Научная статья на тему 'Глобализация культурных процессов и российские СМИ'

Глобализация культурных процессов и российские СМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
348
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация культурных процессов и российские СМИ»

1910 г); Вып. 2. - 336 с. (Репр. изд. 1913 г.); Вып. 3. -80 с. (Репр. изд. 1915 г.)

11. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. - Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя св. блг. кн. Александра Невского, 1997. - 656 с.

12. Фортунато М., прот. Беседы: Объяснение регентского жеста. Тропарь, кондак Рождества Христова. [Расшифровка аудиозаписи.]

13. Фортунато М., прот. Беседы: Постная Триодь. [Расшифровка аудиозаписи.]

14. Фортунато М., прот. Богословское содержание Божественной Литургии // Отчет о работе

I съезда преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ Русской Православной Церкви (Сергиев Посад, Московская Духовная Академия. Ноябрь 1994 г.). - С. 16-20. [На правах рукописи.]

15. Фортунато М., прот. Педагогика церковного пения: Тез. докл. на съезде «Пути православного церковного пения русской традиции в Западной Европе в период эмиграции» (Париж, Св.-Сергиевское подворье, 29 сент. - 1 окт. 1995 г.). [Рукопись.]

16. Фортунато М., прот. Распев как молитва Церкви // Доклад на Втором семинаре преподавателей церковного пения духовных школ Русской Православной Церкви (Сергиев Посад, МДА. Май 1998 г.) [Рукопись.]

17. Фортунато М., прот. Три богословских очерка: «Мои богословские мысли», «Время Церкви», «Обычное начало». [Рукопись.]

18. Чесноков П.Г. Хор и управление им. 3-е изд. - М.: Музгиз, 1961. - 240 с.

19. Шмеман Александр, прот. Введение в литургическое богословие. - М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. - 247 с.

Е.М. Еремина

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ И РОССИЙСКИЕ СМИ

Прогресс общества сопровождается переходом его от множества общностей - к их единству, усилением тенденции к интернационализации общественной жизни. Выражением этого объективного процесса выступает создание Евросоюза с единой валютой. В настоящее время процесс единения человечества затрагивает не только национальные и региональные границы. Он вышел на мировую арену, воплотившись в глобализации мирового развития1. Дисбаланс, существующий между масштабом проблем, с которым столкнулось человечество, и современным теоретическим пониманием происходящего, требует определить само понятие «глобализации» и отделить его от связанного, но не совпадающего с ним понятия «глобализм».

Для этого обратимся к известным в социальной философии понятиям «деятельности» (целенаправленной активности) и «процесса» (инициированного этой деятельностью, но не совпадающего с ней). Глобализм - целенаправленная и планомерная деятельность в сфере хозяйства, политики и культуры, осуществляемая людьми и направленная на достижение однополярного мира (иное понимание: на стремление США к мировому господству), имеющая своих, иницииру-

ющих эту деятельность, субъектов, которые преследующих свои цели. Глобализация же - это процесс, в который вовлечено все человечество не только в качестве субъектов, но и в качестве объектов, то есть включая людские практики. Объективный контент глобализации - противоречивое единство интеграции и унификации (стандартизации, универсализации). Инициированный деятельностью транснациональных предприятий, рекламных агентств, масс-медиа, процесс унификации непрерывен. Глобализация мирового информационного пространства создала условия для создания информационного общества и множества новых информационных технологий. Проникая во все сферы жизни общества, СМИ меняют привычный образ жизни многих этносов по всему миру, создавая и новые возможности, и новые проблемы2. Наши представления о том, как меняется мир вокруг нас во многом обусловлены образами и интерпретациями, которые ежедневно тиражируются масс-медиа. Именно СМИ играют решающую роль в формировании информационной картины мира, именно они отображают и те процессы, которые свидетельствуют о стирании культурных различий между этносами, об «обвале» традиций, связей, привычного образа жизни, всего того, что создает трудности

© Е.М. Еремина, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

211

сохранения национальной самобытности локальных (и в частности, русской) культур.

Тематика глобализации СМИ по-новому поднимает вопрос о характере взаимодействия глобальной культуры и национальных культур, ведь «культурное состояние мира следует интерпретировать как тесно связанное с потоком информации и знаний, являющихся фактически тоже культурным потоком». Этот культурный поток в значительной степени создан масс-медиа комму-никациями3 и включает и два аспекта: гомогенный (характеризуется интеграцией и синхронизацией) и гетерогенный (характеризуется дезинтеграцией и дифференциацией). Первый принято соотносить с глобализацией, второй - с локализацией. Вектор глобализации, объединяясь с вектором локализации, образует третий путь -глокализации (glocalization).

Чтобы понять, как могут оптимально взаимодействовать глобальные и локальные СМИ, нужно проанализировать культурные потоки не отечественного происхождения в российских печатных периодических изданиях. Эмпирический материал составили тексты отечественных изданий («ОМ», «Птюч», «Собеседник», «Ровесник», «Космополитен» и др.). Секвенции нарративов были обработаны качественными методами4. Контент-анализ состоял из трех этапов: тематическая выборка, кодирование, (объединение цитат через маркеры и коды), собственно анализ формализованных данных. Общий вывод: влияние Запада и глобальных культурных процессов неоднородны и неоднозначны в разных областях нашей культуры. Так, музыка часто формирует интересы молодых, а иногда и их идентичность, поскольку теме музыки посвящены многие публикации в молодежных изданиях. Так, журнал «Ровесник» много пишет о рок-музыке (металл, хард-рок и пр.), а, скажем, «ОМ» и «Птюч» -о современной альтернативной электронной музыке. При этом уровень подачи молодежной музыкальной культуры в этих изданиях весьма отличен от других, в них тщательно анализируются тенденции, оцениваются разные музыкальные направления. Противоположный пример - журнал «Cool», предназначенный для тинейджеров. Музыкальные темы в разных изданиях охватывают социальные проблемы и конфликты; национальную тему (отношения между американской и британской музыкой, их сравнение); тему тенденций и взаимовлияний; аспект влияния западной

музкультуры на российскую (компаратив российской и западной музыки); глобальный охват бытования основных музыкальных жанров, дискуссии

о коммерческой и альтернативной музыке.

Современная музыка (а моду в ней диктуют США) - это смешение стилей, их эклектизм (регги, амбиент, фанк), элементов разных этнических культур (восточные мотивы в музыке английских рок-музыкантов, русская классика в американском рэпе, индийский фольклор и современной британской электронной музыки) и эпох (классические мелодии в современной электронной музыке или рэпе)5. Электронную музыку - символ конца столетия - отличает особенный синтетизм. Рок и «электроника» также взаимопроникают друг в друга. В альтернативных журналах они даже противопоставляются как два полюса музыкальной культуры.

На популярность и распространение музыки влияют культурно-географические и этнические особенности слушателей. Молодежные издания, рассказывая о разных музыкальных стилях6, часто отмечают неравномерность их популярности их в разных странах. Регги почти не знают в Швеции, негритянский соул не популярен в России. Голландский хард-кор пользуется успехом в Молдавии, «отвечая» национальному музыкальному темпу молдаван. Гоа-транс, близкий 1000-летней культуре Алтая, произвел там фурор. Очевидно: влияние Запада на музыкальную жизнь России предполагает информирование о западных группах и исполнителях7. Журналы отслеживает распространение электронных стилей по отдельным регионам, специфику их включения в танцевальную и клубную культуру. Обратное влияние (современной российской музыки на западную) затрагивается только в сообщениях о гастролях наших музыкантов за границей, особенно - для русскоязычной диаспоры. Попытки же наших исполнителей покорить западную публику, как правило, бывают неудачны. Тем не менее, можно утверждать (особенно принимая во внимание молодежь), что музыкальное пространство становится «мировым музыкальным универсумом»8.

Другой темой молодежных изданий, свидетельствующей о процессах глобализции, является мода. Одной из модных тенденций является, например, все более распространяющийся вегетарианский образ жизни9 или же представления, существующие в обществе, о нормах сексуального поведения. Благодаря глобализации моды привычным стал стиль унисекс, а вместе с ним -

212

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

разрушение гендерных стереотипов в одежде и стандартах поведения. Стиль униформ (милита-ри) эксперты связывают с нестабильной социальной ситуацией.

Что касается иных стилей в одежде, то в России распространяется французская, реже - итальянская мода (таковы модные тренды журнала «Космополитен»). Центром мировой моды считается Париж, на него ориентируются наши модельеры и стилисты (самые известные на Западе - В. Зайцев, В. Юдашкин), но в России все еще нет индустрии моды10. Наши показы мод более «провинциальны», и вся Россия воспринимает западную моду чаще всего через Москву или преимущественно в Москве, где - собственно -и объявляется, что именно носят на Западе. У российской молодежи тот или иной стиль становится популярным, если это - «последний писк моды по всей Европе»11. Таково увлечение этникой -использованием традиционных народных мотивов в оформлении одежды и аксессуаров. С другой стороны, мода берет элементы из молодежных субкультур - панков, скейтеров, нео-айси-дов, байкеров (обувь - «мечта хакера», стиль «черных рэпперов» в одежде)12. В журналах пишется также о стилях, берущих начало от молодежных субкультур.

Голливуд, эта «фабрика грез» - еще одна из доминирующих тем массовых молодежных журналов. В созданных его индустрией фильмах отражены типичные американские ценности: карьеризм и коммерческий успех, педалируемая сюжетами квази-возможность из любого сделать звезду13. Журнал «Ровесник» критикует Голливуд за то, что тот не может создать ничего принципиально нового. Вестернизация русской культуры проявляется в этой связи в превращении Голливуда в эталон, неслучайно некоторые русские фильмы оказались калькой с американских. Отечественные кинопремии - «Ника», «Теффи» -сравниваются с американским «Оскаром». Голливудские звезды являются законодателями модных стилей14. Западное кино диктует моду (например, фильм К. Тарантино «Джеки Браун» возвратил и у нас в моду стиль 70-х).

Еще одной темой молодежных изданий, говорящей о глобализации культурных процессов, является описание молодежных субкультур, характер которых позволяет говорить о сходствах

РФ и западных стран. Среди них - клубная электронная рейв-культура (зародившись на Западе, была заимствована Россией), рэп-культура (включая граффити). Немало говорится и о «поколении X» - выросшем в обществе, перенасыщенном информацией, о «компьютерных» молодежных субкультурах: хакерах, виртуальных геймерах. Виртуализация общества отразилась в возникновении киберпанков и техно-фриков.

Таким образом, в массовых печатных изданиях превалируют рецепции элементов современной западной культуры. Большинство привнесенных элементов культур репрезентируется как западные, но интериоризированные, «присвоенные» и переработанные молодежью в соответствии с российским культурным контекстом. Именно поэтому нам представляется уместным в этом контексте термин «глокализация».

Примечания

1 КовалевА.М. Глобализация как социальный феномен. - М., 2002. - С. 264.

2 Момджян К. Об одном многократно упоминаемом процессе. - М., 2004. - С. 39-41.

3 Lie R. Globalization and Localization in Culture and Communication. - Brussels, 1997. - Febr. -March. - P. 4.

4 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М., 1998; Ковалев Е.М., Штейберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. - М., 1999; Анализ качественных данных в стиле «grounded theory» (по материалам семинара Т. Флета) // Другое поле. Социологические практики / Под ред. Е. Омельченко. - Ульяновск, 2000. - С. 340-351.

5 Sneaker Pimps: новые готы // ОМ. - 1997. -Декабрь. - С. 69.

6 Весенний ураДЖАй // ОМ. - 2005. - Апрель.

7 ОМ. - 2002-2005.

8 ОМ. - 1998. - Январь. - С. 62.

9 Стиль - это жизнь // Штучка. - 2003. - J№2.

10 Джон Г альяно - модная машина // ОМ. -2001. - Октябрь. - С. 89.

11 Штучка. - 1997. - №> 10. - С. 29.

12 Из отечественного // ОМ. - 2000. - Декабрь. - С. 67.

13 ОМ. - 1997. - Декабрь. - С. 105.

14 Стиль (Приложение к журналу «Штучка»). -2003. - №> 1-2.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2007

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.