения способны вовлечь широкие массы людей в движение, призванное обеспечить устойчивость в обществе, обозначить проблемы глобальной устойчивости и безопасности.
Труды Вернадского, доклады Римского клуба, итоги работы «комиссии Брундтланд», итоги конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой были приняты документы, защищающие земные ресурсы и призывающие снижать потребление ресурсов и на которой был охвачен огромный спектр проблемных областей, Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. и в Рио-де-Жанейро в 2012 г. (Рио+20) - всё это показывает серьёзную заинтересованность мирового сообщества в стабильном устойчивом будущем. Таким образом, стратегические цели глобалистики - сформировать цивилизационную модель развития, которая бы обеспечила поступательное развитие цивилизации при сохранении биосферы и гармонии с ней, а также выработка контуров устойчивого и безопасного мира.
Резюмируя, можно сказать, что в последние десятилетия современный мир не только наращивает ускорение темпов своего развития, но и достаточно быстро качественно меняется. В этих условиях различным культурно-цивилизационным системам приходится адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. И этот тренд будет только усиливаться. Переход к такому будущему, где человечество будет своевременно и адекватно реагировать на происходящие перемены, невозможен без глобального представления о мире и соответствующем знании о нём. Решение же такой задачи может быть обеспечено глобалистикой, где на основе междисциплинарного взаимодействия вырабатывается комплексное знание как о человечестве в целом, так и его взаимодей-
ствии с окружающей средой. На этой же основе формируются планетарное сознание и глобальное мировоззрение. При этом глобалистике удается не только всесторонне рассмотреть социо-природные процессы, но и проследить связь между глобализацией и глобальными проблемами. Благодаря такому подходу, глобальные процессы не кажутся беспорядочными и стихийными, а сущность и генезис глобальных проблем перестаёт быть чем-то непостижимым и непреодолимым. Всё это делает глобальные исследования одной из важнейших областей научного поиска и новым этапом развития современной науки.
Список литературы
1. Астафьева, О. Н. Стратегия устойчивого развития в культурной политике российских регионов / О. Н. Астафьева // Мир русскоговорящих стран. - 2019. - № 1.
2. Бабушок, Н. О. Глобальные и локальные аспекты глобализации культуры / Н. О. Бабушок // Век глобализации. - 2019. - № 3.
3. Джанталеева, М. Ш. Проблемы международной безопасности в теории международных отношений / М. Ш. Джанталеева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2017. - № 1. - С. 79-88.
4. Ильин, И. В. Глобальные исследования и эволюционный подход / И. В. Ильин, А. Д. Урсул. - Москва : Московский ун-т, 2013.
5. Ильин, И. В. Устойчивое развитие и глобальные процессы / И. В. Ильин, В. А. Лось, А. Д. Урсул. -Москва : Московский ун-т, 2015.
6. Ильин, И. В. Эволюционная глобалистика / И. В. Ильин, А. Д. Урсул. - Москва : Московский ун-т, 2015.
7. Куда движется век глобализации? / под ред. А. Н. Чумакова и Л. Е. Гринина. - Волгоград : Учитель, 2014.
8. Леонова, О. Г. Концептуализация понятия «глобализация» в современнои науке / О. Г. Леонова // Век глобализации. - 2018. - № 1. - С. 15.
9. Леонова, О. Г. Глобальные политические вызовы современности / О. Г. Леонова // Век глобализации. - 2019. - № 3. - С. 61.
10. Ливен, А. Коронавирус как зеркало: что мы видим? / А. Ливен // Россия в глобальной политике. -2020. - № 3.
11. Мощелков, Е. Н. Состояние социогуманитарного знания: опыт прошлого и современность / Е. Н. Мощелков // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2019. - № 3. - С. 148-152.
12. Россия - Китай диалог в условиях глобализации = Ш^Ш - Р 768 :
материалы I Международного россииско-китаиского симпозиума / Забаикальскии государственныи университет ; отв. ред. М. Н. Фомина. - Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2019.
13. Чумаков, А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира / А. Н. Чумаков. - 3-е изд., перераб. и доп. -Москва : Проспект, 2017.
14. Чумаков, А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст / А. Н. Чумаков. -2-е изд. - Москва : Проспект, 2016.
15. Encyclopedia of Global Studies / ed. by H. K. Anheier, M. Juergensmeyer. - SAGE Publications, 2012.
16. §iriner, I. Nenicka, L. Globalisation: Dimensions & Impacts: Global Studies. - L. : IJOPEC Publ., 2011. -
Vol. 1.
17. Stoddard, E. Social and Cultural Foundations in Global Studies / E. Stoddard, J. Collins. - L. : Routledge, 2016.
18. Toffler, A. Future Shock / A. Toffler. - New York : Random House, 1970.
19. China - Soft Power. - Режим доступа: https://softpower30.com/country/china/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 20.07.2020).
References
1. Astafeva, O. N. Strategiya ustoychivogo razvitiya v kulturnoy politike rossiyskikh regionov [The strategy of sustainable development in cultural policy of Russian regions]. Mir russkogovoryashchich stran [World of Russian-speaking countries], 2019, №1.
2. Babushok, N. O. Globalnye i lokalnye aspekty globalizatsii kultury [Global and local aspects of the globalization of culture]. Vek globalizatsii [Age of Globalization], 2019, no. 3.
3. Dzhantaleeva, M. Sh. Problemy mezhdunarodnoy bezopasnosti v teorii mezhdunarodnykh otnosheniy [The problems of international security in international relations theory]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2017, no. 1, pp. 79-88.
4. Ilin, I. V., Ursul, A. D. Globalnye issledovaniya i evolyutsionnyy podkhod [Global studies and the evolutionary approach]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2013.
5. Ilin, I. V., Los, V. A., Ursul, A. D. Ustoychivoe razvitie i globalnye protsessy [Sustainable development and global processes]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2015.
6. Ilin, I. V., Ursul, A. D. Evolyutsionnaya globalistika [Evolutionary Approach To Global Study]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2015.
7. Kuda dvizhetsya vek globalizatsii? [Where is the age of globalization heading? Digest of articles]. Ed. by A. N. Chumakov and L. E. Grinin. Volgograd, Uchitel Publ., 2014.
8. Leonova, O. G. Kontseptualizatsiya ponyatiya "globalizatsiya" v sovremennoy nauke [Conceptualization of the concept of "globalization" in modern science]. Vek globalizatsii [Age of globalization], 2018, no. 1, p. 15.
9. Leonova, O. G. Globalnye politicheskie vyzovy sovremennosti [Global political challenges of our time]. Vek globalizatsii [Age of globalization], 2019, no. 3, p. 61.
10. Liven, A. Koronavirus kak zerkalo: chto my vidim? [Coronavirus as a mirror: what do we see?]. Rossiya v globalnoy politike [Russia in Global Affairs], 2020, no. 3.
11. Moshhelkov, E. N. Sostoyanie sotsiogumanitarnogo znaniya: opyt proshlogo i sovremennost [The state of social humanitarian knowledge: past experience and modernity]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2019, no. 3, p. 148-152.
12. Materialy I Mezhdunarodnogo rossiysko-kitayskogo simpoziuma Rossiya "Kitay. dialog v usloviyakh globali-
zatsi" = - R 768 [Materials of the 1st International Russian-Chinese Symposi-
um "Russia - China: Dialogue in the Context of Globalization"]. Ed. by M. N. Fomin. Chita, Transbaikal State University Publ., 2019.
13. Chumakov, A. N. Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira [Globalization. Contours of the Integral World]. Moscow, Prospekt Publ., 2017, 3rd ed.
14. Chumakov, A. N. Metafizika globalizatsii. Kulturno-tsivilizatsionnyy kontekst [Metaphysics of Globalization. Cultural and civilizational context]. Moscow, Prospekt Publ., 2016, 2nd ed.
15. Encyclopedia of Global Studies. Ed. by H. K. Anheier, M. Juergensmeyer. SAGE Publ., 2012.
16. §iriner I., Nenicka L. Globalisation: Dimensions & Impacts: Global Studies. L. : IJOPEC Publ., 2011, vol. 1.
17. Stoddard, E., Collins, J. Social and Cultural Foundations in Global Studies. L. : Routledge, 2016.
18. Toffler, A. Future Shock. New York, Random House Publ., 1970.
19. China - Soft Power. Available at: https://softpower30.com/country/china/ (Accessed: 20.07.2020).
DOI 10.21672/1818-510X-2020-64-3-110-118
ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ВОЗМОЖНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Летняков Денис Эдуардович, кандидат политических наук
Институт философии РАН
Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1
E-mail: letnyakov@mail.ru
В статье проблематизируется распространённый в социальных науках взгляд на постсоветское состояние как на постколониальное. Автор показывает, что постколониальный дискурс склонен недооценивать специфику (пост)советского опыта. Во-первых, постколониальная теория не учитывает радикального характера коммунистической утопии, в рамках которой форсированная модернизация национальных «окраин» была частью большого проекта по формированию «нового человека» и осуществлению культурной революции в отношении «отсталых масс». Во-вторых, постколониальный дискурс лишает субъектности жителей национальных республик, представляя их субалтернами, пассивными жертвами коммунистического эксперимента, тогда как в действительности накануне 1917 г. на «окраинах» также существовал запрос на социальные изменения, а в последующем многие представители национальной периферии успешно интегрировались в советские институты. В-третьих, Советский Союз принципиально отличался от «классических» империй отсутствием различий в практиках управления «центром» и «окраинами», более того в СССР значительные ресурсы направлялись на политическую, экономическую и социокультурную консолидацию различных территорий. В итоге делается вывод о том, что постколониальный дискурс может адресоваться постсоветскому пространству со значительными ограничениями и оговорками.
Ключевые слова: постколониальная теория, постсоветское пространство, Советский Союз, коммунизм, субалтерн, модернизация, культура, ориентализм, Центральная Азия, национализм
POSTCOLONIAL THEORY FOR POST-SOVIET COUNTRIES: POSSIBLE MISCONCEPTIONS
Letnyakov Denis E., Ph. D. (Policy)
Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences
12/1 Goncharnaya St., Moscow, 109240, Russian Federation.
E-mail: letnyakov@mail.ru.
The article throws into question the idea that post-Soviet states should be considered as post-colonial ones. Postcolonial discourse tends to underestimate the specificity of the (post)Soviet experience.First of all, the postcolonial framework does not take into account radical nature of the Communist utopia. Forced modernization of national "borderlands" was just a part of a larger project of forging a "new man"; in the same vein Bolshevik cultural revolution was addressed not only to "Orient peoples" but to the "backward masses" as such. Secondly, the postcolonial discourse presents inhabitants of national republics as 'subalterns', passive victims of 'Communist experiment'. Actually, the Soviet project came into being as a result of joint action of the 'center' and 'periphery' and many people from national republics successfully integrated into Soviet institutions. Thirdly, the Soviet Union was fundamentally different from the "classical" empires by its efforts to integrate various territories, to impose uniform social and living standards, etc. Thus, the paper comes to conclusion that postcolonial discourse can be addressed to post-Soviet countries with significant reservations.
Keywords: postcolonial theory, the former Soviet Union, USSR, Communism, subaltern, modernization, culture, orientalism, Central Asia, nationalism