Научная статья на тему 'Глобализация в обществе, науке и образовании'

Глобализация в обществе, науке и образовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
850
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / эволюция / когерентность / гармонизация / сложность / неравновесность / доминирование / свобода выбора / хаос / образование / globalization / evolution / coherence / harmonization / complexity / non-equilibrium / dominance / freedom of choice / chaos / education

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Снакин В.В., Иванов О.П., Винник М.А.

Описаны особенности развития и специфики процессов глобализации в природе, социуме и в глобалистике как науке о становлении новой подсистемы социума в надсистеме биосферы. Особое внимание уделено наследуемым и заново вырабатываемым принципам становления. Рассмотрены особенности глобализации в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION IN THE SOCIETY, SCIENCE AND EDUCATION

The article describes the features of development and specific features of the globalization processes in nature, society and in the global studies as the science of the formation of a new subsystem of the Society in the super-system of the Biosphere. Special attention is paid to the inherited and newly generated principles of the formation. The features of globalization in education are also considered.

Текст научной работы на тему «Глобализация в обществе, науке и образовании»

УДК 37(094)

Глобализация в обществе, науке и образовании

Снакин В.В., д.б.н., в.н.с., завсектором Иванов О.П., к.г.-м.н., в.н.с. Винник М.А., д.п.н., в.н.с.

Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, д. 1). E-mail: vin_nik@mail.ru

Описаны особенности развития и специфики процессов глобализации в природе, социуме и в глобалистике как науке о становлении новой подсистемы социума в надсистеме биосферы. Особое внимание уделено наследуемым и заново вырабатываемым принципам становления. Рассмотрены особенности глобализации в образовании.

Ключевые слова: глобализация, эволюция, когерентность, гармонизация, сложность, неравновесность, доминирование, свобода выбора, хаос, образование.

ВВЕДЕНИЕ

Современное миропонимание сводится к признанию системности мира, сложности и нелинейности всех систем, всеобщности взаимодействия систем, и, как следствие, обязательной индивидуальной иерархической эволюции систем (не по Ч. Дарвину). Такое понимание приходило постепенно в течение конца XIX и всего XX века через этапы становления идей развития и эволюционизма, периоды развития научных направлений нелинейной динамики и теории самоорганизации и завершилось этапом кластеризации идей самоорганизации материи в виде различных направлений [1]. Возникший ряд междисциплинарных направлений ныне претендует на роль новейших парадигм. Это науки о сложности жизни (США, Германия), синергетика и впоследствии теория сложных систем в России, аутопоэзис в Чили (Франсиско Варела и Умберто Матурана), теория гиперциклов Макса Эйгена в биологии, экология в разных странах и глобалистика в России. С позиций самоорганизации подсистем и взаимодействий с космосом формирующейся Земли также возникла парадигма тектоники литосферных плит в геологии.

Такой итог позволяет нам сделать существенный вывод, что междисциплинарное направление становится реальным и перспективным, когда достигает парадигмального значения - это обязательное условие эпохи синтеза знаний. Остальные же понятия типа «междисциплинарность», «трансдис-

циплинарность», «кроссдисциплинар-ность» и др. являются элементами организации и самоорганизации и отражают лишь частичный этап становления направления.

Однако следует отметить, что развитие даже сложившихся междисциплинарных научных направлений все еще не завершено. Например, несмотря на то что синергетика отвечает требованиям современного миропонимания в свете накопленных данных и при этом достигнуты весьма существенные результаты, многие стороны реального мира (фрактальность, кумулятивность, мезомеханика и нанопроцессы) пока находятся вне пристального внимания синергетики и развиваются несколько обособленно. И это невзирая на то, что в стороне оказались процессы связности и соподчиненности развития микро-и макромиров.

По прежнему все, что касается взаимодействия сложных систем, скрыто под покровом отрицательной энтропии (Э. Шредингер, 1945, 1972) или негэн-тропии (Л. Брюллиэн, 1966; Л. Берта-ланфи, 1953; Ю.Л. Климантович, 1976; 1996). В реальности же мы имеем дело с абсолютно индивидуальными спектрами излучения и соответственно спектрами приема при взаимодействии сложных систем. В астрофизике давно введена классификация звезд по спектральным особенностям излучения. В биологии в работах А.Б. Бурлакова и О.П. Бурлаковой показано не только, что икра вьюна на разных стадиях развития обладает разными спектрами

Рис. 1. Схема взаимодействия сложных систем

излучения, но также что излучаемый спектр может оказывать сильное модифицирующее действие на икру другого возраста. В физике медицины установлено, что каждый человек обладает персональной аурой и на нее можно воздействовать. Эти замечания важны, так как далее мы будем рассматривать становление социума, как новой подсистемы Земли, и пытаться понять принципы гармонизации такого пути.

ОСОБЕННОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛОЖНЫХ

СИСТЕМ

В Природе все системы и подсистемы взаимодействуют. Взаимодействие систем в основном дистанционное, а подсистем - контактное. Существует два основных процесса, обеспечивающих взаимодействие сложных систем, - диссипация и аккумуляция. Си-стемы-диссипаторы излучают энергию, а системы-аккумуляторы аккумулируют ее. При этом система-аккумулятор, достигнув при аккумуляции энергии экстремума, может сама стать систе-мой-диссипатором. Такие процессы принято называть кумулятивно-дисси-пативными. В случае автоволнового взаимодействия со средой очень часто такие системы становятся как бы ретрансляторами энергии, непрерывно собирая ее в окружающей среде, пропуская через себя и концентрируя а в конечном счете концентрированно диссипируют в окружающее пространство. Этим объясняются такие явления природы, как, например, циклоны, торнадо, молнии и т.д. Для обобщенной характеристики взаимодействия сложных систем предлагается следующая логическая схема, отражающая разнона-правленность процессов (рис. 1).

Для подсистем специфика взаимодействия иная. Здесь характерны циклические процессы по типу замкнутых круговоротов. Например, влагооб-мен с участием атмосферы, гидросферы и литосферы Земли, циклы углекислого газа, фосфора, азота, геохимические

циклы жизни и др. Аналогичны тепловая конвекция в зоне конвекции фотосферы Солнца, конвекция в мантии и тропосфере Земли, сезонные циклы растительности и т.д. Причиной таких связей является необходимость когерентности развития подсистем. Циклический характер дает возможность гибкой коррекции связей с внешней средой, смягчая резкость воздействий. Например, в климатической системе регуляция осуществляется за счет подстройки темпов и интенсивности циклов путем прямых и обратных связей. Наличие прямых и обратных связей встроенных в циклы, -обязательное условие для реализации принципа когерентного развития подсистем в процессе развития всей системы. Преобладание той или иной ветви связей несет такие же следствия, как и дистанционные взаимодействия систем.

Глобалистика - междисциплинарное научное направление о принципах становления новой подсистемы социума в рамках надсистемы биосферы. Это ранняя стадия развития зарождающейся подсистемы, и ее изучение пока раздроблено на множество отдельных самостоятельно развивающихся направлений (рис. 2). Каждое из этих направлений, в свою очередь, распадается на ряды более узких структурных уровней, и все они находятся в стадии роста. Признаком раннего этапа является некогерентное развитие уровней и направлений. Задача состоит в познании принципов коэволюции с природой и разработке способов гармонизации процессов становления новой подсистемы социума.

Задача изначально содержит два основных направления - это взаимодействие возникающей подсистемы социума с порождающей подсистемой биосферы (экология) и проблемы собственного становления социума.

В первом случае необходимы исследования динамики расширения зон негативного взаимодействия двух сложных подсистем с разными темпо-мирами развития - биосферы и социума. Особенность состоит в изучении не только глобализации негативных процессов воздействия на природу со стороны активно развивающегося социума, но и возникающих негативных процессов внутри самого социума. Это относится к разделам прикладной и социальной экологии.

Во втором случае (проблемы социума) необходимо исследовать неравномерное развитие локальных подсистем в возникающей системе Социума, приводящее к несогласованной и некогерентной динамике их развития. Струк-

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИУМА КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ

■ Разрушение природной среды (озон, почвы, ландшафты)

■ Истощение природных ресурсов

■ Загрязнение окружающей среды

■ Влияние на климат

- Расслоение общества (между странами и внутри стран)

Несовершенство систем управления

- Обострение политической, конкурентной и конфессиональной борьбы

- Демография, урбанизация, рыночная психология

Рис. 2. Структура проблем глобалистики

Таблица 1

Структурирование проблем социума

Политические Экологические Социальные Экономические

1. Локальные конфликты 1. Проблемы климата 1. Проблемы демографии, урбанизации 1. Проблемы продовольствия

2. Угроза ядерной войны 2. Загрязнение атмосферы, Мирового океана, почвы 2. Проблемы миграции 2. Расслоение по уровню развития стран

3. Различие политических систем 3. Проблемы озоновых дыр 3. Проблемы терроризма 3. Проблемы истощения ресурсов, почвы

тура проблем социума представлена на табл. 1.

Можно отметить, что экономическое направление пока оперирует с представлениями о цикличности процессов экономики, цикличности возникновения кризисов. Остальные направления ориентированы больше на сбор статистических данных о динамике процессов глобализации и пока слабо продвинуты в понимании причин этих процессов. Однако в середине прошлого века в исторической науке уже зародился системный подход к исследованию исторических процессов. Он связан в первую очередь с именами таких историков и социологов, как Ф. Бродель, А. Франк, И. Валлерстайн, ныне он продолжает развиваться в работах С.И. Гринина, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова, А.П. На-заретяна и др. История представляется не как совокупность развития отдельных народов и государств, а как необратимая социальная эволюция мирового сообщества, связанная прежде всего с появлением крупнейших инноваций, оказавших влияние на ход исторического процесса в целом, и со структурными трансформациями единой системы социума.

Вообще говоря, социум - это единственная система природы с фривольным развитием своих подсистем. Основная причина в том, что человечество помимо удовлетворения двух природных потребностей (продолжение рода и обеспечение пищевыми ресур-

сами) связало себя необходимостью удовлетворять и социальные потребности, но оно пока не имеет реального представления о принципах эффективной законодательной нормализации этого. В итоге возникают реальные негативные следствия - огромный ряд внутренних негативных проблем социума, обремененных процессами глобализации и усиления.

Для глобалистики важно перенять и применить все достижения смежных междисциплинарных направлений, чтобы выработать правила коэволюции столь динамически разных систем.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Здесь важно отметить, что глобализация процессов социума не только во многом наследует ряд принципов, возникших при становлении биосферы, но и создает новые.

А. Наследуемые принципы

1. По-прежнему естественно-исторической основой глобализации является расширяющаяся экспансия «живого вещества» на все пространство планеты Земля, максимально выразившаяся в новейшее время во всеохватывающем преобразовании, по образному выражению В.И. Вернадского, «лика Земли».

В результате так называемого давления «живого вещества» область, занятая биологическими видами («живым веществом»), постоянно расширяется.

[зо)

Особой экспансией отличается деятельность человека разумного (Homo sapiens), благодаря которой в значительной степени изменены практически все экосистемы нашей планеты.

В цивилизационном аспекте давление «живого вещества» проявляется не только в расширении области деятельности человека, но и в углублении взаимодействия между отдельными этносами. Благодаря этому взаимодействию современное народонаселение Земли практически стало одной популяцией1.

0 единстве человеческой популяции на планете писал С.П. Капица, показавший, что динамику народонаселения легко аппроксимировать определенной зависимостью для всего человечества и невозможно для отдельной страны, где субъективные решения руководства могут приводить к непредсказуемым последствиям (например, к гибели значительной части населения страны в результате репрессий, геноцида и т.п.).

2. Как и характерная для биосферы концепция прерывистого равновесия, разработанная американскими исследователями С. Гоулдом, Н. Элдриджем и С. Стэнли [2], эволюция на видовом уровне, по крайней мере в 95% случаев, идет не непрерывно, а скачками. Предполагается, что виды остаются практически неизменными на протяжении миллионов лет, а затем за несколько десятков или сотен лет происходит формирование новых видов.

Механизм скачкообразности развития объясняет самое поразительное открытие в генетике за последнее время - возможность так называемого горизонтального переноса генов от одних видов к другим (иногда к самым далеким). Таким образом, благодаря перемещающимся элементам генофонды всех организмов объединены в общий генофонд всего живого мира.

Использование человеком горизонтального переноса в генной инженерии (в том числе создание генетически модифицированных организмов) также способствует ускорению эволюции, решает проблемы продовольственного обеспечения и ускоряет процессы глобализации (взаимосвязи) экономик различных государств в единое пространство. Но этот путь слабо изучен и несет в себе определенные риски, ибо мы пока не до конца понимаем угрозы употребляемой модифицированной информации.

Аналогичный горизонтальному переносу генов в биологической эволюции перенос социально-экономических достижений одних сообществ (государств) в другие (особенно в слу-

1 Обязательным признаком единой популяции является как общая территория распространения, так и определенная степень панмиксии (смешения), что в принципе характерно для всех населяющих нашу планету рас.

чае максимальной удаленности традиционного уклада социумов) дает возможность скачкообразного развития этих государств, что мы наблюдаем в Японии, Южной Корее, Сингапуре. Это в целом подтягивает темпы эволюции, устраняя локусы отсталости.

3. Важным элементом устойчивого управления сложной системой является принцип доминирования. Так, например, у животных, ведущих одинокий образ жизни, в случае необходимости возникает строгая иерархическая структура. В период нехватки корма такая организация сообщества определяет очередность доступа к пище. В доминирующей системе образуется структура, которая увеличивает мощность системы и становится материальной основой долговременной адаптации. Стресс-реакция (флуктуация) нужна для того, чтобы возникла доминирующая в адаптации система и образовался структурный след (новая структура, обеспечивающая новый способ функционирования).

Доминирование может не только разделять, но и объединять особей, оно способствует процессу локализации, образованию большей структуры в сообществе взамен агрессивных взаимодействий [3].

Точно так же в процессе глобализации появляются доминирующие государства, деятельность которых хотя и критикуется широко, но имеет несомненно положительное влияние, включая существенную экономическую и научно-техническую помощь развивающимся странам. Положительную регулирующую роль играют также такие доминирующие структуры, как международные союзы, не подавляющие национальные интересы, но учитывающие их и приспосабливающие для достижения процветания всего человечества (цивилизации). На современном этапе глобализации процессы самоорганизации привели к образованию наднациональных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФАО и др.) и международному законодательству и соответственно к росту сложности мировой системы. Фактически это развитие форм обратных связей.

Однако в условиях одного вида стремление к доминированию создает все условия для аналогов межвидовой борьбы - межнациональной, межгосударственной, межконфессиональной. Такой сценарий уже был на заре человечества, когда близкие человекообразные ветви Homo erectus, Homo neanderthalensis, были уничтожены Homo sapiens. За всю историю челове-

чество существовало без войн 296 дней [4]. В настоящее время количество локальных войн и конфликтов стремительно возрастает, совершенствуются средства поражения, огромные средства тратятся на гонку вооружений. Так США стремится реализовать политику однополярного мира с полным доминированием одной страны, забывая полностью о печальной участи ряда исчезнувших цивилизаций на Земле, имевших могущественное пирамидальное устройство. Доминирование гарантирует устойчивость структуры, но резко сокращает разнообразие конкурентных форм, лишая самого себя перспектив эволюции.

4. В процессе эволюции отмечается ускорение роста сложности систем со временем. Этот параметр прекрасно отражает кривая, аппроксимирующая иерархическую зависимость числа типов клеток (как меры сложности) от времени их возникновения (рис. 3).

В настоящее время говорится даже о сингулярности эволюции, то есть о взрывоподобном росте скорости эволюции, при котором перестают действовать привычные законы. При достижении так называемой точки сингулярности скорость эволюции становится столь быстрой, что делает это состояние близким бифуркации. Все закономерности эволюции действуют компланарно, то есть взаимосогласованно, обеспечивая тем самым когерентность и постоянство эволюционного процесса всей системы. Аппроксимация иерархического ряда степенной кривой позволила ввести такое понятие, как тренд эволюционного развития, и рассматривать его как коридор устойчивой эволюции.

Биосфера прошла путь от одноклеточных организмов до многоклеточных, высших многоклеточных и человека. Эволюция общества прошла путь от десятков тысяч особей в начале цивилизации до миллиардов человек и сотни системных образований в виде государств и международных организаций (ООН, международные конвенции и т.п.). Эволюция - это еще и параметр роста многообразия видов и структур и путь к дальнейшей самоорганизации.

Следовательно, речь идет о всеобщем процессе эволюции Вселенной по параметру сложности [1; 5]. При этом каждая следующая ступень включает в себя основные закономерности предыдущих ступеней - это основа наследственности и наработка устойчивости.

Другая сторона принципа устойчивости - неантагонистическое пирами-

И

дальное распределение структурных иерархических уровней сложных систем. Внизу - наиболее простые, но более многочисленные, вверху - все более сложные, но менее численные. До сих пор большая часть массы Вселенной - это водород, затем гелий и т.д. Большая часть живой материи на Земле - это одноклеточные организмы, численность в подсистемах более высоких уровней иерархически уменьшается (так называемая экологическая пирамида, или пирамида биомасс). Благодаря такому структурогенезу биосфера перенесла как минимум пять массовых вымираний биоты и десятки более мелких вымираний, но по-прежнему сохраняется и увеличивает сложность.

Если такой подход применить к развитию общества, взяв при этом в качестве типа клеток понятие общественно-экономической формации по Ю.В. Яковцу [6], то мы получим аналогичную кривую и для социума (см. рис. 3, справа). Сравнение обеих кривых позволяет увидеть, что время, необходимое для вхождения в режим с обострением для биосферы, составляло 3,8 млрд лет, тогда как для социума оно укладывается в 80-100 веков, то есть это абсолютно различные темпомиры. Из этого можно сделать обобщающий вывод о том, что все сложные системы эволюционируют по степенным законам и различие состоит только в интервалах бытия или в темпомирах, то есть характере степенной зависимости. Дополнительные примеры приведены в работе [1], где рассмотрены процессы эволюции трещин при усталостном разрушении металлов в условиях циклических нагрузок; последовательности усложнения процесса кристаллизации в капле раствора при испарении воды; процессы эволюции литосферы в зонах подвига литосферных плит. Указанные примеры полностью подтверждают данную идею.

Б. Новые принципы

1. Развитие, научно-технический прогресс, образование - важнейшие новые элементы ускорения процессов глобализации. Наука, как никакая другая отрасль деятельности человека, стала ускорителем темпов глобализации, не зная никаких политических, религиозных и географических границ. Внедрение научных достижений в практику не только обусловило растущую мощность преобразующего воздействия человека на окружающий мир, но создало интернациональный фонд знаний и международную систему обмена этими знаниями (Интернет). Образование также делает этот процесс глобальным.

Именно с небывалым ростом внедрения научных исследований связано

Рис. 3. Схемы эволюции по сложности (слева - для биосферы, справа - для социума [1; 5])

ускорение не только глобализации, но и эволюции в целом.

Развитие - это борьба двух противоположных тенденций, сохранение го-меостазиса (равновесия с окружающей средой для обеспечения устойчивости) и поиск новых организационных форм, уменьшающих локальную энтропию [3].

В качестве цели глобализации в настоящее время рассматривается стремление к устойчивости, стабильности социальных систем и мироустройства в целом, что нашло яркое выражение в концепции устойчивого развития. Однако опыт внедрения этой концепции показал скорее обратное: мир не стал стабильнее, конфликты возникают еще активнее. А концепция устойчивого развития используется подчас для прикрытия не всегда дальновидных реформ, в том числе в сфере образования.

Анализ исторических параллелей показывает, например, что великие цивилизации инков, майя, Древнего Египта и др., стремившиеся к стабильности даже в своих грандиозных религиозных сооружениях (пирамиды Древнего Египта, Чичен-Ица майя, Мачу-Пикчу инков), в кажущемся устойчивым сельском хозяйстве с фундаментальными (в соответствии с имеющимися на то время) знаниями, и с непомерным трудом на века построенными инками каменными террасами, остались в прошлом.

Наоборот, в условиях роста сложности речь должна идти о росте неравновесности и неустойчивости развития, благополучие оборачивается неустойчивостью под натиском даже незначительных внешних изменений.

И это находится в полном соответствии с закономерностями эволюции биосферы, обобщенными ранее [1; 7]. Самые стабильные развитые системы (так назывемые климаксные экосистемы) являются самыми неустойчивыми по отношению даже к незначительному внешнему воздействию. И наоборот, динамичные, наполненные энергией системы легко преодолевают негативные внешние воздействия, что показано на примере анализа устойчивости ландшафтов [8].

2. В развитии любой системы можно выделить две стороны: адаптацию к внешним условиям и преобразование внутренних и внешних условий для более успешного выживания.

Период адаптации - это период эволюционных преобразований, который содержит только количественные перемены в системе. Структурная устойчивость при этом не нарушается. Периоду адаптации соответствует неизменное скопление приспособительных признаков широкого значения, нарастание универсализма системы. В итоге флук-туаций в системе появляются регулирующие сигналы, которые изменяют, приспосабливают структуру системы так, чтобы она продолжала работать эффективно.

Период просто адаптации преобладает на начальной стадии развития.

Для периода ускоряющейся глобализации более характерно преобразование окружающей среды. При этом необходимы согласованные действия человека в общепланетарном аспекте, опирающиеся на научные знания и обратную связь с природными процес-

[з2

сами, представляющую информацию о реальном состоянии биосферы.

Этот тезис очень важен, так как речь идет о структурирующем воздействии, тогда как в синергетике утверждается, что система для самоорганизации получает извне просто энергию без структурирующего значения. Более того, речь идет о непрерывной обратной связи (функциональной), а не о корректирующем коэффициенте, как в логистическом уравнении Ферхюльста [9], описывающем состояние экосистемы.

Без обратной связи невозможна успешная природоохранная деятельность и рациональное природопользование, которые характерны исключительно для человека и которые стали неотъемлемой частью глобализации.

3. Совершенно новая форма самоорганизации качества жизни - это массовая миграция населения слаборазвитых стран в более благополучные страны, приобретшая в последнее время огромные масштабы. Это отклик и на расслоение по разным темпоми-рам развития, и на политику внутригосударственных расслоений, и на политику военных противостояний. В какой-то мере этому отвечает и политика организованного терроризма как стремление выровнять политические неравенства. Это пока совершенно не отрегулированные вопросы, но именно они отвечают массовому стремлению человечества к гармонизации и устойчивости бытия.

4. Еще одной важной и весьма дискуссионной составляющей глобализации является рост свободы личности как элемента социума. С одной стороны, имеющий место в западной культуре рост свободы личности ведет к демократизации общества (необходимой для обновления правящей элиты и ускоренной ротации кадров в системе управления), с другой стороны - к росту хаоса. Однако важно отметить, что проявления хаотической динамики не должны выходить за рамки коридора устойчивости процесса эволюции и призваны служить только средством поиска нужного решения и способа самоорганизации в пределах эволюционного тренда, иначе возникнет тупиковая ветвь развития.

К сожалению, принципы свободы личности и демократизации в настоящее время используются совершенно варварским способом, а именно служат созданию хаоса в любом устойчивом государстве для последующего его переустройства под цели однополярного мира, то есть доминирования в мире одной страны - США. Это так называемая политика цветных революций и государственных переворотов.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Глобализация в образовании проявляется в виде массовых открытых онлайн курсов (Massive open online courses). Иногда их называют мультимедиа онлайн открытыми курсами (Multimedia online open courses), в большинстве случаев эти понятия эквивалентны. Для обозначения массовых онлайн открытых курсов применяют аббревиатуру МООК, или MOOC на английском языке. Данные курсы следует рассматривать как часть дистанционного образования. Однако от прочих форм дистанционного образования МООК отличаются, пожалуй, достаточно сильной обратной связью, процедурами идентификации личности студента, а также, пусть и весьма ограниченной, возможностью контактировать студентам и преподавателям [10].

Глобализации в образовании и появлению МООК способствовало развитие Интернета и технологий передачи данных. С уверенностью можно сказать, что МООК начали появляться после того, когда скорость передачи данных в домашних и беспроводных сетях сделала возможными передачу потокового видео, общения в видеочатах, передачи видео в высоком разрешении. Видеолекции, учебное, научное и образовательное кино в настоящее время являются основным каналом передачи учебной информации в МООК и составляют ядро подобных учебных курсов [10].

Следует отметь, что платформы МООК не предоставляют возможности получения целостного образования в рамках одной специальности. Имеющиеся модели включают в себя набор разрозненных курсов, не связанных в единую систему. Человеку без значительного опыта в получении образования чрезвычайно сложно связать разрозненные курсы в полноценную программу получения конкретной специальности [10].

К недостаткам МООК стоит также отнести сложность построения программы обучения, образовательной траектории для студентов, которые только начинают обучение или не имеют достаточного академического опыта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одной проблемой подобных курсов является низкая социализация и слабые контакты студентов и преподавателей друг с другом, в том числе и время отклика на вопросы студентов. Здесь имеется в виду прежде всего личное общение. Также при такой реализации в настоящее время плохо проработан алгоритм учета уровня базы знаний слушателей, что приводит к заинтересованности курсом только определенного сегмента слушателей,

подходящих по ряду условий. Имеет место отсутствие гибкости и последовательности учебного курса с максимальным использованием полученных знаний слушателей в очных учебных заведениях [10].

Однако на данном этапе своего развития МООК имеет и серьезное преимущество, которое заключается в чрезвычайной гибкости обучения, независимости обучения от времени и местоположения для слушателей и преподавателей. Теоретически число слушателей для МООК ничем не ограничено. МООК может охватить все регионы и все население Земли. Образование в этом случае становится общедоступным, таким образом происходит глобализация образования [10].

Здесь следует отметить еще одну важную особенность существующих платформ МООК, которые действуют в рамках англосаксонской модели образования без учета моделей образования, образовательных традиций других стран. Этот факт является следствием того, что те, кто разрабатывает и создает подобные открытые курсы, в значительной степени принадлежат к различным направлениям англосаксонской образовательной культуры.

Это может поставить под угрозу образовательные культуры других стран, других частей мира. Наиболее ярко это может проявиться в сложившихся научных школах постсоветского пространства. Глобализация уже привела к увеличению влияния академических центров, расположенных в странах с более развитой экономикой. Развитие МООК будет в еще большей степени усиливать этот процесс, расширять доступ к имеющимся базам знаний путем использования новейших технологий [10].

Создание собственной системы МООК является вопросом национальной безопасности России и стран евразийского пространства. Это необходимо для независимости и устранения внешнеполитического воздействия, в качестве примера, можно привести факт закрытия доступа в 2013 году к платформе Coursera в Иране, Судане, на Кубе [11].

В России самостоятельный проект по массовым онлайн открытым курсам реализует Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, однако его проект находится на самой начальной стадии развития и на этом этапе представляет собой копирование моделей МООК, используемых ведущими образовательными платформами в мире, - Coursera и edX. Ряд российских университетов, например МФТИ, Высшая школа экономики, Санкт-Петербург-

вэ]

скии государственный университет, участвуют в проекте Coursera.

Следует отметить, что Coursera является крупнейшей платформой для мультимедиа онлайн открытых курсов. Данная платформа была основана в апреле 2012 года. Сейчас у нее более 13 млн студентов, финансируется она венчурными фондами. Наиболее популярна среди стран Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Гонконг, очень популярна также среди англоязычных стран: США, Канада, Ирландия, Австралия [12]. Помимо Coursera существует ряд других ведущих мировых платформ МООК, среди них:

edX - некоммерческая платформа, основана в MIT в мае 2012 года совместно с университетом Беркли, Гарвардским университетом. В марте 2014 года насчитывала уже более 2 млн студентов. Средний возраст студентов -26 лет [13].

Udasity - проект, специализирующийся на IT-тематике. Является частным [14].

Iversity - немецкий проект, стартовал в 2013 году, реализуется для Гер -мании и стран Евросоюза [15];

Европейские образовательные платформы.

Futurelearn - стартовал в декабре 2012 года, Великобритания [16].

ОрепирБб - платформа, разрабатываемая 11 странами Евросоюза [17].

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. В свете управления саморазвитием социума как подсистемы активно глобализуются две противоречивые социальные проблемы:

1) стремление к расслоению социальных богатств и власти в мире, принцип доминирования, отражающий устойчивость во времени за счет пирамидального построения;

2) стремление к равноправному безопасному и когерентному развитию социума как новой подсистемы (принцип допустимой свободы), как основы выбора путей дальнейшей эволюции социума.

Последнее реально лишь в условиях полного понимания принципов справедливого удовлетворения социальных потребностей в обществе и должно быть понято на уровне всех религиозных конфессий, всех политических партий и правительств. В противном случае грядет гибель последней цивилизации на Земле, и ряд процессов глобализации отчетливо показывают это.

Важно понять, что периоды пира-мидальности управления должны чередоваться с периодами демократизации для поиска правильных форм

самоорганизации общества. Демократизация - это множественность новых форм прогрессивной самоорганизации, а пирамидальность - выбор одной из наиболее устойчивых форм адаптации.

2. С позиций научного понимания и адекватного управления процессами глобализации требуется развитие междисциплинарного подхода с позиций теории сложных систем, в котором особое внимание должно обращаться на разработку принципов корректировки антропогенного вмешательства в долговременные природные циклы за счет исследования и управления принципами регулирования обратных связей.

3. Доступность и привлекательность МООК среди студентов и слушателей по всему миру в значительной мере обусловлена тем, что большое базовое образование можно разбить на «кирпичики» и слушать только тот курс, который непосредственно интересует студента. МООК не должны привести к исчезновению университетов. Университеты являются базисом для МООК. Именно на основании научных и педагогических достижений университета создаются подобные учебные курсы. Однако за счет глобализации сам процесс образования и рынок образовательных услуг МООК способны значительно измениться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов О.П., Оксогоев А.А. Синергетика и фракталы сложных систем. - Томск, 2008. 278 с.

2. Eldredge, Niles and S. J. Gould. Punctuated equilibria: an alternative to phyletic gradualism // Models in Paleobiology / T.J.M. Schopf (ed.). San Francisco: Freeman Cooper, 1972. Pp. 82-115.

3. Ермолаев Б.В., Аруцев А.А., Слуцкий М.С., Кутателадзе И.О. Концепции современного естествознания. - Ростов: Феникс, 2008. 412 с.

4. Довгуша В.В., Тихонов М.Н. Нет войнам! Жизнь и безопасность. - М., 1996. С. 8-17.

5. Иванов О.П. Причины различия эволюции биосферы и общества, экологические следствия и методология выхода // Синергетика: Тр. семинара. (Естественно-научные, социальные и гуманитарные аспекты). Вып. 7. - М.: МГУ, 2003. С. 51-68.

6. Яковец Ю.В. У истоков новой цивилизации. - М.: Дело, 1993. 142 с.

7. Снакин В.В. Динамика биоразнообразия, дрейф материков и глобализация // Век глобализации. 2015. Вып. 1(15). С. 66-74.

8. Снакин В.В., Мельченко В.Е., Бутовский Р.О. и др. Оценка состояния и устойчивости экосистем. - М.: ВНИИПрирода, 1992. 127 с.

9. Verhulst, P. F. Notice sur la loi que la population poursuit dans son accroissement // Correspondance ma^ma^e et physique. 1838. N 10. Pp. 113-121

10. Рыженков А.В., Дашковский В.А., Винник М.А. Массовые открытые онлайн курсы и российская система образования // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова. Сер. «Педагогика». № 1. 2016. - М.: Изд-во МГУ. С. 75-84.

11. Collins, Katie (2014-01-29). «US government forces Coursera to block course access in Iran, Cuba, Sudan (Wired UK)». Wired.co.uk. Retrieved 2014-04-19.

12. URL:http://www.coursera.org (20.08.2015).

13. URL:http://www.edx.org (20.08.2015).

14. URL:http://www.udacity.com (20.08.2015).

15. URL:http://iversity.org (20.08.2015).

16. URL:http://www.futurelearn.com (20.08.2015).

17. URL:http://www.openuped.ru (20.08.2015).

GLOBALIZATION IN THE SOCIETY, SCIENCE AND EDUCATION

Snakin V.V., Dr. Sci. (Biol.), Leading Researcher, Head of sector Ivanov O. P., Cand. Sci. (Geol.-Miner.), Leading Researcher Vinnik M. A., Dr. Sci. (Ped.), Leading Researcher

The Earth Science Museum at Moscow State University (1, Leninskie Gory, 119991, GSP-1, Moscow, Russia). E-mail: vin_nik@mail.ru

ABSTRACT

The article describes the features of development and specific features of the globalization processes in nature, society and in the global studies as the science of the formation of a new subsystem of the Society in the super-system of the Biosphere. Special attention is paid to the inherited and newly generated principles of the formation. The features of globalization in education are also considered.

Keywords: globalization , evolution, coherence, harmonization, complexity, non-equilibrium, dominance, freedom of choice, chaos, education.

REFERENCES

1. Ivanov O.P., Oksogoyev A.A. Sinergetika i fraktaly slozhnykh system [Synergetics and Fractals of complex systems]. Tomsk, 2008. 278 p.

2. Eldredge N., Gould S.J. Punctuated equilibria: an alternative to phyletic gradualism. Proc. Models in Paleobiology. San Francisco, 1972, pp. 82-115.

3. Yermolayev B.V., Arutsev A.A., Slutskiy M.S., Kutateladze I.O. Kontseptsiisovremennogoyestestvoznaniya [Concepts of the modern science]. Rostov, Feniks Publ., 2008. 412 p.

4. Dovgusha, V. V., Tikhonov, M. N. Net voynam!Zhizn' ibezopasnost' [No wars! The life and safety]. Moscow, 1996. pp. 8-17.

5. Ivanov O.P. Prichiny razlichiya evolyutsii biosfery i obshchestva, ekologicheskiye sledstviya i metodologiya vykhoda [The reasons for the differences of the evolution of the biosphere and society, environmental consequence and methodology of way out]. Trudy Seminara Yestestvenno-nauchnyye, sotsial'nyye i gumanitarnyye aspekty [Proc. Seminar "Natural sciences, social and human aspects"]. Moscow, 2003, pp. 51-68.

6. Yakovets YU.V. Uistokovnovoy tsivilizatsii [At the root of a new civilization]. Moscow, Delo Publ., 1993. 142 p.

7. Snakin V.V. The dynamics of biodiversity, continental drift and globalization. Vekglobalizatsii, 2015, vol. 1 (15), pp. 66-74 (In Russian).

8. Snakin V.V., Mel'chenko V.Ye., Butovskiy R.O. Otsenka sostoyaniya i ustoychivosti ekosistem [Assessment of the state and sustainability of ecosystems]. Moscow, VNIIPriroda Publ., 1992. 127 p.

9.Verhulst, P. F. Instructions about the law that the population follows in its growth. Correspondance mathematique etphysique, 1838, no. 10, pp. 113-121 (In French).

10. Ryzhenkov A.V., Dashkovskiy V.A., Vinnik M.A. Mass open online courses and the Russian system of education. Vestnik MGUim. M.V. Lomonosova, 2016, no. 1, pp. 75-84 (In Russian).

11. Collins K. US government forces Coursera to block course access in Iran, Cuba, Sudan. Wired UK. Available at http://www.wired.co.uk/

12. Available at

13. Available at

14. Available at

15. Available at

16. Available at

17. Available at

http://www.coursera.org (Accessed 20 August 2015). http://www.edx.org (Accessed 20.08.2015). http://www.udacity.com (Accessed 20.08.2015). http://iversity.org (Accessed 20.08.2015). http://www.futurelearn.com (Accessed 20.08.2015). http://www.openuped.ru (Accessed 20.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.