Научная статья на тему 'Глобальное позиционирование университетов в предстоящие годы'

Глобальное позиционирование университетов в предстоящие годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиллис Малколм

Изложены тенденции развития высшего образования в мире. Проведен анализ условий и факторов, определяющих позиционирование британских университетов в мире и их конкурентоспособность на рынке с точки зрения учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the tendencies of the development of higher education through the world, analyses the conditions and factors defining the positioning of british universities in the world and its competitiveness on market from students point of view

Текст научной работы на тему «Глобальное позиционирование университетов в предстоящие годы»

Теоретические основы и экономики управления

Гиллис Малколм

Глобальное позиционирование университетов

в предстоящие годы

Университеты XXI века испытывают все большую необходимость в отмене барьеров в исследованиях и обучении. Рост международного исследовательского сотрудничества отмечен в многочисленных научных авторских публикациях. Международная мобильность учащихся вузов на данный момент превосходит три миллиона человек (из 144 млн), большинство из которых приезжает в англоязычные страны.

Великобритания находится на передовых позициях в мире в области высшего образования. По показателям качества исследований и способности к взаимодействию она ежегодно уступает только США. В области международного образования высшее является самым популярным направлением (около 330 тыс. студентов вузов в 2006 г.) после США (584 тыс.). В процентном же отношении это третье по популярности направление (14 % в 2006 г.) после Австралии (20 %) и Новой Зеландии (17 %). В данной статье рассматриваются международное позиционирование британских вузов в первую очередь с позиции обучения, а не исследований, конкурентоспособность вузов на рынке с точки зрения учащихся, а не кадров.

Продолжающийся экономический кризис 2008-2009 гг. оказал значительное влияние на британские вузы. «Это время больших интеллектуальных смятений и неопределенности, - по словам Лазы Кекича (Laza Kekic), директора Национальной прогностической службы Группы экономического анализа, - текущий кризис приводит к росту скептицизма по поводу свободных рынков в целом. Это окажет влияние на действия властей во многих странах и выйдет далеко за рамки финансового сектора» [1].

Охватывая практически весь мир, международное образование не является высоко глобали-зованным бизнесом. Оно не соответствует стандартным требованиям: сделки в нем не являются

прозрачными, оно по-прежнему регулируется преимущественно на национальном уровне, в нем фактически отсутствует общая «конвертируемая валюта» (например, перевод в кредиты). Даже в Великобритании высшее образование по-прежнему является областью, где права учащихся-граждан и иностранцев существенно различаются, где действует национальная система трудоустройства и где управление происходит на местном уровне.

Это характерное сочетание местных, национальных и глобальных характеристик, созданное порой искусственно, порой исторически, означает, что у университетов есть более широкий выбор в сравнении с другими отраслями в данный период «смятений и неопределенности», хотя в то же время университеты менее выносливы из-за своей многоуровневой иерархии. Ключом к успеху в это нестабильное время являются улучшение систем сбора и анализа информации, усовершенствование систем коммуникации и повышение скорости обслуживания.

Анализ ситуации. Британские университеты формально автономны, и количество государственных расходов на их финансирование сокращается. Тем не менее, их ответственность перед государством и правительственное регулирование остаются в силе. Растущая доля частного финансирования приходится на плату за обучение иностранных студентов-бакалавров (не из числа студентов из Великобритании и Евросоюза) и всех студентов-магистров и аспирантов, обучающихся на коммерческой основе. В некоторых вузах, таких как Лондонская школа бизнеса и Лондонская школа экономики, плата за обучение составляет очень высокую и даже подавляющую долю доходов.

Повышая свою конкурентоспособность, британские вузы помимо своего институционального статуса принимают активное участие в созда-

нии и работе учреждений на различных уровнях: школы (например, университетская школа бизнеса), региона («Обучение в Лондоне»), миссии («Рассел Груп» Russell Group), страны («Британский совет»), Евросоюза (Лига европейских исследовательских университетов), на международном уровне («Universitas 21»). Приблизительно с 2004 года британские вузы стали все чаще налаживать партнерства с всемирными коммерческими поставщиками иностранных студентов (Kaplan, INTO, Navitas, Study Group). Такие государственно-частные партнерства (ГЧП), по-видимому, будут развиваться дальше не только в области набора готовых к обучению в вузе учащихся, но также и в выполнении некоторых функций самого высшего образования. За прошедшее десятилетие был отмечен все более широкий, систематически растущий спрос на услуги контрагентов внутри страны, равно как и тех, кто занимается набором иностранных студентов для обучения в Великобритании.

В свою очередь, институциональный уровень -один из уровней, на котором происходит международное взаимодействие в образовании. Это одна из причин, по которой рейтинговые таблицы показывают большое разнообразие и включают классификации по дисциплинам, по группам вузов и даже по странам. Информационно -аналитическая база для институционального планирования и принятия решений все больше основывается на аналитической работе и консультациях служб отраслевого (Международная группа UUK's), национального (HESA, «Британский совет») и международного (ЮНЕСКО, «I-graduate») уровней.

Конкуренция поднимает ключевой вопрос -«с кем конкурировать?», так как выбор иностранного учащегося острее ощущается на местном, нежели на международном рынке. Подобно этому, остается неясным вопрос, являются ли французы, немцы или голландцы европейскими коллегами или же конкурентами в борьбе за иностранных студентов (их собственные граждане, разумеется, должны восприниматься на равных условиях с британскими учащимися, по крайней мере, в вопросах платы за обучение.) Инициатива британского премьер-министра, предложенная в 1999-м и обновленная в 2006 году, является своего рода новой «гонкой космических вооружений "мы против них"». Она была, тем не менее, крайне успешна в части укрепления британ-

ского высшего образования как национального бренда и достижения желаемых показателей по иностранным студентам и, как следствие, сделала вклад в развитие экономики.

Обновленная в 2006 году инициатива премьер-министра более отчетлива: образование -«это не просто экспортная отрасль. Оно содействует установлению дружеских отношений с людьми со всего мира, позволяя нам лучше понимать культуру друг друга и открывая двери для более широкой торговли, инвестиций и политического влияния» [2]. Признано, что залогом продолжительного успеха является репутация, завоеванная качеством, разумной стоимостью, общим вкладом и крепостью партнерских отношений.

Проект 2004 года «Перспектива до 2020 г.: Прогноз международной мобильности учащихся» твердо наметил пять стратегических областей: обеспечение равноправия, ответ глобальной конкуренции, повышение маневренности вузов, обеспечение многообразия (и оправдания ожиданий учащегося), повсеместное оказание услуг [3]. Эти области формируют единые рамки для переориентации материального, социального, учебного и информационного планирования в зависимости от места оказания услуг.

Планирование. Большинство британских вузов имеют свою стратегию интернационализации, в которой сформулированы цели в области институциональных или групповых партнерств, исследовательского сотрудничества и широкого перечня конечных показателей по набору иностранных учащихся на предстоящие годы. Эти конечные показатели, с перспективой на три-пять лет, обычно варьируются от 10 до 50 % по отношению к численности студентов вуза, в зависимости от месторасположения, исторических факторов, набора дисциплин и желаемой пропорции между студентами-бакалаврами и учащимися магистратуры и аспирантуры. Эта стратегия часто включает планы по интернационализации учебных планов, увеличению разнообразия вузовской общественной жизни и подготовке выпускников как «граждан мира».

Институциональное планирование часто менее понятно в том, что касается консолидации человеческих и материальных ресурсов, которые бы соответствовали этим целям, и в том, как удовлетворение социальных потребностей (например, бытовых и религиозных вопросов) или

учебных потребностей (формат программы подготовки) может изменяться из-за все большего разнообразия контингента учащихся. Причина этого лежит отчасти в нехватке ресурсов, а также в скептицизме по поводу достижимости конечных показателей или в недостатке международного опыта у самих плановиков. В свою очередь, вопросы консолидации ресурсов часто принимаются во внимание слишком поздно, иногда создавая трения между персоналом и учащимися и формируя у иностранных учащихся впечатление, что качество обслуживания не оправдало ожиданий, заявленных в рекламе.

Также институциональное планирование почти не уделяет внимания потенциалу «импорта» образования, т. е. ответного потока британских студентов в зарубежные вузы. Немногим британским вузам свойственна приверженность их американских коллег к тому, чтобы опыт международной мобильности (учеба или работа за границей) был доступен каждому учащемуся с сопутствующей мобильностью финансовой помощи и стипендий. Это чрезвычайно важная область для развития будущего планирования, если британским, равно как и иностранным студентам, будет предложена настоящая возможность увидеть мир, а не просто «привезти кусочек мира домой». То, что британские студенты все хуже владеют иностранными языками, говорит об острой необходимости в стимулировании исходящего потока учащихся.

Британские вузы всегда были относительно предусмотрительны в вопросе подготовки специалистов в своих кампусах, крепко обосновавшихся за рубежом, хотя наиболее яркими примерами стали кампусы Ниньбо (Китай) и Семеньи (Малайзия) Ноттингемского университета. Ограничения по возвращению прибыли в головной вуз, так же, как и беспокойство о политической стабильности и свободе слова, являются двумя причинами этой, порой чрезмерной, осторожности. Однако, по крайней мере, половина британских вузов в той или иной форме вовлечена в транснациональное образование. Договоренности о совместном обучении, когда оно проходит сначала в другой стране и продолжается в Великобритании, популярны из-за своей простоты и ясной юрисдикционной подотчетности. Аккредитация в нескольких юрисдикциях тоже становится более заметным явлением, но с низким стартом. Лишь немногие британские вузы, на-

пример, подали заявление на аккредитацию в Северной Америке.

Ключевые моменты международного планирования часто включены в более широкие вузовские вопросы: работа с дисциплинарными областями (наука, инженерия), где сокращается внутренний спрос, перераспределение денег в пользу убыточных областей (исполнительское искусство), распределение рисков путем снижения чрезмерной зависимости от отдельных стран-поставщиков (Китай), уравновешивание денежной помощи в противовес полной плате за обучение для иностранных студентов. Спланированное сочетание очного, дистанционного и виртуального способов обучения может приобрести огромное значения для повышения глобальной конкурентоспособности. Для учащихся аспирантуры при выборе вуза может иметь решающее значение возможность доступа к электронным публикациям и вузовским хранилищам информации. Доступ к единой библиотечной сети, которой пользуются все двенадцать вузов CIC (Committee on Institutional Cooperation - «Большой академической десятки») в США, является образцом для подражания для британских университетских групп.

Вузовские средства массовой информации на сегодня готовы к освещению таких вопросов, как насилие на расовой почве (мусульмане в вузах США, индейцы в Австралии), интеграция в учебный процесс (китайцы в Новой Зеландии) или же «проигрышное положение иностранцев» (континентальные европейцы в британских вузах), - все это может получить широкомасштабную огласку в упомянутых странах-поставщиках. Также глобальная конкурентоспособность значительно зависит от успешности борьбы с заболеваниями (свиной грипп), терроризмом (взрывы в Лондоне), меняющимися требованиями (получение виз) и экономическими кризисами (курсы валют, надежность банковских операций), хотя здесь планирование на уровне вуза, как правило, находится в подчиненном положении по отношению к национальным и международным мерам.

Ожидания учащихся. Персонал вуза и занимающиеся в нем студенты являются ключевыми пользователями информационных и коммуникационных технологий. Для успешного глобального позиционирования в качестве ключевых пользователей рассматриваются потенциальные учащиеся, их семьи, контрагенты, рабо-

тодатели и более широкие слои общественности. Сайт вуза в Интернете отныне является главнейшим инструментом коммуникации, передачи информации и маркетинга. Его размеры, удобство просмотра и применимость в процессе обучения тщательно анализируются и учитываются при составлении рейтингов. На настоящий момент таблицы на сайте www.webometrics.info показывают, что британские вузы стоят на четвертом месте после вузов США, Германии и Канады, причем лучший результат у Кембриджского университета, занимающего 28-е место в мире. Требования разнообразных групп пользователей значительно различаются, и все чаще пользователи одной группы интересуются информацией, адресованной для других. Информация о рынках, полезная для вуза при определении его конкурентных преимуществ, может, например, заинтересовать потенциальных учащихся, оценивающих свою выгоду от обучения в нем.

Рейтинги обычно используются вузами для того, чтобы заявить о своем относительном престиже и положении на рынке, но совсем по-другому используются контрагентами, студентами и их семьями. Хотя изначально эти рейтинги были стандартными и рассчитывались по областям, легче сравнимым в международном контексте, особенно в части исследований (Шанхайский университет Цзяо Тун), они стали более обширными и интерактивными. Соответственно, они более доступны потенциальным студентам с широчайшим набором предпочтений, которые часто связаны с социальными, финансовыми и культурными вопросами, равно как и с престижем. Новый глобальный рейтинг, созданный в ЕС, обещает стать «многомерным инструментом оценки образования, исследований, инноваций, интернационализации и охвата различных групп» [4]. Более практичным для студентов при выборе вуза стал сайт www.phds.org, основанный в 1998 году, который является интерактивным и который предоставляет индивидуализированные рейтинги вузов и дисциплин, а также информацию о вакансиях для кандидатов наук. Потенциальный студент взвешивает размер, престиж и затраты наряду с качеством обучения, репутацией преподавателей, платой за обучение, финансовой поддержкой, студенческим контингентом, длительностью обучения и требованиями к кандидатам.

В то время как вузы стараются равняться друг на друга, все пользователи сравнивают их

информационно-коммуникационное обеспечение с тем, чем они привыкли пользоваться ежедневно, как например банковские операции, покупки, бронирование в Интернете. Это означает, что вузам необходимо обеспечить за один раз быстрый доступ ко всем вопросам об обучении и пребывании или, по крайней мере, обеспечить, чтобы на эту информацию было легко выйти с любого места на сайте. Помимо содержания программы, стоимости, условий зачисления и правил поступления, потенциальным студентам важно знать о вариантах места проживания, возможностях работы в кампусе, здравоохранении, страховании, налогообложении, личной безопасности, транспорте, банковских услугах, регистрации в полиции, а также о социальных, религиозных и культурных событиях. Подобная информация может стать крайне важной для студентов и их семей при выборе страны и вуза. Доступность этой информации в четкой и ясной форме, с отредактированным (а не автоматическим) переводом ключевых сведений на основные языки стран происхождения учащихся может стать убедительным для родителей, оплачивающих их расходы, равно как и для самих потенциальных студентов в том, что они делают правильный выбор. Ведущие европейские университеты располагают отличными примерами многоязыковых сайтов.

На презентации «Прогноз спроса со стороны иностранных учащихся» 4 декабря 2004 года в «Британском совете» Группа экономического анализа отметила: «Привлечение иностранных студентов - это сложный рынок, на котором предлагаются отнюдь не простые услуги, это относительно молодая отрасль, еще не овладевшая всеми рычагами и возможностями обработки данных и т. д.». Вузы и все большее число их консорциумов стремятся установить свои маркетинговые приоритеты на основе более тщательно обработанной информации, включая прогнозы экономического роста, данные о качестве среднего образования, колебания курсов валют, платежеспособность и ограничения миграций, так же, как и культурные факторы, влияющие на ассимиляцию (религия, пол, личная безопасность).

Ключевым фактором в обучении за границей, которому часто не придают важности, является иммиграция. Новая британская балловая система иммиграции, введенная в 2009 году, выделяет иностранных студентов как одну из пяти

групп иммиграции (группа 4). Действительно, для многих студентов учеба становится первым шагом иммиграции в качестве квалифицированных специалистов (группы 1 или 2). Планирование потребностей, связанных с иммиграцией, как элемент процесса набора и поддержки становится более важным для британских вузов, так как страны-конкуренты (Новая Зеландия. Канада, Германия, Норвегия, Япония) предлагают иммиграцию через обучение и трудоустройство, особенно в тех областях, где не хватает квалифицированных специалистов. Их опыт показывает, что иностранные выпускники местных вузов лучше приспосабливаются и быстрее находят работу. Причинами этого являются их возраст, культурная и языковая компетентность, которую они приобрели за время учебы, и признание их документов об образовании в данной стране. Многие также располагают внушительным местным опытом работы.

Исследование государственной организации «Australian Education International» 2007 года показало, что иммиграция (для постоянного местожительства) очень сильно влияет на выбор места учебы для китайских студентов и большинства индийских студентов [5]. Университеты часто никак не реагируют на эту конечную потребность международной студенческой мобильности, предпочитая лишь ограничиться акцентированием внимания на преимуществах программы и учреждения, а не на дальнейшей карьере и жизни. Однако некоторые австралийские вузы изменяют, в законных рамках, структуру программы подготовки, чтобы увеличить шансы на иммиграцию своим иностранным студентам. Эти игры, однако, могут вызвать недовольство в периоды роста безработицы в стране [6].

По мере того как учеба и иммиграция становятся все более тесно связанными, рекомендации экспертов по обеспечению качества, признанию полученного образования и профессиональной аккредитации становятся все более важными. Эти рекомендации необходимо учесть в контексте глобальности принятия решений и глобальности современных рисков. Вот типичный пример: сможет ли египтянка с британским дипломом добиться профессионального признания ее образования в Канаде? Эти краткосрочные решения о выборе места обучения часто основаны на долгосрочных планах переезда семьи, причем сравниваются и страны, и вузы, и программы обучения.

Этот типичный пример также поднимает вопрос, обязательно ли студент желает получить традиционную престижную квалификацию: диплом ли с отличием после трехлетнего обучения или же стать кандидатом наук, лишь защитив диссертацию в этой стране. Во все более конкурентной рыночной среде вопросы многомерности ожиданий учащихся должны быть исследованы для того, чтобы привести Великобританию к большему разнообразию вузов и предлагаемых программ.

Британские вузы часто отдают предпочтение более высокому качеству, нежели численности учащихся. Это связано с качеством предлагаемого обучения по ряду областей и уровней обучения (магистратура, аспирантура, бакалавриат), а также с более высоким коэффициентом полезного действия более способных иностранных студентов. Многие также отслеживают удельный вес студентов из развивающихся рынков (Нигерия, Индия) и развитых стран, в том числе конкурентов (Канада, США), на предмет построения интерактивных учебных сообществ, формирования граждан мира, а также распределения рисков.

Текущие модели прогноза более приспособлены к количественной, нежели качественной оценке спроса со стороны иностранных студентов, хотя отныне все более заметно проявляется адаптация к ежегодным колебаниям ожиданий учащихся. Новый инструмент «Британского совета» по прогнозированию студенческой мобильности (от 2008 г.), разработанный совместно с Группой экономического анализа, обладает этой требуемой чувствительностью. Например, он прогнозирует спад числа китайских студентов в Великобритании начиная с 2011 года, а также смещение их спроса на дисциплины и все большее их внимание к соотношению цены и качества. Как следствие, рекомендуется усилить партнерские отношения с Китаем, особенно в области наук и исследований [7]. Другой инструмент, используемый более чем 200 вузами, среди них некоторыми британскими, - это «Международный студенческий барометр [8], I-graduate», который опирается на обратную связь более чем 400 тыс. учащихся начиная с 2005 года.

Выводы и рекомендации. В этом коротком обзоре были рассмотрены настоящие и предстоящие вопросы, влияющие на глобальное позиционирование британского высшего образования. Эти вопросы имеют прямое или косвенное

отношение к профессиональной поддержке информационно-коммуникационных технологий в вузах и составляют миссию Комитета объединенных информационных систем (ЛБС). В отчете отмечено, однако, что институциональный -это лишь один из нескольких уровней, на которых необходима поддержка для осуществления эффективного глобального позиционирования.

Ключевые вопросы планирования включают: разделение между международным сотрудничеством и конкуренцией, механизмы развития информационно-коммуникационных услуг в эпоху экономической нестабильности и эпидемий, перспективы и определение будущей численности иностранных студентов (по месту, форме, направлению и уровню обучения), рост международной мобильности британских учащихся, соотношение количества и качества спроса со стороны иностранных студентов.

Ключевые вопросы пользователей включают: удобство пользования и конкурентоспособность сайта вуза, интерактивность рейтинговой информации, большую индивидуализацию данных и анализа рынков, соотношение между движением иностранных студентов и их планов иммиграции, надежность информации о качестве, дипломах и аккредитации в контексте глобальной мобильности.

При том, что международное образование -это значительная отрасль с мировым охватом, остается заметным, насколько она еще далека от глобализации. Права граждан, преграды эффективному переводу кредитов или персонала, разношерстное межнациональное регулирование и соревнующиеся образовательные концепции говорят о том, что рынок останется неглобализо-ванным еще несколько предстоящих десятилетий. Относительная разрозненность образования в мире подтверждает необходимость улучшения коммуникаций и ускорения обслуживания для сохранения конкурентных преимуществ. Относительно поздний выход на мировую аудиторию статистических инструментов НЕБА нуждается в доработке, хотя текущее «Исследование принятия решений (иностранными) учащимися», начатое в 2007 году и проводимое в Интернете «Британским советом», должно стать все более востребованным инструментом [9].

За первое десятилетие нового тысячелетия англоязычные страны завоевали доминирующее положение в международном образовании. Это

доминирующее положение теперь находится под давлением все большего количества новых учебных программ высокого качества с преподаванием на английском языке в Европе (Франция, Германия, Нидерланды) и Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Малайзия). Более того, уровень платы за обучение для иностранных учащихся в этих странах часто определяется государственной поддержкой в отличие от полной платы за обучение во многих англоязычных странах. Также некоторые страны, такие как Китай, успешно продвигают программы на своем языке и рассматривают их как важную часть развития экономики, культуры и регионов. Эти различные обстоятельства могут угрожать британской прочной позиции на рынке.

По мере возникновения новых центров международного образования британским вузам следует постоянно пересматривать свои рыночные цели. Постепенно эти цели перемещаются из Восточной Азии в Южную Азию (полуостров Индостан), Африку (Нигерия) и в ближайшие годы в другие страны с «избытком» образованной молодежи (Иран, Латинская Америка). Эти перемещения по континентам будут поддерживаться высокоструктурированным прогнозированием рынка.

Президент Института международного образования (Нью-Йорк) Алан Гудман в мае 2009 года отметил: «Наиболее сложным для каждого вуза является ответить на вопросы: "кто", "что", "где", "когда" и "как" эта мобильность может быть наилучшим образом продвигаема и "зачем", в общем-то, она нужна» (www.iie.org, пресс-релиз от 06 мая 2009 г.). На эти вопросы ответить становится не проще, а сложнее отдельным вузам, так как определенный опыт работы на глобальном уровне становится требованием со стороны растущей аудитории студентов во многих частях мира.

Данная работа выполнена по заказу Комитета объединенных информационных систем (Joint Information Services Committee, Великобритания) для поддержки разрабатываемой им стратегии на 2010-2012 годы. Комитет объединенных информационных систем занимается поддержкой образовательной и исследовательской деятельности в учреждениях высшего и послевузовского образования через продвижение инновационных технологий и централизованную поддержку информационно-коммуникационных служб. Данная работа публикуется с разрешения Комитета объединенных информационных систем и Малколма Гиллиса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. URL: www.eiuresources. com. 20th May, 2009.

2. URL: www.britishcouncil.org/eumd-pmi2

3. URL: www.britishcouncil.org/eumd_-_vision_2020. pdf

4. URL: www.rankingwatch.blogspot.com, от 03.06.2009г.

5. URL: www.apru.org/_files/ssm/2009/Lesleyanne%20 Hawthorne%20Student%20Migration.pdf

6. Регулирование проживания студентов // The

Australian. 2009. 17 июня.

7. URL: www.britishcouncil.org/forecasting_intema-tional_student_mobility_-_executive_summary.pdf

8. URL: www.i-graduate.org/services/future_student.

html

9. URL: www.britishcouncil.org/eumd-information-student-decision-making.htm

УДК 330

Боташева Ф.Б.

Формирование и анализ фазовых портретов российской макроэкономики

Исследование российской макроэкономики составляет занятие научное. Во-первых, одни и те же данные Росстата в Российском статистическом ежегоднике [4] сильно разнятся от одного годового издания к другому. Во-вторых, сведения в многочисленных зарубежных источниках статистической информации о российской макроэкономике часто кардинально расходятся с отечественными данными. В-третьих, хорошо известны трудности анализа динамики современной усложняющейся, глобализующейся и ускоряющейся рыночной экономики. Хорошим тоном стало много говорить о сложности архитектоники мирового рынка, динамика которого ускоряется буквально с каждым месяцем.

Поэтому стоит привлечь внимание к необходимости ответить на вызовы российской, да и не только российской, макроэкономической эволюции соответствующей экономико-математической платформой с новыми подходами, где-то непривычным математическим аппаратом и профессиональными инструментальными средствами. Желательно «тонко» представлять процессы, «тонко» мыслить, обнаруживая всплески уже не самих показателей, а их тенденций, производных, статистических моментов, изучать «цвет шума», хаос движения показателей и т. д.

Экономика изменилась структурно, став сетевой. Приходится учитывать сетевой характер современных макроэкономических связей, а при

визуализации картин новой ситуации обнаруживать в ней новые особенности, что недавно В.А. Кардаш [3] красиво назвал «сетевые паттерны причинно-следственных связей». Та выдающаяся роль, которую все больше начинают играть сетевые связи в современных экономических отношениях, заставляет нас искать новые возможности отображать не одномерную связь между переменной и временем, эдакий привычный тренд, а между переменной и ее первой производной, между парой переменных, параметрически между тремя переменными и пр., отображать взаимосвязи в многомерном операционном пространстве, в частности, реляционные переходы от одной связи пары переменных X и У и другой - У и Ъ к новой связи переменных X и Ъ и т. д.

Особенность фазовых построений в экономике состоит в том, что в них напрямую ничего не говорится о выявляемых циклах, цикличности, циклизме, цикломатике. Но, обозревая графику, на макроэкономических фазовых портретах и параметрических картинах (рис. 2-6) мы найдем как бы случайно богатство циклических конструкций - и в динамике численности населения России, и в ВВП на душу населения, и в числе занятых в российской экономике, и в инфляции, и в прогнозировании российской инфляции. Много циклов в исходных материалах статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.