2. Ладыженская, Т.А., Баранов, М.Т., Тростенцова, Л.А. и др.Русский язык. 5 класс. Часть 1. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
3. Лихачева, А. Русский язык - нам есть чем гордиться! / А. Лихачева, Е. Полякова // Воспитание школьников. - 2007. - № 8. - С. 66-71.
4. Русский язык и культура речи: учебник. /Под ред.проф. В.И. Максимова. -М.:Гардарики, 2007. - 413 с.
5. Творческие задания на уроках русского языка в 5-8 классах. / Сост. О. П. Косулина. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. - 24 с.
6. Усачева, М.П., Милюк, А.В., Казарина, С.Г. Стилистика и культура речи / М.П. Усачева, А.В. Милюк, С.Г. Казарина. - Ростов на/Д.: Феникс, 2004. - 128 с.
References:
1. Ippolitova, N.A. Russian language and culture of speech: a course of lectures / N.A. Ippolitova, O. Yu. Knyazev, M. R. Savova. - M., 2007. - 343
2. Ladyzhenskaya, TA, Baranov, M.T., Trostentsova, L.A. and others. Russian language. Grade 5 Part 1. / T.A. Ladyzhenskaya, M.T. Baranov, L.A. Trostentsova. -M .: Education, 2015. - 192 p.
3. Likhachev, A. Russian - we have something to be proud of! / A. Likhachev, E. Polyakova // Education of schoolchildren. - 2007. - № 8. - p. 66-71.
4. Russian language and culture of speech: a textbook. / Under the ed. IN AND. Maximov. - M.: Gardariki, 2007. - 413 p.
5. Creative assignments in Russian lessons in grades 5-8. / Comp. O.P. Kosulin. -Mazyr: White Wind, 2011. - 24 p.
6. Usacheva, M.P., Milyuk, A.V., Kazarina, S.G. Style and Culture of Speech /M.P. Usacheva, A.V. Milyuk, S.G. Kazarin - Rostov on / D .: Phoenix, 2004. - 128 p.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИЙ
Ахмедова Т.М. ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт»
Анотация. В современном мире, представленном множеством культурных миров и традиций, типов семей и семейного поведения, семейная культура молодежи формируется под влиянием двух разнонаправленных факторов: с одной стороны, - это фактор традиционализации, связанные со стремлением каждого народа, общества и государства сохранить традиционные основы функционирования семейно-брачных отношений, а с другой - фактор глобализации, под влиянием которого происходит унификация ценностей, отношений, образцов поведения в семейной сфере, хотя этот процесс протекает с различной степенью интенсивности и результативности в различных регионах мира и российского общества в том числе.
Ключевые слова: семья, традиционная семья, семейные ценности, семейные отношения, глобализация, потребительство.
GLOBALIZATION AS A FACTOR OF TRANSFORMATION OF THE FAMILY CULTURE OF THE DAGESTAN YOUTH IN THE SPACE OF A FAMILY OF TRADITION AND INNOVATION
АЬше^уа T. M.
ChOU VO «Social and рedagogical institute»
Abstract. In today's world, represented by a variety of cultural worlds and traditions, types of families and family behavior, family culture of young people is formed under the influence of two divergent factors: on the one hand, it is a factor of traditionalization associated with the desire of each people, society and the state to preserve the traditional foundations of the functioning of family-marriage relations, and on the other - a factor of globalization, under the influence of which there is a unification of values, relations, patterns of behavior in the family sphere, although this process takes place with varying degrees of intensity and effectiveness in various regions of the world and Russian society in particular.
Key words: family, traditional family, family values, family relations, globalization, consumerism.
Можно сколько угодно говорить о вреде и пользе глобализации и тех новых веяниях и тенденциях в сфере семейных отношений, которые связаны с ее влиянием на жизнь и образ мыслей современного человечества, но неоспоримым является сам факт этого влияния, которое необходимо учитывать, как в рамках социологического изучения проблемы семейной культуры молодежи и диагностики ее будущего состояния, так и в процессе разработки практико-ориентированных программных проектов и концепций в области реализации молодёжной, семейной и демографической политики государства. С этими обстоятельствами связан представленный в данной части ракурс исследования и его основная цель - выявить на уровне социологической рефлексии особенности формирования семейной культуры дагестанской молодежи в условиях глобализации в условиях российской реальности.
Дагестанское общество остается по своей сути традиционным, как и многие республики Северного Кавказа, в которых показатели разводов, как и в Дагестане, остаются сравнительно низкими (2,9% на 1000 человек), а показатели рождаемости устойчиво превышают общероссийские).В Дагестане по-прежнему через каналы семейной социализации передаются этнические модели поведения, в том числе и в семейной сфере, что определяется доминирующей моделью семьи патриархального типа, в которой существует ролевая регламентация поведения членов семьи при главенствующем положении мужчины как главы семьи; традиционное восприятие семьи и ее функций, основной из которых является рождение и воспитание детей;двойной
стандарт в отношении женщины в семье и в обществе, определяющий разное отношение к поведению мужчины и женщины;осуждающее отношение к добровольной бездетности, к добровольному одиночеству и к разводу.
Эти данные подтверждаются результатами социологических исследований. Так, Э.М. Загирова, отталкиваясь от полученных в ходе социологического опроса населения Дагестана данных, пишет о том, что в большинстве случаев жители республики с жалостью относятся к бездетным семьям, полагая, что в семье обязательно должны быть дети, и несколько неодобрительно относятся к тем семьях, в которых, в принципе, хотят жить без детей, хотя и без излишней категоричности.
Однако при этом в исследовании Э.М. Загировой были выявлены доминирующие установки на то, что женщина обязательно должна стать матерью, если ее состояние здоровья позволяет это, что характеризует сохранность традиционных семейных и гендерных установок и ценностей в дагестанском обществе, но противоречит более толерантным установкам в отношении бездетных семей.
В этой связи и отношение к добровольно бездетным семьям в молодежной среде Дагестана варьирует между негативным и нейтральным примерно в равной степени, что следует из результатов нашего эмпирического исследования «Семейная культура молодежи в Дагестане», проведенного в 2017 году в ряде регионов Дагестана.Всего было опрошено 789 человек в возрасте от 15 до 30 лет (среди них: 390 мужчин и 399 женщин), представляющих основные этнонациональные группы Дагестана (см. приложение). Итак, положительно к добровольно бездетным семьям относится всего 6,1% опрошенной нами молодежи, но, что примечательно, негативные установки в более значительной степени выявлены среди мужчин (44,4%) по сравнению с таковыми среди женщин (30,1%). Соответственно, нейтральные установки в отношении добровольно бездетных семей зафиксированы в большей степени в женской среде молодежи Дагестана (62,2%), нежели в мужской (48,5%), причем разница, как видим, весьма значительная (табл. 1).
Таблица 1.
Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к добровольно
бездетным семьям?» (варианты ответов даны по полу в % от общего __количества опрошенных)__
Варианты Негативно, Нейтрально - Положительно,
ответов // Пол потому что без это выбор семья может быть
детей семья не каждой семьи счастливой и без
может быть детей
счастливой
Мужчины 44,4 48,5 4,6
Женщины 30,1 62,2 7,5
Всего: 37,1 55,4 6,1
По всей видимости, семейная жизнь вносит свои коррективы в отношении данной проблемы, так как в нашем исследовании большую категоричность проявили состоящие в браке молодые мужчины и женщины (44,4% из них относятся негативно к добровольно бездетным семьям) и меньшую толерантность (48,9%), а самое толерантное отношение к подобным семьям продемонстрировали незамужние девушки, участвовавшие в нашем опросе (62,1% относятся к ним нейтрально, а 7,4% - положительно) (табл. 2).
Таблица 2.
Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к добровольно
бездетным семьям?» (варианты ответов даны по семейному положениюв _% от общего количества опрошенных)_
Варианты ответов Негативно, Нейтрально - Положительно,
// потому что без это выбор семья может быть
Семейное детей семья не каждой семьи счастливой и без
положение может быть счастливой детей
Холост 42,9 50,0 5,2
Не замужем 29,9 62,1 7,4
Нахожусь в 44,4 48,9 4,4
зарегистрированном браке
Нахожусь в 35,0 60,0 5,0
шариатском браке
Более высокую степень толерантности проявили женщины и в отношении вопроса о разводе в семье, в которой один из супругов не может иметь детей, хотя стоит признать, что и среди женщин и среди мужчин положительно оценивших данное явление очень немного (8% и 9,2% соответственно) (табл. 3), т.е. современная дагестанская молодежь против того, чтобы семья распадалась из-за того, что в семье не может быть детей. А это значит, что не только дети являются безусловной ценностью семьи и семейных отношений, но и супружеские отношения, поддержка в семье, понимание и взаимоподдержка, т.е. супружеские ценности весьма значимы, а этот показатель характеризует дагестанскую молодежь как ориентированную в определенной степени на такую модель семьи, как супружеская, в основе которой именно ценность супружеских отношений выступает ядром семейных отношений.
Таблица 3.
Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к разводу в семье, в которой один из супругов не может иметь детей?» (варианты ответов даны по полу в % от общего количества опрошенных)
Варианты ответов // Пол Негативно. Развод при любых обстоятельствах Нейтрально. Это выбор каждой семьи Положительно. Без детей семья не может быть счастливой
не может
считаться
нормальным явлением
Мужчины 29,0 58,5 9,2
Женщины 25,8 63,9 8,0
Всего: 27,4 61,2 8,6
Сохранность брака при любых обстоятельствах в наибольшей степени характерна для молодежи, состоящей в шариатском браке - 35% опрошенных, состоящих в таком семейном браке, высказались негативно против развода в семье, в которой один из супругов не может иметь детей, и это понятно, так как развод в любой конфессиональной этике не считается нормой и не поощряется.
Более того, нейтральные установки относительно развода доминируют даже в ситуации, когда один из супругов просто не хочет иметь детей (табл. 4), и с учетом того, что ценность детей и детности для дагестанского общества выступает центральной в традиционной модели семьи, можно сделать вывод о значительной либерализации семейных установок молодежи Дагестана, что следует рассматривать в контексте влияния глобализации как несущей либеральные идеи в социальные практики и массовое сознание человечества.
Таблица 4.
Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к разводу в семье, в которой один из супругов не хочет иметь детей?» (варианты ответов даны _ по полу в % от общего количества опрошенных)_
Варианты ответов Негативно. Развод при любых обстоятельствах Нейтрально. Это выбор Положительно. Без детей семья не
// не может считаться каждой семьи может быть
Пол нормальным явлением счастливой
Мужчины 22,6 48,2 23,1
Женщины 21,6 51,1 21,8
Всего: 22,1 49,7 22,4
Негативное отношение к разводу в указанных обстоятельствах детерминируется уровнем образования дагестанской молодежи. Так, в нашем исследовании было выявлено, что уровень негативных установок уменьшался по мере повышения образовательного статуса респондентов, и в тоге самый низкий процент негативно настроенных был отмечен среди тех, у кого имеется высшее образование (табл. 5).
Таблица 5.
Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к разводу в семье, в которой один из супругов не хочет иметь детей?» (варианты ответов даны по образованию в % от общего количества опрошенных)
Варианты ответов // Образование Негативно. Развод при любых обстоятельствах не может считаться нормальным явлением Нейтрально. Это выбор каждой семьи Положительно. Без детей семья не может быть счастливой
Незаконченное среднее 23,1 38,5 38,5
Базовое среднее 23,1 48,7 22,2
Среднее общее 23,4 53,9 18,1
Среднее специальное 17,6 45,1 31,4
Высшее 13,3 45,8 31,3
Всего: 21,8 49,9 22,6
Эта же ситуация характеризует и степень приверженности традициям в семейной жизни дагестанской молодежи. Как показало наше исследование, в наибольшей степени соблюдение традиций характерно для семей, представители которой не имеют высшего образования, и самый невысокий процент соблюдающих традиции среди представителей с высшим образованием (24,1%) (табл. 6).
Таблица 6.
Распределение ответов на вопрос «Соблюдаются ли в Вашей семье семейные
традиции?» (варианты ответов даны по образованию в % от общего количества
опрошенных)
Варианты ответов // Образование Да, полностью соблюдаются Соблюдают ся, но не все Не соблюдают ся Затрудняюсь ответить
Незаконченное 38,5 61,5 0 0
среднее
Базовое 43,0 46,4 1,7 7,4
среднее
Среднее общее 36,9 45,4 4,3 11,3
Среднее специальное 41,2 37,3 5,9 15,7
Высшее 24,1 55,4 3,6 15,7
Всего: 38,6 46,7 3,1 10,1
И совершенно неудивительно, что соблюдение традиций в семейной жизни в большей степени характерно для тех, кто находится в шариатском браке (45%), который сам по себе является частью семейной традиции народов Дагестана. Для тех, кто состоит в зарегистрированном (светском) браке, значимость соблюдения традиций в семье не столь высокая - 24,4%, но в целом, если не дифференцировать данные по полу, семейному состоянию и т.д., не соблюдающих семейные традиции в молодежной среде Дагестана очень мало - всего 3,1%, хотя 10,3% затруднились с ответом. И, конечно же, в сельской местности ориентации на семейные традиции несколько (но не намного) выше, чем в городской: 38,7% и 35,9% соответственно.
Можно сделать промежуточный вывод о том, что в сознании дагестанских народов и молодежи в частности еще сохраняются некоторые идеальные, заложенные традиционными ценностями, установки в области семейных отношений и организации семейного быта, а на практике эти идеальные представления несколько корректируются, что во многом связано, с самой реальностью, в которой не всегда можно реализовать желаемые потребности, в том числе и в детях. Препятствует этому зачастую сложное материальное положение дагестанских семей, как и в целом российских семей в условиях экономической нестабильности, увеличивающегося социального неравенства и ставшей уже традиционной безработицы, которая во многом носит скрытый характер, но данные социологических опросов показывают, что население уже не видит перспектив к изменению ситуации в лучшую сторону (табл.).
Как видим из данных Левада-Центра за 2017 год, представленных в таблице 7, большинство жителей России не считает, что что-то изменится к лучшему ли к худшему в отношении безработицы, и эта тенденция, как установилась в 2010 году, так и продолжается.
Таблица 8.
Как вы думаете, в ближайшие 12 месяцев безработных (людей, которые не имеют работу и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем
сейчас?
Дата Больше Примерно столько же Меньше Затруднились ответить
окт.17 30 52 9 9
окт.16 29 56 10 6
окт.15 36 52 7 5
окт.14 31 52 8 9
окт.13 30 52 3 9
окт.12 26 56 10 8
окт.11 31 51 10 8
сен.10 28 53 9 10
сен.09 38 45 7 10
ноя.08 61 29 2 8
ноя.07 22 46 12 20
ноя.06 26 53 7 15
ноя.05 33 45 6 16
ноя.04 34 45 7 14
ноя.03 27 48 8 18
ноя.02 33 41 8 19
ноя.01 25 49 10 16
ноя.00 24 42 10 25
ноя.99 37 38 6 19
Молодежь Дагестана, как и Северного Кавказа, в целом, не питает особых надежд на то, что в России можно устроиться на хорошую работу, не используя такие ресурсы, как связи и знакомства (табл. 8), и это спустя 25 лет демократических реформ.
Таблица 8.
Благодаря чему, в первую очередь, можно получить хорошую работу?
(Закрытый вопрос, не более двух ответов, %)
РД РИ КБР КЧР СОА ЧР
2015 2011 2015 2011 2015 2011 2015 2011 2015 2011* 2015 2011
Связи и знакомства 59 66 57 41 77 74 53 61 50 - 52 63
Хорошее образование 46 40 68 57 35 40 42 56 33 - 54 58
Наличие опыта работы, высокая квалификация 17 21 17 33 16 31 25 22 22 - 20 20
Готовность трудиться с полной отдачей сил 17 8 15 13 13 8 21 9 21 - 12 10
Инициативность, предприимчивость 16 9 15 12 9 13 20 9 21 - 6 11
Взятка за получение места 22 37 9 19 14 27 8 31 20 - 2 28
Умение понравиться начальству 8 6 7 13 5 5 7 5 14 - 3 9
Другое - 0,1 - 0,4 -
Затрудняюсь ответить - 1 0 2 0,2 - 0,2 - 0,4 - 1 0,4
Если учесть, что в России главными критериями неблагополучной семьи называют низкий уровень жизни, нехватку денег на самое необходимое (47%) и высокий уровень безработицы (17%), то становится очевидным, насколько в современном российском обществе материальное неблагополучие определяет жизненный мир граждан страны, жизненный мир семьи и ее статус в обществе как благополучной или неблагополучной.
Но уровень счастья в России, несмотря на все выше приведенные данные о материальной неблагополучии в России, о безработице, о семейном неблагополучии, все равно остается высоким: 84% в 2017 году в опросе ВЦИОМ ответили, что они счастливы, и традиционно более оптимистичнав этом отношении молодежь (87% среди 18-24-летних считают себя счастливым) и респонденты с высоким достатком (94%), в меньшей степени ощущаютсебя счастливыми пожилые люди (78% среди 60-летних и старше) и малообеспеченные (61%).
А сколько детей способно сделать семью счастливой? На этот вопрос попытались ответить эксперты ВЦИОМв 2018 году, опросив россиян,и пришли к выводу, что образ «идеальной» семьи несколько изменился по сравнению с 2014 годом, так как стало гораздо больше сторонников трехдетной модели семьи (рост с 28% в 2014 г. до 43% в 2018г.); 42% считают, что двое детей -вполне достаточно для семейного счастья.
Эти данные приводятся неслучайно, так как протекающие в Дагестане семейные процессы вписаны в российскую реальность, в ее социокультурное, экономическое и духовное пространство, в котором процесс нуклеаризации завершился гораздо раньше, чем в Дагестане, но для этой республики с вековыми традициями многопоколенной семьи это очень значительные изменения.
Под сомнение учеными ставится и неоспоримое в традиционном Дагестане главенство мужчин в семье, и это было выявлено, в том числе, и в нашем исследовании. При всем том, что порядка 70% опрошенных считают, что главой семьи должен быть мужчина, почти четверть опрошенных считает, что в семье должно быть равноправие, основанное на взаимопомощи и взаимозаменяемости семейных функций. Здесь мы специально подчеркнем, что специально в исследовании, задавая вопрос о равноправии в семье, уточнили, что речь идет о взаимозаменяемости функций как основе эгалитарных отношений, соглашаясь с учеными, также указывающими на тот факт, что не стоит буквально воспринимать эгалитарную семью в контексте ее перевода с французского («эгалите» - «равенство»), а правильнее считать семьей,
основанной на функциональной взаимозаменяемости, и именно такой подход дает «четкое понимание природы деформации патриархата как распадающейся модели распределения власти в семье».
Таким образом, можно констатировать, что традиционный облик дагестанской семьи постепенно изменяется, хотя интенсивность этих изменений не очень высокая, но даже этот уровень изменений рассматривается жителями Дагестана как проявление кризиса семейных ценностей и отступление от семейных традиций: так считает, согласно данным социологического исследования Загировой Э.М., порядка 37% жителей Дагестана, и это превышает число тех, кто считает, что семья в Дагестане переживает период эволюции (около 27%), а также тех, кто полагает, что никаких изменений в семейной сфере дагестанского общества не происходит (около 28%).
Мы все же полагаем, исходя из данных своего исследования, которые мы будем и дальше предлагать в процессе решения исследовательских задач, что справедливо будет говорить, скорее, не о кризисе семьи в Дагестане, хотя самими жителями изменения воспринимаются именно так, а об эволюции семейных ценностей и отношений в соответствии с адекватными современным реалиям условиями, в которых повышается значимость иных ценностей, связанных с жизненной самореализацией, достижением успеха, материального благополучия, реализацией иных жизненных стратегий в области досуговой, профессиональной и иной деятельности.
Семья, продолжая оставаться важнейшей ценностью в системе жизненно важных ценностей дагестанских народов, что соответствует общероссийским показателям, уже не рассматривается единственным источником счастья, а для женщин - единственным пространством жизненной самореализации, хотя по-прежнему оно самое важное для дагестанской женщины.
Особенное внимание в этом плане привлекает молодое поколение, которое в большей степени подвержено влиянию модернистских ценностей, потребительской идеологии, более восприимчиво и менее критично ко всему новому, что актуализирует проблему формирования и трансляции семейной культуры в молодежной среде. Ученые отмечают, что семейные ценности как ценности-нормы являются идеальной основой и критериями, на основе которых оценивается молодежью действительность и осуществляется выбор в семейной сфере. И расхождения между реальными совместными практиками и идеальными ценностями-нормами являются отражением трансформации семейной культуры молодежи, и на уровне всего российского общества эти тенденции уже явно вырисовываются - уходит в прошлое тесное взаимодействие с родственниками, что проявляется в изменении семейного досуга, хотя ценность семьи не перестает быть первостепенной.
Итак, глобализация, как бы к ней не относились ученые (присутствуют прямо противоположные оценки), пронизывает всю ткань общественной жизни, проникая в самые различные сферы жизнедеятельности и определяя тенденции политического, экономического, демографического, культурного, духовного
развития. Наиболее негативно глобализационные процессы сказываются на культурной сфере общества, а культурное пространство - это пространство воспитания, социализации, обретения человеком своей духовной сущности, формирования его системы ценностей. Семейные ценности - часть семейной культуры общества, которая в эпоху глобализации проходит испытание на прочность.
Можно признавать или не признавать наблюдаемые изменения в семейной культуре, семейных ценностях и приоритетах, поддерживать эти изменения или нет, но не замечать их и не пытаться осмыслить с точки зрения современных реалий нельзя. Семья - динамическая структура, «живая» часть системы общественных отношений, меняющаяся по мере социокультурной динамики социума, а, следовательно, разрушение основ традиционной семейной - естественный эволюционный процесс, через который проходит каждое общество, каждый народ. Выбор индикаторов оценки меняющейся семьи с позиций традиционной семьи или модернизирующейся автоматически ставит исследователя в ситуацию кризисной или эволюционной парадигмы. Мы же стремимся показать семейные реалии дагестанского общества с безоценочных позиций, осознавая значимость традиционных семейных устоев и необходимость их изменения в духе времени, но главное не в духе потребительской идеологии, чтобы семьи не стали носить «одноразовый» характер и не утратили своей значимости и ценности, какими бы «старыми» они ни были.
Литература:
1. Адамьянц Т.З. Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы [монография] [Электронный ресурс] / Т. З. Адамьянц; Институт социологии РАН. М.: Институт социологии РАН, 2017. // Официальный портал ИС РАН [веб-сайт]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020
2. Алиев А.К. Многожёнство - социальная болезнь // Народы Дагестана. 2013. № 5.
3. Алиева Б.Ш., Омаров О.А., Омарова Т.А. Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман // Известия ВГПУ. 2009.
4. Алимова Б.М. Диалог полов в современной дагестанской семье // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа. Материалы региональной научной конференции (г. Махачкала. 29 февраля 2008 г.). Махачкала, 2008.
5. Алимова Б.М. Разводы в Дагестане: причины, мотивы и пути стабилизации (анализ статистики) // Вестник института ИАЭ. 2015. № 2
6. Алимова Б.М. Современная дагестанская семья: проблемы и перспективы // Вестник Института ИАЭ. 2011. № 1
7. Антипова А.А., Касаркина Е.Н. Семейная политика как фактор формирования фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе // Вестник угроведения. 2017. №1 (28).
8. Антонов А.И. Институциональный кризис семьи и семейно-демографических структур в контексте социальных изменений и социального неравенства // Семья и социально-демографические исследования. 2014. № 1. URL: http://demographia.net/journal/2014-04/antonov
9. Арбер С. Старение и гендер в глобальном контексте: роль семейного статуса / пер. с англ. Е. В. Вьюговской, А. А. Ипатовой // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 2.
10. Ахиезер А. С. Россия: некоторые проблемы социокультурной динамики // Мир России. Социология. Этнология. 1995. №1.С.
References:
1. Adamyants T. Z. Social meanings of global processes and changes: mechanisms and catalysts [monograph] [Electronic resource] / T. Z. Adamyants; Institute of sociology RAS. M.: Institute of sociology, RAS, 2017. // Official portal for IP ran [web site]. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020
2. Aliyev A. K. Polygamy - social disease // Peoples of Dagestan. 2013. No. 5.
3. Aliyev B. sh., Omarov O. A., Omarova T. A. Religious and pedagogical aspects of family education of Muslims. Izvestiya VSPU. 2009.
4. Alimova B. M. Dialogue of the sexes in the modern Dagestan family // Gender relations in the culture of the peoples of the North Caucasus. Materials of the regional scientific conference (Makhachkala. 29 February 2008). Makhachkala, 2008.
5. Alimova B. M. Divorces in Dagestan: reasons, motives and ways of stabilization (analysis of statistics) // Bulletin of the IAE Institute. 2015. No. 2
6. Alimova B. M. Modern Dagestan family: problems and prospects // Bulletin of the Institute IAE. 2011. # 1
7. Antipova A. A., Kasarkina E. N. Family policy as a factor in the formation of the family culture of the Mordovian young family in the village // Bulletin of Ugric studies. 2017. №1 (28).
8. Antonov A. I. Institutional crisis of family and family-demographic structures in the context of social changes and social inequality // Family and socio-demographic studies. 2014. No. 1. URL: http://demographia.net/journal/2014-04/antonov
9. Arber S. Aging and gender in a global context: the role of family status. E. V. Lugovskoy, A. A. Ipatava // public opinion Monitoring : Economic and social changes. 2016. No. 2.
10. Akhiezer A. S. Russia: some problems of socio-cultural dynamics. Mir Rossii. Sociology. Ethnology. 1995. No. 1.S. AFR.