Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ США И КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИИ'

ГЛОБАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ США И КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДОНЕЗИЯ / КНР / ЮВА / ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ИДЕОЛОГИЯ «ПАНЧАСИЛА» / ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Короткова Лия Георгиевна, Свечников Дмитрий Денисович

В настоящей статье рассматривается глобальное противостояние США и Китая в ЮВА на примере Индонезии. Отдельное внимание уделяется методам наращивания экономического и политического влияния в Индонезии. Была сделана попытка проанализировать выявить основные направления и тенденции контактов между Индонезией и США в военно-политической, экономической и гуманитарной сферах в период президентства Дж. Видодо (2014-2022 гг.). Делается вывод, что, с одной стороны, Индонезия максимально стремится сохранить нейтралитет, а, с другой - все более попадает в орбиту китайского влияния. В своей внешней политике правительство Индонезии опирается на государственную идеологию «Панчасила» и принципы «активной и независимой» внешней политики. Дана оценка эффективности внешней политики Индонезии для сохранения мира и стабильности в регионе Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL POLITICAL CONFRONTATION BETWEEN THE US AND CHINA IN SOUTHEAST ASIA: THE EXAMPLE OF INDONESIA

This article examines the global confrontation between the United States and China in SEA using Indonesia as an example. Special attention is paid to the methods of building up economic and political influence in Indonesia. An attempt was made to analyze the identification of the main directions and trends of contacts between Indonesia and the United States in the military-political, economic and humanitarian spheres during the presidency of J. Widodo (2014-2022). It is concluded that, on the one hand, Indonesia seeks to preserve neutrality as much as possible, and, on the other hand, is increasingly falling into the orbit of Chinese influence. In its foreign policy, the Indonesian government relies on the state ideology of “Panchasila” and the principles of “active and independent” foreign policy. The effectiveness of Indonesia’s foreign policy in preserving peace and stability in the Southeast Asian region is assessed.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ США И КИТАЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: НА ПРИМЕРЕ ИНДОНЕЗИИ»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Глобальное политическое противостояние США и Китая в Юго-Восточной Азии: на примере Индонезии

Короткова Лия Георгиевна,

магистрант, политика и экономика стратегического партнерства Россия-АСЕАН, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО) E-mail: lianonezi55@gmail.com

Свечников Дмитрий Денисович,

магистрант, политика и экономика стратегического партнерства Россия-АСЕАН, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации E-mail: Svechnikov_2001@mail.ru

В настоящей статье рассматривается глобальное противостояние США и Китая в ЮВА на примере Индонезии. Отдельное внимание уделяется методам наращивания экономического и политического влияния в Индонезии. Была сделана попытка проанализировать выявить основные направления и тенденции контактов между Индонезией и США в военно-политической, экономической и гуманитарной сферах в период президентства Дж. Видодо (2014-2022 гг.). Делается вывод, что, с одной стороны, Индонезия максимально стремится сохранить нейтралитет, а, с другой - все более попадает в орбиту китайского влияния. В своей внешней политике правительство Индонезии опирается на государственную идеологию «Панча-сила» и принципы «активной и независимой» внешней политики. Дана оценка эффективности внешней политики Индонезии для сохранения мира и стабильности в регионе Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: Индонезия, КНР, ЮВА, политическое сотрудничество, инвестиции, идеология «Панчасила», Движение Неприсоединения.

Введение

О многогранности и неоднозначности данной проблематики свидетельствует и сама история отношений между этими странами. Сразу после получения независимости и до начала эпохи направляемой демократии (1957 г.) Индонезия в своей внешней политике во многом опиралась на США, которые одними из первых признали суверенитет республики и поддержали проводимые там демократические реформы. С другой стороны, Вашингтон активно спонсировал антиправительственные восстания военных на Суматре в 1958 г., что до сих пор трактуется как вмешательство США во внутренние дела молодой республики. Уже в тот период правительство Сукарно обвиняло США в гегемонизме и «неоколониализме». Такие заявления зачастую можно услышать и от современных индонезийских политиков различного уровня.

В конце пятидесятых - начале шестидесятых Индонезия заявляет о себе как об одном из лидеров Движения Неприсоединения (конференции в Бандунге в 1955 г. и Белграде - 1961 г.), но при этом идет на сближение с КНР. Ситуация кардинально меняется после государственного переворота 1965 г, когда Сухарто обвинил Пекин в поддержке и инспирировании «коммунистического мятежа». Кроме того, режиму «нового порядка» были важны западные инвестиции и технологии, что предопределило особую роль США в социально-экономическом развитии страны. Отношения же с коммунистическим Китаем были восстановлены лишь к концу 1980-ых годов. По причине дискриминации китайского населения Индонезии (не редки были и случаи антикитайских погромов) до этого момента плохо развивались даже торгово-экономические и гуманитарные контакты, не говоря уже о политическом диалоге. Тем не менее, уже в 1990-ые годы была открыта новая страница в истории индонезийско-китайских отношений.

В эпоху реформации (1998-2004) страна, в основном, была занята внутренними проблемами, а во внешней политике Джакарта отдавала приоритет региональной безопасности, демократизации в странах АСЕАН и углублению интеграции на базе этого объединения. На фоне общего тренда на экономическую и политическую либерализацию активно развивались отношения с США. Президент Индонезии Мегавати Сукарно Путри в 2001 г. даже выступила с поддержкой операции сил НАТО «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Позитивную роль сыграло и предоставление в 2002 г. независимости Восточному Тимору. Отношения же с КНР, напротив, проходили не лучший этап в своей истории: ситуацию усугубляла проблема положения уйгуров-мусульман в Китае и «хуацяо» в Индонезии.

Президентство Сусило Бамбанг Юдойоно было отмечено общим ростом напряженности в АТР. В этих условиях была модифицирована внешнеполитическая концепция государства, а Индонезия начала играть более активную роль в региональных и глобальных процессах,

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

OJ

со

активно подчеркивая свое желание выступать посредником в урегулировании региональных конфликтов. Как и прежде, во главу угла ставились сохранение территориальной целостности страны, соблюдение нейтралитета, неучастие в военных блоках и прагматичный подход к отношениям со всеми государствами.

Таким образом, отношения Индонезии с КНР и США и внешняя политика самого государства за свою более чем 75-летнюю историю прошли разные этапы, однако на каждом историческом отрезке скорее речь могла идти о преобладающем влиянии лишь одной великой державы. На данный момент, напротив, у Индонезии впервые за долгое время появилась возможность выбора. Современный период ознаменовался новыми глобальными вызовами (пандемия COVID-19, рост протекционистских тенденций и милитаризация района ЮКМ) и потребовал от Индонезии активизации ее внешнеполитических усилий, нацеленных на поиск баланса между двумя важнейшими мировыми акторами в сфере политики, безопасности и экономики.

Суть американо-китайского противостояния в ЮВА и индонезийские интересы

В последние годы именно Индо-Тихоокеанский регион стал основной ареной противоборства ключевых мировых игроков, в том числе Китая и США. ЮВА же является наиболее важной составной частью, поскольку именно здесь проходит кратчайший путь из Индийского океана в Тихий и находится важнейшая торговая артерия - Малаккский пролив, который имеет для Пекина решающее значение как основной маршрут морских поставок нефти из арабских стран. Что касается США, то их военно-политическое присутствие в регионе имело место еще с 1950-ых годов 20 века до сих пор продолжает оставаться одним из важнейших факторов, влияющих на международные отношения в ИТР, хотя в последнее время произошел некоторый спад их влияния [1]. Связано это, в первую очередь, со все более решительной и наступательной политикой КНР в период председательства Си Цзиньпина и стремительным развитием НОАК, особенно ее военно-морской компоненты (по индексу огневой мощи Global fire power в 2022 г. Китай почти сравнялся с Россией) [2]. Китай все активнее продвигает инициативу Морского шелкового пути, что, по мнению Белого дома, ставит страны АСЕАН в зависимое от Пекина положение и сильно вредит интересам Вашингтона в регионе, поскольку Китай получит доступ к важнейшим объектам инфраструктуры. Помимо этого, Китай, несмотря на сохраняющиеся принципиальные противоречия с рядом стран «десятки», продолжает наращивать активное торгово-экономическое сотрудничество со странами АСЕАН. Конечно, подобные успехи КНР ставят США перед необходимостью выдвигать свои инициативы, однако они на данный момент не способны бросить вызов китайским [3]. Кроме того, Китай фактически претендует на 80% акватории Южно-Китайского моря и занимается строительством военной инфраструктуры и искусственных островов, тем самым стремясь максимально усложнить развертывание 7-го флота ВМС США на рубежах КНР [4]. Эти обстоятельства заставляют США переосмысливать свою Индо-тихоокеанскую стратегию и вновь отдавать приоритет экономическим интеграционным проектам, тогда как в 2017-2021 гг. после выхода США из ТТП основной акцент был сделан на силовую компоненту, всеобъемлющее сдерживание КНР и укрепление отношений с традиционными союзниками США в регионе - Филиппинами и Таиландом. Впрочем, и в новой, «байденовской» индо-тихоокеанской стратегии США

зафиксировано особое положение этих государств [5]. Кроме того, американским проектам все же свойственна антикитайская направленность и крен в сторону сотрудничества по вопросам безопасности, с чем страны АСЕАН не могут согласиться в силу своей экономической зависимости от Китая (товарооборот между странами АСЕАН и КНР в 2022 г. составил 970 млрд долларов [6]), а также практической привлекательности пекинских инициатив (МШП, ВРЭП, ВАС).

Нельзя не упомянуть и о сугубо двустороннем аспекте американо-китайских противоречий в торговле, поскольку именно Китай и США с большим отрывом являются основными торговыми партнерами Индонезии. Торговая война между КНР и США началась сразу же после победы Д. Трампа на президентских выборах в США. Американский президент сразу же обвинил Китай в краже интеллектуальной собственности, технологий и недобросовестной тарифной политике, и летом 2018 г. объявил о повышении тарифов на целый ряд китайских товаров с целью выровнять торговый баланс в отношениях между двумя странами, что вызвало настороженную реакцию в Индонезии, поскольку такие ограничительные меры подрывали стабильность экономического сотрудничества в рамках ИТР. Впрочем, после прихода к власти Дж. Байдена интенсивность американо-китайской торговой войны несколько снизилась. В следующих пунктах этой главы будет подробно рассмотрено влияние торгового конфликта КНР и США на Индонезию.

Индонезийская сторона в первую очередь исходит из того, что жизненно важными интересами государства являются сохранение национального суверенитета и субъектности в международных отношениях, уважение территориальной целостности других стран, а также свободный и открытый Индо-Тихоокеанский регион. В этом плане взгляды индонезийских руководителей не противоречат концепциям, генерирующимся в Вашингтоне. Для Индонезии, которая ни по каким параметрам не может конкурировать с США и Китаем жизненно важно жестко отстаивать свои интересы, но при этом лишний раз не критиковать Вашингтон и Пекин, чтобы избежать с их стороны односторонних действий, на которые у Джакарты не найдется адекватного ответа. Именно по этой причине может сложиться ощущение, что Джакарта поддерживает как Китай, так и США, но при этом не занимает чью-либо сторону. Такая позиция является уникальной для стран Юго-Восточной Азии (поскольку у остальных стран во внешней политике все же прослеживается крен в сторону США или КНР) и заслуживает подробного рассмотрения.

Позиция Индонезии по ключевым

для американской и китайской дипломатии

вопросам международной повестки

Представляется, что наиболее логичным будет провести анализ позиции Индонезии по первостепенным для США и КНР внешнеполитическим вопросам, как глобальным, так и региональным. Для получения более полной картины рассмотрим не только проблемы ЮКМ и ИТР, но и кризис в Мьянме, арабо-израильский конфликт и Тайваньский вопрос. Это позволит сделать вывод о месте Индонезии в глобальной схватке Пекина и Вашингтона.

На протяжении двух последних лет наиболее взрывоопасным местом в ИТР остается отнюдь не ЮжноКитайское море, а Тайваньский пролив, куда ВМС КНР неоднократно посылали свои корабли в ходе отработки имитационного удара по Тайваню. США, на бумаге признавая принцип «одного Китая», в действительности по-

ставляют оружие Китайской республике в рамках «Закона об отношениях с Тайванем» (1979 г.).

Индонезия в этом вопросе занимает нейтральную позицию и, как это часто бывает, воздерживается от каких-либо конкретных комментариев. Любопытно здесь то, что по поводу принципа «одного Китая» в мировом сообществе давно сложился консенсус, так что США вряд ли бы смогли что-либо противопоставить «антиамериканской» позиции Индонезии по этому вопросу. Тем более, интересы непосредственно Джакарты в данном случае никак не затрагиваются. Но даже в такой, казалось бы, беспроигрышной ситуации, официальные представители индонезийского МИДа, заявляя о нерушимости принципа «одного Китая» [7], не осуждают напрямую действия США и не поддерживают Китай в конкретно этой ситуации, а лишь призывают стороны к сдержанности и соблюдению мира. Для Дж. Видодо важно, чтобы ни у Китая, ни у США не было повода усомниться в индонезийском нейтралитете, а еще лучше -одновременной дружбе Джакарты с Пекином и Вашингтоном. Именно поэтому, индонезийские власти, даже если хотят обвинить в чем-то своих важнейших партнеров, делают это не напрямую, а через ссылки на международное право и призывы поддерживать мир в регионе. Так, министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсу-ди, комментируя нарушение китайскими рыболовецкими судами ИЭЗ Индонезии отметила, что «Южно-Китайское море должно оставаться стабильным и мирным, а международные законы должны соблюдаться и выполняться» [8]. Правда, как мы уже писали, порой реакция Индонезии на действия Китая в ЮКМ может быть более жесткой. На наш взгляд, именно решительные действия Пекина по укреплению своего военно-политического присутствия в ЮКМ и претензии к странам - партнерам Джакарты по АСЕАН предопределяют сдержанную позицию кабинета Дж. Видодо в отношении тайваньского вопроса, поскольку Индонезия ценит свое текущее положение в АСЕАН и на международной арене и не хочет слишком тесной ассоциации с Пекином, с которым и так сильно связана экономически. И все же в данном случае, с юридической точки зрения, за эскалацию больше ответственны Соединенные штаты, поскольку они оказывают военную помощь государственному образованию, признанному лишь 14 странами. Таким образом, в случае с Тайванем, несмотря на свою нейтральность и непредвзятость, позиция Индонезии ближе к китайской.

Наиболее тяжелым испытанием для АСЕАН за последнее время (помимо COVID-19) стал военный переворот в Мьянме в 2021 г. Кризис продолжает быть головной болью стран «десятки», в том числе и Индонезии, особенно в свете ее председательства в АСЕАН в 2023 г. Трагические события в Мьянме поставили страны ЮВА перед непростой дилеммой: С одной стороны, АСЕАН выступает за демократию и мир в регионе, а события в Мьянме не способствуют ни первому, ни второму. С другой стороны, основополагающим принципом АСЕАН является невмешательство во внутренние дела стран-членов, что не позволяет «десятке» выработать эффективные способы разрешения кризиса. В этой связи Джакарте ничего не остается, кроме как призывать стороны воздерживаться от насилия и отдавать приоритет мирному урегулированию [9]. При этом позиции КНР и США по мьянманской проблеме выглядят более последовательными, пусть и являются диаметрально противоположными: Пекин сделал ставку на всемерную поддержку военного режима, а США обвиняют новые власти в геноциде собственного народа и выступают за восстановление в Мьянме гражданского правления.

На этом фоне подход Индонезии выглядит более взвешенным и непредвзятым, однако, не способствующим урегулированию кризиса, поскольку военные не готовы к диалогу с гражданским правительством. Тем не менее, Индонезия однозначно осуждает войсковые операции военного режима против мирного населения и предпочитает видеть во главе Мьянмы независимых, «проа-сеановских», а не прокитайских руководителей. Таким образом, позиция Джакарты по мьянманскому кризису скорее ближе к американской интерпретации событий, пусть и является куда менее радикальной, чем господствующие в Вашингтоне взгляды.

Теперь рассмотрим вопросы, имеющие для Индонезии экзистенциальное значение - безопасность в ЮКМ и архитектура политического и экономического взаимодействия в рамках ИТР. Территориальный конфликт в ЮКМ является наиболее острой проблемой в регионе и вынуждает Индонезии мобилизовать все возможные дипломатические средства, чтобы не допустить перерастания противоречий в конфликт. Несмотря на то, что Джакарта делает ставку на развитие национальных вооруженных сил, которые по совокупной мощи занимают в регионе 3-место после Китая и Японии [10], военных ресурсов Индонезии все еще недостаточно для защиты своих внешнеполитических интересов, поэтому Джакарта делает ставку на экономику и мягкую силу [11]. Например, в рамках концепции «Морская ось мира», которая может быть сопряжена с китайской инициативой «Морского шелкового пути» и затушевать проблему морских границ в ЮКМ. Тем не менее, противоречия в отношениях с Китаем сохраняются, хотя Джакарта в рамках АСЕАН избегает антикитайской риторики по вопросам спорных территорий и искусственных островов и в лучшем случае ограничивается осторожной критикой без упоминания конкретных сторон. Новые вызовы, связанные с ростом амбиций Китая и рядом инцидентов в ИЭЗ Индонезии с участием китайских рыбаков и патрульных судов вынуждают Джакарту искать более тесного сотрудничества с Соединенными штатами. Представляется, что в случае с Индонезией КНР сама немало этому способствует, поскольку основной фронт противостояния в ЮКМ все же проходит по китайским морским границам с Вьетнамом и Филиппинами, так что в нарушении национального суверенитета Индонезии никакой нужды нет. С другой стороны, США тоже ничего не сделали для консолидации позиции стран АСЕАН касательно споров в ЮКМ и, следовательно, разрешения самого спора [12]. Это вызывает в Джакарте серьезную обеспокоенность, поскольку ставит под сомнение приоритетность АСЕАН в индо-тихоокеанской политике США и желание Вашингтона реально содействовать решению территориальной проблемы, а не подменять этими действиями свои намерения по сдерживанию Китая. Таким образом, территориальный спор в ЮКМ напрямую не затрагивает Индонезию, но вынуждает это нейтральное государство укреплять военное сотрудничество с Пекином и Вашингтоном для «хеджирования» рисков в отношении этих держав.

Именно отношения между Китаем и США определяют динамику развития ИТР и ЮВА [13], поэтому индонезийская дипломатия вынуждена в первую очередь реагировать на проекты регионального переустройства, предлагаемыми именно этими двумя игроками. В целом, Джакарта не имеет ничего против американской концепции «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (Free and Open Indo-Pacific), а ранее Дж. Видодо поддерживал идею Транс-Тихоокеанского партнерства, продвигаемую Б. Обамой. Коме того, Джакарта позитивно воспринимает увеличение роли Индии и саму «смыч-

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<n

I_

u

CM CO

ку» регионов Индийского и Тихого океанов, поскольку именно Индонезия контролирует основные водные артерии, связывающие два этих океана. Впрочем, далеко не все в Индо-Тихоокеанской концепции США встречает понимание в индонезийских правящих кругах. Отметим три наиболее важных аспекта: упор на военно-политические связи, а не экономическую интеграцию [14] (интенсификация взаимодействия по линии QUAD и, особенно, создание в 2021 г. AUKUS только усилили недовольство), не завуалированная антикитайская направленность проекта, а также недостаточная артикуляция принципа «асеаноцентричности». Надо сказать, что в рамках ТТП АСЕАН также не наделялась «функциями координатора» отношений в рамках интеграционного объединения. С другой стороны, существует мнение, что со временем американская FOIP получит все больше признания в АСЕАН.

Такой тезис можно посчитать спорным, поскольку основные выгоды страны АСЕАН получают именно от торговли с Пекином и многосторонних форматов взаимодействия с ним (АСЕАН + 3, ВАС, ВРЭП, АРФ). Американские проекты по части экономики пока не могут конкурировать с китайскими [15]. С другой стороны, Индонезия, как уже отмечалось, стремится избежать полного подчинения Китаю, пусть даже и в рамках экономически выгодного проекта «Морской шелковый путь».

В целом, идеальным для Индонезии является вариант с параллельным участием во всех возможных интеграционных структурах, что и предполагается в рамках собственно индонезийской концепции ИТР, выдвинутой встрече глав МИД «десятки» в январе 2018 г. и фактически одобренной АСЕАН в 2019 г. Индонезийское видение региона ставит во главу угла принцип центральности АСЕАН (КНР и США тоже декларируют этот принцип, но на практике далеко не всегда его придерживаются), соблюдение норм международного права, а также (что наиболее важно) подключение к проекту как Китая, так и США. Кроме того, еще в 2013 г. Индонезия выступила с инициативой подписания Индо-Тихоокеанского договора о дружбе и сотрудничестве, однако его перспективы все еще остаются весьма туманными. Итак, индонезийская концепция ИТР является своеобразным «третьим путем» и представляет собой переосмысление позиций КНР и США [16]. Е.В. Колдунова отмечает, что Индо-Тихоокеанские концепции Индии и Индонезии являются наиболее инклюзивными и нейтральными, однако у этих стран нет экономических ресурсов для реализации своих инициатив [17].

Выводы

Таким образом, для того чтобы сделать Индонезию по-настоящему глобальным игроком, Дж. Видодо и его преемнику нужно лавировать между Пекином и Вашингтоном, тем самым повышая свою ценность в глазах каждого из них. Джакарта получает возможность находиться над схваткой и выступать в любимой для себя роли медиатора. К примеру, продвигая свое видение Индо-Тихоокеанского региона, синтезирующее американский и китайский подходы. Уникальность положения Индонезии в отличие от других стран АСЕАН состоит в том, что она одновременно: а) обладает наиболее большим из всех стран ЮВА экономическим потенциалом; б) не имеет с Пекином территориальных споров; в) остается действительно нейтральной, а ее дипломатические ресурсы позволяют выдвигать собственные концепции регионального развития; г) является одним из важнейших партнеров в ЮВА как для Пекина, так и для Вашингтона. Можно предположить, что целями индонезийской дипломатии по-

сле прихода к власти нового президента в 2024 г. останутся социально-экономическое развитие страны с упором на китайский капитал, сохранение военно-технических и политических связей с США, а также поддержка принципов полицентричного мироустройства. Также, скорее всего, будет расти зависимость от Китая, однако о новой итерации оси «Джакарта-Пекин» речи быть не может: в политическом плане Индонезия продолжит опираться на принципы «асеаноцентричности», невмешательства и нейтрализма.

Литература

1. Локшин Г.М. Стратегическое соперничество Китая с США в Южно-Китайском море [Электронный ресурс] // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития - 2019 г. № 1-2 (42-43) - С. 54-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskoe-sopernichestvokitaya-s-ssha-v-yuzhno-kitayskom-more?ysclid=lj1pii8jxo692738271 (дата обращения: 02.04.2023)

2. Армия Китая обошла всех в мире, флот наращивает мускулы со стремительной скоростью. // Rambler - 2023. - 14 мая. - URL: https://news.rambler.ru/ troops/50730832armiya-kitaya-oboshla-vseh-v-mire-flot-naraschivaet-muskuly-so-stremitelnoy-skorostyu/ (дата обращения: 03.04.2023)

3. Колдунова Е.В. Юго-Восточная Азия перед вызовами Индо-Тихоокеанских концепций. [Электронный ресурс] // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития - 2019 г. № 2 (43) - С. 42-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yugo-vostochnaya-aziya-peredvyzovami-indo-tihookeanskih-kontseptsiy/ viewer (дата обращения: 12.05.2023)

4. Власов Н.В. Современная политика Китайской народной республики в Юго-Восточной Азии [Электронный ресурс] // Международные отношения. -М.: Вестник МГИМО Университета, 2015. - С. 6067. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremen-nayapolitika-knr-v-yugo-vostochnoy-azii (Дата обращения: 05.05.2023)

5. Indo-Pacific Strategy of the United States. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/ uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (дата обращения: 02.05.2023)

6. Trade between China and ASEAN grows 15% in 2022, first year of RCEP's enforcement. // Global Times -2023. - 13 января. - URL: https://www.globaltimes. cn/page/202301/1283779.shtml (дата обращения: 10.05.2023)

7. Apakah Indonesia Mengakui Taiwan sebagai Negara? (Признает ли Индонезия государственность Тайваня?). // CNN Indonesia - 2022-2 cентября - URL: https://www.cnnindonesia.com/in-ternasional/20220901165502-113-842050/apakah-indonesiamengakui-taiwan-sebagai-negara (дата обращения: 18.05.2023)

8. Концептуальные основы внешней политики Индонезии: Монография / Н.С. Куклин. - М.: Издательство «Аспект Пресс»,- 2023. - 117 с.

9. Posisi Indonesia Harus Jelas Tanggapi Isu Myanmar. (Необходимо прояснить позицию Индонезии в Мьянманском вопрсое) // IDN times - 2023-31 января - URL https://www.idntimes.com/news/world/sonya-michaella/posisi-indonesia-harus-jelas-tanggapiisu-myanmar?page=all (дата обращения: 17.05.2023)

10. 2023 Military Strength Ranking. GFP Annual Ranking. URL: https://www.globalfirepower.com/countries-listing. php (дата обращения: 27.04.2023)

11. Muhammad Budiana, Muhammad Fedryansyah, Yu-sa Djuyandi, Ramadhan Pancasilawan. Indonesia Military Power under the Increasing Threat of Conflict in the South China Sea // Central European Journal of International and Security Studies 13, no. 4: pp. 259-274.

12. Е.А. Канаев. Взаимодействие США с АСЕАН по проблеме Южно-Китайского моря. [Электронный ресурс] // Россия и АТР - 2018 г. № 2 - С. 101-117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-ssha-s-asean-po-probleme-yuzhno-kitayskogomorya/ viewer (дата обращения: 13.05.2023)

13. Песцов С.К. Концепция свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона: общее в многообразии интерпретаций. [Электронный ресурс] // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право - 2021 г. № 4 - С. 111-131. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-svobodnogo-i-otkrytogo-indo-tihookeanskogoregiona-obschee-v-mnogoobrazii interpretatsiy/viewer (дата обращения: 15.05.2023)

14. Рогожина Н.Г. Региональная безопасность в Юго-Восточной Азии в контексте американского проекта «Индо-Тихоокеанский регион» [Электронный ресурс] // Вестник РУДН - 2020 г. № 4 (12) - С. 338-353. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/regionalnayabezopasnost-v-yugo-vostochnoy-azii-v-kontekste-amerikanskogo-proekta-indo-tihookeanskiyregion/viewer (дата обращения: 17.04.2023)

15. Юнюшкина А.С., Шаповалова К.А., Кудака-ев Р.Ф., Понька Т.И. Позиции Китая и США в Индо-Тихоокеанского региона. [Электронный ресурс] // Международные отношения - 2020 г. № 2 - С. 3453. URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/pozitsii-kitaya-i-ssha-v-indotihookeanskom-regione/viewer (дата обращения: 11.05.2023)

16. Андропова Л.А., Ван Чаолинь. Позиции США, Китая и Индии по поводу формирования нового Индо-Тихоокеанского региона. [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета - 2019 г. № 60 - С. 90-95. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/pozitsii-ssha-kitaya-i-indii-po-povodu-formirovaniya-novogoindo-tihookeanskogo-regiona/ viewer (дата обращения: 11.05.2023)

17. Колдунова Е.В. Юго-Восточная Азия перед вызовами Индо-Тихоокеанских концепций. [Электронный ресурс] // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития - 2019 г. № 2 (43) - С. 42-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yugo-vostochnaya-aziya-peredvyzovami-indo-tihookeanskih-kontseptsiy/ viewer (дата обращения: 12.05.2023)

GLOBAL POLITICAL CONFRONTATION BETWEEN THE US AND CHINA IN SOUTHEAST ASIA: THE EXAMPLE OF INDONESIA

Korotkova L.G., Svechnikov D.D.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

This article examines the global confrontation between the United States and China in SEA using Indonesia as an example. Special attention is paid to the methods of building up economic and political influence in Indonesia. An attempt was made to analyze the identification of the main directions and trends of contacts between Indonesia and the United States in the military-political, economic and humanitarian spheres during the presidency of J. Widodo (20142022). It is concluded that, on the one hand, Indonesia seeks to preserve neutrality as much as possible, and, on the other hand, is increasingly falling into the orbit of Chinese influence. In its foreign policy, the Indonesian government relies on the state ideology of

"Panchasila" and the principles of "active and independent" foreign

policy. The effectiveness of Indonesia's foreign policy in preserving

peace and stability in the Southeast Asian region is assessed.

Keywords: Indonesia, PRC, SEA, political cooperation, investment,

Panchasila ideology, Non-Aligned Movement.

References

1. Lokshin G.M. Strategic rivalry between China and the United States in the South China Sea [Electronic resource] // Southeast Asia: topical problems of development - 2019 No. 1-2 (42-43) - P. 54-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ strategicheskoe-sopernichestvokitaya-s-ssha-v-yuzhno-kitayskom-more?ysclid=lj1pii8jxo692738271 (date of reference: 02.04.2023)

2. China's army has surpassed everyone in the world, the navy is building muscle at a rapid pace. // Rambler - 2023. - May 14. - URL: https://news.rambler.ru/troops/50730832armiya-kitaya-oboshla-vseh-v-mire-flot-naraschivaet-muskuly-so-stremitelnoy-skorostyu/ (date of address: 03.04.2023)

3. Koldunova E.V. Southeast Asia facing the challenges of Indo-Pacific concepts. [Electronic resource] // Southeast Asia: actual problems of development - 2019 № 2 (43) - P. 42-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yugo-vostochnaya-aziya-peredvyzovami-indo-tihookeanskih-kontseptsiy/viewer (date of access: 12.05.2023)

4. Vlasov N.V. Modern policy of the People's Republic of China in Southeast Asia [Electronic resource] // International relations. -M.: Bulletin of MGIMO University, 2015. - C. 60-67. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennayapolitika-knr-v-yu-go-vostochnoy-azii (Date of reference: 05.05.2023)

5. Indo-Pacific Strategy of the United States. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/ U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf (Date of reference: 02.05.2023)

6. Trade between China and ASEAN grows 15% in 2022, first year of RCEP's enforcement. // Global Times - 2023. - January 13. -URL: https://www.globaltimes.cn/page/202301/1283779.shtml (accessed on 10.05.2023)

7. Apakah Indonesia Mengakui Taiwan sebagai Negara? (Will Indonesia recognize Taiwan's statehood?). // CNN Indonesia - 2022 - September 2 - URL: https://www.cnnindonesia. com/internasional/20220901165502-113-842050/apakah-indonesiamengakui-taiwan-sebagai-negara (Date accessed: 18.05.2023)

8. Conceptual foundations of Indonesia's foreign policy: Monograph / N.S. Kuklin. - Moscow: Aspect Press,- 2023. - 117 c.

9. Posisi Indonesia Harus Jelas Tanggapi Isu Myanmar. (It is necessary to clarify the position of Indonesia in the Myanmar issue) // IDN times - 2023 - January 31 - URL https://www. idntimes.com/news/world/sonya-michaella/posisi-indonesia-harus-jelas-tanggapiisu-myanmar?page=all (date of address: 17.05.2023).

10. 2023 Military Strength Ranking. GFP Annual Ranking. URL: https://www.globalfirepower.com/countries-listing.php (date of access: 27.04.2023)

11. Muhammad Budiana, Muhammad Fedryansyah, Yusa Djuyan-di, Ramadhan Pancasilawan. Indonesia Military Power under the Increasing Threat of Conflict in the South China Sea // Central European Journal of International and Security Studies 13, no. 4: pp. 259-274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. E.A. Kanaev. U.S. Interaction with ASEAN on the Problem of the South China Sea. [Electronic resource] // Russia and the APR - 2018 No. 2 - P. 101-117. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vzaimodeystvie-ssha-s-asean-po-probleme-yuzhno-kitayskogomorya/viewer (date of address: 13.05.2023)

13. Pestsov S. K. Concept of free and open Indo-Pacific region: common in the diversity of interpretations. [Electronic resource] // Asia-Pacific region: economy, politics, law - 2021 № 4 -P. 111-131. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-svobodnogo-i-otkrytogo-indo-tihookeanskogoregiona-obschee-v-mnogoobrazii interpretatsiy/viewer (date of address: 15.05.2023)

14. Rogozhina N.G. Regional Security in Southeast Asia in the Context of the American Project "Indo-Pacific Region". [Electronic resource] // Vestnik RUDN - 2020 № 4 (12) - P. 338-353. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnayabezopasnost-v-

C3

о

u~

IE

0

1

-1 У

"O

IE

u~

tronic resource] // Bulletin of Tomsk State University - 2019 No. 60 - P. 90-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitsii-ssha-kitaya-i-indii-po-povodu-formirovaniya-novogoindo-tihookeanskogo-regiona/viewer (date of address: 11.05.2023) 17. Koldunova E.V. Southeast Asia before the challenges of Indo-Pacific concepts. [Electronic resource] // Southeast Asia: actual problems of development - 2019 № 2 (43) - P. 42-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/yugo-vostochnaya-aziya-peredvyzovami-indo-tihookeanskih-kontseptsiy/viewer (date of access: 12.05.2023)

F7

U

CO

OJ

CM

CO

z

102

yugo-vostochnoy-azii-v-kontekste-amerikanskogo-proekta-indo-tihookeanskiyregion/viewer (date of address: 17.04.2023)

15. Yunyushkina A.S., Shapovalova K.A., Kudakaev R.F., Pon-ka T.I. Positions of China and the USA in the Indo-Pacific region. [Electronic resource] // International relations - 2020 № 2 -P. 34-53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitsii-kitaya-i-ssha-v-indotihookeanskom-regione/viewer (date of address: 11.05.2023)

16. Andropova L.A., Wang Chaolin. Positions of the USA, China and India on the formation of a new Indo-Pacific region. [Elec-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.