Научная статья на тему 'Глобализация: европейские тенденции в культурных ландшафтах Китая'

Глобализация: европейские тенденции в культурных ландшафтах Китая Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
337
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / КИТАЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ЛАНДШАФТ / EUROPE / CHINA / GLOBALIZATION / CULTURE / LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Голосова Елена Владимировна

В статье рассматриваются процессы влияния европейской культуры на городские и садово-парковые ландшафты Китая. Высокие темпы глобализации во всех областях человеческой деятельности являются угрозой культуре и утраты своей самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION: EUROPEAN TENDENCIES IN CULTURAL LANDSCAPES OF CHINA

In article the processes of influence of European culture on urban and park and garden landscapes of China are considered. High rates of globalization in all areas of human activity are threat to culture and losses of the originality.

Текст научной работы на тему «Глобализация: европейские тенденции в культурных ландшафтах Китая»

ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТАХ КИТАЯ

© Елена Владимировна Голосова

Главный ботанический сад РАН, e-mail: eastgardens@mail.ru

В статье рассматриваются процессы влияния европейской культуры на городские и садовопарковые ландшафты Китая. Высокие темпы глобализации во всех областях человеческой деятельности являются угрозой культуре и утраты своей самобытности.

Ключевые слова: Европа; Китай; глобализация; культура; ландшафт.

В век бурного развития индустрии, увеличения скоростей передвижения по суше, воде и воздуху, кардинального изменения технологий экономические, политические и культурные границы между странами и народами становятся достаточно прозрачными для взаимного проникновения и обмена достижениями. В рамках рассматриваемой проблемы можно найти огромное количество несвязанных на первый взгляд факторов, влияющих на появление нехарактерных для данной культуры элементов в садовом и городском ландшафте. Такими опосредованными факторами влияния являются: развитие полиграфии (выпуск хорошо иллюстрированных изданий о садах, городах, природных объектах), развитие международного туризма, повышение благосостояния граждан в большинстве стран западной Европы и юговосточной Азии, появление новых строительных технологий и материалов, изменение технологий выращивания растений в питомниках, научные успехи в области интродукции и акклиматизации растений. Все эти факторы способствуют взаимному проникновению и значительному нивелированию национальных культурных традиций.

Глобализация, как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации, имеет достаточно глубокие исторические корни, и с каждым годом темпы этого процесса возрастают.

Истоки глобализации можно найти во многих исторических событиях и фактах как

мирного, так и военного характера. Так, в результате включения британских островов в состав Римской империи там установились традиции обустройства вилл с посадкой нехарактерных для Англии растений. О подобных процессах свидетельствует и история Великого шелкового пути, когда наряду с товарным обменом шла передача культурных традиций и религиозных взглядов. Вывоз коконов тутового шелкопряда из Китая в Византию в 553 г., повлек необходимость культивирования шелковицы (Morus alba Bureau) во многих странах, развивающих собственное шелковое производство. Эпоха Ренессанса, начавшаяся в Италии, однозначно повлияла на архитектурные и садовые традиции всех без исключения стран Европы. Это касается как планировки садов и парков, так и заимствований в области использования садовой скульптуры, мраморных кубков, ваз, скамей, топиарных форм, плоскостных орнаментов, фонтанов и пр. С развитием мореплавания и торгового судоходства, а особенно с деятельностью Голландской и Английской Ост-Индийских компаний, в европейских садах появились пагоды, чайные павильоны, китайские беседки, а в садах и парках Азии - злаковый газон и ковровые цветники.

Однако высокие темпы глобализации во всех областях человеческой деятельности являются угрозой культуре и утраты своей самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции [1]. Именно

поэтому сохранение культурного своеобразия в современном обществе оценивается как высшее достижение цивилизации.

Первые европейские путешественники появились в Китае в эпоху Великих географических открытий. Вместе с ними в Китай прибывали и христианские миссионеры. Именно этим объясняется появление первых христианских храмов в ландшафте китайских городов. Самый старый из них - собор святого Павла в Аомыне (Макао), бывшей португальской колонии, датируется 1620 г. и является в настоящее время архитектурным символом города. Начиная со второй половины XIX в., европейская диаспора в Китае стала быстро увеличиваться, внося в ландшафты китайских городов привычные атрибуты европейской цивилизации. В период строительства Китайско-восточной железной дороги 1897-1903 гг. и после Революции 1917 г. в России в северных районах Китая было построено много православных храмов на деньги Русской православной церкви и на пожертвования русских эмигрантов, а также немало католических костелов. В настоящее время в разных городах Китая насчитывается 478 христианских церквей и храмов [2].

Современный этап внедрения европейских архитектурных традиций в ландшафты китайских городов начался только после завершения последней «Культурной революции» в период новой экономической политики - с конца 70-х гг. ХХ в. Кроме зданий унифицированного архитектурного стиля арт-деко, не имеющих национальной и исторической принадлежности, в Китае можно увидеть и современные постройки в псевдоготическом стиле, как, например, дворец бракосочетания в Даляне.

Сады, парки и другие объекты городского озеленения также ощутили влияние европейской культуры. Примером этому служат аллейные посадки платанов во французском квартале Шанхая, обширные газонные пространства не только в современных, но и в исторических парках Китая.

На систему городского озеленения и планировку крупных городских парков, созданных в 50-е - начале 70-х гг. прошлого века, большое влияние оказали технологии и методы, разработанные в СССР. В Пекине и других крупных городах появились типовые кварталы «пятиэтажек» с типовым внутри-

дворовым озелененным пространством, новые городские парки разрабатывались с типовым зонированием, применяемым в СССР, - зона спортивных сооружений, зона аттракционов, зона тихого отдыха и т. д. (парк Виктория в Сянгане, Центральный парк в Пекине, парк Века в Шанхае, парк Юесю в Гуанчжоу).

Формовка растений в китайских садах и парках применялась традиционно. Однако строгих геометрических форм, ленточных изгородей и бордюров не было, поскольку это не согласовывалось с основной теорией подражания природе. В современном озеленении Китая таких элементов появилось множество.

Тем не менее заимствованные из Европы живые изгороди испытали на себе определенное китайское влияние - их протяженность иногда исчисляется десятками километров. Так, например, на протяжении всей 60-километровой трассы от международного аэропорта Пекина до цента города можно видеть хорошо ухоженные и богато декорированные растительные модули, отгороженные от трассы стриженной живой изгородью. Этот же прием многократно используется в городских посадках, в т. ч. под скоростными дорогами, поднятыми на значительную высоту.

Еще одним европейским приобретением можно считать прием декорирования стен зданий вьющимися растениями. Традиционно в Китае древесные лианы использовались в садах и парках в двух случаях - красиво-цветущие виды, как глициния, поднимались на горизонтальные перголы, чтобы во время цветения соцветия свешивались вертикально вниз, а лианы без ярких соцветий, как девичий виноград, использовались на небольших участках как почвопокровные на поверхности или на каменистых холмах. Сегодня нередко в китайских городах можно увидеть 2-4-этажные здания, фасады которых полностью увиты плющом или виноградом, наподобие некоторых западноевропейских построек.

В последнее десятилетие особенно популярной в парках и местах отдыха горожан, на пешеходных улицах и в городских скверах стала установка бронзовых скульптур в человеческий рост. Иногда они изображают популярных западных актеров, деятелей

шоубизнеса, литературных персонажей, иногда - жанровых персонажей и детей.

Фонтаны сегодня известны и применяются во всем мире. Эти водные устройства стали популярными благодаря средневековым итальянским инженерам, сумевшим заставить водные струи бить вверх, используя только особенности рельефа и законы гидравлики. В настоящее время ни один крупный парк в мире, и в т. ч. современные китайские, не обходятся без этой парадной демонстрации воды. В китайских парках фонтаны часто дополняются другими европейскими архитектурными элементами, как, например, колоннада с греко-римскими мотивами в парке Юньтай в Гуанчжоу.

Ассортимент традиционно культивируемых цветочных растений только ради красоты цветка в Китае невелик. Это в основном древовидный и травянистый пион, хризантема, лотос и орхидеи. Причем орхидею в садах Китая встретить можно довольно редко, но она является одним из четырех сезонных символов (лето) и гораздо чаще изображается в произведениях живописи, чем используется в садах. По данным института Ландшафтной архитектуры Сучжоу (Suzhou gardens, 1999), всего 12 видов многолетников используется в классических садах юговосточного и северного Китая. Это объясняется тем, что больших открытых и ровных пространств, не занятых водой, в классических китайских садах просто нет. Небольшие участки, свободные от древесной растительности, дорог и построек, заполнены, как правило, каменными композициями и холмами. В сильно затененных местах, между стволами деревьев часто высаживался очень теневыносливый офиопогон и плющи. Другими словами, в традиционном китайском саду экологической ниши для цветущих многолетников, и тем более для однолетних декоративных растений, требующих хорошей ос-

вещенности, никогда не было. Появление ковровых цветников геометрических форм так же, как и появление газона, свидетельствует о принципиальных изменениях в планировке современных садов и парков Китая.

В благоустройстве дворовых территорий китайских городов также происходят видимые изменения. На смену «хутунам» пришли многоэтажные кварталы жилой застройки. Современные жилые комплексы крупных городов Китая построены по тому же принципу, что и в других городах мира, и представляют собой территории ограниченного пользования с несколькими жилыми высотными 18-25-этажными зданиями, подземными паркингами и огороженной благоустроенной территорией. Дизайн подобных дворовых территорий бывает самым различным, но достаточно часто встречаются элементы оформления с европейскими мотивами, как, например, в жилом комплексе Губэй в Шанхае. Здесь можно увидеть фигуру Зевса, лежащего внутри фигурно выстриженных боскетов из кизильника, фонтан «Рождение Афродиты» в коричневых подтеках от железистой воды, а также римских волчиц, венчающих каждый из столбов ограждения жилого комплекса.

Именно такой пример как нельзя лучше демонстрирует негативное проявление глобализации в культуре, поскольку данный вариант приобщения к мировым культурным ценностям происходит через прямое пренебрежение к истории и искусству других народов.

1. Кара-Мурза С.Г. Глобализация - угроза культуре. URL: www.narochnitskaia.ru (дата доступа: 24.10.04).

2. China church. URL: www.amitynewsservice.org. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 3.07.2010 г.

UDC 008

GLOBALIZATION: EUROPEAN TENDENCIES IN CULTURAL LANDSCAPES OF CHINA Elena Vladimirovna Golosova, Main Botanical Garden RAS, e-mail: eastgardens@mail.ru

In article the processes of influence of European culture on urban and park and garden landscapes of China are considered. High rates of globalization in all areas of human activity are threat to culture and losses of the originality.

Key words: Europe; China; globalization; culture; landscape.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.