Ведущие этнопедагогические идеи: приоритет национальной школы, родной язык обучения как носителя традиционной, духовной культуры, взаимосвязь национально региональных и общечеловеческих ценностей в воспитании, восстановление и широкое использование традиционной культуры воспитания являются важнейшими компонентами содержания современного школьного образования. Такой подход к этнопедагогизации образовательной системы требует и особой подготовки учителей, вооруженных знаниями и умениями по реализации идей этнопедагики.
Литература:
1.Асадулаева Ф.Р. Приобщение детей к национальным истокам в межнациональных семьях. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа.- Карачаевск, 1996. - с.172-173.
2.Бессарабова И.С. Этнокультурное воспитание в народной педагогике. -М., 2006.
3.Бердиев А.К. Формирование гуманности у младших школьников на основе нравственных идеалов народной педагогики. - М., 1994. - 103с.
4.Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур// Педагогика.
- 2007. - №2. - с.105-107.
5.Волков Г.Н. Этнопедагогическая доктрина Льва Николаевича Толстого.
- Чебоксары. - 2004. - с.18-23.
References:
1. Asadulayeva F.R. Acquisition of children to national sources in interethnic families. Family ethnopedagogy and the modern national school .- Karachaevsk, 1996. - p.172-173.
2. Bessarabova IS Ethnocultural education in people's pedagogy. - M., 2006.
3. Berdiev A.K. The formation of humanity in younger schoolchildren on the basis of the moral ideals of popular pedagogy. - M., 1994. - 103s.
4. Voskresenskaya NM Education and the diversity of cultures / / Pedagogy. -2007. - №2. - p.105-107.
5. Volkov G.N. Ethno-pedagogical doctrine of Lev Nikolaevich Tolstoy. -Cheboksary. - 2004. - p.18-23.
УДК: 316.4/316.752
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА НА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ОТНОШЕНИЯ В ДАГЕСТАНЕ
Ахмедова Т. М.
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
Махачкала
Аннотация. В данной статье актуализируется и анализируется проблема влияния глобализации и распространяемой в русле ее тенденций
идеологии потребительства на семейные ценности и отношения в дагестанском обществе, которое, еще сохраняя традиционные семейные устои, тем не менее, не осталось в стороне от общемировых и российских процессов трансформации семьи и семейных отношений.
Ключевые слова: семья, традиционная семья, семейные ценности, семейные отношения, глобализация, потребительство.
INFLUENCE OF GLOBALIZATION AND CONSUMPTION ON FAMILY VALUES AND RELATIONS IN DAGESTAN
Akhmedova T.M FSBEO HO «Dagestan state Technical University», Makhachkala
Annotation. This article actualizes and analyzes the problem of the influence of globalization and the ideology of consumerism that is propagated along the lines of its tendencies on family values and relations in Dagestan society, which, while maintaining traditional family foundations, nevertheless did not remain alooffrom the global and Russian processes offamily transformation and family relations.
Key words: family, traditional family, family values, family relations, globalization, consumerism.
Современный мир вовлечен в пространство глобализации, которая несет с собой разнообразные процессы, инновации, сказывающиеся на самых различных сферах жизни и семейной в том числе. Правда, существует точка мнения о том, что глобализация не несет ничего принципиально нового, ничего того, чего не было бы в прошлой истории человечества, которое и в прошлом веке также характеризовалась мощными потоками взаимовлияния.1 Мы придерживаемся той точки зрения, что современный мир под влиянием глобализации принципиально меняет свой облик, а источником мощных глобализационных процессов выступает информационная революция, особенно Интернет, ставший средой глобального взаимодействия и взаимовлияния, универсализации ценностей и безграничного общения. Стоит согласиться с определением глобализации, данным Л.Е. Грининым, согласно которому под этим явлением понимается процесс, формирующий мир, более связанный и
л
более зависимый от всех его субъектов . И реальность нам показывает, насколько близкими, понятными и отражающимися на жизни каждого государства и народа становятся проблемы отдельных, порою значительно отдаленных, государств.
Импонирует также позиция ученых о глобализации как долгосрочном процессе объединения людей и преобразования общества в масштабе всей планеты. Иными словами, под влиянием глобализации мир превращается в единое целое, что означает взаимозависимый, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер общественной динамики. При этом важно учитывать, что характер процессов, порождаемых глобализацией, может быть
противоположным процессам локальной трансформации. Они в такой же степени выступают ее частью, как и процессы универсализации и горизонтального расширения социальных связей в мировом пространстве. Уже длительное время мы наблюдаем значительный рост националистических настроений, движений и конфликтов по всему миру, которые можно расценивать как определенную реакцию на глобализацию, которая несет с собой процессы универсализации этнокультурных ценностей, разрушения традиционного уклада жизни.
Но если этим универсалитским тенденциям в пространстве этнокультурных общностей можно противостоять, и многие народы и государства пытаются сохранить свою этнокультурную самость, то потребительству как идеологии массового общества, которая стремительно распространяется по глобализационным каналам, противостоять удается с трудом. Оно проникает в ткань социальных отношений и связей, в само сознание общества, приобретая постматериальный характер. Современное общество, называемое учеными потребительским, совершенно изменило тип социализации, в процессе которой индивидуальные нормы и ценности приводятся в соответствие с системой ценностей консюмеризма, меняя человеческое сознание и психику, систему социального бытия5.
Потребительское общество способствует дегуманизации общества, в котором постепенно на смену солидарности и нравственности приходит логика индивидуального благополучия и выживания в борьбе всех против всех.6 Для нас принципиально важной и ценной является мысль А.Н. Ильина о том, что безудержное потребительство определяет «одномерный» характер человека и одноразовый характер современного мира, в котором доминирует культ устаревания, который работает на постоянный производственный процесс, а
7
потому нет места вещам и ценностям, которые могут служить долгое время.
Но самое трагичное заключается в том, что принцип одноразовости и устаревания вышел далеко за пределы вещей и товаров, произведений искусства, которые тоже становятся гениальными на «один день». Трагедия современного потребительского общества заключается в том, что «одноразовый» характер приобретают также люди и отношения между ними. Длительные и глубокие отношения становятся все большей редкостью, как и брак на всю жизнь. Череда встреч и расставаний, браков и разводов, замена прочных и глубоких отношений поверхностными, не претендующими на серьезность и ответственность, превращение интимных отношений в такой же товар, как и множество других, - вот отголоски формирующегося «одноразового» мира, по мнению Ильина. И хотя не со всем можно согласиться, интерпретируя высокую динамику семейных разводов в обществе желанием людей найти свое счастье, спутника жизни, с которым хотелось бы не просто прожить всю жизнь, а прожить счастливо, в любви и понимании, мы не может не согласиться с тем, что легкомысленное отношение к высшим ценностям, таким, как дружба, любовь, брак, семья, дети, не только имеет место
быть в современном мире (в российском обществе в том числе), но и получает массовое распространение.
Культивирование нового, соблазн нового и желание это новое получить снижает ценность «старого», того, что человек имеет на данный момент. Человек становится «рабом» своих желаний и лишается покоя, так как потребление не имеет конечной цели - оно процессуально бесконечно, и человек легко выбрасывает не только старые вещи, но и старые отношения, связи из своей жизни, не рефлексируя, не подходя критически к собственным поступкам, старым связям и отношениям, выброшенным из жизни, - он просто живет в ожидании новых, которые сулят ему новые удовольствия, новые ощущения, новое счастье, пусть краткосрочное.
Для семейных связей и отношений такое потребительское отношение чревато драматическими событиями, которые и проявляются в разрыве семейных уз, в росте неполных семей, социального сиротства, в распространении нетрадиционных форм семейно-брачных отношений. Иными словами, «одноразовые» тенденции потребительского общества распространяются на семейные ценности и отношения, и в итоге, распространяется феномен «одноразовых» семей, непрочных, нестабильных, с высоким риском распада.
Дагестанское общество остается по своей сути традиционным, как и многие республики Северного Кавказа, в которых показатели разводов, как и в Дагестане, остаются сравнительно низкими (2,9 % на 1000 человек), а показатели рождаемости устойчиво превышают общероссийские). В Дагестане по-прежнему через каналы семейной социализации передаются этнические модели поведения, в том числе и в семейной сфере, что определяется доминирующей моделью семьи патриархального типа, в которой существует ролевая регламентация поведения членов семьи при главенствующем положении мужчины как главы семьи; традиционное восприятие семьи и ее функций, основной из которых является рождение и воспитание детей; двойной стандарт в отношении женщины в семье и в обществе, определяющий разное отношение к поведению мужчины и женщины; негативное отношение к добровольной бездетности, к добровольному одиночеству и к разводу. Эти данные подтверждаются результатами социологических исследований.
Так, Э.М. Загирова, отталкиваясь от полученных в ходе социологического опроса населения Дагестана данных, пишет о том, что в большинстве случаев жители республики с жалостью относятся к бездетным семьям, полагая, что в семье обязательно должны быть дети, и несколько неодобрительно относятся к тем семьях, в которых, в принципе, хотят жить без детей, хотя и без излишней категоричности. Однако при этом в исследовании Э.М. Загировой были выявлены доминирующие установки на то, что женщина обязательно должна стать матерью, если ее состояние здоровья позволяет это, что характеризует сохранность традиционных семейных и гендерных установок и ценностей в дагестанском обществе, но противоречит более толерантным установкам в отношении бездетных семей.
Иными словами, в сознании дагестанских народов еще сохраняются некоторые идеальные, заложенные традиционными ценностями, установки в области семейных отношений и организации семейного быта, а на практике эти идеальные представления несколько корректируются, что, во многом связано, с самой реальностью, в которой не всегда можно реализовать желаемые потребности, в том числе в детях. Препятствует этому зачастую сложное материальное положение дагестанских семей, как и в целом российских семей в условиях экономической нестабильности и увеличивающегося социального неравенства в обществе.
В качестве модернизационных тенденций в развитии дагестанской семьи следует отметить разрушение многопоколенной модели семьи, когда под одной крышей проживает несколько поколений семей, составляя единое социокультурное целое. Под сомнение учеными ставится и неоспоримое в традиционном Дагестане главенство мужчин в семье8. Но стоит отметить, что на фоне постепенной модернизации семейных ценностей, их либерализации наблюдаются и тенденции архаизации, связанные, прежде всего, с появлением и распространением многоженства как альтернативной формы брака, к которой все чаще прибегают в Дагестане, хотя отношение к этому явлению достаточно противоречивое среди населения. Позитивное отношение к многожёнству проявляют, в основном, мужчины, в то время как женщины демонстрируют негативное отношение и не хотели бы в своем большинстве оказаться в статусе
9
«второй жены» .
Таким образом, можно констатировать, что традиционный облик дагестанской семьи постепенно изменяется, хотя интенсивность этих изменений не очень высокая, но даже этот уровень изменений рассматривается жителями Дагестана как проявление кризиса семейных ценностей и отступление от семейных традиций. Представляется, что можно и иначе интерпретировать изменения в институте дагестанской семьи - как эволюцию семейных ценностей и отношений в соответствии с адекватными современным реалиям условиями, в которых повышается значимость иных ценностей, связанных с жизненной самореализацией, достижением успеха, материального благополучия, реализацией иных жизненных стратегий в области досуговой, профессиональной и иной деятельности. Семья, продолжая оставаться важнейшей ценностью в системе жизненно важных ценностей дагестанских народов, что соответствует общероссийским показателям, уже не рассматривается единственным источником счастья, а для женщин -единственным пространством жизненной самореализации, хотя по прежнему оно самое важное для дагестанской женщины. Особенное внимание в этом плане привлекает молодое поколение, которое в большей степени подвержено влиянию модернистских ценностей, потребительской идеологии, более восприимчиво и менее критично ко всему новому, что актуализирует проблему формирования и трансляции семейной культуры в молодежной среде [1].
Итак, глобализация, как бы к ней не относились ученые (присутствуют прямо противоположные оценки), пронизывает всю ткань общественной жизни,
проникая в самые различные сферы жизнедеятельности и определяя тенденции политического, экономического, демографического, культурного, духовного развития. Наиболее негативно глобализационные процессы сказываются на культурной сфере общества, а культурное пространство - это пространство воспитания, социализации, обретения человеком своей духовной сущности, формирования его системы ценностей. Семейные ценности - часть семейной культуры общества, которая в эпоху глобализации проходит испытание на прочность.
Можно признавать или не признавать наблюдаемые изменения в семейной культуре, семейных ценностях и приоритетах, поддерживать эти изменения или нет, но не замечать их и не пытаться осмыслить с точки зрения современных реалий нельзя. Семья - динамическая структура, «живая» часть системы общественных отношений, меняющаяся по мере социокультурной динамики социума, а, следовательно, разрушение основ традиционной семейной - естественный эволюционный процесс, через который проходит каждое общество, каждый народ. Выбор индикаторов оценки меняющейся семьи с позиций традиционной семьи или модернизирующейся автоматически ставит исследователя в ситуацию кризисной или эволюционной парадигмы. Мы же стремимся показать семейные реалии дагестанского общества с безоценочных позиций, осознавая значимость традиционных семейных устоев и необходимость их изменения в духе времени, но главное не в духе потребительской идеологии, чтобы семьи не стали носить «одноразовый» характер и не утратили своей значимости и ценности, какими бы «старыми» они ни были.
Литература:
1.Ахмедова Т.М. Семейная культура молодежи: особенности формирования в условиях глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 12 // URL: http://www.online-science.ru/userfiles/file/5e1naz6gmdv3u4mqtsszehz1plyolsua.pdf (Дата обращения: 11.03.2018).
References:
1.Akhmedova Т.М. Family culture of youth: features of formation in the conditions of globalization // Humanities, social and economic and social sciences. 2017. No. 12 // URL: http://www.orimescience.ru/userfiles/file/5e1 naz6gmdv3u4mqtsszehz1plyolsua.pdf (Date of circulation: 11.03.2018).