УДК 316.32:316.73 ББК 60.032.2
Б 83
О.В. Боровик,
кандидат юридических наук, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79852367662, e-mail: [email protected]
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
(Рецензирована)
Аннотация. Одной из важнейших задач современного социального знания является анализ тенденций глобализации в контексте социокультурных трансформаций. В статье проводится анализ глобализационных процессов и выявляется их отличие от совокупности социальных тенденций в современном универсуме. Показано, что глобализация представляет собой длительный, растянутый во времени процесс, исходную точку которого найти крайне проблематично. Рассматриваются тенденции глобализации, ее факторы и сопутствующие естественные изменения, которые неизбежно происходят в современном мире.
Ключевые слова: глобализация, общество, трансформация, социальное развитие, тенденции и факторы глобализации.
O.V. Borovik,
Candidate of Law Sciences, Associate Professor of Department of the General HumanitiesandNatural-ScienceDisciplines,theEssentukiInstituteofManagement, Business and Law, Essentuki,ph.: +79852367662, e-mail: [email protected]
GLOBALIZATION IN THE CONDITIONS OF MODERN SOCIOCULTURAL TRANSFORMATIONS
Abstract. One of the most important problems of modern social knowledge is the analysis of globalization tendencies in the context of sociocultural transformations. The paper analyzes globalization processes and reveals their difference from set of social tendencies in a modern universum. It is shown that globalization represents the long, dragged-out in time process and it is extremely problematic to find its starting point. The publication examines globalization tendencies, its factors and the accompanying natural changes which inevitably happen in the modern world.
Keywords: globalization, society, transformation, social development, tendencies and factors of globalization.
Изменение структуры общества, протекающее в ходе исторического процесса, привело к ситуации, которую традиционно рассматривают в качестве беспрецедентной. Интенсификация социальных процессов, повышение динамики социального взаимодействия как внутри локальных обществ, так и на международном уровне, возникновение единого информационного пространства - все это в совокупности определяет облик нашего времени. Постановка вопроса о глобализации в подавляющем количестве исследований приводит к тезису о специфической, уникальной ситуации, которая ставит перед обществом новые проблемы, требующие своего разрешения. Глобализация как уникальное явление - интересная и чрезвычайно актуальная тематика, тем более что ряд аргументов в пользу
специфического характера современной эпохи звучат справедливо. Однако постановка вопроса об уникальности глобализационных тенденций не содержит в себе достаточного основания для последующего шага в раскрытии специфики глобализационных процессов, поскольку признание уникального характера данного феномена требует, в первую очередь, его отграничения от уже изведанной сферы познанных и объясненных явлений. Это та причина, по которой анализ глобализа-ционных тенденций зачастую носит описательный характер и отражает не столько механизмы развития современного общества, сколько тенденции, свойственные современному историческому этапу. Очевидно, что динамика современных социальных процессов действительно не имеет аналогов в истории, а степень взаимосвязи локальных общественных систем непрерывно растет. Однако большинство свидетельств в пользу уникального характера гло-бализационных процессов носит характер количественного указания на повышение числа социальных контактов, динамических процессов внутри локальных обществ, скорости протекания отдельных форм социальной коммуникации и т.д. Все это не отражает качественный аспект проблемы, а именно - не является свидетельством в пользу того, что современный этап является принципиально отличным от тех, которые имели место ранее. С точки зрения идеи прогресса, количественное увеличение отдельных показателей общества естественно, и в этом смысле каждый последующий временной отрезок может быть рассмотрен в качестве уникального. Основной вопрос, которому посвящена настоящая статья, звучит следующим образом: каковы критерии, определяющие специфический характер глобализации в условиях современных универсализацион-ных процессов? Ответ на данный вопрос требует отражения не столько
количественных, сколько качественных изменений.
Следует сразу отметить, что при таком подходе чистый показатель интенсивности того или иного процесса не имеет решающего значения, однако свидетельства об изменении соотношения тех или иных сфер общественной жизни, выраженные в количественной терминологии (больше, меньше), сохраняют свою значимость. В данном случае речь идет о категории меры, которая одновременно отражает и количественный, и качественный аспекты.
Возвращаясь к вопросу о специфике глобализации, следует обратить внимание на объект рассмотрения. Имеет принципиальное значение, рассматриваем мы современность или же речь идет о динамике глобализационных процессов в социально-исторической ретроспективе. Причина заключается в том, что глобализация, как тенденция интеграции, имеет длительную историю и выходит далеко за рамки современности, а доступный метод анализа идеи глобализации может быть применен безотносительно к специфике современных социальных процессов. Напротив, раскрытие текущего состояния общества предполагает рассмотрение всех наиболее значимых его факторов, в том числе и концепции глобализации.
Для того чтобы проиллюстрировать данное положение, следует обратиться к этимологии слова «глобализация». Данное слово обозначает процесс формирования глобальной системы общественных отношений, что предполагает постепенный выход ведущих институциональных сфер на мировой уровень. При этом, в силу того, что речь идет о процессе трансформации, финальной стадией которой станет возникновение глобального общества, фактически, вся история человечества (при условии, если в будущем действительно будет реализовано глобальное общество) представляет собой процесс глобализации. И дело не в том, что
с каждым годом происходит приближение этого момента. Процессы, происходящие в современном обществе и зачастую выступающие в качестве свидетельства того, что глобализация уже активно реализуется, уходят своими корнями в глубокое прошлое. И в этом смысле зарождение и постепенное развитие отдельных тенденций датируется не прошедшим столетием. Ряд явлений, вписывающихся в понятийную матрицу идеи глобализации, имели место уже в эпоху средневековья.
Рассмотрим по порядку, каковы основные аспекты становления глобального общества. Во-первых, одним из важнейших показателей специфичности современного общества является чрезвычайно высокий уровень его структурной сложности и, одновременно - крайняя степень динамичности общественных процессов [1].
Во-вторых, в современном обществе реализуются интенсивные процессы транспортной и информационной коммуникации, что приводит к повышению скорости протекания торговых операций, а также способствует развитию международного сотрудничества экономического характера.
В-третьих, созданное единое информационное пространство сети Интернет позволяет размещать, распространять и потреблять информацию в практически неограниченном объеме.
В-четвертых, в современном мире повысилась степень зависимости государств друг от друга, а также от крупных участников экономических операций, выходящих за рамки территориальной определенности отдельных государств.
В-пятых, сформировалось множество международных организаций, несущих различную функциональную нагрузку и не подчиняющихся напрямую ни одному из государств в силу своего транснационального характера.
Наконец, в-шестых, локальные государства постепенно сталкиваются с проблемой утраты рычагов воздействия на ряд социальных сфер ввиду выхода их развития на самостоятельный уровень (в том числе в связи с взаимодействием транстерриториальных организаций и локальных обществ).
Следует отметить, что цель проводимого анализа состоит не в том, чтобы опровергнуть или доказать специфичность современного исторического периода. Речь идет скорее о том, чтобы выделить инвариантные социальные тенденции, набравшие в настоящее время большую силу, и отделить их от действительно уникальных факторов, определяющих облик нашего времени.
Повышение динамики общественных процессов представляет собой естественный результат таких факторов, как: рост населения [2]; внедрение достижений научно-технического прогресса в хозяйственно-экономическую и социокультурную жизнь человечества, позволяющих сократить временные издержки на осуществление коммуникации; повышение количества продукции, входящей в сферу потребностей членов общества, и, соответственно, расширение сферы производства; внутреннее усложнение структуры общества (что является косвенным следствием обозначенной выше тенденции усложнения функциональной сферы общества) [3]; повышение интенсивности внешней коммуникации (на информационном, политическом, экономическом уровнях) [4].
Все перечисленные факторы имеют длительную историю интенсификации, что не позволяет судить об их качественно новом значении. Исключение составляет только область внешней коммуникации, поскольку в ней можно судить о смещении социального баланса с внутренних процессов и самообеспечения общества в сторону интенсивной внешней коммуникации. Одним
из специфических проявлений данной тенденции является такой распространенный в настоящее время феномен, как международная специализация в экономике.
Что касается усложнения общественной структуры, можно с уверенностью сказать о том, что данный процесс непрерывен и является отражением социального прогресса. Развитие общества предполагает постепенную ролевую дифференциацию, однако, помимо естественного процесса специализации, имеет место одновременный процесс усложнение системы товарно-денежных отношений, связанный с непрерывным расширением спектра товаров и услуг. Этот процесс существенно ускорился в результате совершенных в течение последнего столетия научных открытий и технических разработок, однако было бы некорректно судить о принципиальном различии между многообразием товаров в начале века и в его конце. Исключение составляет разве что область информационного обмена, в которой все серьезнее заявляет о себе индустрия информационных технологий, а также разнообразные сервисы по покупке и реализации различного рода информационных продуктов. Однако, несмотря на специфический характер данного сектора экономики, по ряду признаков он мало чем отличается от сферы материального производства.
Обращая внимание на специфику современной глобализации, следует отметить, что качественно иной характер протекания общественных процессов в ней задают следующие факторы: развитие информационных технологий и нарушение территориальной обособленности носителей сходных культурных установок; развитие тенденций международной специализации в производстве товаров; возникновение транстерриториальных организаций, определяющих облик различных сфер общественной жизни; смещение социального баланса с внутренних
процессов на внешние (что проявляется как в чрезвычайной открытости локальных обществ внешним воздействиям, так и в интенсивности процессов экономического и политического взаимодействия).
Именно эти процессы (в отличие, например, от роста населения или повышения интенсивности внутренней коммуникации) определяют интеграцию современного общества и способствуют формированию конструктивного сотрудничества между отдельными государствами. Следует отметить, что как международное сотрудничество, так и формирование транстерриториальных институциональных систем имеет исторические аналоги в прошлом (примером, в частности, может выступить транстерриториальный характер католической Церкви), однако на настоящем этапе эти тенденции можно рассмотреть в качестве самостоятельных в силу того, что они приобретают определяющее значение. Если средневековое государство может быть рассмотрено как социальный институт, еще не выделившийся и не обособившийся от института религии, то для текущей ситуации характерно скорее преобладание отдельных институциональных сфер над политической разделенностью мирового общества. В силу этих причин можно судить скорее об интенсификации данной тенденции (в противовес постепенному угасанию католической Церкви). Фактически, если ранее имел место выход отдельных социальных институтов за рамки религии, то в настоящее время реализуется преодоление ведущими социальными институтами границ государств. Сетевое развитие институциональных организаций (в том числе и на уровне политики) приводит к формированию принципиально нового поля взаимодействия, что представляет чрезвычайно большой интерес для последующих теоретических разработок.
Подводя итоги, следует отметить, что современная эпоха
развития социального универсума характеризуется наличием нескольких принципиально новых тенденций развития мирового общества, и одной из них выступает проявление отдельных векторов развития процессов глобальной интеграции. Однако было бы ошибкой рассматривать все особенности современности
в качестве признаков глобализации. На наш взгляд, ряд аспектов современного общественного устройства и характерологические особенности протекания общественных процессов рассматриваются в качестве признаков глобализации, в то время как на деле относятся к области определяющих ее факторов.
Примечания:
1. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
4. Капица С.П. Парадоксы роста: Законы развития человечества. М.: Альпина Нон-фикшн, 2010. 192 с.
References:
1. Parsons T. The system of modern societies. M.: Aspect Press, 1998. 270 pp.
2. Merton R. Social theory and social structure. M.: AST: Khranitel, 2006. 873 pp.
3. Castells M. Information Age: Economics, Society and Culture. M.: GU VShE, 2000. 606 pp.
4. Kapitsa S.P. Paradoxes of growth: The laws of human development. M.: Alpina Non-fiction, 2010. 192 pp.