Научная статья на тему 'Глобализация и вступление РФ в ВТО - важнейшие факторы развития российского страхового рынка на современном этапе'

Глобализация и вступление РФ в ВТО - важнейшие факторы развития российского страхового рынка на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ / ВСТУПЛЕНИЕ РФ В ВТО / СТРАХОВАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ СЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Г. В.

Статья посвящена анализу влияния факторов глобализации и вступления РФ в ВТО на сохранение функций российского страхования как стратегического сектора национальной экономики. Выделено два основных проявления этих факторов. Оценка их влияния проводится с помощью анализа возможности выполнения российским страхованием своих стратегических функций и условий их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация и вступление РФ в ВТО - важнейшие факторы развития российского страхового рынка на современном этапе»

Страховое дело

Удк: 368.01

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ РФ В ВТО -ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Г. В. ЧЕРНОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками и страхования E-mail: chernovagalina@yandex. ru Санкт-Петербургский государственный университет

Статья посвящена анализу влияния факторов глобализации и вступления РФ в ВТО на сохранение функций российского страхования как стратегического сектора национальной экономики. Выделено два основных проявления этих факторов. Оценка их влияния проводится с помощью анализа возможности выполнения российским страхованием своих стратегических функций и условий их реализации.

Ключевые слова: глобализация в сфере страхования, вступление РФ в ВТО, страхование как стратегический сектор национальной экономики, функции национального страхования, условия реализации функций национального страхования.

Вступление РФ в ВТО углубляет процессы глобализации, охватывающие российский страховой рынок. Это проявляется прежде всего в дополнительном притоке иностранного капитала на российский страховой рынок и в появлении на российском страховом рынке новой формы коммерческого присутствия иностранного капитала - независимого отделения иностранного страховщика.

Целью представленного исследования является анализ названных возможных проявлений обоих факторов на российском страховом рынке и определение влияния этих проявлений на возможность

сохранения российского страхового рынка как стратегического сектора экономики.

Глобализация и Генеральное соглашение по торговле услугами. Страхование является важнейшим институтом финансовой и социальной защиты, поэтому его состояние и перспективы развития в РФ во многом определяют экономическую, социальную и политическую стабильность российского общества.

Российский страховой рынок является национальным рынком, взаимодействующим с другими национальными, региональными рынками и всем мировым рынком страхования. Именно поэтому он вовлечен в процессы глобализации, охватывающие все страховые рынки.

Под глобализацией в сфере страхования понимается процесс стирания, сглаживания законодательных и экономических барьеров между национальными, региональными страховыми рынками, сопровождающийся образованием единого мирового страхового рынка.

Протекание процессов глобализации в сфере страхования происходит на фоне функционирования относительно обособленных региональных рынков, например таких, как страховой рынок

США, Японии, европейский страховой рынок. В то же время процессы глобализации способствуют созданию общего мирового страхового рынка.

Одной из основных предпосылок глобализации в сфере страхования является согласование:

— любого национального страхового законодательства с законодательством регионального страхового рынка, сектором которого является рассматриваемый национальный страховой рынок или с которым он в силу объективных причин, например территориальной близости, тесно связан;

— любого национального страхового законодательства с законодательством, определяющим деятельность страховщиков в рамках определенных международных союзов и организаций, например в рамках Европейского Союза или ВТО;

— законодательства регионального страхового рынка с законодательством, определяющим деятельность страховщиков в рамках определенных международных союзов и организаций. Для России это означает важность и необходимость проведения исследований:

— по соотношению европейского страхового законодательства, представленного соответствующими директивами, с частью мирового, представленного, например для стран - участниц ВТО, таким документом, как «Генеральное соглашение по торговле услугами» (ГАТС) [5];

— по соотношению российского страхового законодательства с европейским, представленным европейскими страховыми директивами;

— по соотношению российского страхового законодательства с требованиями ГАТС, представляющего принципы, нормы и требования в сфере страхования для всех стран - участниц ВТО;

— по одновременной увязке российского страхового законодательства с требованиями законодательства европейского и частично мирового страхового рынка, представленного странами -участницами ВТО.

Вопросы соотношения и связи национального российского страхового законодательства с требованиями ГАТС, которые Россия должна соблюдать при вступлении в ВТО, являются особенно актуальными. Это объясняется тем, что углубление процессов глобализации на территории российского страхового рынка, обусловленное вступлением РФ в ВТО, также должно быть подчинено требованиям ГАТС.

Другой важнейшей предпосылкой глобализации в сфере страхования является использование модели регулирования страховой деятельности, используемой на всех уровнях (национальный, региональный и мировой).

Лучшим выполнением цели глобализации, которая заключается в создании единого мирового страхового рынка, отвечает либеральная модель регулирования страховой деятельности, предусматривающая:

— либерализацию национальных страховых законодательств;

— либерализацию региональных страховых законодательств;

— либерализацию страховых законодательств, определяющих страховую деятельность в рамках определенных союзов и международных организаций, например таких, как Европейский Союз и ВТО.

Либеральная модель регулирования страховой деятельности предполагает:

— открытый доступ на национальный страховой рынок любых иностранных страховщиков и страхователей;

— недискриминационный характер отношения национальных страховщиков по отношению к иностранным страховщикам;

— свободу организации любых страховых компаний: национальных, с иностранным капиталом, иностранных;

— свободу предоставления и продвижения страховых и финансово-страховых услуг;

— возможность единой лицензии, действующей на территории либерального законодательства. Генеральное соглашение по торговле услугами, которое законодательно оформляет границы процессов глобализации в сфере страхования, для стран, входящих в ВТО, реализует либеральную модель регулирования страховой деятельности.

22.08.2012 РФ вступила в ВТО, поэтому в настоящее время крайне актуальным становится вопрос о том, как это повлияет на протекание процессов глобализации в страховом секторе российской экономики.

Действующее до вступления РФ в ВТО российское страховое законодательство сдерживало проникновение процессов глобализации в российское страхование (рис. а). Принятие норм и требований ГАТС российским страховым рынком после вступления РФ в ВТО означает, что российское страхо-

:-ГАТе-

Процессы глобализации, происходящие а странах-участницах ВТО

Российский страховой рынок

■; -Российское страховое; ■ ■ ;■;■; законодательство'; ■; ■

вое законодательство должно проводить в жизнь принципы либеральной модели регулирования страховой деятельности, заложенные в ГАТС, и в наибольшей степени отвечающие цели глобализации - созданию единого мирового страхового рынка (рис. б). Из этого следует, что принятие норм и требований ГАТС российским страховым рынком после вступления РФ в ВТО будет способствовать расширению и углублению процессов глобализации на российском страховом рынке.

Российский страховой рынок - стратегический сектор российской экономики. Страхование как вид деятельности направлено на защиту имущественных интересов, связанных с возможностью реализации экономических рисков. К его важнейшим функциям относятся финансовая защита участников страхования (функция А) и предоставление участникам страхования социальной защиты (функция Б).

В силу специфики экономико-организационного механизма отдельная страховая организация реализует два вида деятельности: страховую деятельность (страховые операции) и подчиненную ей инвестиционную деятельность по размещению страховых резервов и собственных средств страховщика. Это означает, что страхование характеризуется институциональной двойственностью, с одной стороны, оно является институтом финансовой и социальной защиты, с другой - важнейшим инвестиционным институтом.

Другая специфика страхования обусловлена его международным характером, что заключается в потребности передачи ответственности по большим рискам на другие территории, в другие страны.

По страховым операциям и по инвестиционной деятельности любое национальное страхование может быть связано как с возможным контролем

:ГАТе-

■ Российское, страховое. ■; ■; -законодательство ■; ■

Процессы глобализации, происходящие а странах-участницах ВТО

Российский страховой рынок

Влияние глобализации на российский страховой рынок до и после вступления РФ в ВТО: а - влияние глобализации на российский страховой рынок до вступления РФ в ВТО; б - влияние глобализации на российский страховой рынок после вступления РФ в ВТО

со стороны иностранного капитала за определенными секторами национальной экономики, так и с возможной зависимостью национальной экономики от экономики других стран, что обусловлено передачей средств национальных страховых компаний за рубеж. Это определяет его обязательную роль как стратегического сектора экономики:

— по поддержке развития национальной экономики (функция В);

— по защите национальной экономики (функция Г).

Остановимся на вопросе выполнения функций страхования более подробно, анализируя деятельность страховых компаний с учетом институциональной двойственности страхования.

Как институт финансовой и социальной защиты страхование в лице страховых компаний выполняет свои функции следующим образом. Финансовая защита участников страхования (функция А) реализуется через выполнение страховщиками своих обязательств по страховым выплатам. При этом, чем больше масштабы страхования в рамках национальной экономики, тем выше уровень охвата участников такой защиты и ее размеров, что, естественно, отвечает обеспечению экономической стабильности жизни и деятельности не только одного человека, группы людей, отдельной про-

изводственно-хозяйственной единицы, но и всего национального общества в целом. Осуществляя страховые операции, страховщики обеспечивают участникам страхования финансовую защиту (выполнение функции А - условие 1).

Социальная защита участников страхования (функция Б) обусловлена, во-первых, реализацией любых видов страхования (предоставление финансовой защиты), что обеспечивает защиту всего общества, и, во-вторых, реализацией тех видов страхования, которые носят направленный социальный, общественный характер. К таким видам страхования можно отнести, например, обязательное медицинское страхование. Реализуя виды страхования, имеющие значительную социальную значимость, страховщики предоставляют участникам страхования социальную защиту (выполнение функции Б - условие 2).

Спецификой страховых операций является то, что ответственность по большим рискам перераспределяется между страховщиками, в том числе между национальными и зарубежными. Механизм передачи за рубеж средств национальных страховщиков по каналам перестрахования вполне объективен, так как обусловлен необходимостью диверсификации рисков.

Однако в целях сохранения экономической независимости страны, а также для того, чтобы страхование как стратегически важный сектор национальной экономики реально выполняло свою функцию по защите национальной экономики (функция Г), необходимо соблюдение следующего условия: объем средств, передаваемых национальными страховщиками за рубеж по каналам перестрахования, должен быть примерно равным объему средств, получаемых в рамках перестрахования из-за рубежа (выполнение функции Г - условие 3).

Реализации этой же функции страховщика по защите национальной экономики (функция Г) отвечает условие о том, что допуск иностранного страховщика и иностранного капитала к определенным видам страхования должен быть либо ограничен, либо запрещен (выполнение функции Г - условие 4). Такими видами страхования могут быть:

— некоторые социально значимые виды страхования, например обязательное медицинское страхование;

— виды страхования, имеющие такие особенности и преимущества их реализации, которые необходимо использовать в рамках именно

национальной экономики. Таким видом страхования является, например, страхование жизни, в рамках которого возможны долгосрочные инвестиции, в том числе в важнейшие национальные проекты;

виды страхования, через которые иностранный капитал может иметь выход на стратегически важные для национальной экономики и государства виды деятельности. Такими видами страхования являются, например, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд. Как инвестиционный институт страхование в лице страховых компаний выполняет свои функции следующим образом.

Осуществляя инвестиционную деятельность по размещению страховых резервов и собственных средств, страховщик выходит: — на рынок ценных бумаг. Порядок размещения активов, покрывающих страховые резервы и собственные средства страховщика, предполагает, что страховщик является и покупателем, и продавцом различных видов ценных бумаг (федеральных государственных ценных бумаг; ценных бумаг, обязательства по которым гарантированы Российской Федерацией; государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и т. п.);

на валютный рынок. Российский страховщик имеет право купли-продажи валюты Российской Федерации и иностранной валюты;

— на рынок драгоценных металлов. Страховая компания имеет право приобретать и покупать слитки золота и серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов;

— на кредитный рынок. В роли кредитора по договорам страхования жизни в рамках накопленного страхового резерва страховщик может выдавать страхователю ссуду. В то же время как самостоятельная производственно-хозяйственная единица страховая компания может сама брать кредиты;

— на рынок недвижимости. Действующий порядок размещения страховых резервов и собственных средств в определенных границах предполагает и эту схему действий. Возможность выхода страховых компаний на

другие секторы экономики способствует развитию

национальной экономики (функция В), но только в той степени, которая определяется долей выхода страховщиков именно на национальную экономику, на виды деятельности, реализуемые в ее рамках. Это означает, что выход страховщиков через их инвестиционную деятельность на другие секторы экономики должен обеспечивать приоритет национальной экономики. Только в этом случае можно будет говорить о том, что страхование как стратегически важный сектор национальной экономики способствует ее развитию.

Инвестиционная деятельность страховщика реализуется с помощью размещения средств страховых резервов и собственных свободных средств. Поэтому приоритет национальной экономики может быть обеспечен только в том случае, если отток средств российских страховых компаний за рубеж в результате их инвестиционной деятельности контролируется национальным страховым законодательством.

В рамках размещения средств страховых резервов и собственных свободных средств предусматриваются следующие возможные варианты «ухода» средств российских страховщиков за рубеж:

— через размещение страховых резервов. Это предполагает отток за рубеж российских средств в виде таких активов, как доля зарубежных перестраховщиков (п. 21 таблицы «Структурные соотношения активов и страховых резервов» [6]) и суммарная стоимость активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия страховых резервов (п. 34 этой же таблицы);

— через размещение собственных средств страховщика. Это предполагает отток в зарубежную экономику части собственных средств страховщика, равной суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия собственных средств (п. 18 таблицы «Структурные соотношения» [7]). Поэтому функция поддержки развития национальной экономики, которая является обязательной для российского страхования как стратегического сектора экономики, должна быть реализована с помощью выполнения некоторых условий, которые заключаются:

— в осуществлении контроля за долей зарубежных перестраховщиков при размещении средств страховых резервов (условие 5);

— в осуществлении контроля за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые

(активы) используются для покрытия страховых резервов (условие 6); — в осуществлении контроля за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия собственных средств (условие 7).

Соблюдение данных условий будет отвечать задаче вложения активов, покрывающих страховые резервы и собственные средства, в сферу национальной экономики.

В соответствии с действующими в настоящее время Правилами размещения средств страховых резервов для страховых компаний, работающих по правилам российского страхового законодательства, по страхованию жизни за рубеж (в виде доли зарубежных перестраховщиков) может «уходить» до 10 % от величины страховых резервов, а по иным видам страхования - до 40 % (за исключением резерва заявленных, но не урегулированных убытков) [6].

Проведенные по указанным ранее таблицам расчеты показали, что в настоящее время при осуществлении страхования жизни в сфере национальной экономики должно быть размещено не менее 60 % от размера страховых резервов и не менее 65 % от расчетного значения, определяемого для собственных средств. При реализации иных видов страхования в сфере национальной экономики должно быть размещено не менее 30 % от размера страховых резервов и не менее 65 % от расчетного значения, определяемого для собственных средств [6].

Необходимо отметить, что соблюдение этих условий одновременно отвечает реализации другой функции российского страхования как стратегического сектора экономики - защите национальной экономики. Определяя нижние границы размещения активов, покрывающих страховые резервы и собственные средства, в национальную экономику, российский законодатель практически ограничивает верхние границы размещения этих активов в зарубежную экономику.

Функция российского страхования по защите национальной экономики предполагает также обязательный контроль за долей (квотой) иностранного участия в российском страховании (выполнение функции Г - условие 8). Это объясняется тем, что бесконтрольный приток на территорию российского страхового рынка иностранного капитала может привести к полному или частичному вытеснению

российского капитала из этого сектора экономики (в этой ситуации российские страховщики либо не смогут, либо уже не захотят отстаивать свои национальные интересы в этом секторе экономики).

Проведенный анализ страхования как стратегически важного сектора национальной экономики обосновал необходимость выполнения им определенных функций и позволил выделить условия их выполнения (см. таблицу).

Выделенные функции страхования и условия их выполнения определяют роль страхования как стратегически важного сектора национальной экономики. Поэтому очень важен вопрос о том, способствует ли вступление РФ в ВТО и, как следствие этого, усиление процессов глобализации на российском страховом рынке сохранению этой роли страхового сектора в России, и если нет, то что этому препятствует и что необходимо сделать для сохранения этой роли российского страхования.

Проявления совместного влияния факторов вступления РФ в ВТО и усиления процессов глобализации. Для получения ответов на поставленные вопросы оценим влияние факторов глобализации и вступления РФ в ВТО на выполнение российским национальным страхованием перечисленных функций и условий их соблюдения. При этом саму оценку проведем на основе изучения важнейших проявлений влияния названных факторов1. Проанализируем, как каждое из этих проявлений обусловливает выполнение функций страхования как стратегического сектора экономики, а также условия их выполнения.

Целью такого анализа является выделение проблем и вопросов, которые необходимо решить на уровне согласования российского страхового законодательства с требованиями и принципами ГАТС для того, чтобы российское страхование и после вступления РФ в ВТО оставалось важнейшим стратегическим сектором российской экономики.

Приток на территорию российского страхового рынка иностранного капитала. Это является следствием реализации либеральной модели регулирования страховой деятельности, предусмотренной ГАТС и наилучшим образом отвечающей целям глобализации. Поэтому его можно рассматривать как проявление совместного влияния

1 В статье рассматриваются только те проявления влияния этих факторов, которые связаны с реализацией функций национального страхования как стратегического сектора национальной экономики.

Функции страхования как стратегического сектора национальной экономики и условия их выполнения

Функции страхования как стратегического сектора национальной экономики Условия выполнения функций страхования

Функция А - реализация финансовой защиты участников страхования Условие 1 - выполнение страховых обязательств по всем реализуемым видам страхования

Функция Б - предоставление участникам страхования социальной защиты Условие 2 - осуществление видов страхования, имеющих социальную значимость

Функция В - поддержка развития национальной экономики Условие 5 - контроль за долей зарубежных перестраховщиков при размещении средств страховых резервов. Условие 6 - контроль за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия страховых резервов. Условие 7 - контроль за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия собственных средств

Функция Г - защита национальной экономики Условие 3 - паритетность отношений национальных и зарубежных страховщиков в сфере перестрахования. Условие 4 - ограниченный допуск иностранных страховщиков и иностранного капитала к определенным видам страхования. Условие 5 - контроль за долей зарубежных перестраховщиков при размещении средств страховых резервов. Условие 6 - контроль за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия страховых резервов. Условие 7 - контроль за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия собственных средств. Условие 8 - обязательный контроль за квотой иностранного участия в российском страховании

факторов вступления РФ в ВТО и глобализации в сфере страхования.

Посмотрим, каким образом это проявление влияния двух факторов скажется на российском страховании как стратегически важном секторе российской экономики.

Для этого проанализируем влияние притока иностранного капитала на выполнение функций российского страхования именно как стратегического сектора экономики, а также условия их выполнения.

Функция А - реализация финансовой защиты участников страхования. Естественно, что с увеличением притока иностранного капитала возрастают возможности осуществления этой функции:

- появляются новые страховые продукты, освоенные за рубежом, но до настоящего времени отсутствующие на российском страховом рынке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- увеличивается число участников страхования и т. д.

Возможности расширения и усиления предоставляемой финансовой защиты возрастают под воздействием и других последствий углубления процессов глобализации в сфере страхования, регулируемых принципами и нормами ГАТС:

— за счет укрупнения российских страховых компаний на основе слияний и поглощений, централизации и концентрации капитала, взаимопроникновения страхового и банковского бизнеса, создания финансовых групп и финансовых конгломератов, за счет объединения в комплексном продукте (услуге) потребительских свойств составляющих его простых продуктов (услуг) и использования информационных технологий и интернета, а также за счет взаимопроникновения квалификаций и компетенций персонала новых организационно-правовых форм страховые компании получат экономию на масштабах страховых операций, что сделает возможным снижение цен на страховые услуги. В условиях усиливающейся конкуренции иностранных и российских страховщиков, обусловленной вступлением РФ в ВТО, этот фактор - снижение страховых тарифов - становится очень важным;

— появится возможность продажи и распространения российских страховых продуктов в рамках не только российского, но и европейского, а также мирового страхового рынка. Такой опыт,

например, имеют европейские страны, для которых Правила продвижения национальных страховых продуктов определяются принятыми европейскими директивами [1-4], а также требованиями ГАТС для тех европейских стран, которые являются участницами ВТО;

— применение новых технологий в страховании, обусловленных вовлечением российских страховых компаний в процессы глобализации и интернационализации, даст возможность российским страховщикам использовать новые, дополнительные каналы распространения своих страховых продуктов;

— обострение конкуренции российских и иностранных страховых компаний, пришедших на российский страховой рынок в результате вступления РФ в ВТО, а также российских страховых компаний между собой будет стимулировать внедрение инноваций, повышение качества страховых услуг, производительности труда и, как следствие, будет способствовать развитию российского страхового рынка как института именно финансовой защиты. Указанное позволяет сделать вывод о том, что

приток иностранного капитала, обусловленный совместным влиянием двух факторов на российское страхование, усиливает функцию А и отвечает условию 1 ее выполнения (выполнение страховых обязательств по всем реализуемым видам страхования).

Функция Б - предоставление участникам страхования социальной защиты. Реализация данной функции дополнительно к функции А предполагает осуществление видов страхования, имеющих социальную значимость (условие 2). Но всегда ли иностранный капитал и иностранные страховщики заинтересованы в реализации определенных видов страхования как социально значимых? Примером может служить медицинское страхование, которое может не обеспечивать такой прибыли, как, например, другие виды страхования. В этом случае как всякий страховщик, заинтересованный в получении максимальной прибыли, иностранный страховщик не будет склонен к выбору именно этого вида страхования. А для сохранения роли российского страхования как стратегического сектора экономики социальными видами страхования российские страховщики должны заниматься. В этом случае могут быть использованы особые механизмы их реализации, предусматривающие участие государства. Примером социального вида страхования, под-

держиваемого государством, является обязательное медицинское страхование.

Из сказанного следует, что совместное влияние факторов глобализации и вступления РФ в ВТО в общем случае не способствует развитию и расширению социально значимых видов страхования. Условие 2 выполнения функции социальной защиты (осуществление видов страхования, имеющих социальную значимость) в общем случае не соблюдается. Поэтому для сохранения роли российского страхования как стратегического сектора экономики необходима российская государственная поддержка развития и расширения объемов социально значимых видов страхования.

Функция В - поддержка развития национальной экономики. Возможность выполнения данной функции российским страхованием обоснована тем, что, как уже было отмечено ранее, через свою инвестиционную деятельность страховщики выходят на другие секторы российской и зарубежной экономики.

С увеличением притока иностранного капитала на российский страховой рынок и, в том числе, в отдельные страховые компании увеличиваются объемы выхода страховых компаний на другие секторы экономики, что способствует их развитию.

Однако в этом случае возникает вопрос о том, в какой мере такой выход осуществляется в секторы национальной и зарубежных экономик. Ответ на этот вопрос является очень важным, так как в зависимости от него можно говорить о том, работают ли эти страховые компании и весь российский рынок на национальную экономику или они поддерживают экономику других стран. Последнее обусловливает возможность отрицательных последствий вступления РФ в ВТО.

Выход на экономику других стран связан с размещением средств страховых резервов и собственных средств страховщика. Так, размещение средств страховых резервов предусматривает «уход» части средств страховых резервов за рубеж через перестрахование (доля зарубежных перестраховщиков в страховых резервах) и через долю зарубежных активов, принимаемых для покрытия страховых резервов. Механизм размещения собственных средств страховщиков также предусматривает их долю в зарубежных активах.

Однако после вступления РФ в ВТО возникает целый ряд вопросов, требующих ответов. Будут ли действующие в настоящее время правила разме-

щения средств страховых резервов и собственных средств страховщика оставаться прежними для страховщиков, работающих по российскому законодательству, даже после вступления РФ для ВТО? Если они останутся для российского страховщика, то будут ли они распространяться на иностранные страховые компании, которые будут работать самостоятельно на территории РФ в формах дочерних компаний и независимых отделений иностранных страховщиков? И если «да», то эти ограничения будут ли одинаковыми для российских и иностранных страховщиков, работающих на территории РФ, останутся ли конкретные значения ограничений теми же или они будут пересмотрены? Если они будут пересматриваться, то как часто, в каком направлении и т. д.

Все эти вопросы, требующие ответов, возникают потому, что модель регулирования страхования, реализуемая в рамках ГАТС, является либеральной, предусматривающей ослабление возможных ограничений. И до тех пор, пока поставленные вопросы не будут решены, ответить на вопрос о сохранении российским страхованием роли стратегического сектора экономики не представляется возможным.

Для сохранения роли российского страхования как стратегического сектора экономики необходимо создание условий по поддержке развития национальной экономики за счет:

— сохранения контроля за долей зарубежных перестраховщиков при размещении средств страховых резервов;

— сохранения контроля за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия страховых резервов;

— сохранения контроля за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия собственных средств.

При этом речь должна идти не только о чисто российских страховых компаниях и компаниях с совместным иностранным капиталом, но и о независимых отделениях и дочерних компаниях иностранных страховщиков, работающих на территории России.

Функция Г - защита национальной экономики. Как уже было отмечено ранее, соблюдение условий по поддержке развития национальной экономики автоматически будет способствовать выполнению

российским страхованием как стратегическим сектором экономики еще одной функции - защиты национальной экономики.

Условие 5 об ограничении доли зарубежных перестраховщиков при размещении средств страховых резервов, выполнение которого является обязательным для реализации функций российского страхования по поддержке развития национальной экономики и защите национальной экономики, тесно связано с условием 3 о выполнении функции страхования по защите национальной экономики по паритетности отношений национальных и зарубежных страховщиков в сфере перестрахования.

Значение доли зарубежных перестраховщиков может быть разным, и именно оно определяет объем оттока за рубеж средств российских страховщиков по каналам перестрахования. Однако если встречного потока средств по этим каналам от зарубежных страховщиков в Россию не будет, то паритета в отношении российского и зарубежного перестрахования также не будет. Это означает, что и функция российского страхования по защите национальной экономики по этому направлению взаимодействия российских и зарубежных страховщиков не будет реализована.

Насколько этот вопрос важен, можно судить по следующим цифрам. До момента вступления РФ в ВТО по каналам перестрахования ежегодно безвозвратно за рубеж «уходило» примерно 350-500 млн долл. США.

В условиях дополнительного притока иностранного капитала на территорию российского страхового рынка, обусловленного вступлением РФ в ВТО, данная проблема становится еще более острой. Чем больше будет доля иностранного капитала в страховом секторе экономики России, тем больший объем средств по каналам перестрахования будет «уходить» за рубеж, причем преимущественно в те страны, иностранные представители которых будут работать на территории России.

Именно поэтому очень важно предпринимать меры, способствующие выполнению условия об ограничении доли средств российских страховщиков, которые «уходят» за рубеж по каналам перестрахования, а также меры, обеспечивающие паритетность взаимодействия российских и зарубежных страховщиков по операциям перестрахования.

В связи с этим важными задачами являются: • обеспечение не только передачи российских

рисков за рубеж, но и получение рисков на

перестрахование из-за рубежа. Этого можно добиться, например, созданием государственной российской перестраховочной компании с большим размером уставного капитала. Присутствие государства как учредителя такой компании повысит гарантии выполнения ею страховых обязательств, что, естественно, повысит доверие к ней иностранных страховщиков, передающих на перестрахование свои риски;

• сохранение действующих в настоящее время правил размещения страховых резервов, предусматривающих ограничение доли страховых резервов, передаваемой за рубеж2;

• введение ограничений на долю средств, передаваемых по каналам перестрахования иностранными страховщиками, работающими на территории России. Они могут совпадать с ограничениями для страховых компаний с российским или совместным капиталом, могут отличаться от них, но при этом они должны отвечать задаче защиты национальной экономики от чрезмерного оттока средств за рубеж. Условие 4 об ограниченном допуске иностранных страховщиков и иностранного капитала к определенным видам страхования является чрезвычайно актуальным.

Отсутствие контроля за процессом участия иностранного капитала в стратегически важных видах страхования может привести к тому, что реализуя эти виды страхования, иностранный капитал возьмет под контроль не только сами эти виды страхования, но и выполнение ими социальной функции страхования, а также те сферы деятельности, с которыми эти виды страхования связаны. Так, участие иностранного капитала в российском страховании жизни позволяет осуществлять контроль не только за выполнением общественно значимой функции страхования (обеспечение социальной защиты российских страхователей), но и за инвестированием страховых резервов, формируемых по этому виду страхования. Особенностью страхования жизни является его долгосрочность, которая определяет возможность вложения средств страховых резервов в долгосрочные инвестиционные проекты, стратегически важные для экономики всей России. В 1999 г. были введены ограничения на некоторые

2 В связи с вступлением РФ в ВТО в условиях подчинения российского страхового законодательства требованиям ГАТС пока не ясно, будут ли эти правила сохранены.

виды страхования для компаний с иностранным капиталом, к которым относятся:

— страхование жизни;

— обязательное страхование;

— обязательное государственное страхование;

— имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд;

— страхование имущественных интересов государственных и муниципальных образований [8].

Для сохранения независимости российской экономики сохранение таких ограничений является целесообразным.

Условие 8 об обязательном контроле за квотой иностранного участия в российском страховании также является очень важным.

Как уже отмечалось ранее, если сам по себе приток капитала в страховой сектор (в том числе иностранного капитала) положительно сказывается на развитии страхования как института финансовой защиты, то чрезмерное участие иностранного капитала в этом секторе экономики при условии либеральной модели регулирования страховой деятельности (а именно ее реализует ГАТС) может привести к исчезновению российского страхования как стратегически важного сектора экономики.

Необходимость сохранения национального российского страхового рынка при влиянии на него процессов глобализации, усиленных вступлением РФ в ВТО, определяется спецификой страхования -его институциональной двойственностью. С одной стороны, страхование является важнейшим институтом социальной и финансовой защиты и поэтому является стратегически важным сектором экономики (оно обеспечивает стабильность экономической и общественной жизни России как самостоятельного государства). С другой стороны, оно представляет собою важнейший инвестиционный институт, который через выходы на другие секторы экономики оказывает существенное влияние на всю российскую экономику и поэтому должен обеспечить не только содействие ее развитию, но и ее защиту.

Именно поэтому важно отслеживать долю иностранного присутствия в этом секторе. На этапе согласования российского страхового законодательства с требованиями ГАТС обсуждалась квота иностранного участия, равная 50 % [9] (при этом в будущем предполагается возможный отказ от нее). В целях

сохранения российского национального страхового рынка этого допускать нельзя. Далее. Предложенный на этапе согласования российского страхового законодательства с требованиями ГАТС порядок расчета квоты реального присутствия иностранного капитала в российском страховом секторе является не вполне корректным - при расчете этой квоты (в процентах) искусственно занижается числитель, например во внимание не берутся инвестиции до 2007 г., и завышается знаменатель - учитываются все иностранные вложения3. Такой порядок определения реальной квоты иностранного присутствия снижает расчетное значение квоты и позволяет укладываться в ограничение по ней, равное 50 %. Для сохранения российского страхового рынка квота иностранного присутствия на нем конечно должна быть, но она должна периодически пересматриваться. Сам же порядок расчета квоты реального присутствия иностранного капитала в российском страховом секторе также должен быть уточнен.

Новые формы коммерческого присутствия иностранного капитала на российском страховом рынке. Либеральная модель регулирования страховой деятельности, заложенная в ГАТС, усиливает процессы глобализации, в данном случае связанные с продвижением на территорию национального страхового рынка иностранного капитала. В соответствии с положениями ГАТС вступление РФ в ВТО предполагает коммерческое присутствие на российском страховом рынке иностранного капитала в виде независимых отделений (branches) и дочерних компаний иностранных страховщиков. Именно поэтому появление на российском страховом рынке новых форм коммерческого присутствия иностранного капитала можно рассматривать как еще одно из проявлений влияния на российский страховой рынок факторов вступления РФ в ВТО и глобализации страховой деятельности.

Выступая в качестве института финансовой защиты, эти формы коммерческого присутствия способствуют экономической стабильности российского общества. Однако не надо забывать, что страхование является и инвестиционным институтом. И в этом качестве при увеличении числа независимых отделений и дочерних компаний иностранных страховщиков возрастает влияние деятельности каждого из них на другие секторы экономики и на экономику в целом.

3 Правила по расчету квоты пока не утверждены и рассматриваются на уровне предложений.

Как инвестиционный институт любая страховая компания занимается размещением страховых резервов и собственных средств.

Поэтому для сохранения российским страхованием его роли как стратегического сектора экономики необходимо в рамках инвестиционной деятельности независимых отделений и дочерних компаний иностранных страховщиков выполнять следующие условия:

— условие 5 - контроль за долей зарубежных перестраховщиков при размещении средств страховых резервов;

— условие 6 - контроль за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия страховых резервов;

— условие 7 - контроль за долей суммарной стоимости активов нерезидентов РФ, которые (активы) используются для покрытия собственных средств.

Соблюдение этих условий страховыми компаниями с российским капиталом и с капиталом, совместным с иностранным, как было указано ранее, а также независимыми отделениями и дочерними компаниями иностранных страховщиков будет отвечать реализации российским страхованием как стратегическим сектором экономики функций поддержки развития национальной экономики и ее защиты.

Однако неразработанность вопросов, связанных прежде всего с экономико-организационным механизмом функционирования независимых отделений иностранных страховщиков на территории России после ее вступления в ВТО, выделяет те из них, которые требуют скорейшего решения еще и в целях сохранении за российским страхованием его стратегической роли4.

Так, в настоящее время:

— не определен статус каждой из форм коммерческого присутствия иностранного страховщика на территории РФ. В первую очередь это относится к статусу независимого отделения. От решения этого вопроса зависит то, какому законодательству будет подчинена деятельность независимого отделения и как это решение повлияет на роль российского страхования как стратегического сектора экономики;

4 Ввиду ограниченности объема статьи в ней только перечисляются, но не рассматриваются неразработанные проблемы экономико-организационного механизма функционирования независимых отделений иностранных страховщиков.

— не разработаны процедуры судопроизводства, связанные с функционированием независимых отделений. Это является очень важным не только с позиций самих процедур. Здесь важно и то, нормы какого законодательства эти процедуры реализуют (российского (национального), согласованного с требованиями ГАТС, или только требований ГАТС, которые по сравнению с российским (национальным) законодательством могут быть более либеральными). Использование последних может привести в частности к снижению роли российского страхового рынка как важнейшего стратегического сектора российской экономики;

— не ясен порядок налогообложения независимых отделений иностранных страховщиков. От принятого порядка налогообложения будет зависеть, куда «уйдут» налоги, на экономику какой страны они будут работать, как это повлияет на роль российского страхования как стратегического сектора экономики;

— не определена страна (Россия или страна иностранного страховщика), которая будет осуществлять надзор за деятельностью независимых отделений иностранных страховщиков. Если надзор будет осуществлять Россия в соответствии со своим законодательством, хотя и согласованным с требованиями ГАТС, возможность сохранения за российским страхованием его роли как стратегического сектора экономики остается;

— не решен вопрос о правилах размещения страховых резервов и собственных средств страховщика. Для сохранения роли российского страхования как стратегического сектора экономики необходимо выполнение условий 5-7, о чем уже было сказано ранее.

При проработке всех вопросов экономико-организационного механизма функционирования отдельного независимого отделения иностранного страховщика необходимо исходить из того, что все согласуемые вопросы должны не только отвечать требованиям ГАТС, они должны обеспечивать также сохранение и развитие российского страхового рынка как стратегического сектора экономики.

Процедура согласования российского страхового законодательства с требованиями ГАТС. Анализ возможностей сохранения российским страхованием своей роли как стратегического сектора российской экономики после вступления РФ в ВТО

выявил те вопросы и проблемы, которые должны быть решены.

Принятие мер по сохранению стратегической роли российского страхования является в определенной мере возможным в рамках процесса согласования российского страхового законодательства с правилами, требованиями и нормами, заложенными в ГАТС.

Принцип либерализации, провозглашенный в ГАТС, обусловливает возможность согласования российского национального страхового законодательства с требованиями ГАТС. Он охватывает не только сам процесс создания, продвижения, продажи страховых услуг на территории стран - участниц ВТО, что проявляется, например, в возможности свободного экспорта и импорта услуг независимо от способа их поставки, но и предусматривает возможность согласования национального страхового законодательства с требованиями ГАТС с учетом, в определенной мере, интересов национального рынка. Последнее проявляется в возможности принятия исключений по принимаемым нормам, положениям и требованиям ГАТС, которые носят индивидуальный национальный характер, а также в возможности выработки индивидуального решения о квоте иностранного присутствия на национальном страховом рынке.

Право использования возможностей согласования национального страхового законодательства с требованиями ГАТС предусмотрено самой процедурой вступления любой страны во Всемирную торговую организацию, включающей следующие пункты:

— уточнение конкретного содержания принципов, требований и норм ГАТС;

— возможность переходного периода по корректировке национального законодательства с учетом требований ГАТС;

— возможность рассмотрения вопросов (пункты) корректировки национального законодательства,

— определение срока переходного периода. Предусмотренная ГАТС процедура согласования национального законодательства по определенным услугам, в том числе страховым, с требованиями ГАТС дает возможность в течение срока переходного периода (для российского страхового законодательства он установлен равным 9 годам) решить вопросы, требующие согласования.

Выводы. Проведенный анализ проявлений влияния факторов вступления РФ в ВТО и глоба-

лизации на российском страховом рынке показал следующее.

Для сохранения стратегической роли российского страхования необходимо сохранение за ним функций финансовой защиты, социальной защиты, поддержки развития и защиты национальной экономики. Однако это возможно только при разработке мер, направленных на выполнение условий реализации этих функций (условия 1-8).

Ввиду неразработанности экономико-организационного механизма функционирования отдельного независимого отделения иностранного страховщика на территории России дополнительно необходимо решить вопросы, связанные со статусом независимого отделения, с процедурами судопроизводства, с налогообложением и с надзором за их деятельностью.

При проработке этих вопросов необходимо помнить о том, что возможность разрешения обозначенных проблем пока еще реальна в рамках согласования российского страхового законодательства с требованиями ГАТС в течение срока, установленного для России, продолжительностью в 9 лет.

Список литературы

1. Вторая директива Совета ЕС 88/357/ЕЭС от 22.06.1988 о координации законодательных, нормативных и административных актов в отношении прямого страхования, иного, чем страхование жизни, о положениях, направленных на упрощение фактического осуществления свободы оказания услуг, и об изменении директивы 73/239/ЕЭС. URL: http://base. garant. ru.

2. Директива Совета ЕС 92/49/ЕЭС от 18.06.1992 по координации законов, нормативных актов и административных положений, регулирующих операции, связанные с прямым страхованием, иным, чем страхование жизни, и дополняющая директивы 73/239/ЕЭС и 88/357/ЕЭС (третья директива в области страхования иного, чем страхование жизни). URL: http://base. garant. ru.

3. Директива Европейского парламента и Совета Европы 2002/65/EC от 23.09.2002 о дистанционном маркетинге потребительских финансовых услуг и о внесении изменений в директиву Совета ЕС 90/619/ЕЭС и Директивы 97/7/EC и 98/27/EC. URL: http://base. garant. ru.

4. Первая директива Совета ЕС 73/239/ЕЭС от 24.07.1973 о координации законов, нормативов и административных положений, относящихся к

организации и осуществлению деятельности по прямому страхованию, иному, чем страхование жизни. URL: http://base. garant. ru.

5. Приложение 1В доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. WT/ACC/ RUS/70, WT/ MIN (11) /2. 16.11.2011. URL: http://base.garant. ru.

6. Порядок размещения страховщиками средств страховых резервов (в ред. приказа Минфина России от 02.07.2012 J№ 100н «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых

резервов»). URL: http://base. garant. ru.

7. Требования, предъявляемые к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика (в ред. приказа Минфина России от 02.07.2012 № 101Т «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика»). URL: http:// base. garant. ru.

8. URL: http://www. oesd. org.

9. URL: http://www. wto. com.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ !

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.