Научная статья на тему 'Глобальная социал-демократия в контексте глобализации'

Глобальная социал-демократия в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
261
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIAL-DEMOCRACY / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ДВИЖЕНИЯ / POLITICAL PARTIES AND MOVEMENTS / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Великая Наталия Михайловна, Гуселетов Борис Павлович

В статье рассматриваются трансформации социалистической идеологии и факторы, вызывающие актуализацию социалистических ценностей в современной политике. Авторы анализируют процесс эволюции социалистических норм и ценностей в контексте глобализации, деятельность наиболее важных политических субъектов мирового социалистического движения, их программные установки и электоральные успехи в последние десятилетия. Сделан вывод о появившейся возможности для социалистов стать ведущим актором, противостоящим глобализму в мировой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global social-democracy in the modern ideological discourse

The article is devoted to the problem of socialist ideology transforming during last decades and factors evoking actualization of socialist ideology in the modern politics. Authors analise processes of evaluating socialists norms and values in the context of globalization, activity of the most important actors of socialist movement, their programs and electoral results of last period. Conclusion about appearing opportunity for the socialists to become the leading actor fighting with the policy of globalism was made.

Текст научной работы на тему «Глобальная социал-демократия в контексте глобализации»

Политическая социология и идеологический процесс

Н.М. Великая, Б.П. Гуселетов

ГЛОБАЛЬНАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются трансформации социалистической идеологии и факторы, вызывающие актуализацию социалистических ценностей в современной политике. Авторы анализируют процесс эволюции социалистических норм и ценностей в контексте глобализации, деятельность наиболее важных политических субъектов мирового социалистического движения, их программные установки и электоральные успехи в последние десятилетия. Сделан вывод о появившейся возможности для социалистов стать ведущим актором, противостоящим глобализму в мировой политике.

Ключевые слова: социал-демократия, социализм, политические партии и движения, идеология, глобализация.

После недолгого затишья на фронте политический идей идеологический дискурс вновь становится актуальным и востребованным. Глобальный характер текущего финансово-экономического кризиса, его масштабы и последствия, с одной стороны, показали слабость либеральной модели экономики, основанной на незыблемости ценностей свободного рынка и полном невмешательстве государства, а с другой - вызвали интерес к социалистическим идеям. Осмысление результатов и последствий нео-либеральных реформ на фоне разразившегося финансового кризиса все чаще приобретает форму дихотомии социализм-либерализм.

Заметим, что в начале ХХ в. именно левые выступили с проектами социального переустройства, которые сформировали новую реальность и в социалистическом, и в капиталистическом лагерях. Социализм и социалистические ценности так вписались в политическую практику западной цивилизации, что можно не только

© Великая Н.М., Гуселетов Б.П., 2010

вслед за Р. Дарендорфом назвать ХХ в. веком социал-демократии, но и веком реализованных социальных утопий.

Крах СССР, разрушение мировой социалистической системы, включение постсоциалистических стран в третью волну демократизации, с одной стороны, а также успехи и эволюция государства всеобщего благосостояния, синтезировавшего принципы либерализма и социал-демократии - с другой, дали основание говорить о снижении роли идеологий в политическом процессе и об уходе идеологии из публичного дискурса. Эта точка зрения не нова и ранее в той или иной интерпретации была озвучена еще Д. Бел-лом1 и Х. Арендт2. Первый связывал этот процесс с деидеологи-зацией массовой культуры, которая становится главным инструментом формирования образа жизни, норм, ценностей, а Арендт делала акцент на том, что в плюралистическом обществе, в отличие от тоталитарного, идеология не может стать доминирующей и довлеющей. Квинтессенция этих идей наша отражение в работе Ф. Фукуямы «Конец истории?»3, где постулировалась мысль о гибели идеологии коммунизма и о переходе к обществу свободной конкуренции разных видов культуры.

Политические тенденции второй половины ХХ в., связанные с идеологическим сближением консерватизма и либерализма, а затем и либерализма и социализма завершились формированием в Европе государства всеобщего благоденствия. В ходе реформ 1970-1980-х годов, на подъеме рейгономики и тетчеризма, социал-демократия во многом пересмотрела свои традиционные идейные принципы и программные положения. Классическим образцом компромисса между правыми и левыми стал Манифест Блейера-Шредера, принятый в 1999 г. Социал-демократы, пытаясь найти «золотую середину» между интересами общества в целом и отдельных его слоев, провозгласили: «Мы за рынок, но против рыночного общества».

В конце ХХ в. многие исследователи констатировали серьезный кризис, в котором оказались политические партии, ориентирующиеся на классические идеологические доктрины. Этот кризис выражался в снижении уровня доверия к политическим партиям, в сокращении их численности, в девальвации идеологических ценностей и постулатов. Политическая конкуренция проявлялась не столько как борьба идей и программ, сколько как соперничество имиджей. В этих условиях «партии большинства» стали смещаться к центру политического спектра, пытаясь стать так называемой «catch-all party», а сторонники крайних, радикальных идей постепенно маргинализировались. При этом программы системных партий-оппонентов все меньше отличались друг от друга.

Либералы активно включали в свои программы социальную составляющую, а социалистические и социал-демократические партии Европы фактически отказались использовать даже понятие «социализм». Показательны в этой связи результаты выборов, когда главные конкуренты раз за разом приходят к финишу почти с одинаковым результатом. Такую ситуацию мы наблюдали в США в 2000 и 2004 гг., в Германии в 2005-м, в Италии, Швеции и Мексике в 2006-м, во Франции в 2007 г.

Левые партии, традиционно являющиеся массовыми, тяжелее других партий переживали потерю своего электората и кризис, связанный с поражением на выборах. И хотя социалисты и социал-демократы активно сдвигались от классового подхода во второй половине ХХ в., пытаясь расширить свой электорат за счет других социальных групп, социалистическая риторика зачастую оставалась невостребованной. Отчасти потому, что в большинстве западноевропейских стран был достигнут сравнительно высокий уровень социальных гарантий и прав, а также из-за того, что на повестку дня выдвигались проблемы регулирования притока иностранной рабочей силы и места страны в новой международной политической и экономической системе, вызванные глобализа-ционными процессами. А эти вопросы были артикулированы главным образом консервативными и правыми партиями.

При этом социал-демократы вынуждены были в том или ином объеме проводить реформы, связанные с менеджеризацией госуправления, охватившей большинство стран Запада и по сути основанные на неолиберальных ценностях. Здесь можно вспомнить амбициозную программу реформ Agenda 2010, которую выдвигал Г. Шредер. Как известно, эта программа предусматривала отказ государства от многих социальных обязательств в целях экономии бюджетных средств и была по сути продолжением и развитием небезызвестного Манифеста Блейера-Шредера.

Таким образом, можно констатировать, что, добившись реализации своих основных идеологических принципов на национальном уровне, социалисты и социал-демократы оказались не готовы к соперничеству на глобальном уровне. Но к счастью, социалисты и социал-демократы были единственным политическим течением, имеющим собственную влиятельную международную организацию - Социалистический интернационал. Она сформировалась в нынешнем виде в 1951 г. и объединяет сегодня более чем 170 социал-демократических, социалистических и рабочих партий из 131 страны мира. Заметим, что в Социнтерн входят и правящие, и оппозиционные, и внепарламентские партии. И как раз в конце ХХ в. к руководству этой организацией пришли такие масштабные

и влиятельные политики, как Вилли Бранд и Пьер Моруа, осознавшие необходимость включения Социнтерна и входящих в него партий в поиск путей и методов решения глобальных социально-экономических проблем с социал-демократических позиций.

Не случайно в конце ХХ в. во многих ведущих западноевропейских странах к власти пришли социалисты, возглавляемые влиятельными политиками: лейбористская партия Т. Блейера в Великобритании, французские социалисты Ф. Миттерана, немецкие социал-демократы Г. Шредера, шведские социал-демократы Г. Перссона, испанские социалисты Х. Сапатерро и др.

О большом международном авторитете и влиятельности этой организации свидетельствует и то, что многие левые партии постсоциалистического пространства активно включились в сотрудничество с Социнтерном и приложили массу усилий, чтобы стать его полноправными членами. Учитывая, что в конце ХХ в. социалистическое движение в ряде стран Восточной Европы находилось на этапе становления, в ряде случаев оно носит маргинальный характер, особенно на постсоветском пространстве, что связано с неустойчивостью партийной системы, а также с неспособностью и нежеланием партий и их лидеров консолидировать свои усилия. В результате, хотя в ряде стран действовало даже несколько социалистических и социал-демократических партий, далеко не все эти партии получили статус члена Социнтерна (табл. 1). А вот социалистическое движение в большинстве стран Восточной Европы, несмотря на негативный опыт коммунистической эпохи, смогло институционализироваться, выработать собственную определенную позицию, приобрести электоральный опыт и закрепиться в политической системе в качестве ведущих парламентских партий. Более того, в ряде стран Восточной Европы - в Венгрии, Словакии, Словении, Сербии - социалисты на сегодняшний момент являются правящими партиями.

В то же время в Западной Европе в последние годы социал-демократы и социалисты потерпели ряд существенных поражений на национальных парламентских выборах. Можно вспомнить, что в 2001 г. большинство в парламенте потеряли социалисты Дании, которые удерживали правящие позиции с 1924 г. (очередные выборы 2005 г. не исправили ситуацию). В 2006 г. шведские социал-демократы после десяти лет нахождения у власти потеряли преимущество с перевесом всего лишь 2%. Более того, за последние 70 лет Социал-демократическая партия Швеции не находилась у власти лишь девять лет. Продолжают терять свои позиции в XXI в. и финские социал-демократы, еще недавно твердо удерживавшие ведущие позиции у себя в стране.

Таблица 1

Социалистические партии постсоциалистических стран в Социнтерне по данным на 2009 г.

Партии, Наличие фракции

Страны представленные Статус в СИ в национальном

в СИ парламенте

Армения 1 Full member парламентская

Украина 2 Full member

Молдова 2 Consultive 1 парламентская

Observer 1

Азербайджан 1 consultative

Белоруссия 1 consultative

Россия 1 observer парламентская

Киргизстан 1 observer

Литва 1 Full member парламентская

Латвия 1 Full member парламентская

Эстония 1 Full member парламентская

Польша 1 парламентская

Болгария 3 Full members (2) парламентская

Observer 1 правящая

в коалиции

Чехия 1 Full member парламентская

Словакия 1 Full member парламентская,

правящая

Венгрия 2 Full member парламентская,

правящая

Румыния 1 Full member парламентская

Сербия 2 Full member парламентская,

правящая

в коалиции

Черногория 2 Full member, парламентская

Observer

Словения 1 Full member парламентская

Босния 2 Full member парламентская

и Герцеговина

Хорватия 1 Full member парламентская

Македония 1 Full member парламентская

В 2005 г. чуть более 1% уступила своим традиционным конкурентам и Социал-демократическая партия Германии, также находившаяся у власти 10 лет. На выборах в марте 2007 г. она получила лишь 21,4% голосов и 45 мест в парламенте. Серьезное поражение на последних президентских и парламентских выборах 2008 г. потерпели французские социалисты. В 2009 г. внеочередные парламентские выборы проиграли левые в Италии.

Прошедшие в июне 2009 г. выборы депутатов Европейского парламента показали, что практически все общеевропейские партии, кроме Союза за Европу наций (ЕН), потеряли поддержку избирателей. Причем в процентном отношении наибольшие потери понесли социалисты. Если в предыдущем созыве фракция социалистов имела 27,3% мест, то в нынешнем - 21,6% (табл. 2).

Таблица 2

Предварительные итоги выборов в Европарламент 2009 года

Депутатская Общеевропейская Мест в %, Мест в %,

группа партия 2004 2009

Всего мест 788 736

ЕНП-ЕД (Европейская Европейская народная 288 (36,6%) 267 (36,3%)

народная партия - Евро- партия - Европейские

пейские демократы) демократы

Группа социалистов ПЕС (Партия европей- 218 (27,3%) 159 (21,6%)

ских социалистов)

АЛДЕ (Альянс либера- Европейская либерально- 99 (12,02%) 81 (11%)

лов и демократов Европе) демократическая и рефор-

мистская партия и Евро-

пейская демократическая

партия

ЕН (Союз за Европу Альянс народов Европы 41 (3,69%) 35 (6,9%)

наций) и Евродемократы

ЕА-ЭКО (Зеленые - Европейские зеленые 40 (5,73%) 51 (4,8%)

Европейский свободный и Европейский свобод-

альянс) ный альянс

ЕКЛЕ (Европейские ком- Европейские левые, дру- 36 (5,6%) 33 (4,5%)

мунисты - Европейские гие левые партии и Север-

левые и зеленые Север- ные левые экологисты

ной Европы)

НД (Независимость Альянс независимых 21 (5,05%) 20 (2,7%)

и демократия) демократов Европы

и Евродемократы

Другие, в том числе 45 (5,71%) 90 (12,2%)

независимые

Как полагают, голоса, прежде принадлежавшие социалистам, ныне перераспределились между правыми радикалами, националистами и евроскептиками. Следует отметить, что на итоговые показатели повлиял тот факт, что демократическая партия Италии (Partico Democratico), возникшая в результате объединения демократических левых (входивших в ПЕС) и партии «Маргарита» и получившая 22 места в Европарламенте, сначала не вошла ни в одну фракцию. Однако позже в ходе переговоров Партии европейских социалистов с итальянскими и рядом других независимых депутатов было создано новое объединение - Прогрессивный альянс социалистов и демократов (Progressive Alliance of Socialists and Democrats - PASD), куда вошло 184 депутата. С учетом итальянских демократов результат ПЕС составляет 24,6%.

Вопреки прогнозам, слабые результаты показали лейбористы Великобритании, социалисты Венгрии, партия труда Голландии, социалисты Испании, Португалии и Франции. Любопытно, что все эти партии, за исключением французской и голландской, находятся у власти (табл. 3).

Вместе с тем неплохих результатов добились оппозиционные левые партии из Греции (ПАСОК), Дании (СДПД) и Швеции (СДПШ), которые по итогам этих выборов опередили своих основных конкурентов из правого лагеря, также находящихся у власти. Из правящих левых партий успеха добились румынские социал-демократы (СДПР), набравшие 30,8%, что вывело их на первое место, и словацкая партия СМЕРШ, занявшая также первое место с результатом 32,02%, что почти в два раза больше, чем у их оппонентов из Христианско-демократического союза (16,99%). Можно также отметить социал-демократов Чехии (СДПЧ) и Литвы (СДПЛ), которые, хотя и проиграли своим основным конкурентам, тем не менее получили на этих выборах больше мест, чем на прошлых.

В целом европейские выборы существенно не изменили расклад сил в Европейском парламенте, где ведущими фракциями по-прежнему остаются правоконсервативная группа народников и группа социалистов. После окончательного закрепления по политическим группам расклад сил в Европарламенте выглядит следующим образом. Европейская народная партия (EPP) сформировала самое крупное объединение, состоящее из 265 депутатов, в Прогрессивный альянс социалистов и демократов (S&D) вошли 184 человека, Альянс либералов и демократов - Европе (ALDE) объединяет 84 депутата. 4 другие группы не столь многочисленны: Зеленые-Европейский свободный альянс (Greens-EFA) - 55 человек, европейские консерваторы и реформисты (ECR) - 54 человека, Европейские левые и Северные зеленые левые (EUL-NGL) -

Таблица 3

Представительство социалистических левых партий в Группе социалистов по итогам выборов 2009 г.

№ Страна Партия Мест в 2004 г. Мест в 2009 г.

1 Австрия Социал-демократическая партия 7 5

2 Бельгия Соцпартия Валлонии 7 5 (2+3)

Соцпартия Фландрии

3 Болгария Социалистическая партия 5 4

4 Великобритания Лейбористская партия 19 15

5 Венгрия Социалистическая партия 9 4

6 Германия Социал-демократическая партия 23 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Голландия Партия труда 7 3

8 Греция ПАСОК 8 9

9 Дания Социал-демократическая партия 5 3

10 Ирландия Лейбористская партия 1 2

11 Испания Социалистическая рабочая партия 24 21

13 Кипр Социал-демократы 0 1

14 Литва Социал-демократическая партия 2 3

15 Люксембург Соцпартия 1 1

16 Мальта Лейбористская партия 3 3

17 Польша Союз левых демократов 9 6

18 Португалия Социалистическая партия 12 7

19 Румыния Социал-демократическая партия 10 11

20 Словакия Социал-демократическая партия 3 5

21 Словения Социал-демократическая партия 1 2

22 Франция Социалистическая партия 31 14

23 Финляндия Социал-демократическая партия 3 2

24 Чехия Социал-демократическая партия 2 7

25 Швеция Социал-демократическая партия 5 5

26 Эстония Социал-демократическая партия 3 1

ИТОГО: 218(788) 159 (736)

35 человек, Европа свободы и демократии (EFD) - 32 человека плюс 27 независимых депутатов.

Таким образом, можно констатировать, что несмотря на рост протестных движений, связанных с проявлениями кризиса в Европе (рост безработицы, сокращение социальных расходов, снижение доходов и т. д.), социалисты не смогли закрепить свои позиции и увеличить свой политический капитал.

Совершенно иначе складывается ситуация в странах Латинской Америки, которые сегодня становятся центром левого движения. Регион, превращенный после 80-х годов ХХ столетия в ла-

бораторию неолиберальных реформ, отказывается от модели «капиталистического рая» и все больше смещается в сторону демократизации общественной жизни, кейнсианской экономической системы, обеспечения защиты национальных интересов в глобализирующемся мире.

Растущая популярность президента Венесуэлы Уго Чавеса напрямую связана с проводимой им политикой, направленной на защиту интересов большинства венесуэльцев, что при все растущей его поддержке вызывает настоящее бешенство среди местной экономической элиты и ее североамериканских партнеров. В 2006 г. в самой индейской стране мира Боливии, впервые в истории континента президентом становится индеец Эво Моралес, который также начинает структурные реформы в интересах рядовых граждан. Ровно через год, в январе 2007 г., в другой латиноамериканской стране - Эквадоре - на волне массовых социальных и индейских движений, консолидирующих граждан против неолиберальной политики, становится президентом мало кому известный тогда молодой экономист Рафаэль Корреа. После принесения президентской присяги он объявляет о начале гражданской революции в стране, следует примеру Венесуэлы и Боливии в созыве Конституционной ассамблеи - начального механизма для участия широких слоев населения в управлении страной - и начинает экономические реформы. В январе 2007 г. в Никарагуа к власти возвращаются левые во главе с Даниэлем Ортега - историческим лидером сандинистов, правивших страной с 1979 по 1990 г. В Сальвадоре, являющемся самым густонаселенным и промышленно развитым государством Центральной Америки, на президентских выборах 2009 г. побеждает журналист Маурисио Фунес - кандидат Фронта национального освобождения им. Фарабундо Марти.

В Гватемале социал-демократический президент Альваро Колом предпринимает умеренные попытки достичь хоть немного большего социального равенства в стране, раздираемой контрастом между вопиющей нищетой большинства и оскорбительной на этом фоне роскошью немногих. Он пытается укрепить роль профсоюзов, создать механизмы гражданского контроля над властью и, самое рискованное, - расследовать преступления ультраправых «эскадронов смерти», похитивших и уничтоживших тысячи гватемальских граждан в ходе многолетней гражданской войны между правительством, поддерживавшимся США, и левыми повстанцами.

Конечно, «новому социализму» в латиноамериканском варианте еще очень далеко до системного и рафинированного социал-демократизма европейских левых, однако тенденция в политике и экономике все более очевидна.

Что касается радикальных левых и коммунистических партий, то они очень серьезно пострадали после распада Советского Союза и перехода стран социалистического лагеря на путь рыночных реформ, либерализации экономики и политики. Тем не менее в ряде стран, как, скажем, в Греции, Болгарии, Чехии, Германии коммунистические и крайне левые партии традиционно сохраняют свою часть избирателей и продолжают активно участвовать в политической борьбе, имея представительство и в парламенте, и в муниципалитетах. Выборы в Европейский парламент, где сегодня евро-коммунисты и зеленые имеют 41 место, также показывают, что у радикальных левых есть шанс работать в рамках парламентских институтов. Другое дело, что не все радикальные левые движения готовы и хотят работать в условиях парламентской демократии. Позиционируя себя как антикапиталистические левые, они заявляют о необходимости разрушения современного капитализма и о возможности установления «нового порядка». Антикапиталистические радикальные левые движения близки антиглобалистам и некоторым радикальным группам зеленых. Можно сказать, что манифестом радикальных левых и антиглобалистов стала работа Негри и Хардта «Империя». С их точки зрения, политика глобализма (Новая имперская власть), включая самые разные элементы в общий «плавильный котел» нового мирового порядка, воспроизводит неравенство и дискриминацию, обеспечивает бюрократическое управление системой, пронизывающей все уровни и все границы. Однако этот процесс имеет и другую сторону - создается армия детерриториализованной, мигрирующей рабочей силы, которую Негри и Хардт называют новым пролетариатом, «контримперией», который может и должен стремиться к мировой рес-публике4. Этот новый пролетариат, включенный в новые формы протестных движений, может стать одной из сил, дестабилизирующих современную западную социальную систему. На эти силы и делают ставку радикальные левые по всему миру.

Вместе с тем левые радикалы в Европе неоднородны, движение мозаично и часто не имеет организационного оформления, что, однако, не мешает им активно участвовать в уличных протестных акциях, мобилизуя значительное количество радикально настроенной молодежи. Отсутствие идеологического единства часто ведет к расколам внутри движений, как это, например, произошло недавно в Италии с Rifondazione, от которых отделились так называемые Critical left с намерением революционизировать политику. Главный акцент в их программе сделан на классовом подходе, исключающемм правительственные коалиции и участие в выборах. Таким образом, эти группы левых не рассматривают участие

в выборах как необходимый и эффективный инструмент политики. Радикальные антикапиталистические левые, однако, гораздо более терпимы, чем «революционные левые», и в сущности имеют определенные политические перспективы. Более того, по мнению ряда экспертов, они являются реальной альтернативой социалистам. В качестве аргумента можно привести успех Оливера Бесонсена -лидера Революционной коммунистической лиги (LCR) на последних президентских выборах во Франции, который получил более 4% голосов избирателей.

Такие глубокие расхождения между радикальными левыми позволяют некоторым аналитикам выделять на крайнем левом фланге два течения и делать различия между радикальными левыми и революционными левыми. Термин «radical left» отсылает к тем силам, которые идентифицируются с сопротивлением неолиберализму и которые пытаются сформировать альтернативу социал-либерализму социалистических и социал-демократических партий, включая многие коммунистические партии. Революционные левые, напротив, ассоциируются с организациями, которые преданы делу социалистической революции. Революционные левые представлены организациями, входящими в IV Интернационал (троцкистский).

Глобальный экономический кризис во многом способствует успеху радикальных левых движений, а вот социалисты ищут альтернативу философии малых дел, исповедавшейся социал-демократами и зелеными в конце ХХ в., и пытаются со своей стороны предложить программу в контексте новых процессов глобализации.

Глобализация, в том числе с точки зрения социалистов, характеризуется возрастающим влияние международных организаций на социально-экономическое, хозяйственное, культурное развитие мирового сообщества, что ограничивает роль национальных правительств в регулировании многих аспектов жизни на находящихся под их властью территориях. В этом смысле процессы глобализации вступают в конфликт с таким ключевым компонентом либеральной демократии, как подотчетность гражданам избранных ими органов власти, возможность граждан влиять на процесс принятия политических решений. Невысокий интерес к выборам в Европар-ламент и низкая явка на эти выборы - лишь один из симптомов наметившегося явления.

И хотя национальные правительства не теряют своей традиционной роли, как ожидалось в конце ХХ в., и многие авторы по-прежнему рассматривают национальное государство как важный актор современности5, все же на фоне утраты национального суверенитета формируется новый тип суверенитета - так называемого

суверенитета империи (по Негри) без территории и центра, но по-прежнему удерживающего право принятия решения о применении насилия в исключительной ситуации6.

Протестное движение в мире приобретает новые формы, имеет иную социальную базу, распространяется в разных уголках земного шара7.

Для социалистического движения основной принцип борьбы с глобализацией, а точнее, с политикой - социальная справедливость, принцип, который разработан и реализован в проектах социалистических и социал-демократических партий. Учитывая их роль как парламентских и правящих партий, можно говорить о возможностях социалистов предложить новую архитектонику международных отношений (вплоть до реформы ООН8), где активными акторами становятся не только существующие субъекты международного права, но и институты глобального гражданского общества.

Новые отношения в глобальной экономике и глобальной политике особенно актуализировались в публичном дискурсе в связи с кризисом, который стал центральной темой ряда важнейших политических встреч и мероприятий социалистического движения мира и Европы.

В Мадриде 1 декабря 2008 г. на заседании Совета ПЕС в преддверии июньских выборов в Европарламент был принят «Манифест партии европейских социалистов»9, основной темой которого стал анализ причин кризиса и выработка предложений по выходу из него. В «Манифесте» красной нитью проходит тема дихотомии консервативной и прогрессивной Европы. «Консерваторы верят в рыночное общество и дают возможность богатым стать еще богаче в ущерб остальным. Мы верим в социальную рыночную экономику, которая позволит каждому члену общества максимально использовать возможности глобализации. Мы верим в солидарность между поколениями, а не в индивидуализм правого толка».

Социалисты рассматривают Евросоюз как важнейший механизм сплочения в эпоху глобализации, дающий странам Европы большие преимущества в решении глобальных проблем, последствия которых сказываются на локальном уровне.

Однако акценты по сравнению с последними десятилетиями смещаются, само название «Манифеста» говорит за себя - «Сначала люди. Новый путь для Европы». В центр экономической политики ставится человек и его благополучие, а справедливое общество, которое намерены строить евросоциалисты, - это общество, ориентированное в первую очередь на людей. «Новый социализм в Европе - это справедливое соблюдение прав граждан, независимо от их положения и места рождения. Мы можем решить проблему

неравенства, делая в европейском сотрудничестве акцент на улучшении жизни людей»10.

Дискредитация старых неолиберальных догм вызвала к жизни новую версию кейнсианства и в политике, и в науке. Эта модель кейнсианства предполагает выработку нового типа партнерства, основанного на концепции устойчивого развития, индустриальной политике, экономическом росте и высоких зарплатах, справедливом распределении ресурсов.

Учитывая системность и включенность социалистического движения в мировую политику, становится понятным возникновение предположения о новом консенсусе западных элит, который может состояться в форме гибрида европейской социал-демократии и социального либерализма «нового курса», который Уолден Белло назвал «глобальной социал-демократией»11.

Концепция глобальной социал-демократии в известном смысле является оппозицией, а точнее альтернативой, неолиберальной глобализации. Она не отрицает глобализации, исходит из ее благотворности в целом и говорит о необходимости изменения политики неолибералов, в первую очередь, на основе более справедливого распределения ресурсов, когда социальная политика интеграции должна быть связана с интеграцией рынков и финансов.

Среди основных принципов, которых придерживаются сторонники глобальной социал-демократии, можно выделить следующие:

- экономическое развитие и справедливость могут вступать в конфликт, и в этом случае приоритет необходимо отдать справедливости;

- свободная торговля в долгосрочной перспективе может быть не такой уж благотворной и оставлять большинство в бедности, поэтому важно, чтобы торговые соглашения были подчинены социальным и экологическим условиям;

- необходима реформа международных финансовых институтов и торговых соглашений;

- глобальная социальная интеграция должны сопутствовать глобальной рыночной интеграции;

- военные акции для решения проблем должны уступить место дипломатии и «мягкой силе», хотя и следует предпринимать гуманитарные военные вмешательства в ситуациях, когда имеет место геноцид;

- необходимо преодолевать нищету в беднейших регионах мира прежде всего путем осуществления так называемой «второй зеленой революции».

Отдельная тема глобальной социал-демократии - это проблема устойчивого развития и экологической безопасности. Эта пробле-

матика активно изучается как в Социнтерне, где была создана специальная комиссия по устойчивому развитию мирового сообщества, так и в многочисленных аффилированных и дружеских организациях Социнтерна, а также в рамках деятельности Глобального прогрессивного форума. Возникло течение и политика «зеленого кейнсианства» («Green Keynesianism»), или «зеленого капитализма» («Green Capitalism»).

Проблема решается не только на глобальном уровне, но и в региональных организациях социалистов и социал-демократов. Так, например, проблемы устойчивого развития Балтийского региона и стран Балтии являются предметом пристального внимания организации SAMAK, объединяющей партии и профсоюзы социалистической ориентации стран Балтии.

Социалисты признают тот факт, что бедность и разрушение окружающей среды становятся одними из важнейших проблем мирового сообщества. И ответственность развитых индустриальных стран должна быть выше, чем развивающихся. При этом в рамках «Целей развития тысячелетия» Север должен запустить масштабную программу помощи, или «План Маршалла» для Юга, обеспечить значительные инвестиции в то, чтобы направить глобальную экономику по пути большего благоприятствования экологии. Важно, что решение этих проблем видится в контексте реализации принципа справедливости и взаимной ответственности, когда основную нагрузку по сокращению загрязнений, парниковых газов должны брать на себя развитые страны.

Глобальный характер кризиса, его масштабы и последствия, с одной стороны, показали слабость либеральной модели экономики, основанной на незыблемости ценностей свободного рынка и полном невмешательстве государства, с другой - вызвали интерес к социалистическим идеям и переоценке либеральной модели экономики, вызвавшей кризис, по оценкам многих экспертов. Эпоха бурного роста глобального капитализма «вширь» (за счет включения ресурсов СССР + Восточной Европы и превращения Китая в «мастерскую мирового ширпотреба») и «вглубь» (так называемая «новая виртуальная экономика») сменилась очевидным кризисом финансово-экономической мировой системы.

Международное социалистическое движение сегодня становится одним из системных политических движений, претендующим на серьезную роль в национальных и международных общественно-политических структурах. Можно сказать, что оно становится важнейшим институтом глобального гражданского общества, оказывающим противодействие антигуманной политике глобализма и деятельности ряда международных организаций.

Социалистические партии, организации и движения все больше претендуют сегодня на роль главного «субъективного фактора» создания более прогрессивного посткапиталистического общества. И хотя политический маятник качнулся влево, сегодня эти идеи ложатся, скорее, в русло капиталистической, или социал-либеральной модели.

Примечания

1 Bell D. The end of ideology. Glenon, 1964.

2 Arendt H. The origins of Totalitarianism. Harcourt, 1973.

3 Fukuyama F. The end of the History? // The National Interest. 1989. Summer.

4 Hardt M, Negri A. Empire. Cambridge; Massachusetts; L.; England: Harvard University Press, 2002.

5 Globalization / Ed. by A. Appadurai. Durham, 2001; Appadurai A. Fear of Small Numbers. Durham, 2006.

6 Hardt M, Negri A. Op. cit.

7 Della Porta D. (ed.). The Global Justice Movement: Cross-national and Transnational Perspectives / Boulder С. Paradigm, 2007.

8 Reforming the united nations for a new global agenda. Paper was prepared by the Socialist International High-level Group on United Nations Reform. 2005.

9 PES Manifesto. [Belgium, 2009]. URL: http://www.pes.org/files/u1/ ManifestoBook_EN_Online.pdf (дата обращения: 07.08.2009).

10 Ibid.

11 Bello W. The coming Capitalist consensus / Foreign police in focus. [2008. December 24]. URL: http://www.fpif.org/fpiftxt/5765 (дата обращения: 06.08.2009).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.