Научная статья на тему 'Глобализация как форма движения и развития социоприродного мира'

Глобализация как форма движения и развития социоприродного мира Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
265
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социоприродный мир / Глобализация / Глобалистика / глобальные и глобализационные процессы / конструктивная и деструктивная глобализация / Устойчивое развитие

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барлыбаев Х. А.

В статье рассматривается содержание глобализации как многогранного объективно-субъективного явления, возникающего на основе симбиоза человеческой цивилизации с природной средой в процессе универсальной эволюции. Раскрываются наиболее распространенные конструктивные и деструктивные свойства глобализации в современных условиях. Представлена концепция устойчивого развития как средство преодоления деструктивных и наращивания конструктивных свойств глобализации, философско-мировоззренческая категория и научная система, нацеленная на переустройство всех сфер жизнедеятельности человечества с целью обеспечения гармоничного взаимодействия людей между собой и природной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация как форма движения и развития социоприродного мира»

УДК 141.2

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ДВИЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОПРИРОДНОГО МИРА

© Х. А. Барлыбаев

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Россия, 119571 г. Москва, пр. Вернадского, 84.

Тел.: +7 (495) 436 09 24.

E-mail: hbarlybaev@rambler.ru

В статье рассматривается содержание глобализации как многогранного объективносубъективного явления, возникающего на основе симбиоза человеческой цивилизации с природной средой в процессе универсальной эволюции. Раскрываются наиболее распространенные конструктивные и деструктивные свойства глобализации в современных условиях. Представлена концепция устойчивого развития как средство преодоления деструктивных и наращивания конструктивных свойств глобализации, философско-мировоззренческая категория и научная система, нацеленная на переустройство всех сфер жизнедеятельности человечества с целью обеспечения гармоничного взаимодействия людей между собой и природной средой.

Ключевые слова: социоприродный мир, глобализация, глобалистика, глобальные и глобализационные процессы, конструктивная и деструктивная глобализация, устойчивое развитие.

Социоприродный мир как органичное единство человеческой цивилизации и окружающей природной среды, возникнув в процессе универсальной эволюции, сам развивался и эволюционировал в лоне этого процесса, причем такое развитие проходило в разрозненных очагах социоэкологических систем, возникавших в разных частях света, в местах формирования различных цивилизационных анклавов. Жители этих анклавов, даже существуя в одно и то же время, зачастую не знали о наличии друг друга. Несмотря на такой фрагментарный и дискретный характер своей эволюции, все проявления социоприродного мира имеют единый состав элементов, одинаковую структуру и закономерности развития в процессе универсальной эволюции. В конечном счете это привело к тому, что в последней трети ХХ века социоприродный мир по мере развития вступил в новое состояние, характеризующее его как целостную систему в мировом масштабе, в научной и общественной практике рассматриваемую с помощью понятия «глобализация».

Изучение глобализации показало ее исключительную сложность, многогранность и неопределенность. Несмотря на это сегодня можно говорить о наличии устоявшегося представления о глобализации как о вполне «созревшем» объективном историческом феномене, которому можно дать научную характеристику и определение. Более того, поиски в данном направлении позволили расширить поле исследования. Под редакцией И. И. Мазура и А. Н. Чумакова впервые изданы энциклопедия и энциклопедический словарь с единым названием «Глобалистика» [1-2]. На факультете глобальных процессов МГУ им. М. В.Ломоносова формируется энциклопедическое издание «Кто есть кто» и «что есть что» в глобалистике». Появляются варианты учебного предмета «Глобалистика».

Представляя собой новейшее историческое явление, глобализация еще не изучена наукой столь досконально, как, например, традиционные категории, отражающие сущность и содержание государст-

ва, демократии, исторической формации, цивилизации и др. Ввиду этого данное явление, изучение которого находится в самом начале, вызывает неоднозначные оценки и отношение к различным своим аспектам, проявлениям и последствиям со стороны ученых, государственных деятелей, интеллектуалов и широкой общественности. Этим объясняются острые противоречия и даже столкновения в обществе, проявляющиеся в движении антиглобалистов, антизападном характере многих течений международного терроризма, неустойчивости международных отношений, особенно отношений между отсталыми и развитыми в экономическом отношении странами. Достаточно упомянуть о выступлениях антиглобалистов в последние годы, атаках террористов на разные объекты в Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде и других городах, политике некоторых стран Азии и Латинской Америки в отношении Запада и т.п. Такое положение не может удовлетворять мировую общественность. Требуются глубокие и обширные исследования проблем глобализации, выявление ее позитивных и негативных параметров и характеристик, раскрытие необходимых путей ее регулирования и управления ею. Иначе нынешнее состояние и ход развития глобализационных процессов ведут прямиком к деградации и самоуничтожению человечества. Современные трактовки сущности и содержания глобализации как исторического явления в жизни человечества сводятся к следующим положениям.

1. Глобализация есть многомерный, объективносубъективный процесс становления глобальной общности людей в масштабе всего человечества в единстве с природной сферой планеты Земля. Более детально и конкретно этот процесс происходит путем замещения локальных, изолированных форм и норм жизнедеятельности людей общемировыми, формирования единообразия; путем взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных континентов, стран, народов и людей в рамках единого мира, в условиях распространения принципов сво-

боды личности, а также открытости и устранения барьеров для движения к установлению материальных, интеллектуальных, духовных, этических, эстетических и иных форм общения между людьми. При этом данные процессы оказывают на жизнь отдельного человека и человечества в целом как положительное, так и отрицательное влияние по разным направлениям и в различной степени. Поэтому ни один человек, ни одна человеческая общность, ни одно государство сегодня не могут рассматривать свои проблемы как сугубо собственные, внутренние и изолированные, а события за пределами своего обитания рассматривать как не имеющие к ним никакого отношения на основе принципа «моя хата с краю». Иными словами, обитатели земного шара ныне находятся в положении людей, оказавшихся на одном терпящем крушение корабле в океане глобальных мировых проблем, и эти проблемы они смогут решать только на основе солидарности в своих действиях. Здесь весьма уместны слова из песни Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»

2. Глобализация в целом выступает как многогранный, многоуровневый и разнонаправленный процесс, начинающийся с зарождением самого человечества и по крупицам, как своеобразная тенденция, поступательно создающий предпосылки формирования в исторической перспективе единого общечеловеческого мира. В этом отношении глобализация идет параллельно с социогенезом - зарождением, становлением и развитием социальной структуры общества, начиная с первобытной жизни по сегодняшний день, через установление материальных, социальных, духовных, эмоциональных, этических, эстетических и иных связей между людьми.

3. Глобализация - это не субъективное представление или статическое состояние, а объективно движущийся процесс. Она проявляется на всех ступенях социокультурной зрелости человечества. Можно считать, что ступенями развития глобализационных процессов были уровни социокультурной зрелости человека - от первобытнообщинной формы управления к формированию государственного управления в условиях рабовладения, азиатского способа производства, феодализма и современного капитализма. Понимаемая таким образом сущность глобализации означает, что она есть процесс, который имеет начало и конец. Вопрос о том, когда начинается глобализация, также является одним из спорных в исследовании данной проблематики. Большинство ученых считает, что она началась во второй половине ХХ в. Некоторые полагают, что глобализационные процессы на Земле начались с развитием капитализма, а другие - на рубеже Х1Х-ХХ вв. Имеются концепции, согласно которым глобализационные процессы сопровождают человечество в течение всей его истории - с зарождения до сегодняшних дней.

Можно представить, что финалом этого процесса станет глобализированный мир, где жизнь каждого

человека на планете будет взаимосвязана и взаимозависима от жизни всего человечества, взаимообусловлена ею. Тогда началом этого процесса можно считать время, когда такая взаимозависимость между людьми отсутствовала вообще, в любом виде, а затем начала возникать. Это момент зарождения человечества, когда появляются и распространяются различного рода человеческие связи между первобытными людьми: материальные, духовно-эмоциональные, этические, эстетические и т.д. В последующем эти связи расширяются, углубляются, становятся разнообразнее, крепче и устойчивее. Они прогрессируют в ходе многовековой истории человека как биосоциального вида живых существ на Земле, приводят к охвату людей многогранными связями, сначала в отдельных местностях, регионах, странах, континентах, а затем в масштабе всей планеты, ведут в конечном счете к тому, что жизнь человека начинает проходить в едином глобализированном мире. Содержание и сущность глобализации как нарастающих социальных связей между людьми свидетельствует о наличии определенного соотношения между глобализацией и социогенезом - явлением, давно изучаемым социологической наукой.

Глобализация жизни человечества, идущая, как и социогенез, с момента его зарождения и в конце ХХ в. вступившая в новую фазу, имеет, как и все общественные явления, объективный характер, не зависящий от воли и сознания отдельных личностей и групп людей. В свое время было неизбежно превращение первобытного стада людей в первобытные роды, общины и племена. В последующем объективными и закономерными были процессы появления матриархальной и патриархальной семьи, этнических общностей и государственных образований. В конечном счете, неизбежно, закономерно и объективно произошло образование современных наций-государств. Поэтому перерастание их нынешнего мозаичного конгломерата в единую семью человечества на земном шаре также является неизбежной и объективной закономерностью, которую никто не в силах остановить.

Невозможно было отменить появление и распространение по всему миру радио, телевидения, компьютеров, мобильного телефона и Интернета -самых мощных средств глобализации. Невозможно устранить охват всего делового мира единой финансовой, валютной, банковской паутиной - главной движущей силой нынешней глобализации. Наконец, нельзя препятствовать культурному, духовному и интеллектуальному сближению жителей всех стран и континентов, прогрессу науки, распространению общечеловеческих ценностей, формированию единого здорового образа жизни. В условиях современной глобализации человек с точки зрения рассмотрения его природы с синергетических позиций оказывается в совершенно иной ситуации по сравнению с предыдущими историческими периодами. Если раньше он находился в самоорганизующейся системе, границы которой постепенно сдвигались от

местности его проживания - села, города, административной единицы - до государственных границ, то глобализация делает самоорганизующейся системой народонаселение всего мира, фракталами которого являются население отдельных стран и внутригосударственных образований, каждый человек.

С точки зрения реализации общечеловеческих ценностей, внимания заслуживает, например, то, как по историческим масштабам молниеносно во многие уголки земного шара распространились и проникли идеи и принципы гуманизма, демократии, свободы и прав личности, равноправия женщин и мужчин, защиты прав детей, отрицания эксплуатации человека человеком, искоренения множества патриархальных негуманных нравов и традиций, охраны памятников истории, культуры, искусства и природы, приверженности классическому искусству и т.д. То, что эти идеи и принципы еще повсеместно не распространились, является предметом отдельного анализа. Одними из наиболее существенных характерных черт нынешнего этапа глобализации являются расширяющаяся открытость, прозрачность и информационная доступность ранее закрытых стран, регионов, организаций, фирм, различных сторон жизнедеятельности людей в разных сферах по всему земному шару. В России это явление в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века обозначалось словом «гласность». Этот процесс становится возможным в условиях глобализации, благодаря которой происходят трансформация общественного сознания, прогресс науки, развитие средств связи, информационных технологий, транспортных средств и коммуникаций и т. д. Со своей стороны, информационная открытость и гласность дают обратный эффект, детерминируют ускорение глобализационных процессов, позволяют вовлекать в них новые страны и все больше людей.

Глобализация жизни человечества способствует распространению по всему миру и проникновению на все континенты современных систем образования, элементов искусства, культуры быта и производства, достижений науки и технического прогресса. То же самое происходит с такими понятиями этики, морали и нравственности современной цивилизации, как честь, совесть, достоинство, верность, добро, противодействие злу, гуманность, порядочность, благородство, справедливость, интеллигентность, а также с представлениями о красоте, гармонии, возвышенном, рациональном, вечном и т. д.

Весьма своеобразной формой глобализации общечеловеческих ценностей является «принудительное» их распространение при формировании региональных межгосударственных объединений и союзов. Это очень хорошо видно на примере принятия новых членов в Европейский союз, когда странам - претендентам на членство предъявляются очень строгие требования по разным критериям: отмена смертной казни, соблюдение различных норм в области прав человека, международной и внутренней политики, экономики, социальной жизни и др. При этом требуется существенно перера-

ботать национальное законодательство. Государства, имеющие непрофессиональные, малоэффективные, безответственные и коррумпированные правительства, как правило, оказываются неспособными пользоваться возможностями, которые предоставляет глобализация. А это приводит к отставанию в развитии, порождает внутреннюю социальную напряженность, конфликты и потребность в переменах. Таким образом, глобализация вынуждает государства «демократизироваться», делать более прозрачной деятельность своих органов, способствовать участию людей в управлении. К тому же, облегчение миграции способствует перемещению людей из страны в страну, распространению демократических идей и традиций, образованию социальных слоев, влияющих на политику государств.

Многие атрибуты современной жизни человеческого общества связаны с дорогостоящим противостоянием порокам самого же человека: армия и полиция противостоят возможному нападению людей друг на друга; замки, железные двери, решетки на окнах, заборы, сейфы, сигнальные системы, многочисленная охрана - возможному хищению материальных ценностей; исправительные учреждения, правоохранительные органы и суды служат принятию правозащитных решений и мер в отношении порочных действий людей друг против друга. Интенсификация глобализационных процессов приводит к тому, что создаются благоприятные условия для проявления указанных человеческих пороков. Самый крупный «куш» от ускорения глобализационных процессов имеют капитаны транснациональных компаний. Подгоняемые жаждой прибыли, подстегиваемые возможностью беспрепятственной погони за выгодным вложением капитала гигантские суммы ныне с космической скоростью «рыщут» по рынкам всего мира, переходя из рук в руки, увеличиваясь в размерах как снежный ком. При этом громадные состояния накапливаются в одних руках неправедным путем - посредством финансовых мошенничеств, сокрытия налогов, прямого хищения, торговли запрещенными товарами, контрабанды и т. п.

Глобализация облегчает «отмывание» таких «грязных» денег. По различным данным, даже «бедные» по сравнению с западными магнатами российские криминальные структуры за годы реформ перевели на Запад от нескольких десятков до сотен миллиардов долларов. Имеются свидетельства о злоупотреблениях и в других странах: «Венские эксперты по безопасности подсчитали, что мафиозные кланы держат в банках этой альпийской республики 200 млрд. шиллингов (порядка 19 млрд. долларов). Богатые немцы припрятали более 200 млрд. марок только в люксембургских отделениях и инвестиционных фондах германского финансового сектора... По статистике МВФ, всего под сенью различных оффшорных карликовых государств «крутится» свыше 2 триллионов долларов, недоступных странам, где эти деньги были сделаны» [3, с. 94, 95]. По данным МВФ, в ми-

ре каждый год «отмывается» около 600 млрд. долларов США, приобретенных нелегально. По убеждению многих исследователей, выгоды современной глобализации всецело достаются жителям «золотого миллиарда», а развивающиеся страны она, напротив, обрекает на перманентное прозябание. Глобализационные процессы способствуют усиленному распространению по всему миру различного рода социальных недугов, низменных вкусов, вредных привычек, порождают условия для «дурного влияния» стран, где процветают социальные болезни, на еще здоровые нации.

В этих условиях международный характер приобретает деятельность разного рода преступных сообществ: похитителей людей, в том числе детей и женщин, для их использования в различных целях; наркобаронов, наркосиндикатов, наркодельцов и наркоторговцев; контрабандистов, специализирующихся на хищениях и купле-продаже по всему миру оружия, драгоценностей, человеческих органов, уникальных видов растений и животных. Наиболее опасной для всего человечества угрозой становится усиление международного терроризма, который в будущем может обрести неожиданные формы и невиданные масштабы. Поводов для обоснования террористических актов может быть множество: от благородных требований национальной независимости до желания обогатиться. Однако международный характер терроризму придают не факторы частного порядка, а социальные и межцивилизационные противоречия глобального уровня, имеющие глубокие исторические, политические, экономические, мировоззренческие, этические, психологические и иные корни. Поэтому борьба с международным терроризмом должна вестись не только вооруженным путем, но и в направлениях, охватывающих каждый из указанных корней.

Самый опасный отрицательный эффект от глобализации испытывает земная биосфера, поскольку глобализация многократно усиливает давление на нее, способствуя ускоренному развитию производства вслед за все растущими и распространяющимися по всему миру потребностями людей, а также проникновению экологически вредных товаров и производств во все уголки мира, расширению торговли редкими представителями флоры и фауны. Вслед за ростом общего объема производства увеличивается и риск разного рода техногенных аварий и катастроф, наносящих непоправимый ущерб окружающей природе. По существу, не только беззаботное, но чаще всего хищническое отношение к природе при ее промышленном освоении, бытовом и производственном загрязнении, отравлении при авариях и катастрофах представляет собой не менее тяжкое преступление, чем международный терроризм. Это преступление не только против сегодняшнего поколения людей, но и многих будущих поколений и даже, возможно, покушение на жизнь человечества в целом, закладывание под него таких мин, такой взрывчатки замед-

ленного действия, такой биологической, химической и радиоактивной отравы, которые в будущем приведут к уничтожению всей человеческой цивилизации на земном шаре.

Единственным легитимным средством, признанным мировым сообществом в качестве спасительного руководства к действию в изложенных обстоятельствах нарастающей неустойчивости мирового развития, преодоления деструктивных и наращивания конструктивных свойств глобализации, выступает концепция устойчивого развития, основные положения которой, изложенные в документах ООН и научных разработках по этой проблеме, вкратце сводятся к следующему.

1. Понятие «устойчивое развитие» в указанной концепции означает не количественный рост, а качественные преобразования всех параметров человеческой жизни во всех ее сферах и формах. В этом смысле она выступает как общественно-политическая, социально-экономическая доктрина, а также выражающая ее философско-мировоззренческая категория и разрабатывающая ее принципы научная система, которые определяют необходимость переустройства всех сфер жизнедеятельности человеческого общества (человечества) с целью обеспечения повсеместного и безопасного взаимодействия людей между собой и природной средой.

2. Устойчивое развитие представляет собой симбиоз всемирного и локального развития. Невозможно общемировое устойчивое развитие в целом при неустойчивости развития отдельных регионов, стран и континентов и, наоборот, последние не в состоянии устойчиво развиваться при общепланетарной неустойчивости.

3. Принцип устойчивого развития на всех уровнях предполагает неразрывное единство экономического, экологического и социального развития. Не может признаваться устойчивым экономическое развитие, демонстрирующее количественный рост при одновременном увеличении затрат ресурсов, имеющее экологически разрушительные и социально отрицательные последствия.

4. Основу устойчивого развития составляет полное экологобезопасное социоприродное развитие, преодоление неустойчивости современного мира через предотвращение угрозы возможной экологической катастрофы антропогенного происхождения, угрожающей самоуничтожением человеческой цивилизации.

5. В рамках концепции устойчивого развития экономика рассматривается как безотходная, энерго- и материалосберегающая, экологически безвредная, социально эффективная экономическая система.

6. В социальной сфере устойчивое развитие предполагает достижение справедливого распределения социальных благ, полноценного удовлетворения во всем мире базовых социальных потребностей людей в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т. д.

7. В духовно-нравственном отношении важнейшим условием перехода к устойчивому развитию является постепенное нравственное «перерождение» людей, появление в будущем поколений, интеллектуально и духовно полноценных, свободных от материально зависимого менталитета, руководствующихся вновь созданной системой гуманистических ценностей. Формулировка концепции в материалах ООН в качестве целевой установки включает наивысшую из нравственных норм: сохранение Земли пригодной для достойной жизни всех будущих поколений.

8. В современных условиях задачи перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития тесно связаны с нарастающими глобализационными процессами. При этом устойчивое развитие выступает в качестве целевой установки, а конструктивные элементы глобализации - средством достижения этой цели. Преобладающие ныне в структуре глобализационных процессов деструктивные элементы пока способствуют преобладающему нарастанию неустойчивости мирового развития. Поэтому актуальной задачей ныне является устранение деструктивных и наращивание конструктивных элементов в структуре глобализационных процессов.

9. Нацеленность модели устойчивого развития не на количественные, а на качественные параметры развития как главное в ее сущности в последнее время продуктивно раскрывается при ее анализе в сочетании с концепцией безопасности. При этом последняя рассматривается не в обыденном узком и статическом смысле как простое отсутствие опасности, а в широком смысле как упреждающая безопасность, достигаемая через устойчивое развитие во всех сферах жизнедеятельности людей.

10. Идея устойчивого развития предусматривает, в соответствии с документами ООН, бережное отношение и обеспечение сохранности языка, культуры, традиций и верований каждого народа как общего духовного достояния всего человечества.

Изложенные пункты, характеризующие содержание концепции устойчивого развития, выстроены по порядку с точки зрения логического раскрытия содержания концепции. С позиций же значимости каждого из пунктов для перехода к устойчивому развитию, такой порядок является

несколько иным. Общее признание в науке и общественном мнении получает следующий порядок расположения: 1) нравственное возрождение людей как исходное обязательное условие перехода к устойчивому развитию; 2) обеспечение экологической безопасности как важнейший императив перехода к устойчивому развитию; 3) экономические преобразования, устраняющие антибиосфер-ные и античеловечные социально-экономические отношения, как основа формирования устойчивого общества; 4) создание политических предпосылок устойчивого мирового развития.

На первый взгляд изложенные положения концепции кажутся утопичными, недостижимыми при сегодняшнем состоянии человечества. Однако она, будучи концепцией долженствования, не предрекает и не обещает рая на Земле. Данная концепция нацеливает людей только на то, чтобы они не создавали ад на планете. Она всего лишь предупреждает, дает ориентиры развития, выполняет роль своего рода «правил движения» и «системы дорожных знаков» для человечества. Один из знаков показывает поворот над «обрывом» -антропогенной катастрофой, ведущей к самоуничтожению цивилизации. Признавать или не признавать эти правила, реагировать или нет на указанный знак, поехать дальше по нормальной дороге истории или сорваться в адскую пропасть -проблема самого человечества, а не следствие утопичного характера идеи устойчивого развития, ее нежизнеспособности или неэффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобалистика: Энциклопедия / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2003. 1328 с.

2. Глобалистика: Энциклопедия: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. М., 2006. 1160 с.

3. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М., 2001. 330 с.

4. Барлыбаев Х. А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. Издание Государственной Думы. М., 2001. 143 с.

5. Барлыбаев Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: Издание Государственной Думы. 2003. 336 с.

6. Барлыбаев Х. А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие. изд-во РАГС. М., 2007. 320 с.

Поступила в редакцию 14.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.