Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 21 (275). Филология. Искусствоведение. Вып. 68. С. 116-119.
А. В. Слепова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ЖУРНАЛОВ
В данной статье представлены результаты мониторинга современных молодежных журналов, выявлены ценностно-смысловые доминанты журналов, адресованных подрастающему поколению.
Ключевые слова: ценностные ориентиры, молодежный журнал, мониторинг.
Выполняют ли современные молодежные журналы воспитательную роль или ради коммерческих целей только развлекают читателя? На этот и другие вопросы попытаемся ответить в рамках данной статьи.
Если «поэт в России больше, чем поэт», то и сама художественная литература никогда не выполняла сугубо эстетическую или развлекательную задачу. Ее удел - воспитание, причем воспитание людей разных сословий и возрастов. От этой роли не отказывалась и советская литература, которая создавала человека новой политической формации. В XX веке значительно увеличилось количество книг для детей. Увеличение происходило за счет новых произведений советских авторов, переводной литературы и вовлечения в круг детского чтения тех произведений, которые писались для взрослых. Так, например, в школьную программу вошли «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и многие другие художественные тексты. Кроме книг подростки читали и периодические издания, но их количество было небольшим. «В 1974 в СССР выходило свыше 20 центральных и республиканских журналов, имеющих разнообразную тематику - общественно-политическую (журнал «Комсомольская жизнь»), литературнохудожественную («Аврора», «Юность» и др.), научно-художественную (журнал «Вокруг света»), научно-популярную (журналы «Знание -сила» и «Техника - молодёжи»). Некоторые журналы были рассчитаны на определённую целевую аудиторию: рабочую («Смена»), сельскую («Сельская молодёжь»), студенческую («Студенческий меридиан»)»1. В 1986 году, по данным Всероссийской книжной палаты, существовало 15 газет и 36 журналов, а в 1996 году - 40 газет и более 80 журналов2. Сегодня в Российской Федерации зарегистрировано свыше трехсот пятидесяти периодических изданий
для молодежи. Суммарный тираж этих изданий составляет до 3 миллионов экземпляров ежемесячно. Но современная ситуация в плане подросткового чтения выглядит далеко не благополучно. При всем изобилии литературы на книжных прилавках и доступности художественных текстов благодаря интернету в обществе не утихают разговоры о кризисе подросткового чтения. Исследования, проведенные в рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения», показали, что уменьшилось не только количество читаемых в день страниц, изменилось само отношение к чтению у подрастающего поколения, их читательские предпочтения3. Большинство молодых людей предпочитает журналы книгам, как научным, так и художественным. Даже те группы детей и подростков, которые ориентированы на книжную культуру и посещают библиотеки, любят читать журналы преимущественно развлекательного характера. Таким образом, если молодежь читает художественную литературу эпизодически, под давлением родителей и учителей, а вызывают стабильный интерес только журналы, они и должны формировать ценностные ориентиры своей целевой аудитории. Кроме того, молодежные журналы в большинстве своем позиционируют себя как равные с молодежной аудиторией, а молодые люди психологически более склонны доверять тем, кто «говорит на их языке». Поэтому мониторинг рынка современной молодежной периодики необходим и для понимания того, какие ценности формируют молодежные журналы.
Изучение рынка показало, что демасси-фикация СМИ и ориентация информации на определенные возрастные, гендерные и социальные группы непосредственно затронула и молодежные издания. Большая часть молодежных журналов ориентирована на девочек: «Штучка», «Маруся», «Ромео и Джульетта», «Лиза Girl», «OOPS», «Cool Girl», «Yes» и
многие другие. Основные темы: мода, макияж, отношения «Она + Он», жизнь звезд, путешествия, развлечения (вечеринки, дискотеки), советы психолога, тесты, гороскопы и гадания, кулинарные рецепты и hand-made, новинки из мира популярной музыки и кинопроката. Итак, особый акцент в данных журналах делается на стремлении девушек хорошо и модно выглядеть, соответствовать идеалам красоты, быть гламурными. Главный девиз всех этих статей -«Блистай!», будь неотразимой, яркой. Много места занимают каталоги новинок индустрии красоты, что, в общем-то, соответствует и «взрослым» дамским журналам, с поправкой на более низкую стоимость продуктов для молодежи.
Тем не менее, такие вопросы, как удобство одежды, ее уместность в конкретной ситуации, практичность, вообще не подлежат обсуждению. Журналами формируется унифицированный идеал красоты, который не допускает индивидуальности, а несоответствие эталону вызывает дополнительные комплексы у читательниц. Много внимания уделяется популярным певцам и актерам - их блистательным творческим биографиям, вечеринкам с их участием, нарядам известных персон, их взаимоотношениям. В статьях отсутствует информация о необходимости таланта, о многолетнем труде и превратностях фортуны. Так формируется культ «красивой жизни», состоящей из развлечений, дорогих покупок и любовных интриг. Ни о каких других профессиях в журналах информации нет. Красивая жизнь в журналах демонстрируется с помощью цветных иллюстраций и постеров, с которых улыбаются успешные, богатые, уверенные в себе люди. Почувствовать вкус славы есть возможность у каждой читательницы, если ее фотографию отберут для обложки очередного номера.
Также ведущей темой во всех журналах для девочек является любовь. Разговор о любви ведется в разных рубриках в форме писем в редакцию, дневников, советов, тестов и т. д. Хорошо, если истории, описанные в статьях, поэтизируют первое чувство, помогают советами девушкам, оказавшимся в ситуации неразделенной любви или обманутым в своих романтических ожиданиях (журналы «Маруся», «Штучка»). Но чаще журналисты, забыв о деликатности ситуации, советуют читательницам не бояться быть ласковыми по отношению к молодым людям (журнал «Ромео и Джульетта»), подменяют понятия «любовь» и «физическое
влечение» (статья «Секс. Твой новый парень» в журнале «OOPS»). Отсутствуют в журналах и семейные ценности. Родители представлены как люди с заведомо отсталыми взглядами на жизнь, которые мешают наладить отношения с парнем или приобрести новые знакомства. Младшие братья и сестры мешаются под ногами и «тырят» (жаргонизм из журнала «OOPS») хорошие вещи. С ними приходится считаться и скрывать от друзей. Но впереди долгожданная свобода, «побег из курятника» - так была названа статья в журнале «OOPS». В целом создается образ модной, самоуверенной, ищущей любви девушки, которая не нацелена ни на учебу, ни на работу, ни на семью.
Журналы для юношей («Бумеранг», «Хулиган», «Молоток» и другие) отличает большая «техническая» направленность, ориентир на новинки в мире компьютерных игр, автомобилей, электроники. Много внимания уделяется спорту, в том числе необычному и экстремальному, новинкам кинематографа и клубной культуры. «Звезды» на страницах подобных изданий представлены преимущественно деятелями спорта, модными актерами и представителями шоу-бизнеса. Мода и отношения с девушками тоже обсуждаются на страницах журналов. В журналах для юношей также не представлены ни профессиональные, ни семейные, ни гражданские ценности. На страницах журналов преобладает молодежный сленг, установка на разговорный стиль как в статьях («М-м, да, америкосы все-таки это сделали. Если кто не знает, Московский Кремль - великий архитектурный и исторический памятник. Но американским студиям, как обычно, плевать на историю и архитектуру» -анонс очередной серии фильма «Миссия невыполнима», автор анонса Эллочка-людоедочка), так и в интервью («жуткий кайф, гораздо круче, реально классные вещи, плотно с ними не тусовался» - из интервью с Ноэлом Галлахером).
Среди молодежи популярны журналы, посвященные современной музыке: новинкам, хитам, группам и направлениям, звездам и новичкам - в частности, «Все звезды», «Ровесник», «YES-звезды», «Bravo». Эти журналы отличает обилие иллюстраций и постеров, рекламный характер статей. Целевая аудитория этих журналов - фанаты современной музыки, поэтому важное место в журнале занимает рубрика «Ответы читателям», которая помогает издателям ориентироваться в музыкальных интересах молодежи. Значительно
меньший процент молодежных изданий ориентирован на науку и искусство. Например, журналы «Техника - молодежи», «Мир техники» публикуют материалы, посвященные научным открытиям, неожиданным техническим решениям, новинкам. Для научно-художественных молодежных журналов характерны доходчивость, живость и занимательность в изложении научных вопросов, яркость и выразительность иллюстрирования.
Особую группу составляют молодежные литературные журналы: «Современник», «Роман-газета», «Серебряная стрела», «Путеводная звезда», «Если» и другие. В них предпринята отчаянная попытка возродить моду на чтение с помощью публикации произведений классики, современной художественной литературы, фантастики и приключений.
Наиболее тематически разнообразными и ценностно ориентированными являются журналы «Крылья», «Студенческий меридиан», «Странник» и некоторые другие. В них уделено место и политике, и культурной жизни, и истории, и профессиональной ориентации, и ярким личностям России, и юбилейным датам, и научным открытиям, и любопытным фактам. Эти журналы ориентированы на разносторонне развитого, творческого, целеустремленного, думающего читателя, каких у нас, судя по тиражу журнала «Студенческий меридиан», более 120 000 человек.
Итак, современный рынок журнальной продукции предлагает юным читателям более трехсот наименований журналов. Есть журналы развлекательные, научно-популярные, общественно-политические, литературно-художественные и многие другие. Проблема не в отсутствии выбора, а в комплектации библиотек и предпочтениях читателей. В Челябинске на сегодняшний день работают 19 детских библиотек, из них одна городская и одна областная. Мониторинг комплектования библиотек журналами показал следующее: в каждой детской библиотеке есть минимум одно наименование журнала для девочек, одно наименование научно-художественного журнала, минимум одно наименование литературнохудожественного журнала (чаще всего это «Костер»). Журналы разносторонней направленности, в частности, «Смена», «Крылья», «Студенческий меридиан», выписывают только три библиотеки города. Эти журналы, как отметили библиотекари центральной детской библиотеки имени М. Горького, не востребо-
ваны читателем. А чтобы почитать свежий номер журнала для девочек или о популярной музыке, дети записываются в очередь. Издатели удовлетворяют спрос, и количество развлекательных журналов увеличивается. Согласно статистике, рынок современных молодежных журналов выглядит следующим образом:
Специфика журнала Целевая аудитория % от общего числа изданий
Журналы для девушек Девушки от 14 до 25 лет 29
Журналы для юношей Юноши от 14 до 25 лет 19
О «звездах» (постеры) Без гендерных различий 18
Журналы о компьютерах Без гендерных различий 16
Музыкальные журналы Без гендерных различий 10
Научные журналы Без гендерных различий 8
Пристрастие к развлекательным журналам и приводит к ценностной дезориентации подростков и молодежи4.
Каковы же основные недостатки современных популярных молодежных журналов как трансляторов жизненных ценностей? В первую очередь, это культ «красивой жизни», состоящей из развлечений, дорогих покупок и любовных интриг. Такая жизнь доступна только звездам из мира шоу-бизнеса, которые демонстрируют свое благополучие с помощью фото, коллажей и постеров. С одной стороны, это ярко, красиво и очень профессионально сделанный продукт, с другой - он развивает «клиповое» мышление. Преобладание визуального ряда над текстом приводит к изменению восприятия печатной информации: оно становится более поверхностным и фрагментарным. Во-вторых, тексты журналов для тинейджеров написаны с использованием молодежного сленга. Это способствует упрощению и засорению речи жаргонизмами, так как они принимают все, что напечатано в журналах, за образец. В-третьих, культивируется противопоставление мира молодежи (и журнала) миру родителей и учителей. Журнал «предлагает читателям дружбу», помощь в решении личных проблем, старается стать своим в подростковой субкультуре, манипулируя подростковой ранимостью и незащищенностью. При этом проблемы ребенка
становятся достоянием всех читателей журнала, помогают формировать контент, а советы носят обобщенный характер. В-четвертых, обилие рекламы и узость освещаемых сторон жизни приводит к формированию у молодежи стандартизированного представления о человеческом счастье, успехе, смысле жизни.
Примечания
1 Еремин, Ю. В. Молодежные журналы. иЯЪ: http://www.ussr-encyclopedia.ru/?aid=48295.
2 См.: Сайт Российской книжной палаты. URL: http://www.bookchamber.ru/content/edb/index. html.
3 См.: Дубин, Б. «Бумажное» и «электронное» чтение в России: результаты исследования 2011 года. Ч. 1, 2 / Б. Дубин, А. Воропаев. URL: http://www.fapmc.ru/magnoliaPublic/dms-static/9eb58f06-fbeb-4594-9117-c22b9740d608. pdf.
4 http: // www.mediaguide.ru.