Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сфера услуг / цифровизация / цифровая экономика / глобализация / глобальная экономка. / services / digitalization / digital economy / globalization / global economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ватолина О. В., Герба В. А., Кудинова С. Г.

Основные тенденции современной мировой экономики заключается в глобализации и цифровизации. Признаком экономического роста является изменение структуры экономики в сторону третичного сектора – сферы услуг. Материальная производство в цифровой экономике уступает нематериальным активам. Гипотезой исследования является предположение, что глобализация сферы услуг за счет использования цифровых технологий является эффективным способом мирового экономического роста, однако требует видоизменения, интеграции и коллаборации существующих в традиционной экономике процессов. В научной работе исследованы особенности процесса глобализации в условиях функционирования цифровой экономики в сфере оказания услуг, определены факторы, обуславливающие развитие сферы услуг, проанализированы тенденции изменения структуры сферы услуг цифровой экономки в России, представлены возможности цифровых технологий в сферах материального и нематериального производства. Сделан вывод, что экономическая стратегия глобализации цифровизации является закономерной фазой развития мировой экономики. В работе использованы методы анализа, синтеза, классификации и сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization of the Digital Economy

Globalization and digitalization are the main trends of the modern world economy. Changing the structure of the economy towards the tertiary sector the service sector is a sign of economic growth. Material production in the digital economy is inferior to intangible assets. The hypothesis of the study is the assumption that the globalization of services through the use of digital technologies is an effective way of world economic growth, but requires the modification, integration and collaboration of existing processes in traditional economies. The authors have examined the features of the globalization process in the context of the digital economy functioning in the field of service provision; identified the factors driving the development of the service sector, analyzed the trends in changing the structure of the services sector of the digital economy in Russia, presented the possibilities of digital technologies in the areas of material and intangible production. It is concluded that the economic strategy for the digitalization globalization is a logical basis for the development of the world economy. The methods of analysis, synthesis, classification and comparison have been used in the article.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. №1 (64)

УДК 338:004

О.В. Ватолина, В.А. Герба, С.Г. Кудинова ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ватолина О. В. - к.э.н., доцент кафедры «Экономическая кибернетика», e-mail: olva-tolina@yandex.ru (ТОГУ); Герба В. А. - к.э.н., доцент каф. Экономика и Финансы, email: vikuliaalk@mail.ru (Гжельский государственный университет); Кудинова С. Г. -к.э.н., доцент каф. Экономика и Финансы, e-mail: kudinova_sg@mail.ru (Гжельский государственный университет).

Основные тенденции современной мировой экономики заключается в глобализации и цифровизации. Признаком экономического роста является изменение структуры экономики в сторону третичного сектора - сферы услуг. Материальная производство в цифровой экономике уступает нематериальным активам. Гипотезой исследования является предположение, что глобализация сферы услуг за счет использования цифровых технологий является эффективным способом мирового экономического роста, однако требует видоизменения, интеграции и коллаборации существующих в традиционной экономике процессов.

В научной работе исследованы особенности процесса глобализации в условиях функционирования цифровой экономики в сфере оказания услуг, определены факторы, обуславливающие развитие сферы услуг, проанализированы тенденции изменения структуры сферы услуг цифровой экономки в России, представлены возможности цифровых технологий в сферах материального и нематериального производства. Сделан вывод, что экономическая стратегия глобализации цифровизации является закономерной фазой развития мировой экономики.

В работе использованы методы анализа, синтеза, классификации и сравнения.

Ключевые слова: сфера услуг, цифровизация, цифровая экономика, глобализация, глобальная экономка.

Процесс глобализации экономики начался в конце XX века под влиянием развития сначала транспортных, а затем информационно-телекоммуникационных технологий распространения товаров, услуг и информации. Глобализация предполагает образование единого международного, экономического, правового и культурно-информационного пространства

© Ватолина О. В., Герба В. А., Кудинова С. Г., 2022

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

и способствует взаимосвязи производства, торговли и финансов различных стран и функционирование единой системы в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Глобальную экономику можно разделить на три основных региона, каждый из которых имеет конкретную сферу влияния: Северная Америка (включая Канаду и Мексику), Европейский союз и Азиатско-Тихоокеанский регион. Следует отметить важную роль Китайской Народной Республики в глобализации мировой экономики, Китай является «чемпионом глобализации», «главным бенефициаром глобализации», «мировым рынком», «мировой фабрикой» [10].

Мировая глобализация положительно влияет на рост производительности. Это связано с повышением качества товаров и услуг при столкновении с сильной мировой конкуренцией и стремлением выходы на международный рынок. Стратегической целью любой фирмы является продажа товаров или оказание услуг по всему миру без территориальных ограничений напрямую или по существующим сетям распространения. Сегменты и фирмы, являющиеся стратегической основой экономики страны, так или иначе, связаны с мировым рынком. Деятельность этих сегментов и фирм зависит от того, насколько успешно они функционируют на этом рынке.

В условиях глобализации роль и значение внешних условий и факторов производства значительно повышается, и сам процесс цифровизации экономики приобретает характеристики, делающие его несравнимым с моделями предшествующих этапов [1].

В основных документах, регулирующих формирование и развитие цифровой экономики в Российской Федерации, определены цели, задачи, и меры реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения цифровых технологий, направленные на формирования национальной цифровой экономики [6,8].

Фундаментом цифровой экономики является интеллектуальный фактор, в качестве которого выступает информация и знания. Сегодня спрос на работников с аналитическими, интерактивными навыками решения проблем резко возрос. В цифровой экономике индустриальная составляющая теряет свою значимость, наибольшее значение приобретает технологическая компонента. Основная производительная функция отводится науке, знаниям и сфере услуг. Востребованность услуг говорит об уровне развития экономики страны, об уровне доходов населения: чем он выше, тем охотнее люди пользуются посредниками и развлекаются.

Согласно данным Всемирного банка в 2019 году лидерами по доле услуг в ВВП является США (77,4%), Великобритания (71 %), Франция (70,3%), Канада (70,2%), Япония (69,1%). Для Китая данный показатель в 2019 году составил 52 %, для России 54,1%. [2].

В 2020 году пандемия короновируса оказала сильное влияние на сферу услуг всех стран. В первую очередь это коснулось международных авиарейсов, мест общественного питания, культурных и развлекательных мероприятий. Больше всего пострадали отрасли путешествий и транспорта. Расходы на

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 1 (64)

международные путешествия сократились на 81%, а расходы на транспорт на 29% во втором квартале 2020 года. Спад в сфере транспорта был аналогичен спаду во время финансового кризиса 2009 года [5].

На сегодняшний день развитие сферы услуг в Российской Федерации формируется под воздействием ряда тенденций:

- развитие производственных технологических сетей,

- снижение стоимости услуг связи,

- цифровизация сферы услуг, внедрение Интернета вещей,

- увеличение количества занятого населения в сфере услуг,

- рост самозанятых,

- легализация самозанятых,

- смещение фокуса на экологию.

Перечисленные тенденции привели к увеличению количества платных услуг в таких направлениях как: оказание всякого рода консультаций, репетиторство, услуги, связанные с косметической деятельностью, физической культурой, малозатратной медициной, информационные технологии, автосервис, ремонт, кредитование. Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.

Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики структура платных услуг в период с 2005 по 2020 год выглядит следующим образом (таблица 1) [9].

Таблица 1

Структура платных услуг населению ((в процентах к итогу)

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

бытовые 9,9 9,6 9,9 10,8 10,8 10,9 10,8 10,4 10,4 10,5 10,7

транспортные 19,0 19,3 19,6 18,7 18,6 18,4 19,7 20,1 19,9 20,1 15,2

почтовой связи, курьерские 19,2 18,8 18,7 17,7 17,0 15,9 14,9 0,5 0,5 0,5 0,7

телеком- муникаци- онные 13,9 13,7 13,7 15,5

жилищные 5,8 5,9 5,9 5,7 5,9 6,5 6,7 7,4 7,4 7,2 8,4

коммунальные 21,1 21,8 21,1 21,1 21,0 21,1 20,9 20,7 20,5 20,5 23,5

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Продолжение таблицы 1

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

культуры 1,7 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7 1,8 1,8 1,8 1,8 1,0

туристские 2,0 2,0 2,0 2,1 2,0 2,0 1,9 1,8 1,8 1,8 1,0

физической культуры и спорта 0,6 0,6 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 0,9 0,9 0,9 0,8

медицинские 5,1 5,2 5,5 6,0 6,4 6,6 6,6 6,8 7,0 7,1 7,7

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,3 2,3 2,3 2,3 2,4 2,3 2,5 2,4 2,6 2,4 2,0

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

юридические 1,7 1,6 1,4 1,2 1,2 1,2 1,1 1,1 1,1 1,2 1,2

системы образования 6,6 6,3 6,3 6,5 6,5 6,7 6,6 6,7 6,8 6,8 7,2

услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста инвалидам 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3

другие услуги 3,6 3,5 3,5 3,9 4,2 4,1 3,9 3,6 3,5 3,4 3,3

Ранее услуги и почтовой связи и телекоммуникационные были представлены услугами связи. В 2017 году был принят Указ Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», выделение телекоммуникационных услуг является логичным.

Структура платных услуг населению имеет различную динамику. Лидером роста количества оказанных платных услуг в России в 2020 году являются медицинские, что объясняется повышенным спросом к данным услугам в период мировой пандемии. Ряд услуг в 2020 году имели значительное снижение в своих показателях (таблица 2), на уровне 2019 года остались ветеринарные и юридические услуги, их коэффициент прироста составил 1.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 1 (64)

Динамика структуры платных услуг

Таблица 2

Рост платных услуг Снижение платных услуг

наименование Коэффициент наименование Коэффициент

бытовые 1,02 транспортные 0,76

почтовой связи, курьерские 1,40 культуры 0,56

телекоммуникационные 1,13 туристские 0,56

жилищные 1,17 физической культуры и спорта 0,89

коммунальные 1,15 гостиниц и аналогичных средств размещения 0,83

медицинские 1,08 другие услуги 0,97

системы образования 1,06

Ситуация, возникшая в условиях СОУГО-19, физической самоизоляцией, удаленной работы создали благоприятные условия для объединения цифрового и реального мира. Граница между этими мирами стирается. Происходящие процессы ускоряются. Компании, пренебрегшие ранее поэтапной циф-ровизаций своей деятельности, ускоренными темпами осваивают новые технологии. Скорость принятия решений остается одним из важнейших инструментов эффективного менеджмента. Новые реалии требуют появления новых подходов к организации процессов оказания услуг, интеграция их в крупные, оптимальные структуры, внедрения цифровых технологий в сферы материального и нематериального производства (табл. 3).

Таблица 3

Возможности цифровых технологий в сферах материального и немате-

риального производства

Сфера Возможности цифровых технологий

Сфера материального производства Строительство Замена сложных, опасных работ на робототехнику.

Сельское хозяйство Замена трудоемких работ на робототехнику.

Грузовой транспорт Использование беспилотного транспорта.

Промышленность Применение беспроводной связи, мобильных источников энергии, технологий искусственного интеллекта, компьютерного инжиниринга, аддитивного производства.

Лесное хозяйство Использование беспилотных дронов.

Связь, доставка и сбыт в сфере материального производства Видеоконференции, создание цифровых площадок для коммуникаций, возможность удаленных заявок

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

Наука Открытие новых источников энергии, робототехника.

Образование Доступ к образовательным и информационным ресурсам, повышение конкурентоспособности на рынке труда, использование искусственного интеллекта для определения приоритетов в выборе направления образования, создание условий максимально приближенных к реальным на основе технологий виртуальной и дополненной реальности.

Здравоохранение Использование механизмов машинного обучения в обработке медицинских данных, применение нейротехнологий при реабилитации.

Торговля Удаленная работа, возможность выхода на новые рынки сбыта, блокчейн.

Социальное обеспечение Доступ к сервисам, новые способы взаимодействия и общения, дистанционное получение разнообразных услуг, в том числе государственных.

Общественное питание Таргетированная реклама мест общественного питания на основе технологий big data, искусственный интеллект.

Жилищно- коммунальное хозяйство Единая база хранения информации на основе технологий big data, замена рутинных работ на робототехнику, системы контроля и мониторинга текущего состояния.

Пассажирский транспорт Использование беспилотного транспорта.

Органы управления Квантовые технологии, единая база хранения информации на основе технологий big data.

Органы правопорядка Единая база хранения информации на основе технологий big data, квантовые технологии, нейротехнологии, искусственный интеллект, контроль и мониторинг безопасности с использованием беспилотных дронов.

cd

а

(D

■е

о

И И

(D «

Н О

4

О «

00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5

О

6

(D

X

М. Костельс в своих работах определил, что под мощным воздействием новой коммуникационной системы, опосредованным социальными интересами, политикой правительства и стратегиями бизнеса, рождается новая культура: культура реальной виртуальности. Именно на культуре виртуальной реальности строится цифровая экономика [3].

Одной из основных черт цифровой экономики является новая система коммуникации, организованной вокруг мобильного интернета и функционирования новых видов виртуальных сообществ. Интеграция сферы услуг в виртуальный сектор имеет глобальную тенденцию.

Заключение. Четвертая промышленная революция в первую очередь отразилась на качественном изменении рынка труда. Увеличилась роботизация процессов производства, повысились требования к занятым в материальном производстве, появился спрос и новые секторы на рынке труда, связанные с появлением новых профессий, которые неразрывно связаны с цифровыми технологиями. Среди основных стратегий развития информационного общества в России является формирование кадров для цифровой экономики.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022 № 1 (64)

Экономическая сущность цифровизации заключается в снижении стоимости обработки, передачи и хранения информации и знаний, автоматизации и ускорение процессов производства товаров и оказания услуг, изменения поведения клиентов и потребителей.

Уровень развития мирового хозяйства стимулируется процессом глобализации. Глобальная экономика существует внутри взаимосвязанной сети коммуникаций и выходит за пределы национальных и географических границ. Современным средством коммуникации экономических объектов является глобальная сеть Интернет и цифровые технологии. Глобализация объединяет производственную и торговую деятельность экономических агентов с накоплением капитала в форме концентрации знаний и управления информацией.

Развитие цифровых технологий основывается на постулате, что в современных условиях невозможно обеспечить дальнейший экономический рост в текущей динамике. Ускоренный рост сфер применения цифровых технологий создают условия для интеграции рынков экономики, способствуют появлению новых рынков, новых объектов инфраструктуры мирового хозяйства, новых участников международных экономических отношений, новых правил регулирования международных отношений.

Библиографические ссылки

1. Gasanov E. A., Zubarev A. E., Krasota T. G. Digital Technologies as a Factor for Growth of Continuous Well-Being of Sovereign Consumers in the Modern Society // Proceedings of the International Scientific Conference "FarEastCon" (ISCFEC 2020). Advances in Economics, Business and Management Research, Vladivostok, 01-04 окт. 2019 г. Vladivostok : Atlantis Press, 2020.

2. World Bank - World Development Indicators. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения 15.01.2022).

3. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура: монография. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

4. Новости Интернета вещей. URL: https://iot.ru/ (дата обращения 12.01.2022).

5. Обзор статистики мировой торговли за 2021 год // РОСКОНГРЕСС : сайт. URL: https://roscongress.org/materials/statisticheskiy-obzor-mirovoy-torgovli-za-2021-god/ (дата обращения: 15.01.2022).

6. Паспорт национальной программы «Цифровая экономка Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5 cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 20.01.2022).

7. Развитие цифровой экономики в России: программа до 2035 года. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения 10.02.2022).

8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // Собрание законода-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2022. № 1 (64)

тельства РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

9. Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/leading_indicators (дата обращения 10.02.2022).

10. Хейфец Б. А., Чернова В. Ю. Роль Китая в глобализации мировой экономики // Россия и современный мир. 2021. № 2. С. 100-120.

Title: Globalization of the Digital Economy Authors' affiliation:

Vatolina O. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Gerba V. A. - Gzhel State University, Electrical Insulator, Russian Federation Kudinova S. G. - Gzhel State University, Electrical Insulator, Russian Federation

Abstract: Globalization and digitalization are the main trends of the modern world economy. Changing the structure of the economy towards the tertiary sector - the service sector is a sign of economic growth. Material production in the digital economy is inferior to intangible assets. The hypothesis of the study is the assumption that the globalization of services through the use of digital technologies is an effective way of world economic growth, but requires the modification, integration and collaboration of existing processes in traditional economies. The authors have examined the features of the globalization process in the context of the digital economy functioning in the field of service provision; identified the factors driving the development of the service sector, analyzed the trends in changing the structure of the services sector of the digital economy in Russia, presented the possibilities of digital technologies in the areas of material and intangible production. It is concluded that the economic strategy for the digitalization globalization is a logical basis for the development of the world economy. The methods of analysis, synthesis, classification and comparison have been used in the article.

Keywords: services, digitalization, digital economy, globalization, global economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.