Научная статья на тему 'Глобализация социально-экономической жизни: история и современность'

Глобализация социально-экономической жизни: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Клубов Александр Владимирович, Халиков Манир Саидович, Клубова Ольга Александровна

This article once again makes the reader pay attention on such a complicated and controversial event as globalization. This time globalization is seen from the point of history and modern development of socio-economical processes. The entire history of humanity, as the authors believes, it's the history of gradual globalization of the world. Today we witness the next explosive, as it's called by the authors, phase of globalization. The whole logic of historical evolution of the process of globalization brings us to the inevitability of creating by the mankind the program of a new world order, the platform of harmonized coexistence of multinational political institutions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация социально-экономической жизни: история и современность»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 1

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

А.В. Клубов, М.С. Халиков, О.А. Клубова ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

This article once again makes the reader pay attention on such a complicated and controversial event as globalization. This time globalization is seen from the point of history and modern development of socio-economical processes. The entire history of humanity, as the authors believes, — it's the history of gradual globalization of the world.

Today we witness the next explosive, as it's called by the authors, phase of globalization. The whole logic of historical evolution of the process of globalization brings us to the inevitability of creating by the mankind the program of a new world order, the platform of harmonized coexistence of multinational political institutions.

Процессы глобализации экономической, политической, социальной и культурной жизни в XXI в. все более и более настойчиво заявляют о себе. Сегодня жители планеты неминуемо приходят к осознанию существования таких глобальных проблем, как поддержание экологического баланса, сотрудничество на международном уровне по вопросам войны и мира, регулирование международной торговли, создание международной системы права и ряда других.

Термин "глобальный" (global, франц. — "всеобщий", globus, лат. — шар) имеет как минимум два значения. Первое подразумевает такие характеристики, как всемирный, охватывающий весь земной шар, второе — всесторонний, полный, всеобщий, универсальный. Глобальные проблемы как максимально всеобщие и всемирные послужили отправной точкой создания концепции глобализации, предполагающей объединение мирового сообщества в некое единое целое, с тем чтобы подойти к их разрешению.

Появилась даже целая отрасль знания, отвечающая за изучение данных проблем, — глобалистика (global studies), предметом

исследования которой стали причины происхождения, проявления и пути решения глобальных проблем, что подразумевает в первую очередь изучение макросоциоприродных систем и их динамики.

В центре внимания этой молодой науки оказались вопросы взаимодействия экологических, экономических, социальных, климатических и других процессов на земном шаре, а также возможности компетентного управления этими процессами с целью совершенствования функционирования земного сообщества как единого целого.

Современные попытки осмысления глобализации приводят к пониманию того, что она представляет собой "...постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары и услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия"1.

В современной социологии концепция глобализации является одним из наиболее популярных и востребованных инструментов анализа социальных процессов. К концепции глобализации подводят любые попытки обобщения таких процессов, как интенсивная борьба за установление мирового порядка, развитие основных идеологий, скачкообразный рост числа международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств, появление и развитие транснациональных корпораций, интенсивная миграция населения и др.

Фактически в конце XX — начале XXI в. мы имеем дело с возникновением третьего уровня социальной реальности. Традиционно общественный мир, окружающий человека, делился на два уровня: микросоциальную среду (семья, малые группы, коллективы и др.) и макросоциальное окружение (так называемое "большое общество", границы которого в большинстве случаев совпадали с границами государств). В настоящее время можно говорить о реальном возникновении надгосударственной реальности: микро-макросоциальной среды, охватывающей взаимодействие людей и их групп в планетарном масштабе.

Уже не оспаривается факт глобального роста международной торговли и выделения транснациональных корпораций (ТНК) на роль как минимум равных по отношению к национальным государствам субъектов международных экономических и даже политических отношений, в связи с чем специалисты развивают

1 Володин А.Г., Широков Г.К. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы // Полис. 1999. № 5. С. 84.

дискуссию о появлении глобальной транснациональной экономики.

Глобализация имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К числу положительных можно отнести возникновение различных международных систем регулирования отношений между народами в наиважнейших областях жизнедеятельности: системы международного права, ООН, Европейского союза, Большой восьмерки, ЮНЕСКО, Интерпола, международных программ в области науки и искусства, программ в области освоения космоса, международных организаций по охране культурного наследия. Все эти структуры предпринимают реальные усилия по консолидации деятельности различных государств с целью разрешения всеобщих, поистине глобальных проблем. Положительные оценки такие структуры заслуживают прежде всего благодаря тому, что способствуют развитию цивилизованных отношений между государствами, несмотря на существующие национальные, социальные, политические и экономические отличия, во многом нивелируют "острые углы" подобных отношений, благодаря чему разрешение глобальных проблем оказывается возможным.

Позитивным моментом глобальной экономики является создание дополнительных рабочих мест в самых различных странах. Транснациональные корпорации сегодня дополняют местный бизнес и создают возможности трудоустройства тысяч людей. Они также осуществляют в своей структуре передачу опыта хозяйственной деятельности от одних стран и народов к другим.

В ряду неоднозначно оцениваемых тенденций глобализации на первом месте стоит тенденция развития всемирных коммуникаций. На самом деле начало этому процессу было положено еще в глубокой древности, когда распространились греческий и латинский языки. На современном этапе, с которым связано распространение радиовещания (20-е гг. XX в.), телевещания (60-е гг. XX в.), электронных сетей (70—80-е гг. XX в.), эта тенденция еще больше усилилась. И все же глобализация последнего времени не похожа ни на один из тех процессов, что протекали ранее. Недаром развитие современных средств коммуникации называют революцией, так как оно действительно носит взрывной характер.

Не секрет, что развитие средств коммуникации происходит не только вследствие развития инженерной мысли — это скорее внешняя сторона дела. Подлинной причиной данных процессов является всеобщая заинтересованность в получении и передаче информации. Именно этим можно объяснить столь решительное выдвижение СМИ на роль "четвертой власти". Информация

обрела такую же значимость в современном мире, какой ранее обладало разве что золото. Передача информации, общение более не ограничены в пространстве и почти не ограничены во времени. Мир виртуальной реальности всерьез конкурирует с реальным миром, целые социальные пласты в самых разных регионах мира ежесекундно участвуют в информационных обменах. Таким образом, благодаря развитию средств связи на информационном, культурном уровне мир превращается в единое целое. Это реальность сегодняшнего дня.

Однако при всех своих положительных моментах глобализация порождает и негативные последствия. К их числу можно отнести глобальные (всемирные) войны и конфликты. Как мы знаем, история человечества постоянно пополняется ими. Военные действия самого масштабного характера сопровождали всю историю человечества. Каждый школьник может вспомнить в связи с этим периоды становления Римской империи, Арабского халифата, колониальных войн ведущих европейских держав, зарождения и развития империи Наполеона, фашистской Германии, Первой и Второй мировых войн. В результате всех этих событий происходили глобальные трансформации, которые в основном сказались на изменении политической карты мира. Нельзя также обойти вниманием и идеологическое противостояние СССР и США в недавнем прошлом, так называемую "холодную войну", порождением которой явились кризисные явления в нашей стране и во всем мире. В ходе этого конфликтного идеологического противостояния стороны оказались вовлечены в постоянное взаимодействие, определявшее судьбы как отдельных стран, так и всего мира. Сегодня многие исследователи связывают нарастание глобальных тенденций именно с окончанием идеологических войн и с победой капиталистического общественного производства и наднациональной системы прав человека.

Последствия экономической и политической миграции, имевшие глобальное значение еще со времен заселения Нового Света, и сегодня создают массу проблем правительствам развитых государств. Культурные последствия миграции очень серьезны. Раньше "плавильным котлом", в котором перемешиваются и сплавляются воедино культурные ценности мигрантов, символически называли только США. Сегодня же весь мир превращается в гигантскую "доменную печь", перерабатывающую отдельные национальные культуры. Тем самым глобализация порождает процессы нивелирования национальных культур, забвения многих языков малочисленных народов и исчезновение самих этих народов.

Так называемая массовая культура становится, по сути, культурой общемировой. На осколках и стыках национальных культур возникают наспех сращенные гибриды и "полукровки" массовой и национальных культур, возникают своего рода зоны их эклектического сосуществования. В результате к концу XX — началу XXI в. изучать национальные культуры становится все труднее и труднее: вал межнационального общения перекрывает и разрывает все прочие связи. Новые поколения все меньше нуждаются в сохранении "наследия" предков и все больше оказываются вовлеченными в погоню за новациями, за лидерами, за претендующими на мировое господство тенденциями во всех областях жизни.

Рост и развитие мировых религий также следует рассматривать в качестве неоднозначных явлений глобализации. Представляя собой общественные этнокультурные образования, традиционные религии неожиданно столкнулись с возникшими в ходе глобального взаимодействия "новыми религиями". Последние появляются под видом то общественных организаций, то коммерческих предприятий, то новых идеологий. Распространение современных религиозных учений настолько масштабно и динамично, что уже не только представляет интерес как пример межконфессиональной борьбы, но и становится предметом серьезного изучения социологов, политологов, религиоведов.

Социальные изменения также обретают глобальный масштаб. Так, разделение всей совокупности государств на ведущие (богатые), средние и отстающие (бедные) представляет угрозу социальной стабильности в мире, провоцирует на силовое решение многих проблем во взаимоотношениях между этими государствами.

Как правомерно заявляет в своей книге "Искушение глобализмом" Александр Панарин, происходящее отстранение экономических элит от местных национальных интересов порождает некую не вполне продуктивную этику глобализма. "Пора понять, — пишет А.С. Панарин, — что нормальное международное экономическое соревнование и партнерские отношения вырастают из производительной экономики национального типа. Если мир будет представлен множеством суверенных национальных экономик, то он гораздо ближе подойдет к либеральному идеалу отношений свободной соревновательности и партнерства, нежели в том случае, если глобалисты задушат в зародыше новые национальные экономики посредством беспрепятственного вывоза капитала и демонтажа местной промышленности"2.

2 Панарин А. Искушение глобализмом. М., 2002. С. 10.

Глобализация во многом связана с новым витком вестерни-зации, получившей толчок к развитию еще в XIX столетии. Суть вестернизации — в широком распространении западных ценностей и западного образа мысли по всем странам и регионам мира. В наше время одна из ведущих держав мира, устоявшая в холодной войне, США, оказывает настолько существенное влияние на все мировые процессы и отношения, что возникает угроза выдвижения ее на роль единоправного главы, самоуполномоченного (в силу указанного превосходства) на диктат собственной позиции во всех наиболее существенных вопросах международных отношений.

Компенсировать эффект давления процессов глобализации на национальные государства последние могут посредством изменения традиционных моделей поведения, образа жизни и способов взаимодействия с окружающим миром. Адаптация к процессам глобализации может проходить через модернизацию системы образования и подготовки кадров, усовершенствование взаимодействия общества и государства, нахождение современных форм существования и сохранения культурного наследия. Но так или иначе, как отмечают отечественные авторы, глобализация неизбежно предполагает "...медленное, но неуклонное снижение роли нации-государства как едва ли не единственного регулятора экономической, социальной, политической и культурной жизни людей, наделенного исключительными полномо-чиями"3.

Не менее животрепещущими проблемами современности глобального масштаба являются проблемы международного терроризма, оборота наркотиков, СПИДа, экологии и др. Таким образом, глобальными можно называть любые тенденции, идеи и процессы, имеющие общемировые значение и направленность, затрагивающие интересы всех или очень большого числа народов, требующие всеобщих усилий для решения или предотвращения, нуждающиеся в неотложных действиях.

Глобализация максимально уплотняет контакты между странами и народами и предполагает достижение нового мироустройства. Рано или поздно должна быть выработана платформа для гармонического сосуществования многонациональных политических институтов, какими являются современные государства. Однако уже сегодня понятно, что никакого всемирного государства не будет.

Вероятно, идея всемирного государства сменится идеей сложной системы контрактов, регулирующих деятельность людей, кор-

3 Молчанов М. Истоки российского кризиса: глобализация и внутренние проблемы? // Полис. 1999. № 5. С. 94—107.

пораций и государств в международном масштабе. Так или иначе, глобальный мир должен быть стабильным и предсказуемым, ибо в этом заинтересованы субъекты всех уровней. Все негативные последствия глобализации, по нашему мнению, могут быть устранены в ходе укрепления роли надгосударственных международных образований в самых разных областях деятельности.

Основными сферами проявления глобальных тенденций можно назвать:

— политическую (идеологическую и военную в том числе);

— правовую (юридическую);

— экономическую;

— социальную;

— культурную (религиозную в том числе);

— научно-техническую;

— природную (естественную).

Если ранее в истории человечества имели место интеграционные процессы, которые затрагивали только одну-две из перечисленных областей, то современная глобализация — это одновременная интеграция по всем направлениям. Сегодняшние представления о глобализации в самых разных теоретических описаниях могут быть использованы не только как инструмент познания современности и конструирования перспектив будущей истории мирового сообщества, но и как инструмент изучения прошлого, причем не с целью создания максимально аргументированной историографии, а с целью создания многоуровневого социального учения.

В ходе научно-технической революции, начавшей свое победное шествие с середины XIX в., изменилось само понятие мира. В древности миром могли называть себя национальная держава или ряд держав, объединившихся по тем или иным основаниям. В Средние века мир в сознании европейца делился по религиозному принципу на христианский и нехристианский. Наконец, до начала XX в. еще были живы понятия "Старый Свет" и "Новый Свет". Однако с середины XX в. понятие "мир" стало подразумевать под собой планету в целом.

Таким образом, на первый взгляд кажется, что современная глобальная реальность внеисторична, что у нее нет аналогов в истории. Тем не менее если сделать поправки на масштабы представлений о мире в истории, если принять прошлые "миры" и тенденции их развития за исходные микроединицы сравнения с современным глобальным миром и его тенденциями, то возникает пространство для общеисторических и социологических обобщений. Подобные обобщения позволят сформулиро-

вать общетеоретические закономерности развития человеческих обществ.

Все современные глобальные процессы, несмотря на их взрывной (на фоне предшествующих эпох) характер, тем не менее имеют зачатки и аналоги в прошлом. Выявить их и адекватным образом описать возможно только посредством обращения к существующим историческим свидетельствам развития обществ. Изучение их под особым социологическим углом зрения с опорой на достижения исторической науки позволит, не искажая исторического материала, ответить на вопрос о протекании в прошлом процессов, схожих с современной глобализацией, родственных ей в силу единого пути, характера становления.

Проблема же состоит в том, что современные теории глобализации не пригодны для исторических обобщений. Однако этот факт не означает, что всеобъемлющее представление об этих процессах еще не создано. Само понятие глобализации сегодня лишено исторической и теоретической почвы. Безусловно, оно может иметь полное право на существование только в ходе полноценного научного осмысления как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях.

В.Д. Иванов, рассматривая эволюцию концепций глобализации, пишет: «Если следовать Робертсону, Уотерсу и тем более Терборну и считать глобализацией любые международные, межкультурные контакты и географические открытия европейцев начиная с XV, а тем более с III в., то тогда понятием "глобализация" определяется все что угодно и одновременно ничего конкретного. Отождествление разномасштабных и разнокачественных явлений превращает "глобализацию" из конкретного научного понятия, раскрывающего специфичность современных процессов, в абстрактное указание на тривиальный факт перемещения людей и результатов их деятельности по планете»4.

Разводя понятия глобализации и интернационализации, автор предлагает под интернационализацией понимать "рост системы экономических и политических связей на уровне национальных институтов (государств, межправительственных организаций, неправительственных, но национального масштаба организаций), а также распространение во все большем числе стран институтов промышленного/буржуазного общества, которое было отмечено еще в XIX в. и стало предметом интереса классических теорий развития"5.

Качественным отличием глобализации в цитируемой статье предлагается считать такой беспрецедентный рост процессов ин-

4 Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // http: www:soc.pu.ru.

5 Там же.

тернационализации, при котором происходят качественные изменения на всех уровнях социального устройства: на субнациональном и транснациональном, межиндивидуальном и межгрупповом.

Эти изменения следует трактовать как необратимые, непосредственно затрагивающие все стороны социального взаимодействия. В отличие от простых интернациональных связей, в рамках которых взаимодействующие субъекты сохраняли свой суверенный национальный, экономический, культурный статус, глобальные взаимодействия требуют унифицированного необратимого изменения взаимодействующих субъектов.

Можно предположить, что глобальные проблемы существовали на протяжении всей истории человечества. Однако возникает вопрос: почему концепция глобализации возникла лишь относительно недавно, примерно в середине XX в. Коль скоро такие проблемы и процессы существовали и ранее, ведущие умы человечества не могли их не заметить и не описать. Трудность выделения глобальных проблем из всего многообразия вопросов, волновавших наших предшественников, преодолевается совокупностью выдвинутых выше критериев определения проблем данного рода.

Если подвести итог рассуждениям, представленным в данной статье, следует акцентировать внимание читателей не только на революционном (взрывном), но и на эволюционном характере глобализации. Кажется, что всю свою историю планета была "беременна" глобализацией. Уже первые человеческие цивилизации имели явную тенденцию к максимальному расширению, и только отсутствие соответствующих технических средств сдерживало в те эпохи развертывание глобальных процессов. Поэтому с научной точки зрения рассмотрение глобализации как процесса, принадлежащего исключительно сегодняшнему дню, было бы неполным. Понять идеи и глубинный смысл современной глобализации возможно, только соотнеся ее с аналогичными духовными и социальными процессами, имевшими место в прошлом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.