Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НООСФЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ'

ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НООСФЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

87
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕНИЕ О НООСФЕРЕ / ВЕКТОР ЭВОЛЮЦИИ / НООСФЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / НООКРАТИЯ / НООСФЕРНАЯ РЕСПУБЛИКА / КОНФЕДЕРАТИВНАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ НООСФЕРНАЯ РЕСПУБЛИКА ЗЕМЛЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Адамов Алексей Константинович

В статье очерчиваются футурологические контуры развития человечества на основе учения о ноосфере академика В. И. Вернадского. В центре внимания автора - модель конфедерации ноосферных республик как формы социальной институционализации ноосферы. Обосновывается тезис о прямой зависимости ноосферного бытия от ноосферного сознания. Представлена классификация архетипов homo sapiens как основания справедливого геномного неравенства. Предложена ноосферная геополитическая стратегия нового мироустойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НООСФЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

УДК 124.2 + 172 ББК 87.7

А. К. Адамов

ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ НООСФЕРНОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье очерчиваются фугурологические контуры развития человечества на основе учения о ноосфере академика В. И. Вернадского. В центре внимания автора -модель конфедерации ноосферных республик как формы социальной институционализации ноосферы. Обосновывается тезис о прямой зависимости ноосферного бытия от ноосферного сознания. Представлена классификация архетипов homo sapiens как основания справедливого геномного неравенства. Предложена ноосферная геополитическая стратегия нового мироустойства.

Ключевые слова: учение о ноосфере, вектор эволюции, ноосферная философия, предназначение человечества, ноократия, ноосферная республика, конфедеративная глобальная ноосферная республика Земля.

GLOBAL CONSCIOUSNESS THROUGH THE NOOSPHERIC PHILOSOPHY

The article outlines the futuristic contours of the human development based on the Vernadsky's theory of the noosphere. The research focus of the author - a model of a confederation of noospheric republics as a form of social institutionalization of the noosphere. The position of the direct dependence of the noosphere being by the noospheric consciousness is provided. The author's classification of the archetypes of homo sapiens as a basis of fair genomic inequality is given, as well as a new noospheric geopolitical strategy of world order is offered.

Keywords: Vernadsky's doctrine of noosphere, the vector of evolution, noospheric philosophy, the purpose of mankind, noocracy, noospheric Republic, confederal global noospheric republic - Earth.

Материал поступил в редакцию 25.12.2015; рекомендован к публикации 14.01.2016. Рецензент от редакционной коллегии журнала - доктор философских наук, профессор В. Д. Комаров.

A. K. Adamov

Значительным достижением в рамках представления о глобальной истории [13; 17; 18; 21] явилось открытие В. И. Вернадским [11; 22; 23] главного вектора эволюции человечества - ноосферы - эпохи, формируемой людьми посредством научной мысли (разума), совершенствования труда и демократии [12]. В 1944 году он доказал, что человечество вступило в эту эру разума, но не успел разработать стадии становления эпохи ноосферы. Сделанные академиком В. И. Вернадским открытия не были восприняты в свое время соотечественниками, марксистами за рубежом, а также социалистами разных стран.

На основе концепции о биосфере и учения о ноосфере были разработаны основы ноосферной философии, в которой всесторонне рассмотрено значение человечества в природе [3; 4; 6; 7]. В рамках ноосферной парадигмы установлено, что человек в природе предназначен эволюционным интеллектуальным мыслительным и физическим трудом создавать условия своего благоденствия и безопасности, развивать духовные и материальные реальности на планете Земля, производить потомство, защищать планету от космических угроз, осваивать космическое пространство, а также поддерживать свое здоровье и трудовую активность посредством отдыха. Раскрыв телеологию человечества, ноосферная философия предоставила научное обоснование его существования и смысла жизнедеятельности, заключающегося в выполнении своего трудового эволюционного предназначения по программе, составленной учеными, изобретателями и новаторами.

Концепция ноосферной республики: базовые положения

Со второй половины ХХ века и в веке XXI в мировом сообществе формируются ростки ноосферных республик, что проявляется в следующих процессах: а) всестороннем интенсивном развитии образования и науки, способствующих открытию новых законов явлений природы; б) интеллектуализации бытия (духовной деятельности) людей на качественно новом уровне посредством Интернет; в) создании большого экономического потенциала, обусловленного открытием законов синергетики и интеллектики, освоением новых источников энергии, применением композитных материалов, тотальной компьютеризацией повседневной жизни; г) разработке основ генной инженерии; д) освоении Космоса и др. Вместе с тем в общественных

отношениях, культуре, политике, духовном развитии, образе жизни, государственном устройстве и системах власти принципиальных ноосферных сдвигов не отмечается, так как в ХХ-ХХ1 веках человечество так и не осознало своего предназначения в природе и смысла главного направления своей жизнедеятельности, открытых в ноосферной философии [7].

Исторические события ХХ-ХХ1 века показали, что осмыслению и выполнению своего эволюционного предназначения в природе человечеству препятствуют: незнание своего трудовой миссии в природе, смысла бытия, научно не обоснованная организация жизнедеятельности, а также кризисы, катастрофы и войны, возникающие вследствие недостаточного знания законов бытия. Финансовый кризис, разразившийся в 2008 году в странах рыночного капитализма, быстро приобрел черты структурного кризиса и в 2012 году перерос в цивилизационный, нанеся существенный ущерб цивилизации. Для его преодоления предлагались различные меры, но они слабо помогли: большинство стран выходило из кризисной эпохи стихийно. Анализ материалов, представленных на международных конференциях в Рио-де-Жанейро (1992), Йоханнесбурге (2002) и в Рио-де-Жанейро (2012), показал, что справедливую и экологически безопасную жизнь человечества в условиях капитализма никакими мерами не обеспечить. Необходима новая организация человеческих сообществ, предложенная В. И. Вернадским. В этом отношении в рамках ноосферной философии получили разработку такие вопросы, как идеология строительства ноосферной республики, ноосферная национальная идея, идеология глобализации и сформулированы главные положения программы глобализации человечества [2; 8-10].

С нашей точки зрения, ноосфера представляет собой новую эпоху справедливой жизни человечества, разумно организуемой в форме глобальной конфедеративной системы ноосферных республик, отличающейся от капиталистических и коммунистических систем, посредством научной мысли и труда на принципах ноосферной демократии и по законам экологии.

В свою очередь, ноосферная республика есть система рациональной организации людей, которую создают на принципах ноосферной демократии ученые, изобретатели и новаторы, формирующие народную власть разума (ноократию), обеспечивающую жизнедеятельность в условиях благоденствия каждого гражданина, необходимого для выполнения своего предназначения на планете Земля и освоения Космоса. Это не либеральная капиталистическая, не

социалистическая, не коммунистическая, не националистическая, не сервисная, не информационно-коммуникационный технологический уклад, не православный социализм, не имперская государственная система, не идеальный тип человеческих отношений и не рай на планете Земля. Это модель социальной имплементации парадигмы разумной справедливой научной организации жизнедеятельности сообщества людей, разработанной в ноосферной философии в соответствии с учением русского академика В. И. Вернадского.

Предпосылками формирования ноосферной социально-политической системы следует признать: а) совершенствование интеллектуальной образовательной, научной и культурной деятельности граждан, а также поддержание свободы верований, б) избрание на властные должности талантливых порядочных людей, умеющих организовывать жизнедеятельность граждан и применять законы, б) формирование людей с ноосферным сознанием, в) психологическое воспитание у индивидов потребностей, соответствующих ноосферным духовно-материальным нормам благоденствия, и рационального отношения к ноосферным ценностям, г) создание условий для достижения успеха людьми разных архетипов, д) формирование ноосферного мировоззрения, патриотизма и общественных отношений на принципах индивидуально-коллективной соборности, е) регулирование численности населения, ж) обеспечение рабочими местами, з) повышение эффективности ноосферной экономики, и) принятие ноосферных законов, регулирующих доходы и потребление граждан, к) четкое выполнение законов.

Человечество неоднородно. Homo sapiens по закодированным в геноме способностям к приобретению знаний, производству знаний посредством изобретений, накоплению знаний, овладению разными профессиями, потребительству расслоился на шесть групп архетипов:

1) homo sapiens inventor - человек разумный творческий, изобретающий и умеющий;

2) homo sapiens scientia - человек разумный знающий, обучающий;

3) homo sapiens naturans - человек-предприниматель, способный организовывать прибыльное производство различных изделий и сооружений;

4) homo sapiens faber - человек разумный производящий, строящий;

5) homo sapiens victoris - человек разумный, обладающий организаторскими и властными способностями, организующий новые государственные системы жизнедеятельности людей и управляющий эволюцией реальностей;

6) homo sapiens demolitor - человек, разрушающий миропорядок. Генетическое различие архетипов есть справедливое геномное неравенство. Существование и труд людей всех архетипов необходим для создания ноосферного бытия, эволюции человечества и природы.

В ноосферной философии обосновано, что истинным объективным принципом справедливой организации жизнедеятельности людей, этики и морали, понимания добра и зла служит отношение людей к выполнению своего эволюционного человеческого предназначения в природе на планете Земля. Только по этому критерию возможно объективное определение добра и зла. Понятийная матрица ноосферных ценностей включает в себя следующие категории: свобода, социальное равенство, справедливое геномное неравенство, формы собственности, ноосферная демократия, индивидуально-коллективная соборность, честь, права и обязанности, веротерпимость, ответственность, дружба, милосердие, знание, культура, владение профессиями, инициативность, предпринимательство, полезный труда, ноосферная максима духовно-материальной нормы благоденствия творческого человека, ноосферная духовно-материальная норма благоденствия человека исполнительского труда, участие в общественных организациях, любовь к людям, бережное отношение к природе, успех, патриотизм, подвиг, укрепление и защита отечества, защита планеты Земля от космических угроз.

Справедливой организации жизни людей мешает зло, которое проявляется в пороках: равнодушии, лени, эгоизме, жадности, гордыни, зависти, корысти, лживости, мошенничестве, злобности, агрессивности, враждебности, клеветничестве, склочности, скандальности, провокаторстве, лжесвидетельстве, воровстве, коррупции, склонности к убийствам, терроризме и бандитизме. Мерой зла служит величина нарушений выполнения человеком его эволюционного предназначения.

Чтобы в человеческих сообществах формировалось благоденствие граждан разных архетипов (за исключением homo sapiens demolitor), требуется создание условий для реализации их способностей, удовлетворяющих трудовые духовные и материальные потребности, а также обеспечивающих

зарабатывание справедливых доходов соответствующих этим способностям. Общий критерий человеческой нормы деятельности таков: качество выполнения указанного выше человеческого эволюционного предназначения, соответственно которому человек создает себе условия благоденствия. Основу благоденствия составляет справедливость [8-10].

Благоденствие, согласно ноосферной философии, есть справедливые условия, при которых каждому человеку любого архетипа доступны образование, обучение профессиям, рабочее место, комфортное жилище, занятия наукой или изобретательством; получение зарплаты в соответствии с качеством, количеством и наукоемкостью труда, обеспечивающей удовлетворение потребностей адекватных его архетипу, пользование условиями благоденствия и выполнение человеческого эволюционного предназначения; ему не угрожают нищета, кризисы, теракты и войны; доступны культурный отдых и заслуженное достойное положение в обществе.

В настоящее время подавляющая часть человечества, не осознавая своего предназначения на планете Земля, живет в рыночной борьбе, пренебрегая здоровой духовной и материальной деятельностью, имеет цель достигнуть недоступных для большинства граждан идеалов богатства и потребительства. Эти идеалы не имеют объективного обоснования и не могут способствовать созданию справедливых общественных отношений. В ХХ1 веке сложились условия формирования новых идеалов: ноосферного духовно-материального благоденствия, ноосферной духовно-материальной максимы (нормы) благоденствия талантливого человека и ноосферной духовно-материальной нормы благоденствия человека исполнительского труда. Успехом гражданина следует считать эффективность его трудового выполнения предназначения в природе, что задается величиной зарабатываемых доходов для своего духовно-материального благоденствия и величиной части дохода, предоставляемой им в виде налога в бюджет республики [8-10].

В ХХ1 веке человечеству предстоит осознанно построить ноосферную экономику, основу которой составят следующие положения: 1) плановое директивное и ориентирующее управление экономикой; 2) развитие сферы интеллектуального производства новых знаний; 3) оптимальное взаимодействие различных форм собственности, при котором естественные монополии и критически важные отрасли экономики находятся в государственной собственности; 4) совершенствование ноосферных

производительных сил; 5) использование роботов; 6) внедрение нанотехнологий; 7) организация производства микроминиатюризированных изделий; 8) рациональное использование финансовых, вещных и виртуальных ценностей; 9) применение электронных средств связи, информации и общения; 10) организация рыночных механизмов движения товаров, ценных бумаг, интеллектуальной и других видов собственности, а также финансов на принципах свободной конкуренции; 11) формирование Большого ноосферного круговорота объектов, структурирующего всю экономику и осуществляющего взаимодействие предприятий, рынка, и Большого естественного круговорота объектов, обеспечивающего рентабельную их работу и создание условий ноосферного духовно-материального благоденствия граждан; 12) использование космических технологий.

Устойчивому функционированию ноосферной экономики будут способствовать: 1) обеспечение рабочими местами всех трудоспособных граждан, 2) координирование труда ученых, изобретателей и новаторов в организации производства новых изделий и товаров, 3) управление потреблением ресурсов, включая их рациональное использование и организацию ноосферного круговорота объектов с переработкой отходов и изношенных изделий во вторсырье, 4) регулирование производства массы товаров (количества видов изделий и количества каждого вида),

5) справедливое нормирование доходов граждан в соответствии с новизной, ценностью, качеством и количеством труда, 6) формирование в сознании граждан доминанты интеллектуального компонента потребления.

Особую актуальность в конце XX века приобрела проблема формирования граждан и организации их справедливых взаимоотношений. В ноосферной философии доказано, что каждому родившемуся человеку для достижения зрелости требуется: а) психологическое развитие разума и

6) материальное обеспечение физиологических процессов физического формирования и роста тела. Развитие разума осуществляется совместным интеллектуальным трудом учителя и воспитуемого; рост и формирование организма - совместным материальным трудом учителя и воспитуемого. Человек становится зрелым, сформировав ноосферное сознание, которое определяет его бытие.

Существовавшая в течение долгого времени недооценка формирования из детей разных архетипов взрослых с научно ориентированным сознанием явилась одним из главных препятствий для организации справедливого бытия людей. Сегодня усилена подготовка специалистов-психологов, которые подготовят почву для воспитания граждан с ноосферным сознанием [14]. Созданы направления нейросоциального развития граждан, психологии государственной службы, нейроэкономического управления, экономической психологии, изучающей психолого-экономические процессы.

Чтобы общество усвоило ноосферные идеалы бытия, целесообразно воспитанием, обучением и пропагандой в СМИ формировать в сознании людей моральные нормы индивидуальных доходов и величин индивидуального владения имуществом, превышение которых неуместно с точки зрения ноосферной этики: граждане, пользующиеся доходами и имуществом выше принятой общественной моральной нормы, утрачивают уважение общества.

Ноосферные духовно-материальные идеалы жизнедеятельности граждан в условиях благоденствия в ноосферной республике создаются посредством зарабатывания доходов. Вместе с тем, духовные идеалы в ноосферном обществе занимают определяющее положение. Посредством народной власти разума ноосферное общество в соответствии с принципами ноосферной демократии и ноосферными законами о доходах и потреблении граждан, имеет нормы доходов и величин индивидуального владения имуществом в качестве высоконравственного порядка взаимоотношений людей, нарушение которого аморально.

Граждане, достигающие высоких показателей в интеллектуальном и физическом труде, а также граждане, зарабатывающие большие доходы, значительная часть которых по принятым законам взимается (передается) в республиканский бюджет, получают общественное признание за выдающиеся трудовые достижения. Полезность, качество, количество и эффективность труда - это главные показатели достоинства человека, его заслуг и ценности, определяющие его положение в обществе.

В сознании всех граждан ноосферной республики закрепляется неукоснительность выполнения ноосферных законов, которые устанавливаются парламентом. Четкое выполнение законов всеми людьми углубит у них чувства справедливости, собственного достоинства, взаимного уважения, искоренит зависть, обеспечит создание условий благоденствия, будет способствовать

выполнению ими предназначения в природе и рациональному использованию ресурсов. Вводить законы целесообразно постепенно, разъясняя их справедливость. Без строгого выполнения людьми законов ноосферной деятельности и ноосферной этики поведения, без регламентирования использования ресурсов, производства и потребления товаров планетарной цивилизационной катастрофы в XXI веке не избежать.

Глобализация: ноосферный дискурс

Система справедливой ноосферной демократии, однако, не воспринята ни в одной стране. В правительствах существующих государств, в системах государственной власти ученые, изобретатели и новаторы еще не заняли ведущего положения: на государственные должности их избирается мало. Поэтому в общественных отношениях, культуре, политике и системах власти происходят противоречивые глобальные процессы. В XXI веке ноосферная эпоха продолжает неосознанно медленно формироваться в тяжелейших условиях регрессивных событий [16].

Идею глобального объединения человечества сформулировал В. И. Вернадский, очертив контуры ноосферной картины мира [19]. В зависимости от идеологии глобализация может развиваться по двум векторам: а) по ноосферному учению академика Вернадского и русле ноосферной философии, б) посредством буржуазной рыночной идеологии индивидуализма.

Во имя спасения капитализма во второй половине ХХ века прогрессивная идея глобального объединения народов была необоснованно трансформирована буржуазными философами, владельцами капиталов и либеральными политиками в глобализацию по вектору буржуазной рыночной идеологии индивидуализма и обогащения элиты. В первой декаде XXI века в мире окончательно обозначили себя намерения политической элиты США установить мировое господство. В 2001-2014 годах США совместно со странами Западной Европы, игнорируя ООН, начали вмешиваться в деятельность суверенных государств, навязывая американскую демократию и устанавливая в них марионеточные правительства, чтобы, управляя в них финансами, экономикой, ресурсами, потреблением, образом жизни и

культурой, превращать их в сырьевых доноров и обогащаться путем получения сверхприбылей на захваченных рынках.

Борьба особенно обострилась после выступления российской правящей элиты против американского диктата. Президент Российской Федерации В. В. Путин с целью недопущения глобального господства США или иных стран, выступил против американской модели геополитики, предлагая поддерживать суверенитет стран, справедливость, освободительную борьбу народов, общечеловеческие ценности культуры и многополярность мира. В 2014 году Правительство РФ поддержало борьбу граждан Украины против фашизма и удовлетворило просьбу населения Крымской автономии воссоединиться с Российской Федерацией. Правительства США и 28 их вассалов - стран Западной Европы - обвинили Россию в агрессии против Украины, объявили Россию своим врагом, фактически объявив ей «вторую холодную войну»: организовали политическую, культурную и экономическую блокаду Российской Федерации. В форме замалчивания или извращения истинных событий, распространения лжи и клеветы, они взяли курс на создание препятствий политическому информационному, культурному, научному и экономическому глобальному сотрудничеству населения.

Следует помнить, что за всю историю с VIII века и до настоящего времени Россия никогда не развязывала войн, не угнетала другие нации, никогда не имела колоний, русские люди не превращали людей в рабов и не торговали рабами. Но Россия вела систематическую дипломатическую, информационную и военную оборонительную борьбу за свое существование и независимость, а также поддерживала освободительную борьбу других народов. Однако на Россию неоднократно нападали другие страны Азии и Европы: в XVI-XVII веках Турция; в XVIII веке войска под командование шведского короля Карла XII; в начале XIX века войска под командованием Наполеона; в середине XIX века войска под командованием французских и английских генералов (Крымская война); в начале XX века войска Японии; затем войска под командованием японских, американских и французских генералов (захватывали о. Сахалин, Приморский край, Владивосток); войска под командованием английских генералов (оккупировали Северный Кавказ, Архангельск и северные провинции); в середине XX века немецкие войска под командованием А. Гитлера. Российские Вооруженные силы выбили захватчиков с территории России и отстояли ее независимость.

Политические элиты США, Англии, Германии, Польши, Франции, Италии, Испании, Швеции, Канады, Австралии, Японии и др., начали формировать волюнтаристский миропорядок, игнорируя принципы демократии, научные знания, международное право, используя финансовые, экономические и персональные санкции против неугодных им чиновников и правительств суверенных государств. Против России, Китая, Индии, Ирана и других свободолюбивых народов они начали применять произвольное толкование принятых понятий, двойные стандарты, вызывающие дезорганизацию человеческих сообществ (напряженность, разобщение, дезинтеграцию), препятствующую объективному решению проблем морали, коллективности, соборности, самоорганизации, а также способствующую обнищанию населения, возникновению локальных войн в разных регионах мира и формированию угрозы возникновения глобальной войны

Тем не менее, правящая элита США, основываясь на концепции «золотого миллиарда» объединила в единое идеологическое пространство страны с экономикой рыночного капитализма и управляет ими в своих интересах. США, по существу, начали реализовывать свою концепцию мирового господства, опирающуюся на финансово-экономический экспансивный потенциал и военную силу. Но правящая элита США не способна справедливо управлять и своей страной и другими странами и глобализацией. Американская демократия и идеология глобализации, противоречит предназначению человечества на планете Земля.

Санкции, установленные в 2014 году против РФ породили глобальный хаос, наносящий огромный вред семьям людей, экономике, экологии, культуре, общественным и межличностным отношениям во всех государствах, существующих на планете Земля, а также нарушили эволюцию планеты Земля.

Вместо заключения: к ноосферному мировому порядку

До настоящего времени глобализация происходит по ноосферному вектору стихийно. Российскую Федерацию предлагается трансформировать в Ноосферную Республику Россия со следующей формулой национальной идеи: «для благоденствия, сохранения, защиты россиян и планеты Земля». Правящей элите Российской Федерации, чтобы сохранить и укрепить русскую цивилизацию, чтобы защитить планету Земля от биологических, социальных,

цивилизационных, политических, планетарных и космических угроз, необходимо принять своей ноосферной национальной идеологией ноосферное учение В. И. Вернадского, развитое в ноосферной философии, и утвердить приведенную выше формулу русской национальной ноосферной идеи, на основе которой строить Ноосферную Республику Россию и формировать Русский мир.

Существующие государства, трансформируясь в ноосферные республики и развиваясь по ноосферному вектору глобализации, образуют равноправные миры: Американской, Английской, Греческой, Египетской, Индийской, Иранской, Итальянской, Испанской, Китайской, Немецкой, Русской, Французской, Японской и других цивилизаций, которые в перспективе объединятся в Конфедеративную Глобальную Ноосферную Республику Земля.

Геополитику России в XXI веке целесообразно осуществлять по следующим главными векторам: а) глобальное распространение ноосферного учения академика Вернадского; б) прекращение войн между государствами;

в) формирование глобального конфессионального согласия человечества;

г) разработка совместно с другими государствами программы глобализации по пути равноправного добровольного объединения государств по мере их развития, образования прочных общественных и взаимовыгодных экономических связей.

Для перехода к ноосферной эпохе во всех странах уже сегодня следует разработать государственные системы воспроизводства духовно и физически здоровых граждан, в формировании которых посредством воспитания и обучения усвоено предназначение человека в природе на планете Земля и закреплены понятия ноосферных ценностей.

Восприняв идеологию глобализации человечества по ноосферному вектору РФ, страны Союза БРИКС смогут служить основой создания Конфедеративной Глобальной Ноосферной Республикой Земля, в которой все государства объединяются на равных правах. Российская Федерация, ученые которой открыли образование эпохи ноосферы, приняв ноосферное учение В. И. Вернадского [20], ноосферную философию и ноосферную идеологию, приобретет статус ведущей глобальной идеологической державы.

В плане реализации предложения В. В. Путина о целесообразности создания некоммерческих общественных организаций, целесообразно объединить в НКО интеллигенцию: ученых, изобретателей, инженеров, врачей,

юристов, учителей школ, преподавателей высших учебных заведений, офицеров, финансистов и других людей интеллектуального труда и помочь им осознать, что именно интеллигенция является передовым прогрессивным классом общества [15]. Интеллигенция своими корнями проникает во все слои общества. В силу своего передового положения в области знаний и в новых направлениях развития общества и экономики она предназначена совершенствовать образ жизни людей и осуществлять прогрессивную эволюцию планеты Земля.

Библиографический список

1. Адамов А. К. Методы и некоторые категории ноосферной философии // Цивилизация и Человек. 2012. № 4. С. 50-55.

2. Адамов А. К. Ноосферная республика Россия. Саратов: Изд-во Правительства Саратовской области, 2001. 267 с.

3. Адамов А. К. Ноосферная философия. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2000. 126 с.

4. Адамов А. К. Ноосферология. М.: Фонд им. В. И Вернадского, 2013.

223 с.

5. Адамов А. К. Оптимизация бытия людей по критериям справедливости для создания условий благоденствия // Человек, история, культура. 2014. № 12. С. 16-25.

6. Адамов А. К. Основы ноосферной философии. Саратов: Саратовский источник, 2013. 411 с.

7. Адамов А. К. Основы философии ноосферы. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1996. 155 с.

8. Адамов А. К. Развитие ноосферного сознания и совершенствование экономической деятельности граждан // Историческая психология государственного управления. Саратов: Буква, 2014. С. 120-132.

9. Адамов А. К. Философские проблемы ноосферного бытия // Человек. История. Культура. 2011. № 10. С. 36-43.

10. Адамов А. К. Формирование ноосферных духовно-материальных идеалов человеческого бытия // Наука, образование, культура: духовно-нравственные основы и пути развития. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2012. С. 95-102.

11. Вернадский В. И. Биосфера. Л.: Науч. хим.-техн. изд-во, 1926. 147 с.

12. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. 18. Вып. 2. С. 188-191.

13. Смирнов Г. С., Смирнов Д. Г. Ипостаси ноосферной истории // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 3. № 1. С. 21-28.

14. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с.

15. Смирнов Г. С. Интеллигенция и ноосфера: философско-культурологические проблемы интеллигентоведения. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. 127 с.

16. Смирнов Г. С. Ноосфера в век глобальных катастроф // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. Вып. 2. С. 74-92.

17. Смирнов Г. С. Ноосферная история человечества: философско-методологические проблемы эволюции интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2006. № 1. С. 3-21.

18. Смирнов Г. С. Ноосферная история человечества: философско-методологические проблемы эволюции интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2006. № 2. С. 4-28.

19. Смирнов Г. С. Ноосферная картина мира и современное образование // Вестник Российской академии естественных наук. 2003. № 1. С. 57-64.

20. Смирнов Г. С. Философия Вернадского: миросознание третьего тысячелетия // Ноосферные исследования. 2013. № 1 (3). С. 78-93.

21. Смирнов Д. Г. Ноосферная идея и ноосферная история: введение в универсумную клиософию. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. 250 с.

22. Vernadsky V. I. L'autotrophie de l'humanité // Revue generale des Sciences. 1925. V. 36. P. 495-502.

23. Vernadsky V. I. The biosphere and the noosphere // American Scientist. 1945. V. 33. № 1. P. 1-12.

References

1. Adamov A. K. Metody i nekotorye kategorii noosfernoj filosofii // Civilizacija i Chelovek. 2012. № 4. S. 50-55.

2. Adamov A. K. Noosfernaja respublika Rossija. Saratov: Izd-vo Pravitel'stva Saratovskoj oblasti, 2001. 267 s.

3. Adamov A. K. Noosfernaja filosofija. Saratov: Izd-vo Saratovskogo gos. un-ta, 2000. 126 s.

4. Adamov A. K. Noosferologija. M.: Fond im. V. I Vernadskogo, 2013. 223 s.

5. Adamov A. K. Optimizacija bytija ljudej po kriterijam spravedlivosti dlja sozdanija uslovij blagodenstvija // Chelovek, istorija, kul'tura. 2014. № 12. S. 16-25.

6. Adamov A. K. Osnovy noosfernoj filosofii. Saratov: Saratovskij istochnik, 2013. 411 s.

7. Adamov A. K. Osnovy filosofii noosfery. Saratov: Izd-vo Saratovskogo gos. un-ta, 1996. 155 s.

8. Adamov A. K. Razvitie noosfernogo soznanija i sovershenstvovanie jekonomicheskoj dejatel'nosti grazhdan // Istoricheskaja psihologija gosudarstvennogo upravlenija. Saratov: Bukva, 2014. S. 120-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Adamov A. K. Filosofskie problemy noosfernogo bytija // Chelovek. Istorija. Kul'tura. 2011. № 10. S. 36-43.

10. Adamov A. K. Formirovanie noosfernyh duhovno-material'nyh idealov chelovecheskogo bytija // Nauka, obrazovanie, kul'tura: duhovno-nravstvennye osnovy i puti razvitija. Saratov: Izd-vo Saratovskoj mitropolii, 2012. S. 95-102.

11. Vernadskij V. I. Biosfera. L.: Nauch. him.-tehn. izd-vo, 1926. 147 s.

12. Vernadskij V. I. Neskol'ko slov o noosfere // Uspehi sovremennoj biologii. 1944. T. 18. Vyp. 2. S. 188-191.

13. Smirnov G. S., Smirnov D. G. Ipostasi noosfernoj istorii // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Serija «Gumanitarnye nauki». 2012. T. 3. № 1. S. 2128.

14. Smirnov G. S. Noosfernoe soznanie i noosfernaja real'nost': filosofskie problemy noosfernogo universuma. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 1998. 244 s.

15. Smirnov G. S. Intelligencija i noosfera: filosofsko-kul'turologicheskie problemy intelligentovedenija. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2007. 127 s.

16. Smirnov G. S. Noosfera v vek global'nyh katastrof // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki». 2010. Vyp. 2. S. 7492.

17. Smirnov G. S. Noosfernaja istorija chelovechestva: filosofsko-metodologicheskie problemy jevoljucii intelligencii // Intelligencija i mir. 2006. № 1. S. 3-21.

18. Smirnov G. S. Noosfernaja istorija chelovechestva: filosofsko-metodologicheskie problemy jevoljucii intelligencii // Intelligencija i mir. 2006. № 2. S. 4-28.

19. Smirnov G. S. Noosfernaja kartina mira i sovremennoe obrazovanie // Vestnik Rossijskoj akademii estestvennyh nauk. 2003. № 1. S. 57-64.

20. Smirnov G. S. Filosofija Vernadskogo: mirosoznanie tret'ego tysjacheletija // Noosfernye issledovanija. 2013. № 1 (3). S. 78-93.

21. Smirnov D. G. Noosfernaja ideja i noosfernaja istorija: vvedenie v universumnuju kliosofiju. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 2012. 250 s.

22. Vernadsky V. I. L'autotrophie de l'humanité // Revue generale des Sciences. 1925. V. 36. P. 495-502.

23. Vernadsky V. I. The biosphere and the noosphere // American Scientist. 1945. V. 33. № 1. P. 1-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.