Научная статья на тему 'Коэволюция глобальных процессов, устойчивого развития и солидарных отношений'

Коэволюция глобальных процессов, устойчивого развития и солидарных отношений Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИЯ / СОЛИДАРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО / CO-EVOLUTION / SOLIDARY RELATIONS / GLOBALIZATION / GLOBAL PROCESSES / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOLIDARY SOCIETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барлыбаев Халиль Абубакирович

Анализируется синергетическое, коэволюционное взаимодействие глобализационных процессов, перехода к устойчивому развитию и формирования солидарных отношений. Раскрывается содержание каждого из этих понятий, предлагается их авторское определение, выявляются связующие их предпосылки, закономерности, факторы, элементы и механизмы. Под термином «солидарология» подразумевается новый подход в раскрытии содержания и определении малоизученных в обществоведении солидарных отношений, обозначенных как состояние взаимного интеллектуального и духовного согласия, а также процесс согласованной жизнедеятельности людей, когда индивидуальная идентичность субъектов конвергируется с интересами и сознанием их сообществ, превращается в единый интерес, в стремление каждого и всех к общей цели, благу и гармонии. Высшим типом и ступенью солидарных отношений считается всемирная солидарность, формирующаяся в процессе глобальных трансформаций в общественных отношениях для становления на земном шаре единой общности всех его обитателей, включая человечество, животный и растительный мир, всю окружающую среду. Показано преимущественное значение перехода от конфликтно-революционного к солидарно-эволюционному характеру развития современной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Барлыбаев Халиль Абубакирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coevolution of Global Processes, Sustainable Development and Solidary Relations

The synergetic, co-evolutionary interaction of globalization processes, the transition to sustainable development and the formation of solidary relations is analyzed. The content of each of these concepts is revealed, their author’s definition is proposed, their prerequisites, regularities, factors, elements and mechanisms are revealed. Under the term solidarology a new approach is presented in the disclosure of the content and definition of little-studied in social science solidary relations, designated as a state of mutual intellectual and spiritual consent, as well as the process of coordinated life of people, when the individual identity of the subjects converges with the interests and consciousness of their communities, turns into a common interest, in the desire of each and all to a common goal, good and harmony. The highest type and level of solidary relations is considered to be the world solidarity, which is formed in the process of global transformations in social relations that are aimed at establishing globally a single community of all the inhabitants, including humanity, flora and fauna, the entire environment. The primary importance of transition from conflict-revolutionary to solidary-evolutionary character of development of modern civilization is shown.

Текст научной работы на тему «Коэволюция глобальных процессов, устойчивого развития и солидарных отношений»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 304.5

КОЭВОЛЮЦИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СОЛИДАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Х. А. Барлыбаев

Барлыбаев Халиль Абубакирович, доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, hbarlybaev@ rambler.ru

Анализируется синергетическое, коэволюционное взаимодействие глобализационных процессов, перехода к устойчивому развитию и формирования солидарных отношений. Раскрывается содержание каждого из этих понятий, предлагается их авторское определение, выявляются связующие их предпосылки, закономерности, факторы, элементы и механизмы. Под термином «солидарология» подразумевается новый подход в раскрытии содержания и определении малоизученных в обществоведении солидарных отношений, обозначенных как состояние взаимного интеллектуального и духовного согласия, а также процесс согласованной жизнедеятельности людей, когда индивидуальная идентичность субъектов конвергируется с интересами и сознанием их сообществ, превращается в единый интерес, в стремление каждого и всех к общей цели, благу и гармонии. Высшим типом и ступенью солидарных отношений считается всемирная солидарность, формирующаяся в процессе глобальных трансформаций в общественных отношениях для становления на земном шаре единой общности всех его обитателей, включая человечество, животный и растительный мир, всю окружающую среду. Показано преимущественное значение перехода от конфликтно-революционного к солидарно-эволюционному характеру развития современной цивилизации.

Ключевые слова: коэволюция, солидарные отношения, глобализация, глобальные процессы, устойчивое развитие, солидарное общество.

ОС!: https://doi.org/10.18500/1819-7671 -2018-18-4-366-370

Переход к устойчивому развитию и глобализационные процессы немыслимы без формирования и развития солидарных отношений, требующих особых способов, механизмов и инструментов своего осуществления. Содержание концепции устойчивого развития, деструктивный характер современной глобализации и закономерности происхождения и разрешения конфликтных отношений в литературе рассмотрены развернуто и основательно. Синергийные, коэволюционные взаимосвязи солидарных отношений с указанными проблемами ждут своего исследования.

Жизнедеятельность людей носит организованный характер под влиянием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы составляют заложенные в сознание человека здравый смысл (интеллект, разум) и нравственность (мораль, духовность), а также психические и подсознательные мотивы личности, которые нацеливают людей на идеальные цели и практические действия. Ряд типов солидарных отношений, в частности, кровно-родственные, религиозные, этнические исходят именно из внутренних побудительных сил личности, имеющих во многом сакральный, пассионарный характер. Для перехода к солидарным отношениям и устойчивому развитию требуются кардинальные изменения во внутренних побудительных силах землян,

© Барлыбаев Х. А., 2018

их моральном облике, нравственных воззрениях и интеллекте, ибо они играют решающую роль в таком переходе. Прогрессивные изменения в этих сферах будут происходить по мере осознания людьми возрастающих глобальных угроз существованию цивилизации, на основе просветительской, воспитательной, организаторской и управленческой работы соответствующих общественных структур в области внешних побудительных сил поведения людей.

Внешние побудительные силы, требующие и призывающие людей к солидарным отношениям, в основном исходят из материальных интересов, из окружающей природной среды (экологии) и социальных факторов, к которым относятся экономика, политика, государство, право (законодательство) и этические нормы. При этом экология выступает как важнейшая детерминанта солидарных отношений; экономика - основа их осуществления; политика, государство, право (законодательство) - ведущие инструменты их осуществления; этические нормы - критерии, обеспечивающие и характеризующие состоятельность солидарных отношений. Механизм осуществления солидарных отношений раскрывается при анализе каждой из этих категорий. С моральной точки зрения субъектами солидарных отношений могут быть и положительные, и отрицательные персонажи, но в философии, науке и реальной жизни множество моральных категорий, таких как дружба, любовь, толерантность, солидарность и т. п., обладая противоречивым содержанием, априори рассматриваются только в позитивном контексте.

В многомерной системе общественных отношений двумя ее целостными подсистемами являются только конфликты и солидарные отношения. Поскольку конфликты неплохо исследуются недавно сформировавшейся наукой конфликтологией, здесь речь идет о пока малоизученных солидарных отношениях. Возникающая при этом дисциплина может обозначаться термином солидарология, которая, возможно, станет взаимодополняющей к конфликтологии теоретической системой.

Солидарное отношение представляет собой состояние взаимного интеллектуального и духовного согласия, а также процесс согласованной жизнедеятельности двух и более субъектов, когда индивидуальная идентичность, личные интенции и сознание субъектов полностью «сливаются», конвергируются с интересами и сознанием их сообществ и превращаются в единый, всеобщий интерес, в стремление каждого и всех к общей цели, благу и гармонии [1, с. 26]. Такие отношения, в зависимости от социально-экономической

сущности исторической эпохи, могут иметь как возмездный, так и безвозмездный характер: до нынешнего этапа развития социума они преимущественно имели возмездное содержание, а современные тенденции показывают, что в обозримой перспективе они могут приобрести безвозмездный, альтруистический характер. Осваивая земную жизнь, человек постепенно втягивается во всеобщую сеть возмездных и безвозмездных солидарных связей со множеством представителей общества: становится потребителем всех благ, солидарно созданных и оставленных ему многочисленными предыдущими поколениями; подключается к потреблению и использованию разнообразных материальных ценностей, поставляемых ему из разных источников по законам и принципам общественного разделения труда; осваивает интеллектуальные и духовные ценности по законам и принципам воспитания и передачи знаний из поколения в поколение, через деятельность образовательных систем, сферы культуры и искусства; в течение жизни находится в мириаде непрерывных связей и общения со множеством людей, проявляющихся, например, по меньшей мере в том, что он постоянно носит одежду, изготовленную кем-то другим, или с пробуждением включает электричество и воду, доставляемые ему, главным образом, на возмездно-солидарной основе совершенно незнакомыми людьми. Всему этому способствует то, что человек, в отличие от остальных живых существ, при общении пользуется сознанием, речью и другими способами взаимной передачи информации.

Классификацию солидарных отношений можно осуществлять:

по источникам и предпосылкам - естественным (первобытное стадо), естественно-природным (сексуальные и иные связи и отношения), естественно-социальным (племя, род, община, семья), социальным (протогосударственные образования, государство), социально-духовным (народность, народ, нация, религия), духовным (любовь, дружба, сострадание), социально-политическим (партии, политические движения, коалиции, блоки и т. п.);

по субъектам - межличностным, межгрупповым, между сообществами, межгосударственным, международным; профессионально-трудовым (профсоюзы, трудовые коллективы, сослуживцы, соратники); творческим (творческие союзы, любительские организации, объединения по интересам и т.п.); учебным (одноклассники, однокурсники, выпускники различных учебных заведений); территориально-пространственным (соседи, односельчане, земляки, спутники); досу-говым (празднества, совместный отдых, приемы

гостей, совместные занятия художественной самодеятельностью, спортом, физкультурой и пр.);

по времени - краткосрочные, продолжительные, пожизненные;

по степени прочности - слабые, крепкие, сверхпрочные;

по сферам деятельности можно выделить солидарную политику, солидарную экономику, солидарное право, солидарную экологию, солидарное управление, солидарную этику и т. п.

В каждой из названных сфер солидарные отношения осуществляются в тесной связи с переходом к устойчивому развитию, иными словами, в них солидарность ведет к устойчивости, а меры по переходу к устойчивому развитию способствуют становлению и развитию солидарных отношений. Среди этих сфер особое место занимает солидарная экология, включающая систему отношений, при которой люди как с природой, так и между собой живут солидарно, во взаимном согласии, сотрудничестве и взаимопомощи во имя общего блага, обеспечивая безопасность и системную целостность: а) земной природы в соответствии с биосферными законами; б) человеческого общества на основе принципов гуманизма и природосберегающей жизнедеятельности.

Концепция устойчивого развития как официальная, масштабная, жизнеутверждающая и реальная концепция возможного солидарного развития человечества - это переходная ступень учения о ноосфере, общественно-политическая, социально-экономическая доктрина и также выражающая ее философско-мировоззренческая категория, и разрабатывающая ее принципы научная система, которые определяют необходимость переустройства всех сфер жизнедеятельности общества (человечества) с целью обеспечения повсеместного и непрерывного безущербного и гармоничного взаимодействия людей между собой и с природной средой [1, с. 211]. По содержанию это: симбиоз всемирного и локального развития; гармоничное и неразрывное единство экономического, экологического и социального развития; полное экологобезопас-ное социоприродное развитие; формирование безотходной, энерго- и материалосберегающей, экологически безвредной, социально эффективной экономической системы; стремление к справедливому распределению социальных благ, удовлетворению базовых социальных потребностей в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении; нравственное «перерождение» людей; появление поколений, руководствующихся вновь созданной системой гуманистических ценностей; сохранение Земли пригодной для будущих поколений; обеспечение безопасности благодаря устойчивому развитию; обеспечение

сохранности языка, культуры, традиций и верований всех народов. Такое содержание данной концепции никак не может быть реализовано без глобальных солидарных отношений между людьми, народами и государствами.

Синергетическая связь солидарных отношений и концепции устойчивого развития заключается в том, что первые выполняют целевую функцию, а вторая обеспечивает средства и способы достижения этих целей. Иными словами, они представляют собой «две стороны одной медали». Солидарные отношения характеризуют ценностную, критериальную основу, смысл и содержание общественной деятельности людей, а концепция устойчивого развития - средства, механизмы и способы осуществления этой самой деятельности. В этом смысле оба этих феномена стремятся к обеспечению гармонии и содержательности общественной жизни.

Сегодня общественная жизнь и деятельность людей происходят в условиях расширяющихся глобализационных процессов, что предопределяет специфическую направленность солидарных отношений и переход к устойчивому развитию, когда они должны осуществляться не только на локальном и местном уровнях, а достигнуть всемирных масштабов. Глобализация — это противоречивый, многомерный, закономерный, объективно-субъективный процесс становления глобальной солидарной общности людей в масштабе всего человечества в единстве с природной сферой планеты Земля, замещения локальных, изолированных форм и норм жизнедеятельности людей общемировыми, формирования единообразия, взаимодействия и взаимообусловленности различных сторон жизни отдельных континентов, стран, народов и людей в рамках единого мира, распространения принципов свободы личности, а также открытости и устранения барьеров на пути к установлению материальных, интеллектуальных, духовных, этических, эстетических и иных солидарных форм общения между людьми [2, с. 24]. Такое «усредненное» понимание глобализации отражает ее сущностное содержание, которое реально может проявляться в самых разнообразных - гуманных, античеловечных, уродливых - формах, подобно тому, как понятие «человек» отражает единую сущность одного биологического вида, имеющего как гениальные, так и самые дикие типы.

Глобализация в целом выступает как многоуровневый и разнонаправленный процесс, начинающийся с зарождения человечества и проявляющийся как тенденция, создающая предпосылки формирования в исторической перспективе единого солидарного общечеловеческого мира. В этом отношении глобализация идет параллельно с социогенезом - зарождением, становлением

и развитием социальной структуры общества, с первобытной жизни по сегодняшний день. При таком рассмотрении глобализация проявляется как нарастание социальных и иных связей между людьми, как процесс поступательного движения от неглобализированного мира к состоянию глобальной солидарной жизни человечества.

Современные глобализационные процессы на жизнь отдельного человека и человечества в целом оказывают как позитивное, так и отрицательное влияние в разных направлениях и в различной степени. К сожалению, сегодня такое влияние преимущественно деструктивное, поскольку происходит в условиях конфликтогенных денежно-капиталистических отношений. Для придания глобализации конструктивного содержания необходимо, чтобы указанные отношения были заменены социально справедливыми, солидарными. Только при реализации данного условия можно говорить о достижении истинно солидарных отношений и обеспечении перехода мирового сообщества к действительному устойчивому развитию. Иными словами, гуманизация современных глобализационных процессов невозможна без действенного перехода мирового сообщества на путь реального устойчивого развития и конструктивных солидарных отношений.

Различные формы солидарных отношений имеют коллективный, ограниченный, осуществляемый в рамках отдельных человеческих сообществ характер. Эти отношения сопровождаются острыми противоречиями и конфликтами между сообществами и внутри них, поэтому их можно рассматривать как квазисолидарные, недостаточно зрелые, низшие формы солидарных отношений. Такой вывод предполагает логическое заключение: должна быть их наиболее зрелая, высшая форма, представляющая собой конечную цель, высшую ступень, венец солидарных отношений. Такой формой может быть та, которая превратит в единый коллектив всех особей данного человеческого биологического вида. Этимологически подобный коллективизм может быть определен как общечеловеческая, глобальная или всемирная солидарность. «В ХХ1 веке наша глобализация уже не глобальное "установление контактов", - утверждала бывший генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, - а глобальное "обобществление". Сейчас люди все больше осознают себя частью всемирного сообщества. Это сообщество стало теснее, пространство и время сконцентрировались, народы, самобытные традиции и культуры смешиваются все больше. Все страны являются субъектами одного и того же процесса глобализации <.. .> Мы должны придать новый стимул солидарности и восстановить всемирное сообщество» [3, с. 15-16].

Развитие различных типов солидарных отношений имеет специфическую закономерность: они тесно взаимосвязаны и коэволюционируют друг с другом, более того - один тип формируется из другого, из низшего типа исторически вырастает более высокий, зрелый тип. Сегодня реально существующей, системно состоявшейся, наивысшей, наиболее концентрированной, действенной и эффективной формой солидарных отношений может считаться национальное государство.

Очевидно, что эволюция солидарных отношений не может остановиться на этой ступени. Как в течение сотен и тысяч лет по «ступенькам» разного уровня солидарные отношения дошли до сегодняшнего государственного состояния, точно так же последнее должно стать очередной ступенью следующих, более высоких и зрелых форм солидарных отношений, для реализации функций которых рамки государства оказываются тесны. Такая ступень формируется в процессе глобальных трансформаций во всемирных общественных отношениях при становлении на земном шаре единой общности всех его живых обитателей, включая человечество, братьев его меньших и всю окружающую среду. «Сейчас, в ситуации глобальной взаимозависимости и взаимоуязвимости, - пишут М. Лайтман и В. Хачатурян, - альтруизм "для своих" недостаточен и в ряде случаев, число которых неуклонно возрастает, вреден. Системой, на которую должен работать альтруизм, является уже не только семья, социальная группа, государство-нация, а человечество в целом, весь Социум, а потому альтруизм "для своих" каким-то образом необходимо сочетать с альтруизмом "для всех", причем так, чтобы не создать между ними противоречий. Это крайне сложная задача, и не случайно в наши дни диссонанс между глобальным и локальным ощущается особенно остро и трагично» [4, с. 73]. Данный процесс около тридцати лет назад получил название «глобализация», которая выступает как однопорядковое и взаимосвязанное с социализацией и солидарными отношениями между людьми явление.

Сегодняшнее устройство мира, состоящее из разнообразных государств, аналогично когда-то имевшему месту состоянию греческих городов-государств, германских земель, итальянских областей, русских княжеств или американских штатов до их объединения, которые в последующем воссоединились в современные целостные государства. Аналогичные процессы происходили на всем земном шаре.

Не вызывает сомнения, что, подобно этому, в обозримом по историческим меркам будущем ныне обособленно существующие государства на земном шаре воссоединятся в рамках единого

всемирного сообщества граждан Земли, институциональная форма и время появления которого пока непредсказуемы, но оно будет. Иного не дано. Эта закономерность может не реализоваться только в случае исчезновения человечества по тем или иным причинам с лица Земли. Весь вопрос только в этом, ибо весьма вероятен вариант, когда указанная закономерность не будет реализована из-за какой-либо космической катастрофы или, скорее всего, самоуничтожения человечества в случае продолжения его сегодняшнего, далеко не разумного образа жизни на социопланете Земля.

При анализе перехода к солидарным отношениям и устойчивому развитию чрезвычайно важное значение имеет определение и реализация соответствующего характера перехода: конфликтно-революционного или солидарно-эволюционного. В отличие от прежних форм смены одних социальных систем на другие, имевших в основном революционно-разрушительный характер, переход к солидарной системе, ввиду его осуществления на принципах консенсуса, согласия, толерантности, сотрудничества, единения,

взаимопомощи и консолидации, не может быть иным, как путем использования постепенных эволюционных способов перехода с беспрекословным соблюдением в обществе всех указанных принципов солидарных отношений. Интеллектуальным лидерам человечества предстоит окончательно отказаться от когда-то популярного лозунга о «мировой революции» и осваивать новый императив: необходимость осуществления на планете глобальной социальной эволюции в направлении формирования социально справедливого, солидарного мирового сообщества.

Список литературы

1. БарлыбаевХ. А. Солидарология. Философия солидарности. Уфа, 2016. 360 с.

2. БарлыбаевХ. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М., 2003. 336 с.

3. Бокова И. Новый гуманизм в ХХ1 веке // Место и роль гуманизма в будущей цивилизации. М., 2014. С. 12-17.

4. Лайтман М., Хачатурян В. Перспективы XXI века : рождение интегрального мира. М., 2013. 304 с.

Образец для цитирования:

Барлыбаев Х. А. Коэволюция глобальных процессов, устойчивого развития и солидарных отношений // Изв. Са-рат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 366-370. Б01: https://doi.org/ 10.18500/1819-7671-2018-18-4-366-370

Coevolution of Global Processes, Sustainable Development and Solidary Relations

K. A. Barlybaev

Khalil A. Barlybaev, Institute of Philosophy, RAS, 12/1, Goncharnaya Str., Moscow, 109240, Russia, hbarlybaev@rambler.ru

The synergetic, co-evolutionary interaction of globalization processes, the transition to sustainable development and the formation of solidary relations is analyzed. The content of each of these concepts is revealed, their author's definition is proposed, their prerequisites, regularities, factors, elements and mechanisms are revealed. Under the term solidarology a new approach is presented in the disclosure of the content and definition of little-studied in social science solidary relations, designated as a state of mutual intellectual and spiritual consent, as well as the process of coordinated life of people, when the individual identity of the subjects converges with the interests and consciousness of their communities, turns into a common interest, in the desire of each and all to a common goal, good and harmony. The highest type and level of solidary relations is considered to be the world solidarity, which is formed in the process of global transformations in social relations that are aimed at establishing globally a single community of all the inhabitants, including humanity, flora

and fauna, the entire environment. The primary importance of transition from conflict-revolutionary to solidary-evolutionary character of development of modern civilization is shown. Key words: co-evolution, solidary relations, globalization, global processes, sustainable development, solidary society.

References

1. Barlybaev H. A. Solidarologiya. Filosofiya solidar-nosti [Solidarology. Philosophy of solidarity]. Ufa, 2016. 360 p. (in Russian).

2. Barlybaev H. A. Obshchaya teoriya globalizatsii i us-toychivogo razvitiya [General theory of globalization and sustainable development]. Moscow, 2003. 336 p. (in Russian).

3. Bokova I. Novyy gumanizm v XXI veke [New humanism in the XXI century]. In: Mesto i rolgumanizma v budush-chey tsivilizacii [Place and role of humanism in the future civilization]. Moscow, 2014, pp. 12-17 (in Russian).

4. Laytman M., Hachaturyan V. PerspektivyXXI veka: rozh-denie integralnogo mira [Prospects of the XXI century: the birth of an integrated world]. Moscow, 2013. 304 p. (in Russian).

Cite this article as:

Barlybaev K. A. Coevolution of Global Processes, Sustainable Development and Solidary Relations. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 366-370. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-366-370

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.