Научная статья на тему 'Глобальная алмазная промышленность'

Глобальная алмазная промышленность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
815
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК АЛМАЗОВ / СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В СПРОСЕ / ГЛОБАЛЬНАЯ СТОИМОСТНАЯ ЦЕПОЧКА / ЮВЕЛИРНЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ АЛМАЗЫ / DIAMOND MARKET / STRUCTURAL CHANGES IN DEMAND / GLOBAL VALUE CHAIN / GEM AND INDUSTRIAL DIAMONDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев В. Б.

В последние годы новый спекулятивный спрос в Китае и Индии, соответственное финансовое давление на отрасль, фундаментальные сдвиги в поколении потребителей и культуре спроса, а также достижения в технологиях производства искусственных лабораторных алмазов, все эти факторы сделали алмазную отрасль очень привлекательной для анализа и прогнозирования. Будущее этой отрасли зависит также от структурных сдвигов в экономическом развитии крупнейших алмазных рынков мира. Все эти факторы влияют на все сегменты алмазной отрасли от добычи до розничных продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global diamond industry

In recent years the diamond industry's over-speculation on new consumer demand in China and India, the resulting financial consequences and pressure on the industry, fundamental shifts in generational consumer and cultural demand, and the advancement of labdiamond production technology, have made diamond industry extremely interesting to observe and challenging to predict. The future of the diamond industry hangs on the structural changes in the development of basic diamond markets. All of these forces impact all of the segments of the diamond industry, from mine to retailer

Текст научной работы на тему «Глобальная алмазная промышленность»

Глобальная

алмазная

промышленность

¿ч * п

«è

-

В.Б. Кондратьев, д-р экон. наук, профессор, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований института мировой экономики и международных отношений РАН (ИМЭМО)_

Алмазная промышленность представляет отрасль горной промышленности по добыче, обработке и продаже необработанных алмазов. Производство алмазов сейчас далеко от исторических максимумов. По данным компании Bain &Company, в 2005 г. в мире добывалось 177 млн карат. Плавное снижение в 2006-2008 гг. переросло в весомое падение в кризисном 2009 г. С тех пор уровень добычи почти не меняется и составил в 2016 г. 128 млн карат (рис. 1).

Годы

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Источник: рассчитано по [1]

Рис. 1 Добыча алмазов в мире

Подавляющий объем добычи алмазов сосредоточен в девяти странах, на долю которых приходится 99 % мировой добычи в натуральном выражении. Наиболее крупными производителями алмазов являются Россия, Ботсвана и Демократическая Республика Конго (рис. 2).

Россия Ботсвана Конго Австралия

Зимбабве Ангола

Южная Африка

Намибия

Прочие

Источник: рассчитано по [1]

Рис. 1 Структура добычи алмазов по странам, %, 2013 г.

Таблица 1 Динамика добычи алмазов по ведущим странам мира (млн карат)

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Ангола 9,8 9,7 9,8 8,1 8,2 9,8 9,8 9,8 9,8

Австралия 13,ö 14,6 11,5 9,7 9,8 11,4 9,8 13,ö 13,ö

Ботсвана 31 16,2 21,3 22,7 19,7 22,8 23 19,5 23

Демократическая Республика Конго 32,6 21,1 19,7 17,8 21,3 14,6 14,8 14,7 14,8

Зимбабве - 1,ö 6,6 8,1 9,8 9,8 4,9 3,3 3,3

Канада 13,ö 9,7 9,8 9,7 9,8 9,8 9,9 11,4 14,8

Намибия 3,3 2,ö 3,ö 1,6 3,ö 3,2 3,3 3,2 1,6

Россия 35,9 34,1 34,5 35,6 36,1 35,8 39,5 42,3 39,4

Южная Африка 13,ö 5,2 8,2 6,5 6,6 6,5 6,6 6,5 6,6

Динамика добычи по странам представлена в табл. 1. Крупнейшие добывающие алмазы компании работают по всему миру, за исключением Зимбабве и Конго, где месторождения алмазов разрабатываются мелкими компаниями и отдельными старателями. Представление о динамике и роли компаний на глобальном рынке добычи алмазов можно получить из табл. 2 и рис. 3.

Таблица 2 Добыча алмазов крупнейшими компаниями мира, (млн карат)

Компания Страна добычи 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Алроса (Россия) Россия, Ангола, Ботсвана 36,ö 3ö,6 33,2 33,1 33,8 36,1 35,4 37,4 35,6

De Beers (ЮАР) Ботсвана, Южная Африка, Намибия, Зимбабве, Индия) 46,7 23,5 3ö,B 3ö,7 27,8 31,3 31,8 28,8 26,1

Rio Tinto (Австралия, Великобритания) Австралия, Канада, Зимбабве, Индия) 19,2 12,9 11,9 1ö,6 12,1 14,4 13,ö 16,8 16,6

Dominion Diamond (Канада) Канада 7,2 5,9 5,1 3,5 3,6 4,8 4,7 4,8 7,1

Petra Diamond (ЮАР) Южная Африка, Танзания, Ботсвана) - 1,2 2,4 2.4 3,6 4,8 5,ö 5,2 5,5

Прочие 5ö,3 4ö 37,9 37,8 45,9 38,5 33,ö 35,9 37,ö

Источник: рассчитано по [2]

Источник: рассчитано по [l]

Алроса De Beers Rio Tinto

Dominion Diamond Petra Diamond Прочие

Источник: рассчитано по [2]

Рис. 3 Доля крупнейших компаний в добыче алмазов, %

Мировая добыча алмазов сосредоточена в основном на крупных месторождениях, на которые приходится 55 % глобальной добычи. Эти месторождения разрабатываются в течение долгого времени, и на многих из них произошел переход к подземной добычи с ограниченным жизненным циклом в 10-20 лет. Остальная добыча происходит на россыпных месторождениях, важнейшие из которых расположены в Зимбабве (Ма§агаи§е) и Демократической Республике Конго (МЫД-МаД1).

Динамика добычи алмазов компаниями является разнонаправленной. Три из пяти компаний в 2015 г. нарастили объемы добычи. Добыча в целом по миру выросла на 3 млн

Страна

карат, или на 2,4 %. Текущий уровень добычи далек от максимумов, однако в случае с отдельными производителями динамика может сильно варьироваться от компании к компании. Объемы добычи и объемы реализации также могут сильно различаться. Накопление на складах значительных объемов произведенной продукции — не редкость для крупных игроков отрасли.

В 2015 г. падение объемов реализации наблюдалось у трех самых крупных компаний: Rio Tinto, «АЛРОСЫ» и De Beers. Более стабильно обстояли дела у Dominion Diamand и Petra Diamands, однако это было обусловлено более высокой долей промышленных алмазов в структуре их реализации. В целом для рынка тенденция снижения объемов продаж, обусловленная отчасти нежеланием снижать цены, очевидна. В начале 2016 г. крупнейшие производители все же пошли на снижение цен с целью не допустить чрезмерного накопления готовой продукции на складах.

Наиболее репрезентативно результаты продаж отражает выручка. При неизменности, а тем более при снижении объемов реализации вместе с влиянием цен, падение выручки будет у всех компаний значительным. Однако необходимо помнить, что все участники рынка имеют неоднородную продукцию, а потому средневзвешенные цены отдельных компаний могут сильно различаться между собой.

Единственной компанией из рассматриваемых, выручка которой выросла в 2015 г., стала Dominion Diamand. Впрочем, существенный рост реализации, в свою очередь, противоречит снижению производства, а потому, по всей видимости, имеет место реализация накопленных запасов.

Не все представленные компании работают на долларовых рынках, а потому динамика выручки в валюте основной деятельности может отличаться. Наиболее яркий пример -«АЛРОСА», рублевая выручка которой благодаря курсу существенно подросла, даже несмотря на снижение выручки в долларах США.

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

0

7114

Э4ЭП

ПП1

901 едя 752 916

1-1 i-1-1

Rio Tinto Domonion Diamand Petra Diamands

Алроса De Beers

■ 2014 г. □ 2015 г.

Источник: [3]

Рис. 4 Выручка от реализации алмазов, млн долл. США

Также можно привести данные по чистой прибыли компаний. Anglo American, которой принадлежит De Beers, чистую прибыль по отдельным сегментам не раскрывает. 600 531

400 200 0

-200 -400 -600

-443

га

104

79

-23

68 60

Алроса De Beers

Rio Tinto Domonion Diamand Petra Diamands

2014r. □ 2015 г.

Отрицательная чистая прибыль «АЛРОСЫ» в 2014 г. -следствие убытков по курсовым разницам и в действительности негативных последствий для компании не имела.

Динамика выручки и чистой прибыли могут не в полной мере отражать положение дел в компании, поэтому сравним компании по показателю EBITDA. 3000 2500 2000 1500 1000 500 0-

2472

1953

1811 —

990

гтп ¿Чн ВА

Алроса De Beers Rio Tinto Domonion Diamand Petra Diamands ■ 2014r. □ 2015 г.

Источник: [3]

Рис. 6 EBITDA компаний, млн долл. США

На основе приведенных данных можно рассчитать рентабельность рассматриваемых компаний.

60

50

40

30

20

10

0-

53

45

42

35

26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21

26

40

Источник: [3]

Рис. 5 Чистая прибыль, млн долл. США

Алроса De Beers Rio Tinto Domonion Diamand Petra Diamands ■ 2014r. □ 2015 г.

Источник: [3]

Рис. 7 Рентабельность по EBITDA, %

И тут картина уже несколько иная. Если рост рентабельности у Domonion Diamand объясняется ростом продаж и выручки, то в случае с «АЛРОСОЙ» и Rio Tinto причины нужно искать в другом. Впрочем, как уже не раз упоминалось, «АЛРОСА» работает на российском рынке, то есть в рублях, а потому при переводе показателей отчетности в доллары нельзя забывать о том, что изменение курса все равно найдет свое отражение, только в части затрат. Таким образом, снижение выручки в долларах США было компенсировано еще более внушительным снижением расходов, номинированных в долларах, в результате девальвации рубля. Отсюда и рост рентабельности. География деятельности Rio Tinto более обширна, но и там укрепление доллара стало одной из причин роста рентабельности.

Интересна динамика капитальных затрат компаний (рис. 8).

Здесь почти у всех компаний наблюдается либо рост, либо стабильность. Снижение капиталовложений «АЛРОСЫ» 1200 1000 800 600 400 200

Алроса De Beers Rio Tinto Domonion Diamand Petra Diamands ■ 2014 г. П 2015 г.

Источник: [3]

Рис. 8 Капитальные вложения, млн долл. США

связано с динамикой того же обменного курса. В рублях величина достаточно стабильна. Аналогичная причина снижения и у Rio Tinto. Прочие участники рынка в этом отношении показали прирост капиталовложений. Стоит также отметить, что капитальные затраты принято делить на две составляющие - затраты на поддержание текущего уровня добычи и затраты на ее увеличение. Первая составляющая, как правило, относительно стабильна. Резкий рост капитальных затрат почти всегда связан с планами по увеличению производства, а потому, учитывая и некогда больший объем алмазного рынка, в будущем следует ждать нового роста объемов добычи и реализации. Справится ли рынок с возросшим объемом предложения - неизвестно. Крупные игроки привыкли жить в ситуации, близкой к олигополии, и агрессивная политика расширения пока небольших, но стремительно растущих компаний может в будущем ударить по ценам.

По своим качествам алмазы, добываемые на месторождениях, делятся на две группы: ювелирные (около 70 % всей мировой добычи) и технические. Последние широко используются в промышленных целях (производство бурового оборудования, режущих инструментов и абразивных порошков. Ювелирные алмазы сортируются по размеру, цвету, качеству и форме и затем продаются покупателям в соответствии с продажной политикой добывающей компании. В зависимости от качества добываемых алмазов, текущего состояния рынка, принятой маркетинговой стратегии добывающие компании используют различные подходы к продажам: индивидуальные заказы, тендеры, аукционы, спотовые сделки и долговременные контракты.

Крупнейшими торговыми центрами, где концентрируется большая часть торговли необработанными алмазами, являются Бельгия, ОАЭ, США, Гонконг, Индия и Израиль.

Суммарный экспорт и импорт алмазов в 2015 г. превышал объем их производства (добычи). Алмазы продаются и перепродаются, перетекая из страны в страну. При этом они каждый раз учитываются, из-за чего один и тот же алмаз может быть посчитан несколько раз.

Сравнивая объемы экспорта и импорта страны, можно составить представление не только о потреблении на ее территории алмазов, но также об их переработке. Например, Индия импортирует на 100 млн карат больше, нежели экспортирует. Это не значит, что остальные алмазы остаются в стране, а говорит о том, что в стране развита ювелирная промышленность. Индия с древнейших времен и по сегодняшний день остается крупным центром обработки и огранки алмазов.

Алмазы разнородны и значительно различаются по размерам, что может кратно влиять на их стоимость. Поэтому помимо сравнения по натуральным объемам целесообразно также сравнивать страны по стоимостным объемам добычи.

Таблица 3 Средняя стоимость алмазов, добываемы в разных

странах

Страна Средняя стоимость одного карата, долл. США

Наиболее дорогие

Лесото 931

Намибия 591

Либерия 458

Сьерра Леоне 308

Наиболее дешёвые

Демократическая Республика Конго 8

Австралия 23

Республика Конго 25

Кот-д'Ивуар 33

Источник: [3]

Ниже приведены страны с самой высокой и самой низкой средней ценой за один карат.

Как видно из таблицы, значительные объёмы добычи могут соответствовать низкой стоимости, и наоборот. Наилучшие тому примеры - Демократическая Республика Конго и небольшое государство Лесото. Это не значит, что одни и те же алмазы в разных странах стоят по-разному. Играет роль структура производства: где-то больше добывается крупных и качественных ювелирных алмазов, где-то преимущественно технических.

Ниже приводятся данные об импорте и экспорте алмазов (табл. 4).

Таблица 4 Структура экспорта и импорта алмазов в мире

Страна Объём, млн карат

Экспорт

Европейский Союз 96,7

ОАЭ 63,6

Индия 34,3

Россия 30,8

Импорт

Индия 130,1

Европейский Союз 104,1

ОАЭ 62

Китай 14

Источник: [3]

Эти данные указывают, скорее, на страны, наиболее активно задействованные в добыче или переработке алмазов, но не всегда на то, где эти алмазы фактически потребляются.

Средняя цена российских алмазов - 101 долл. США за карат. При этом необходимо понимать, что 97 % в стоимостном выражении составляют ювелирные алмазы, средняя цена которых значительно выше. По данным «АЛРОСЫ», крупнейшей и фактически единственной алмазодобывающей компании России, она по итогам 2015 г. составила 170 долл. за карат.

Ювелирные алмазы добываются в основном в Ботсване, России, Южной Африке, Анголе, Намибии, Австралии и Демократической Республике Конго. В среднем для производства одного карата готового алмаза необходимо добывать 250 т руды. Важнейшими центрами обработки алмазов, где они оцениваются, полируются и продаются, являются Антверпен, Тель-Авив и Нью-Йорк. В отличие от драгоценных металлов, таких как золото или платина, ювелирные алмазы не торгуются как товары: при продаже алмазов существует значительная надбавка к цене и нет активного рынка по перепродаже алмазов. Отличительной чертой торговли ювелирными алмазами является высокая концентрация: оптовая торговля и обработка алмазов ограничены малым числом предприятий.

Больше 90 % алмазов полируется в г. Сурат (штат Гуджарат) в Индии, а также а в Антверпене, Лондоне, Нью-Йорке, Тель-Авиве и Амстердаме. Более 50 % мирового производства необработанных, полированных и технических

алмазов проходит через Амстердам. Восемь из десяти необработанных алмазов торгуются в Амстердаме. Оборот алмазного сектора в этом городе достигает 40 млрд долл. На торговлю алмазами приходится 8 % экспорта Бельгии и 12 % экспорта Фландрии. В этом секторе занято 30 тыс. человек.

Современные технологии позволяют с высокой точностью определить экономическую ценность месторождений. Начинается все с аэрофотосъемки. Затем геофизики проводят наземные геофизические обследования для обнаружения и более точной фиксации аномалий, связанных с кимберли-товыми породами. Наиболее часто используемыми геофизическими методами являются: магнитные измерения (воздушные и наземные), воздушный мультиспектральный анализ, гравитационный, радиометрический, сейсмический.

В настоящее время в мире известно существование 5 тыс. кимберлитовых тел, но только 100 из них обладают достаточным содержанием алмазов, представляющих экономический интерес. Кимберлитовая, аллювиальная и морская добыча используют разные технологии. Кимберлитовые месторождения могут быть открытыми и подземными. Аллювиальные месторождения могут разрабатываться только в небольших масштабах. Морская добыча требует использования специальных судов. Добыча алмазов имеет место на всех континентах Земли.

Необработанные алмазы сортируются на основе таких характеристик, как форма, размер, цвет и качество. Компания The Diamond Trade Company (дистрибьюторское подразделение корпорации De Beers) подвергает сортировки и дистрибуции 45 % мирового объема необработанных алмазов. Большая часть их продается через Антверпен и в последнее время через Мумбай. Кроме того, DTC эксклюзивно продает алмазы 93 своим особым клиентам, которые называются Sightholders (сайтхолдеры). Добытые необработанные алмазы поставляются экспертам, сортирующим их в 12 тыс. отдельных категорий в процессе подготовки к продаже. Большая часть алмазов попадает в группу стандартных цветов от бесцветных до светло-желтых или коричневых. Некоторые очень редкие алмазы обладают яркими оттенками: розовыми, голубыми или зелеными.

Наиболее чистыми алмазами считаются алмазы без цвета и оттенков, однако все необработанные алмазы обладают определенными отметинами, известными как вкрапления или включения, которые делают каждый алмаз уникальным. Алмазы наивысшего качества по цвету и чистоте направляются на рынок драгоценностей с особым сертификатом Kimberly Process Certificate. Остальные в конечном итоге используются для промышленных целей.

Рынок технических алмазов функционирует несколько иначе, чем рынок драгоценных алмазов. Эти алмазы оцениваются по таким свойствам, как твердость и теплопроводность. Прочие характеристики (чистота и цвет) в данном случае не имеют значения. Вот почему 80 % добывающихся в мире алмазов (примерно 100 млн карат или 20 тыс. кг ежегодно) не подходят для ювелирной промышленности, используются в промышленности и известны как «борт». В дополнение к добытым алмазам все большее использование в промышленных целях находят синтетические, искусственные алмазы - после их изобретения в 1950-х годах прошлого столетия. Для этих целей ежегодно производится 3 млрд карат (600 метрических тонн) алмазов.

Основными направлениями промышленного использования алмазов являются резка, бурение, шлифовка. Использование алмазов для этих целей не требует крупных алмазов. Алмазы вставляются в буровые наконечники или

режущие диски, а также добавляются в порошковые смеси для операций шлифовки и полировки. Синтетические алмазы предполагается использовать в перспективе в качестве полупроводников в микрочипах или в качестве теплоприем-ников в электронной промышленности.

В последние годы и в перспективе алмазная промышленность будет находиться под влиянием трех главных факторов: новые ценовые и организационные условия, новое поколение потребителей и новые технологии.

В последние пять лет цены на алмазы достигли своего исторического максимума в основном за счет спроса со стороны стран Восточной и Южной Азии, где использование алмазов в украшениях стало новым трендом, в основном, в Китае и Индии. Экономический прогресс в этих странах генерировал появление значительных слоев новых потребителей, способных позволить себе покупку новых алмазов и других предметов роскоши и желающих приобщиться к традициям и влиянию развитых стран Запада. Китайские ретейлеры, такие как Chow Tai Fook, стали повсеместно открывать в стране магазины, требовавшие значительных запасов товаров.

Напористая обрабатывающая промышленность (по шлифовке алмазов) в стремлении воспользоваться представленными возможностями начала закупать и увеличивать запасы необработанных алмазов. Банки, традиционно финансирующие эту промышленность, в свою очередь, расширили возможности кредитования. Мощный спрос на необработанные алмазы позволил производителям (добывающим компаниям) соответственно поднять цены на свою продукцию. В результате цены эти выросли за 2009-2011 гг. почти на 75 % (рис. 9).

Источник: [3]

Рис. 9 Средние цены на алмазы, млн долл. США/карат

Несмотря на периоды снижения, в целом исторически цены растут. Это и понятно: с ростом промышленности, населения и его доходов растет и спрос на драгоценные камни. При этом ресурсы ограничены, как и возможности быстрого наращивания производства.

Рынок оказался перегретым, спрос на алмазы просел и сильно закредитованная промышленность стала нести убытки, в результате чего цены на необработанные алмазы снизились к 2012 г. на 20 %. И лишь к 2015 г. наметилась некоторая стабилизация рынка после того, как крупнейшие производители (De Beers, ALROSA и Rio Tinto) сократили новые поставки на глобальные рынки.

Так как алмазы - товар глобальный, нельзя не упомянуть курс. В зависимости от того, в какой стране добываются драгоценные камни, он может существенно влиять на финансовое положение добывающих компаний. Сами цены достаточно стабильны и в подавляющем большинстве случаев номинированы в долларах США.

Спрос на алмазы тесно связан со спросом на ювелирные изделия из них, который в свою очередь, хорошо реагирует

на темпы роста мировой экономики и доходов населения в странах, куда импортируют большую часть добываемых драгоценных камней и изделий из них.

Рынок алмазов можно считать более стабильной альтернативой другим сырьевым рынкам. Спрос на драгоценные камни в денежном выражении хоть и значительно ниже спроса, скажем, на нефть, газ, золото, уголь или металлы, но зато более предсказуем и стабилен, что сказывается и на ценах. Так как большая часть выручки приходится на ювелирные алмазы, которые меньше, чем технические, подвержены колебаниям спроса со стороны промышленного производства, отрасль в кризисные для мировой экономики моменты выглядит достойно. 110

101 .......... ............с

100 98 .........

95 .п 92

90 ...о--'

90 о-.......

85

80 ^-,-,-,-,—

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Источник: [3]

Рис. 10 Прогноз средних цен на алмазы, млн долл. США/карат

В то время как молодые китайские и индийские потребители все чаще покупают кольца с алмазами в начале своей совместной жизни, у нового поколения на Западе существенно изменяются вкусы и привычки по сравнению с предыдущими поколением. Группа потребителей в возрасте 18-35 лет позже вступает в брак (если вообще делает это) и у нее иные представления о семейных ценностях. Они если и покупают алмазы, то лишь в единичных случаях, и это всегда только серьги, а не кольца.

Другой тенденцией является покупка драгоценностей женщинами для себя. По данным лондонского аукционного дома ВопЬатэ, на женщин - покупателей в 2016 г. пришлось 28 % всех покупок алмазов, что на 4 % больше, чем четыре года назад. И что более важно - стоимостная сумма таких покупок выросла в два раза [4]. Это результат тенденции к росту независимого дохода у женщин, а также снижения коэффициента брачности в США и других ведущих стран Запада.

Выращенные в лабораториях или искусственные алмазы известны уже более 50 лет, но только сравнительно недавно их производство стало экономически выгодным для использования в технических целях. Более 95 % промышленных алмазов, используемых в целях шлифования, созданы в лабораториях, главным образом в Китае и Индии. И только в последние годы наметился существенный рост инвестиций в производство искусственных алмазов для ювелирных целей. Проблемой для промышленности синтетических ювелирных алмазов является не только и не столько развитие новых технологий, сколько разработка брендовой и маркетинговой стратегии, которая требует значительных инвестиций. Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие годы искусственные алмазы завоюют существенную долю рынка ювелирных алмазов, которая сегодня составляет 1-5 % [4]. Синтетические алмазы в настоящее время продаются с 15-20 процентным дисконтом по отношению к природным аналогам, в то время как другие синтетические драгоценности, такие как рубины, изумруды и сапфиры - с дисконтов в 95 %.

После периода роста с 2012 по 2014 гг. потребление ювелирных алмазов вошло в стадию умеренного развития. В 2015 г. розничные продажи ювелирных алмазов выросли на 3 % .

В следующие три года поставки необработанных алмазов на мировой рынок будут увеличиваться на 3-5 % в год за счет спроса в США и роста среднего класса в Китае и Индии.

В 2016 г. добыча алмазов в мире выросла на 2 % до 128 млн карат. Наибольший рост наблюдался в Австралии и России, где компания Rio Tinto расширила добычу на месторождении Argyle, а Алроса ввела в эксплуатацию новое месторождение Гриб. Наибольшее падение наблюдалось в Африке, где компания De Beers снизила добычу в Ботсване.

В долгосрочной перспективе до 2030 г. глобальный спрос на необработанные алмазы прогнозируется на уровне 2-5 % в год. США и Китай останутся крупнейшими рынками ювелирных алмазов, а Индия, по всей вероятности, займет по этому показателю третье место, обогнав к 2020 г. Европу и Японию [1].

К долгосрочным рискам для отрасли можно отнести и развитие производств синтетических алмазов. На данный момент такое производство стоит больших денег и находится в зачаточном состоянии, но технологии развиваются быстро, а потому в скором времени, возможно, практически любой камень можно будет получить искусственно. Скорее всего, натуральные алмазы не потеряют полностью спрос даже при наличии неограниченного предложения искусственных, так как ювелирная отрасль в этом отношении достаточно консервативна — высокую цену имеет не столько сам камень, сколько престиж обладания им, а дешевые аналоги такого престижа не дадут. Тем не менее искусственные алмазы вполне могут заменить промышленные, однако вторые получаются как побочный продукт, а потому точно никуда не исчезнут, разве что в цене упадут.

В целом положение компаний алмазодобывающей отрасли можно назвать устойчивым. Даже несмотря на падение спроса на алмазы рентабельность остается высокой, а после не самого удачного 2014 г. основные игроки рынка получили положительный итоговый финансовый результат. Драгоценные камни, на которые идет большая часть наиболее дорогих алмазов, имеют стабильный спрос, а потому в долгосрочной перспективе отрасль выглядит привлекательной для инвесторов. Что касается российской «АЛРОСЫ», то значительную поддержку ей оказало падение курса рубля. Компания планирует постепенно наращивать производство и искать новые рынки сбыта. Учитывая ее положение в отрасли, сильные и стабильные финансовые результаты последних лет, огромные ресурсы и запасы, - перспективы выглядят очень позитивно.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:_

1. The Global Diamond Industry 2016: The Enduring Allure of Timeless Gems. Bain & Company Report, December 05, 2016

2. World Diamond Market. http://mg.alrosa.ru/diammds-exphined/the-world-diamond-market/

3. Мировая алмазодобывающая промышленность. http://people.conomy.ru/blog/ analytics/983.html

4. A New Diamond Industry. Mining Journal. 9 January 2017http://www.mining-journal. com/commodities/diamonds/a-new-diamond-industry/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.