Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры современных молодежных журналов'

Ценностные ориентиры современных молодежных журналов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1847
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МОЛОДЕЖНЫЙ ЖУРНАЛ / МОНИТОРИНГ / VALUABLE REFERENCE POINTS / YOUTH MAGAZINE / MONITORING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Слепова Александра Валерьевна

В данной статье представлены результаты мониторинга современных молодежных журналов, выявлены ценностно-смысловые доминанты журналов, адресованных подрастающему поколению.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article results of monitoring of modern youth magazines are presented, valuable and semantic dominants of the magazines addressed to younger generation are revealed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры современных молодежных журналов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 21 (275). Филология. Искусствоведение. Вып. 68. С. 116-119.

А. В. Слепова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ЖУРНАЛОВ

В данной статье представлены результаты мониторинга современных молодежных журналов, выявлены ценностно-смысловые доминанты журналов, адресованных подрастающему поколению.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, молодежный журнал, мониторинг.

Выполняют ли современные молодежные журналы воспитательную роль или ради коммерческих целей только развлекают читателя? На этот и другие вопросы попытаемся ответить в рамках данной статьи.

Если «поэт в России больше, чем поэт», то и сама художественная литература никогда не выполняла сугубо эстетическую или развлекательную задачу. Ее удел - воспитание, причем воспитание людей разных сословий и возрастов. От этой роли не отказывалась и советская литература, которая создавала человека новой политической формации. В XX веке значительно увеличилось количество книг для детей. Увеличение происходило за счет новых произведений советских авторов, переводной литературы и вовлечения в круг детского чтения тех произведений, которые писались для взрослых. Так, например, в школьную программу вошли «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и многие другие художественные тексты. Кроме книг подростки читали и периодические издания, но их количество было небольшим. «В 1974 в СССР выходило свыше 20 центральных и республиканских журналов, имеющих разнообразную тематику - общественно-политическую (журнал «Комсомольская жизнь»), литературнохудожественную («Аврора», «Юность» и др.), научно-художественную (журнал «Вокруг света»), научно-популярную (журналы «Знание -сила» и «Техника - молодёжи»). Некоторые журналы были рассчитаны на определённую целевую аудиторию: рабочую («Смена»), сельскую («Сельская молодёжь»), студенческую («Студенческий меридиан»)»1. В 1986 году, по данным Всероссийской книжной палаты, существовало 15 газет и 36 журналов, а в 1996 году - 40 газет и более 80 журналов2. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано свыше трехсот пятидесяти периодических изданий

для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 миллионов экземпляров ежемесячно. Но современная ситуация в плане подросткового чтения выглядит далеко не благополучно. При всем изобилии литературы на книжных прилавках и доступности художественных текстов благодаря интернету в обществе не утихают разговоры о кризисе подросткового чтения. Исследования, проведенные в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», показали, что уменьшилось не только количество читаемых в день страниц, изменилось само отношение к чтению у подрастающего поколения, их читательские предпочтения3. Большинство молодых людей предпочитает журналы книгам, как научным, так и художественным. Даже те группы детей и подростков, которые ориентированы на книжную культуру и посещают библиотеки, любят читать журналы преимущественно развлекательного характера. Таким образом, если молодежь читает художественную литературу эпизодически, под давлением родителей и учителей, а вызывают стабильный интерес только журналы, они и должны формировать ценностные ориентиры своей целевой аудитории. Кроме того, молодежные журналы в большинстве своем позиционируют себя как равные с молодежной аудиторией, а молодые люди психологически более склонны доверять тем, кто «говорит на их языке». Поэтому мониторинг рынка современной молодежной периодики необходим и для понимания того, какие ценности формируют молодежные журналы.

Изучение рынка показало, что демасси-фикация СМИ и ориентация информации на определенные возрастные, гендерные и социальные группы непосредственно затронула и молодежные издания. Большая часть молодежных журналов ориентирована на девочек: «Штучка», «Маруся», «Ромео и Джульетта», «Лиза Girl», «OOPS», «Cool Girl», «Yes» и

многие другие. Основные темы: мода, макияж, отношения «Она + Он», жизнь звезд, путешествия, развлечения (вечеринки, дискотеки), советы психолога, тесты, гороскопы и гадания, кулинарные рецепты и hand-made, новинки из мира популярной музыки и кинопроката. Итак, особый акцент в данных журналах делается на стремлении девушек хорошо и модно выглядеть, соответствовать идеалам красоты, быть гламурными. Главный девиз всех этих статей -«Блистай!», будь неотразимой, яркой. Много места занимают каталоги новинок индустрии красоты, что, в общем-то, соответствует и «взрослым» дамским журналам, с поправкой на более низкую стоимость продуктов для молодежи.

Тем не менее, такие вопросы, как удобство одежды, ее уместность в конкретной ситуации, практичность, вообще не подлежат обсуждению. Журналами формируется унифицированный идеал красоты, который не допускает индивидуальности, а несоответствие эталону вызывает дополнительные комплексы у читательниц. Много внимания уделяется популярным певцам и актерам - их блистательным творческим биографиям, вечеринкам с их участием, нарядам известных персон, их взаимоотношениям. В статьях отсутствует информация о необходимости таланта, о многолетнем труде и превратностях фортуны. Так формируется культ «красивой жизни», состоящей из развлечений, дорогих покупок и любовных интриг. Ни о каких других профессиях в журналах информации нет. Красивая жизнь в журналах демонстрируется с помощью цветных иллюстраций и постеров, с которых улыбаются успешные, богатые, уверенные в себе люди. Почувствовать вкус славы есть возможность у каждой читательницы, если ее фотографию отберут для обложки очередного номера.

Также ведущей темой во всех журналах для девочек является любовь. Разговор о любви ведется в разных рубриках в форме писем в редакцию, дневников, советов, тестов и т. д. Хорошо, если истории, описанные в статьях, поэтизируют первое чувство, помогают советами девушкам, оказавшимся в ситуации неразделенной любви или обманутым в своих романтических ожиданиях (журналы «Маруся», «Штучка»). Но чаще журналисты, забыв о деликатности ситуации, советуют читательницам не бояться быть ласковыми по отношению к молодым людям (журнал «Ромео и Джульетта»), подменяют понятия «любовь» и «физическое

влечение» (статья «Секс. Твой новый парень» в журнале «OOPS»). Отсутствуют в журналах и семейные ценности. Родители представлены как люди с заведомо отсталыми взглядами на жизнь, которые мешают наладить отношения с парнем или приобрести новые знакомства. Младшие братья и сестры мешаются под ногами и «тырят» (жаргонизм из журнала «OOPS») хорошие вещи. С ними приходится считаться и скрывать от друзей. Но впереди долгожданная свобода, «побег из курятника» - так была названа статья в журнале «OOPS». В целом создается образ модной, самоуверенной, ищущей любви девушки, которая не нацелена ни на учебу, ни на работу, ни на семью.

Журналы для юношей («Бумеранг», «Хулиган», «Молоток» и другие) отличает большая «техническая» направленность, ориентир на новинки в мире компьютерных игр, автомобилей, электроники. Много внимания уделяется спорту, в том числе необычному и экстремальному, новинкам кинематографа и клубной культуры. «Звезды» на страницах подобных изданий представлены преимущественно деятелями спорта, модными актерами и представителями шоу-бизнеса. Мода и отношения с девушками тоже обсуждаются на страницах журналов. В журналах для юношей также не представлены ни профессиональные, ни семейные, ни гражданские ценности. На страницах журналов преобладает молодежный сленг, установка на разговорный стиль как в статьях («М-м, да, америкосы все-таки это сделали. Если кто не знает, Московский Кремль - великий архитектурный и исторический памятник. Но американским студиям, как обычно, плевать на историю и архитектуру» -анонс очередной серии фильма «Миссия невыполнима», автор анонса Эллочка-людоедочка), так и в интервью («жуткий кайф, гораздо круче, реально классные вещи, плотно с ними не тусовался» - из интервью с Ноэлом Галлахером).

Среди молодежи популярны журналы, посвященные современной музыке: новинкам, хитам, группам и направлениям, звездам и новичкам - в частности, «Все звезды», «Ровесник», «YES-звезды», «Bravo». Эти журналы отличает обилие иллюстраций и постеров, рекламный характер статей. Целевая аудитория этих журналов - фанаты современной музыки, поэтому важное место в журнале занимает рубрика «Ответы читателям», которая помогает издателям ориентироваться в музыкальных интересах молодежи. Значительно

меньший процент молодежных изданий ориентирован на науку и искусство. Например, журналы «Техника - молодежи», «Мир техники» публикуют материалы, посвященные научным открытиям, неожиданным техническим решениям, новинкам. Для научно-художественных молодежных журналов характерны доходчивость, живость и занимательность в изложении научных вопросов, яркость и выразительность иллюстрирования.

Особую группу составляют молодежные литературные журналы: «Современник», «Роман-газета», «Серебряная стрела», «Путеводная звезда», «Если» и другие. В них предпринята отчаянная попытка возродить моду на чтение с помощью публикации произведений классики, современной художественной литературы, фантастики и приключений.

Наиболее тематически разнообразными и ценностно ориентированными являются журналы «Крылья», «Студенческий меридиан», «Странник» и некоторые другие. В них уделено место и политике, и культурной жизни, и истории, и профессиональной ориентации, и ярким личностям России, и юбилейным датам, и научным открытиям, и любопытным фактам. Эти журналы ориентированы на разносторонне развитого, творческого, целеустремленного, думающего читателя, каких у нас, судя по тиражу журнала «Студенческий меридиан», более 120 000 человек.

Итак, современный рынок журнальной продукции предлагает юным читателям более трехсот наименований журналов. Есть журналы развлекательные, научно-популярные, общественно-политические, литературно-художественные и многие другие. Проблема не в отсутствии выбора, а в комплектации библиотек и предпочтениях читателей. В Челябинске на сегодняшний день работают 19 детских библиотек, из них одна городская и одна областная. Мониторинг комплектования библиотек журналами показал следующее: в каждой детской библиотеке есть минимум одно наименование журнала для девочек, одно наименование научно-художественного журнала, минимум одно наименование литературнохудожественного журнала (чаще всего это «Костер»). Журналы разносторонней направленности, в частности, «Смена», «Крылья», «Студенческий меридиан», выписывают только три библиотеки города. Эти журналы, как отметили библиотекари центральной детской библиотеки имени М. Горького, не востребо-

ваны читателем. А чтобы почитать свежий номер журнала для девочек или о популярной музыке, дети записываются в очередь. Издатели удовлетворяют спрос, и количество развлекательных журналов увеличивается. Согласно статистике, рынок современных молодежных журналов выглядит следующим образом:

Специфика журнала Целевая аудитория % от общего числа изданий

Журналы для девушек Девушки от 14 до 25 лет 29

Журналы для юношей Юноши от 14 до 25 лет 19

О «звездах» (постеры) Без гендерных различий 18

Журналы о компьютерах Без гендерных различий 16

Музыкальные журналы Без гендерных различий 10

Научные журналы Без гендерных различий 8

Пристрастие к развлекательным журналам и приводит к ценностной дезориентации подростков и молодежи4.

Каковы же основные недостатки современных популярных молодежных журналов как трансляторов жизненных ценностей? В первую очередь, это культ «красивой жизни», состоящей из развлечений, дорогих покупок и любовных интриг. Такая жизнь доступна только звездам из мира шоу-бизнеса, которые демонстрируют свое благополучие с помощью фото, коллажей и постеров. С одной стороны, это ярко, красиво и очень профессионально сделанный продукт, с другой - он развивает «клиповое» мышление. Преобладание визуального ряда над текстом приводит к изменению восприятия печатной информации: оно становится более поверхностным и фрагментарным. Во-вторых, тексты журналов для тинейджеров написаны с использованием молодежного сленга. Это способствует упрощению и засорению речи жаргонизмами, так как они принимают все, что напечатано в журналах, за образец. В-третьих, культивируется противопоставление мира молодежи (и журнала) миру родителей и учителей. Журнал «предлагает читателям дружбу», помощь в решении личных проблем, старается стать своим в подростковой субкультуре, манипулируя подростковой ранимостью и незащищенностью. При этом проблемы ребенка

становятся достоянием всех читателей журнала, помогают формировать контент, а советы носят обобщенный характер. В-четвертых, обилие рекламы и узость освещаемых сторон жизни приводит к формированию у молодежи стандартизированного представления о человеческом счастье, успехе, смысле жизни.

Примечания

1 Еремин, Ю. В. Молодежные журналы. иЯЪ: http://www.ussr-encyclopedia.ru/?aid=48295.

2 См.: Сайт Российской книжной палаты. URL: http://www.bookchamber.ru/content/edb/index. html.

3 См.: Дубин, Б. «Бумажное» и «электронное» чтение в России: результаты исследования 2011 года. Ч. 1, 2 / Б. Дубин, А. Воропаев. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/dms-static/9eb58f06-fbeb-4594-9117-c22b9740d608. pdf.

4 http: // www.mediaguide.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.