Научная статья на тему 'Глобализация действующих информационных правительственных порталов на территории Ростовской области'

Глобализация действующих информационных правительственных порталов на территории Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ / МФЦ / ЦЕНТР ТЕЛЕФОННЫХ ОБРАЩЕНИЙ / ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косачева С. В., Бунеева Т. В.

Обозначены проблемы продвижения госуслуг в электронном виде на региональном уровне. На основе анализа проникновения Интернет-ресурсов в РО, дается оценка глобализации действующих информационных порталов в РО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация действующих информационных правительственных порталов на территории Ростовской области»

His

К E S E А К С 11

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Глобализация действующих информационных правительственных порталов на территории Ростовской области

Обозначены проблемы продвижения госуслуг в электронном виде на региональном уровне. На основе анализа проникновения Интернет-ресурсов в РО, дается оценка глобализации действующих информационных порталов в РО.

Ключевые слова: портал госуслуг, МФЦ, центр телефонных обращений, Интернет-приемная, электронное правительство.

Косачева С.В., Бунеева Т.В.,

Северо-Кавказский филиал Московского технического университета связи и информатики

Направление развития информационна технологий в административном поле обозначено президентом России Д. Медведевым. Продолжением реализации ФЦП "Электронная Россия" становится Стратегия развития информационного общества в России с конкретным планом реализации.

Правительство в конце 2009 г. утвердило перечень тех государственных муниципальных услуг, которые в первую очередь рекомендовано переводить в регионах в электронную форму. Индикатором совместных успехов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и органов исполнительной и законодательной власти в регионах являются порталы госуслуг, которые Министерство связи запустило в ноябре-декабре 2009 г. По информационной наполненности и диалоговым режимам правительственных порталов видно, кто и насколько продвинулся по пути внедрения государственных услуг.

Портал госуслуг является одним из ключевых элементов проекта создания в России электронного правительства. Ежемесячно его посещают от 200 до 700 тыс. пользователей и регистрируется от 2 до 7 млн. просмотров его страниц. За первые 3 месяца работы сервиса "Личный кабинет" (с 1.04 по 1.07 2010 г.) ОАО "Ростелеком" принял и обработал более 120 тыс. заявок граждан России на регистрацию в "Личном кабинете" портала государственных услуг (gosuslugi.ru).

Электронное правительство, по мнению специалистов в области телекоммуникаций, — это такой способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и госу-

дарственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально используются информационные технологии. Проект" Электронное правительство" в рамках реализации ФЦП "Электронная Россия" призван изменить взаимоотношения органов государственной власти с гражданами, компаниями и другими государственными структурами, сократить очереди, побороть доминирующую коррупцию, а также облегчить жизнь населению страны.

В настоящее время Интернет оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям снижать затраты, по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки, создавать дополнительные источники дохода и т.п. Государственные службы также должны идти в ногу со временем. Граждане уже сегодня ожидают от правительства улучшения качества государственных услуг, повышения эффективности работы государственных органов, снижения затрат, в том числе и временных, на получение услуг. Проект электронного правительства будет способствовать повышению общего уровня профессиональной подготовки и кмопьютер-ной грамотности населения в регионах РФ.

С 15 октября 2009 г. "Ростелеком" выбран единственным национальным оператором инфраструктуры электронного правительства. Проект национального уровня создаст централизованную инфраструктуру для формирования единой информационной среды Правительства РФ и организации удобного доступа граждан, бизнес-структур, учреждений к информации и услугам государственных органов власти и местного самоуправления.

Globalization of operating information governmental portals

in the territory of the Rostov region

Kosacheva S.V., Buneeva T.V.,

North-Caucasian branch of the Moscow technical university relationship and informatics

Abstract

The article emphasizes problems of promoting electronic public services in the region. According to the analysis of penetrating the Internet resources into the Rostov region, there offers an estimation of globalization of information portals operating in the Rostov region.

Keywords: Portal of public services, centre of telephone requests, Internet reception room, e-government.

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли № 1-2010

INFORMATION SOCIETY TECHNOLOGIES

В декабре 2009 г. "Ростелекомом" была запущена первая социальная часть данного проекта — информационный портал госуслуг РФ gosuslugi.ru. Россияне, в том числе жители Ростовской области при поддержке Ростовского филиала ОАО "Ростелеком" получили доступ к 111 из более 400 госуслуг, запланированных в рамках проекта. Значительная часть услуг Интернет-портала, например, возможность отправлять государственным органам документы в электронном виде — "Личный кабинет", — стала доступной уже в середине этого года.

На Всероссийском совещании "Приоритетные задачи по переходу на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде" с участием представителей субъектов РФ 11 марта 2010 г. Министр связи и массовых коммуникаций РФ И.Щеголев отметил ключевые точки прикосновения федерального правительства и региональных органов власти.

В первую очередь Министерство связи и массовых коммуникаций РФ готово осуществлять методологическую поддержку формирования определенных форм правительства. В частности, комплект рекомендаций направлен в регионы.

Во-вторых, в различных федеральных органах власти собраны типовые программные решения для автоматизации отдельных видов деятельности. Регионам предоставляется возможность использовать региональный портал госуслуг, систему электронного взаимодействия и другие программные технологические решения.

В третьих, необходимо проводить совместную работу по устранению ограничений на переход к предоставлению услуг в электронном виде, которые содержатся в федеральном законодательстве. Очевидно, что федеральный центр при всем э желании не сможет самостоятельно, без поддержки региональных органов власти, решить все, казалось бы, очевидные проблемы, стоящие на пути реализации ФЦП "Электронная Россия". Поэтому задача отрасли телекоммуникаций — показать, чтоб проблемы расстояния больше нет: современные информационные технологии позволяют вместе и одновременно работать над решением большого количества проблем.

Ростовская область занимает 8-е место в России по темпам внедрения сети телекоммуникационной связи, которой предстоит объединить органы Этого удалось достичь за счет участия области в "пилотной" зоне внедрения ин-

формационных систем "Региональный портал государственных услуг" и "Региональный реестр государственных услуг" — сегодня там размещено 67 их видов. Подобные рейтинги проводится и среди муниципальных образований области, что обеспечит прозрачный механизм оценки деятельности муниципалитетов по переводу услуг в электронный вид.

В Ростовской области соответствующая работа ведется уже достаточно длительное время, и результаты этой работы представляются в итогах общероссийских исследований. Утвержденная долгосрочная целевая программа "Развитие и использование информационных и телекоммуникационных технологий", рассчитанная на 2010-2012 г.г. (общий объем финансирования — почти 650 млн. руб. предусматривает создание электронного правительства). Кроме того, уже завершена реализация нескольких крупных проектов. Среди них — корпоративная сеть телекоммуникационной связи областных органов государственной власти и административных центров региона. Это единая система электронного документооборота и делопроизводства органов исполнительной власти и местного самоуправления. 1,6 млрд. рублей во столько обойдется областной казне выполнение всех намеченных этапов плана по развитию информационного общества и формированию электронного правительства.

Ростовская область занимает ведущие позиции среди российских регионов по темпам внедрения электронного правительства. И до 2012 г. руководства донского региона намерено потратить на программу развития информационных технологий и формирование электронного правительства 2,7 млрд. руб.

Одной из важных и неотъемлемых составляющих процесса электронного правительства являются, безусловно, многофункциональные центры (МФЦ), которых сегодня уже более десяти — в муниципальных образованиях региона. К концу 2011 г., по поручению губернатора В. Голубева они должны появиться во всех городах и районах Ростовской области.

Глобализация МФЦ — центральное направление долгосрочной городской целевой программы "Развитие системы предоставления государственных услуг в городе Ростове-на-Дону на базе МФЦ по предоставлению услуг, Интернет-порталов и единого центра телефонных обращений в 2009-2011 гг."

С мая этого года в Ростове начал работать пункт удаленного доступа в Первомайском

His

RESEARCH

районе. А в сентябре в тестовом режиме стали действовать территориальные отделы обслуживания многофункционального центра (МФЦ) в Кировском районе (переулок Крепостной,77) и в Первомайском (Улица Воровского,46). В них предоставляют 46 государственных, муниципальных и иных услуг в социальной сфере, в архитектуре и градостроительстве, в системе ЖКХ и дорожного хозяйства. Есть теперь в Ростове са11-центр — Центр телефонных обращений. В планах городской администрации — создание еще трех территориальных отделов МФЦ.

Администрация Ростова первой (в 2008 г.) разработала стандарты муниципальных услуг с последующим размещением их на своем Интернет-портале. Здесь более 100 стандартов услуг, с которыми могут ознакомиться все желающие. Теперь перед городом стоит задача перевести в электронный вид всю необходимую гражданам информацию, имеющуюся в органах власти.

Популярность у ростовчан пользуется Официальный портал городской Думы и Администрации города. Здесь можно получить информацию по интересующей тематике в разделах сайта. Портал насчитывает более 20 сервисов.

В свою очередь сервис "Электронное правительство г. Ростова-на-Дону представлен следующей схемой (рис. 1).

Официальный интернет-портал городской Думы и Администрации Ростова-на-Дону предоставляет информацию о деятельности городских властей, справочник по основным нормативным документам, структуру ростовской Администрации, городские новости, интернет-приемную, форум для обсуждения городских проблем, расписание приема граждан руководителями Администрации, отображаемое в реальном времени, полную информацию о Ростов-ской-на-Дону городской Думе, сведения об избирательных округах, списке депутатов, времени их приема. На Интернет-портале размещены фотогалерея и веб-камера города Ростова-на-Дону.

Портал услуг Администрации города Ростова-на-Дону осуществляемых в рамках местных и переданных государственных полномочий на сервисе содержит перечень услуг и публичных функций, исполняемых отраслевыми (функциональными) органами Администрации города.

Неизменно пользуется спросом у ростовчан интернет-приемная Администрации города

High technologies in Earth space research № 1-2010

ш

К Е Я Е А К С II

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Рис. 1. Сервис "Электронное правительство" г. Ростова-на-Дону

Ростова-на-Дону. Каждый год число обращений увеличивается в среднем на 50%. Работа с интернет-обращениями показала, что это действительно перспективное направление, позволяющее оперативно решать проблемы горожан.

Для уменьшения количества обращений по уже рассмотренным вопросам перед отправкой обращения в Интернет-приемную заявитель может ознакомиться с опубликованными ответами и найти решение своего вопроса. Всего опубликовано 369 наиболее интересных для посетителей обращений, публикация которых не нарушает личной свободы граждан.

С июня 2008 г. все обращения разбиты на тематические группы, что превратило уже опубликованные ответы в удобный и актуальный справочник по вопросам жизнедеятельности города.

С целью организации взаимодействия между населением и Администрацией города, создания интерактивного информационного обслуживания граждан используются тематические форумы Администрации города.

Количество форумов администрации города выросло до 42 по тематикам деятельности Администрации города, структурных подразделений, отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации.

В среднем за сутки на форуме администрации регистрируется около 4200 посещений.

С 2008 г. на официальном Интернет-портале развернут портал муниципальных услуг Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляемых в рамках местных и переданных государственных полномочий.

Официальный интернет-портал неоднократно становился победителем Всероссийского Интернет-конкурса "Золотой Сайт".

Ежегодно, начиная с 2008 г., официальному порталу Администрации города присуждается звание лауреата Всероссийского конкурса "Лучший муниципальный сайт".

В Администрации города функционируют собственный почтовый сервер и телефон-представительство администрации г. Ростова-на-Дону.

На региональном портале государственных услуг Ростовской области можно найти информацию о государственных услугах и узнать, как их получить, какое учреждение ответственно за их оказание, какие документы от потребуются, куда, когда и к кому можно обратиться для получения услуги и как, при необходимости, обжаловать результаты ее оказания.

Услуги портала адресованы трем категориям пользователей — граждане, бизнес, органы власти.

На сегодняшний день каталог портала насчитывает 15 видов услуг (табл. 1).

Администрации города и Ростовской области не останавливаются на достигнутом уровне развития электронного правительства в регионе. На эти цели в 2011-2012 г. планируется направить 1,6 млрд. рублей. Кроме Технологиче-

Таблица 1

Региональный портал государственных услуг Ростовской области

Наименование разделов услуг

Жилищно-коммунальное

хозяйство

Здравоохранение

Имущественные отношения

Культура и СМИ

Налоги и сборы

Наука

Образование

Пенсионное обеспечение

Правопорядок и без

Производство и торговля

опасность.

Семья

Социальное обеспечение

Спорт и туризм

Транспорт

Труд и занятость

Общие сведения об услугах

Государственные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Услуги, связанные со здравоохранением в РФ -платной и бесплатной медициной, высокотехнологической медицинской помощью, особыми видами лечения, профилактикой заболеваний

Услуги для граждан и бизнеса по урегулированию имущественных отношений

Государственные услуги в сфере культуры и средств массовой информации

Налогообложение юридических и физических лиц

Государственные услуги по обеспечению научной деятельности

Государственные услуги в сфере образования

Услуги, связанные с пенсионным обеспечением -информированием о пенсионных накоплениях, назначением и выплатой пенсий, добровольным пенсионным страхованием

Обеспечение правопорядка и безопасности в РФ

Прочие услуги по производству и торговлей

Услуги, связанные с семейными отношениями -регистрацией важных событий, беременностью и рождением детей, материнством

Услуги, связанные с социальной поддержкой государством - льготами и компенсациями, предоставлением пособий и субсидий

Государственные услуги в сфере спорта и туризма

Государственные услуги в сфере транспорта

Услуги, связанные с поиском работы, привлечением рабочей силы, в т.ч. иностранной, охраной труда

Наукоёмкие технологии в космических исследованиях Земли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 № 1-2010

INFORMATION SOCIETY TECHNOLOGIES

LES

ские процессы концепции обеспечивают не только традиционные телекоммуникационные операторы связи, но и ФГУП "Почта России". Развитие информационных технологий не принизило значения почтовой связи. Рост объема почтовых отправлений требует новых возможностей. С сентября этого года в Батайске ведется строительство автоматизированного сортировочного центра (АСЦ) ростовского филиала "Почта России". На строительство, которое продлится полтора года, выделено 1,5 млрд. рублей. "Этот объект рассматривается как один из приоритетных, — заявил министр связи и массовых коммуникаций Ростовской области Александр Лаврентьев. — Он будет включен в реестр инвестиционных проектов РО с определенным финансированием из средств областного бюджета".

Помимо средств областного бюджета, на создание "электронного правительства" планируется направить также средства федерального бюджета и частных инвесторов.

Каждое предприятие, которое участвует в создании "электронного правительства", должно адаптироваться под него и, соответственно, адаптировать те информационные системы и бизнес-процессы, которые существуют в этих организациях под работу в рамках "электронного правительства", — подчеркнул Александр Лаврентьев.

Каждое предприятие, которое участвует в создании "электронного правительства", должно адаптироваться под него и, соответственно, адаптировать те информационные системы и бизнес-процессы, которые существуют в этих организациях под работу в рамках ФЦП "Электронная Россия".

Информационные порталы г. Ростова-на-Дону не оставляют без внимания и социальные вопросы на уровне муниципалитетов. В настоящее время чиновники этого уровня предоставляют 164 вида услуг. В конце этого года практически полностью этот документооборот переведен на электронные носители. Кроме того, на

официальных порталах администрации г.Ростова-на-Дону можно получить исчерпывающую информацию об устройстве детей в детские сады и встать в очередь на устройство ребенка в дошкольное учреждение.

Кроме того, на стадии завершения находятся программы электронной записи на прием к врачам в ростовских поликлиниках и больницах, а также получения консультативной помощи специалистов-медиков по Интернету.

Литература

1. Легков К.Е., Донченко А.А Беспроводные mesh-сети специального назначения // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт, 2009. — №3. — С.36-37.

2. Донченко АА., Легков К.Е. Построение радиосистемы на основе ортогонального частотного мультиплексирования (OFDM) // Сборник трудов международной молодежной научно-практической конференции "ИНФОКОМ-2008". Ростов-на-Дону: СКФ МТУСИ, 2008. — С.35-41.

High technologies in Earth space research № 1-2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.